На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия
Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия
Детско-родительское взаимодействие в структуре семьи
Детско-родительское взаимодействие: сущность и структура феномена
Сущность родительства. Структура родительства как интегрального образования
Особенности детско-родительского взаимодействия
Все страницы

1.1. Введение в проблему детско-родительского взаимодействия

Социальное взаимодействие и социальные отношения

 

социальное взаимодействие

Комментарии:

Социальное взаимодействие - это особый вид социальной связи, которая характеризуется действиями социальных партнеров, основанными на взаимных ожиданиях ответной реакции. Это означает, что каждый в своем взаимодействии с другим может предсказать (с той или иной долей вероятности) его поведение.
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или, шире, социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

П.Сорокин (П.Сорокин, 1960) описывает следующие условия социального взаимодействия:
1. Наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга.
2. Совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки. Взаимодействие возникает лишь тогда, когда, по меньшей мере, один из двух индивидов оказывает воздействие на другого, другими словами, совершает какой-то поступок, действие, акт, направленный на другого.
3. Наличие проводников, передающих влияния и воздействия индивидов друг на друга. Это условие достаточно тесно связано с тем, что передаваемая в ходе взаимодействия информация всегда запечатлена на каких-то материальных носителях. Строго говоря, вне материальных носителей информация вообще существовать не может.
Самым, пожалуй, существенным отличием человеческого взаимодействия от общения между собой животных является наличие, так называемой, второй сигнальной системы. Это свойственная лишь человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов. Вторая сигнальная система, являясь базой возникновения обобщенно-абстрактного мышления, может развиться лишь в ходе специфически социального взаимодействия.
В некоторых источниках, перечень дополняется четвертым условием:
4. Наличие общей основы для контактов между социальными субъектами. В наиболее общем случае это означает, что сколько-нибудь эффективное взаимодействие может возникнуть лишь тогда, когда обе стороны говорят на одном языке. Речь вдет не только о единой лингвистической базе общения, но и о примерно одинаковом понимании норм, правил, принципов, которыми руководствуется партнер по взаимодействию. В противном случае взаимодействие может либо остаться неосуществленным, либо привести к результату, порой прямо противоположному тому, который ожидают обе стороны.
Э.Холландер выделяет характерные черты социального взаимодействия (Hollander, 1971). Во-первых, это взаимозависимость поведения участников взаимодействия. Поведение одного участника выступает как стимул для поведения другого, и наоборот. Вторая характерная черта социального взаимодействия - это взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга. Фундаментом, лежащим в основе первой и второй, является третья черта - подразумеваемая каждым участником взаимодействия оценка ценности, приписываемой действиям и мотивам других людей, а также удовлетворенности, которую другие могут обеспечить.
Взаимодействия складываются из отдельных действий или поступков людей. Польский социолог Я.Щепаньский рассматривает каждое социальное действие как систему, в которой можно выделить следующие составные элементы: а) действующее лицо; б) предмет действия или лицо, на которое действуют; в) средства или орудия действия; г) метод действия или способ использования средств действия; д) реакция лица, на которое действуют, или результат действия (Я.Щепаньский, 1969).
Социальные взаимодействия выступают в трех основных вариантах: социальные отношения, социальные институты и социальные общности. Дадим краткую характеристику каждому из них.
Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействия между партнерами, которая отличается тем, что взаимосвязи устанавливаются по широкому кругу явлений и имеют длительный, систематический, самовозобновляющийся характер. Эта особенность касается как межличностных, так и межгрупповых отношений. Когда мы говорим, например, о межнациональных отношениях, то имеем ввиду установившуюся, повторяющуюся связь между этническими субъектами по достаточно широкому спектру взаимодействий (речь, как правило, идет и о политических, и об экономических, и о культурных связях).

Циркулярная модель коммуникации У.Шрамма, Ч.Осгуда (1960)

сообщение

Комментарии:


Социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанной циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия.
Главная отличительная черта модели У.Шрамма и Ч.Осгуда - провозглашение циркулярного характера процесса коммуникации. Адекватность восприятия сообщения предполагает существование области, в которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки распознаются ими одинаково.
В эту модель включается обратная связь, представляющая реакцию коммуникатора на полученное сообщения. Теперь коммуникация обозначается как двусторонний процесс, в котором каждый из участников может выстраивать последовательность действий.
Взаимодействие представляется в виде цикла, где источник и реципиент периодически меняются ролями - тот, кто посылает сообщение, и тот, кто принимает. Данный процесс демонстрирует построение диалога и взаимодействия. Диалогические отношения предполагают наличие логических и предметно-смысловых отношений, которые представлены в виде наличия слова, автора и выражены позициями разных коммуникаторов.

