На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Организация и содержание психолого-педагогического обследования
Организация и содержание психолого-педагогического обследования
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Организация и содержание психолого-педагогического обследования
Перечень психодиагностических методик
Организация обследования
Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Все страницы

1 Содержание обследования


1.1 Медицинское обследование

 

 

Направления обследования

Содержание

1. Сбор анамнеза

—  семейный анамнез (сведения о семье и наследственности),
—  личный анамнез

2 Соматическое обследование

обследование терапевта/педиатра (по показаниям)

выявление особенностей физического развития, соматического здоровья:
-    наличия хронических очагов инфекций и заболеваний,
-    наличия пороков развития органов и систем, играющих большую роль в снижении толерантности к физическим, учебным и иным нагрузкам

3. Неврологическое обследование

обследование   невролога/невропатолога (1 раз в год, чаще - по показанииям)

выявление возможных отклонений со стороны нервной системы:
— органических поражений - следствий перинатального поражения, перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм, наследственных причин,
-    функциональных расстройств - результата дезин
теграции, дисфукций различных мозговых структур

4. Нейрофизиологическое обследование
(функциональное )

дополняет    неврологическое   (для   уточнения диагноза)

-       электроэнцефалография   (ЭЭГ)   -  регистрация биотоков мозга для оценки функционального состояния мозга (для обнаружения очагов судорожной активности, повышенной судорожной готовности);
-     эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) - ультразвуковое обследование для диагностики органического поражения головного мозга (опухоли, гематомы и др.), оценки внутричерепного давления;
-     реоэнцефалография  (РЭГ)  -  оценка характера
мозгового кровотока (наличие сосудистых изменений и др.);
-     краниография - рентгенограмма черепа для выяснения костных повреждений (врожденные дефекты костей черепа, раннее расхождение/заращение черепных швов);
-     компьютерная томография (КТ), ядерно-магнитный резонанс (ЯМР)

5. Отоларингологическое обследование, при
необходимости - фониатрическое

обследование  оториноларинголога,  при  необходимости - фониатра
(1   раз  в  год,   чаще  -по показаниям)

характеристика состояния уха, носа, носоглотки; обследование слуха, в т. ч. аудиологическое обследование

6. Офтальмологическое обследование

обследование      окулиста (1 раз в год, чаще -по показаниям)

оценка функций зрения:
-     глазодвигательные функции,
-     реакция зрачков на свет,
-     острота зрения,
-     поля зрения,
-     цветоразличение

 

7. Психопатологическое обследование

обследование    психиатра (1 раз в год, чаще -по показаниям)

оценка психического статуса, дифференциальная диагностика психического состояния

При необходимости дополнительное обследование: генетика, хирурга, эндокринолога, стоматолога (хирурга, ортодонта), физиотерапевта, врача ЛФК и др.

Медицинская  диагностика  проводится   с  учетом   функциональных  классов   (ФК),   принятых Всемирной организацией здравоохранения и характеризующих разные степени нарушения жизнедеятельности человека, в том числе - его способности к обучению, самостоятельному передвижению, общению и др.:
ФК 0 - отсутствие нарушения жизнедеятельности (0 %),
ФК 1 - легкое нарушение (от 1 до 25 %),
ФК 2 - умеренно выраженное нарушение (от 26 до 50 %),
ФК 3 — выраженное нарушение (от 51 до 75 %),
ФК 4 - резко выраженное нарушение (от 76 до 100 %)

Соответствие кодов МКБ-10 и психолого-педагогических описаний

Медицинский диагноз (по МКБ)

Психолого-педагогическая нозологическая группа

I. (F70-F79) — Умственная отсталость:

Интеллектуальная недостаточность:

F70 - умственная отсталость легкой степени

легкая

F71 - умственная отсталость умеренная

умеренная

F72 - умственная отсталость тяжелая

тяжелая

F73 - умственная отсталость глубокая

глубокая

F78 - другие формы умственной отсталости

 

