Страница 2 из 5
2. Авторские разработки педагогов-психологов Тульской области по психолого-педагогическому сопровождению развития ребёнка
В современном образовательном пространстве Тульской области педагогами-психологами образовательных организаций разработаны и реализуются программы и мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению развития обучающихся и воспитанников. Самые эффективные из них были представлены на Региональном этапе Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде в 2018 году в Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области». В рамках данного пособия с разрешения авторов представим некоторую часть таких программ и авторских упражнений участников и победителей указанного регионального конкурса.
2.1. Профилактическая психолого-педагогическая программа «Психология здоровья» (автор - Дядищева Ю.В., педагог-психолог МБОУ «Центр образования № 9» г. Новомосковск Тульской области)
Цель реализации программы: развитие личности, укрепление психологического здоровья подростков 14-16 лет. Задачи: • развитие представлений о ценности здоровья; • развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний и рефлексии эмоционального поведения; • совершенствование представлений подростка о ценности самого себя и других людей, формирование положительного образа «Я» • формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения, развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе; • обучение способам реагирования на различные жизненные ситуации; • обучение способам снятия напряжения, гармонизации внутреннего состояния путем формирования позитивного мышления; • создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса; • развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека; • нормализация межличностных отношений; • активизация стремления к выбору профессии с учетом полученных знаний о себе, своих способностях и перспективах развития; • формирование негативного отношения к аддиктивному поведению, навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию. Срок реализации профилактической программы: 2 года (69 часов). Структурные блоки программы: I Введение в психологию здоровья II Чувства и эмоции III Встречи с самим собой IV Я среди других V Резервы моего организма VI Я выбираю профессию VII Регуляция стресса Возможно использование отдельных занятий, в зависимости от запроса и особенностей группы (таблица 6).
Таблица 6
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
8 класс
|
I БЛОК. Введение в психологию здоровья (3)
|
1
|
1
|
Введение в психологию здоровья
|
1
|
Психология здоровья. Правила поведения и условия для личностного контакта в группе. Цели и задачи курса. Влияние поведения человека на заболевания. Способы изменения поведения, помогающие сохранить здоровье
|
Осознание своей роли в группе, выработка ответственного отношения, чувства сопричастности к целям и деятельности группы. Упражнения: «Знакомство», «Я - животное», «Краски»; Работа с психологическими картами: «Хранительницы сада»
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
2
|
2
|
Роль и место психической составляющей здоровья
|
1
|
Понятие здоровья. Зависимость процессов, протекающих в организме человека, от его психического состояния. Значимость психической составляющей в здоровье человека. Содействующее здоровью поведение
|
Формулировать основные понятия, групповое обсуждение значимости психической составляющей в здоровье человека. Выработка правил поведения, содействующего сохранению здоровья. Участие в дискуссии: «Эмоции и стресс»; Упражнения: «Соло для позвоночника», «Поблагодари самого дорогого человека»
|
3
|
3
|
Психические состояния человека
|
1
|
Виды психических состояний. Позитивные и негативные психические состояния. Психодиагностика (диагностический и рефлексивный этапы)
|
Участие в беседе, анализ собственного жизненного опыта. Выделение и перечисление психических состояний. Описание собственных чувств, участие в тестировании. Упражнения: «Планета чувств», «Дерево чувств»; Тестирование: «Оптимист или пессимист»
|
II БЛОК Чувства и эмоции (6)
|
4
|
1
|
Эмоциональный интеллект
|
1
|
Эмоции и чувства. Эмоциональный интеллект. Способы развития эмоционального интеллекта. Прямое и косвенное выражение чувств
|
Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Групповое обсуждение - поиск способов развития эмоционального интеллекта. Отработка умения отличать непосредственно сформулированное наименование чувств от их косвенного скрытого выражения. Участие в дискуссии: «Эмоциональный интеллект и способы его развития»; Упражнения: «Прямое и косвенное выражение чувств», «Цветные звуки моего тела»
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
5
|
2
|
Значение эмоций
|
1
|
Эмоциональный словарь. Амбивалентность эмоций. Значение и место различных эмоций в жизни человека: польза и вред. Синестезии
|
Обсуждение в парах сказки «Король и слуги». Совместный анализ сказки. Составление графической схемы, демонстрирующей значение пользу и вред эмоций в жизни человека. Упражнение: «Радуга чувств»
|
6
|
3
|
Оптимальное эмоциональное отношение к миру
|
1
|
Эмоциональное отношение к миру. «Запретные» чувства. Рефлексия эмоционального состояния. Самопомощь в ситуациях эмоционального дискомфорта. Духовные ориентиры. Самоанализ эмоциональноличностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап)
|
Обсуждение и анализ сказки «Сказка о волшебнике». «Мозговой штурм» по основным понятиям темы. Упражнения: «Золотой поток», «Волшебное дерево» Диагностический прием: «Эмоциональный дневник»
|
7
|
4
|
Регуляция эмоционального состояния
|
1
|
Описание и выражение чувств. Способы управления эмоциями и чувствами. «Нормализация» переживания социально неодобряемых эмоций. Формулы неуспеха и формулы успеха. Перевод отрицательных высказываний о своих решениях в положительные требования
|
Обсуждение, анализ сказки «Емелено настроение». Отработка умения описывать свои чувственные состояния в упражнениях, переводить отрицательные высказывания о своих решениях в положительные требования. Упражнения: «Описание чувств», «Анализ ситуации по вопросам», «От формул неуспеха к формулам успеха»
|
8
|
5
|
Что такое эмпатия? Развиваем эмпатию
|
1
|
Эмпатия. Эмпатийные проявления. Развитие эмпатии в игровых моделях межличностного взаимодействия. Исследование уровня эмпатии в режиме развивающей психодиагностики (диагностический и рефлексивный этапы)
|
«Мозговой штурм» по основным понятиям темы. Диагностика уровня развития эмпатических тенденций. Упражнения: «Лицом к лицу», «Фотографии», «Кто сказал мяу?», «Кто дотронулся?»
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
9
|
6
|
Тренинг развития эмоций «Мои эмоции»
|
1
|
Чувства и эмоции. Развитие способности безоценочного принятия, умения отреагировать на эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций
|
Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ собственного жизненного опыта. Упражнения: «Пожелания», «Нарисуй свое настроение», «Имена чувств», «Цепочка хороших и плохих следствий, «Согласен - не согласен»
|
III БЛОК. Встречи с самим собой (14)
|
10
|
1
|
Что я знаю о себе.
|
1
|
«Я - образ». Ресурсное значение собственного имени и его различных форм. Архетипическое содержание имени. Отношение к имени как проекции самоотношения. Психодиагностика (диагностический этап)
|
Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Составление рассказа о своем имени. Выполнение «рисунка» собственного имени. Диагностическое упражнение «Двадцать Я»Упражнения: «Считаем вместе», «Герб», «Сказка о моем имени»
|
11
|
2
|
Мои достоинства и недостатки
|
1
|
Черты личности. Достоинства и недостатки. Роль самоанализа в определении сильных и слабых сторон собственной личности. Уровень самопринятия. Работа над собственными недостатками как способ саморазвития личности. Позитивное самоотношение
|
Самоанализ собственных достоинств и недостатков. Групповая работа: переформулирование. Упражнения: «Мои достоинства и недостатки», «Четыре квадрата», «Что обо мне сказали», «Добрые слова»
|
12
|
3
|
Мои жизненные ценности
|
1
|
Ценностно-смысловая сфера. Рефлексия учащихся в режиме развивающей психодиагностики (рефлексивный этап)
|
Участие в составлении личного и группового (подгруппового) рейтинга ценностей. Обсуждение результатов диагностики. Упражнения: «Мои ценности», «Дом», «Пересадка сердца»
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
13
|
4
|
Моя семья. «Трудные дети» и «трудные родители»
|
1
|
Семья. Семейное взаимодействие. Позитивный и негативный семейный опыт. Причины трудностей в отношениях с родителями. Права и обязанности членов семьи. Партнерство в отношениях родителей и детей.
