На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретические аспекты исследования социального стресса в психологической литературе - Стресс, связанный с политической жизнью общества
Теоретические аспекты исследования социального стресса в психологической литературе - Стресс, связанный с политической жизнью общества
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Теоретические аспекты исследования социального стресса в психологической литературе
Стресс, связанный с политической жизнью общества
Семейный стресс
Все страницы

 


1.3.2. Стресс, связанный с политической жизнью общества


Политические события - реформы, революции, политическое противостояние - затрагивают жизнь практически каждого человека. При этом во многих случаях возникает стресс, связанный с различными причинами, в числе которых наиболее важны:
• социальная несправедливость, дискриминация, нарушение прав отдельных индивидов или групп людей,
• социально-политическая нестабильность, угроза безопасности,
• неоднозначная оценка политических событий, действий политических и государственных деятелей.
В обычном течении жизни большинство людей мало интересуются политическими процессами и событиями, и политический стресс у большинства индивидов невелик. Однако в ряде обстоятельств он может стремительно возрасти. Попробуем проанализировать эти обстоятельства.
Во-первых, так происходит при обострении социальнополитической ситуации, в условиях общественного кризиса и политической конфронтации, когда затронуты права различных групп людей; в таких ситуациях вовлеченность людей в политические проблемы резко возрастает. Такая ситуация сложилась, например, в России в начале ХХ века, когда все коммуникации между людьми - от философского диспута до семейного обеда - превращались в политические дискуссии; противоречия в политических взглядах начали разделять друзей и родственников. В таких ситуациях общественно-политической поляризации и конфронтации политический стресс, часто связанный с экономическим, становится ведущим фактором, определяющим психическое состояние людей.
Во-вторых, политический стресс особенно силен, если политические изменения развиваются интенсивно и стремительно. В таких ситуациях изменения протекают недостаточно обдуманно, спонтанно, без учета возможных последствий для различных групп людей, при этом многие люди теряют свой социальный статус, происходит ущемление прав различных групп людей. Так, стремительная деструкция советской политической системы привели к росту массовой тревожности населения, сопровождающемуся чувством несправедливости происходящего, утраты ощущения стабильности, безопасности [91; 198].
В-третьих, политический стресс становится ярко выраженным в условиях правовой неопределенности, при низком уровне правопорядка и безопасности. Потребность в безопасности является базовой потребностью любого человека. Одно из главных требований к государству и политической системе общества со стороны граждан состоит именно в том, чтобы они обеспечивали безопасность, правопорядок, единые правила и законы. Неспособность власти обеспечить порядок, справиться с криминальными структурами или террористической угрозой вызывают выраженный стресс, выливающийся в недовольство и политический протест.
Ряд источников отмечают более высокий уровень стресса у менеджеров в России по сравнению с их коллегами в других странах; главной причиной этого, как полагают авторы, является недостаточная определенность и стабильность законодательно-нормативной базы ведения бизнеса [64; 94; 95].
В-четвертых, политический стресс может стать очень сильным в случаях психологического манипулирования сознанием больших групп людей с помощью средств массовой информации. События конца ХХ - начала XXI века показали, что, используя средства массовой информации, особенно интернет и телевидение, можно дестабилизировать психическое состояние широких групп людей, особенно молодежи, и спровоцировать политический кризис в стране. При этом обычно используются:
• нагнетание чувства несправедливости, страха,
• вызывающие сочувствие образы конкретных «жертв», чаще всего фальшивые,
• неопределенные обвинения, которые трудно опровергнуть (например, обвинения власти в инфляции и коррупции невозможно опровергнуть, поскольку в определенной степени они есть в любом обществе).
Интернет и телевидение играют особую роль в раскачивании социальной напряженности. Это связано с тем, что они:
• приходят непосредственно в каждый дом, становятся частью жизни и собеседником человека; особенно это касается людей с проблемами в общении, находящимися в ситуации личностного кризиса или поиска себя, именно такие люди чаще всего и становятся объектом манипулирования;
• представляют зрителю и пользователю видеоряд, а, следовательно, кодируют информацию не столько на вербальном языке, сколько на «языке образов», который вызывает, в первую очередь, эмоциональный отклик, а не рациональное и критическое осмысление. Поэтому манипулировать людьми с помощью «языка образов» гораздо легче;
• могут использовать непроверенную информацию или крайне субъективные взгляды и оценки.
