На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: Научение. Основные теории научения
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: Научение. Основные теории научения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: Научение. Основные теории научения
Приложение № 1
Все страницы

Цель занятия:

1. Обучающая: создать целостные представления о феномене научения и его механизмах, а также способствовать формированию у обучающихся знаний по теме занятия как неотъемлемой сфере деятельности врача.
2. Развивающая: содействовать развитию используемых компетенций на основе реализации общепедагогических действий с использованием педагогико-психологических приемов: сравнение, анализ, выделение главного, сопоставления и других.
3. Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу учения, а также вызвать интерес к педагогическим аспектам деятельности врача.


Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих
компетенций:
ОК-1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, сопоставлению.
ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.
ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.


Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:
- предмет, задачи и актуальные проблемы, связанные с педагогическими аспектами деятельности врача;
- основные теории и положения феномена научения, теории и виды научения;
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать психолого-педагогические явления, приближенные к практике врача, в аспектах темы занятия;
- анализировать и рефлексировать свою деятельность и ее результаты.
Обучающиеся должны владеть:
- навыками логического и аргументированного анализа психолого-педагогических явлений в процессах научения;
- навыками отношения к пациенту как к уникальной, целостной личности, обладающей не только физическим телом, но и сложной душевной организацией;
- навыками по выявлению, анализу и учету индивидуально-психологических особенностей личности больного в зависимости от возраста.


Контроль исходного уровня знаний
Выполните тестовые задания № 140-144, 145-148, 150 (Приложение 1).
Глоссарий темы: научение, привычка, подкрепление, условия научения.
Содержание основных понятий
Научение:
1) процесс и результат приобретения человеком индивидуального опыта, навыков и новых форм поведения;
2) деятельность, направленная на формирование у обучающихся конкретных практических навыков, привычек и расширения их индивидуального опыта.
Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной жизненной ситуации приобретает для человека характер важной потребности.
Подкрепление - педагогическое или психологическое воздействие, направленное на повторение и закрепление у обучающихся (воспитанников, пациентов) желаемой поведенческой реакции.
Условия научения - обстоятельства, без создания которых научение не состоится.
Жизнь человека - это, прежде всего, непрерывная адаптация к условиям столь же непрерывно меняющейся среды, это выработка новых
форм поведения, направленных на достижение определенных целей, это разнообразное научение.
Есть три ключевых понятия, характеризующих процесс усвоения человеком опыта: обучение, воспитание, научение.
К понятию «научение» близко соотносятся еще два понятия «привычка» и «привыкание».
У. Джеймс - психолог, основатель первой (1881 г.) в США экспериментальной лаборатории писал, что «привычки упрощают наши движения, делают их более точными, уменьшают усталость мозга». За счет чего? У. Джеймс дает ответ - «привычка уменьшает сознательное внимание, которым сопровождаются наши действия». Привычка является основой навыка.
Мышечное сокращение движения вызывается в определенном порядке вслед не за актом мысли или восприятия, а вслед за предшествовавшим мышечным сокращением. Значимость привычки в жизни человека велика: достаточно упомянуть о значении гигиенических привычек. Тренировки, упражнения - важнейшие средства выработки привычки. Привычки бывают двигательные, умственные, эмоциональные. В целом, до 18-20 летнего возраста закрепляются привычки, связанные с интонацией голоса, произношением, жестикуляцией, телодвижениями. Затем, до 30-летнего возраста, формируются интеллектуальные и профессиональные привычки.
Возвращаясь к трем, изученным нами, понятиям: обучение, воспитание, научение, зададим себе вопрос: какой процесс в становлении личности является более значимым в различные периоды жизни человека?
В дошкольном возрасте научение — это основной способ приобретения опыта! Затем (школьный возраст) идет обучение, которое сопровождается процессом воспитания. В профессиональном образовании - обучение и научение неразрывно связаны. Научение имеет важное значение в плане формирования практических навыков, в частности у врача.


Виды научения


В теории бихевиоризма, которую мы уже рассматривали, декларируется единый механизм научения у животных и человека: научение рассматривается как процесс ассоциирования (соединения) стимулов и реакций. Другими словами, целенаправленный процесс научения бихевиористы рассматривают как натаскивание или дрессуру.
Многие российские психологи придерживаются, такой же позиции, однако выделяют некоторые различия. Например, у животных в ходе научения изменяются врожденные программы поведения и приобретаемый опыт приспосабливается к конкретным условиям. У человека же научение сопровождается усвоением также и социального (общественного) опыта. Однако, чтобы разобраться в этом вопросе нужно изучить существующие виды научения. Они различаются на основании того, что некоторые виды могут происходить на уровне рецепторов или спинного мозга, другие требуют участия всего организма, включая головной мозг.
Именно на этом основании выделяют три вида научения:
1. Выработка реактивного поведения (лат.геасйа - противодействие).
2. Выработка оперантного поведения (лат. operatio - действия).
3. Когнитивное научение (когниции - знания).
В первых двух случаях поведение меняется в результате происходящего взаимодействия индивида со средой. Выбор реакции зависит от последствий в плане удовлетворения потребностей. При реактивном научении организм пассивно испытывает внешние воздействия, а при оперантном - организм активно действует. При когнитивном научении индивид оценивает ситуацию, учитывает прошлый опыт и возможные последствия.
I. Рассмотрим первый вид научения - научение реактивным формам поведения.
Что такое реактивное поведение? Это реакция организма на раздражитель.
1. Привыкание и сенсибилизация. Организм на уровне рецепторов научается игнорировать какой-либо повторный или постоянный раздражитель (привыкание) или повышать чувствительность к данному стимулу (сенсибилизация). В случае сенсибилизации у человека повышается чувствительность не ко всем стимулам, а только к определенным, связанным с событиями или ситуациями жизни.
2. Импринтинг - это наследственно запрограммированное и необратимое формирование привязанности новорожденного к первому движущемуся объекту, который попадает в поле его зрения в первые часы жизни. Этим объектом может быть человек, животное, электронная игрушка.
3. Условные рефлексы.
II. Выработка оперантного поведения.
Выработка поведения осуществляется в результате закрепления действий, последствия которых желательны и отказа от действий, приводящих к нежелательным последствиям. В случае оперантного научения субъект активен, все начинается с его действия. Оно вызывает какие-то последствия, от которых зависит будет ли повторять это действие или избегать его. Существует несколько разновидностей оператного научения:
1. Научение методом проб и ошибок.
Э. Торндайк - американский психолог открыл и описал (1890 г.). Пробуя, ошибаясь, находя удачные решения человек постоянно отказывается от неэффективных действий. Работает «закон эффекта» - действие давшее хороший результат повторяется. Недостаток метода - большие материальные и временные затраты.
Б. Скиннер разработал теорию поэтапного научения методом исследовательских приближений. Организм вознаграждается за каждое действие, приближающее его к конечной цели. По Б. Скиннеру именно так происходит выработка большинства поведенческих реакций. Родители, педагоги, руководители чтобы добиться определенной поведенческой реакции специально планируют подкрепляющие ситуации. Однако речь идет о манипулировании человеком.
Подкрепление бывает:
а) положительным - поощрение; отрицательным - снятие наказания;
б) первичное - удовлетворение физиологических потребностей; вторичное - удовлетворение социальных потребностей (например, через повышение самоуважения).
При таком виде научения приобретенная реакция сохраняется до тех пор, пока есть подкрепление. Нет подкрепления - идет угасание реакции.
2. Научение путем наблюдения (подражание модели).
Оно основано на наблюдении за другими, которые выступают в качестве моделей.
Подражание - способ научения, при котором воспроизводятся действия модели. При этом в детстве не всегда понимается значение действий. Например, ребенок видел как работает доктор и копирует в игре некоторые его действия, не понимая их значения.
Викарное научение отличается от подражания тем, что при нем усваиваются формы поведения модели с пониманием последствий этого поведения. Чаще подражают живым моделям, чем героям книг и кинофильмов. Хотя последнее тоже имеет место.
III. Когнитивное научение.
1. Латентное научение. Бихевиорист Э.Толмен (США) усовершенствовал известную формулу «стимул - реакция», включив в нее промежуточные переменные - когнитивные карты. В организм поступает поток сигналов. Часть из них осознается, часть - нечетко, часть не доходит до сознания, хотя в памяти сохраняются. Эти сигналы преобразуются мозгом, создавая карты окружающей среды - когнитивные карты. С помощью когнитивных карт организм определяет наиболее адекватные для каждой ситуации реакции и преобразует разнородные стимулы в единое структурированное поле.
2. Обучение сложным психомоторным навыкам. Что такое навык? Это умение, доведенное до автоматизма. Это действия, приобретающие в результате многократного выполнения автоматизированный характер. Для выработки сложных навыков формируют когнитивную стратегию с последовательностью этапов. Рассмотрим основные этапы выработки двигательных навыков:
- начало осмысления (понимание цели, но непонимание способов). Я должен научиться выполнять это действие, но не знаю, как;
- сознательное, но неумелое выполнение (множество лишних действий, неловко, неуклюже);
- автоматизация навыка (все более качественное выполнение);
- высокоавтоматизированный навык (действие выполняется уже бесконтрольно со стороны сознания).
3. Научение путем рассуждений.
Рассуждение используется в ситуациях, когда нет типового решения проблемы. Этапы рассуждения:
- анализ имеющихся данных;
- актуализация опыта;
- формулировка гипотез, проверка их «в уме»;
- выбор из имеющихся гипотез наиболее приемлемой.
Безусловно, гипотезы, которые строит человек, связаны с личным
(субъективным) опытом.
Условия, способствующие научению:
1. Научение будет эффективным, если организм достиг определенного уровня развития (созревания) созревания. Каждый отдельный орган, система или функция организма достигают зрелости в различное время.
2. Наиболее эффективным бывает научение в критические периоды развития человека (периоды возрастных кризов).
3. Следующее условие - сочетание научения и обучения.
Научение должно опираться на результаты обучения:
Что такое знание? Осмысленная учебная информация.
Что такое умение? Знание в действии.
Что такое навык? Умение, доведенное до автоматизма.
На эффективности научения сказываются познавательный опыт и приобретенные знания - эффект переноса.
Перенос может быть положительный - способствует облегчению приобретения новых навыков и отрицательный - затрудняет. Например, избыточная накопленная информация может затруднять восприятие новой, особенно схожей информации.
4. Следующее условие - особенности предшествующего опыта.
5. Эмоциональное состояние. Может играть различную роль: например, стресс может парализовать деятельность, может мобилизовать человека. Это зависит от личностных качеств: некоторые люди в критических ситуациях действуют с максимальной эффективностью, мобилизуя сознание; некоторые - стереотипно.


