Развиваем речь ребенка: домашний театр
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционные игры

Одним из важных показателей уровня развития речи является связность и последовательность высказываний.

Это очень сложный вид речевой деятельности. Поэтому у многих детей часто наблюдаются следующие типичные недостатки:

использование коротких фраз;

скудный и невыразительный словарь;

пропускаются существенные смысловые элементы сюжетной линии;

часто нарушаются временные и причинно- следственные связи событий.

Театральная игра или настольный театр помогут преодолеть эти трудности речевого развития. Дети очень любят инсценировки. Им нравятся действия с куклами, а также самостоятельно играть своих любимых героев. Театрализация сказок дает возможность показать имеющиеся знания, раскрепощает ребенка, делая его речь эмоционально выразительной. Сказочное действие побуждает его к последовательной передаче событий.

Рассказ, который мы сегодня публикуем, расширит представление ребенка о профессиях, связанных с театром, а рекомендуемые игры помогут закрепить эти знания, расширят и обогатят словарь и, мы надеемся, вызовут желание устроить театральное представление.

Театральные чудеса


Вам нравится ходить в театр? Мне тоже. Наш театр стоит среди небольшого сквера, его вход украшают светлые колонны. Рядом висят большие картинки. Мама говорит, что это афиши. На них можно увидеть Бармалея и Буратино, Снежную королеву и Золушку, Алису и Карлсона.
За тяжелыми дверями начинается просторный вестибюль. Там тоже есть колонны, но не круглые, как у входа, а квадратные, под потолком они украшены разными завитушками. Справа и слева находится гардероб, где зрители снимают верхнюю одежду, когда приходят на представление.
В зале стоят красные бархатные кресла. Они такие широкие, что в каждом могут уместиться по два меня. И еще на них можно качаться! Правда, только пока не начался спектакль. Я очень люблю момент, когда в зале начинает гаснуть свет. Это происходит совсем не так, как дома: дома чикнешь выключателем и сразу оказываешься в темноте. А тут свет гаснет медленно. Постепенно в зрительном зале становится темно, а сцена ярко освещается, играет музыка, открывается занавес, и ты попадаешь в сказку.
Но еще больше мне нравится бывать за кулисами и видеть, как происходят театральные чудеса. Я попадаю туда с дядей Жорой, маминым братом, который работает в нашем театре актером. Иногда он берет меня с собой, например, как сегодня. В театр мы вошли через незаметную дверь, поднялись по лестнице и оказались в длинном коридоре, где много дверей. Это гримерные. В этих комнатах все артисты готовятся к выступлению: наряжаются в костюмы, шляпы, раскрашивают лица.
У дяди Жоры тоже есть гримерная с диваном и большим зеркалом. Перед зеркалом столик, уставленный баночками, коробочками, флакончиками.
Дядя Жора сел перед зеркалом, подмигнул мне и сказал:

Крес,пэкс, фэкс! Сейчас я буду превращаться в Ниф-Нифа!

Он открыл одну из коробочек и стал красить щеки в ярко-розовый цвет, а затем приклеил к носу забавный пятачок.

В дверь постучали. В гримерную вошла Ольга Федоровна, театральный костюмер. В одной руке она держит вешалку с розовой рубашкой, клетчатыми штанами, ярко-красным бантом на резинке. В другой - розовую шапочку с большими смешными ушами.

Здравствуй, Санек! Опять пришел подсматривать наши тайны?

Здрасьте, тетя Оль! Можно я вам помогу? - спросил я и взялся руками за большую вешалку на колесиках. Мы покатили ее вдоль коридора, все время останавливаясь у разных дверей, и Ольга Федоровна заносила туда костюмы. Наконец вешалка опустела, и, оставив ее в коридоре, мы прошли в большую гардеробную, где висели платья принцесс и волшебниц, плащи рыцарей, мантии королей и вообще много всякой одежды. Я сразу нацепил большую красную шляпу с пушистым пером, надел высоченные сапоги с пряжками и отворотами, а в руки взял блестящую шпагу. Встал перед зеркалом и стал размахивать ею, представляя себя рыцарем, который сражается с огромным драконом. Я так увлекся, что при очередном взмахе моя шпага запуталась в подоле платья какой-то принцессы.

 

Тише, Санек, тише!- сказала Ольга Федоровна. - А то сам будешь, как Золушка, зашивать мне бальные наряды.

Тут дверь приоткрылась, и к нам заглянул Эдик, художник, который рисует декорации для спектаклей.

А-а, наша волшебница наколдовала себе доблестного рыцаря?- воскликнул он. Мы засмеялись.

Эдик, а к тебе в мастерскую можно?- спросил я.

Милости просим, - он церемонно поклонился. Сняв с себя наряд, я отправился под самую крышу, где обитали художники.

В мастерской очень здорово! Кругом стоят банки с красками и бутылки с растворителем, на полках разложены кисти большие и маленькие, валяются тряпки в разноцветных пятнах. И в ней совершенно особый запах!
В театре художники рисуют на огромных занавесках. Их потом вешают на сцене, и они превращаются в дремучий лес, высокие горы, в морской берег или городские улицы, в замки королей и пещеры злых волшебников.
Иногда Эдик дает мне большую малярную кисть и разрешает что-то порисовать. А я потом сижу в зале и вспоминаю, как я подкрашивал вон ту елку или вон то облачко на небе.
Еще я люблю бывать под сценой, рассматривать разные механизмы: без их работы никакой спектакль не возможен! Вы просто не представляете, как интересно бывать в бутафорском цехе. Но об этом я расскажу вам как-нибудь в другой раз, потому что в зале прозвенел первый звонок. Значит, пора занимать свои места, скоро начнется спектакль.

Совет родителям

Закрепите те новые понятия, которые ребенок узнал из рассказа: костюмер, художественная мастерская, декорации, гримерная.
Гримерная - от слова «грим» (театральная краска). Эта краска нужна для того, чтобы актер мог создать нужный образ. Если грим несложный, его делает сам актер. Но бывает, что приходится изменять лицо очень сильно и тогда

Игра «Превращалки»

Предложите ребенку стать гримером. Нарисуйте на листах бумаги черным фломастером несколько лиц, придумайте, героями каких сказок будут эти персонажи, и «загримируйте» их. Подрисуйте прически, усы, брови, нос, бороду, сережки в ушах и т.п. Предварительно рассмотрите иллюстрации в сборниках сказок. А потом по памяти ребенок должен рассказать, как выглядит его герой. Не забывайте про эпитеты: черные загнутые усы, красный нос картошкой, противная бородавка на щеке, всклоченная борода и прочее.
Загримировать можно и себя, используя медовые акварельные краски или специальные краски для детского грима. Они не раздражают кожу и легко смываются. При этом обязательно проговаривайте вслух свои действия.

 

Игра «Учим роль»

Все артисты внимательно учат свои роли, а потом обязательно репетируют, добиваясь, чтобы слова звучали внятно и выразительно. Попробуй запомнить слова героев некоторых сказок, потренируйся говорить их с нужной интонацией. Кстати, узнаешь ли ты, чьи это слова и как называется сказка?
Козлятушки, ребятушки,
Отворитеся, отопритеся.
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Течет молочко по вымечку,
С вымечка по копытечку,
С копытечка во сыру землю.
Эти слова надо произносить сначала с ласковой интонацией, затем грубым низким голосом.
Несет меня лиса, за синие леса, актеру помогает специальный человек, который называется гример.

Замечательно, если вы самостоятельно посмотрите и найдете в словаре, в энциклопедии или Интернете объяснение таким понятиям, как бутафория, бутафорский цех. Учите детей пользоваться информативными источниками.
За быстрые реки, за высокие горы, Котик, братик, спаси меня! Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко - Дам тебе горошка.
Подумай сам, какие интонации подходят к словам двух разных героев? Нам не страшен серый волк, Серый волк, серый волк! Где ты бродишь, глупый волк, Старый, страшный волк! Попробуй произнести это с веселой, насмешливой интонацией.
А после того как роли отрепетированы, можно разыгрывать настоящий спектакль!

Источник: От 4 до 5 лет. Учимся играя, № 1, 2011 г.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.