На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогическая копилка (практический материал по психологопедагогическому сопровождению развития ребёнка) - Авторские разработки педагогов-психологов Тульской области по психолого-педагогическому сопровождению развития ребёнка
Психолого-педагогическая копилка (практический материал по психологопедагогическому сопровождению развития ребёнка) - Авторские разработки педагогов-психологов Тульской области по психолого-педагогическому сопровождению развития ребёнка
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолого-педагогическая копилка (практический материал по психологопедагогическому сопровождению развития ребёнка)
Авторские разработки педагогов-психологов Тульской области по психолого-педагогическому сопровождению развития ребёнка
Психолого-педагогическая программа профилактики конфликтного поведения в школе «Мы вместе»
Авторские упражнения психолого-педагогической программы по развитию аутопсихологической компетентности подростков «Дом моего Я»
Программа тренинга для старшеклассников. Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ
Все страницы

 

2. Авторские разработки педагогов-психологов Тульской области по психолого-педагогическому сопровождению развития ребёнка


В современном образовательном пространстве Тульской области педагогами-психологами образовательных организаций разработаны и реализуются программы и мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению развития обучающихся и воспитанников. Самые эффективные из них были представлены на Региональном этапе Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде в 2018 году в Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».
В рамках данного пособия с разрешения авторов представим некоторую часть таких программ и авторских упражнений участников и победителей указанного регионального конкурса.


2.1. Профилактическая психолого-педагогическая программа «Психология здоровья»
(автор - Дядищева Ю.В., педагог-психолог МБОУ «Центр образования № 9» г. Новомосковск Тульской области)


Цель реализации программы: развитие личности, укрепление психологического здоровья подростков 14-16 лет.
Задачи:
• развитие представлений о ценности здоровья;
• развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний и рефлексии эмоционального поведения;
• совершенствование представлений подростка о ценности самого себя и других людей, формирование положительного образа «Я»
• формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения, развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе;
• обучение способам реагирования на различные жизненные ситуации;
• обучение способам снятия напряжения, гармонизации внутреннего состояния путем формирования позитивного мышления;
• создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;
• развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
• нормализация межличностных отношений;
• активизация стремления к выбору профессии с учетом полученных знаний о себе, своих способностях и перспективах развития;
• формирование негативного отношения к аддиктивному поведению, навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию.
Срок реализации профилактической программы: 2 года (69 часов).
Структурные блоки программы:
I Введение в психологию здоровья
II Чувства и эмоции
III Встречи с самим собой
IV Я среди других
V Резервы моего организма
VI Я выбираю профессию
VII Регуляция стресса
Возможно использование отдельных занятий, в зависимости от запроса и особенностей группы (таблица 6).


Таблица 6


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

8 класс

I БЛОК.
Введение в психологию здоровья (3)

1

1

Введение в психологию здоровья

1

Психология здоровья. Правила поведения и условия для личностного контакта в группе.
Цели и задачи курса. Влияние поведения человека на заболевания.
Способы изменения поведения, помогающие сохранить здоровье

Осознание своей роли в группе, выработка ответственного отношения, чувства сопричастности к целям и деятельности группы.
Упражнения: «Знакомство», «Я - животное», «Краски»; Работа с психологическими картами: «Хранительницы сада»


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

2

2

Роль и место психической составляющей здоровья

1

Понятие здоровья. Зависимость процессов, протекающих в организме человека, от его психического состояния. Значимость психической составляющей в здоровье человека. Содействующее здоровью поведение

Формулировать основные понятия, групповое обсуждение значимости психической составляющей в здоровье человека. Выработка правил поведения, содействующего сохранению здоровья. Участие в дискуссии: «Эмоции и стресс»; Упражнения: «Соло для позвоночника», «Поблагодари самого дорогого человека»

3

3

Психические состояния человека

1

Виды психических состояний. Позитивные и негативные психические состояния. Психодиагностика (диагностический и рефлексивный этапы)

Участие в беседе, анализ собственного жизненного опыта. Выделение и перечисление психических состояний. Описание собственных чувств, участие в тестировании. Упражнения: «Планета чувств», «Дерево чувств»; Тестирование: «Оптимист или пессимист»

II БЛОК
Чувства и эмоции (6)

4

1

Эмоциональный интеллект

1

Эмоции и чувства. Эмоциональный интеллект. Способы развития эмоционального интеллекта. Прямое и косвенное выражение чувств

Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Групповое обсуждение - поиск способов развития эмоционального интеллекта. Отработка умения отличать непосредственно сформулированное наименование чувств от их косвенного скрытого выражения. Участие в дискуссии: «Эмоциональный интеллект и способы его развития»; Упражнения: «Прямое и косвенное выражение чувств», «Цветные звуки моего тела»


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

5

2

Значение эмоций

1

Эмоциональный словарь. Амбивалентность эмоций. Значение и место различных эмоций в жизни человека: польза и вред. Синестезии

Обсуждение в парах сказки «Король и слуги». Совместный анализ сказки. Составление графической схемы, демонстрирующей значение пользу и вред эмоций в жизни человека. Упражнение: «Радуга чувств»

6

3

Оптимальное эмоциональное отношение к миру

1

Эмоциональное отношение к миру. «Запретные» чувства. Рефлексия эмоционального состояния. Самопомощь в ситуациях эмоционального дискомфорта. Духовные ориентиры. Самоанализ эмоциональноличностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап)

Обсуждение и анализ сказки «Сказка о волшебнике». «Мозговой штурм» по основным понятиям темы. Упражнения: «Золотой поток», «Волшебное дерево» Диагностический прием: «Эмоциональный дневник»

7

4

Регуляция эмоционального состояния

1

Описание и выражение чувств. Способы управления эмоциями и чувствами. «Нормализация» переживания социально неодобряемых эмоций.
Формулы неуспеха и формулы успеха. Перевод отрицательных высказываний о своих решениях в положительные требования

Обсуждение, анализ сказки «Емелено настроение». Отработка умения описывать свои чувственные состояния в упражнениях, переводить отрицательные высказывания о своих решениях в положительные требования. Упражнения: «Описание чувств», «Анализ ситуации по вопросам», «От формул неуспеха к формулам успеха»

8

5

Что такое эмпатия? Развиваем эмпатию

1

Эмпатия. Эмпатийные проявления. Развитие эмпатии в игровых моделях межличностного взаимодействия. Исследование уровня эмпатии в режиме развивающей психодиагностики (диагностический и рефлексивный этапы)

«Мозговой штурм» по основным понятиям темы. Диагностика уровня развития эмпатических тенденций.
Упражнения: «Лицом к лицу», «Фотографии», «Кто сказал мяу?», «Кто дотронулся?»


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

9

6

Тренинг развития эмоций «Мои эмоции»

1

Чувства и эмоции. Развитие способности безоценочного принятия, умения отреагировать на эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций

Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ собственного жизненного опыта. Упражнения: «Пожелания», «Нарисуй свое настроение», «Имена чувств», «Цепочка хороших и плохих следствий, «Согласен - не согласен»

III БЛОК.
Встречи с самим собой (14)

10

1

Что я знаю о себе.

1

«Я - образ». Ресурсное значение собственного имени и его различных форм. Архетипическое содержание имени. Отношение к имени как проекции самоотношения. Психодиагностика (диагностический этап)

Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Составление рассказа о своем имени. Выполнение «рисунка» собственного имени. Диагностическое упражнение «Двадцать Я»Упражнения: «Считаем вместе», «Герб», «Сказка о моем имени»

11

2

Мои достоинства и недостатки

1

Черты личности. Достоинства и недостатки. Роль самоанализа в определении сильных и слабых сторон собственной личности. Уровень самопринятия. Работа над собственными недостатками как способ саморазвития личности. Позитивное самоотношение

Самоанализ собственных достоинств и недостатков. Групповая работа: переформулирование. Упражнения: «Мои достоинства и недостатки», «Четыре квадрата», «Что обо мне сказали», «Добрые слова»

12

3

Мои жизненные ценности

1

Ценностно-смысловая сфера. Рефлексия учащихся в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап)

Участие в составлении личного и группового (подгруппового) рейтинга ценностей. Обсуждение результатов диагностики. Упражнения: «Мои ценности», «Дом», «Пересадка сердца»


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

13

4

Моя семья. «Трудные дети» и «трудные родители»

1

Семья. Семейное взаимодействие. Позитивный и негативный семейный опыт. Причины трудностей в отношениях с родителями. Права и обязанности членов семьи. Партнерство в отношениях родителей и детей.

Анализ собственного опыта семейного взаимодействия. Актуализация чувств, связанных с семейной ситуацией. Формулирование прав и обязанностей членов семьи (групповая работа). Составление генеалогического дерева семьи. Упражнения: «Генеалогическое дерево», «Семейные фотографии», «Мои права и обязанности в семье».

14

5

Мужчины и женщины. Дружба

1

Полоролевая самоидентификация. Гендерные стереотипы. Дружба и ее психологические составляющие. Стереотипы в понимании дружбы, препятствующие установлению близких отношений с другими людьми

Самоанализ степени принятия себя как мужчины/ женщины. Составление коллажа «Типичная женщина» и «Типичный мужчина». Обсуждение существующих гендерных стереотипов, стереотипов в понимании дружбы. Упражнения: «Ассоциации», «Ищу друга», «Коллаж».

15

6

А если это любовь?

1

Любовь и ее психологические составляющие. Стереотипы в понимании любви, препятствующие установлению близких отношений с другими людьми

Обсуждение существующих гендерных стереотипов, стереотипов в понимании любви. Обсуждение притчи «Эмоции». Упражнения: «Открытка», «Сиамские близнецы», «Спина к спине».

16

7

Риск - благородное дело.

1

Риск. Состояние азарта. Причины возникновения. Способы противодействия стремлениям к необдуманному риску.
Осознанный риск

Формулирование понятий темы. Осознание подростками своего отношения к риску и состоянию азарта. Обсуждение - поиск способов противодействия стремлениям к необдуманному риску. «Мозговой штурм»: когда риск оправдан. Упражнение: «Казино»


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

17

8

Уверенность в себе. Чем уверенность отличается от самоуверенности?

1

Факторы, помогающие человеку завоевать уважение окружающих. Агрессивное, неуверенное и уверенное поведение. Правила уверенного поведения и тренировка навыка их соблюдения. Отличительные особенности уверенного и самоуверенного поведения

Обращение к собственному опыту и описание особенностей неуверенного, самоуверенного и уверенного поведения. Рисование или демонстрация данных типов поведения. Составление круговой диаграммы «Копилка трудных ситуаций» (индивидуальная работа)
Упражнения: «Три портрета», «Геометриы уверенности», «Встаньте с мест», «Между лбами»

18

9

Принятие решений

1

Важность принятия самостоятельных решений. Алгоритм принятия взвешенных решений. Групповые решения. Как научиться договариваться?

Беседа. «Мозговой штурм». Проигрывание проблемных ситуаций. Упражнение: «Хирургический консилиум», «Плюсы и минусы», «Через три года»

19

10

Секреты публичного выступления

1

Уверенное и неуверенное поведение в ситуации публичного выступления. Признаки уверенного выступления. Секреты публичного выступления

Формирование навыка уверенного выступления на модели игровой ситуации.
Упражнения: «Шуточный экзамен», «Уверенное поведение»

20

11

Умей сказать - «нет»

1

Групповое давление. Ситуации группового давления. «Культура отказа». Способы противостояния групповому давлению. Оптимальное самоутверждение

Отработка навыка противодействия групповому давлению в игровых ситуациях. Работа в группах: формулирование принципов «культуры отказа». Тренинг оптимального самоутверждения. Упражнения: «Волк и семеро козлят», «Вопрос - ответ»


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

21

12

Планирование - залог успеха

1

Тайм-менеджмент.
Хронофаги. Причины дефицита времени. Основные методы тайм-менеджмента. Особенности организации времени, его рационального использования

Исследование особенностей организации своего времени (построение диаграмм). Формулирование основных понятий темы. Выявление основных хронофагов. Мозговой штурм»: методы борьбы с наиболее типичными хронофагами. Упражнения: «Мое настроение», «Перспективы»

22

13

Тренинг личностного роста «Познай себя»

1

Осознание себя (своей личности) и понимание других людей. Формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир; формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей

Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ и активизация собственного жизненного опыта. Упражнения: Никто не знает, что я...», «Двадцать Я», «Ассоциации», «Эмиграция», «Мусорное ведро», «Я ценю себя за то.»

23

14

Тренингуве- ренности в себе «Я смогу, я сделаю»

1

Обучение навыкам уверенного поведения, повышение самооценки, формирование свойств и качеств личности, уверенных в себе людей

Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ и активизация собственного жизненного опыта. Упражнения: «Комплимент», «Город уверенности», «Слепой и поводырь», «Самореклама», «Падение», «Я хочу вам подарить»

IV БЛОК.
Я среди других (12)

24

1

Общение - это легко? Стили общения. Стереотипы общения

1

Общение. Необходимость общения. Трудности в общении. Стили общения и их эффективность. Значение стереотипов в общении с людьми

Активизация опыта общения на модели игровой ситуации. Обсуждение существующих стереотипов в общении с людьми. Активное участие в упражнениях: « Час общения», «Привет себе любимому», «Иностранец»


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

25

2

Способы передачи информации (вербальные и невербальные). Информационные барьеры

1

Вербальная и невербальная информация, ее соотношение в общении. Мимика и жесты. Каналы обработки информации.
Барьеры на пути передачи информации. Коммуникативные барьеры.
Позиции в общении

Анализ собственного опыта общения, роли мимики, жестов, контакта глаз, пантомимических проявлений. Формулирование правил эффективной подачи информации.Анализ коммуникативных барьеров. Выявление индивидуальных каналов обработки информации. Упражнения: «Таможня», «Разговор спина к спине, «Крест - параллель»

26

3

Взаимоотношения в группе

1

Особенности взаимоотношений в группе. Групповые роли. Конструктивный и неконструктивный подходы к различным ситуация взаимодействия. Доминантность и недоминантность в общении

Беседа. «Мозговой штурм»: роли в группе. Составление схемы конструктивного и неконструктивного подхода к ситуациях взаимодействия. Анализ содержания доминантной и недоминантной позиция в общении. Упражнения: «Два подсказчика», «Испорченный телефон», «Один поднос для четверых»

27

4

Симпатии и антипатии

1

Понятия «симпатия» и «антипатия». Их влияние на здоровье человека. Факторы, способствующие возникновению симпатии и привязанности между людьми. Умение выражать симпатию

Активизация собственного опыта на модели игровой ситуации. Участие в упражнениях: «Моя прелесть», «Живые руки»

28

5

Умение слушать - это важно

i

Различие понятий: слушать и слышать. Правила эффективного приема информации. «Я - высказывания». Открытые и закрытые вопросы

«Мозговой штурм»: формулирование правил эффективного приема информации. Отработка приема «Я - высказывание», навыка задавать открытые и закрытые вопросы


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

29

6

Развиваем способность к рефлексии

1

Рефлексия. Умение предугадывать поступки и состояния других людей. Интуиция. Развитие способности к рефлексии. Психологический контакт

Отрабатывать умение предугадывать поступки и состояния других людей, «отражать» состояние партнера, налаживать психологический контакт. Активное участие в практических упражнениях, развивающих способность к рефлексии. Упражнения: «Рефлексия», «Монета», «Стена», «Выбор», «Стыковка», «Зеркало»

30

7

Человек в конфликте. Конфликтные эмоции

1

Понятие конфликта. Амбивалентный смысл конфликта (отрицательный и положительный). Причины конфликтов. Конфликтные эмоции

Анализ собственного эмоционального состояния в конфликте. Анализ собственного жизненного опыта. Участие в упражнениях: «Ассоциации», «Снежинки», «Алфавит эмоций», «Конфликт на бумаге»

31

8

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

1

Значимость эмоциональной сферы и ее влияние на общение в ходе конфликта. Стили (стратегии) поведения в конфликте. «Плюсы « и «минусы» различных стратегий поведения в конфликте. Психодиагностика собственного стиля поведения в конфликте (диагностический этап)

Самоанализ стилей поведения в конфликте. Анализ сильных и слабых сторон различных стилей. Диагностика. Обсуждение притчи «Притча о старом шляпнике»

32

9

«Трудные люди». Искусство бесконфликтного общения

1

Психодиагностика собственного стиля поведения в конфликте (рефлексивный этап). Конструктивное взаимодействие с людьми, для которых характерны особенности общения, являющиеся коммуникационными барьерами

Актуализация опыта общения в ситуации наличия коммуникативных барьеров на модели игровой ситуации «зануда», «эгоцентрик», «агрессор». Составление рекомендаций по общению с «трудными людьми».
Упражнения: «Зануда», «Это что! А я...», «Дай совет»


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

33

10

Тренинг коммуникативных навыков «Среди людей»

1

Формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию

Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ собственного жизненного опыта. Упражнения: «Мое имя», «Я и мир вокруг меня», «Переключатели», «Мое мнение», «Контакты»