Не случайно наиболее легкой жертвой психологического манипулирования становятся юношество и молодежь. Находясь в ситуации поиска себя и своего места в жизни, будучи повышенно эмоциональными и не обладая еще достаточным опытом критического осмысления событий, юноши и девушки в руках манипуляторов становятся тараном для дестабилизации политической ситуации. Затем начинающаяся политическая нестабильность начинает тиражироваться в СМИ и постепенно захватывает все более широкие слои населения.
Подведем итог. В обычном течении жизни многие люди мало интересуются политическими процессами и событиями, и политический стресс у большинства индивидов невелик. Однако в ряде случаев он может стремительно возрастать - при обострении социально-политической ситуации в обществе, при низком уровне правопорядка и безопасности, в случаях интенсивных политических изменений, а также психологического манипулирования людьми с помощью средств массовой информации.


1.3.3. Информационный стресс


Современное человечество живет в информационном обществе, в котором важнейшим ресурсом является информация. Человеческая деятельность все больше связана с приемом, обработкой, анализом информации. В связи за этим в жизнь людей вошел новый вид стресса - информационный стресс.
Понятие «информационный стресс» используется, в основном, при изучении тех видов деятельности, в которых работник осуществляет напряженный процесс приема, обработки, анализа информации. В.А. Бодров понимает под ним стресс, возникающий вследствие особенностей потока информации в процессе профессиональной деятельности (неопределенность, непредсказуемость, недостаточность, избыточность информации, необходимость ее оценки, отбора, принятия на этой основе решений в условиях ограничения времени и высокой ответственности). Автор отмечает, что воздействия «экстремальных факторов рабочей нагрузки» являются стрессорами, вызывающими характерные для любого стресса биохимические реакции, сдвиги в состоянии ряда физиологических функций [30, с. 131].
Эксперимент, связанный с созданием повышенной перцептивной и мнемической нагрузки, проведенный на выборке операторов транспорта, выявил возможность адаптации к действию этих стрессоров [86]. Однако, выявлено, что интенсивный информационный стресс оказывает выраженное воздействие на здоровье человека, вызывая активизацию иммунитета, главным образом, его клеточного звена, инволюцию тимуса, гиперплазию белой пульпы селезенки и другие изменения [185].
Однако мы полагаем, что понятие «информационный стресс» можно рассматривать не только как часть профессионального стресса, но и использовать для обозначения более широкого круга явлений - состояний психического напряжения, возникающих у современного человека вследствие восприятия и переработки больших объемов информации. Для многих людей не только работа, но и отдых связаны с восприятием и переработкой разнообразной информации, чаще всего представленной визуально. Начиная отдыхать, люди фактически переходят от одного экрана к другому.
Уже маленькие дети втягиваются в длительное проведение времени у компьютера. Н. Бабель отмечает, что у детей, которые с раннего возраста чрезмерно увлеклись компьютерными играми, выявлен новый вид заболевания - синдром видеоигровой эпилепсии. Кроме физических недомоганий, описанных выше, у таких детей отмечено развитие негативных черт характера: подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, вспыльчивость [104]. В психологии все активнее обсуждается проблема зависимости от компьютера и интернета относительно подростков и взрослых. Для избыточного пристрастия к компьютеру и интернету характерны многие признаки зависимости:
• Приоритетность - первостепенность излюбленной деятельности над всеми другими;
• Изменение настроения - возбуждение или успокоение в процессе общения с компьютером или интернетом,
• Толерантность - необходимость все большего времени пребывания за компьютером или в интернете для достижения эмоционального эффекта,
• Симптомы разрыва - возникновение неприятных ощущений или физиологических реакций при потере возможности или сокращении возможности пребывать за компьютером или в интернете,
• Конфликт - возникновение межличностных и внутриличностных конфликтов по поводу пребывания за компьютером или в интернете,
• Рецидив - тяга и возврат к излюбленной деятельности несмотря на обещания ее сократить (Войскунский, 2004).
