Страница 4 из 4
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании.
На берегу моря.
Дети играют на берегу моря. Плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа… Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги. Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук) Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивая песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигатель тяжелыми руками. Повторить игру с песком 2-3 раза.
Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног)
На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают. Повторить игру 2-3 раза.
Солнышко и тучка (на напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло на тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко - расслабиться - разморило на солнце ( на выдохе). В уши попала вода (на напряжение и расслабление мышц шеи) В положении лежа на спине ритмично покачать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.
Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц лица)
Подбородок загорает - подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает - подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.
Отдых. Сон на берегу моря.
Дети слушают шум моря (В. Успенский). Ведущий говорит детям, что им снится всем один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза). Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснуться (по счету, когда заиграет дудочка, и т. д.). (Пауза). Звучит сигнал. Дети энергично (или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно) встают. Тренировка закончена. Вариант отдыха. Ведущий сообщает детям название пьесы, которую они будут слушать, и предлагает им принять удобную позу и закрыть глаза. Звучит музыка (К. Сен-Санс. "Лебедь"). С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к ведущему.
Примеры игр и упражнений, направленных на профилактику и снятие тревожного состояния
Упр. "Конкурс хвастунов". Ход: "Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: "Лена - очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется" и т. п." После того, как будет пройден круг, дети определяют победителя - лучшего "хвастуна". Можно обсудить, кому, что понравилось больше: рассказывать-хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают. Цель: Упражнение помогает ребенку свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми. Упр. "Путанка". Ход: Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также - не разжимая рук. Цель: Эта игра поможет детям почувствовать свою принадлежность к группе, понять, как неприятно быть вне ее. Упр. "Волшебный мешочек". Ход: Воспитатель спрашивает у детей, что для них самое страшное (в другой раз плохое, злое). Затем предлагает ребенку сложить в волшебный мешок все самое страшное. Затем этот мешок со всем, что в нем есть, выбрасывается. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции. Упр. "Поводырь". Ход: Выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются местами. Цель: Это упражнение развивает чувство ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу. Упр. "Зеркало" Ход: Дети участвуют по очереди, по два человека. Один ребенок смотрится в "зеркало" (другой ребенок), которое повторяет все его движения. Потом они меняются местами. Цель: Эта игра очень полезна для пассивных, неуверенных в себе детей. Она помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно, а также увидеть себя как бы со стороны. Упр. "Зайки и слоники". Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. "Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся. Дети это показывают. Покажите, что делают зайцы, если слышат шаги человека? Дети разбегаются по кабинету, прячутся. А что делают зайцы, если видят волка? А теперь мы будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, если видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра… Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона". После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. Упр. "Солнышко и тучка. Ход: Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комочек, чтобы согреться, задержать дыхание. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко, разморило на солнце - расслабиться на выдохе. Цель: Упражнение направлено на снятие психического напряжения, обучающее ребенка регулировать свое эмоциональное состояние.
Литература
1 Абрамова Г. С. "Введение в практическую психологию". М.: "Издательский центр академия", 1995. 2 Аниклева Н. П., Винникова Г. В., Смирнов С. А. "Режиссура педагогического взаимодействия". Новосибирск: НГПИ, 1991. 3 Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. "Психофизиологический метод оценки тревожности". Психологический журнал - 1997 - №2 - стр.: 34-38. 4 Аракелов Н. Е., Шмикова Н. "Тревожность: методы её диагностики и коррекции". Вестник МУ, сер. Психология - 1998 - №1 - стр. 18. 5 Бабич Н. И "Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников". Вопросы психологии - 1990 - №2. 6 Бернс Эрик "Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы". Пер. с англ. М.: Прогресс, 1995. 7 Бернс Эрик "Развитие Я - концепции и воспитание". Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 8 Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте", (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968 с. 231-235. 9 Бреслав Г. М. "Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение". М.: Педагогика, 1990 с. 144. 10 "Введение в практическую социальную психологию". Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. Ю. М. Жукова, А. А. Петровской, О. В.Соловьевой - второе издание. М.: Смысл, 1996 с.373. 11 Гарбузов В. И. "Нервные дети: советы врача". Л.: Медицина, 1990 с.176. 12 Годфруа Ж. "Что такое психология?" в двух томах. Москва, 2001. 13 "Дети с аффективным поведением". М.: Просвещение, 1996 с. 48-55. 14 Добрович А. Б. "Воспитателю о психологии и психогигиене общения". М.: Просвещение, 1987. 15 Зимбардо Р. "Застенчивость (что такое и как с ней справиться". СПб.: 1995. 16 Захаров А. И. "Предупреждение отклонений в поведении ребенка" третье издание. СПб.: Союз, 1997 с.224. 17 Имедадзе И. В. "Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте". Психологические исследования. Тбилиси: Мецнисреба, 1960 с. 54-57. 18 Изард К. Е. "Эмоции человека". М., 2001. 19 Кондратьева С. В. "Практическая психология" учебник студентов. 20 Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. "Учим детей общению", популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997 с. 240 21 Козлова Е. В. "Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации". Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997 с. 16-20. 22 Коломенский Я. А. "Психология личных взаимоотношений в детском коллективе". Минск, 1988. 23 Мухина В. С. "Детская психология". Учебник для пединститутов. 24 Макшанцева Л. В. "Тревожность и возможности её снижения у детей" Психологическая наука и образование, 1988 №2 с. 15. 25 Неймарк М. З. "Аффекты у детей и пути их преодоления". Советская педагогика. 1963, №5, с. 38-40. 26 Немчин Т. А. "Состояние нервно - психического напряжения у детей". Л., 1983. 27 Немов Р. С. "Психология". Три тома. Для студентов высших учебных заведений. М., 2000. 28 Обухова Л. Ф. "Детская возрастная психология". М., 1996. 29 "Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования". Под ред. Н. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Издательство МГУ, 1987, с. 304. 30 Практикум по возрастной и педагогической психологии" по ред. А. И. Щербакова. М., 1987. 31 "Практическая психология образования". Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание. М.: ТЦ "Сфера", 1998, с. 256. 32 "Практическая психодиагностика. Методики и тесты". Учебное пособие. Самара: Дом "БАХ РАХ", 1998, с. 679. 33 Прихожан А. М. "Психологический справочник или как обрести уверенность в себе". Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994, с. 191. 34 Прихожан А. М. "Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика". 35 "Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности" Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996 с. 144. 36 "Психология". Словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 2-е издание, испр. и доп. М.: Политиздат, 1990, с. 494. 37 Раттер М. "Помощь трудным детям". М., 1987. 38 Романова А. А. Потемкина "Проективные методы в психогимнастике". 39 Рудестам К. "Психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика". Пер. с англ. Общ. ред. Петровский А. А. М.: Прогресс, 1990. 40 Савина Е. "Тревожные дети". Дошкольное воспитание - 1996 №4 с. 11-14. 41 Славина А. С. "Дети с аффективным поведением". М., 1966. 42 "Словарь практического психолога". Составитель С. Ю. Головин. Минск.: Харвест, 1997 с. 800. 43 Фрейд З. "Психология бессознательного". М., 1989, с. 57-104. 44 Фром Э. "Бегство от свободы". М., 1993, с. 272. 45 Хрестоматия "Дети с нарушением развития". М., 1995. 46 Шапарь В. Б., Тиличенко А. В., Швылченко В. Н. "Практическая психология. Инструктаж". Учебное пособие для вузов. 47 Шапарь О. А. "Детская психология. Теоретический и практический курс". М.: Владос, 2001. 48 "Детство и общество". СПб., 1996, с. 592. 49 Юнг К. Г. "Собрание сочинений. Конфликты детской души". Пер. с нем. М.: Канон, 1997, с. 336. 50 Чистякова М. И. "Психогимнастика". М.: Просвещение, 1990.
|