На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Организация и содержание психолого-педагогического обследования - Организация обследования
Организация и содержание психолого-педагогического обследования - Организация обследования
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Организация и содержание психолого-педагогического обследования
Перечень психодиагностических методик
Организация обследования
Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Все страницы

 

2 Организация обследования

 

Этапы обследования

Этап

Задачи

Виды деятельности

1)ориентировочный

-    выяснение запроса родителей (педагогов)
и установление доверительных отношений
между ними и диагностом,
-       сбор анамнестических данных,
-    выявление предварительных данных об
индивидуально-типологических    особенно
стях ребенка

-    изучение медицинской и педаго
гической документации,
-       изучение работ ребенка,
-       беседа с родителями, педагогами

2)подготовительный

формулирование диагностической гипотезы и составление плана проведения обследования

—  выбор диагностических методик,
определение   количества   заданий,
порядка и формы их предъявления;
-     подготовка протоколов обследо
вания (иных форм фиксации полу
чаемых данных)

3) диагностический

непосредственное   проведение   обследования ребенка

—  эксперимент,
—  беседа с ребенком,
—  наблюдение за ребенком,
—  игра и др.

4)аналитический

интерпретация полученных данных и заполнение документации

-      определение методов анализа и
обработки полученных результатов,
—  оформление и представление пер
вичных   результатов   обследования
при необходимости с интерпретаци
ей (в виде текста, таблицы, графика
и др.)

5) прогностический

определение   прогноза  дальнейшего   развития ребенка, основных направлений кор-рекционной работы с ним, образовательного маршрута

составление заключения по результатам обследования с рекомендациями по дальнейшему развитию и обучению ребенка

6) информирование родителей, педагогов

-     ознакомление родителей, педагогов с ре
зультатами обследования,
-      решение вопроса о необходимости по
вторных обследований и их периодичности

беседа с родителями, педагогами

Схема обследования ребенка, предложенная Л.С. Выготским:
1.    Анализ тщательно собранных жалоб родителей, самого ребенка, работников воспитательного
учреждения.
2.      Анализ истории развития ребенка.
3.      Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития.
4.      Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса).
5.      Прогноз (предсказание характера детского развития).
6.      Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение

Требования к проведению обследования

-       получение согласия родителей (лиц, их заменяющих) на проведение обследования ребенка;
-       соблюдение основных принципов диагностики нарушений развития у детей;
-     установление продуктивного контакта и взаимопонимания диагноста с ребенком, создание ком
фортной для ребенка обстановки во время обследования;

 

-     изменение диагностической гипотезы в соответствии с получаемыми данными (изменение ги
потезы обследования на следующем этапе диагностики в зависимости от результатов, получаемых на предыдущем этапе);
-     использование полифункционалъных диагностических средств, позволяющих получать разно
стороннюю информацию за счет особенностей построения методик, специфики предъявления сти-
мульного материала и проведения обследования;
-     применение методик, удобных для использования, дающих возможность стандартизации и математической обработки данных, но одновременно выявляющих качественные особенности процесса
выполнения заданий ребенком;
-     гибкий характер обследования, без жесткого следования конкретному порядку предъявления тех или иных диагностических методов и методик при сохранении общей схемы обследования, предусматривающей проведение изучения особенностей запоминания перед изучением мыслительной деятельности, чередование вербального и невербального диагностического материала и др.

Схема анализа результатов психолого-педагогического обследования (по М.М. Семаго, Н.Я. Семаго)

1. Поведение ребенка во время обследования

-    принятие ситуации обследования, контактность, ориентированность на выполнение заданий,
-    заинтересованность в правильном выполнении задания, критичность к результатам выполнения заданий,
-    проявления негативного отношения к совместным действиям со взрослым или только к самостоятельной работе,
-    изменения эмоционального фона (плаксивость, неадекватный смех и пр.) и их возможные причины и пр.

2. Характер деятельности

-       целенаправленность деятельности, сосредоточения на конкретном задании;
-       проявления импульсивности или инертности (ригидности способа действия);
-     изменение характера деятельности в процессе всего периода работы, в т. ч. в зависимости от создаваемой диагностом мотивации (игровой, учебной), на фоне признаков утомления, пресыщения и др.;
-       сформированность произвольной регуляции деятельности и др.

3. Темповые характеристики деятельности и особенности работоспособности

-    характерный темп выполнения заданий, различия в выполнении заданий разного типа;
-    колебания темпа деятельности, связанные с особенностями нейродинамики,
психического тонуса ребенка, общего уровня психической активности, мотива
ции;
-    общий уровень работоспособности, в т. ч. время, в течение которого ребенок способен продуктивно работать;
-    колебания работоспособности, время, после которого становятся очевидными
проявления усталости;
-    изменения на фоне утомления: эмоционального фона (плаксивость и др.), дея
тельности (импульсивность, расторможенность и др.) и пр.

4. Особенности моторики

-    общая моторная гармоничность, ловкость ребенка, возможность выполнять ко
ординированные движения;
-    сформированность мелкой моторики: скоординированность движений пальцев,
ловкость манипуляций с мелкими предметами и др.

5. Характер формирования латеральных предпочтений

- наличие правосторонних, смешанных или преимущественно левосторонних предпочтений

6. Уровень развития отдельных психических процессов и функций:

6.1 Внимание

-       объем, при котором возможна продуктивная деятельность;
-     возможности сосредоточения, переключения и распределения (в заданиях как
игрового, так и учебного характера);
-       связь устойчивости внимания с объемом восприятия;
-     помехоустойчивость, наличие колебаний внимания на фоне утомления, воз
буждения, негативизма

 

6.2 Мнестическая деятельность

-    особенности непосредственного слухоречевого запоминания: объем, скорость,
возможность удержания порядка предъявляемых элементов, наличие привнесенных или видоизмененных стимулов при непосредственном и отсроченном воспроизведении, полнота отсроченного воспроизведения;
-       возможность опосредованного запоминания;
-     соотношение объема материала, запоминаемого опосредованно и непосредственно, соответствие объема запоминаемого материала нормативным возрастным показателям;
-       наличие фактора интерференции мнестических следов и др.

6.3 Гностические функции

- специфика слухового, тактильного, зрительного гнозиса, в т. ч. особенности восприятия отдельных деталей или целостной картины, графических стимулов, специальных зашумленных или недорисованных изображений

6.4 Речемыслительная деятельность

-       развернутость и грамотность речевого высказывания;
-       речевая активность (слабая, адекватная, чрезмерная);
-       качество звукопроизношения;
-    косвенная оценка объема активного и пассивного словарного запаса и разницы
между ними;
-    сформированность диалогической речи в режиме «вопрос - ответ», наличие
трудностей при инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность)
ответов;
-       эмоциональность высказываний, их адекватность содержанию и др.

6.5 Мышление

-    уровень сформированности перцептивно-действенного, образного, логического
мышления, в т. ч. его вербально-логического компонента;
-    умение обобщать, выделять существенные признаки, понимать причинно-следственные связи,опосредовать, прогнозировать;
-       уровень понятийного развития;
-    понимание переносного смысла и эмоционального подтекста пословиц и метафор, рассказов со скрытым смыслом;
-       самостоятельность, активность, критичность, креативность мышления;
-    динамические характеристики: изменение динамики (соскальзывание, инертность, ригидность);
-       обучаемость

6.6 Конструктивная деятельность

-    возможность анализа пространственных отношений между элементами кон
струкции;
-       возможность вербализации этих отношений;
-       возможность визуальной ориентации в пространственных отношениях;
-       возможность конструирования аналогичных образцу объектов

6.7 Общая осведомленность

- соответствие осведомленности социально-психологическим нормативам и условиям развития ребенка, этносоциокультурной среде

7. Эмоционально-личностные особенности

-    заинтересованность ребенка, его реакции на успех и неудачу, адекватность этих реакций;
-     наличие аффективной расторможенности, признаков негативизма, страхов, опасения, эмоционального напряжения;
-     выраженность и адекватность аффективных реакций в конфликтных и фрустрирующих ситуациях (с точки зрения направленности личностных реакций -
экстра-, интропунитивные тенденции личностного развития);
-     направленность, постоянство, разносторонность, глубина интересов ребенка (игра, общение, материальные удовольствия и др.);
-       роли, выбираемые ребенком (в т. ч. быть опекаемым, опекать);
-       сформированность самооценки и уровня притязаний и др.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.