Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Введение в проблему детско-родительского взаимодействияСоциальное взаимодействие и социальные отношения
Комментарии: Социальное взаимодействие - это особый вид социальной связи, которая характеризуется действиями социальных партнеров, основанными на взаимных ожиданиях ответной реакции. Это означает, что каждый в своем взаимодействии с другим может предсказать (с той или иной долей вероятности) его поведение. П.Сорокин (П.Сорокин, 1960) описывает следующие условия социального взаимодействия: Циркулярная модель коммуникации У.Шрамма, Ч.Осгуда (1960) Комментарии:
Состав семьи Комментарии: Семья является исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а также малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
1.2 Детско-родительское взаимодействие в структуре семьиСтруктура семьи (По материалам А.Б.Холмогоровой, 2002) Комментарии: Структуру семьи можно представить как топографию - квазипространственный срез семейной системы. Важнейшие понятия, которые служат для описания семейной структуры, - связь и иерархия.
|
Комментарии:
Как мы определили в предыдущих темах настоящего пособия, устойчивые формы социального взаимодействия образуют социальные отношения.
Применительно к семье, мы можем заимствовать положения и схемы, предложенные и описанные нами ранее, но с учетом специфики семьи, отличающую ее от малой группы и социального института. Среди специфических черт семьи можно выделить такие как: брачные и/или родственные отношения, устойчивые связи, реальные и интенсивные контакты между членами, общность быта, гетерогенный состав и пр. Поэтому, не смотря на то, что термин «детско-родительское взаимодействие» с одной стороны созвучен с термином «межличностное взаимодействие», с другой - требует самостоятельного анализа и рассмотрения.
Очевидно, что анализируя взаимодействие между родителями и ребенком, правомернее использовать термин «детско-родительские отношения» (Здесь и далее мы будем использовать термины «детско-родительское взаимодействие» и «детско-родительские отношения» как синонимы).
Отечественные исследователи определяют детско-родительские отношения как избирательную эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастнопсихологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей и определяющую особенности восприятия ребенком родителей, способ общения с ними.
Детско-родительские отношения - это сложный многофакторный феномен, имеющий свою специфику, структуру, внешние проявления и факторы. Детско-родительские отношения рассматриваются как фактор, оказывающий влияние на различные стороны развития ребенка, главным образом на формирование его индивидуальных особенностей, социальное развитие и психическое благополучие (И.В.Смолярчук, 2009).
Содержание понятия «детско-родительские отношения» включает в себя:
во-первых, подструктуру семейных отношений, включающую взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку - родительское отношение (материнское и отцовское отношение) и ребенка к родителям;
во-вторых, взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка которые обозначаются терминами «детско-родительское взаимодействие», «детско-родительские взаимоотношения».
Детско-родительское взаимодействие предполагает равенство влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей (А.Я.Варга, А.У.Хараш, Е.И.Захарова, Г.Т.Хоментаускас и т. д.). Хотя до 1970-х гг. наиболее традиционное рассмотрение развития ребенка сводилось к однонаправленной модели, согласно которой признавалось влияние матери на развитие ребенка и не учитывался вклад самого ребенка в процесс социализации и установление социальных отношений. Современные данные позволяют перейти к рассмотрению психологического взаимодействия матери и ребенка как изначально двустороннего, двунаправленного процесса, где каждый является активным партнером психологического взаимодействия и установления социальных отношений и где предполагается равенство влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей (Г.Т.Хоментаускас, 1999).
Реализация детско-родительского взаимодействия включает в себя активно-действенную позицию не только самого родителя, но и ребенка по отношению к родителю. Активно-действенная позиция ребенка отражается в ориентирующем образе детско-родительских отношений у ребенка. Образ детско-родительских отношений у ребенка носит регулирующий, контролирующий, направляющий характер в построении тактики взаимодействия с родителями (О.А. Карабанова, 2002).