F79 - умственная отсталость неуточненная

 

II. (F80-F89) — Расстройства психологического развития

 

F80 - специфические расстройства развития речи и языка:

 

F80.0 - специфические расстройства речевой артикуляции

Дислалия

F80.1 - расстройство экспрессивной речи

Моторная алалия

F80.2 - расстройство рецептивной речи

Сенсорная алалия

F80.3 - приобретенная афазия с эпилепсией

Детская афазия

F80.9 - расстройства развития речи и языка неуточненные

Неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного патогенеза)

F81 — специфические расстройства развития учебных навыков:

 

F81.0 - специфическое расстройство чтения

Дислексия

F81.1 - специфическое расстройство спел-лингования

Дисграфия

F81.2 - специфическое расстройство арифметических навыков

Дискалъкулия

F81.3 - смешанное расстройство учебных навыков

Задержка психического развития психогенного происхождения

F81.9 - расстройство развития учебных навыков неуточненное

Задержка психического развития вследствие психофизического инфантилизма (конституционального происхождения)

F83 - смешанные специфические расстройства психологического развития

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения

 

III. (R47-R49) — Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу

 

R47.0 - дисфагия и афазия

Афазия

R47.1 -дизартрия, анартрия

Дизартрия, анартрия

R49.0 - дисфония   .

Дисфония

R49.1 - афония

Афония

R49.2 - открытая гнусавость и закрытая гнусавость

Открытая и закрытаяринолалия

F98 — другие эмоциональные расстройства и  расстройства  поведения,  начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

 

F98.5 - заикание

Заикание

F98.6 - речь взахлеб

Тахилалия

F84 — общие расстройства психологического развития

 

F84.0 - детский аутизм F84.1 - атипичный аутизм

Искаженное психическое развитие

F84.5 - синдром Аспергера

 

F84.8 - другие общие расстройства развития

Задержка  психического развития  соматогенного происхождения или вследствие минимальной мозго вой дисфункции

IV. (Н60-Н95) — Болезни уха и сосцевидного отростка

 

Н90 - кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха двусторонняя:
Н90.0 - Кондуктивная потеря слуха двусторонняя

Глухие дети (ранооглохшие; позднооглохшие)

Н90.3 - Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя

 

Н90.5 - Нейросенсорная потеря слуха неуточненная.     Врожденная    глухота    БДУ. Снижение   слуха:   центральное   сенсорное. Нейросенсорная глухота.

Слабослышащие с грубым недоразвитием речи

Н90.6 - Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя

Слабослышащие с относительно развитой речью

 

1.2 Психологическое обследование

 

Назначение

Психологический анамнез

Получение сведений об уровне умственного развития ребенка, его личностных особенностях:
•    выявление особенностей психофизического развития,
•      установление  нарушений  психического развития (характера, степени выраженности и структуры)
•      выявление  сохранных,   потенциальных и компенсаторных возможностей ребенка,
• определение оптимальных условии обучения, воспитания и социальной адаптации

•    социокультурный уровень родителей, их личностные
особенности,
•    особенности протекания беременности и родов в психологическом плане (нежелательность беременности, наличие тревоги, конфликтных отношений в семье и др.) с
учетом физиологических факторов,
•    моторное, психоэмоциональное развитие и поведение ребенка в первый год жизни (в том числе - эмоциональные реакции, комплекс оживления, наличие страхов раннего
возраста и др.),
• особенности развития ребенка и условия воспитания в раннем и дошкольном возрасте (в том числе - особенности протекания «кризиса 3 лет», адаптированность в детском учреждении, особенности игровой деятельности и др.),
• уровень готовности к школьному обучению, особенности адаптации к регулярному обучению, проявления школьной дезадаптации,
• интересы ребенка, круг его общения и др.

