Психолог как личность и профессионал |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Изучение профессионального развитияПрофессионализация как психологическое явление. - выбор человеком профессии с учетом своих интересов, возможностей и способностей; Можно выделить следующие этапы профессионального развития психологов. 1. Восторженно-романтический этап.
Рисунок 3 - Компоненты профессиональной компетентности
2. Отклики и реакции в ситуации профессиональной деятельности
3. Мировоззрение (концепция) практического психолога
4. Культурная продуктивность практического психолога
6. Ограничения в деятельности практического психолога
7. Межличностное влияние в работе практического психолога
Развитие профессионализма в процессе деятельности
|
Рисунок 4 - Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения
Следовательно, профессиональное самоопределение может рассматриваться как длительный процесс, который начинается с появления профессиональных намерений и завершается выходом из трудовой деятельности.
Основные моменты профессионального самоопределения как процесса:
1. Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядро профессионального самоопределения - осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни.
Таблица 6 - Профессиональное самоопределение на разных стадиях
становления личности
Возраст |
Стадии профессионального становления |
Способы профессионального самоопределения |
Дошкольное детство (до 7 лет) |
— |
Профессионально-ролевые игры |
Младший школьный возраст (до 11 лет) |
— |
Ориентация на профессии значимых взрослых |
Подростковый возраст (до 15 лет) |
Первичная амбивалентная оптация |
Профессионально окрашенные фантазии |
Романтически окрашенные |
||
Ранняя юность (до 18 лет) |
Вторичная реалистическая оптация |
Ситуативный выбор учебнопрофессионального направления |
Выбор профессионального образования и профессиональной подготовки |
||
Юность (до 23 лет) |
Профессиональное образование и профессиональная подготовка |
Самоопределение в учебнопрофессиональном поле |
Молодость (до 27 лет) |
Профессиональная адаптация |
Кристаллизация профессио |
Первичная профессионализация |
Самоопределение на конкретном рабочем посту |
|
Зрелость (до 33 лет) |
Вторичная профессионализация |
Самоопределение в профессии |
Зрелость (до 60 лет) |
Профессиональное мастерство |
Самоопределение в профессиональной культуре |
Пожилой возраст (до 75 лет) |
Менторинг - наставничество, передача профессионального опыта |
Самоопределение в общественно-полезной и семейнобытовой жизни |
Таким образом, профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, она продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.
Пиком профессионального самоопределения является акт выбора профессии. Иногда такой выбор делается человеком достаточно быстро и однозначно, иногда он затягивается на долгое время. Отношение человека к сделанному им выбору профессии может быть разным: кто-то быстро начинает сожалеть о предпочтенной области деятельности, кто-то сохраняет чувство уверенности в правильности сделанного выбора на протяжении всего периода трудовой деятельности.
Выбор профессии - сложный мотивационный процесс. Мотивы профессиональной деятельности - это те побудительные причины, которые заставляют человека заниматься данным видом деятельности. Эти причины могут быть разными:
• Первую группу причин составляют побуждения общественного характера - осознание необходимости приносить пользу обществу, желание оказывать помощь другим либо общественная установка на необходимость выполнения данной трудовой деятельности.
• Вторую - получение определенных материальных благ для себя и своей семьи.
• Третью - удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении. Сюда же относится мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, уважении со стороны других.
Основными факторами, влияющими на выбор профессии, являются:
• субъективные (интересы, способности, особенности темперамента и характера);
• объективные (уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий; социальные характеристики: образовательный уровень родителей, социальное окружение и др.).
По мнению Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется следующими факторами:
1. Позиция старших, семьи (формирование определенных жизненных установок и ценностей, выступая моделью определенного образа жизни, навязывание собственного мнения).
2. Позиция сверстников.
3. Позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители).
4. Личные профессиональные и жизненные планы.
5. Способности и их проявление.
6. Притязание и общественное признание.
7. Информированность о той или иной профессиональной деятельности.
8. Склонности.
Профессиональная пригодность.
Профессиональная пригодность - совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им - при наличии специальных знаний, умений, навыков - общественно приемлемой эффективности труда.
Профпригодность - это гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста.
Выделяют два вида профпригодности:
1) абсолютную (когда человек должен соответствовать жестким требования профессии);
2) относительную (соответствие общим требованиям профессии).
Структура профессиональной пригодности.
1. Гражданские качества (мировоззрение, отношения к общест
ву, людям, моральный облик).
2. Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к
данной области труда (профессионально-трудовая направленность и характер личности).
3. Дееспособность общая (физическая и умственная). Она скла
дывается из качеств, нужных не в одном, а в очень многих видах деятельности: широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная умственная инициатива, активность.
4. Единичные, частные, специальные способности (качества
нужные в определенных видах деятельности: память на ароматы для кулинара, звуковысотный слух для музыканта, способность мысленно представлять пространственный предмет, мысленно поворачивать его - для инженера- конструктора и т.п.)
5. Навыки, опыт, выучка.
Профессиональная пригодность складывается из следующих особенностей человека:
У психофизиологические особенности: признаки физической тяжести работы, пространственных, временных, информационных, энергетических ее ограничений, а также производные от них (требования к скорости действий, к перенесению скоростных, информационных и иных перегрузок, недостаток движений, невесомость);
У особенности познавательной деятельности и взаимодействия с людьми;
У характеристики личностных качеств - идеалы, убеждения, потребности, отношения к разным сторонам мира.