Компонент |
Когнитивный аспект |
Эмоциональный |
Поведенческий аспект |
Семейные |
Убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения; убеждения в приоритетности каких-либо объектов в рамках некоторой иерархии |
Эмоциональная ок |
Направленность личности родителя и направленность поведения: на |
Родительские установки и ожидания |
Знания и представления о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, идеальном и реальном образе ребенка |
Взгляды, суждения, |
Реальное репродуктивное поведение, взаимоотношения супругов, родительское отношение, родительские позиции |
Родительское |
Знания и представления о способах и формах взаимодействия с ребенком, их целевом аспекте, убеждения в приоритетности на |
Оценки и суждения относительно различных типов родительского отношения, домини |
Формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями |
Родительские |
Знания и представления о необходимости родительской любви, об идеальном и реальном образе ребенка |
Вся гамма чувств, доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий оценки образа ребенка, своего супруга и себя как родителя |
Родительское отношение, родительские позиции |
Родительские |
Представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих различных родительских позициях, о своей родительской позиции |
Доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки реального образа ребенка, своей родительской |
Коммуникативные родительские позиции, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимо |
Ответственность родителя |
Представления об ответственном и безответственном поведении родителей, о распределении |
Оценочное отношение к распределению ответственности в семье, эмоциональные переживания, связанные с этим, и оценка себя как родителя с точки зрения ответственности |
Контроль своего поведения и семейной ситуации; занимаемая роль в семье с точки зрения ответственности |
|
|
|
|
|
|
|
|
Стиль семейного воспитания |
Родительские установки и ожидания в отношении образа ребенка и роли супруга в воспитании; представления о |
Родительские чувства, эмоциональный фон |
Воспитательный аспект форм и способов |
Комментарии:
Родительство — социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства (Р.В.Овчарова).
Родительство с точки зрения системного подхода.
1. Феномен родительства системно детерминирован, т. е. представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
2. Феномен родительства многогранен. Родительство — многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: на уровне индивида (матери и отца) и как надындивидуальное целое (уровень общества). Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.
3. Анализ и описание родительства должны охватывать все планы презентации феномена. В первую очередь, это план индивидуально - личностных особенностей женщины либо мужчины, влияющих на родительство. Следующий план подвергает анализу родительство по отношению к семейной системе. Третий план фиксирует родительство во взаимосвязи с родительскими семьями. Наконец, четвертый план раскрывает родительство по отношению к системе общества.
4. Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макросистема; мезосистема, уровень конкретной личности.
5. Феномен родительства — явление динамическое, включающее процесс становления и развития.
Факторы, определяющие формирование родительства
Комментарии:
Формализованное воздействие системы общества по большей части осознается личностью, следовательно, формирование родительства в определенной мере возможно путем социального регулирования. Неформализованное воздействие осознается слабо, однако, его влияние на формирование родительства более сильно. Таким образом, в качестве педагогического компонента формирования родительства на уровне системы общества, можно выделить осознание личностью неформализованного воздействия со стороны общества.
Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания.
Факторы воздействия собственной семьи на формирование родительства: 1) направленность и индивидуальные особенности личности; 2) согласование моделей родительства обоих супругов; 3) конкретные условия жизни супружеской семьи. Педагогическим компонентом микросистемы факторных влияний в плане формирования родительства является согласование теоретических представлений и динамических
моделей родительства обоих супругов путем развития комплементарности и расширения поведенческого репертуара родителя.
Таким образом, совокупное воздействие факторов, принадлежащих рассмотренным уровням, приводит к формированию определенной модели родительства. Общество и родительская семья задают извне определенный образец родительства либо определенные границы вариабельности родительства. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию этой внешней модели или ее варианта, пропуская внешний опыт через призму своей направленности и особенностей, а затем происходит согласование интериоризированных моделей обоих супругов в единое целое.
Семейные ценности
Комментари:
Семейные ценности рассматриваются как социокультурные предпочтения людей в различных брачно-семейных сферах (сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера, сфере родительства, сфере брачно-семейных отношений, сфере брачно-семейных ролей, сфере супружества), способны удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям. Кроме того они тесно связаны с ценностными ориентациями членов семьи.
Семейные ценности рассматриваются так же как: духовно
нравственные, морально-этические нормы конкретной семьи (группы лиц, объединенных бытом и родством), которые регламентирует взаимоотношения внутри данной семьи и отношение членов семьи к окружающей действительности.
Ценности всегда занимают определенное место в отношениях людей, принимающих эти ценности в качестве предельных оснований своих мыслей и действий. С точки зрения ценностного подхода моральное правило или оценка имеют основание в ценностных предпосылках, а поскольку эти предпосылки не являются всеобщими, то значит, каждое моральное правило или оценка обоснованы только в рамках сообщества, принимающего соответствующие ценности.
Большинством исследователей семья рассматривается как среда, где происходит выработка и принятие ценностей молодым поколением. Родители оказывают влияние на формирование иерархии ценностей у детей не только как эмоционально близкие люди, но и как представители мира взрослых, с которыми дети идентифицируются (Plekarski Jacek, 1990).
А.Н.Елизаров делает вывод о том, что «в качестве ведущей деятель - ности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи». Ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития. Они определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье (В.Н.Дружинин, 2000). Исследователи вводят также понятие «сходство семейных ценностей», которое трактуется как социально-психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы (В.С.Торохтий, 2001, с.8).
Таким образом, можно говорить о том, что ценности семьи являются мощным интегрирующим фактором для семейной системы — как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми. Кроме того, ценностные ориентации определяют динамику семьи в целом и родительства в частности.
Родительские установки и ожидания
Родительское отношение ( По А.Я. Варга, 1986)
Комментарии:
Родительские чувства эмоционально окрашивают родительское отношение. Они представляют собой особую группу чувств, выделяющуюся среди других эмоциональных связей. Их специфика заключается в том, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А потребность в родительской любви является жизненно необходимой для маленького ребенка. Любовь каждого родителя — источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания физического и психического здоровья (А.С.Спиваковская, 1998).
Родительские чувства, в частности, родительская любовь, не является врожденным свойством человека (Д.В.Винникотт, 1995, А.С.Спиваковская, 2000). Родительская любовь как высшее проявление родительских чувств формируется в течение жизни человека. Путь этого формирования часто оказывается сложным и противоречивым, внутренне конфликтным. Это глубокое и осмысленное чувство. Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть. Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человека, она способна преобразовывать и совершенствовать личность отца и матери, обогащать их духовный мир.
Содержание, наполненность родительских чувств, как и родительского отношения, зачастую амбивалентно и противоречиво. Помимо родительской любви, в зависимости от ситуации родительские чувства могут содержать раздраженность, усталость, чувство вины и т. д. (Д.В.Винникотг, 1995).
Соответствие типов отношений стилям семейного воспитания
|
Стили семейного воспитания |
|||||
Типы отношений |
Попустительский |
Состязатель- |
Рассуди- |
Преду- |
Контролиру- |
Сочувствующий |
Саготовская Л.Г. |
||||||
1. Чрезвычайно пристрастное |
|
|
|
+ |
|
|
2. Безразличное |
+ |
|
|
|
|
|
3 Эгоистическое |
|
|
|
|
|
+ |
4. Как к объекту воспитания |
|
+ |
|
|
+ |
|
5. Помеха в карьере |
|
|
|
|
+ |
|
6. Уважительное |
|
|
++ |
|
|
+ |
Петровский А.П. |
||||||
1.Диктат |
|
++ |
|
|
|
|
2. Опека |
|
|
|
|
|
|
3. Конфронтация |
|
|
|
|
+ |
|
4. Мирное сосуществование |
+ |
|
|
|
|
|
5. Сотрудничество |
|
|
+ |
|
|
|
Юстицкий В.В. |
||||||
1. Недоверчивое |
|
|
|
|
|
+ |
2. Легкомысленное |
+ |
|
|
|
|
|
3. Авторитарное |
|
. + |
|
|
|
|
4. Драчливое |
|
|
|
|
|
+ |
Гарбузов В.И. Захаров А. И. Исаев Д.Н. |
||||||
1. Отвергающее |
|
|
|
|
+ |
|
2. Гиперсоциализирующее |
|
|
|
+ |
|
|
3. Эгоцентрическое |
+ |
|
|
|
|
|
Эйделмиллер Э.Г. Юстицкий В.В. |
||||||
1. Потворствующая гиперопека |
|
|
|
+ |
|
|
2. Доминирующая гиперопека |
|
+ |
|
. + |
|
|
3. Жестокое обращение |
|
|
|
|
+ |
|
4. Эмоциональное отвержение |
|
|
|
|
+ |
|
5. Повышенная |
|
|
|
|
+ |
|
6. Безнадзорность |
+ |
|
|
|
|
|
Комментарии:
Терминологическое наполнение компонентов родительства:
1. Для определения смыслового содержания понятия «ценностные ориентации» Р.В.Овчарова обращается к трактовке, которую дает М.Рокич. Под ценностью он понимает либо убеждение индивида в преимуществах каких-либо целей, определенного смысла существования по сравнению с другими целями, либо убеждение индивида в преимуществах определенных типов поведения по сравнению с другими типами. А.Н.Елизаров делает вывод о том, что «в качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи». Ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития. Они определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье (В.Н.Дружинин, 2000).