|
Анализ собственного опыта семейного взаимодействия. Актуализация чувств, связанных с семейной ситуацией. Формулирование прав и обязанностей членов семьи (групповая работа). Составление генеалогического дерева семьи. Упражнения: «Генеалогическое дерево», «Семейные фотографии», «Мои права и обязанности в семье».
|
14
|
5
|
Мужчины и женщины. Дружба
|
1
|
Полоролевая самоидентификация. Гендерные стереотипы. Дружба и ее психологические составляющие. Стереотипы в понимании дружбы, препятствующие установлению близких отношений с другими людьми
|
Самоанализ степени принятия себя как мужчины/ женщины. Составление коллажа «Типичная женщина» и «Типичный мужчина». Обсуждение существующих гендерных стереотипов, стереотипов в понимании дружбы. Упражнения: «Ассоциации», «Ищу друга», «Коллаж».
|
15
|
6
|
А если это любовь?
|
1
|
Любовь и ее психологические составляющие. Стереотипы в понимании любви, препятствующие установлению близких отношений с другими людьми
|
Обсуждение существующих гендерных стереотипов, стереотипов в понимании любви. Обсуждение притчи «Эмоции». Упражнения: «Открытка», «Сиамские близнецы», «Спина к спине».
|
16
|
7
|
Риск - благородное дело.
|
1
|
Риск. Состояние азарта. Причины возникновения. Способы противодействия стремлениям к необдуманному риску. Осознанный риск
|
Формулирование понятий темы. Осознание подростками своего отношения к риску и состоянию азарта. Обсуждение - поиск способов противодействия стремлениям к необдуманному риску. «Мозговой штурм»: когда риск оправдан. Упражнение: «Казино»
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
17
|
8
|
Уверенность в себе. Чем уверенность отличается от самоуверенности?
|
1
|
Факторы, помогающие человеку завоевать уважение окружающих. Агрессивное, неуверенное и уверенное поведение. Правила уверенного поведения и тренировка навыка их соблюдения. Отличительные особенности уверенного и самоуверенного поведения
|
Обращение к собственному опыту и описание особенностей неуверенного, самоуверенного и уверенного поведения. Рисование или демонстрация данных типов поведения. Составление круговой диаграммы «Копилка трудных ситуаций» (индивидуальная работа) Упражнения: «Три портрета», «Геометриы уверенности», «Встаньте с мест», «Между лбами»
|
18
|
9
|
Принятие решений
|
1
|
Важность принятия самостоятельных решений. Алгоритм принятия взвешенных решений. Групповые решения. Как научиться договариваться?
|
Беседа. «Мозговой штурм». Проигрывание проблемных ситуаций. Упражнение: «Хирургический консилиум», «Плюсы и минусы», «Через три года»
|
19
|
10
|
Секреты публичного выступления
|
1
|
Уверенное и неуверенное поведение в ситуации публичного выступления. Признаки уверенного выступления. Секреты публичного выступления
|
Формирование навыка уверенного выступления на модели игровой ситуации. Упражнения: «Шуточный экзамен», «Уверенное поведение»
|
20
|
11
|
Умей сказать - «нет»
|
1
|
Групповое давление. Ситуации группового давления. «Культура отказа». Способы противостояния групповому давлению. Оптимальное самоутверждение
|
Отработка навыка противодействия групповому давлению в игровых ситуациях. Работа в группах: формулирование принципов «культуры отказа». Тренинг оптимального самоутверждения. Упражнения: «Волк и семеро козлят», «Вопрос - ответ»
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
21
|
12
|
Планирование - залог успеха
|
1
|
Тайм-менеджмент. Хронофаги. Причины дефицита времени. Основные методы тайм-менеджмента. Особенности организации времени, его рационального использования
|
Исследование особенностей организации своего времени (построение диаграмм). Формулирование основных понятий темы. Выявление основных хронофагов. Мозговой штурм»: методы борьбы с наиболее типичными хронофагами. Упражнения: «Мое настроение», «Перспективы»
|
22
|
13
|
Тренинг личностного роста «Познай себя»
|
1
|
Осознание себя (своей личности) и понимание других людей. Формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир; формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей
|
Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ и активизация собственного жизненного опыта. Упражнения: Никто не знает, что я...», «Двадцать Я», «Ассоциации», «Эмиграция», «Мусорное ведро», «Я ценю себя за то.»
