На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия - Детско-родительское взаимодействие в структуре семьи
Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия - Детско-родительское взаимодействие в структуре семьи
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия
Детско-родительское взаимодействие в структуре семьи
Детско-родительское взаимодействие: сущность и структура феномена
Сущность родительства. Структура родительства как интегрального образования
Особенности детско-родительского взаимодействия
Все страницы

 

1.2 Детско-родительское взаимодействие в структуре семьи

Структура семьи (По материалам А.Б.Холмогоровой, 2002)

топография семьи

Комментарии:

Структуру семьи можно представить как топографию - квазипространственный срез семейной системы. Важнейшие понятия, которые служат для описания семейной структуры, - связь и иерархия.
Связь (kohasion) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. В циркулярной модели Д.Олсона выделяются пары четырех степеней сплоченности (связи).
Разобщенные отношения - для каждого члена семьи время, проведенное вне семьи, представляется более ценным, чем время, проведенное в семье. Попытки посягнуть на личное время рассматриваются как угроза союзу.
На противоположном полюсе по степени сплоченности находятся отношения, которые называются запутанные. Запутанные отношения - это отношения, в которых слишком много центростремительных сил и вся энергия членов семьи сосредоточена на союзе. Всякие различия во мнениях рассматриваются как угроза семье.
В раздельных отношениях время, проведенное вне семьи предпочтительнее для членов семьи. Общность есть, но она расценивается как то, что не мешает развитию индивидуальности, которая стоит в таких отношениях на первом месте.
При сплоченных отношениях - время, проведенное вместе ценится больше, чем время, проведенное отдельно.
Иерархия характеризует отношения доминантности-подчинения в семье. Ими особенно много занимался Д.Хейли, считая, что основу семьи составляет эффективное распределение власти.
Иерархия может быть низкой, умеренной и высокой. Оптимальный вариант, когда существует баланс между иерархией и близостью. Можно выделить следующие типы семей, согласно установившейся в них системе семейной иерархии: авторитарная семья, иерархия в которой базируется на главенстве одного из партнёров; эгалитарная семья - это семья, основанная на равенстве супругов. В нормально функционирующей семье иерархия неразрывно связана с ответственностью.
Семейные границы представляют собой символические эмоциональные барьеры, которые защищают и поддерживают чувство целостности отдельных индивидов, подсистем и целых семей. Границы семьи - это правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии. Границы - это гласные и негласные договоренности между членами семьи относительно того, кто и что может себе позволить делать в семье и за пределами семьи. Например, кто может задерживаться на работе, кто может приглашать к себе друзей, гостей; с кем можно встречаться вне семьи и т.п.
Виды границ семьи:
а) внешние - регулируют отношения между семьёй и социальным окружением; определяют разницу в поведении с членами семьи и с
социальным окружением. Рассматривают проницаемость границ (от непроницаемости до диффузности);
б) внутренние - регулируют отношения между различными подсистемами внутри семьи. Это правила, определяющие взаимодействие между членами разных семейных подсистем.
Типы внутренних границ:
1) четкие - подразумевают совершенно определенные права, обязанности, нормы поведения для членов каждой подсистемы (родительской, детской, супружеской), такие правила улучшают коммуникацию в семье, облегчают согласование и приспособление участников разных подсистем;
2) ригидные (жесткие) - обеспечивают автономию членов семьи, изолируют их друг от друга. Семье с ригидными внутренними границами трудно функционировать, т.к. у её членов нет навыков согласования. Характерные выражения в семьях с ригидными границами: - не мешай, у меня свои заботы; - займись своими делами; - пора бы самому позаботиться о себе и т.п.
3) диффузные (размытые) - это такие границы, при которых утрачивается автономия членов семьи, и неясны функции подсистем. Так, в семье с диффузными границами, например, подсистема супружеской пары как бы исчезает, растворяясь в родительской подсистеме, супругам не хватает интимности в отношениях.
Обозначенные структурные характеристики семьи определяют особенности взаимодействия между родительской и детской подсистемами.
Однако следует обратить внимание на то, что и иные параметры семейной системы также оказывают влияние на родительское отношение и типы детско-родительского взаимодействия. К ним относят такие характеристики как:
- Микродинамика отражает особенности функционирования семейной
системы: семейные роли, или устойчивые функции в работе системы,
закреплены за каждым из её членов; особенности коммуникации в семье; паттерны взаимодействия, или вытекающие из ролей устойчивые коммуникативные стереотипы.
- Макродинамика, или эволюция семьи: семейная история; семейный сценарий; цикл семьи; тавматические события семейной истории.
- Семейная идеология - содержательной основы жизни семьи: семейные нормы и правила - это те основания, на которых строится жизнь семьи; мифы - семейные концепции, легенды и верования, касающиеся семейной истории; семейные ценности - то, что открыто одобряется и культивируется в кругу семьи; традиции и ритуалы - повторяющиеся узаконенные действия, имеющие символический смысл. Это очень важный фактор стабилизации системы, как бы опорные элементы, укрепляющие семью и редуцирующие тревогу её членов.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.