Наиболее общими результирующими признаками соответствия человека работе являются ее успешность и его удовлетворенность избранным трудовым путем. Удовлетворенность выражается в заметной выраженности благоприятных душевных состояний в ходе трудовой деятельности (внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, приятные эмоциональные переживания). Неудовлетворенность работой (даже при наличии хороших способностей) может дать эффект частичной непригодности человека к данной работе. Он «может», но «не хочет». И это тоже факт, сказывающийся и на успешности работы, и на профессиональном развитии самого человека.
Таким образом, профессиональная пригодность определяется не только профессиональными способностями, но и зависит от склонностей и мотивации, знаний и умений, черт характера, психических состояний, удовлетворенности процессом и результатом труда.
Выделим четыре степени профессиональной пригодности.
• Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой по разным причинам. Существует развитая практика восстановления дееспособности (трудовой реабилитации) людей. Придумываются и технические средства, возмещающие утраты способности движений, зрения, слуха.
• Годность. Об этой степени профпригодности можно говорить в случаях, когда нет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и особых показаний. Эта ситуация не исключает того, что человек может оказаться очень хорошим работником, профессионалом в ходе дальнейшего своего развития, самовоспитания, профессионального образования.
• Соответствие. Установлено, что нет противопоказаний, и при этом можно выделить хотя бы некоторые личные качества, включая и опыт, которые явно ценны в данной профессии или в работе на данном трудовом посту.
• Призвание. Эта степень профессиональной пригодности характеризуется тем, что во всех составляющих ее структуры, рассмотренной выше, есть признаки соответствия человека и требований деятельности. «В этом и именно в этом деле я смогу быть наиболее успешен и удовлетворен» — вот краткая характеристика данной степени профпригодности.
Профессиональные способности.
Профессиональные способности - это индивидуальнопсихологические свойства личности, которые отличают ее от других, отвечают требованиям данной профессии, являются условием успешного выполнения профессиональной деятельности.
Такие способности формируются на основе анатомофизиологических особенностей человека и не могут быть сведены к конкретным знаниям, умениям и навыкам.
Характеризуя функциональные возможности человека, обычно выделяют три группы профессионально важных признаков:
1. Профессионально важные признаки и важные для профессионального успеха функции, трудно поддающиеся тренировке, развитию, выражающие стойкие индивидуальные особенности человека.
2. Профессионально важные признаки и важные для профессионального успеха функции, которые удается развить в обучении, и поэтому они должны быть включены в программу профессиональной подготовки.
3. Профессионально важные признаки и важные для профессионального успеха функции, которые оказываются наиболее негибкими, подверженными функциональному распаду под влиянием длительной и /или напряженной профессиональной работы (развитие профессиональных деструкций).
Задания по теме 2.
Задание. Проанализируйте факторы, влияющие на выбор профессии. Какова на ваш взгляд их роль в профессиональном самоопределении личности?
Задание. Ответьте на вопрос: «Какие трудности возникли у вас при переходе от стадии выбора профессии к стадии профессиональной подготовки?»
Задание. Важной, а иногда и определяющей составляющей успешного поиска и выбора профессии, овладения ею, эффективной реализации себя в трудовой деятельности, достижения успеха и счастья в профессиональном труде являются особенности мотивационной сферы человека. Эту составляющую с полным основанием можно назвать одной из важнейших основ профессиональной успешности.
Практически любые действия и поступки человека, та или иная его деятельность становятся более понятными, если найдены ответы на три следующих основных вопроса:
1) что я хочу, к чему я стремлюсь, что для меня является важным, значимым, привлекательным, каковы мои потребности?
2) почему, зачем и ради чего я хочу получить психологическое образование, почему я к этому стремлюсь, почему это является для меня значимым и привлекательным? Зная ответы на эти вопросы, можно многое сказать о мотивах поступков и действий человека, о мотивации его деятельности и поведения в целом.
3) что и как я хочу получить в результате своего обучения (своих действий или поступков)? Здесь раскрываются цели и задачи, на достижение и решение которых направлены усилия человека.
Ответьте на эти вопросы (письменно).
Задание. Провести исследование мотивов выбора профессии, направленности личности посредством теста «Мое отношение к профессиональному обучению», методики экспрессдиагностики направленности личности, анкеты «Мотивы выбора профессии».
Задание. По мнению психолога Е.А. Климова, выбор профессии осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь». Согласны ли вы с этой формулой?
Задание. Проведите небольшой ретроспективный (обращенный к событиям прошлого) анализ выбора профессии на материале разнотипных профессионалов. Воспользовавшись методом беседы, постарайтесь выявить и описать основные события и процессы, которые в их представлении связаны с выбором ими их профессии. Постарайтесь выделить общие (сходные у разных профессионалов) и индивидуально-своеобразные особенности в решении ими задачи о выборе профессии.
Задание. Определите, какими мотивами руководствовались при выборе профессии психолога студенты-первокурсники. Сравните их ответы с ответами ведущих европейских психологов (см. Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология. - СПб.: Питер, 2007. - с. 180 - 185).
Задание. Многие психологи пришли в профессию из других сфер. Проанализируйте, какие профессиональные сферы стимулируют интерес к занятиям психологией (на основе результатов интервью психологов см. предыдущее задание).