34
35

11

Тренинг «Прими это в себе»

2

Инклюзивное образование. Позиция позитивного принятия другого. Три ступени развития понимания безусловного позитивного принятия. Установка на сотрудничество. Толерантность

Анкетирование, беседа, участие в упражнениях, направленных на повышение коммуникативной культуры, конфликтологической компетентности, позиции позитивного принятия другого. Упражнения: «Слепой. Глухой. Немой», «Ворвись в круг», «Помощь», «Особенности другого», «Любовь и злость», «Невидимая связь». Дискуссия «Закон гармонии»

9 класс

V БЛОК
Резервы моего организма (12)

36

1

Что такое познавательные психические процессы.

1

Познание. Понятие познавательные психические процессы. Специфические и неспецифические познавательные процессы

Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Обсуждение роли познавательных психических процессов в жизни человека.
Дискуссия: «Где искать ресурсы?»

37

2

Внимание

1

Внимание. Виды и особенности внимания. Роль внимания в жизни человека. Выявление индивидуальных свойства внимания в режиме развивающей психодиагностики (диагностический и рефлексивный этапы)

Обсуждение роли внимания в жизни человека. Выявить индивидуальные свойства внимания. Упражнения: «Пальцы», «Муха», «Фокусировка», «Лентяй и труженик», «Сверхвнимание», «Дыхание»


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

38

3

Развиваем
внимание

1

Произвольное внимание. Широта зоны внимания. Переключение внимания. Наблюдение за отвлечениями

Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Тренировка произвольного внимания, навыка наблюдения за отвлечениями. Отработка навыков сосредоточения, концентрации внимания. «Сверхвнимание», «Карусель», «Хромая обезьяна», «Заблудившийся рассказчик», «Тепло»

39

4

Воображение

1

Воображение. Виды и процессы воображения. Фантазия. Их роль в жизни человека

Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Обсуждение роли воображения в жизни человека. Упражнения: «Лабиринт», «Волшебный карандаш», «Муха»

40

5

Развиваем воображение

1

Упражнения, развивающие воображение. Взаимосвязь воображения и творчества. Развитие творческих способностей учащихся, связанных с воображением, фантазией

Активное участие в практических упражнениях, развивающих воображение, фантазию. Составление коллажа. Упражнения: «Акробат», «Волшебный карандаш», «Чехарда»

41

6

Память

1

Память как психический процесс. Виды памяти. Произвольная и непроизвольная память. Особенности памяти

Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Обсуждение роли памяти в жизни человека. Упражнения: «Мнемотехника», «Бег ассоциаций», «Домино»

42

7

Развиваем
память

1

Эффективное запоминание. Упражнения, развивающие навыки эффективного запоминания.
Мнемотехника

Работа с мнемотехниками.


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

43

8

Развиваем
логическое
мышление

1

Мышление. Умозаключение. Логическое мышление. Умение рассуждать.
Решение логических задач, построение логических цепочек

Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Обсуждение роли мышления в жизни человека. Решение задач, развивающих логическое мышление. Упражнения - задачи: «Кожаные перчатки», «Фараон и боги», «Конный завод», «Кошки», «Футболисты»

44

9

Развиваем быстроту мышления

1

Понятие быстрота мышления. Качества мышления. Сообразительность. Упражнения, развивающие смекалку

Решение задач на смекалку

45

10

Развиваем
наблюдатель
ность

1

Наблюдательность. Развитие наблюдательности

Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Обсуждение роли наблюдательности в жизни человека. Решение задач, тренирующих наблюдательность. Упражнения: «Тахитоскоп», «Разведчик», «Стоп», «Телепатия»

46

11

Развиваем
волю

1

Воля как человеческое качество. Функции воли. Волевые действия. Волевые качества личности. Сила воли и волевая регуляция

Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Обсуждение роли волевых действий в жизни человека. Активное участие в практических упражнениях, развивающих волю. Упражнения: «Термометр», «Пульс», «Антивремя», «Телепатия»

47

12

Тренинг развития познавательных психических процессов

1

Закрепление навыков и умений, полученных на предыдущих занятиях

Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ собственного жизненного опыта. Упражнения: «Шарик и гиря», «Слово», «Зазеркалье», «Мне с тобой интересно»


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

VI БЛОК.
Я выбираю профессию (7)

48

1

Понятие и построение личного профессионального плана

1

Понятие выбора профессии. Понятие личного профессионального плана. Этапы осуществления профессиональной мечты. Проблема профессионального выбора

Формулирование основных понятий темы. Составление личного профессионального плана

49

2

Познавательные процессы и способности личности

1

Познавательные процессы, их виды и особенности. Понятия мышления и интеллекта. Роль развития познавательных процессов и индивидуальных особенностей личности в выборе профессии. Психодиагностика (диагностический и рефлексивный этапы)

Определение своих возможностей (особенностей памяти, внимания, восприятия, представления, воображения, мышления, интеллекта). Обсуждение результатов диагностики.

50

3

Психология
личности

1

Тип нервной системы. Темперамент. Понятие характера. Самооценка. Ценностные ориентации. Роль психологических особенностей личности в осуществлении профессионального выбора. Психодиагностика (диагностический и рефлексивный этапы)

Определение своих возможностей (тип нервной системы, темперамента, характера). Обсуждение результатов диагностики.

51

4

Мир профессий

1

Характеристика труда различных профессий. Формула профессии. Профессиональные предпочтения. Профес- сиограмма. Матрица выбора профессии. Психодиагностика (диагностический и рефлексивный этапы)

Выявить свои профессиональные предпочтения (индивидуальная работа) путем заполнения карты «Портрет моей будущей профессии». Определить формулу и тип будущей профессии.


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

52

5

Профессиональное самоопределение

1

Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях. Ведущие свойства специальных способностей. Мотивы выбора профессии. Психодиагностика (диагностический и рефлексивный этапы)

На основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный профессиональный выбор. Заполнить карту «Мое профессиональное самоопределение».

53

6

Подготовка к будущей карьере. Ошибки в выборе профессии

1

Собственные цели построения карьеры. Карьерные возможности. Типичные ошибки при выборе профессии. Психодиагностика (диагностический и рефлексивный этапы)

«Мозговой штурм»: цели построения карьеры. Определение индивидуальных карьерных возможностей

54

7

Тренинг профессионального самоопределения «Путь к успеху»

1

Формирование представлений о реальных рыночных отношениях в сфере труда, роли человека в изменяющихся экономических условиях, мотивации участников на осмысленный и ответственный подход к выбору профессии

Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ и активизация собственного жизненного опыта.

VII БЛОК
Регуляция стресса (15)

55

1

Характеристика стресса. Влияние стресса на здоровье

1

Понятие стресса. Виды стресса: конструктивный и деструктивный. Особенности влияния различных видов стресса на здоровье человека. Стадии протекания стрессового состояния

Лекция с элементами беседы. Анкетирование. Активизация жизненного опыта, собственных стратегий поведения в стрессовых ситуациях.


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

56

2

Стресс и эмоции. Учимся управлять своими эмоциями

1

Негативные эмоции, возникающие при стрессе, их функции. Распознавание и принятие этих эмоций. Конструктивное выражение злости. Саморегуляция в ситуации стресса

«Мозговой штурм»: негативные эмоции, возникающие при стресс, их функции. Практикум по навыкам конструктивного выражения эмоции злости.
Работа с градусниками настроения. Упражнения: « Не смеяться», «Замороженные»

57

3

Стресс и уверенное поведение

1

Преимущества уверенного поведения перед грубым. Связь стресса со способами поведения. Дифференцирование проявлений уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей

Беседа. Составление сравнительной таблицы типов поведения. Активное участие в игровых моделях различного поведения.

58

4

Стресс и конфликты

1

Связь конфликтных ситуаций со стрессовыми переживаниями. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций

Обсуждение собственных представлений о житейских конфликтах между людьми. Прослеживание существующей связи между конфликтными ситуациями и стрессовыми переживаниями. Активное участие в игровых упражнениях.

59

5

Стресс и цейтнот

1

Причинно-следственная связь между острой нехваткой времени и стрессовыми переживаниями. Рациональное планирование собственных нагрузок как профилактика стресса при цейтноте

Прослеживание существующей связи между острой нехваткой времени и стрессовыми переживаниями. Планирование своей рабочей недели.

60

6

Стресс
и острые ощущения

1

Связь стресса с неординарными переживаниями. Социально приемлемые формы удовлетворения потребности в острых ощущениях

Прослеживание существующей связи между неординарными переживаниями и стрессом. Активное участие в игровых упражнениях.


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

61

7

Стресс и опасность

1

Опасные жизненные ситуации. Причины возникновения опасных ситуаций. Связь опасности и стресса. Тактика поведения в опасной ситуации

Обсуждение, активизация опыта по теме. Составление алгоритма поведения в опасной ситуации

62

8

Оптимальные стратегии поведения в стрессе

1

Методы регуляции стресса. Стратегия личной регуляции стресса (по Н.В. Самоукиной). Естественные методы саморегуляции

Беседа. Описание учащимися собственных естественных способов регуляции стресса, выполнение упражнение

63

9

Эмоциональное самовыражение как способ регуляции стресса

1

Спонтанное выражение позитивных переживаний и эмоций как один из способов регуляции стресса. Социально приемлемые способы выражения агрессивных чувств

Беседа, выполнение упражнений. Обсуждение возможности социально приемлемых способах выражения агрессивных чувств. Упражнения: «Походки», «Сядьте так, как...», «Злость, уходи».

64

10

Самораскрытие как способ регуляции стресса

1

Зона стресса и самоконтроль. Деятельность как способ конструктивного направления энергии в стрессе

Построение личной программы защиты от стресса. Активизация личного опыта. Упражнения: «До черты», «Учимся анализировать»

65

11

Позитивное отношение как способ регулирования стресса

1

Позитивное мышление, его важность. Жизненное равновесие. Позитивные стороны любой ситуации

«Мозговой штурм»: важность позитивного мышления. Тренировка навыка перевода в позитив последствий конфликта. Упражнения: «Ситуация», «Похвали друга»

66

12

Внутреннее равновесие как способ регуляции стресса

1

Понятие «внутреннее равновесие». Его значение. Способы сохранения внутреннего равновесия. Принцип «Я должен»

Беседа. Выполнение упражнений на обретение внутреннего равновесия. Групповая работа: придумать свои упражнения для отработки данного навыка. Упражнения: «Весы, Измени свой пульс», «Лед и пламя»


п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащегося

67

13

Релаксация как способ регуляции стресса

1

Релаксация. Значение и возможности релаксации. Выполнение упражнений. Анализ эффективности релаксационных упражнений. Возможность их использования в ситуациях внутреннего напряжения и усталости

Беседа. Выполнение релаксационных упражнений разных видов. Анализ эффекта от упражнений. Упражнения: « Мой огонек», «Думай о дыхании», «Рассмотри предмет»

68

14

Как сдать экзамены и сохранить здоровье?

1

Поведение на экзамене.
Анализ собственных установок и ответственности за свои поступки. Повышение сопротивляемости стрессу. Снятие предэкзаменационной тревожности

Активизация и анализ собственного жизненного опыта. Тренировка навыка снятия стрессовых симптомов. Придумать собственную программу для нейтрализации предэкзаменационной тревожности. Упражнения: «Откровенно говоря...», «Хвастунишка», «Позитивные и негативные установки», «Я люблю.
Я Я могу. Я хочу.», «Эксперимент». Дискуссия: «Плюсы и минусы ЕГЭ»

69

15

Тренинг саморегуляции

1

Формирование умения управлять своим психофизическим состоянием. Обучение приемам, мобилизующим интеллектуальные возможности при подготовке и сдаче экзаменов. Методика нервно-мышечной релаксации

Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ и активизация собственного жизненного опыта. Упражнения: «Прощай напряжение!», «Дыхательная релаксация», «Мышечная релаксация» Дискуссия: «Стресс - норма жизни?.»

Критерии оценки достижения планируемых результатов:
• заинтересованность занятиями и их посещаемость учащимися;
• положительные отзывы о занятиях по психологии от участников образовательного процесса;
• наличие психологического словаря в общении учащихся;
• желание учащихся продолжить посещение подобных занятий в будущем;
• сформированность элементарных представлений и знаний по изучаемым темам;
• умение учащимися использовать свой личностный потенциал для самопознания, самосовершенствования и решения проблем обучения или общения.
Рекомендации:
В конце каждого блока рекомендуется проведение анкетирования (обратной связи), в котором участники ответят на вопросы с помощью проставления на шкалах оценок (от 1 до 10). На основании полученных данных возможен анализ эффективности проводимых занятий и общего настроя участников группы.
Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения: программа была апробирована на базе МБОУ «Центр образования № 9» с 2016 по 2018 год. В программе участвовало 128 учащихся.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.