Психологическая диагностика лиц с недостатками речи (по Т.Н. Волковской)

 

Цель:    выявление    совокупности    характеристик,    определяющих    психологические особенности

 

Задачи психодиагностики:

Диагностически значимые показатели психологической характеристики:

1. Изучение уровня коммуникативно-языковой компетентности

— практические коммуникативные умения (проявления инициа
тивы в разговоре, умение поддержать тему беседы, наличие логи
ческого соответствия собственных высказываний высказываниям
собеседника и пр.) и особенности коммуникативного поведения
(контактность, общительность; поведенческие реакции во время
общения, ситуации, вызывающие коммуникативные трудности;
использование паралингвистических средств общения),
-    уровень средств общения (языковых средств на уровне экс
прессивной и импрессивной речи)

2. Изучение особенностей когнитивных процессов

Уровень сформированности:
-     восприятия,
-     памяти,
-     мышления,
-и др.

 

3. Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы

-       самооценка,
-    эмоциональная лабильность и другие особенности темпера
мента

4. Выявление личностных реакций на речевое расстройство

-     фобии,
-     тревожность,
-     агрессивность,
-     замкнутость,
-     истерические реакции и др.

5. Выявление позитивного потенциала личности

Лучшие адаптивные характеристики человека

Нейропсихологическое обследование

 

используется для оценки высших психических функций

В соответствии с моделью подразделения   мозга   на   три   основных          структурно-функциональных   блока   (А.Р.   Лурия) нейропсихологический      анализ дает следующую информацию:
1) о состоянии энергетического обеспечения    психической   деятельности или регуляции уровня активности мозга,

Используется структурно-динамическая система методик (проб), взаимосвязанных между собой и направленных на оценку:
-     зрительного гнозиса (по реальным объектам, контурным изо
бражениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и
цифр),
-     соматосенсорного гнозиса (с помощью проб узнавания объек
тов на ощупь, на прикосновение),
-     слухового гнозиса (при узнавании мелодий, при локализации
источника звука, повторении ритмов),

 

2) о возможностях операциональной деятельности приема, переработки и хранения слуховой, зрительной, кинестетической и пол и модальной, в том числе зрительно-пространственной, информации,

3) о состоянии процессов программирования, регуляции и контроля над протеканием психической деятельности - всех произвольных действий, в том числе серийной организации движений и действий

- произвольных движений (при выполнении действий по инструкции, при установке позы, а также оценке координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватности символических движений),
- памяти на слова, картинки, рассказы,
- речи (через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций),
- письма букв, слов, фраз,
- чтения букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов,
- системы счета,
- интеллектуальных процессов (понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать),
- произвольного и непроизвольного внимания

При изучении лиц с нарушениями речи вследствие локальных поражений мозга нейро-психологический синдромалъный анализ позволяет:

  • определить зону поражения мозга, соответствующую синдрому нарушения высших психических функций (поставить топический диагноз),
  • отдифференцировать нарушенные психические процессы от сохранных,
  • наметить пути и методы восстановительного обучения (Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель и др.).

 


 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Методики изучения внимания, работоспособности:

Методика Б. Бурдона «Корректурная проба»,
«Кольца Ландольта»,
Таблицы Шульте,
Методика Пьерона-Рузера,
«Кодирование» (11 субтест WISC),
Методика Е.Ф. Рыбакова,
Счет по Э. Крепелину,
«Определение отсутствующих деталей» (7 субтест WISC),
«Лабиринты»,
«Перепутанные линии»,
«Графический диктант» Д.Б. Эльконина,
Методика X. Мюнстерберга,
Методика Ф.Д. Горбова,
Нестандартизированные методики («Круг внимания», «Что изменилось»),
Тест Э. Торндайка,
S - тест,
«Поиск образцов»,
«Круги»,
Методика Н.И. Гуткиной «Домик»,
«Матрицы информационного поиска».