Контрольные вопросы:


1. Что такое научение? Чем научение отличается от обучения?
2. Перечислите виды научения.
3. В каком возрасте научение является основным способом приобретения опыта?
4. Чем реактивное научение отличается от оперантного?
5. Перечислите условия, способствующие научению.


Работа на занятии


Задание 1. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1, ОК- 5, ОК-8) в малой группе.
О каком виде научения идет речь?
1. Аспирант (преподаватель вуза) систематически посещает различные лекции своего научного руководителя, уважаемого им профессора, которые тот читает студентам университета. У профессора привычка - начинать любую лекцию с какого-либо риторического вопроса. Через какое-то время свои занятия со студентами аспирант непроизвольно стал начинать с риторического вопроса.
2. В исследовательской лаборатории постоянно шумит вытяжная система. Звук, который раздражает заходящих в лабораторию людей, тем не менее, не беспокоит самих сотрудников. Более того, когда вытяжная система временно прекратила свою работу из-за планового ремонта, производительность труда сотрудников существенно понизилась.
Задание 2. Работая малыми группами по 3-4 человека, подберите и обоснуйте стратегию конкретного вида научения, уместного для решения тех или иных образовательных задач
Задание 3. Смоделируйте примеры когнитивного обучения в практике медицинского образования.


Итоговый контроль


Выполните тестовые задания № 161-170 (Приложение 1).
Основная:
1. Лукацкий М.А. Психология: учебник. — 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 664с.
Дополнительная:
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 119 с.
2. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с.
3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.
4. Коньшина Ю.Е. Возрастная и педагогическая психология (практикум по дисциплине): учеб.-метод. пособие / Ю.Е. Коньшина — Уфа: ГОУ ВПО БГМУ Росздрава, 2006. — 77 с.
5. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сороко- умова. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 208с.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону: «Феникс», 1999. — 672с.
7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - Москва: Тривола, 1995. — 360с.

 


 

 

Приложение № 1


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выберите один правильный ответ
1. В КАКОЕ ВРЕМЯ ЯВЛЕНИЯ, ИЗУЧАЕМЫЕ ПСИХОЛОГИЕЙ, ОБОЗНАЧАЛИСЬ ОБЩИМ ТЕРМИНОМ «ДУША» И СЧИТАЛИСЬ ПРЕДМЕТОМ ОДНОГО ИЗ РАЗДЕЛОВ ФИЛОСОФИИ, НАЗВАННОГО ПСИХОЛОГИЕЙ (ОК-1):
1) ХУ! в.
2) сер. XVI в.
3) XVII в.
4) XVIII в.
2. В КАКОЕ ВРЕМЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ ПРЕДМЕТОМ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ СТАНОВИТСЯ ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕКА, ПОСТИГАЕМЫЙ ПУТЕМ САМОНАБЛЮДЕНИЯ (ОК-5):
1) 1785 г.
2) 1879 г.
3) 1930 г.
4) XIX в.
3. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ВЫРАЖЕННОЙ ВРЕМЕННОЙ ДИНАМИКОЙ, НАЗЫВАЮТСЯ (ОК-1):
1) психическими процессами
2) психическими свойствами
3) психическими состояниями
4) психическими закономерностями
4. НАЗОВИТЕ ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИЗУЧАЮЩУЮ ВЛИЯНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ВЕЩЕСТВ НА ПСИХИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (ОК-1):
1) психология воспитания
2) психология обучения
3) психотерапия
4) психофармакология
5. НАЗОВИТЕ ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИЗУЧАЮЩУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА (ОК-5):
1) педагогическая психология
2) психология обучения
3) медицинская психология
4) нейропсихология
6. КОМУ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ УЧЕНЫХ ПРИНАДЛЕЖИТ ОТКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ «РЕФЛЕКСА» КАК ОТВЕТНОЙ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ВНЕШНЕЕ РАЗДРАЖЕНИЕ (ОК-1):
1) В. Вундт
2) Р. Декарт
3) И. М. Сеченов
4) А. Н. Леонтьев
7. СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗМА ОТРАЖАТЬ ТЕ СВОЙСТВА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМИ (ТЕПЛО, ХОЛОД, ПРИКОСНОВЕНИЕ) НАЗВАНА (ОК-1):
1) раздражимостью;
2) чувствительностью;
3) рефлекторность;
4) активность.
8. МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, КОТОРЫЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСУЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕАЛЬНОМ ДВУХСТОРОННЕМ ОБЩЕНИИ С ИСПЫТУЕМЫМ, НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-8):
1) наблюдение
2) эксперимент
3) беседа
4) тестирование
9. В КАКОМ ВЕКЕ ПСИХОЛОГИЯ НАЧАЛА ОБОСОБЛЯТЬСЯ И ОТ ФИЛОСОФИИ, И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН, ТАК КАК УСТАНОВЛЕННЫЕ В ЛАБОРАТОРИЯХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИКИ НЕ СОВПАДАЛИ С АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ (ОК-1):
1) ХУ! в.
2) сер. ХУ1 в.
3) ХУ11 в.
4) ХУШ в.
10. КАКОЕ ВРЕМЯ ОЗНАМЕНОВАНО ПОЯВЛЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ, КОГНИТИВНОЙ, ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ, ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (ОК-1):
1) 1879 г.
2) 1930 г.
3) Х1Х в.
4) н. XX в.
11. В РАМКАХ КАКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ СТАНОВИТСЯ СФЕРА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ЛИЧНОСТИ (ОК-5):
1) когнитивная психология
2) гуманистическая психология
3) психоанализ
4) бихевиоризм
12. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПОСТОЯНСТВОМ ВО ВРЕМЕНИ, НАЗЫВАЮТСЯ (ОК-1):
1) психологическими (психическими) процессами
2) психическими свойствами
3) психическими состояниями
4) психические закономерности
13. НАЗОВИТЕ ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИЗУЧАЮЩУЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА И ПОВЕДЕНИЯ БОЛЬНОГО (ОК-8):
1) педагогическая психология
2) психология обучения
3) медицинская психология
4) психология труда
14. НАЗОВИТЕ ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИССЛЕДУЮЩУЮ ОТКЛОНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, РАСПАД ПСИХИКИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ МОЗГОВОЙ ПАТОЛОГИИ (ОК-1):
1) социальная психология
2) возрастная психология
3) патопсихология
4) пенитенциарная психология
15. МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, КОТОРЫЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ СИТУАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОЛНЫЙ КОНТРОЛЬ ПЕРЕМЕННЫХ, НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-1):
1) наблюдение
2) эксперимент
3) беседа
4) тестирование
16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ СОБОЙ ЗНАКОВУЮ ИМИТАЦИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЮ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕННО СОЗДАННОЙ СРЕДЕ (ОК-1):
1) моделирования
2) каузометрический
3) тестирования
4) биографический
17. ВАЖНЕЙШИМ МОМЕНТОМ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ СОБСТВЕННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ В ОТЛИЧИЕ ОТ БОЛЕЕ РАННИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ (ОК-1):
1) развитие речи
2) разделение труда
3) появление письменности
4) возникновение сознания
18. АНАЛИЗ, КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ - ЭТО (ОК-1):
1) мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое
2) выделение в процессах и явлениях общих черт
3) целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления
4) мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления
19. ЧЕЛОВЕК КАК НОСИТЕЛЬ ОБЩЕВИДОВЫХ СВОЙСТВ И ОПРЕДЕЛЕННОГО ГЕНОТИПА, НА БАЗЕ КОТОРОГО В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ ФОРМИРУЕТСЯ ФЕНОТИП, НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-5):
1) субъектом
2) индивидом
3) личностью
4) индивидуальностью
20. К ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТНОСИТСЯ (ОК-5):
1) сублимация
2) потребность
3) предметная игра
4) рационализация
21. ЧАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИМЕЮЩАЯ ВПОЛНЕ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ, ОСОЗНАННУЮ ЧЕЛОВЕКОМ ЦЕЛЬ, НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-
5) :
1) игрой
2) общением
3) учением
4) действием
22. СКОЛЬКО ЭТАПОВ ВЫДЕЛЯЮТ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ (ОК-1):
1) три
2) пят
3) два
4) четыре
23. ВИДНЫЙ РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА Г.И. ЧЕЛПАНОВ УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ПСИХОЛОГИЯ ПРИЗВАНА ИЗУЧАТЬ (ОК-1):
1) объективные закономерности психики
2) поведенческие акты человека
3) содержание внутренней жизни человека
4) феномены внутреннего опыта
24. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ С ЦЕЛЬЮ ИХ ПОДГОТОВКИ К ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ТРУДУ - ЭТО (ОК-5):
1) обучение
2) образование
3) воспитание
4) развитие
25. ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФАКТОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОНЯТИЙ - ЭТО (ОК-1):
1) знания
2) умения
3) навыки
4) компетенции
26. КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ИЗРЕЧЕНИЕ: «ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ СТАНОВЯТСЯ БОЛЬШЕ ОТ УПРАЖНЕНИЯ, ЧЕМ ОТ ПРИРОДЫ» (ОК-5):
1) Демокрит
2) Сократ
3) Аристотель
4) Платон
27. КТО ПРЕДЛОЖИЛ ПРОГРЕССИВНУЮ ТЕОРИЮ ОБУЧЕНИЯ И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (ОК-5):
1) И.Г. Песталоцци
2) К.Д. Ушинский
3) А.С. Макаренко
4) П.П. Блонский
28. КТО ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАТЕЛЕМ ТЕОРИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ОК-5):
1) И.Ф. Гербарт
2) А. Дистервег
3) П. Ф. Лесгафт
4) Г. Спенсер
29. ПОЛУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПУТЕМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ КАКОГО-ЛИБО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ - ЭТО (ОК-1):
1) изучение опыта