Состав семьи

семья

Комментарии:

Семья является исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а также малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско -родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками).
Субсистемы семьи. К первой из них относится супружеская субсистема. Эта подсистема возникает раньше других и определяет особенности функционирования семьи в целом. Она возникает в тот момент, когда мужчина и женщина объединяются, чтобы создать семью. Основные функции супружеской подсистемы заключаются в обеспечении взаимного удовлетворения потребностей супругов без ущерба эмоциональной атмосферы, необходимой для роста и развития двух меняющихся индивидов. С точки зрения С.Минухина, супружеская подсистема оказывает влияние на развитие ребенка. Именно в супружеской подсистеме ребенок видит примеры того, как проявлять любовь, выражать привязанность, как преодолевать конфликты на основе равноправия.
Ко второй семейной субсистеме относятся родительская субсистема. Она возникает в связи с рождением ребенка и связана с функциями ухода и воспитания. Состав родительской подсистемы может варьироваться и включать в себя, кроме отца и матери, еще дядю, тетю, бабушку, дедушку. Благодаря родительской подсистеме (взаимодействуя с ней) ребенок формирует ощущение своей адекватности. Субсистема родителей изменяется и адаптируется к изменившимся (в связи со взрослением) потребностям ребенка.
Субсистема детей. Для ребенка его братья и сестры (сиблинги) образуют особую группу в семье, в которой он существует как равный. Сиблинги вырабатывают собственные стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы в будущем будут иметь большое значение, когда дети начнут существовать во внесемейных группах равных (в школе, на работе).
Индивидуальная субсистема представлена отдельным членом семьи. В рамках семейной терапии она всегда рассматривается во взаимосвязи с другими подсистемами, то есть функционирование отдельного члена семьи анализируется в контексте его многочисленных семейных связей.
Системный подход предполагает признание семьи как единого целого, единого психологического и биологического организма, признание всеобщих семейных взаимосвязей (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1999). Поэтому, рассматривая феномен детско-родительского взаимодействия с точки зрения системного подхода, мы будем описывать его в тесной взаимосвязи с семейной системой.

 


 

1.2 Детско-родительское взаимодействие в структуре семьи

Структура семьи (По материалам А.Б.Холмогоровой, 2002)

топография семьи

Комментарии:

Структуру семьи можно представить как топографию - квазипространственный срез семейной системы. Важнейшие понятия, которые служат для описания семейной структуры, - связь и иерархия.
Связь (kohasion) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. В циркулярной модели Д.Олсона выделяются пары четырех степеней сплоченности (связи).
Разобщенные отношения - для каждого члена семьи время, проведенное вне семьи, представляется более ценным, чем время, проведенное в семье. Попытки посягнуть на личное время рассматриваются как угроза союзу.
На противоположном полюсе по степени сплоченности находятся отношения, которые называются запутанные. Запутанные отношения - это отношения, в которых слишком много центростремительных сил и вся энергия членов семьи сосредоточена на союзе. Всякие различия во мнениях рассматриваются как угроза семье.
В раздельных отношениях время, проведенное вне семьи предпочтительнее для членов семьи. Общность есть, но она расценивается как то, что не мешает развитию индивидуальности, которая стоит в таких отношениях на первом месте.
При сплоченных отношениях - время, проведенное вместе ценится больше, чем время, проведенное отдельно.
Иерархия характеризует отношения доминантности-подчинения в семье. Ими особенно много занимался Д.Хейли, считая, что основу семьи составляет эффективное распределение власти.
Иерархия может быть низкой, умеренной и высокой. Оптимальный вариант, когда существует баланс между иерархией и близостью. Можно выделить следующие типы семей, согласно установившейся в них системе семейной иерархии: авторитарная семья, иерархия в которой базируется на главенстве одного из партнёров; эгалитарная семья - это семья, основанная на равенстве супругов. В нормально функционирующей семье иерархия неразрывно связана с ответственностью.
Семейные границы представляют собой символические эмоциональные барьеры, которые защищают и поддерживают чувство целостности отдельных индивидов, подсистем и целых семей. Границы семьи - это правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии. Границы - это гласные и негласные договоренности между членами семьи относительно того, кто и что может себе позволить делать в семье и за пределами семьи. Например, кто может задерживаться на работе, кто может приглашать к себе друзей, гостей; с кем можно встречаться вне семьи и т.п.
Виды границ семьи:
а) внешние - регулируют отношения между семьёй и социальным окружением; определяют разницу в поведении с членами семьи и с
социальным окружением. Рассматривают проницаемость границ (от непроницаемости до диффузности);
б) внутренние - регулируют отношения между различными подсистемами внутри семьи. Это правила, определяющие взаимодействие между членами разных семейных подсистем.
Типы внутренних границ:
1) четкие - подразумевают совершенно определенные права, обязанности, нормы поведения для членов каждой подсистемы (родительской, детской, супружеской), такие правила улучшают коммуникацию в семье, облегчают согласование и приспособление участников разных подсистем;
2) ригидные (жесткие) - обеспечивают автономию членов семьи, изолируют их друг от друга. Семье с ригидными внутренними границами трудно функционировать, т.к. у её членов нет навыков согласования. Характерные выражения в семьях с ригидными границами: - не мешай, у меня свои заботы; - займись своими делами; - пора бы самому позаботиться о себе и т.п.
3) диффузные (размытые) - это такие границы, при которых утрачивается автономия членов семьи, и неясны функции подсистем. Так, в семье с диффузными границами, например, подсистема супружеской пары как бы исчезает, растворяясь в родительской подсистеме, супругам не хватает интимности в отношениях.
Обозначенные структурные характеристики семьи определяют особенности взаимодействия между родительской и детской подсистемами.
Однако следует обратить внимание на то, что и иные параметры семейной системы также оказывают влияние на родительское отношение и типы детско-родительского взаимодействия. К ним относят такие характеристики как:
- Микродинамика отражает особенности функционирования семейной
системы: семейные роли, или устойчивые функции в работе системы,
закреплены за каждым из её членов; особенности коммуникации в семье; паттерны взаимодействия, или вытекающие из ролей устойчивые коммуникативные стереотипы.
- Макродинамика, или эволюция семьи: семейная история; семейный сценарий; цикл семьи; тавматические события семейной истории.
- Семейная идеология - содержательной основы жизни семьи: семейные нормы и правила - это те основания, на которых строится жизнь семьи; мифы - семейные концепции, легенды и верования, касающиеся семейной истории; семейные ценности - то, что открыто одобряется и культивируется в кругу семьи; традиции и ритуалы - повторяющиеся узаконенные действия, имеющие символический смысл. Это очень важный фактор стабилизации системы, как бы опорные элементы, укрепляющие семью и редуцирующие тревогу её членов.

 


 


1.3. Детско-родительское взаимодействие: сущность и структура феномена

взаимодействие семьи

Комментарии:


Как мы определили в предыдущих темах настоящего пособия, устойчивые формы социального взаимодействия образуют социальные отношения.
Применительно к семье, мы можем заимствовать положения и схемы, предложенные и описанные нами ранее, но с учетом специфики семьи, отличающую ее от малой группы и социального института. Среди специфических черт семьи можно выделить такие как: брачные и/или родственные отношения, устойчивые связи, реальные и интенсивные контакты между членами, общность быта, гетерогенный состав и пр. Поэтому, не смотря на то, что термин «детско-родительское взаимодействие» с одной стороны созвучен с термином «межличностное взаимодействие», с другой - требует самостоятельного анализа и рассмотрения.
Очевидно, что анализируя взаимодействие между родителями и ребенком, правомернее использовать термин «детско-родительские отношения» (Здесь и далее мы будем использовать термины «детско-родительское взаимодействие» и «детско-родительские отношения» как синонимы).
Отечественные исследователи определяют детско-родительские отношения как избирательную эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастнопсихологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей и определяющую особенности восприятия ребенком родителей, способ общения с ними.
Детско-родительские отношения - это сложный многофакторный феномен, имеющий свою специфику, структуру, внешние проявления и факторы. Детско-родительские отношения рассматриваются как фактор, оказывающий влияние на различные стороны развития ребенка, главным образом на формирование его индивидуальных особенностей, социальное развитие и психическое благополучие (И.В.Смолярчук, 2009).
Содержание понятия «детско-родительские отношения» включает в себя:
во-первых, подструктуру семейных отношений, включающую взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку - родительское отношение (материнское и отцовское отношение) и ребенка к родителям;
во-вторых, взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка которые обозначаются терминами «детско-родительское взаимодействие», «детско-родительские взаимоотношения».
Детско-родительское взаимодействие предполагает равенство влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей (А.Я.Варга, А.У.Хараш, Е.И.Захарова, Г.Т.Хоментаускас и т. д.). Хотя до 1970-х гг. наиболее традиционное рассмотрение развития ребенка сводилось к однонаправленной модели, согласно которой признавалось влияние матери на развитие ребенка и не учитывался вклад самого ребенка в процесс социализации и установление социальных отношений. Современные данные позволяют перейти к рассмотрению психологического взаимодействия матери и ребенка как изначально двустороннего, двунаправленного процесса, где каждый является активным партнером психологического взаимодействия и установления социальных отношений и где предполагается равенство влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей (Г.Т.Хоментаускас, 1999).
Реализация детско-родительского взаимодействия включает в себя активно-действенную позицию не только самого родителя, но и ребенка по отношению к родителю. Активно-действенная позиция ребенка отражается в ориентирующем образе детско-родительских отношений у ребенка. Образ детско-родительских отношений у ребенка носит регулирующий, контролирующий, направляющий характер в построении тактики взаимодействия с родителями (О.А. Карабанова, 2002).

