Цель - повысить у участников уровень осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности.
Игра может быть проведена как с группой в 12-15 человек, так и с целым классом, и рассчитана на учащихся 9-11-х классов. По времени методика занимает обычно около часа, хотя нередко участники готовы играть и полтора часа.
Игровая процедура построена по принципу традиционных деловых игр и включает следующие основные этапы.
1. Общая инструкция
В некотором городе (если игра проводится в каком-то конкретном городе, то лучше сказать: «примерно в таком городе, как ваш...») некоторые злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей, необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого требуется предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. По условию игры наш класс (или группа) должен в течение урока разработать программы по следующим направлениям: 1) порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлений и правонарушений (юридические аспекты); 2) более совершенное управление городом (мэрская власть, управление); 3) оживление экономической жизни, повышение благосостояния и занятости жителей (экономика в широком смысле); 4) счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем, помощь в поиске смысла жизни (психологические аспекты); 5) здоровье жителей, профилактика заболеваний, решение экологических проблем (медицина). Сейчас мы разобьемся на команды в соответствии с перечисленными программами, попробуем составить такие программы и посмотрим, что у нас получится, т. е. сможем ли мы разбудить жителей города. Но при этом мы должны выполнить важное условие: если хотя бы одна из программ вообще никем не будет разрабатываться, то спящие жители даже слушать нас не захотят, не то, чтобы просыпаться.
В зависимости от конкретной ситуации ведущий игры может изменить или дополнить перечень программ. Например, можно рассмотреть и такие программы, как «Компьютеризация жителей», «Развитие туристического бизнеса», «Развитие торговли и сферы услуг», «Наука и образование» и др. Важно, чтобы таких программ не оказалось слишком много, хотя бы не более 57 штук, иначе игра станет слишком громоздкой.
1. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Далее предлагает поднять руки участникам, которые хотели бы поработать над первой программой (порядок), и записывает количество желающих на доске. После этого - желающих поработать над второй программой и т. д. Если окажется, что для какой-то программы желающих вообще не найдется, то нужно будет напомнить о том, что в этом случае игры не получится.
2. Ведущий рассаживает все команды за отдельные столы и дает задание: «В течение 10-15 минут каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. Сначала можно выписать не 5, а больше дел, но потом в процессе группового обсуждения необходимо оставить только 5 самых важных направлений работы. При этом все выделенные дела (направления работы) обязательно должны быть реалистичными, т. е. необходимо учитывать реальную ситуацию (примерно такую же, как в вашем городе на данный момент). Желательно, чтобы программы поменьше напоминали то, что предлагают так называемые экономические и политические «лидеры». После этого каждая группа должна будет определить, кто из ее участников выступит (представит разработанную программу) и ответит на вопросы остальных участников игры».
3. Участники приступают к работе. Некоторое время ведущий не вмешивается в обсуждения и лишь отвечает на уточняющие вопросы, а далее все чаще напоминает участникам об истекающем времени и о том, что в каждой группе должен быть выбран докладчик (или два докладчика), который представил бы свой проект программы.
4. Докладчики от каждой группы представляют свои программы и отвечают на вопросы. Чтобы данный этап проходил интереснее, ведущий должен быть готов задавать вопросы в случаях, если учащиеся вдруг растеряются и перестанут задавать свои вопросы докладчикам. Поэтому ведущему предварительно следует заготовить небольшой перечень острых вопросов для каждой группы. На данном этапе особенно важно поддерживать высокую динамику обсуждения. Опыт проведения данной игры показал, что учащиеся проводят обсуждение достаточно серьезно и заинтересованно. Например, многие программы часто оказывались мало реалистичными из-за «проблем с финансированием» или из-за «слабой подготовки кадров».
5. При подведении общего итога все участники сами должны определить по каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы, не противоречащими друг другу. Если большинство программ удовлетворяют этим условиям, то можно сказать, что жители города если и не проснутся окончательно, то хотя бы приоткроют глаза и «потянутся».
Источник: Организация профориентационного сопровождения в условиях современной школы: методическое пособие /авт. состав. Т.Г. Ерохина - Краснодар : ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2022. - 54 с. |