2. Родительские установки и ожидания являются. Родительские установки - это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий, в том числе и репродуктивный компонент установки. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.
3. Еще один компонент родительства - родительское отношение, являющееся многомерным образованием, в структуре которого выделяются четыре образующих (А. Я. Варга, 1986): 1) интегральное принятие или отвержение ребенка; 2) межличностная дистанция («симбиоз»); 3) формы и направления контроля (авторитарная гиперсоциализация); 4) социальная желательность поведения. Таким образом, стиль взаимоотношений родителей с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания - воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы (С.В.Ковалев, 1988).
4. Родительские чувства эмоционально окрашивают родительское отношение. Они представляют собой особую группу чувств, выделяющуюся среди других эмоциональных связей. Их специфика заключается в том, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А потребность в родительской любви является жизненно необходимой для маленького ребенка. Любовь каждого родителя - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания физического и психического здоровья (А.С.Спиваковская). Содержание, наполненность родительских чувств, как и родительского отношения, зачастую амбивалентно и противоречиво. Помимо родительской любви, в зависимости от ситуации родительские чувства могут содержать раздраженность, усталость, чувство вины и т. д. (Д.В.Винникотг, 1995).
5. Родительские позиции - еще один компонент родительства. А.С.Спиваковская (1981) дает такое определение этого термина: «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми». С точки зрения А.С.Спиваковской, родительские позиции проявляются во взаимодействии с ребенком и представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. С точки зрения Т.В. Архиреевой (1990), родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, то есть в тех или иных способах воздействия и характере обращения с ребенком.
6. Следующий компонент родительства - родительская ответственность. Как правило, авторы, говоря об ответственности, рассматривают ее социальный аспект. К.Муздыбаев определяет социальную ответственность как склонность личности придерживаться в своем поведе - нии общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет в своих действиях.Важной сферой проявления ответственности является область семейно-бытовых отношений. Это ответственность в отношениях между супругами, ответственность родителей за воспитание детей, ответственность детей за судьбы престарелых родителей.
Родительская ответственность как явление по своей природе дуальна: это ответственность и перед социумом, и перед безличной природой (своей совестью).
7. Стиль семейного воспитания. Стиль взаимодействия родителей и ребенка является наиболее очевидным, доступным для внешнего наблюдения.
Он является своеобразной квинтэссенцией остальных структурных компонентов - ценностных ориентации супругов, родительских установок и ожиданий, родительского отношения, родительских чувств, родительских позиций, родительской ответственности.
Основные виды родительских отношений и их сочетание с типом личности и стилями воспитания По В.М.Миниярову, 2000 г.