 


 


1.4. Сущность родительства. Структура родительства как интегрального образования (по Р.В.Овчаровой, 2006)

Компонент

Когнитивный аспект

Эмоциональный
аспект

Поведенческий аспект

Семейные
ценности

Убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения; убеждения в приоритетности каких-либо объектов в рамках некоторой иерархии

Эмоциональная           ок
раска и оценочное отношение к наблюдаемому, демонстрирующее значимость той или иной ценностной ориентации

Направленность личности родителя и направленность поведения:                      на
реализацию или защиту ценностной ориентации, достижение         значимой
цели и т. д.

Родительские установки и ожидания

Знания и представления о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, идеальном и реальном образе ребенка

Взгляды,          суждения,
оценки, а также доминирующий  эмоцио
нальный фон в реализации                  родительских
установок и ожиданий

Реальное репродуктивное поведение, взаимоотношения супругов, родительское отношение, родительские позиции

Родительское
отношение

Знания и представления о способах и формах взаимодействия с ребенком, их целевом аспекте, убеждения в приоритетности          на
правлений взаимодействия, которые реализуют родители

Оценки и суждения относительно различных типов родительского отношения,         домини
рующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения

Формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями

Родительские
чувства

Знания и представления о необходимости родительской любви, об идеальном и реальном образе ребенка

Вся гамма чувств, доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий оценки образа ребенка, своего супруга и себя как родителя

Родительское отношение, родительские позиции

Родительские
позиции

Представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих различных родительских позициях, о своей родительской позиции

Доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки реального образа ребенка, своей         родительской
позиции и взаимодействия родители — дети

Коммуникативные родительские позиции, прогностический аспект (планирование) дальнейшего          взаимо
действия с ребенком

Ответственность родителя

Представления об ответственном и безответственном поведении родителей, о               распределении
ответственности между супругами в других семьях и в своей семье

Оценочное отношение к распределению ответственности в семье, эмоциональные переживания, связанные с этим, и оценка себя как родителя с точки зрения ответственности

Контроль своего поведения и семейной ситуации; занимаемая роль в семье с точки зрения ответственности

 

 

 

 

 

 

 

 

Стиль семейного воспитания

Родительские установки и ожидания в отношении образа ребенка и роли супруга в воспитании; представления                о
способах взаимодействия с ребенком в обществе и в своей семье; ценностные
ориентации родителей

Родительские чувства, эмоциональный        фон
общения с ребенком, чувства по отношению к супругу, отношение к распределению            от
ветственности и ролей в семье; оценка себя как родителя

Воспитательный аспект форм         и        способов
взаимодействия с ребенком

 

Комментарии:

Родительство — социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства (Р.В.Овчарова).
Родительство с точки зрения системного подхода.
1. Феномен родительства системно детерминирован, т. е. представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
2. Феномен родительства многогранен. Родительство — многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: на уровне индивида (матери и отца) и как надындивидуальное целое (уровень общества). Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.
3. Анализ и описание родительства должны охватывать все планы презентации феномена. В первую очередь, это план индивидуально - личностных особенностей женщины либо мужчины, влияющих на родительство. Следующий план подвергает анализу родительство по отношению к семейной системе. Третий план фиксирует родительство во взаимосвязи с родительскими семьями. Наконец, четвертый план раскрывает родительство по отношению к системе общества.
4. Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макросистема; мезосистема, уровень конкретной личности.
5. Феномен родительства — явление динамическое, включающее процесс становления и развития.


Факторы, определяющие формирование родительства

факторы родительства

Комментарии:


Формализованное воздействие системы общества по большей части осознается личностью, следовательно, формирование родительства в определенной мере возможно путем социального регулирования. Неформализованное воздействие осознается слабо, однако, его влияние на формирование родительства более сильно. Таким образом, в качестве педагогического компонента формирования родительства на уровне системы общества, можно выделить осознание личностью неформализованного воздействия со стороны общества.
Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания.
Факторы воздействия собственной семьи на формирование родительства: 1) направленность и индивидуальные особенности личности; 2) согласование моделей родительства обоих супругов; 3) конкретные условия жизни супружеской семьи. Педагогическим компонентом микросистемы факторных влияний в плане формирования родительства является согласование теоретических представлений и динамических
моделей родительства обоих супругов путем развития комплементарности и расширения поведенческого репертуара родителя.
Таким образом, совокупное воздействие факторов, принадлежащих рассмотренным уровням, приводит к формированию определенной модели родительства. Общество и родительская семья задают извне определенный образец родительства либо определенные границы вариабельности родительства. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию этой внешней модели или ее варианта, пропуская внешний опыт через призму своей направленности и особенностей, а затем происходит согласование интериоризированных моделей обоих супругов в единое целое.