Отмечено, что лица, отнесенные к зависимым от компьютера и интернета, часто субъективно отмечают у себя признаки депрессии, хотя она и не выявляется у них клинически [53].
Многие взрослые люди жалуются на усталость от информации, связанные с этой усталостью головные боли, раздражительность, бессонницу. Влияние этого вида стресса на психическую адаптацию человека пока мало изучено, хотя медики и психологи высказывают обеспокоенность явлением информационной перегрузки. О.М. Зотова и В.В. Зотов отмечают, что у студентов рабочая нагрузка составляет около 12 часов, еще 3-4 часа в интернете и 1 час за компьютерной игрой, что ведет к нервно-психической перегрузке, информационной усталости, следствиями которой у студентов являются снижение адекватности восприятия входящей информации, ослабление способности думать, раздражительность, нарушения сна, боли различной локализации, нарушения пищеварения, тремор, повышение конфликтности, частоты ошибок в деятельности, чувство вины и пр. [88].
Л.А. Пронина отмечает, что информационная перегрузка порождает информационный стресс, что ведет к принятию непродуманных решений; кроме того, с течением времени человек начинает перерабатывать информацию более поверхностно, что является для него средством защиты от информационного стресса. Автор полагает, что эффективным механизмом снижения и профилактики информационной перегрузки является освоение информационной культуры [164, с. 327].
Но есть еще одна сторона информационного стресса. Она связана с воздействием на личность эмоциогенной, непроверенной и даже заведомо ложной информации. В литературе отмечается, что распространение опосредованной коммуникации взамен межличностных контактов, огромный неструктурированный поток массовой коммуникации служит благодатной почвой для быстрого распространения непроверенной информации [114]. Значительная часть информации в СМИ направлена на стимуляцию стресса, страха, тревоги, поскольку отрицательные эмоции всегда приковывают внимание к тому материалу, который ими окрашен. Намеренное использование хлестких заголовков, преувеличение и нагнетание эмоций, как ничто другое способны привлечь и удержать внимание читателей, пользователей [102].
Эмоциогенная информация, даже если она правдива, но касается тяжелых событий, таких, например, как террористические акты, способна вызвать стрессовые расстройства у значительной части населения, поэтому требуется очень дозированное и сдержанное ее представление широкой аудитории [107]. К сожалению, в освещении подобных событий широко распространены, напротив, натуралистическое их изображение, нагнетание страха, что приводит к снижению чувствительности к насилию, легитимизации агрессии в общественном сознании и даже прямому обучению ей; не случайно сами террористы всегда требуют присутствия представителей СМИ, например, при захвате заложников, поскольку детальное освещение террористического акта по телевидению и в прессе многократно увеличивает количество жертв - людей, которые будут испытывать страх, поддадутся недоверию и подозрительности, религиозной нетерпимости и агрессивному поведению [78].
Наконец, отметим, что средства массовой информации в современном обществе управляются финансово-промышленной и политической элитой, выполняют социальный заказ и, по мнению С.С. Васильева, практически исключают самостоятельность в принятии решений большинством людей; в информационном потоке современного телевидения преобладают эмоционально-окрашенные сцены насилия, убийств, сексуальных извращений, конфликтов, нарушений закона; вызываемый этими сценами стресс приводит к возникновению страхов и эмоциональному «отуплению», к неврозам и агрессивному поведению, особенно у детей и подростков [47].
Нагнетание страха и паники, невротизация населения, стимулирование агрессивности позволяет снизить способность личности к самостоятельному анализу ситуации, ее фиксацию на ценностях примитивного гедонизма, которые начинают выполнять роль «психологического наркотика», спасающего от чувства тревоги, тем более, что эти ценности активно представлены в телевещании («Сделай паузу, скушай Twix!», «Не тормози, сникерсни!», «Доставь себе удовольствие!»).