|
23
|
14
|
Тренингуве- ренности в себе «Я смогу, я сделаю»
|
1
|
Обучение навыкам уверенного поведения, повышение самооценки, формирование свойств и качеств личности, уверенных в себе людей
|
Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ и активизация собственного жизненного опыта. Упражнения: «Комплимент», «Город уверенности», «Слепой и поводырь», «Самореклама», «Падение», «Я хочу вам подарить»
|
IV БЛОК. Я среди других (12)
|
24
|
1
|
Общение - это легко? Стили общения. Стереотипы общения
|
1
|
Общение. Необходимость общения. Трудности в общении. Стили общения и их эффективность. Значение стереотипов в общении с людьми
|
Активизация опыта общения на модели игровой ситуации. Обсуждение существующих стереотипов в общении с людьми. Активное участие в упражнениях: « Час общения», «Привет себе любимому», «Иностранец»
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
25
|
2
|
Способы передачи информации (вербальные и невербальные). Информационные барьеры
|
1
|
Вербальная и невербальная информация, ее соотношение в общении. Мимика и жесты. Каналы обработки информации. Барьеры на пути передачи информации. Коммуникативные барьеры. Позиции в общении
|
Анализ собственного опыта общения, роли мимики, жестов, контакта глаз, пантомимических проявлений. Формулирование правил эффективной подачи информации.Анализ коммуникативных барьеров. Выявление индивидуальных каналов обработки информации. Упражнения: «Таможня», «Разговор спина к спине, «Крест - параллель»
|
26
|
3
|
Взаимоотношения в группе
|
1
|
Особенности взаимоотношений в группе. Групповые роли. Конструктивный и неконструктивный подходы к различным ситуация взаимодействия. Доминантность и недоминантность в общении
|
Беседа. «Мозговой штурм»: роли в группе. Составление схемы конструктивного и неконструктивного подхода к ситуациях взаимодействия. Анализ содержания доминантной и недоминантной позиция в общении. Упражнения: «Два подсказчика», «Испорченный телефон», «Один поднос для четверых»
|
27
|
4
|
Симпатии и антипатии
|
1
|
Понятия «симпатия» и «антипатия». Их влияние на здоровье человека. Факторы, способствующие возникновению симпатии и привязанности между людьми. Умение выражать симпатию
|
Активизация собственного опыта на модели игровой ситуации. Участие в упражнениях: «Моя прелесть», «Живые руки»
|
28
|
5
|
Умение слушать - это важно
|
i
|
Различие понятий: слушать и слышать. Правила эффективного приема информации. «Я - высказывания». Открытые и закрытые вопросы
|
«Мозговой штурм»: формулирование правил эффективного приема информации. Отработка приема «Я - высказывание», навыка задавать открытые и закрытые вопросы
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
29
|
6
|
Развиваем способность к рефлексии
|
1
|
Рефлексия. Умение предугадывать поступки и состояния других людей. Интуиция. Развитие способности к рефлексии. Психологический контакт
|
Отрабатывать умение предугадывать поступки и состояния других людей, «отражать» состояние партнера, налаживать психологический контакт. Активное участие в практических упражнениях, развивающих способность к рефлексии. Упражнения: «Рефлексия», «Монета», «Стена», «Выбор», «Стыковка», «Зеркало»
|
30
|
7
|
Человек в конфликте. Конфликтные эмоции
|
1
|
Понятие конфликта. Амбивалентный смысл конфликта (отрицательный и положительный). Причины конфликтов. Конфликтные эмоции
|
Анализ собственного эмоционального состояния в конфликте. Анализ собственного жизненного опыта. Участие в упражнениях: «Ассоциации», «Снежинки», «Алфавит эмоций», «Конфликт на бумаге»
|
31
|
8
|
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
|
1
|
Значимость эмоциональной сферы и ее влияние на общение в ходе конфликта. Стили (стратегии) поведения в конфликте. «Плюсы « и «минусы» различных стратегий поведения в конфликте. Психодиагностика собственного стиля поведения в конфликте (диагностический этап)
|
Самоанализ стилей поведения в конфликте. Анализ сильных и слабых сторон различных стилей. Диагностика. Обсуждение притчи «Притча о старом шляпнике»
|
32
|
9
|
«Трудные люди». Искусство бесконфликтного общения
|
1
|
Психодиагностика собственного стиля поведения в конфликте (рефлексивный этап). Конструктивное взаимодействие с людьми, для которых характерны особенности общения, являющиеся коммуникационными барьерами
|
Актуализация опыта общения в ситуации наличия коммуникативных барьеров на модели игровой ситуации «зануда», «эгоцентрик», «агрессор». Составление рекомендаций по общению с «трудными людьми». Упражнения: «Зануда», «Это что! А я...», «Дай совет»
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
33
|
10
|
Тренинг коммуникативных навыков «Среди людей»
|
1
|
Формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию
|
Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ собственного жизненного опыта. Упражнения: «Мое имя», «Я и мир вокруг меня», «Переключатели», «Мое мнение», «Контакты»
|
34 35
|
11
|
Тренинг «Прими это в себе»
|
2
|
Инклюзивное образование. Позиция позитивного принятия другого. Три ступени развития понимания безусловного позитивного принятия. Установка на сотрудничество. Толерантность
|
Анкетирование, беседа, участие в упражнениях, направленных на повышение коммуникативной культуры, конфликтологической компетентности, позиции позитивного принятия другого. Упражнения: «Слепой. Глухой. Немой», «Ворвись в круг», «Помощь», «Особенности другого», «Любовь и злость», «Невидимая связь». Дискуссия «Закон гармонии»
|
9 класс
|
V БЛОК Резервы моего организма (12)
|
36
|
1
|
Что такое познавательные психические процессы.
|
1
|
Познание. Понятие познавательные психические процессы. Специфические и неспецифические познавательные процессы
|
Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Обсуждение роли познавательных психических процессов в жизни человека. Дискуссия: «Где искать ресурсы?»
|
37
|
2
|
Внимание
|
1
|
Внимание. Виды и особенности внимания. Роль внимания в жизни человека. Выявление индивидуальных свойства внимания в режиме развивающей психодиагностики (диагностический и рефлексивный этапы)
|
Обсуждение роли внимания в жизни человека. Выявить индивидуальные свойства внимания. Упражнения: «Пальцы», «Муха», «Фокусировка», «Лентяй и труженик», «Сверхвнимание», «Дыхание»
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
38
|
3
|
Развиваем внимание
|
1
|
Произвольное внимание. Широта зоны внимания. Переключение внимания. Наблюдение за отвлечениями
|
Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Тренировка произвольного внимания, навыка наблюдения за отвлечениями. Отработка навыков сосредоточения, концентрации внимания. «Сверхвнимание», «Карусель», «Хромая обезьяна», «Заблудившийся рассказчик», «Тепло»
|
39
|
4
|
Воображение
|
1
|
Воображение. Виды и процессы воображения. Фантазия. Их роль в жизни человека
|
Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Обсуждение роли воображения в жизни человека. Упражнения: «Лабиринт», «Волшебный карандаш», «Муха»
|
40
|
5
|
Развиваем воображение
|
1
|
Упражнения, развивающие воображение. Взаимосвязь воображения и творчества. Развитие творческих способностей учащихся, связанных с воображением, фантазией
|
Активное участие в практических упражнениях, развивающих воображение, фантазию. Составление коллажа. Упражнения: «Акробат», «Волшебный карандаш», «Чехарда»
|
41
|
6
|
Память
|
1
|
Память как психический процесс. Виды памяти. Произвольная и непроизвольная память. Особенности памяти
|
Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Обсуждение роли памяти в жизни человека. Упражнения: «Мнемотехника», «Бег ассоциаций», «Домино»
|
42
|
7
|
Развиваем память
|
1
|
Эффективное запоминание. Упражнения, развивающие навыки эффективного запоминания. Мнемотехника
|
Работа с мнемотехниками.
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
43
|
8
|
Развиваем логическое мышление
|
1
|
Мышление. Умозаключение. Логическое мышление. Умение рассуждать. Решение логических задач, построение логических цепочек
|
Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Обсуждение роли мышления в жизни человека. Решение задач, развивающих логическое мышление. Упражнения - задачи: «Кожаные перчатки», «Фараон и боги», «Конный завод», «Кошки», «Футболисты»
|
44
|
9
|
Развиваем быстроту мышления
|
1
|
Понятие быстрота мышления. Качества мышления. Сообразительность. Упражнения, развивающие смекалку
|
Решение задач на смекалку
|
45
|
10
|
Развиваем наблюдатель ность
|
1
|
Наблюдательность. Развитие наблюдательности
|
Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Обсуждение роли наблюдательности в жизни человека. Решение задач, тренирующих наблюдательность. Упражнения: «Тахитоскоп», «Разведчик», «Стоп», «Телепатия»
|
46
|
11
|
Развиваем волю
|
1
|
Воля как человеческое качество. Функции воли. Волевые действия. Волевые качества личности. Сила воли и волевая регуляция
|
Участие в беседе, формулирование основных понятий темы. Обсуждение роли волевых действий в жизни человека. Активное участие в практических упражнениях, развивающих волю. Упражнения: «Термометр», «Пульс», «Антивремя», «Телепатия»
|
47
|
12
|
Тренинг развития познавательных психических процессов
|
1
|
Закрепление навыков и умений, полученных на предыдущих занятиях
|
Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ собственного жизненного опыта. Упражнения: «Шарик и гиря», «Слово», «Зазеркалье», «Мне с тобой интересно»
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
|
|
|
VI БЛОК. Я выбираю профессию (7)
|
|
48
|
1
|
Понятие и построение личного профессионального плана
|
1
|
Понятие выбора профессии. Понятие личного профессионального плана. Этапы осуществления профессиональной мечты. Проблема профессионального выбора
|
Формулирование основных понятий темы. Составление личного профессионального плана
|
49
|
2
|
Познавательные процессы и способности личности
|
1
|
Познавательные процессы, их виды и особенности. Понятия мышления и интеллекта. Роль развития познавательных процессов и индивидуальных особенностей личности в выборе профессии. Психодиагностика (диагностический и рефлексивный этапы)
|
Определение своих возможностей (особенностей памяти, внимания, восприятия, представления, воображения, мышления, интеллекта). Обсуждение результатов диагностики.
|
50
|
3
|
Психология личности
|
1
|
Тип нервной системы. Темперамент. Понятие характера. Самооценка. Ценностные ориентации. Роль психологических особенностей личности в осуществлении профессионального выбора. Психодиагностика (диагностический и рефлексивный этапы)
|
Определение своих возможностей (тип нервной системы, темперамента, характера). Обсуждение результатов диагностики.
|
51
|
4
|
Мир профессий
|
1
|
Характеристика труда различных профессий. Формула профессии. Профессиональные предпочтения. Профес- сиограмма. Матрица выбора профессии. Психодиагностика (диагностический и рефлексивный этапы)
|
Выявить свои профессиональные предпочтения (индивидуальная работа) путем заполнения карты «Портрет моей будущей профессии». Определить формулу и тип будущей профессии.