2) наблюдение
3) изучение продуктов ученического творчества
4) беседа
30. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ, СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ИСПЫТУЕМЫХ, ПРОВОДИМОЕ В СТРОГО КОНТРОЛИРУЕМЫХ УСЛОВИЯХ, НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-1):
1) тестированием
2) анкетированием
3) изучением литературы
4) срезом
31. ВЫЯВЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ОПРЕДЕЛЕННОГО КАЧЕСТВА КАЖДОГО ЧЛЕНА ГРУППЫ И ОБЩИЙ ПОДСЧЕТ ТЕХ, У КОГО ДАННОЕ КАЧЕСТВО ИМЕЕТСЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-1):
1) шкалированием
2) регистрацией
3) ранжированием
4) диагностикой
32. КАКАЯ ПАРАДИГМА ОРИЕНТИРУЕТ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ НА УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ (ОК-5):
1) технократическая
2) культурологическая
3) знаниевая
4) компетентностная
33. КАКАЯ ПАРАДИГМА ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ГУМАНИСТИЧЕСКИХ МОРАЛЬНЫХ НОРМАХ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИХ СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОУЧАСТИЕ (ОК-8):
1) детоцентристская
2) педагогоцентристская
3) гуманистическая
4) культурологическая
34. СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЙ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ И УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ - ЭТО (ОК-5):
1) обучение
2) образование
3) воспитание
4) научение
35. ГОТОВНОСТЬ СОЗНАТЕЛЬНО И САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВЕ УСВОЕННЫХ ЗНАНИЙ И ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА - ЭТО (ОК-5):
1) знания
2) умения
3) навыки
4) компетенции
36. КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ИЗРЕЧЕНИЕ: «УЧЕНИЕ ВЫРАБАТЫВАЕТ ПРЕКРАСНЫЕ ВЕЩИ ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ ТРУДА» (ОК- 5):
1) Демокрит
2) Сократ
3) Аристотель
4) Гиппократ
37. КТО ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАТЕЛЕМ ПЕДАГОГИКИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ (ОК-1):
1) В. Вундт
2) Я. А. Коменский
3) К. Д. Ушинский
4) Н. Г. Чернышевский
38. КТО РАЗРАБОТАЛ КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ОК-5):
1) И.Г. Песталоцци
2) К.Д. Ушинский
3) А.С. Макаренко
4) П.П. Блонский
39. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ВОСПИТАНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО - ЭТО (ОК-1):
1) изучение опыта
2) наблюдение
3) изучение продуктов ученического творчества
4) беседа
40. МЕТОД МАССОВОГО СБОРА МАТЕРИАЛА, С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННЫХ ОПРОСНИКОВ НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-1):
1) тестированием
2) анкетированием
3 ) изучением литературы 4) педагогическим экспериментом
41. РАСПОЛОЖЕНИЕ СОБРАННЫХ ДАННЫХ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И СООТВЕТСТВЕННО ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА В ЭТОМ РЯДУ КАЖДОГО ИССЛЕДУЕМОГО НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-1):
1) шкалированием
2) регистрацией
3) ранжированием
4) моделированием
42. КАКАЯ ПАРАДИГМА ОРИЕНТИРУЕТ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА ОСВОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ ОБУЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ (ОК-8):
1) технократическая
2) культурологическая
3) знаниевая
4) компетентностная
43. КАКАЯ ПАРАДИГМА РАССМАТРИВАЕТ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ КАК ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, ГДЕ ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ОТВОДИТСЯ ПЕДАГОГУ (ОК-5):
1) детоцентристская
2) педагогоцентристская
3) гуманистическая
4) культурологическая
44. ДЕФЕКТОЛОГИЯ ИЗ СВОЕЙ СТРУКТУРЫ ИСКЛЮЧАЕТ (ОК-1):
1) исправительно-трудовую педагогику
2) сурдопедагогику
3) тифлопедагогику
4) олигофренопедагогику
45. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИСКЛЮЧАЕТ ТАКОЙ КОМПОНЕНТ, КАК (ОК-1):
1) педагогические методы, приемы, средства, формы
2) педагоги и воспитанники
3) педагогические задачи
4) виды педагогического взаимодействия
46. РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ (ОК-5):
1) развитие познавательных процессов
2) развитие сенсорной и двигательной сфер учащихся
3) расширение общего кругозора
4) воспитание нравственных качеств и ценностных ориентиров учащихся
47. НЕДОСТАТКОМ НАБЛЮДЕНИЯ КАК МЕТОДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ (ОК-1):
1) вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя
2) изучение предмета в многогранных связях и проявлениях
3) небольшое количество времени
4) естественные условия проведения наблюдения.
48. СЕНЗИТИВНЫМ ПЕРИОДОМ, ТО ЕСТЬ СОЗДАЮЩИМ ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ЯВЛЯЕТСЯ (ОК-5):
1) младший школьный возраст (7-12 лет)
2) дошкольный возраст (3-7 лет)
3) ранний возраст (1-3 лет)
4) младенческий возраст (1 год)
49. ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ (ОК- 1):
1) реальный целостный педагогический процесс
2) образовательная деятельность педагога
3) процесс адаптации личности к социальной среде
4) многообразие видов деятельности учащихся
50. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПЕДАГОГИКИ СОСТОИТ (ОК-1):
1) в анализе, обобщении, интерпретации и оценке педагогического опыта
2) в разработке новых педагогических технологий
3) в научно-методическом обеспечении управления образовательными структурами
4) во внедрении достижений педагогической науки в образовательную
практику
51. ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ОБУЧАЮЩИЙСЯ МОЖЕТ СОВЕРШИТЬ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И КОТОРЫЕ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, МОГУТ В ДАЛЬНЕЙШЕМ СПОСОБСТВОВАТЬ ПОЛУЧЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ - ЭТО (ОК-5):
1) знания
2) умения
3) навыки
4) компетенции
52. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА (ОК-1):
1) изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения на разных ступенях развития человеческого общества
2) изучает особенности педагогического процесса в условиях вуза
3) изучает базовые основы педагогики как науки, развитие личности в педагогическом процессе, дидактику и теорию воспитания
4) разрабатывает пути подготовки детей с недостатками в развитии к жизни в нашем обществе
53. К БЕСЕДЕ КАК МЕТОДУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (ОК-8):
1) целесообразность постановки вопросов «в лоб»
2) отсутствие предварительной подготовки
3) умение вызвать собеседника на откровенность
4) нечеткость вопросов
54. УМЕНИЯ, ДОВЕДЕННЫЕ ДО АВТОМАТИЗМА, ТО ЕСТЬ ПРОИЗВОДИМЫЕ БЕЗ ОСОБОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ СОЗНАНИЯ - ЭТО (ОК-1):
1) знания
2) умения
3) навыки
4) компетенции
55. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НЕПОСРЕДСТВЕННО ЧУВСТВЕННОГО ОТРАЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЯВЛЕНИЙ И ПРЕДМЕТОВ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА, НАЗЫВАЕТСЯ (ОК- 1):
1) ощущение
2) восприятие
3) память
4) мышление
56. ОЩУЩЕНИЯ, СИГНАЛИЗИРУЮЩИЕ О ХАРАКТЕРЕ ПРОТЕКАНИЯ ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ВО ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ОРГАНИЗМА, НАЗЫВАЮТСЯ (ОК-1):
1) экстероцептивные
2) проприоцептивные
3) интероцептивные
4) монорецептивные
57. К ЭКСТЕРОЦЕПТИВНЫМ ОЩУЩЕНИЯМ ОТНОСЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ (ОК-1):
1) тактильные, обонятельные, вкусовые
2) мышечные, вибрационные, ощущение равновесия
3) голод, жажда, либидо
4) насыщение, наслаждение