 


 


1.5. Особенности детско-родительского взаимодействия


Семейные ценности

семейные ценности

Комментари:

Семейные ценности рассматриваются как социокультурные предпочтения людей в различных брачно-семейных сферах (сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера, сфере родительства, сфере брачно-семейных отношений, сфере брачно-семейных ролей, сфере супружества), способны удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям. Кроме того они тесно связаны с ценностными ориентациями членов семьи.
Семейные ценности рассматриваются так же как: духовно
нравственные, морально-этические нормы конкретной семьи (группы лиц, объединенных бытом и родством), которые регламентирует взаимоотношения внутри данной семьи и отношение членов семьи к окружающей действительности.
Ценности всегда занимают определенное место в отношениях людей, принимающих эти ценности в качестве предельных оснований своих мыслей и действий. С точки зрения ценностного подхода моральное правило или оценка имеют основание в ценностных предпосылках, а поскольку эти предпосылки не являются всеобщими, то значит, каждое моральное правило или оценка обоснованы только в рамках сообщества, принимающего соответствующие ценности.
Большинством исследователей семья рассматривается как среда, где происходит выработка и принятие ценностей молодым поколением. Родители оказывают влияние на формирование иерархии ценностей у детей не только как эмоционально близкие люди, но и как представители мира взрослых, с которыми дети идентифицируются (Plekarski Jacek, 1990).
А.Н.Елизаров делает вывод о том, что «в качестве ведущей деятель - ности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи». Ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития. Они определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье (В.Н.Дружинин, 2000). Исследователи вводят также понятие «сходство семейных ценностей», которое трактуется как социально-психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы (В.С.Торохтий, 2001, с.8).
Таким образом, можно говорить о том, что ценности семьи являются мощным интегрирующим фактором для семейной системы — как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми. Кроме того, ценностные ориентации определяют динамику семьи в целом и родительства в частности.

Родительские установки и ожидания

родительские установки

Родительское отношение ( По А.Я. Варга, 1986)

родительское отношение

Комментарии:

Родительские чувства эмоционально окрашивают родительское отношение. Они представляют собой особую группу чувств, выделяющуюся среди других эмоциональных связей. Их специфика заключается в том, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А потребность в родительской любви является жизненно необходимой для маленького ребенка. Любовь каждого родителя — источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания физического и психического здоровья (А.С.Спиваковская, 1998).
Родительские чувства, в частности, родительская любовь, не является врожденным свойством человека (Д.В.Винникотт, 1995, А.С.Спиваковская, 2000). Родительская любовь как высшее проявление родительских чувств формируется в течение жизни человека. Путь этого формирования часто оказывается сложным и противоречивым, внутренне конфликтным. Это глубокое и осмысленное чувство. Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть. Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человека, она способна преобразовывать и совершенствовать личность отца и матери, обогащать их духовный мир.
Содержание, наполненность родительских чувств, как и родительского отношения, зачастую амбивалентно и противоречиво. Помимо родительской любви, в зависимости от ситуации родительские чувства могут содержать раздраженность, усталость, чувство вины и т. д. (Д.В.Винникотг, 1995).


Соответствие типов отношений стилям семейного воспитания

 

Стили семейного воспитания

Типы отношений

Попустительский

Состязатель-
ный

Рассуди-
тельный

Преду-
предительный

Контролиру-
ющий

Сочувствующий

Саготовская Л.Г.

1. Чрезвычайно пристрастное

 

 

 

+

 

 

2. Безразличное

+

 

 

 

 

 

3 Эгоистическое

 

 

 

 

 

+

4. Как к объекту воспитания

 

+

 

 

+

 

5. Помеха в карьере

 

 

 

 

+

 

6. Уважительное

 

 

++

 

 

+

Петровский А.П.

1.Диктат

 

++

 

 

 

 

2. Опека

 

 

 

 

 

 

3. Конфронтация

 

 

 

 

+

 

4. Мирное сосуществование

+

 

 

 

 

 

5. Сотрудничество

 

 

+

 

 

 

Юстицкий В.В.

1. Недоверчивое

 

 

 

 

 

+

2. Легкомысленное

+

 

 

 

 

 

3. Авторитарное

 

. +

 

 

 

 

4. Драчливое

 

 

 

 

 

+

Гарбузов В.И. Захаров А. И. Исаев Д.Н.

1. Отвергающее

 

 

 

 

+

 

2. Гиперсоциализирующее

 

 

 

+

 

 

3. Эгоцентрическое

+

 

 

 

 

 

Эйделмиллер Э.Г. Юстицкий В.В.