Методики изучения зрительного восприятия:

- «Соотнесение по цвету, форме, величине»,
- Методика Т.Н. Головиной,
- Фигуры Поппельрейтера,
- «Узнавание реалистических, перечеркнутых, недорисованных, химерных изображений»,
- Тест Л. Бендер,
- « Разрезные картинки »,
- Доски Э. Сегена,
- «Почтовый ящик» («Коробка форм»),
- Методика К. Кооса,
- «Пирамидка», «Матрешка», «Мисочки»,
- Методика А.Л. Венгера «Включение в ряд»,
- Методика О.М. Дьяченко «Эталоны»,
- Методика В.В. Холмовскои «Перцептивное моделирование».

Методики изучения пространственного гнозиса и праксиса:

- «Зеркальные буквы»,
- « Слепые часы »,
- Тест А. Бентона,
- Фигуры Дж. Тейлора и А. Рея-Остеррица,
- Пробы Т. Хеда,
- «Разрезные картинки»,
- Доски Э. Сегена,
- «Почтовый ящик» («Коробка форм»),
- Методика К. Кооса и ее модификации,
- Конструирование из палочек,
- Методика Н.В. Яшковой «Треугольники»,
- Методика Б.И. Пинского,
- Методика В.В. Холмовскои «Рыбка»,
- Куб Линка.

Методики изучения памяти:

- «Узнавание фигур»,
- «Образная память»,
- Запоминание чисел» (6 субтест WISC),
- «10 слов»,
- «Непроизвольное запоминание места»,
- «Запоминание 2 групп слов»,
- «Воспроизведение рассказов»,
- «Оперативная память»,
- Методика Л.В. Занкова,
- Методика А. Н. Леонтьева,
- «Пиктограмма,
- Тест зрительной ретенции А. Бентона,
- Векслера памяти шкала,
- Тест зрительной и слуховой памяти Р. Мейли,
- Нестандартизированные методики («Чего не стало» и т. п.),
- «Воспроизведение предложений».

Методики изучения воображения:

- Методики Э. Торранса,
- Методики О.М. Дьяченко,
- Методики М.М. Нудельмана.
Методики изучения мышления:
- «Разрезные картинки»,
- Доски Э. Сегена,
- «Предметные и сюжетные вкладки», методика Г.И. Россолимо,
- «Почтовый ящик» («Коробка форм»),
- Методика К. Кооса,
- «Пирамидка», «Матрешка», «Мисочки»,
- Методика А.Л. Венгера «Включение в ряд»,
- Методика О.М. Дьяченко «Эталоны»,
- Методика В.В. Холмовской «Перцептивное моделирование»,
- Методика Б.И. Пинского,
- Матрицы Дж. Равена и их модификации,
- Варианты методики «Классификация геометрических фигур» (лото В.М. Когана, «Систематизация» (Н.Б. Венгер),
- «Обучающий эксперимент» А.Я. Ивановой,
- «Исключение по цвету, форме, величине»,
- Методика Л.С. Выготского «Формирование искусственных понятий» и ее модификации (А.В. Говоркова),
- «Клипец»,
- Пробы Ж. Пиаже,
- «Невербальные аналогии»,
- Методика Н.В. Яшковой «Треугольники»,
- Методика Б.И. Пинского,
- Методика В.В. Холмовской «Рыбка»,
- Куб Линка,
- Методика Р.И. Бардиной «Схематизация» («Полянки»),
- Методика «Повороты фигур»,
- Методика «Дополни набор»,
- «Определение понятий»,
- «Сравнение понятий»,
- «Существенные признаки»,
- «Простые и сложные аналогии»,
- Методика «Классификация» и ее варианты,
- «Исключение из ряда»,
- «Пополнение ряда»,
- «Объяснение сюжета картин»,
- «Сюжетный ряд»,
- «Рассказы»,
- «Метафоры, пословицы, поговорки, загадки»,
- Методика Г. Эббингауза,
- Методика Э. Ф. Замбацявичене,
- «Ассоциативный эксперимент»,
- Методика Л.И. Переслени «Угадайка»,
- «Числовые ряды».

Методики изучения личности:

- Опросники Г. Айзенка,
- Шкала детской «Я - концепции» Пирса-Харриса,
- Семантический дифференциал Ч.Осгуда,
- Методика оценки уровня притязаний В. Хоппе,
- Методика Дембо-Рубинштейн,
- Методика де-Греефе,
- Графические методики: Автопортрет, Дом-дерево-человек, Несуществующее животное (М.З. Друкаревич), Рисунок человека и др.,
- Методики Е.П. Ильина «Определение мотивационнои готовности к школе», «Оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе»,
- Методика оценки мотивации дошкольников к исправлению недостатков речи
(СМ. Валявко),
- TAT, CAT, -ТЮФ,
- Тест фрустрации С. Розенцвейга,
- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса,
- Ориентационная анкета Б. Басе,
- Цветовой тест М. Люшера,
- «Тест руки» Э.Вагнера,
- Опросник САН,
- Опросник А. Басса-А. Дарки,
- Тест Р. Тэммл-М. Дорки-В. Амен,
- Тест школьной тревожности Филипса,
- Методика измерения уровня тревожности Ж. Тейлор,
- Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS),
- Шкала оценки уровня тревоги и тревожности Ч. Спилбергера,
- Опросники Р.Кеттелла,
- Опросник MMPI,
- Опросник ПДО А. Личко,
- Личностный опросник Г. Шмишека для оценки акцентуаций личности,
- Опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду),
- Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

Методики изучения межличностных отношений:

- Социометрия,
- Графические методики: Рисунок семьи, Кинетический рисунок семьи, Рисунок класса и др.,
- Методика Р.Жиля,
- Методика оценки отношения родителей к ребенку и жизни в семье (РАШ),
- Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин),
- Опросник для родителей «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера,
- Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (И.М. Марковская),
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири,
- Методика незаконченных предложений,
- Методика диагностики отношения к болезни ребенка (В.Е. Каган, И.П. Журавлева).

 

1.3 Педагогическое обследование

«Школьный анамнез»:
С какого возраста началось обучение в дошкольном учреждении, школе?
По каким программам обучался ребенок?
Какие предметы вызывают особенные трудности?
Каков круг интересов ребенка вне школы?


Показатели для оценки:

  • объем знаний, умений, навыков, которыми должен обладать ребенок на определенном возрастном этапе;
  • запас сведений об окружающем, уровень социально-бытовой ориентировки;
  • познавательная активность, интересы ребенка;
  • степень сформированности деятельности в целом - целенаправлен­ности, организованности, произвольности, способности к планирова­нию действий, осуществлению самоконтроля в процессе работы и т. д.;
  • характер трудностей, испытываемых ребенком при овладении но­выми понятиями, новыми видами деятельности

Структура программы педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии
(поС.Д.Забрамной):

 


Содержание:

Методы:

  • Общие сведения о ребенке.
  • История развития.
  • Семья.
  • Физическое состояние.
  • Особенности познавательной деятельности.
  • Эмоционально-волевая сфера.
  • Особенности личности.
  • изучение документации,
  • посещение семьи,
  • беседа с родителями,
  • беседа с ребенком,
  • изучение письменных работ,
  • наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время, в различных видах деятельности

Социально-педагогическое обследование
Показатели для оценки:

  • состав семьи,
  • уровень образования родителей, общий культурный уровень семьи,
  • материальная обеспеченность, жилищно-бытовые условия проживания ребенка,
  • состояние здоровья родителей, наличие у них вредных привычек, психологические особенности родителей,
  • особенности взаимоотношений в семье,
  • тип семейного воспитания (гипоопека, гиперопека, противоречивое воспитание как типы неправильного воспитания), взаимосвязь типа воспитания и особенностей развития ребенка

 

1.4 Логопедическое обследование

 

Дополнительные анамнестические сведения о речевом развитии ребенка:

