На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия - Сущность родительства. Структура родительства как интегрального образования
Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия - Сущность родительства. Структура родительства как интегрального образования
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия
Детско-родительское взаимодействие в структуре семьи
Детско-родительское взаимодействие: сущность и структура феномена
Сущность родительства. Структура родительства как интегрального образования
Особенности детско-родительского взаимодействия
Все страницы

 


1.4. Сущность родительства. Структура родительства как интегрального образования (по Р.В.Овчаровой, 2006)

Компонент

Когнитивный аспект

Эмоциональный
аспект

Поведенческий аспект

Семейные
ценности

Убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения; убеждения в приоритетности каких-либо объектов в рамках некоторой иерархии

Эмоциональная           ок
раска и оценочное отношение к наблюдаемому, демонстрирующее значимость той или иной ценностной ориентации

Направленность личности родителя и направленность поведения:                      на
реализацию или защиту ценностной ориентации, достижение         значимой
цели и т. д.

Родительские установки и ожидания

Знания и представления о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, идеальном и реальном образе ребенка

Взгляды,          суждения,
оценки, а также доминирующий  эмоцио
нальный фон в реализации                  родительских
установок и ожиданий

Реальное репродуктивное поведение, взаимоотношения супругов, родительское отношение, родительские позиции

Родительское
отношение

Знания и представления о способах и формах взаимодействия с ребенком, их целевом аспекте, убеждения в приоритетности          на
правлений взаимодействия, которые реализуют родители

Оценки и суждения относительно различных типов родительского отношения,         домини
рующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения

Формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями

Родительские
чувства

Знания и представления о необходимости родительской любви, об идеальном и реальном образе ребенка

Вся гамма чувств, доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий оценки образа ребенка, своего супруга и себя как родителя

Родительское отношение, родительские позиции

Родительские
позиции

Представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих различных родительских позициях, о своей родительской позиции

Доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки реального образа ребенка, своей         родительской
позиции и взаимодействия родители — дети

Коммуникативные родительские позиции, прогностический аспект (планирование) дальнейшего          взаимо
действия с ребенком

Ответственность родителя

Представления об ответственном и безответственном поведении родителей, о               распределении
ответственности между супругами в других семьях и в своей семье

Оценочное отношение к распределению ответственности в семье, эмоциональные переживания, связанные с этим, и оценка себя как родителя с точки зрения ответственности

Контроль своего поведения и семейной ситуации; занимаемая роль в семье с точки зрения ответственности

 

 

 

 

 

 

 

 

Стиль семейного воспитания

Родительские установки и ожидания в отношении образа ребенка и роли супруга в воспитании; представления                о
способах взаимодействия с ребенком в обществе и в своей семье; ценностные
ориентации родителей

Родительские чувства, эмоциональный        фон
общения с ребенком, чувства по отношению к супругу, отношение к распределению            от
ветственности и ролей в семье; оценка себя как родителя

Воспитательный аспект форм         и        способов
взаимодействия с ребенком

 

Комментарии:

Родительство — социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства (Р.В.Овчарова).
Родительство с точки зрения системного подхода.
1. Феномен родительства системно детерминирован, т. е. представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
2. Феномен родительства многогранен. Родительство — многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: на уровне индивида (матери и отца) и как надындивидуальное целое (уровень общества). Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.
3. Анализ и описание родительства должны охватывать все планы презентации феномена. В первую очередь, это план индивидуально - личностных особенностей женщины либо мужчины, влияющих на родительство. Следующий план подвергает анализу родительство по отношению к семейной системе. Третий план фиксирует родительство во взаимосвязи с родительскими семьями. Наконец, четвертый план раскрывает родительство по отношению к системе общества.
4. Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макросистема; мезосистема, уровень конкретной личности.
5. Феномен родительства — явление динамическое, включающее процесс становления и развития.


Факторы, определяющие формирование родительства

факторы родительства

Комментарии:


Формализованное воздействие системы общества по большей части осознается личностью, следовательно, формирование родительства в определенной мере возможно путем социального регулирования. Неформализованное воздействие осознается слабо, однако, его влияние на формирование родительства более сильно. Таким образом, в качестве педагогического компонента формирования родительства на уровне системы общества, можно выделить осознание личностью неформализованного воздействия со стороны общества.
Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания.
Факторы воздействия собственной семьи на формирование родительства: 1) направленность и индивидуальные особенности личности; 2) согласование моделей родительства обоих супругов; 3) конкретные условия жизни супружеской семьи. Педагогическим компонентом микросистемы факторных влияний в плане формирования родительства является согласование теоретических представлений и динамических
моделей родительства обоих супругов путем развития комплементарности и расширения поведенческого репертуара родителя.
Таким образом, совокупное воздействие факторов, принадлежащих рассмотренным уровням, приводит к формированию определенной модели родительства. Общество и родительская семья задают извне определенный образец родительства либо определенные границы вариабельности родительства. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию этой внешней модели или ее варианта, пропуская внешний опыт через призму своей направленности и особенностей, а затем происходит согласование интериоризированных моделей обоих супругов в единое целое.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.