1. Потворствующая гиперопека

 

 

 

+

 

 

2. Доминирующая гиперопека

 

+

 

. +

 

 

3. Жестокое обращение

 

 

 

 

+

 

4. Эмоциональное отвержение

 

 

 

 

+

 

5. Повышенная
моральная
ответственность

 

 

 

 

+

 

6. Безнадзорность

+

 

 

 

 

 


Комментарии:

Терминологическое наполнение компонентов родительства:
1. Для определения смыслового содержания понятия «ценностные ориентации» Р.В.Овчарова обращается к трактовке, которую дает М.Рокич. Под ценностью он понимает либо убеждение индивида в преимуществах каких-либо целей, определенного смысла существования по сравнению с другими целями, либо убеждение индивида в преимуществах определенных типов поведения по сравнению с другими типами. А.Н.Елизаров делает вывод о том, что «в качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи». Ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития. Они определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье (В.Н.Дружинин, 2000).
2. Родительские установки и ожидания являются. Родительские установки - это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий, в том числе и репродуктивный компонент установки. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.
3. Еще один компонент родительства - родительское отношение, являющееся многомерным образованием, в структуре которого выделяются четыре образующих (А. Я. Варга, 1986): 1) интегральное принятие или отвержение ребенка; 2) межличностная дистанция («симбиоз»); 3) формы и направления контроля (авторитарная гиперсоциализация); 4) социальная желательность поведения. Таким образом, стиль взаимоотношений родителей с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания - воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы (С.В.Ковалев, 1988).
4. Родительские чувства эмоционально окрашивают родительское отношение. Они представляют собой особую группу чувств, выделяющуюся среди других эмоциональных связей. Их специфика заключается в том, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А потребность в родительской любви является жизненно необходимой для маленького ребенка. Любовь каждого родителя - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания физического и психического здоровья (А.С.Спиваковская). Содержание, наполненность родительских чувств, как и родительского отношения, зачастую амбивалентно и противоречиво. Помимо родительской любви, в зависимости от ситуации родительские чувства могут содержать раздраженность, усталость, чувство вины и т. д. (Д.В.Винникотг, 1995).
5. Родительские позиции - еще один компонент родительства. А.С.Спиваковская (1981) дает такое определение этого термина: «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми». С точки зрения А.С.Спиваковской, родительские позиции проявляются во взаимодействии с ребенком и представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. С точки зрения Т.В. Архиреевой (1990), родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, то есть в тех или иных способах воздействия и характере обращения с ребенком.
6. Следующий компонент родительства - родительская ответственность. Как правило, авторы, говоря об ответственности, рассматривают ее социальный аспект. К.Муздыбаев определяет социальную ответственность как склонность личности придерживаться в своем поведе - нии общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет в своих действиях.Важной сферой проявления ответственности является область семейно-бытовых отношений. Это ответственность в отношениях между супругами, ответственность родителей за воспитание детей, ответственность детей за судьбы престарелых родителей.
Родительская ответственность как явление по своей природе дуальна: это ответственность и перед социумом, и перед безличной природой (своей совестью).
7. Стиль семейного воспитания. Стиль взаимодействия родителей и ребенка является наиболее очевидным, доступным для внешнего наблюдения.
Он является своеобразной квинтэссенцией остальных структурных компонентов - ценностных ориентации супругов, родительских установок и ожиданий, родительского отношения, родительских чувств, родительских позиций, родительской ответственности.


Основные виды родительских отношений и их сочетание с типом личности и стилями воспитания По В.М.Миниярову, 2000 г.

Виды
отношений

Типы личности

конформный

доминирующий

сензитивный

инфантильный

тревожный

интровертивный

1. Отношение родителей к деятельности ребенка

Удовлетворение
желаний
ребенка
путем
ласки,
смирения,
сопереживания

Стимулирование к состязанию с другими

Предоставление
полной
свободы
действий

Предупреж- дение всех самостоятельных действий, ограничение
инициативы

Полное
ограничение
само
стоятельной
деятельности

Ребенок предоставлен сам себе, имеет полную свободу самостоятельной
деятельности

2. Отношение родителей к методам поощрения и наказания

Непослед ова- тельное или даже одновременное применение наказаний и поощрений

Похвала и поощрение

Ни
похвалы,
ни
наказаний

Никогда не наказывают, только хвалят

Применение насильствен ных мер в виде
наказаний

Отсутствуют похвала и наказание

3. Отношение родителей к ребенку

Отсутствие заботы о детях

С
восторгом,
гордостью

С
любовью
и
вниманием,
добрые,
простые
отношения

Предупреждают все его требования и желания

Жесткие,
требовательные

С любовью

4. Отношение родителей к окружающим людям

Ложь и лицемерие, мелкий расчет и стремление к
мелкой наживе

Ставят себя в пример и своего ребенка

Живут
жизнью
ребенка.
По
могают
окружающим
людям

Хвастается
своим
ребенком

Раздражение
по
отношению к окружающим людям

Доброе терпеливое
отношение к людям с искренностью и любовью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Отношение родителей к нравственным ценностям

Требование от детей соблюдения внешних обрядов, значение которых не объясняется. Соблюдение внешних приличий в обществе

Требуют
формального соблюдения нравственных норм

Приучают
действовать не по шаблону, а по совести

Стараются ласками и уговорами сделать их умными и послушным и.
Соблюдают
внешнее
приличие