  • время начала гуления, лепета, первых слов, фразовой речи,
  • динамика речевого развития,
  • характер речевого окружения ребенка,
  • отношение ребенка к своему речевому нарушению,
  • наличие и результативность логопедической помощи

Оценка уровня развития речи:

  • устной - письменной;
  • импрессивной - экспрессивной

Речевая карта - документ, фиксирующий результаты логопедического обследования

Разделы речевой карты:

Отличительная особенность речевой карты

  • паспортная часть,
  • анамнестические данные,
  • данные о физическом и психическом здоровье ребенка,
  • общая характеристика речи: связная речь, словарный запас, грамматический строй, произносительная сторона, фоне­матический слух, слоговая структура слова, чтение и письмо,

 

- аналитичность:

  • представление обобщенных выводов о состоянии той или иной стороны речи,
  • раскрытие механизмов патологических проявлений,

 

 


 

2 Организация обследования

 

Этапы обследования

Этап

Задачи

Виды деятельности

1)ориентировочный

-    выяснение запроса родителей (педагогов)
и установление доверительных отношений
между ними и диагностом,
-       сбор анамнестических данных,
-    выявление предварительных данных об
индивидуально-типологических    особенно
стях ребенка

-    изучение медицинской и педаго
гической документации,
-       изучение работ ребенка,
-       беседа с родителями, педагогами

2)подготовительный

формулирование диагностической гипотезы и составление плана проведения обследования

—  выбор диагностических методик,
определение   количества   заданий,
порядка и формы их предъявления;
-     подготовка протоколов обследо
вания (иных форм фиксации полу
чаемых данных)

3) диагностический

непосредственное   проведение   обследования ребенка

—  эксперимент,
—  беседа с ребенком,
—  наблюдение за ребенком,
—  игра и др.

4)аналитический

интерпретация полученных данных и заполнение документации

-      определение методов анализа и
обработки полученных результатов,
—  оформление и представление пер
вичных   результатов   обследования
при необходимости с интерпретаци
ей (в виде текста, таблицы, графика
и др.)

5) прогностический

определение   прогноза  дальнейшего   развития ребенка, основных направлений кор-рекционной работы с ним, образовательного маршрута

составление заключения по результатам обследования с рекомендациями по дальнейшему развитию и обучению ребенка

6) информирование родителей, педагогов

-     ознакомление родителей, педагогов с ре
зультатами обследования,
-      решение вопроса о необходимости по
вторных обследований и их периодичности

беседа с родителями, педагогами

Схема обследования ребенка, предложенная Л.С. Выготским:
1.    Анализ тщательно собранных жалоб родителей, самого ребенка, работников воспитательного
учреждения.
2.      Анализ истории развития ребенка.
3.      Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития.
4.      Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса).
5.      Прогноз (предсказание характера детского развития).
6.      Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение

Требования к проведению обследования

-       получение согласия родителей (лиц, их заменяющих) на проведение обследования ребенка;
-       соблюдение основных принципов диагностики нарушений развития у детей;
-     установление продуктивного контакта и взаимопонимания диагноста с ребенком, создание ком
фортной для ребенка обстановки во время обследования;

 

-     изменение диагностической гипотезы в соответствии с получаемыми данными (изменение ги
потезы обследования на следующем этапе диагностики в зависимости от результатов, получаемых на предыдущем этапе);
-     использование полифункционалъных диагностических средств, позволяющих получать разно
стороннюю информацию за счет особенностей построения методик, специфики предъявления сти-
мульного материала и проведения обследования;
-     применение методик, удобных для использования, дающих возможность стандартизации и математической обработки данных, но одновременно выявляющих качественные особенности процесса
выполнения заданий ребенком;
-     гибкий характер обследования, без жесткого следования конкретному порядку предъявления тех или иных диагностических методов и методик при сохранении общей схемы обследования, предусматривающей проведение изучения особенностей запоминания перед изучением мыслительной деятельности, чередование вербального и невербального диагностического материала и др.

