Страница 4 из 5
2.3. Авторские упражнения психолого-педагогической программы по развитию аутопсихологической компетентности подростков «Дом моего Я»
(автор - Грибоедова О.И., педагог-психолог МБУ ДО МО Плавский район «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» г. Плавск, Тульская область) Задачи программы: • способствовать осознанию подростками своих индивидуальных и личностных особенностей, возможностей и психических ресурсов; • создавать условия для развития мотивации подростков к самопознанию, саморазвитию, погружению во внутренний мир собственных переживаний, навыков ориентации в нем; • обеспечить подростков средствами самопознания; • сформировать навыки самодиагностики; • обучать саморегуляции и самокоррекции психологического состояния. Психологический этюд «Окно внутреннего мира» (из занятия № 1 «Дом моего Я - какой он?») Цель: введение в тематику занятия, актуализация представлений о себе. Содержание: участникам группы предлагается представить, что у каждого человека есть внутренний дом - эмоций, чувств, переживаний, мечтаний и интересов. Все, что мы несем в мир - мы несем из внутреннего дома: настроение, цели, способы решения трудностей, предпочтения в выборе друзей и т.д. Кроме этого, мы самые настоящие, такие как есть, только внутри себя. Далее ведущий показывает подросткам бумажную оконную раму и предлагает представить окно, ведущее из их внутреннего дома в окружающий мир. Каждому участнику необходимо подойти к этой оконной раме и выглянуть из нее так, как он хотел бы: сказать и показать то, что он хотел бы. Задача: через это окно внутреннего мира представить себя миру. С разрешения подростков психолог фотографирует каждого участника, выглядывающего из этого импровизированного окна. Пояснения к упражнению: данное упражнение будет выполняться и на завершающем занятии по программе, на котором будет проведено сравнение двух фотографий каждого участника и обсуждение того, насколько изменилось его представление о своем внутреннем мире. Перед одним из следующих занятий распечатанную психологом фотографию каждый участник вклеивает в свой рабочий блокнот. Обсуждение: как вы думаете, если этот этюд - подсказка темы нашей сегодняшней встречи, то про что будет это занятие? Упражнение с песком «Зона внутреннего комфорта» (из занятия № 5 «Моя зона комфорта. Чердак моих ресурсов») Цель: актуализация внутренних ресурсов, снижение психоэмоционального напряжения. Содержание: перед каждым участником расположен поднос из листа картона с насыпанной кучей песка. Задание: под приятную музыку разрешить своим рукам создавать зону комфорта так, как им захочется (5 минут). Далее звучит музыка и подростки выполняют различные манипуляции с песком на подносе (кто-то разравнивает, кто-то рисует на песке, кто-то часто меняет расположение песка, кто-то положил руки на песок и ничего не делает и т.д.). Обсуждение: - как вы себя чувствовали во время выполнения задания? - что делали ваши руки под музыку? - похож ли ваш обычный способ создания зоны комфорта в жизни на то, что делали ваши руки на подносе с песком? - что вы сейчас чувствуете? - в каких ситуациях вам нужна зона комфорта? - психологи утверждают, что жизнь начинается именно там, где оканчивается зона комфорта. Как вы относитесь к этому утверждению? Упражнение «Ладошка моего стресса. Мой ответ стрессу» (из занятия № 5 «Моя зона комфорта. Чердак моих ресурсов») Цель: способствовать осознанию подростками своих способов преодоления стрессовых ситуаций, снижение психоэмоционального напряжения. Содержание: для проведения данного упражнения подросткам раздаются чистые листы и предлагается каждому на своем листе обвести свою ладонь и подписать внутри нарисованной ладони свое имя. Задание1: «На каждом пальчике нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас сильные тревогу, страх, злость, крайнюю усталость - стрессовую для вас ситуацию». Далее участникам игры предлагается вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой. Обсуждение: каждый желающий называет ситуации, являющие стрессовыми для него. Ведущий обобщает все сказанное детьми и определяет ряд общих стрессовых ситуаций для данного коллектива школьников. Задание 2: «Необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем «мой ответ стрессу», то есть то, что ты делаешь или делал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце нарисованной руки, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций. Обсуждение: «Наши способы управления со стрессом». Обобщение ведущего о типичных и нетипичных способах борьбы со стрессом. Упражнение «Герой мультфильма» (из занятия № 10 «Моя зона комфорта. Чердак моих ресурсов») Цель: развитие самопознания, определение личных результатов занятий по программе. Содержание: участникам группы предлагается представить, что они превратились в героев мультфильмов - игрушки из наборов киндер-сюрприз. Далее подростков просят из набора игрушек киндер-сюрприз выбрать две фигурки: «Я - до занятий по программе» и «Я - сейчас, после занятий по программе». Обсуждение: - Назовите выбранные вами фигурки. Что это за герои? - Кто из них вы - до занятий, а кто вы - после занятий? Поясните ваш выбор? - Из какого мультфильма эти герои? Что там происходило с героями? - Что бы вы посоветовали героям своего мультфильма? - Как данный выбор связан с вашим познанием себя, ощущением, эмоциями и чувствами?
|