Беспрекословное
выполнение
нравственных
требований

Строгое требование действовать по правилам

6. Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка

Не
возбуждают
внимание
ребенка,
не
побуждают к
размышлениям.
Стараются
устранить
такие
рассуждения

Потакатель ство всему, чем бы ни занимался, лишь бы мог
выделиться

Наблюда тельность, привычка к размышлению над окружающими явлениями, понимание связи их
внутренн
его

Не
побуждается к
размышлениям и мыслительным действиям, т. к.
распоряжается своим временем

Запрещается
рассуждать,
обязан
выполнять
немедленно
распоряжения

Родители много беседуют и рассуждают

Стиль семейного воспитания

Попустительский

Состязательный

Рассудительный

Предупреди-тельный

Контролирую-щий

Сочувствую-
щий


Комментарии:


Характеристика социально-психологических типов личности ребенка:

Гармоничный тип
Отношение к людям. Открытый, правдивый, вежливый
Отношение к деятельности. В равной степени любит физический и умственный труд
Отношение к своим возможностям. Адекватное.
Отношение к самому себе. Требовательный, верен слову.
Качества, составляющие характерологические свойства данного типа: открытость, доброжелательность, уверенность в себе, спокойствие, стабильность, послушание, уступчивость, осознанная зависимость от других людей, добросовестность, исполнительность, ответственность, социальная смелость, непринужденность, решительность, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных норм.

Конформный тип
Отношение к людям. Нечестный, хитрый, изворотливый, желает понравиться.
Отношение к деятельности. Недобросовестный, активный, нарушает этические нормы.
Отношение к своим возможностям. Преувеличивает.
Отношение к самому себе. Не самокритичен, не верен слову.
Конформное характерологическое свойство включает в свое содержание следующие качества: отсутствие чуткости к людям, извлечение из всего личной выгоды, скупость и жадность, требовательность только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевета, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, подхалимство.

Доминирующий тип
Отношение к людям. Вспыльчивый, властолюбивый, горделивый, высокомерный
Отношение к деятельности. Активный, ответственный, может нарушать, этические нормы.
Отношение к своим возможностям. Завышает.
Отношение к самому себе. Требователен к другим, не самокритичен, обращает внимание на одежду.
У ребенка «доминирующего» социально-психологического типа данное характерологическое свойство ярко проявляется в таких качествах, как самоуверенность, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, а главное — сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении деятельной активности.

Сензитивный тип
Отношение к людям. Правдивый, откровенный, стыдливый, доверчивый, человеколюбивый.
Отношение к деятельности. Добросовестный, активный, больше любит умственный труд.
Отношение к своим возможностям. Занижает.
Отношение к самому себе. Самокритичен, не обращает внимания на одежду.
Сензитивному характерологическому свойству соответствует качество чувствительности, которое сочетается с такими качествами, как общительность, добросовестность, высокий самоконтроль.
Психологические показатели, характеризующие сензитивный социально-психологический тип детей, позволяют объяснить нравственный портрет детей, обращая внимание, прежде всего на то, что они чутки к несправедливости и, в первую очередь, по отношению к своим товарищам. Общение составляет главную особенность, так как позволяет преодолеть робость, застенчивость и трудности быстрого схождения с детьми. В отличие от других детей, эти учащиеся любят играть с детьми как моложе себя, так и старше, что практически не характерно для учащихся с доминирующими и тревожными характерологическими свойствами.

Инфантильный
Отношение к людям. Равнодушный, беспомощный, эгоистичный, нерешительный, стеснительный.
Отношение к деятельности. Пассивный, безответственный, может не соблюдать этические нормы.
Отношение к своим возможностям. Преувеличивает.
Отношение к самому себе. Требователен к другим, не самокритичен.
Таким образом, главными отличительными чертами являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, действование лишь по чьему-либо указанию, равнодушие и холодность, безразличие и безучастие к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощность, осторожность, сдержанность в действиях и словах, исполнительность при условии контроля, пассивность, безответственность, неуверенность в своих силах, неорганизованность, недисциплинированность, безынициативность.

Тревожный
Отношение к людям. Замкнутый, грубый, вспыльчивый, нетерпеливый, подозрительный.
Отношение к деятельности. Неисполнительный, нарушает этические нормы, безответственный.
Отношение к своим возможностям. Завышает.
Отношение к самому себе. Не уверен в себе, обращает внимание на одежду, не самокритичен.
Для детей с «тревожным» социально -психологическим типом свойственно проявление следующих качеств, которые образуют данный симптомокомплекс личности: вспыльчивость, подозрительность и
осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость,добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.
Кроме того, у детей данного типа проявляются такие качества как: низкая степень сформированности интеллектуальных функций (преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик), нетерпеливость, реактивность, возбудимость, чувствительность, зависимость от других, тревожность, озабоченность, мрачные опасения, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, напряженность, раздражительность, фрустрирование, робость, застенчивость, чувствительность к угрозе.

Интровертированный
Отношение к людям. Чуткий, внимательный, замкнутый, самостоятельный, нерешительный, стеснительный.
Отношение к деятельности. Пассивный, любит физический труд, исполнительный, добросовестный.
Отношение к своим возможностям. Занижает.
Отношение к самому себе. Требователен к себе, верен слову, самокритичен.
Дети интровертивного социально-психологического типа проявляют следующие качества, образующие данный симптомокомплекс: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость, уравновешенность и спокойствие, скромность и стеснительность, простодушие и простота в общении с людьми, терпеливость, исполнительность, склонность к занятию физическим трудом, ответственность, самокритичность.


Стили семейного воспитания По Е.Г.Силяевой, 2002 г.

Название

Эмоциональ
ная
близость

Требования

Контроль,
санкции

Модель
общения

Тип
личностного
развития
ребенка

Демократический            (разумная
любовь;
сотрудничество:
принимающе-
авторитарный;
авторитетный;
ценностное
отношение с
высокой
рефлексией)

Принятие,
тепло,
любовь

Справедливые,               с
обоснованием
запретов

На основе
разумной
заботы
Диалог  и
сотрудничест-
во

Личностно-
ориентирован-ная

Оптимальный -
чувство
собственного
достоинства и
ответственности;
самостоятель-
ность   и
дисциплина, полноценное общение

Авторитарный

Чаще

Жесткие, без

Жесткий,

Дисциплин

Пассивный -

 

Название

Эмоциональная
близость

Требования

Контроль,
санкции

Модель
общения

Тип
личностного
развития
ребенка

(автократический; диктат)

отсутствует, хотя не
исключается

объяснения
причин

часто
некорректный; наказания

арная
(окрики,
угрозы)

отсутствие
инициативы,
зависимость,
низкая
самооценка.
Агрессивный -
превращение в
тирана(подобн
о родителю).
Лицемерный

Гиперопека
(гиперпротекция
; доминирующая
гиперопека:
симбиотический
;      «жизнь за
ребенка»)

Излишняя
забота

Отсутствуют                при
многочисленных
запретах и ограничениях

Тотальный,
чрезмерный

Стремление к тесному
эмоциональ-
ному
контакту
(мелочная
опека)

Несамостоятельный                 -
зависимость;
эгоцентризм,
вседозволенность,
асоциальность;
инфантилизм;
усиление
астенических
черт

Гиперопека
(гиперпротекция
?
потворствующая гиперопека; «кумир семьи»)

Обожание,
любование

Отсутствуют

Слабый;
вседозволен-
ность

«Жертвопр
иношение»
(максимальное
удовлетворе-
ние
потребностей,
прихотей)

Истероидный - демонстративность,
несдержанность
в негативных эмоциях. Эпилептоидный                        -
завышенные
притязания; трудности       
в отношениях
со сверстниками

Повышенная
моральная
ответственность
(гиперсоциализация)

Пониженное
внимание

Высокие

Возможны
варианты

Чрезмерная
озабоченность
будущим, социальным статусом, учебными успехами

Тревожно
мнительный

Анархический (потворствующий:     либерально
попустительский )

Прерывание эмоционального контакта (иногда демонстрати

Отсутствуют или слабые

Отсутствует
(оправдание
поведения)

«Заискивающая»
(некритичное
отношение)

Неустойчивый
эгоистичность,
некритичность,
приспособленчество

Название

Эмоциональная
близость

Требования

Контроль,
санкции

Модель
общения

Тип
личностного
развития
ребенка

 

вное)        при
нарушениях поведения ребенка

 

 

 

 

Гипопротекция
(безнадзорность;
индифферентны
й; мирное
сосуществование)

Безразличие;
недостаток
тепла

Отсутствуют

Отсутствует
(равнодушие)

«Невмешательство»
(автономия
закрытость
для
общения)

Неустойчивый, гипертимный - асоциальность, непредсказуемость

Эмоциональное
отвержение
(отчужденный;
отвергающий;
«золушка»;
«маленький
неудачник»)

Отсутствует

Повышенные

Жесткий,
строгие
наказания

Психологическая
дистанция,
полная
потеря
контакта

Эпилептоидный -
мечтательность, жестокость; трудности в
общении; невротические расстройства

Жестокое
обращение
(агрессивный)

Отсутствует

Открытая
агрессия

Жесткий,
лишение
удовольствий,
унижения,
побои

Антагонизм,
враждебность          (по поводу поведения)

Эгоистичный -
жестокость,
провокации.
Эпилептоидный

Комментарии:


Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного:
• По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.
• Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.
• Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию без нравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
• Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, вчем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети — мамы и папы — бабушки и дедушки — прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
• Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностноориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.
• Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувствен но невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.

Источник: Цариценцева О.П. Психология детско-родительского взаимодействия: учебное пособие. - Оренбург: ФГБОУ ВО «ОГПУ», Типография «Эксрпесс- печать», 2018. - 124 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.