58. СИНЕСТЕЗИЯ - ЭТО (ОК-1):
1) отсутствие чувствительности
2) ощущения жжения, покалывания, стягивания
3) явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на органы чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств
4) пространственная локализация раздражителей
59. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ ПО ВЕДУЩЕМУ АНАЛИЗАТОРУ (ОК-1):
1) зрительное, слуховое, осязательное
2) преднамеренное, непреднамеренное
2) восприятие пространства и времени
3) восприятие устной речи, человека человеком
60. СПОСОБНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ НА ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ОБЪЕКТЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ТАКОЕ СВОЙСТВО ВНИМАНИЯ КАК (ОК-1):
1) переключение
2) распределение
3) концентрация
4) устойчивость
61. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВНИМАНИЯ С ОДНОГО ОБЪЕКТА НА ДРУГОЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ТАКОЕ СВОЙСТВО ВНИМАНИЯ КАК (ОК-1):
1) переключение
2) объем внимания
3) отвлекаемость
4) рассеянность
62. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЗАПОМИНАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-5):
1) представление
2) воображение
3) мышление
4) память
63. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ВИДЫ ПАМЯТИ ПО ТИПУ ЗАПОМИНАЕМОГО МАТЕРИАЛА И ХАРАКТЕРА ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОК-5):
1) непроизвольная, произвольная
2) двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая
3) сверхкратковременная, кратковременная, долговременная, оперативная
4) семантическая, эпизодическая
64. Отсутствие памяти определяется термином (ОК-1):
1) гипомнезия
2) амнезия
3) гипермнезия
4) парамнезия
65. АБСТРАГИРОВАНИЕ - ЭТО (ОК-1):
1) мысленное разделение объекта на части
2) мысленное объединение нескольких частей в единое целое
3) отвлечение от несущественных признаков
4) сопоставление предметов и явлений
66. СУЖДЕНИЕ - ЭТО (ОК-1):
1) отражение связей между предметами и явлениями или их свойствами;
2) связь между суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем третье;
3) форма мышления, отражающая общие и существенные свойства предметов и явлений;
4) вывод от частного к общему.
67. НАЗОВИТЕ ВИД МЫШЛЕНИЯ, КОТОРЫЙ ОПЕРИРУЕТ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ (ОК-1):
1) аналитическое
2) вербальное
3) наглядное
4) теоретическое
68. НАЗОВИТЕ ВИД МЫШЛЕНИЯ, КОТОРЫЙ ОПЕРИРУЕТ ПОНЯТИЯМИ И ВОЗНИКАЕТ ПОСЛЕ 7 ЛЕТ (ОК-1):
1) абстрактно-логическое
2) наглядно-образное
3) наглядно-действенное
4) теоретическое.
69. КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТАКОЙ ВИД ВООБРАЖЕНИЯ, В КОТОРОМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СОЗНАТЕЛЬНО КОНСТРУИРУЕТСЯ И ТВОРЧЕСКИ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ (ОК-5):
1) активное воображение
2) продуктивное воображение
3) пассивное воображение
4) репродуктивное воображение
70. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НЕПОСРЕДСТВЕННО ОТРАЖЕНИЯ ПРЕДМЕТА В СОВОКУПНОСТИ ЕГО СВОЙСТВ, В ЕГО ОБЪЕКТИВНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ, НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-1):
1) ощущение
2) восприятие
3) память
4) мышление
71. ОЩУЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ВНЕШНИХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ НА РЕЦЕПТОРЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ПОВЕРХНОСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА, НАЗЫВАЮТСЯ ПО ШЕР- РИНГТОНУ (ОК-1):
1) экстероцептивные
2) проприоцептивные
3) интероцептивные
4) монорецептивные
72. К ПРОПРИОЦЕПТИВНЫМ ОЩУЩЕНИЯМ ОТНОСЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ (ОК-1):
1) тактильные, обонятельные, вкусовые
2) мышечные, вибрационные, ощущение равновесия
3) голод, жажда, либидо
4) слуховые, температурные
73. ПОВЫШЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ОПЫТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ЭТО (ОК-5):
1) сенсибилизированность
2) сенсорная организация
3) сензитивность
4) сенсорная депривация
74. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И ОСМЫСЛЕННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВНИМАНИЯ С ОДНОГО ОБЪЕКТА НА ДРУГОЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ТАКОЕ СВОЙСТВО ВНИМАНИЯ КАК (ОК-1):
1) переключение
2) распределение
3) концентрация
4) устойчивость
75. НЕСПОСОБНОСТЬ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ НА ЧЕМ-ЛИБО ОПРЕДЕЛЕННОМ В ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ТАКОЕ СВОЙСТВО ВНИМАНИЯ КАК (ОК-1):
1) переключение
2) объем внимания
3) отвлекаемость
4) рассеянность
76. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБОБЩЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ВЫСШАЯ ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-5):
1) представление
2) воображение
3) мышление
4) память
77. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ВИДЫ ПАМЯТИ ПО ВРЕМЕНИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА (ОК-5):
1) непроизвольная, произвольная
2) двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая
3) иконическая, кратковременная, долговременная, оперативная
4) семантическая, эпизодическая
78. СИНТЕЗ - ЭТО (ОК-1):
1) мысленное разделение объекта на части
2) мысленное объединение нескольких частей в единое целое
3) отвлечение от несущественных признаков
4) сопоставление предметов и явлений
79. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - ЭТО (ОК-1):
1) отражение связей между предметами и явлениями и (или) их свойствами
2) связь между суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение
3) форма мышления, отражающая общие и существенные свойства предметов и явлений
4) вывод от частного к общему
80. НАЗОВИТЕ ВИД МЫШЛЕНИЯ, КОТОРЫЙ ОПЕРИРУЕТ АБСТРАКТНЫМИ ПОНЯТИЯМИ (ОК-1):
1) аналитическое
2) вербальное
3) наглядное
4) теоретическое
81. НАЗОВИТЕ ВИД МЫШЛЕНИЯ, ГДЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ОСНОВЫВАЮТСЯ НА НАГЛЯДНОМ ОБРАЗЕ ПРЕДМЕТА (ОТ 3-7 ЛЕТ) (ОК-1):
1) абстрактно-логическое
2) наглядно-образное
3) наглядно-действенное
4) теоретическое
82. КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТАКОЙ ВИД ВООБРАЖЕНИЯ, В КОТОРОМ СТАВИТСЯ ЗАДАЧА ВОСПРОИЗВЕСТИ РЕАЛЬНОСТЬ В ТОМ ВИДЕ, КАКОВА ОНА ЕСТЬ С НЕБОЛЬШИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ФАНТАЗИИ (ОК-5):
1) активное воображение
2) продуктивное воображение
3) пассивное воображение
4) репродуктивное воображение
83. ТЕРМИН «ИНТРОСПЕКЦИЯ» ОТЛИЧАЕТ (ОК-1):
1) внутреннее состояние
2) самонаблюдение
3) следствие интериоризации
4) результат исследования
84. К ПРИЕМАМ ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СВОИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОТНОСЯТСЯ (ОК- 5):
1) воспроизведение образов предметов, сохраненных в памяти
2) изменение величины объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения по сравнению с действительным
3) копирование знакомых образов и представлений
4) повторение уже известных образов предметов и явлений
85. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ И ОРГАНИЗОВАННОЕ ВОСПРИЯТИЕ - ЭТО (ОК-5):
1) наблюдение
2) наблюдательность
3) концентрация
4) внимательность
86. ОЩУЩЕНИЕ КАК ПЕРВИЧНАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (ОК-1):
1) целостного отражения предметов и явлений объективного мира путем непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств
2) направленности и сосредоточенности сознания на одних объектах окружающей среды при одновременном отвлечении от других
3) отражения и последующего воспроизведения прошлого опыта
4) отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека
87. НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ОТМЕЧАЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ОБЩАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ, ОТНОСИТСЯ К ТАКОМУ КЛАССУ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ, КАК (ОК-8):
1) свойства
2) состояния
3) акты поведения
4) процессы
88. АППЕРЦЕПЦИЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ (-ЮТСЯ) (ОК-1):
1) преимущественное выделение объекта из фона
2) подсознательные обобщения на основе идеального образа
3) отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности
4) зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов, установок личности
89. ОСОБЕННОСТЬ НАШЕЙ ВОСПРИНИМАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯСЯ В ТОМ, ЧТО, НЕСМОТРЯ НА НЕПРЕРЫВНУЮ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОКРУЖАЮЩИХ НАС ОБЪЕКТОВ, МЫ ВОСПРИНИМАЕМ ИХ КАК ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТОЯННЫЕ ПО ФОРМЕ, РАЗМЕРУ, ЦВЕТУ И Т.П., НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-1):
1) избирательностью восприятия
2) константностью восприятия
3) предметностью восприятия
4) целостностью восприятия
90. Явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности, было описано Б.В. Зейгарник как (ОК-1):
1) «эффект края»
2) «эффект сбережения»
3) «эффект незавершенного действия»
4) «эффект новизны»
91. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИНАЧЕ ОБОЗНАЧАЮТ ТЕРМИНОМ (ОК-1):
1) пассивное
2) опосредованное
3) активное
4) непреднамеренное
92. К ОСНОВНЫМ ФОРМАМ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КРОМЕ ПОНЯТИЯ И СУЖДЕНИЯ ОТНОСИТСЯ ТАКЖЕ (ОК-1):
1) сравнение
2) значение
3) умозаключение
4) обобщение
93. ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ВЫДЕЛЯЮТ ПАМЯТЬ (ОК-5):
1) кратковременную и непроизвольную
2) долговременную и кратковременную
3) произвольную и непроизвольную
4) смысловую и механическую
94. ВООБРАЖЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СОЗНАТЕЛЬНО КОНСТРУИРУЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ, А НЕ ПРОСТО МЕХАНИЧЕСКИ КОПИРУЕТСЯ ИЛИ ВОССОЗДАЕТСЯ, НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-5):
1) репродуктивным
2) продуктивным
3) фантастическим
4) пассивным
95. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - ЭТО (ОК-8):
1) совокупность картин мира, установок, стереотипов, ценностей, которые формируются у индивида
2) особый процесс интеграции индивида и общества, результат активного и сознательного усвоения и воспроизводства им социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении
3) число сфер, к которым смогла приспособиться личность
4) определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения
96. ПРОЦЕСС АКТИВНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕБЕНКОМ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ, КОГДА ВЗРОСЛЫЙ ВЫСТУПАЕТ КАК ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-8):
1) идентификация
2) импринтинг
3) подражание
4) имитация
97. КАКОЕ НАЗВАНИЕ ИМЕЕТ СТАДИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ, КОТОРАЯ ОХВАТЫВАЕТ ВЕСЬ ПЕРИОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДО НАЧАЛА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОК-5):
1) трудовая
2) послетрудовая
3) дотрудовая
4) интеграции
98. КАКОЕ НАЗВАНИЕ ИМЕЕТ СТАДИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ, КОТОРАЯ ОХВАТЫВАЕТ ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ОК-5):
1) трудовая
2) послетрудовая
3) дотрудовая
4) интеграции
99. ПРОЦЕСС НЕОСОЗНАВАЕМОГО ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СЕБЯ С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ, ГРУППОЙ, ОБРАЗЦОМ, НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-8):
1) подражание
2) импринтинг
3) копирование
4) идентификация
100. КАКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ВЫДЕЛЯЮТ ПО СУБЪЕКТУ (НОСИТЕЛЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ) (ОК-1):
1) потребности труда, общения, рекреации
2) материальные, духовные, этические, эстетические
3) индивидуальные, групповые, коллективные, общественные
4) интеллектуальные, волевые, эмоциональные
101. КАКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ЛЕГКО И БЫСТРО НАСЫЩАЕМЫМИ И ОПРЕДЕЛЯЮТ ПОВЕДЕНИЕ В СРАВНИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШИЕ ОТРЕЗКИ ВРЕМЕНИ (ОК-1):
1) биологические
2) социальные
3) информационные
4) духовные
102. КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО УРОВНЕЙ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНО В ИЕРАРХИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ А. МАСЛОУ (ОК-5):
1) 4
2) 5
3) 7
4) 8
103. ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ (ОК-5):
1) желание чувствовать себя защищенным
2) желание принадлежать к группе
3) компетентность, авторитет, признание
4) реализация целей, способностей, всестороннее развитие личности
104. ВЫБЕРИТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ, ПРИСУЩУЮ ТЕРМИНУ «МОТИВАЦИЯ» (ОК-5):
1) в обобщенном виде представляет собой множество диспозиций
2) это то, что является устойчивым личностным свойством
3) объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели
4) иерархическая система мотивов личности
105. КАКИЕ УТВЕРЖДЕНИЕ МОЖНО ОТНЕСТИ К ПОНЯТИЮ «МОТИВАЦИЯ» (ОК-5):
1) формируются в онтогенезе на основе врожденных предпосылок
2) являются устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий
3) система факторов, детерминирующих поведение человека
4) процесс, направленный на реализацию цели
106. В КАКОМ ГОДУ А. МАСЛОУ ПРЕДСТАВИЛ СВОЮ ИЕРАРХИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ (ОК-1):
1) 1944
2) 1954
3) 1958
4) 1964
107. СОВОКУПНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКУЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СТОРОНУ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ - ЭТО (ОК-1):
1) темперамент
2) характер
3) акцентуация характера
4) способности
108. КТО ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАТЕЛЕМ УЧЕНИЯ О ТЕМПЕРАМЕНТАХ (ОК-1):
1) К. Гален
2) Гиппократ
3) И. Кант
4) И. П. Павлов
109. КТО ИЗ УЧЕНЫХ ОБОСНОВАЛ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО РАЗЛИЧИЯ В ТИПАХ СТРОЕНИЯ ТЕЛА УКАЗЫВАЮТ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ (ОК-1):
1) Гиппократ
2) Э. Кречмер
3) И.П. Павлов
4) К. Гален
110. КАКОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ ОБЛАДАЕТ ТАКИМИ СВОЙСТВАМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КАК СИЛА, УРАВНОВЕШЕННОСТЬ, ПОДВИЖНОСТЬ (ОК-5):
1) меланхолик
2) холерик
3) флегматик
4) сангвиник
111. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕРТЫ, ПРИСУЩИЕ ХОЛЕРИКУ (ОК-1):
1) малая чувствительность, реактивность преобладает над активностью
2) уравновешенность реактивности и активности
3) обладает живой мимикой и выразительными движениями
4) высокая чувствительность и малая реактивность
112. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕРТЫ, ПРИСУЩИЕ ФЛЕГМАТИКУ (ОК-1):
1) высокая чувствительность, инертность
2) низкая чувствительность, реактивность, эмоциональность, с трудом переключает внимание
3) чрезмерная обидчивость
4) быстро переключает внимание и привыкает к новым требованиям и обстановке
113. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ТЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, КОТОРЫЕ НАХОДЯТ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К ДРУГИМ ЛЮДЯМ (ОК-8):
1) общительность, тактичность
2) эгоцентризм, самолюбие
3) добросовестность, ответственность
4) решительность, уверенность
114. КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА МОЖНО НАЗВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ (ОК-5):
1) впечатлительность, чувствительность
2) решительность, ответственность
3) любознательность, сообразительность
4) внимательность, деликатность
115. КАКОМУ ТИПУ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА СВОЙСТВЕННО ПОСТОЯННО ПРИПОДНЯТОЕ НАСТРОЕНИЕ, ПОВЫШЕННАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ (ОК-1):
1) сензитивный
2) лабильный
3) циклоидный
4) гипертимный
116. КАКОМУ ТИПУ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА СВОЙСТВЕННА ПОВЫШЕННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ, ОБОСТРЕННОЕ ЧУВСТВО НЕ-ПОЛНОЦЕННОСТИ (ОК-1):
1) застревающий
2) демонстративный
3) дистимный
4) сензитивный
117. СОВОКУПНОСТЬ УСТОЙЧИВЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ И ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ, ОБУСЛОВЛИВАЯ ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ НЕЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ - ЭТО (ОК-8):
1) темперамент
2) характер
3) акцентуация характера
4) способности
118. КТО РАЗРАБОТАЛ ПЕРВУЮ ТИПОЛОГИЮ ТЕМПЕРАМЕНТА (ОК-1):
1) К. Гален
2) Гиппократ
3) И. Кант
4) И. П. Павлов
119. КТО ДОКАЗАЛ, ЧТО В ОСНОВЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ЛЕЖАТ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ОК-1):
1) Гиппократ
2) Э. Кречмер
3) И. П. Павлов
4) К. Гален
120. КАКОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ ОБЛАДАЕТ ТАКИМИ СВОЙСТВАМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КАК СИЛА, УРАВНОВЕШЕННОСТЬ, ИНЕРТНОСТЬ (ОК-1):
1) меланхолик
2) холерик
3) флегматик
4) сангвиник
121. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕРТЫ, ПРИСУЩИЕ САНГВИНИКУ (ОК-1):
1) уравновешенность реактивности и активности
2) малая чувствительность
3) высокая чувствительность, малая реактивность
4) реактивность преобладает над активностью
122. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЧЕРТЫ, ПРИСУЩИЕ ХОЛЕРИКУ (ОК-1):
1) нетерпелив, несдержан
2) гибкость ума, находчивость
3) ненаходчив, медленно перестраивает навыки и привычки
4) спокойный, невозмутимый
123. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ТЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, КОТОРЫЕ НАХОДЯТ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К СЕБЕ (ОК-5):
1) общительность, тактичность
2) эгоцентризм, самолюбие
3) добросовестность, ответственность
4) решительность, уверенность
124. КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА МОЖНО НАЗВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ (ОК-1):
1) впечатлительность, чувствительность
2) решительность, ответственность
3) любознательность, сообразительность
4) легкомыслие, вдумчивость
125. КАКОМУ ТИПУ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА СВОЙСТВЕННО ЧЕРЕДОВАНИЕ ФАЗ ХОРОШЕГО И ПЛОХОГО НАСТРОЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМ ПЕРИОДОМ ПРОТЕКАНИЯ (ОК-1):
1) сензитивный
2) лабильный
3) циклоидный
4) гипертимный
126. КАКОМУ ТИПУ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА СВОЙСТВЕННО ПОНИЖЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ И СКЛОННОСТЬ К ДЕПРЕССИИ (ОК-1):
1) застревающий
2) демонстративный
3) дистимный
4) сензитивный
127. КАКОМУ ТИПУ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА СВОЙСТВЕННА ВЫСОКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ, МНИТЕЛЬНОСТЬ, СКЛОННОСТЬ САМОАНАЛИЗУ (ОК-1):
1) конформный
2) психостенический
3) застревающий
4) демонстративный
128. КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ АВТОРОВ ПРОВОДИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОК-5):
1) З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг
2) Е. А. Климов, В. С. Мерлин, А. Н. Леонтьев
3) Ч. Кули, Дж. Мид
4) И. П. Павлов, П. Я. Гальперин
129. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОВЕДЕНИЕ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ (ОК-5):
1) психология труда
2) пенитенциарная психология
3) акмеология
4) геронтопсихология
130. ТЕРМИН «АКМЕОЛОГИЯ» БЫЛ ПРЕДЛОЖЕН (ОК-1):
1) Б.Г. Ананьевым
2) Н.А. Рыбниковым
3) И.П. Павловым
4) Е.И. Степановой
131. ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ ОХВАТЫВАЕТ ПЕРИОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (ОК-1):
1) от 16 до 35-40 лет
2) от 35 до 55-60 лет
3) от 20 до 60-70 лет
4) от 30 до 70-80 лет
132. ПЕРИОД «ВХОЖДЕНИЯ» В ПРОФЕССИЮ, СОЦИАЛЬНОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, ОСОЗНАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОБРАЗОВАНИЕ СЕМЬИ СООТВЕТСТВУЕТ ПЕРИОДУ (ОК-5):
1) ранняя взрослость
2) поздняя взрослость
3) стабильный период
4) старость
133. ПОЛОЖЕНИЕ О ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ПРИНАДЛЕЖИТ (ОК-5):
1) Д.Б. Эльконину
2) Л.С. Выготскому
3) Л.И. Божович
4) К.К. Платонову
134. КТО СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ (ОК-5):
1) Ж. Пиаже
2) В. Вундт
3) Г. Олпорт
4) Л. Кольберг
135. НАИБОЛЕЕ ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ОТМЕЧЕНЫ В ВОЗРАСТЕ (ОК-5):
1) 15-20 лет
2) 18-30 лет
3) 30-40 лет
4) 40-50 лет
136. НАИБОЛЕЕ ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ОТМЕЧЕНЫ В ВОЗРАСТЕ (ОК-5):
1) 15-25 лет
2) 18-35 лет
3) 28-45 лет
4) 48-55 лет
137. ОПТИМАЛЬНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ МОМЕНТЫ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИХОДЯТСЯ НА ВОЗРАСТ (ОК-5):
1) 15-25 лет
2) 25-35 лет
3) 35-45 лет
4) 45-55 лет
138. КТО АВТОР ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ (ОК-5):
1) Ж. Пиаже
2) В. Вундт
3) Г. Олпорт
4) Л. Кольберг
139. ОПТИМАЛЬНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ МОМЕНТЫ В ФИЛОСОФИИ, НАУКЕ И ПОЛИТИКЕ ПРИХОДЯТСЯ НА ВОЗРАСТ (ОК-5):
1) 10-15 лет
2) 20-25 лет
3) 30-35 лет
4) 40-55 лет
140. ТВОРЕНИЕ, СОЗДАНИЕ, ЧЕГО-ТО НОВОГО, ОРИГИНАЛЬНОГО, РАНЕЕ НЕ СУЩЕСТВОВАВШЕГО - ЭТО (ОК-5):
1) творчество
2) творческая направленность личности
3) творческий потенциал
4) инсайт
141. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА АКТИВНОСТИ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ ТВОРЧЕСТВО, ПРЕДСТАВЛЕНА (ОК-5):
1) идеалами, целями, мотивами, интересами
2) действиями, поступками, общением, чувствами
3) интересами, замыслом, состоянием озарения
4) задатками, способностями
142. СПОСОБНОСТИ, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРЫХ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЛЕГКОСТЬ И ПРОДУКТИВНОСТЬ РАБОТЫ, ТРЕБУЮЩЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, НАЗЫВАЮТСЯ (ОК-1):
1) общие
2) специальные
3) практические
4) идеальные
143. СПОСОБНОСТИ, ИМЕЮЩИЕ ЧЕТКО ВЫРАЖЕННУЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ (К МУЗЫКЕ, СПОРТУ И Т. Д.), НАЗЫВАЮТСЯ (ОК-5):
1) общие
2) специальные
3) практические
4) идеальные
144. СПОСОБНОСТИ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ УСПЕХ В ПРИВЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАЗЫВАЮТСЯ (ОК-5):
1) общие
2) специальные
3) практические
4) идеальные
145. КАКОЙ МЕТОД ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СБОРЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕГО КОЛИЧЕСТВА ИДЕЙ, ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ИНЕРЦИИ МЫШЛЕНИЯ, ПРЕОДОЛЕНИИ ПРИВЫЧНОГО ХОДА МЫСЛИ ПРИ РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ (ОК-1):
1) метод «мозговой атаки»
2) метод эвристических вопросов
3) метод аналогий
4) метод интервью
