На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогическая копилка (практический материал по психологопедагогическому сопровождению развития ребёнка) - Авторские упражнения психолого-педагогической программы по развитию аутопсихологической компетентности подростков «Дом моего Я»
Психолого-педагогическая копилка (практический материал по психологопедагогическому сопровождению развития ребёнка) - Авторские упражнения психолого-педагогической программы по развитию аутопсихологической компетентности подростков «Дом моего Я»
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолого-педагогическая копилка (практический материал по психологопедагогическому сопровождению развития ребёнка)
Авторские разработки педагогов-психологов Тульской области по психолого-педагогическому сопровождению развития ребёнка
Психолого-педагогическая программа профилактики конфликтного поведения в школе «Мы вместе»
Авторские упражнения психолого-педагогической программы по развитию аутопсихологической компетентности подростков «Дом моего Я»
Программа тренинга для старшеклассников. Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ
Все страницы

 


2.3. Авторские упражнения психолого-педагогической программы по развитию аутопсихологической компетентности подростков «Дом моего Я»


(автор - Грибоедова О.И., педагог-психолог МБУ ДО МО Плавский район «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» г. Плавск, Тульская область)
Задачи программы:
• способствовать осознанию подростками своих индивидуальных и личностных особенностей, возможностей и психических ресурсов;
• создавать условия для развития мотивации подростков к самопознанию, саморазвитию, погружению во внутренний мир собственных переживаний, навыков ориентации в нем;
• обеспечить подростков средствами самопознания;
• сформировать навыки самодиагностики;
• обучать саморегуляции и самокоррекции психологического состояния.
Психологический этюд «Окно внутреннего мира»
(из занятия № 1 «Дом моего Я - какой он?»)
Цель: введение в тематику занятия, актуализация представлений о себе.
Содержание: участникам группы предлагается представить, что у каждого человека есть внутренний дом - эмоций, чувств, переживаний, мечтаний и интересов. Все, что мы несем в мир - мы несем из внутреннего дома: настроение, цели, способы решения трудностей, предпочтения в выборе друзей и т.д. Кроме этого, мы самые настоящие, такие как есть, только внутри себя. Далее ведущий показывает подросткам бумажную оконную раму и предлагает представить окно, ведущее из их внутреннего дома в окружающий мир. Каждому участнику необходимо подойти к этой оконной раме и выглянуть из нее так, как он хотел бы: сказать и показать то, что он хотел бы. Задача: через это окно внутреннего мира представить себя миру. С разрешения подростков психолог фотографирует каждого участника, выглядывающего из этого импровизированного окна.
Пояснения к упражнению: данное упражнение будет выполняться и на завершающем занятии по программе, на котором будет проведено сравнение двух фотографий каждого участника и обсуждение того, насколько изменилось его представление о своем внутреннем мире. Перед одним из следующих занятий распечатанную психологом фотографию каждый участник вклеивает в свой рабочий блокнот.
Обсуждение: как вы думаете, если этот этюд - подсказка темы нашей сегодняшней встречи, то про что будет это занятие?
Упражнение с песком «Зона внутреннего комфорта»
(из занятия № 5 «Моя зона комфорта. Чердак моих ресурсов»)
Цель: актуализация внутренних ресурсов, снижение психоэмоционального напряжения.
Содержание: перед каждым участником расположен поднос из листа картона с насыпанной кучей песка. Задание: под приятную музыку разрешить своим рукам создавать зону комфорта так, как им захочется (5 минут). Далее звучит музыка и подростки выполняют различные манипуляции с песком на подносе (кто-то разравнивает, кто-то рисует на песке, кто-то часто меняет расположение песка, кто-то положил руки на песок и ничего не делает и т.д.).
Обсуждение:
- как вы себя чувствовали во время выполнения задания?
- что делали ваши руки под музыку?
- похож ли ваш обычный способ создания зоны комфорта в жизни на то, что делали ваши руки на подносе с песком?
- что вы сейчас чувствуете?
- в каких ситуациях вам нужна зона комфорта?
- психологи утверждают, что жизнь начинается именно там, где оканчивается зона комфорта. Как вы относитесь к этому утверждению?
Упражнение «Ладошка моего стресса. Мой ответ стрессу»
(из занятия № 5 «Моя зона комфорта. Чердак моих ресурсов»)
Цель: способствовать осознанию подростками своих способов преодоления стрессовых ситуаций, снижение психоэмоционального напряжения.
Содержание: для проведения данного упражнения подросткам раздаются чистые листы и предлагается каждому на своем листе обвести свою ладонь и подписать внутри нарисованной ладони свое имя.
Задание1: «На каждом пальчике нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас сильные тревогу, страх, злость, крайнюю усталость - стрессовую для вас ситуацию». Далее участникам игры предлагается вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой.
Обсуждение: каждый желающий называет ситуации, являющие стрессовыми для него. Ведущий обобщает все сказанное детьми и определяет ряд общих стрессовых ситуаций для данного коллектива школьников.
Задание 2: «Необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем «мой ответ стрессу», то есть то, что ты делаешь или делал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце нарисованной руки, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций.
Обсуждение: «Наши способы управления со стрессом». Обобщение ведущего о типичных и нетипичных способах борьбы со стрессом.
Упражнение «Герой мультфильма»
(из занятия № 10 «Моя зона комфорта. Чердак моих ресурсов»)
Цель: развитие самопознания, определение личных результатов занятий по программе.
Содержание: участникам группы предлагается представить, что они превратились в героев мультфильмов - игрушки из наборов киндер-сюрприз. Далее подростков просят из набора игрушек киндер-сюрприз выбрать две фигурки: «Я - до занятий по программе» и «Я - сейчас, после занятий по программе».
Обсуждение:
- Назовите выбранные вами фигурки. Что это за герои?
- Кто из них вы - до занятий, а кто вы - после занятий? Поясните ваш выбор?
- Из какого мультфильма эти герои? Что там происходило с героями?
- Что бы вы посоветовали героям своего мультфильма?
- Как данный выбор связан с вашим познанием себя, ощущением, эмоциями и чувствами?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.