Виды |
Типы личности |
|||||
конформный |
доминирующий |
сензитивный |
инфантильный |
тревожный |
интровертивный |
|
1. Отношение родителей к деятельности ребенка |
Удовлетворение |
Стимулирование к состязанию с другими |
Предоставление |
Предупреж- дение всех самостоятельных действий, ограничение |
Полное |
Ребенок предоставлен сам себе, имеет полную свободу самостоятельной |
2. Отношение родителей к методам поощрения и наказания |
Непослед ова- тельное или даже одновременное применение наказаний и поощрений |
Похвала и поощрение |
Ни |
Никогда не наказывают, только хвалят |
Применение насильствен ных мер в виде |
Отсутствуют похвала и наказание |
3. Отношение родителей к ребенку |
Отсутствие заботы о детях |
С |
С |
Предупреждают все его требования и желания |
Жесткие, |
С любовью |
4. Отношение родителей к окружающим людям |
Ложь и лицемерие, мелкий расчет и стремление к |
Ставят себя в пример и своего ребенка |
Живут |
Хвастается |
Раздражение |
Доброе терпеливое |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Отношение родителей к нравственным ценностям |
Требование от детей соблюдения внешних обрядов, значение которых не объясняется. Соблюдение внешних приличий в обществе |
Требуют |
Приучают |
Стараются ласками и уговорами сделать их умными и послушным и. |
Беспрекословное |
Строгое требование действовать по правилам |
6. Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка |
Не |
Потакатель ство всему, чем бы ни занимался, лишь бы мог |
Наблюда тельность, привычка к размышлению над окружающими явлениями, понимание связи их |
Не |
Запрещается |
Родители много беседуют и рассуждают |
Стиль семейного воспитания |
Попустительский |
Состязательный |
Рассудительный |
Предупреди-тельный |
Контролирую-щий |
Сочувствую- |
Комментарии:
Характеристика социально-психологических типов личности ребенка:
Гармоничный тип
Отношение к людям. Открытый, правдивый, вежливый
Отношение к деятельности. В равной степени любит физический и умственный труд
Отношение к своим возможностям. Адекватное.
Отношение к самому себе. Требовательный, верен слову.
Качества, составляющие характерологические свойства данного типа: открытость, доброжелательность, уверенность в себе, спокойствие, стабильность, послушание, уступчивость, осознанная зависимость от других людей, добросовестность, исполнительность, ответственность, социальная смелость, непринужденность, решительность, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных норм.
Конформный тип
Отношение к людям. Нечестный, хитрый, изворотливый, желает понравиться.
Отношение к деятельности. Недобросовестный, активный, нарушает этические нормы.
Отношение к своим возможностям. Преувеличивает.
Отношение к самому себе. Не самокритичен, не верен слову.
Конформное характерологическое свойство включает в свое содержание следующие качества: отсутствие чуткости к людям, извлечение из всего личной выгоды, скупость и жадность, требовательность только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевета, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, подхалимство.
Доминирующий тип
Отношение к людям. Вспыльчивый, властолюбивый, горделивый, высокомерный
Отношение к деятельности. Активный, ответственный, может нарушать, этические нормы.
Отношение к своим возможностям. Завышает.
Отношение к самому себе. Требователен к другим, не самокритичен, обращает внимание на одежду.
У ребенка «доминирующего» социально-психологического типа данное характерологическое свойство ярко проявляется в таких качествах, как самоуверенность, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, а главное — сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении деятельной активности.
Сензитивный тип
Отношение к людям. Правдивый, откровенный, стыдливый, доверчивый, человеколюбивый.
Отношение к деятельности. Добросовестный, активный, больше любит умственный труд.
Отношение к своим возможностям. Занижает.
Отношение к самому себе. Самокритичен, не обращает внимания на одежду.
Сензитивному характерологическому свойству соответствует качество чувствительности, которое сочетается с такими качествами, как общительность, добросовестность, высокий самоконтроль.
Психологические показатели, характеризующие сензитивный социально-психологический тип детей, позволяют объяснить нравственный портрет детей, обращая внимание, прежде всего на то, что они чутки к несправедливости и, в первую очередь, по отношению к своим товарищам. Общение составляет главную особенность, так как позволяет преодолеть робость, застенчивость и трудности быстрого схождения с детьми. В отличие от других детей, эти учащиеся любят играть с детьми как моложе себя, так и старше, что практически не характерно для учащихся с доминирующими и тревожными характерологическими свойствами.
Инфантильный
Отношение к людям. Равнодушный, беспомощный, эгоистичный, нерешительный, стеснительный.
Отношение к деятельности. Пассивный, безответственный, может не соблюдать этические нормы.
