Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия - Сущность родительства. Структура родительства как интегрального образования |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 4 из 5
|
Компонент |
Когнитивный аспект |
Эмоциональный |
Поведенческий аспект |
Семейные |
Убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения; убеждения в приоритетности каких-либо объектов в рамках некоторой иерархии |
Эмоциональная ок |
Направленность личности родителя и направленность поведения: на |
Родительские установки и ожидания |
Знания и представления о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, идеальном и реальном образе ребенка |
Взгляды, суждения, |
Реальное репродуктивное поведение, взаимоотношения супругов, родительское отношение, родительские позиции |
Родительское |
Знания и представления о способах и формах взаимодействия с ребенком, их целевом аспекте, убеждения в приоритетности на |
Оценки и суждения относительно различных типов родительского отношения, домини |
Формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями |
Родительские |
Знания и представления о необходимости родительской любви, об идеальном и реальном образе ребенка |
Вся гамма чувств, доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий оценки образа ребенка, своего супруга и себя как родителя |
Родительское отношение, родительские позиции |
Родительские |
Представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих различных родительских позициях, о своей родительской позиции |
Доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки реального образа ребенка, своей родительской |
Коммуникативные родительские позиции, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимо |
Ответственность родителя |
Представления об ответственном и безответственном поведении родителей, о распределении |
Оценочное отношение к распределению ответственности в семье, эмоциональные переживания, связанные с этим, и оценка себя как родителя с точки зрения ответственности |
Контроль своего поведения и семейной ситуации; занимаемая роль в семье с точки зрения ответственности |
|
|
|
|
|
|
|
|
Стиль семейного воспитания |
Родительские установки и ожидания в отношении образа ребенка и роли супруга в воспитании; представления о |
Родительские чувства, эмоциональный фон |
Воспитательный аспект форм и способов |
Комментарии:
Родительство — социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства (Р.В.Овчарова).
Родительство с точки зрения системного подхода.
1. Феномен родительства системно детерминирован, т. е. представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
2. Феномен родительства многогранен. Родительство — многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: на уровне индивида (матери и отца) и как надындивидуальное целое (уровень общества). Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.
3. Анализ и описание родительства должны охватывать все планы презентации феномена. В первую очередь, это план индивидуально - личностных особенностей женщины либо мужчины, влияющих на родительство. Следующий план подвергает анализу родительство по отношению к семейной системе. Третий план фиксирует родительство во взаимосвязи с родительскими семьями. Наконец, четвертый план раскрывает родительство по отношению к системе общества.
4. Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макросистема; мезосистема, уровень конкретной личности.
5. Феномен родительства — явление динамическое, включающее процесс становления и развития.
Факторы, определяющие формирование родительства
Комментарии:
Формализованное воздействие системы общества по большей части осознается личностью, следовательно, формирование родительства в определенной мере возможно путем социального регулирования. Неформализованное воздействие осознается слабо, однако, его влияние на формирование родительства более сильно. Таким образом, в качестве педагогического компонента формирования родительства на уровне системы общества, можно выделить осознание личностью неформализованного воздействия со стороны общества.
Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания.
Факторы воздействия собственной семьи на формирование родительства: 1) направленность и индивидуальные особенности личности; 2) согласование моделей родительства обоих супругов; 3) конкретные условия жизни супружеской семьи. Педагогическим компонентом микросистемы факторных влияний в плане формирования родительства является согласование теоретических представлений и динамических
моделей родительства обоих супругов путем развития комплементарности и расширения поведенческого репертуара родителя.
Таким образом, совокупное воздействие факторов, принадлежащих рассмотренным уровням, приводит к формированию определенной модели родительства. Общество и родительская семья задают извне определенный образец родительства либо определенные границы вариабельности родительства. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию этой внешней модели или ее варианта, пропуская внешний опыт через призму своей направленности и особенностей, а затем происходит согласование интериоризированных моделей обоих супругов в единое целое.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |