На главную
Методология и методы педагогических исследований
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления нужны научно-обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

Термин «методология» греческого происхождения — «учение о методе» или «теория метода». Понятие методологии является сложным и не всегда понимается однозначно. Простейшее из определений имеет двойную формулировку: методология — это учение о научном методе познания. Методология — это совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Можно, в этой связи, выделить две сферы методологии: практическая деятельность и наука. Следовательно, толкование методологии можно сформулировать следующим образом: во-первых, это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; во-вторых, методология рассматривается как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

 
Педагогика в системе наук о человеке
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Педагогическая мысль появилась давно. Первые упоминания о деятельности начинаются в древнегреческой, древневосточной, средневековой теологии и философии.
Педагогика (др.-греч. nrnSayrayixq — искусство воспитания, от лтд — ребенок и аую — веду), то есть дословный перевод означает «детоводство» или «дитяведение». В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси в XII веке первые учителя получили название «мастера». Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя на дому или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

 
Понятие «личности» в психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Понятие «личности» в психологии рассматривается с различных, иногда противоречивых друг другу точек зрения. Во многом это связано с уникальностью и неповторимостью каждого человека. Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической и др.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

 
Межличностные отношения
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Общение является важнейшей категорией психологической науки. На современном этапе сложилось по крайней мере два подхода к определению этого понятия. Традиционно общение рассматривалось лишь как форма, вид деятельности. Наиболее современные определения гласят, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто "общаются" в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе "недеяния"» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995. С. 138). То есть общение оказывается вторичной категорией, занимающей «подчиненное» положение.

 
Психология деятельности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Стратегия формирования психических процессов включает несколько теорий:
1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения. Без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз — от деятельности к функции.

 
<< Первая < Предыдущая 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 Следующая > Последняя >>

Страница 507 из 1091

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.