Отношение к своим возможностям. Преувеличивает.
Отношение к самому себе. Требователен к другим, не самокритичен.
Таким образом, главными отличительными чертами являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, действование лишь по чьему-либо указанию, равнодушие и холодность, безразличие и безучастие к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощность, осторожность, сдержанность в действиях и словах, исполнительность при условии контроля, пассивность, безответственность, неуверенность в своих силах, неорганизованность, недисциплинированность, безынициативность.
Тревожный
Отношение к людям. Замкнутый, грубый, вспыльчивый, нетерпеливый, подозрительный.
Отношение к деятельности. Неисполнительный, нарушает этические нормы, безответственный.
Отношение к своим возможностям. Завышает.
Отношение к самому себе. Не уверен в себе, обращает внимание на одежду, не самокритичен.
Для детей с «тревожным» социально -психологическим типом свойственно проявление следующих качеств, которые образуют данный симптомокомплекс личности: вспыльчивость, подозрительность и
осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость,добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.
Кроме того, у детей данного типа проявляются такие качества как: низкая степень сформированности интеллектуальных функций (преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик), нетерпеливость, реактивность, возбудимость, чувствительность, зависимость от других, тревожность, озабоченность, мрачные опасения, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, напряженность, раздражительность, фрустрирование, робость, застенчивость, чувствительность к угрозе.
Интровертированный
Отношение к людям. Чуткий, внимательный, замкнутый, самостоятельный, нерешительный, стеснительный.
Отношение к деятельности. Пассивный, любит физический труд, исполнительный, добросовестный.
Отношение к своим возможностям. Занижает.
Отношение к самому себе. Требователен к себе, верен слову, самокритичен.
Дети интровертивного социально-психологического типа проявляют следующие качества, образующие данный симптомокомплекс: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость, уравновешенность и спокойствие, скромность и стеснительность, простодушие и простота в общении с людьми, терпеливость, исполнительность, склонность к занятию физическим трудом, ответственность, самокритичность.
Стили семейного воспитания По Е.Г.Силяевой, 2002 г.
Название |
Эмоциональ |
Требования |
Контроль, |
Модель |
Тип |
Демократический (разумная |
Принятие, |
Справедливые, с |
На основе |
Личностно- |
Оптимальный - |
Авторитарный |
Чаще |
Жесткие, без |
Жесткий, |
Дисциплин |
Пассивный - |
Название |
Эмоциональная |
Требования |
Контроль, |
Модель |
Тип |
(автократический; диктат) |
отсутствует, хотя не |
объяснения |
часто |
арная |
отсутствие |
Гиперопека |
Излишняя |
Отсутствуют при |
Тотальный, |
Стремление к тесному |
Несамостоятельный - |
Гиперопека |
Обожание, |
Отсутствуют |
Слабый; |
«Жертвопр |
Истероидный - демонстративность, |
Повышенная |
Пониженное |
Высокие |
Возможны |
Чрезмерная |
Тревожно |
Анархический (потворствующий: либерально |
Прерывание эмоционального контакта (иногда демонстрати |
Отсутствуют или слабые |
Отсутствует |
«Заискивающая» |
Неустойчивый |
Название |
Эмоциональная |
Требования |
Контроль, |
Модель |
Тип |
|
вное) при |
|
|
|
|
Гипопротекция |
Безразличие; |
Отсутствуют |
Отсутствует |
«Невмешательство» |
Неустойчивый, гипертимный - асоциальность, непредсказуемость |
Эмоциональное |
Отсутствует |
Повышенные |
Жесткий, |
Психологическая |
Эпилептоидный - |
Жестокое |
Отсутствует |
Открытая |
Жесткий, |
Антагонизм, |
Эгоистичный - |
Комментарии:
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного:
• По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.
• Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.
• Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию без нравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
• Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, вчем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети — мамы и папы — бабушки и дедушки — прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
• Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностноориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.
• Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувствен но невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.
Источник: Цариценцева О.П. Психология детско-родительского взаимодействия: учебное пособие. - Оренбург: ФГБОУ ВО «ОГПУ», Типография «Эксрпесс- печать», 2018. - 124 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |