На главную
Методы исследований способности к творчеству
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

2. Методы исследований способности к творчеству

2.1. Диагностическая модель - классификация психологических свойств творческой личности

Моделью творческих качеств в нашем исследовании стала классификация психологических свойств творческой личности, представленная в нашем диссертационном исследовании еще в 1993— 1996 гг. В ней были обобщены некоторые теоретические и эмпирические результаты исследований феномена креативности известные на тот момент времени (в частности, в данной модели обобщались взгляды известных отечественных и зарубежных исследователей творчества А.Я. Пономарева, А.М. Матюшкина, Д.Б. Богоявленской, Е. Торренса, Д. Гилфорда, А. Медника и др.). Кроме того, нами были проведены самостоятельные экспериментальные исследования креативности на выборках студентов Хабаровского и Московского педагогических университетов. Диагностика творческих качеств проводилась в разных формах деятельности -групповой (активные методы обучения - решение проблемных задач, дискуссия, мозговой штурм, деловая игра) и индивидуальной (индивидуальные творческие задания и тесты творческих способностей).

 
Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

1. Теоретические и эмпирические подходы к исследованию творческой деятельности и личностных детерминант ее эффективности

1.1. Структура и динамика творческой деятельности

1.1.1. Соотношение понятий: творчество, деятельность, активность

В категориальном аппарате психологии творчества центральное место занимают понятия - творчество, деятельность и активность. С этими категориями обязательно сталкивается любой исследователь, изучающий данную область современной психологии. Вместе с тем, первым противоречием, с которым сталкивается исследователь данного раздела психологии, является отсутствие единства в представлениях об этих базовых понятиях у специалистов, занимающихся данной проблемой.
Американские исследователи А. Хатсон и К.Р. Хаусман приписывают творчеству такое качество, как ценность. По мнению этих исследователей, нельзя всему новому приписывать такое качество, как «творческий», сначала нужно выяснить, насколько ценным является продукт, полученный в результате такой деятельности.
По мнению основателя психоанализа 3. Фрейда, творчество субъекта является результатом сублимации от враждебного, чуждого его инстинктивной природе общества, которое оказывает на него постоянное давление.

 
Ассоциация по плоской фигуре
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

ТЕСТ «Ассоциация по плоской фигуре»
Ассоциация – любая функционально установленная связь между двумя или несколькими элементами. Термин введен Дж. Локком, но до него, Аристотель различал три вида (по смежности, сходству и контрасту).
Под первой сигнальной системой понимали сигналы и их следы в больших полушариях, непосредственно приходящие в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. У человека и животного – она общая.

 
Экспресс–диагностика СПУ (сила, подвижность, уравновешенность)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Инструкция для испытуемого.
В протоколе после номеров соответствующих вопросов поставьте.

Шкала оценок:
7 баллов – если Ваш ответ безусловно утвердительный «безусловно да»;
6 баллов – «да»;
5 баллов – «возможно да»;
4 балла – ответ нейтральный (прибегать в исключительных случаях);
3 балла – «возможно нет»;
2 балла – «нет»;
1 балл – «безусловно нет».

 
Составление плоских фигур
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

ТЕСТ «Составление плоских фигур»
Инструкция экспериментатору. В основу разработки данного задания лег тест Фолькельта (Любимов, 1933). Испытуемому предлагалось в течение одной минуты, не глядя, на ощупь обследовать плоскую фигуру с тем, чтобы потом из элементов составить ее на плоскости, с последующим обводом контура. В эксперименте предлагалось 3 фигуры и набор составляющих элементов различных размеров, для составления каждой из фигур требовалось по шесть элементов. Наборы элементов предлагались только в момент составления фигуры, а сами фигуры не показывались вообще. Размеры фигуры, элементов, их сложность, возможность различать, были определены экспериментально на предварительной выборке испытуемых 80 человек. При составлении фигуры учитывалось время и суммарный балл точности по составлению трех фигур.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Страница 1 из 457
Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.