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
52
|
5
|
Профессиональное самоопределение
|
1
|
Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях. Ведущие свойства специальных способностей. Мотивы выбора профессии. Психодиагностика (диагностический и рефлексивный этапы)
|
На основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный профессиональный выбор. Заполнить карту «Мое профессиональное самоопределение».
|
53
|
6
|
Подготовка к будущей карьере. Ошибки в выборе профессии
|
1
|
Собственные цели построения карьеры. Карьерные возможности. Типичные ошибки при выборе профессии. Психодиагностика (диагностический и рефлексивный этапы)
|
«Мозговой штурм»: цели построения карьеры. Определение индивидуальных карьерных возможностей
|
54
|
7
|
Тренинг профессионального самоопределения «Путь к успеху»
|
1
|
Формирование представлений о реальных рыночных отношениях в сфере труда, роли человека в изменяющихся экономических условиях, мотивации участников на осмысленный и ответственный подход к выбору профессии
|
Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ и активизация собственного жизненного опыта.
|
VII БЛОК Регуляция стресса (15)
|
55
|
1
|
Характеристика стресса. Влияние стресса на здоровье
|
1
|
Понятие стресса. Виды стресса: конструктивный и деструктивный. Особенности влияния различных видов стресса на здоровье человека. Стадии протекания стрессового состояния
|
Лекция с элементами беседы. Анкетирование. Активизация жизненного опыта, собственных стратегий поведения в стрессовых ситуациях.
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
56
|
2
|
Стресс и эмоции. Учимся управлять своими эмоциями
|
1
|
Негативные эмоции, возникающие при стрессе, их функции. Распознавание и принятие этих эмоций. Конструктивное выражение злости. Саморегуляция в ситуации стресса
|
«Мозговой штурм»: негативные эмоции, возникающие при стресс, их функции. Практикум по навыкам конструктивного выражения эмоции злости. Работа с градусниками настроения. Упражнения: « Не смеяться», «Замороженные»
|
57
|
3
|
Стресс и уверенное поведение
|
1
|
Преимущества уверенного поведения перед грубым. Связь стресса со способами поведения. Дифференцирование проявлений уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей
|
Беседа. Составление сравнительной таблицы типов поведения. Активное участие в игровых моделях различного поведения.
|
58
|
4
|
Стресс и конфликты
|
1
|
Связь конфликтных ситуаций со стрессовыми переживаниями. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций
|
Обсуждение собственных представлений о житейских конфликтах между людьми. Прослеживание существующей связи между конфликтными ситуациями и стрессовыми переживаниями. Активное участие в игровых упражнениях.
|
59
|
5
|
Стресс и цейтнот
|
1
|
Причинно-следственная связь между острой нехваткой времени и стрессовыми переживаниями. Рациональное планирование собственных нагрузок как профилактика стресса при цейтноте
|
Прослеживание существующей связи между острой нехваткой времени и стрессовыми переживаниями. Планирование своей рабочей недели.
|
60
|
6
|
Стресс и острые ощущения
|
1
|
Связь стресса с неординарными переживаниями. Социально приемлемые формы удовлетворения потребности в острых ощущениях
|
Прослеживание существующей связи между неординарными переживаниями и стрессом. Активное участие в игровых упражнениях.
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
61
|
7
|
Стресс и опасность
|
1
|
Опасные жизненные ситуации. Причины возникновения опасных ситуаций. Связь опасности и стресса. Тактика поведения в опасной ситуации
|
Обсуждение, активизация опыта по теме. Составление алгоритма поведения в опасной ситуации
|
62
|
8
|
Оптимальные стратегии поведения в стрессе
|
1
|
Методы регуляции стресса. Стратегия личной регуляции стресса (по Н.В. Самоукиной). Естественные методы саморегуляции
|
Беседа. Описание учащимися собственных естественных способов регуляции стресса, выполнение упражнение
|
63
|
9
|
Эмоциональное самовыражение как способ регуляции стресса
|
1
|
Спонтанное выражение позитивных переживаний и эмоций как один из способов регуляции стресса. Социально приемлемые способы выражения агрессивных чувств
|
Беседа, выполнение упражнений. Обсуждение возможности социально приемлемых способах выражения агрессивных чувств. Упражнения: «Походки», «Сядьте так, как...», «Злость, уходи».
|
64
|
10
|
Самораскрытие как способ регуляции стресса
|
1
|
Зона стресса и самоконтроль. Деятельность как способ конструктивного направления энергии в стрессе
|
Построение личной программы защиты от стресса. Активизация личного опыта. Упражнения: «До черты», «Учимся анализировать»
|
65
|
11
|
Позитивное отношение как способ регулирования стресса
|
1
|
Позитивное мышление, его важность. Жизненное равновесие. Позитивные стороны любой ситуации
|
«Мозговой штурм»: важность позитивного мышления. Тренировка навыка перевода в позитив последствий конфликта. Упражнения: «Ситуация», «Похвали друга»
|
66
|
12
|
Внутреннее равновесие как способ регуляции стресса
|
1
|
Понятие «внутреннее равновесие». Его значение. Способы сохранения внутреннего равновесия. Принцип «Я должен»
|
Беседа. Выполнение упражнений на обретение внутреннего равновесия. Групповая работа: придумать свои упражнения для отработки данного навыка. Упражнения: «Весы, Измени свой пульс», «Лед и пламя»
|
№ п/п
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Содержание занятия
|
Характеристика основных видов деятельности учащегося
|
67
|
13
|
Релаксация как способ регуляции стресса
|
1
|
Релаксация. Значение и возможности релаксации. Выполнение упражнений. Анализ эффективности релаксационных упражнений. Возможность их использования в ситуациях внутреннего напряжения и усталости
|
Беседа. Выполнение релаксационных упражнений разных видов. Анализ эффекта от упражнений. Упражнения: « Мой огонек», «Думай о дыхании», «Рассмотри предмет»
|
68
|
14
|
Как сдать экзамены и сохранить здоровье?
|
1
|
Поведение на экзамене. Анализ собственных установок и ответственности за свои поступки. Повышение сопротивляемости стрессу. Снятие предэкзаменационной тревожности
|
Активизация и анализ собственного жизненного опыта. Тренировка навыка снятия стрессовых симптомов. Придумать собственную программу для нейтрализации предэкзаменационной тревожности. Упражнения: «Откровенно говоря...», «Хвастунишка», «Позитивные и негативные установки», «Я люблю. Я Я могу. Я хочу.», «Эксперимент». Дискуссия: «Плюсы и минусы ЕГЭ»
|
69
|
15
|
Тренинг саморегуляции
|
1
|
Формирование умения управлять своим психофизическим состоянием. Обучение приемам, мобилизующим интеллектуальные возможности при подготовке и сдаче экзаменов. Методика нервно-мышечной релаксации
|
Активное участие в игровых моделях межличностного взаимодействия. Анализ и активизация собственного жизненного опыта. Упражнения: «Прощай напряжение!», «Дыхательная релаксация», «Мышечная релаксация» Дискуссия: «Стресс - норма жизни?.»
|
Критерии оценки достижения планируемых результатов: • заинтересованность занятиями и их посещаемость учащимися; • положительные отзывы о занятиях по психологии от участников образовательного процесса; • наличие психологического словаря в общении учащихся; • желание учащихся продолжить посещение подобных занятий в будущем; • сформированность элементарных представлений и знаний по изучаемым темам; • умение учащимися использовать свой личностный потенциал для самопознания, самосовершенствования и решения проблем обучения или общения. Рекомендации: В конце каждого блока рекомендуется проведение анкетирования (обратной связи), в котором участники ответят на вопросы с помощью проставления на шкалах оценок (от 1 до 10). На основании полученных данных возможен анализ эффективности проводимых занятий и общего настроя участников группы. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения: программа была апробирована на базе МБОУ «Центр образования № 9» с 2016 по 2018 год. В программе участвовало 128 учащихся.
|