В некоторых странах, например, в США, началось принятие законодательных мер по регулированию информации в
СМИ; в России их деятельность практически не регулируется законом. Вопрос об «экологии СМИ», их очистке от информационного загрязнения ставится сейчас в целом ряде научных работ (Васильев, 2012; Ениколопов, Мкртчан, 2010; Касымова, 2014).
Таким образом, массированное воздействие со стороны СМИ, рекламы, Интернета внесло в жизнь современного человека непрерывный поток информации, что вызывает состояния умственного перенапряжения, физиологические стрессовые реакции, негативные эмоции. Ситуация усугубляется тем, что значительная часть информации в СМИ направлена на стимуляцию стресса, страха, тревоги.


1.3.4. Профессиональный стресс


Значительная часть исследований посвящена профессиональному и организационному стрессу, возникающему у людей по месту работы. По различным данным в странах Европы и Америки от высокого уровня этого вида стресса страдают от 10 до 20% людей; примерно у 18% работающих выявлены болезни, связанные со стрессом [41, с. 773].
В современном обществе изменяется сам характер профессионального стресса. Если в XIX-ХХ вв. наиболее важными профессиональными стрессорами являлись физические нагрузки, экстремальные характеристики производственной среды (высокая температура, шум и пр.) и опасность травм, то сейчас они практически уходят в прошлое, поскольку все больше производственных функций выполняют управляемые человеком механизмы. Но в настоящее время возрастает нагрузка на сосредоточенность и переключение внимания, скорость реакции и ответственность сотрудников при переработке информации о состоянии производственных процессов. Многие из этих требований к человеку, как отмечает Т.В. Хлопова, вступают в противоречие с психофизиологическими возможностями человека, и в перспективе эти требования будут только возрастать [215].
М.М. Некрасова и соавт. определяют профессиональный стресс как стрессовое состояние, возникающее под влиянием производственных и организационных факторов [141, с. 189[. По мнению В.А. Бодрова, профессиональный стресс связан с противоречиями между возможностями индивида и требованиями деятельности [30]. Н.С. Фонталова полагает, что профессиональный стресс - это многоплановый феномен, совокупность психологических и физиологических реакций субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию [209, с. 181].
В структуре профессионального стресса выделяют различные составляющие. Так, Н.С. Фонталова полагает, что он включает в себя:
• рабочий стресс, связанный с условиями труда, организацией рабочего места;
• профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности;
• организационный стресс, возникающий вследствие негативного воздействия на работника особенностей организации [209, с.181].
Есть и другие подходы к определению компонентов профессионального стресса. Так, Н.В. Самоукина выделяет следующие компоненты:
• информационный стресс, связанный с высокой скоростью подачи, неопределенностью и непредсказуемости информации, высокой ответственностью за качество принимаемых на основе этой информации решений,
• эмоциональный стресс, связанный с чувствами вины, страха, разочарования,
• коммуникативный стресс, связанный с проблемами общения на работе (конфликты, психологическое давление, моб- бинг и пр.)
• стресс конкуренции и достижений, связанный с постоянным ощущением соперничества с другими людьми, необходимости достигнуть больше, чем другие [186].
На наш взгляд, можно выделить два основных компонента профессионального стресса:
1. Рабочий стресс, связанный с особенностями профессиональной деятельности :
• с интенсивностью потока информации (слишком высокой или слишком низкой), а также ее недостаточностью или неопределенностью,
• с темпом и напряженностью деятельности (слишком высоким или слишком низким),
• со степенью ответственности и контроля (слишком высокой или слишком низкой),
• с особенностями рабочего места, характеристиками производственной среды, вынужденной рабочей позой и пр.
2. Организационный стресс, связанный с особенностями управления и организации работы, коммуникаций между персоналом разных уровней:
• с качеством организации производственной деятельности,
• со стилем руководства,
• с особенностями стимулирования сотрудников,
• с социально-психологическим климатом в коллективе.
Первые исследования в области профессионального стресса были, в основном, посвящены влиянию психоэмоциональных нагрузок на психическое и физическое состояние человека (избыточное или недостаточное напряжение, повышенные требования или ответственность, дефицит информации или времени). В 70-90-е гг. ХХ века было проведено большое количество исследований, в центре внимания которых находилась деятельность операторов, диспетчеров, летчиков, военнослужащих, полицейских, педагогов, медицинских работников (Biggam, Kevin, Macdonald, 1997; Gross, 1973; Hagihara, Tammy, Miller, 1998; Siu, Cooper, 1998; Tyler, Cushway, 1998; Наенко, 1976; Панин, 1983; Березин, 1988 и др.). В этих исследованиях было показано, что уровень стресса на работе, в целом, связан с уровнем психического здоровья сотрудников, однако, не напрямую, а опосредован целым рядом переменных - мотивами и смыслом профессиональной деятельности, личностными чертами работников, способностью среды оказывать социальную поддержку [27; 240; 241; 254]. В последнее время все больше внимания уделяется влиянию средовых стрессоров - шум, вибрация, загрязнение воздуха, наличие излучения, фиксированная рабочая поза и пр. [141].
Что касается стресоров, возникающих на рабочем месте, то, по мнению С.М. Шингаева, среди них можно выделить объективные и субъективные. К объективным относятся содержание и другие характеристики выполняемой задачи, физические характеристики рабочей среды; к субъективным - взаимоотношения в коллективе, конфликты, специфика карьерного роста и пр. [228].
Исследование деятельности преподавателей, медицинских работников и судей, выполненное Е.Н. Чуевой, показало, что наиболее выраженными стрессирующими факторами для них являются: когнитивная напряженность (переработка большого количества информации, чрезмерная интеллектуальная нагрузка, необходимость постоянно концентрировать внимание); у преподавателей - высокая эмоциональная напряженность; неудовлетворенность организацией деятельности и большое количество рутинной работы с документами; неудовлетворенность оплатой труда [223, с.169].
Проведенные как в нашей стране, так и за рубежом исследования показывают, что интенсивность воспринимаемого стресса коррелирует с выраженностью целого ряда психофизиологических симптомов. Так, в исследовании М.М. Некрасовой и соавт. у водителей грузовых автомобилей была обнаружена связь между интенсивностью стресса и выраженностью хронической усталости, утомляемости, бессонницы, головной боли, боли в суставах, в области спины, усталости глаз; при высоком уровне стресса появляются раздражительность и депрессия. Психофизиологические исследования выявили у водителей со стажем снижение общей мощности спектра сердечного ритма, проявления вегетативной дисфункции, гормональные изменения, что свидетельствует об истощении регуляторных механизмов [141, с. 190].
Исследование стресса в деятельности преподавателей, медицинских работников, судей и состояния их здоровья выявило, что примерно у 40% обследованных были выявлены высокие значения по выраженности невротических симптомов (страхи, беспричинная тревога, раздражительность), признаков эмоционального выгорания (опустошенность, разочарованность, неприязненное отношение к коллегам и студентам, пациентам); все эти симптомы тесно коррелируют с выраженностью стресса в профессиональной деятельности [223, с. 172].
Организационный стресс порождается противоречиями между индивидом и организацией как социальной структурой, имеющей определенные нормы, ценности, распределение функций, отношения между сотрудниками. Как отмечал E. Gross, причины стресса могут корениться как личности, так и в особенностях организации [254, р. 54-55].
Обобщая результаты ряда исследований, можно выделить следующие факторы, провоцирующие возникновение организационного стресса у сотрудников:
• плохая организация работы (нечеткий функционал сотрудников, обилие ненужных инстанций, пересечение зон ответственности при принятии решений и пр.),
• нечеткость или нестабильность правил и требований к процессу, способам осуществления и результатам деятельности,
• нечеткие, непрозрачные или несправедливые критерии стимулирования сотрудников,
• высокий уровень ответственности работников,
• низкий уровень контроля работников над ситуацией,
• неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе,
• быстрые и интенсивные инновации, особенно если они не достаточно обсуждаются с коллективом,
• авторитарный или непоследовательный стиль управления,
• чрезмерное использование наказаний и угроз по отношению к сотрудникам (штрафы, выговоры, разносы, угрозы увольнения),
• избыточная формализация управления, отсутствие прямых связей между администрацией и сотрудниками,
• избыточный, мелочный контроль,
• обилие бюрократической рутины в документообороте,
• использование конкуренции между сотрудниками как средства стимулирования их работы.