Схема анализа результатов психолого-педагогического обследования (по М.М. Семаго, Н.Я. Семаго)

1. Поведение ребенка во время обследования

-    принятие ситуации обследования, контактность, ориентированность на выполнение заданий,
-    заинтересованность в правильном выполнении задания, критичность к результатам выполнения заданий,
-    проявления негативного отношения к совместным действиям со взрослым или только к самостоятельной работе,
-    изменения эмоционального фона (плаксивость, неадекватный смех и пр.) и их возможные причины и пр.

2. Характер деятельности

-       целенаправленность деятельности, сосредоточения на конкретном задании;
-       проявления импульсивности или инертности (ригидности способа действия);
-     изменение характера деятельности в процессе всего периода работы, в т. ч. в зависимости от создаваемой диагностом мотивации (игровой, учебной), на фоне признаков утомления, пресыщения и др.;
-       сформированность произвольной регуляции деятельности и др.

3. Темповые характеристики деятельности и особенности работоспособности

-    характерный темп выполнения заданий, различия в выполнении заданий разного типа;
-    колебания темпа деятельности, связанные с особенностями нейродинамики,
психического тонуса ребенка, общего уровня психической активности, мотива
ции;
-    общий уровень работоспособности, в т. ч. время, в течение которого ребенок способен продуктивно работать;
-    колебания работоспособности, время, после которого становятся очевидными
проявления усталости;
-    изменения на фоне утомления: эмоционального фона (плаксивость и др.), дея
тельности (импульсивность, расторможенность и др.) и пр.

4. Особенности моторики

-    общая моторная гармоничность, ловкость ребенка, возможность выполнять ко
ординированные движения;
-    сформированность мелкой моторики: скоординированность движений пальцев,
ловкость манипуляций с мелкими предметами и др.

5. Характер формирования латеральных предпочтений

- наличие правосторонних, смешанных или преимущественно левосторонних предпочтений

6. Уровень развития отдельных психических процессов и функций:

6.1 Внимание

-       объем, при котором возможна продуктивная деятельность;
-     возможности сосредоточения, переключения и распределения (в заданиях как
игрового, так и учебного характера);
-       связь устойчивости внимания с объемом восприятия;
-     помехоустойчивость, наличие колебаний внимания на фоне утомления, воз
буждения, негативизма

 

6.2 Мнестическая деятельность

-    особенности непосредственного слухоречевого запоминания: объем, скорость,
возможность удержания порядка предъявляемых элементов, наличие привнесенных или видоизмененных стимулов при непосредственном и отсроченном воспроизведении, полнота отсроченного воспроизведения;
-       возможность опосредованного запоминания;
-     соотношение объема материала, запоминаемого опосредованно и непосредственно, соответствие объема запоминаемого материала нормативным возрастным показателям;
-       наличие фактора интерференции мнестических следов и др.

6.3 Гностические функции

- специфика слухового, тактильного, зрительного гнозиса, в т. ч. особенности восприятия отдельных деталей или целостной картины, графических стимулов, специальных зашумленных или недорисованных изображений

6.4 Речемыслительная деятельность

-       развернутость и грамотность речевого высказывания;
-       речевая активность (слабая, адекватная, чрезмерная);
-       качество звукопроизношения;
-    косвенная оценка объема активного и пассивного словарного запаса и разницы
между ними;
-    сформированность диалогической речи в режиме «вопрос - ответ», наличие
трудностей при инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность)
ответов;
-       эмоциональность высказываний, их адекватность содержанию и др.