Задание. Ниже приведен краткий фрагмент из протокола беседы с профессиональным психологом о том, как он выбирал свою профессию. Сопоставьте этот материал с тем, как вы сами выбирали свою профессию, и постарайтесь выделить общие и индивидуально-своеобразные черты в том и другом процессе.
«Так случилось, что после VIII класса во время летних каникул мне пришлось поработать в пионерлагере вожатым. Я не то чтобы был дурак еще, но, как теперь понимаю, не был готов к этой работе. Все прошло сносно, но у меня после этого застрял в душе опыт недоумений и ... «почему-почему». Почему мне интересно провести с ребятами «познавательный» поход в лет, а им интересно срезать стебель трубчатого растения и плеваться - «стрелять» волчьими ягодами с помощью этого самодельного «пневматического оружия» друг в друга? (Пришлось намалевать на фанерном щите фашистскую рожу, тогда стали охотно плеваться-соревноваться, стреляя в эту цель; и так все прочее в этом же роде).
Еще одно событие приключилось: в связи со смертью... образованного человека из его квартиры было выброшено много книг. Мы - соседские ребятишки - стали, естественно, швыряться этими книгами, и, по-видимому, неслучайно, я поднял с зем- ли.брошюру проф. Е.А. Аркина «Беседы о воспитании» (М., 1945). На фоне моих переживаний в пионерлагере она показалась мне очень интересной как раз тем, что открывала мне глаза на ту реальность, с которой я не вполне удачно столкнулся, - реальность психическую; я находил здесь какие-то ответы на мои «почему-почему». Но все это ни в малой степени не было связано с обдумыванием профессионального будущего. Помню, что начитавшись соответствующей художественной литературы, я мечтал тогда быть капитаном дальнего плаванья, а мать настаивала, что надо быть капитаном речного флота.
В IX классе. узнал (по-видимому, заглядывая в учебник литературы для Х класса), что поэт В. Маяковский сдавал за курс гимназии некую «психологию». И это меня поразило. Вот-те раз! Маяковский - такой хор-р-роший человек - изучал психологию! А я?.. Опять, вероятно, остался какой-то след в душе, и опять без мысли о будущей профессии. О «капитанстве» . уже не думал.
В школе у нас психологию не преподавали, но на прилавках магазинов появились учебники Б.М. Теплова и К.Н. Корнилова. После девятого класса в период летних каникул я оба учебника проштудировал с карандашом. Но и здесь это никак, помнится, не было связано в моем сознании с будущей профессией - просто что-то, по-видимому, «застряло в душе»; не помню уж, как я в то время представлял свое профессиональное будущее - боюсь, что никак. Не думал и все.
На самом выходе из школы попалось на глаза объявление (думаю, что не само «попалось», а его искусно довела до нашего сознания наша классная руководительница), что в вузе одного из ближайших городов открылось отделение «логики и психологии». Может быть и не стал бы туда поступать, да был влюблен в свою будущую жену и. пошел за ней в этот вуз, и поступил на это отделение.
И, помнится, все еще не было определенного образа своей профессии - затесался в философский кружок, писал там какой- то доклад по диалектической логике. (до сих пор плохо понимаю, что это такое).
Но вот забрел на заседание кружка психологии и. «присох» к этой науке. На этот раз сознательно и навсегда» (запись 24.08.94).
Обратите внимание на то, является ли выбор профессии однократным актом или длительным процессом; обусловлен ли он одним событием или несколькими; обусловлен ли он одним побуждением. Какие стадии профессионального самоопределения можно выделить?
Задание. Вопросы для дискуссии: О чем нужно знать, по вашему мнению, чтобы проектировать свой жизненный трудовой путь? Что нужно делать, чтобы наилучшим образом выстраивать свой профессиональный жизненный путь на разных его этапах?
Задание. Подготовка и защита рефератов по теме «Жизненные пути психологов».
Задание. В форме эссе напишите короткий автобиографический очерк, изложите Ваши мотивы, коротко напишите о том, как Вы пришли к решению получить данное образование, расскажите о причинах Вашего интереса к психологии, а также поделитесь личными планами и ожиданиями относительно будущего. Структура эссе:
1. Короткий автобиографический очерк. Порассуждайте о Вашей жизни до текущего дня: Вашей семье, друзьях, доме, образовании, работе, а также о жизненных событиях, которые повлияли на ваше развитие.
2. Каковы мотивы Вашего желания стать психологом? Особенно интересно узнать о том опыте, который в наибольшей степени связан с Вашим интересом к практической психологии, и о том, как этот опыт помог Вам сформулировать те профессиональные цели, которые привели Вас в университет. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Почему Вы выбрали профессию психолога?
- Какими потребностями обусловлен Ваш выбор?
- Какое влияние может оказать обучение на Вашу жизнь?
- Каковы Ваши жизненные ценности?
3. Какие надежды и ожидания Вы связываете с обучением в университете? Как вы представляете себе свое будущее после обучения?
Понятие «профессиограмма», «психограмма».
Профессиограмма - научно обоснованные нормы и требования профессии к различным видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему соответствовать требованиям профессии, получать необходимые для общества результаты и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмму можно назвать обобщенной эталонной моделью успешного специалиста.