Исследование деятельности сотрудников банка, выполненное В.В. Барабанщиковой и Н.В. Кузьминой, выявило почти максимальные значения по таким стрессирующим характеристикам профессиональной деятельности, как разнообразие задач, сложность задач, автономия исполнения, контроль за исполнением. Авторы отмечают, что повышение выраженности симптомов у сотрудников произошло в связи с такими изменениями в организации деятельности, как переход на новую GRM-систему, несение персональной материальной ответственности, использование стрессогенного стиля управления, неоправданные давление и угрозы [21, с.128-129].
Особенно хочется отметить все более распространяющееся в России использование конкуренции между сотрудниками как средства стимулирования их работы. Будучи распространенным в американском бизнесе, принцип конкуренции часто считается панацеей, обеспечивающей высокую производительность труда организации или предприятия за счет того, что сотрудники стремятся обогнать друг друга в работе и достижениях. Это создает очень высокий уровень стресса у сотрудников; коллега по работе воспринимается не как партнер, а как соперник, враг. Российские предприниматели и даже руководители государственных организаций в сфере образования, здравоохранения все чаще устанавливают способы оплаты, зависящие от результатов внутригрупповой конкуренции (от суммы индивидуальных или групповых продаж, от рейтинга сотрудников, от количества заработанных «баллов» и пр.). Между тем, самая высокая производительность труда в мире отмечается вовсе не в США, а в Японии, где действует прямо противоположный принцип - принцип корпоративного единства и социальной защищенности индивида в организации, в которой человек чувствует себя как в семье, а материальное стимулирование растет в зависимости от стажа работы в организации.
В литературе отмечается, что определенный уровень профессионального стресса стимулирует работников, но высокий уровень стресса негативно влияет не только на отдельных работников, но и на организационную среду, социальнопсихологический климат и, в конечном счете, на эффективность функционирования организации в целом, и, в конечном счете, имеет высокую экономическую цену [209, с. 180].
Многие авторы утверждают, что за счет мер по профилактике и снижению профессионального стресса, использованию здоровьесберегающих технологий, можно существенно оптимизировать управление и повысить эффективность работы [64; 94; 125].
Большое значение имеет работа по обучению работников методам совладания со стрессом с помощью тренинговой работы. Возможности ее использования для повышения ресурсов адаптации у людей, испытывающих или испытавших стресс, поставлен уже давно. Социально-психологический тренинг позволяет развить у участников, в первую очередь, коммуникативные умения и навыки (Петровская, 1982). Это, разумеется, важный ресурс социально-психологической адаптации, однако, существуют данные о том, что с помощью тренинговой работы можно развить и другие компоненты адаптивного потенциала личности. Так, в исследовании, проведенном S. I. Stefansdottin и V. J. Sutherland, «тренинг управления стрессом» позволил существенно снизить уровень воспринимаемого стресса и повысить удовлетворенность деятельностью у работников образования [291, p. 318]. Тренинг включал диагностику и анализ особенностей личности, коммуникативных стилей, стратегий ко- пинга, преимущественно используемых участниками, обучение их осознанному использованию в наиболее типичных стрессовых ситуациях, возникающих в преподавательской деятельности и общении с коллегами и администрацией.
В нашей стране разработаны упражнения и программы тренинговых занятий для педагогов по снижению профессионального стресса (Самоукина, 1999; Семенова, 2002). Работа по обучению персонала навыкам регулирования стресса сейчас начала активно проводиться в ряде российских кампаний и, по имеющимся отзывам, дает положительные результаты [64; 94].
Итак, профессиональный стресс является одним из самых распространенных видов стресса в современном обществе. Он включает в себя рабочий, информационный, коммуникативный, эмоциональный, организационный компоненты. Определенный уровень профессионального стресса стимулирует работников, но высокий его уровень негативно влияет не только на отдельных работников, но и на организационную среду, социальнопсихологический климат и, в конечном счете, на эффективность функционирования организации в целом.