6.5 Мышление

-    уровень сформированности перцептивно-действенного, образного, логического
мышления, в т. ч. его вербально-логического компонента;
-    умение обобщать, выделять существенные признаки, понимать причинно-следственные связи,опосредовать, прогнозировать;
-       уровень понятийного развития;
-    понимание переносного смысла и эмоционального подтекста пословиц и метафор, рассказов со скрытым смыслом;
-       самостоятельность, активность, критичность, креативность мышления;
-    динамические характеристики: изменение динамики (соскальзывание, инертность, ригидность);
-       обучаемость

6.6 Конструктивная деятельность

-    возможность анализа пространственных отношений между элементами кон
струкции;
-       возможность вербализации этих отношений;
-       возможность визуальной ориентации в пространственных отношениях;
-       возможность конструирования аналогичных образцу объектов

6.7 Общая осведомленность

- соответствие осведомленности социально-психологическим нормативам и условиям развития ребенка, этносоциокультурной среде

7. Эмоционально-личностные особенности

-    заинтересованность ребенка, его реакции на успех и неудачу, адекватность этих реакций;
-     наличие аффективной расторможенности, признаков негативизма, страхов, опасения, эмоционального напряжения;
-     выраженность и адекватность аффективных реакций в конфликтных и фрустрирующих ситуациях (с точки зрения направленности личностных реакций -
экстра-, интропунитивные тенденции личностного развития);
-     направленность, постоянство, разносторонность, глубина интересов ребенка (игра, общение, материальные удовольствия и др.);
-       роли, выбираемые ребенком (в т. ч. быть опекаемым, опекать);
-       сформированность самооценки и уровня притязаний и др.

 


 

3 Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

 

Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность ПМПК:
-    Кодекс Республики Беларусь об образовании (статья 265),
—  Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, утвержденное Постановлением  Министерства образования Республики Беларусь 16.08.2011
№233 (глава 4)

Цель диагностической деятельности государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР):
— своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования

Условия проведения психолого-медико-педагогического обследования в ЦКРОиР:
-     согласие на обследование и присутствие
на ПМПК законных представителей детей с
особенностями психофизического развития,
-       предоставление   на   ПМПК   законным
представителем следующих документов:
1)       выписки из медицинских документов;
2)    медицинской справки о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия
психиатрического учета);
3)    педагогической характеристики, предо
ставляемой учреждением (организацией), в
котором обучается или воспитывается ребенок

В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у
ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией путем:
-     изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических
особенностей ребенка;
-     выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;
-      определения  соответствия  (или  несоответствия)
актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно нормативному развитию;
-     оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;
-     определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество

Основные принципы, реализуемые в командной работе специалистов ПМПК:

мулътидисциплинарный
(реализация комплексного подхода к оценке развития ребенка, что предусматривает необходимость равноправного учета данных всех специалистов ПМПК)

междисциплинарный
(необходимость выработки (согласования) коллегиальных подходов при оценке развития ребенка и преломления (в некоторых случаях - коррекции) мнения каждого из специалистов в зависимости от мнения других членов ПМПК)

Этапы деятельности ПМПК:
1.    Запись родителей (законных представителей) ребенка на ПМПК. Изучение запроса родителей и
их видение проблем ребенка.
2.    Анализ документов на ребенка, предоставляемых родителями (законными представителями).
Анализ запроса учреждения образования (при необходимости).
3.     Выдвижение «рабочей» диагностической гипотезы (или ее вариантов). Составление программы и
плана обследования ребенка на ПМПК.
4.       Собственно процедура обследования ребенка.
5.    Обсуждение результатов проведенного обследования специалистами ПМПК с учетом всех имею
щихся данных; формулировка заключения (при отсутствии в помещении, где проводится обсужде
ние, ребенка и родителей).
6.     Сообщение результатов родителям (законным представителям) ребенка. Получение согласия (не согласия) законного представителя с рекомендациями ПМПК

Документация ПМПК:

  1. протокол обследования ребенка,
  2. заключение ЦКРОиР,
  3. согласие (несогласие) законного предста­вителя с рекомендациями ПМПК (в письменной форме)

Заключение ЦКРОиР:

  1. описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;
  2. рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования

Источник: Баль Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями речи: дифференциальная диагностика : учеб.-метод, пособие / Н. Н. Баль, Н. В. Чемоданова. -Минск : Зорны Верасок, 2013. - 55 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.