146. КАКОЙ МЕТОД ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ СБОРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЛИ ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ УЖЕ ИМЕЮЩЕЙСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ (ОК-1):
1) метод «мозговой атаки»
2) метод эвристических вопросов
3) метод аналогий
4) метод синектики
147. КАКОЙ МЕТОД ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ РОЛЕВЫХ ФУНКЦИЙ И УСТАНОВОК ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОК-1):
1) метод «мозговой атаки»
2) метод эвристических вопросов
3) метод синектики
4) деловая игра
148. НА КАКОМ УРОВНЕ УЧАЩИЙСЯ ВЛАДЕЕТ ПРИЕМАМИ ПРОВЕРКИ ГЛУБИНЫ, ГИБКОСТИ СВОИХ ЗНАНИЙ, ОТЧЕТЛИВО РЕФЛЕКСИРУЕТ КАЖДОЕ ИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, СПОСОБЕН ПРИМЕНИТЬ ЗНАНИЯ В НЕЗНАКОМЫХ СИТУАЦИЯХ, САМОСТОЯТЕЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМЫ (ОК-5):
1) ученический
2) типовой
3) эвристический
4) творческий
149. ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ» ОЗНАЧАЕТ (ОК-5):
1) системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении с другими людьми
2) телесного индивида со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами
3) процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы;
4) сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличия от других людей
150. ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА, НОВЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ - ЭТО (ОК-5):
1) обучение
2) научение
3) развитие
4) воспитание
151. ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНО РАЗВИТИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СТАРОСТИ - ЭТО (ОК-5):
1) педагогическая психология
2) возрастная психология
3) медицинская психология
4) нейропсихология
152. КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ УЧЕНЫХ ВПЕРВЫЕ ПРОВЕЛ ОБЪЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИКИ РЕБЕНКА (ОК-1):
1) В. Вундт
2) В. Прейер
3) Ч. Дарвин
4) В.М. Бехтерев
153. ЭТАП ПЕРВОГО РОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, КОТОРОЕ ЗНАМЕНУЕТСЯ УСТАНОВЛЕНИЕМ ПЕРВЫХ ИЕРАРХИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МОТИВОВ, ПЕРВЫМИ ПОДЧИНЕНИЯМИ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ПОБУЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫМ НОРМАМ - ЭТО, ПО МНЕНИЮ АН.ЛЕОНТЬЕВА, ВОЗРАСТ (ОК-8):
1) младенческий
2) ранний
3) дошкольный
4) подростковый
154. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА УСВОЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ВЫРАБОТАННЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ - ЭТО (ОК-5):
1) предметно-манипулятивная
2) сюжетно-ролевая игра
3) учебная деятельность
4) учебно-профессиональная
155. КАКОЙ ВОЗРАСТ Л.С. ВЫГОТСКИЙ НАЗВАЛ СЕНЗИТИВНЫМ ПЕРИОДОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ (ОК-1):
1) ранний
2) младший школьный
3) подростковый
4) ранний юношеский
156. СОВМЕСТНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРОМ ДЕТИ СТАВЯТ СЕБЯ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СИТУАЦИИ, ПЫТАЯСЬ ОСМЫСЛИТЬ И ВОССОЗДАТЬ ДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ, МОДЕЛИРУЯ ИХ ОТНОШЕНИЯ - ЭТО (ОК-8):
1) учебная деятельность
2) предметно-манипулятивная деятельность
3) сюжетно-ролевая игра
4) учебно-профессиональная деятельность
157. ОЦЕНКА СВОИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПОСТУПКОВ, СВОИХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ СВОЕГО МЕСТА СРЕДИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ - ЭТО (ОК-5):
1) самоопределение
2) самоутверждение
3) самооценка
4) рефлексия
158. ПРОЦЕСС КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ДУХОВНОМ, НРАВСТВЕННОМ ОБЛИКЕ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА И ПРОДВИГАЮЩИХ ЕГО В НРАВСТВЕННОЙ ЗРЕЛОСТИ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ СТУПЕНИ-ЭТО (ОК-5):
1) физическое развитие
2) нравственное развитие
3) умственное развитие
4) эстетическое развитие
159. СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ НА ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР И МЕСТО В НЕМ ЧЕЛОВЕКА, НА ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И К САМОМУ СЕБЕ, А ТАКЖЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ ЛЮДЕЙ, ИХ УБЕЖДЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - ЭТО (ОК-5):
1) самоопределение
2) мировосприятие
3) мировоззрение
4) самосознание
160. К ВАЖНЕЙШИМ УСЛОВИЯМ ДОЛГОЛЕТИЯ НЕ ОТНОСИТСЯ (ОК-1):
1) мудрость
2) уравновешенность
3) философский взгляд на все явления жизни
4) одиночество
161. КАКОЙ ИЗВЕСТНЫЙ УЧЕНЫЙ - БИХЕВИОРИСТ УТВЕРЖДАЛ,
ЧТО ЧЕЛОВЕК ОВЛАДЕВАЕТ ПОВЕДЕНИЕМ, НАБЛЮДАЯ ЗА ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, А ЗАТЕМ ИМИТИРУЯ ТО, ЧТО ОН НАБЛЮДАЛ (ОК-8):
1) А. Бандура
2) Д. Уотсон
3) Б.Ф. Скиннер
4) И.П. Павлов
162. ВЫДЕЛИТЕ ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ П.Я. ГАЛЬПЕРИНА (ОК-5):
1) формирование действия в плане громкой речи
2) составление ориентировочной основы действия
3) формирование действия в плане речи про себя
4) формирование действия в материальном плане
163. СПОСОБ НАУЧЕНИЯ, ПРИ КОТОРОМ ОРГАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДИТ ДЕЙСТВИЯ МОДЕЛИ, НЕ ВСЕГДА ПОНИМАЯ ИХ ЗНАЧЕНИЕ - ЭТО (ОК-8):
1) викарное научение
2) оперантное научение
3) подражание
4) реактивное поведение
164. СПОСОБ ПОВЕДЕНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ИНДИВИДУУМ ПОЛНОСТЬЮ УСВАИВАЕТ ТУ ИЛИ ИНУЮ ФОРМУ ПОВЕДЕНИЯ ДРУГОЙ ОСОБИ, ВКЛЮЧАЯ ПОНИМАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЭТОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ МОДЕЛИ (ОК-8):
1) реактивное поведение
2) оперантное научение
3) подражание
4) викарное научение
165. К КОГНИТИВНОМУ ТИПУ НАУЧЕНИЯ НЕ ОТНОСИТСЯ (ОК-1):
1) научение путем рассуждений
2) оперантное научение
3) инсайт
4) выработка психомоторных навыков
166. РАЗНОВИДНОСТЬ КОГНИТИВНОГО НАУЧЕНИЯ, ПРИ КОТОРОМ В МОЗГУ ФОРМИРУЮТСЯ КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СТИМУЛОВ И СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕЖДУ НИМИ СВЯЗЕЙ - ЭТО (ОК-5):
1) научение путем рассуждений
2) латентное научение
3) инсайт
4) выработка психомоторных навыков
167. РАЗДРАЖИТЕЛЬ (СОБЫТИЕ), ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИЛИ УСТРАНЕНИЕ КОТОРОГО ПОВЫШАЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ПОВТОРЕНИЯ ДАННОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ - ЭТО (ОК-8):
1) привыкание
2) сенсибилизация
3) инсайт
4) подкрепление
168. КАКОЙ МЕТОД ПРИВОДИТ К ИСЧЕЗНОВЕНИЮ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ТАК КАК ЭТО ПОВЕДЕНИЕ КАЖДЫЙ РАЗ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ НЕПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (ОК-5):
1) поощрение
2) игнорирование
3) наказание
4) подкрепление
169. ПЕРВИЧНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ СВОДИТСЯ К ПОДКРЕПЛЕНИЮ (ОК-5):
1) социальной потребности
2) внешних мотивов
3) внутренних мотивов
4) физиологической потребности
170. ВНУТРЕННЕЕ УПОРЯДОЧИВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗАДАЧИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПРИХОДИТ РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ЗАДАЧИ, НАЗЫВАЕТСЯ (ОК-1):
1) инсайт
2) катарсис
3) конкретизация
4) систематизация

Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. ву- П 86 зов. В 2-х ч. Ч.1. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коньшина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 149 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.