1.3.5. Коммуникативный стресс
Еще один вид социального стресса, влияние которого на личность, как показывают исследования, усилилось в последние десятилетия, связан с ростом интенсивности общения и взаимодействия людей в современном обществе. Последнее, в свою очередь, связано с несколькими причинами. Рассмотрим их более подробно.
Первая причина усиления интенсивности общения и возникновения коммуникативного стресса состоит в том, что все больше людей живут в больших городах, в которых у человека ежедневно возникает необходимость взаимодействовать с большим количеством людей, причем людей незнакомых, чужих. Исследование С. Милграма выявило, что за несколько мис/
нут передвижения по улице Нью-Йорка человек встречает несколько тысяч людей; это вызывает перегрузку психики, под которой можно понимать ее неспособность полноценно обрабатывать данные, поступающие из внешней среды, вследствие того, что этих данных слишком много и они поступают очень быстро, так что система с ними не справляется [132, с. 31].
Перегрузка информационных возможностей психики ведет к тому, что она стремится ограничить приток информации, уменьшить время, уделяемое каждой информационной единице и уделяет внимание только наиболее первоочередной информации. Вследствие этого возникает ряд изменений на когнитивном, аффективном, поведенческом уровнях. По мнению С. Милграма, к ним можно отнести:
• недоверие к посторонним, нежелание впустить их на территорию дома, организации;
• анонимность контактов, когда люди воспринимаются как незнакомые, обезличенные, при этом возникает такое ощущение, как будто их даже нет; анонимность ведет к тому, что люди не чувствуют себя связанными какими-либо социальными нормами, ведут себя в толпе людей так, будто за ними никто не наблюдает;
• эволюция социальных норм, деградация вежливости, когда люди в городской толчее толкают, опрокидывают вещи друг друга и даже не извиняются;
• дефицит социальной ответственности, невмешательство в социальные ситуации, нежелание оказывать помощь, ведущее в отдельных случаях даже к смерти людей с хроническими заболеваниями от неоказания медицинской помощи посреди многолюдной улицы [132, с. 33-34].
Проблема равнодушия людей друг к другу в больших городах была поставлена и начала исследоваться еще в 60-70 гг. ХХ в. Однако в последнее время появились и другие проявления коммуникативного стресса в большом городе, связанные с возрастанием гнева и агрессивного поведения, особенно в местах большого скопления людей (в общественном транспорте, в автомобильных заторах, в очередях, в уличной толчее).
Это можно объяснить по-разному.
Во-первых, можно рассмотреть эти явления с точки зрения теории краудинга (Calhoun J. В., 1962). Краудинг - специфический стресс, возникающий в условиях территориальной депривации и проявляющийся в возрастании напряжения, раздражения, агрессии. Пребывание среди большого количества людей вызывает у человека возбуждение, напряжение, ощущение утраты контроля над средой и свободы в принятии решений [79, с. 81]. Исследования показывают, что краудинг проявляется у людей разного пола, возраста, статуса, особенно у проживающих в общежитиях и многоквартирных домах [97].
Во-вторых, указанные явления можно объяснить с точки зрения дефицитности, ограниченности некоторых ресурсов в городской среде. Еще С. Милграм высказал мысль о том, что в городах возрастает конкуренция за право обладания рядом ресурсов [132, с. 34]. Нам также хотелось бы обратить внимание на то, что возрастание гнева и агрессии особенно характерно для ситуаций, в которых взаимодействие людей связано с доступом к ограниченным ресурсам.
К таким ограниченным ресурсам можно отнести:
• доступ к местам общего пользования (дороги, магазины, больницы и пр.),
• доступ к техническим средствам (такси, поезда в метро, банкоматы и пр.),
• возможность получения той или иной услуги (талоны к врачу, запись к тому или иному специалисту и пр.).
Люди часто испытывают раздражение по отношению друг к другу в очередях, в ситуации ограниченного количества мест в транспорте или талонов к врачу. Импульсивные реакции при этом чаще всего возникают у тех людей, кто отличается высоким уровнем общего (кумулятивного) стресса, а также у лиц с высокими показателями нейротизма (Gross, 1973; Jerusalem, Mittag, 1995; MacLean, Link, 1994).
Все большее количество случаев агрессивного поведения людей на дорогах показывает, что в условиях уличных «пробок», длительного ожидания у светофоров, возникновения спорных моментов в соблюдении правил движения человек начинает восприниматься как помеха, соперник, а ситуация спешки, цейтнота может способствовать эмоциональному срыву, выплеску агрессии. Среди российских водителей 15-17 % составляют водители с агрессивным водительским стилем. Они ведут машину на грани нарушения правил, при этом ощущают раздражение по отношению к другим участникам движения, перемещение которых оценивается ими в зависимости от соответствия собственным потребностям. Раздражение у таких водителей вызывают как чрезмерно быстро, так и чрезмерно медленно движущиеся машины и пешеходы. В любую минуту они готовы к агрессивным действиям, вплоть до драки; при этом они вызывают возрастание агрессии и у других водителей [5].
Таким образом, коммуникативный стресс в больших городах ведет к возрастанию не только равнодушия, но также гнева и агрессии.
Вторая причина роста интенсивности общения и возникновения коммуникативного стресса состоит в том, что с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу значительная часть людей работает в сфере обмена информацией и услугами, где в силу профессиональных обязанностей взаимодействуют в течение рабочего дня с большим количеством людей лично или опосредованно. Взаимодействие с людьми всегда очень возбуждает психику и вызывает ее перегрузку при длительном контакте. Работа в условиях постоянного взаимодействия с людьми во многих случаях приводит к открытому в 1974 г. Г. Фрейденбергером синдрому эмоционального выгорания. Исследования К. Маслач и Э. Джексона позволили выявить его компоненты:
1. эмоциональное истощение, проявляющееся в ощущении эмоционального перенапряжения, опустошенности, раздражительности;
2. деперсонализация, проявляющаяся в циничном отношении к людям, особенно к тем, с которыми приходится работать, в приписывании им негативных черт и мотивов;
3. редукция профессиональных достижений, проявляющаяся в негативном восприятии себя, особенно как профессионала, отказе от профессионального роста, ограничении своих профессиональных обязанностей [183, с.460].
Синдром эмоционального выгорания наиболее ярко проявляется у педагогов, врачей, социальных работников, менеджеров и государственных служащих, работающих с людьми [32; 63; 112; 147; 155; 160].
Третьей причиной коммуникативного стресса можно считать распространение средств дистанционного общения (портативные телефоны и смартфоны, интернет, социальные сети), которые упрощают вход в личную жизнь любого человека. Человек практически не имеет возможности остаться наедине с собой даже во время досуга; до него всегда можно дозвониться, прислать сообщение и пр. Люди, с которыми индивид вовсе не хочет общаться, легко могут найти его с помощью социальных сетей. Поток сообщений, который приходится принимать ежедневно, является утомительным для очень многих людей, сопровождается ощущением несвободы, невозможности остаться в одиночестве.
Кроме того, контакты в социальных сетях отличаются опосредованностью, упрощенностью речи, сниженной эмоциональностью и отсутствием невербальных средств общения, а часто - анонимностью, сниженной ответственностью, искажениями социальной перцепции; во многих случаях они вызывают психологическую зависимость [54; 226].
Однако коммуникативный стресс в больших городах не сводится к избыточности общения. Вследствие повышения анонимности и поверхностности общения возникает и его дефицит, чувство одиночества и покинутости в большом городе. В современном обществе при наличии огромного количества поверхностных контактов человек все чаще чувствует отчужденность от других, равнодушие, недостаток со-причастности, глубокого человеческого общения [105; 110].
Таким образом, коммуникативный стресс возникает в современном обществе вследствие перехода к постиндустриальному обществу, к жизни в больших городах, распространения средств дистанционного общения, преодолевающих все преграды на пути к реципиенту. Следствием это является рост анонимности, поверхностности, равнодушия и агрессивности в общении. Коммуникативный стресс проявляется как в переутомлении человека от переизбытка поверхностных контактов, так в недостатке глубокого искреннего человеческого общения.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.