Профессиограмма позволяет не только выделить профессионально важные качества специалиста той или иной сферы, но и выступает как модель психологической структуры деятельности профессионала, обеспечивающая исследование уровня сфор- мированности профессионала, его готовности к конкретной деятельности.
Психограмма - это выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами (ПВК).
Профессионально-личностный портрет психолога.
Для профессии психолога особую роль играет осознание роли профессиональной психологической деятельности в собственной жизнедеятельности.
В деятельности психолога существенным моментом является единство личного и профессионального. А.Б. Николаева отмечает, что для психолога всегда были характерны сбалансированность профессиональных и человеческих качеств. Личность психолога, согласно выражению Р. Мэя, является инструментом его работы, поэтому немаловажно, какими свойствами личности обладает психолог-профессионал. Профессия психолога требует от человека, желающего посвятить ей себя, наличия определенных личностны качеств, объединяющихся стремлением помочь другому человеку; осознания нравственных основ и гуманистических принципов профессиональной деятельности. По словам А.И. Донцова, психология - это не просто наука или профессия, это - судьба.
Психологи не проходят специального профессионального отбора при поступлении в вуз. Требования к личности психолога соответствуют в целом общепрофессиональным ценностям психологической профессии.
Обобщение исследований личностных особенностей, специальных способностей и характеристик деятельности психоло- гов-консультантов и психотерапевтов, проведенные зарубежными и отечественными учеными, обнаруживает некоторые общие свойства личности успешных психологов. К личностным свойствам, мешающим профессиональной психологической деятельности, относятся: авторитарность, замкнутость, пессимистичность, отсутствие терпимости, склонность к самоутверждению за счет клиента, зависимость от других людей, пассивность.
В качестве свойств личности, способствующих успеху профессиональной психологической деятельности, выступают такие свойства, как чуткость, внимательность к людям, эмпатия, отождествление себя с людьми, личностная и социальная зрелость, эмоциональная стабильность, коммуникативная компетентность, отсутствие предубеждений, толерантность, терпимость и др.
Несомненно, этот список может быть продолжен схожими чертами. Так, в качестве необходимых для психолога отмечаются активность, постоянная внутренняя работа, интеллигентность, широкая образованность, адекватность и точность восприятия, независимость, умение видеть себя со стороны. Перечисляются также наблюдательность, глубокие профессиональные знания и умения, удовлетворенность профессиональной деятельностью, понимание целей психологической помощи, высокая нравственность и моральная устойчивость, доброта и порядочность, честность, тактичность, выдержка и самообладание, уважительное отношение к людям, пунктуальность и целеустремленность, способность к самопознанию и самовоспитанию, обаяние и личная привлекательность и многие другие.
В исследованиях Л. В. Темновой среди общих личностнопрофессиональных качеств психолога выделены следующие:
• на психофизиологическом уровне — эмоциональная устойчивость, выдержка, спокойствие, способность реально взвешивать обстановку, устойчивость к стрессу, сильный тип нервной системы;
• на интеллектуальном уровне — научно-гуманистическое мировоззрение, логичность мышления, сензитивность, профессиональная рефлексия, четкое представление о сложности и противоречивости природы психики и поведения человека; творчество, проницательность, аналитичность и прогностич- ность;
• на личностном уровне — фасилятивность, социабильность, направленность на другого человека, профессиональная мотивированность, активность, коммуникабельность и великодушие к людям, тактичность и дипломатичность в общении, подчинение своих интересов интересам другого и группы, нравственность, добросовестность, ответственность, смелость в решении практических вопросов.
Во многих работах, посвященных личности психолога- профессионала, отмечается необходимость наличия подобных качеств и характеристик. Поэтому все многообразие свойств личности психолога может быть разделено на группы, имеющие определенные обобщенные основания. Психолог должен обладать профессионально важными качествами личности, которые можно отнести к трем основным группам (рисунок 5).
Рисунок 5 - Профессионально значимые свойства личности психолога
Профессиональное сознание и профессиональная позиция психолога обеспечивают осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мотивационных установок профессионально - личностного самосовершенствования. Адекватная Я-концепция и система саморегуляции являются воплощением высокого уровня развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения. Коммуникативные свойства помогают психологу устанавливать и поддерживать контакты с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.
Профессионально важные качества личности психолога не являются раз и навсегда данными, застывшими образованиями. Они развиваются в процессе профессиональной подготовки психологов в вузе, в ходе последующей профессиональной деятельности, формируются в процессе самовоспитания, работы психолога над собой, повышения профессиональной квалификации, обретения новых форм профессионального опыта.
Задания по теме 3.
Задание. Подберите несколько примеров известных вам (по жизненному опыту, литературе, иным источникам) представителей вашей профессии, успешных в своем деле, хотя и разных по личным качествам (т.е. разных, но равноценных). Сделайте предположения о том, за счет каких личных качеств или приемов работы эти люди успешны на своих местах.
Задание. Рассмотреть психологические требования к личности специалиста, предъявляемые в основных группах профессий по предмету труда (см. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог». - М.: Гардарики, 2004. - с. 38).
Задание. Заполнить пропущенные столбцы в аналитической профессиограмме психолога (Е.М. Иванова).
Задание. Дайте описание психологических особенностей психолога (психолога-практика, психолога-исследователя и преподавателя психологии). В качестве примерной программы описания можно руководствоваться следующими пунктами (можете, если найдете нужным, усовершенствовать их).
1. Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности):
а) преобладающие представления, знания о мире;
б) направленность личности:
— побуждения, обращенные на общественную среду,
— побуждения, обращенные на трудовую деятельность в целом и на ее составляющие,
— побуждения, обращенные на другие, смежные предметные области;
в) отношения к внешнему миру, к людям, к деятельности;
г) отношения к себе, особенности саморегуляции;
д) творческие наклонности (креативность), их проявление, особенности;
е) особенности ума;
ж) оперативные черты индивидуальности (умелость, готовность к действиям, организаторские, исполнительские способности);
з) типичные чувства, их проявления, особенности;
и) особенности осознания родства своей профессии с другими;
к) представления, мнения о способностях, личных качествах, ценных в данной профессии
л) представления, мнения о том, какие личные качества (ценные и нежелательные) данная профессия развивает у людей, какие подавляет;
м) представления, мнения о своем месте в профессиональной общности.
2. Практически значимые особенности профессионала:
а) особенности движений;
б) умения, навыки, действия, обращенные на предметную область труда;
в) умения, навыки, действия, обращенные на область организации производства, взаимодействие с людьми (и воздействие на них);
г) умения, навыки, обращенные на преобразование информации;
д) умения, навыки, обращенные на саморегуляцию (поведения, внутренних состояний, переживаний).
3. Особенности познавательной деятельности:
а) процессы приема информации (внимание, восприятие);
б) процессы переработки текущей информации и принятия решений (представления памяти, воображения, типичные способы, схемы принятия решений);
в) познавательные действия (распознать, следить, отбраковывать, искать причины неполадок в чем-либо, разбираться в необычном и т.п.).
4. Особенности осведомленности, знаний, опыта, общей культуры:
а) области науки, в которых считает важным ориентироваться;
б) собственно профессиональные знания (о своей предметной области, о целях своей деятельности и жизни, о средствах труда и достижения успеха, об условиях своего профессионального развития).
5. Особенности силы переживаний, быстроты их смены.
6. Особенности переживания трудностей, нагрузок в работе.
7. Представления (и отношения), касающиеся телесных качеств, возрастно-половой принадлежности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области (в связи с требованиями профессии).
Задание. Запишите 10 качеств, которые, по вашему мнению, необходимы для успешной профессиональной деятельности психолога. Затем объединиться в подгруппы (3 - 4 человека) и написать общий список из 10 качеств, провести ранжирование этих качеств. Обсудить качества в группе. Работа индивидуально: отметить какие из качеств у вас есть, а над какими еще необходимо работать.
Профессиональное сознание психологов.
Рисунок 6 - Функции, свойства сознания
Развитие профессионального сознания начинается еще во время обучения будущих психологов в вузе - на основе формирования профессиональных интересов и личностной значимости профессиональной деятельности, но его наиболее важным этапом является освоение специфики профессиональной деятельности после окончания вуза, на рабочем месте. Е.Е. Сапогова выделяет следующие ключевые характеристики профессионального сознания психологов.
- дивергентностъ (гибкость) и интуитивность - психолог должен мыслить безоценочно и контекстно, поскольку обязан принимать во внимание общенаучные нормы, базовые психологические законы и многозначность фактов и явлений, с которыми он сталкивается;
- диалогичностъ — профессиональное сознание выступает как открытая, находящаяся в постоянном взаимодействии с другими система, интерсубъектная по своей природе;
- герменевтичностъ и демиургичностъ — для профессионального сознания психолога психика и мир онтологически слиты, основным средством познания становятся интерпретация, истолкование и осмысление;
- поликулътурностъ, полисемантичностъ, криптографич- ностъ — психологическое сознание должно быть предельно обобщено, оно призвано говорить с любой личностью на ее языке, быть способным войти в ее мир и понять его;
- знание языков описания и интерпретации, философич- ностъ и трансперсоналъностъ — психологическое профессиональное сознание опирается на знание и владение теоретическими конструктами, объяснительными схемами и законами научного понимания психики;
- экологичность — для психолога любая деталь проблемы является важной и может рассматриваться как отдельное «целое», вплоть до противоречивого мнения об одном и том же явлении;
- экзистенциальностъ, интенциальностъ и феноменальность — профессиональное сознание психолога допускает отсутствие различий между фактами и их описанием, между истиной и верой, придавая тем самым этому существование;
- воображение (моделирование) и креативность — эти качества позволяют видеть проблему с разных сторон, выйти в новые сферы познания психологической действительности;
- гуманитарность — психология является прежде всего гуманитарной наукой и обогащение ее различными технологическими приемами не означает ее сведение к ним, алгоритмизацию взаимодействия психолога и клиента;
- знаковость, символичность, универсальность — всеобщие свойства сознания, особенно значимые для профессионального сознания психолога, который строит свое понимание человеческой психики на понимании того, что человек живет в индивидуально одухотворенном им мире.
Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу.
Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Р. Бернс выделяет в Я- концепции:
1) когнитивную составляющую (образ Я);
2) оценочную составляющую (самооценка или принятие себя);
3) поведенческую составляющую (конкретные действия, которые
могут быть вызваны образом Я и самооценкой).
Самооценка - это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер, проявляется как одобрение или неодобрение. Она отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Я-концепция играет троякую роль:
1) способствует достижению внутренней согласованности
личности;
2) определяет интерпретацию опыта;
3) является источником ожиданий.
Поскольку профессиональная Я-концепция является частью общей Я-концепции личности, возникает вопрос об их соотношении. При решении этого вопроса учеными учитываются такие позиции, как место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности. Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. При рассогласовании этих ориентации возможна остановка личностного развития и расщепление сознания «для работы» и «для себя».
Е.В. Прокопьевой была предложена возможная классификация профессиональных Я-концепций, построенная на основании различных вариантов соотношения профессиональной и общей Я-концепций личности:
1) человек «шире» своей профессии, его профессиональная Я- концепция приближается к общей Я-концепции;
2) человек «равен» своей профессии, его общая Я-концепция сужена до профессиональной Я-концепций;
3) человек «уже» своей профессии, в его общей и профессиональной Я-концепциях представлены лишь отдельные стороны профессии.
А.К. Маркова определяет профессиональное самосознание как комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.
Исследуя природу и генезис профессионального самосознания личности, О.В. Москаленко рассматривает четыре генеральных фактора:
1) мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства;
2) профессиональное субъективно-ориентированное обучение;
3) направленность личности на овладение данной профессией;
4) оптимальный временной промежуток.
Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого в качестве „образца—.
Профессиональный образ «Я-реального» и «Я-идеального».
Если рассматривать Я-концепцию как совокупность установок индивида, направленных на самого себя, то можно выделить три основные модальности этих установок:
1. Реальное Я - установки, связанные с те, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
При этом реальное, зеркальное и идеальное Я рассматриваются в четырех аспектах:
1) физическом;
2) социальном;
3) умственном;
4) эмоциональном.
К. Роджерс считает, что рассогласование между представлением человека о себе "реальном" и "идеальном" часто и является основой для его саморазвития.
В качестве основных психических регуляторов труда Е.А. Климов выделяет следующие:
- образ объекта труда: чувственный образ (перцептивный, сенсорный); конкретный образ (представления памяти, воображения); отвлеченный образ (понятия, схемы, усвоенные алгоритмы действий);
- образ субъекта труда: актуальный "Я-образ" (знание о своем состоянии в данный момент, о своем реальном месте среди других людей, о своих возможностях и ограничениях); обобщенный "Я-образ" ("Я-концепция", включающая представления о себе в прошлом, настоящем и будущем; я как представитель профессиональной общности, я как организм; я как представитель данной профессии, я как член общества);
- образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений: осознание своих потребностей; осознание своих эмоций и эмоциональных отношений; осознание своего характера; осознание своей личностной направленности и мировоззрения в ходе взаимодействия с другими людьми в трудовом процессе.
Как отмечает Е.А. Климов, "все названные выше регуляторы подводятся под категорию "субъективный образ". "Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) - необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми, ибо это взаимодействие существенно определяются тем, как человек понимает свое место среди людей, "за кого себя принимает", что думает о том, как он выглядит "в глазах" окружающих".
Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является "образ мира" профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире.
Профессиональная позиция психолога.
Профессиональная позиция - это отношение к собственной профессиональной деятельности и действиям, поведение, обусловленное этим отношением. Она касается этических норм профессии, ее стандартов и требований, а также отношения к личности человека, который обращается к психологу.
Профессиональная позиция психолога основывается на принципах гуманизма, признании фундаментальной ценности и уникальности каждой человеческой личности, необходимости уважения ее прав и возможностей. Психолог в своей профессиональной деятельности признает право каждого на независимость и личную неприкосновенность, свободу совести (вероисповедания), уважает честь и достоинство личности. Психолог принимает человек таким, какой он есть, верит в его способность справиться с ситуацией, проблемой, поддерживает веру в его собственные силы.
Модель деятельности практического психолога, представленная Г.С. Абрамовой, выделяет такие стороны профессиональной позиции и профессионального сознания психолога, как рефлексия целей психологической помощи, отклики или реакции психолога в ситуации общения с людьми, мировоззрение психолога, культурная продуктивность, конфиденциальность как норма отношений с клиентами, осознание ограничений своих профессиональных возможностей, межличностное восприятие, уважение человеческого достоинства, опора на обобщенную теорию в работе психолога и отношение к ней (см. таблицу 5, тема «Изучение профессионального развития»).
Задания по теме 4.
Задание 1. Провести групповую дискуссию на основе анализа литературы, затрагивающей вопросы целеполагания психолога. Дать развернутые ответы на вопросы:
- Кто я, какой я в своей профессии? Кто я в этой жизни?
- Каким я хотел бы быть (в профессии и в жизни)?
- Каким я не хотел бы быть?
- Что мне нужно для того, чтобы реализовать свои цели, касающиеся профессионального развития?
- Что мне нужно, чтобы реализовать свои цели в жизни?
- Каков замысел, смысл, миссия моей профессии?
- Как соотносится миссия моей профессии с моими целями в жизни, в профессии.
Постановка собственных профессиональных целей по схеме:
1. Формулировка цели.
2. Осмысление значимости цели (соотнесение с потребностями, социальный контекст, соотнесение с другими жизненными целями и ценностями).
3. Описание необходимых ресурсов (внешних и внутренних и способы их получения).
4. Составление плана действий с указанием срока их выполнения.
5. Критерии достижения целей и реализации отдельных этапов.
Задание 2. Провести исследование преобладающего типа отношений к людям посредством методики диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Задание 3. Создание модели выпускника факультета социальной педагогики и психологии. Основные составляющие модели: профессиональная позиция, установки, знания, умения и навыки, используемые стратегии, ПВК и т.д.
Задание 4. Составление программы профессионального развития. На основе построенной модели выпускника и проделанной оценки собственных знаний, умений и навыков и других характеристик необходимо составить свой «бизнес-план» и защитить его. В проекте профессионального становления и развития («бизнес-плане») требуется отразить следующие моменты:
1. Указать ближайшую социально значимую цель, на достижение которой будет направлена жизненная и профессиональная активность. Основной вопрос: «Чего я хочу достичь?». Ответ необходимо сформулировать так, чтобы было ясно, что именно будет достигнуто: должность, качество работы или иные достижения. Требуется детально описать, в чем конкретно будет состоять работа, когда цель будет достигнута, как будет протекать профессиональная деятельность. Основной вопрос: «Что именно я намерен(а) делать?»
2. Дать сенсорную презентацию желаемого результата (поставленной цели) - такое его описание, которое позволяет чувственно удостовериться в том, что цель действительно достигнута. Основной вопрос: «Как можно убедиться в том, что цель действительно достигнута?» В ответе на вопрос необходимо указать проверяемые (еще лучше - измеряемые) критерии, по появлению которых можно будет однозначно судить о том, насколько поставленная цель достигнута.
3. Далее необходимо указать, какого рода мотивы будут обеспечивать достижение поставленной цели. Именно мотивы (зачем? ради чего?), а не дополнительные цели. Основной вопрос: «Зачем мне нужна поставленная цель?» Важно указать не менее 7 мотивов, что обеспечивает привлечение дополнительных энергетических ресурсов для предстоящей активности.
4. Дополнительно требуется указать людей (группы) или организации, которые также будут заинтересованы в том, чтобы обозначенная данным человеком цель была достигнута. Основной вопрос: «Кто еще кроме меня и чем именно заинтересован в моем достижении данной цели?». Ответ на данный вопрос позволяет наметить возможных союзников, на чью помощь может рассчитывать начинающий профессионал в своих усилиях. Это могут быть близкие, сотрудники, коллеги и т.п. Ответ также позволяет понять, какого рода интересы необходимо обеспечить, чтобы намечаемые лица и организации готовы были бы оказать поддержку и помощь.
5. Далее требуется указать, за какой срок намеченная цель будет достигнута. Основной вопрос: «К какому сроку (за какое время) я смогу достичь поставленной цели?».
6. Чрезвычайно важным моментом является указание на то, какого рода инвестиции студент готов вложить в свое «предприятие». Основной вопрос: «Чем я готов заплатить (иногда говорят «пожертвовать») за то, чтобы цель действительно была достигнута. Ответ на этот вопрос позволяет, во-первых, осознать цену достижения, проверить, стоит ли намеченное необходимых усилий, убедиться в том, что цель ему действительно по плечу. Во- вторых, указать только те виды оплаты (взносов), которые действительно данный человек готов совершить. Это позволяет, в свою очередь, избежать нежелательных затрат (потерь), которые могли бы поставить под сомнение ценность намеченных достижений. В качестве видов оплаты могут быть финансы, время (некоторая
часть свободного), усилия, специфические переживания, социальные утраты и т.п.
7. Необходимо привести анализ индивидуальных ресурсов, которые потребуются от выпускника университета в ходе достижения основной цели. Если обнаружится, что чего-то еще недостает, то необходимо указать, как недостающий ресурс может быть восполнен (курсы, тренинги (примерное название), самостоятельная работа, помощь других людей и т.д.)
8. Далее составляется план действий по достижению поставленной цели. Пункты этого плана получаются путем пошаговой декомпозиции цели (разбиение на составляющие, выделение подцелей). Затем они располагаются в хронологическом порядке. Оформляется в виде стандартной таблицы «План работ» (действия, сроки, примечания). Сроки завершения работ, очевидно, будут совпадать со сроками, указанными в п. 5.
9. В завершение предлагается написать презентацию себя как будущего профессионала, адресованную работодателю (или иному потребителю предлагаемой услуги). В ней необходимо отразить не только сведения о себе, а найти те короткие формулировки, которые позволяют работодателю быстро понять, что именно получит он. Это позволяет поставить студента в позицию покупателя его квалификации или услуги и ясно понять, за что именно тот будет ему платить. На другом языке - какого рода потребности работодателя (покупателя) данный специалист будет удовлетворять своей профессиональной деятельностью.
Понятие, признаки и стадии синдрома «сгорания».
Психолог часто переживает состояние напряжения, негативные эмоции по отношению к процессу и результатам своей профессиональной деятельности, которые приводят к так называемому профессиональному сгоранию (выгоранию). Термин «профессиональное сгорание (выгорание)», введенный американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом, означает состояние психического истощения профессионалов, интенсивно общающихся с клиентами в обстановке эмоциональной напряженности. Этот синдром включает в себя три основные составляющие:
• эмоциональную истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой);
• деперсонализацию (чувство потери себя, отчужденности, социальной безликости; циничное отношение к труду и объектам своего труда);
• недостаток чувства личного достижения (чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней).
Профессиональному сгоранию подвергаются работники социальной сферы: медики, учителя, политики, юристы, социальные работники, психологи и др.
Симптомами профессионального сгорания служат проявления депрессии, негативная Я-концепция, негативное профессиональное самосознание, нежелание работать с людьми, отрицательные психосоматические явления и другие показатели. В целом «сгорание» характеризуется состоянием хронической усталости, эмоционального истощения, опустошенности, появляются трудности концентрации, снижается продуктивность работы, нарушаются отношения с окружающими - отмечается чрезмерная обидчивость, чувствительность к критике, частые конфликты. Если вовремя не помочь себе, описанные симптомы могут усугубляться и проявиться уже на физическом уровне в форме снижения иммунитета к болезням, повышенного травматизма.
Проявления эмоционального выгорания среди консультантов:
- астенизация - чувство постоянной усталости, утомляемости, нервного истощения;
- сниженный фон настроения с легко возникающей тревожностью;
- чувство незавершенности контакта, виновности;
- нарушение режима сна и бодрствования;
- психосоматические реакции, чаще со стороны сердечнососудистой системы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, колебания артериального давления, реже - со стороны желудочно-кишечного тракта, неврологические расстройства, в частности описаны нарушения по типу поясничного радикулита, у консультантов-женщин могут возникнуть нарушения менструального цикла;
- кратковременные психогенные реакции в виде навязчивых представлений, мыслей, сомнений и даже фобий после сложных, эмоционально тяжелых случаев;
- изменение отношения к себе, к своей профессиональной деятельности. Во время работы у консультантов описываются: разочарование в себе как в специалисте; снижение профессиональной самооценки; переживания как профессиональной, так и личной несостоятельности. Изменения по отношению к своей профессиональной деятельности проявляются в форме сомнения в необходимости и полезности своей профессии для общества, ощущения бессмысленности своего труда. Возникают мысли типа: «Это никому не нужно», «Все усилия напрасны», «Работа больше берет, чем дает» и т.д.;
- изменение отношения к клиентам с позитивного на негативное, проявляющееся в том, что клиент начинает вызывать у консультанта раздражение, злость, гнев, брезгливость и др. отсутствовавшие ранее негативные чувства.
Основными факторами, вызывающими профессиональное сгорание, являются чрезмерная рабочая нагрузка и неадекватные межличностные отношения на рабочем месте, однако многочисленные зарубежные исследования данного феномена показывают, что на интенсивность сгорания также влияют многочисленные индивидуальные и более общие, организационные факторы (таблица 7).
Таблица 7 - Факторы, оказывающие влияние на профессиональное сгорание (по В.Е. Орел)
Индивидуальные факторы |
Организационные факторы |
||
социально демографические |
личностные особенности |
условия работы |
содержание деятельности |
Возраст |
Выносливость |
Рабочие перегрузки |
Число клиентов |
Пол |
Локус-контроль |
Дефицит времени |
Острота их проблем |
Уровень образования |
Самооценка |
Продолжительность рабочего дня |
Глубина контакта с клиентом |
Семейное положение |
Нейротизм и экстраверсия |
Устройство рабочего места |
Участие в принятии решений |
Стаж работы |
|
|
Наличие обратной связи |
Выгорание психолога может быть связано с нездоровой мотивацией выбора профессии. Причинами подобной мотивации могут быть:
- эмоциональные расстройства (отдельные люди выбирают профессию психолога потому, что сами страдают от незаживающей душевной раны);
- подражание кому-либо;
- желание власти (попытка преодолеть чувство страха и беспомощности в собственной жизни через ощущение власти над другими);
- потребность в любви;
- замещение недовольства (неотреагированные агрессивные чувства удобно разряжать в работе с девиантными клиентами);
- одиночество и изолированность (стремление обрести друзей среди клиентов).
Профессиональное сгорание проявляется у психологов особенно явно в первые годы работы. В сочетании с неадекватной, неуспешной адаптацией на рабочем месте оно может привести к отказу от профессиональной деятельности, к разочарованию в ней.
Профилактика синдрома «сгорания».
Для преодоления и предотвращения явлений профессионального сгорания и профессиональной деформации психологам рекомендуется не замыкаться в рамках своих профессиональных интересов. Необходимо учиться смотреть на свои профессиональные и личные проблемы «со стороны», выходя за рамки непосредственной ситуации, стараться участвовать в различных формах общественной жизни, социальных и культурных мероприятиях. Следует читать не только специальную, но и художественную литературу, больше и интереснее отдыхать, найти себе хобби. Необходимо также при выполнении профессиональных обязанностей в большей степени опираться на профессиональные знания и умения, а не на личностные ресурсы. Особенно начинающему психологу полезно повышать свою квалификацию с помощью различных тренингов. Не стоит стремиться к результатам выше имеющихся на данный момент возможностей. Надо быть готовым к неизбежным неудачам. Важно соблюдать режим труда и отдыха, рационального питания, заниматься спортивными упражнениями, т.е. вести здоровый и активный образ жизни.
Задания по теме 5.
Задание 1. Подготовьте реферат на одну из тем:
- «Проблема профессиональной деформации личности психолога».
- «Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога».
- «Способы предотвращения синдрома «сгорания».
Задание 2. Поразмышляйте над следующими вопросами:
- Какие личные качества (и усилия) позволяют психологу избежать профессиональной деформации?
- Какой образ человека задает психологу ценностное отношение к клиенту? Какой объектное?
- Почему использовать во взаимодействии с новым человеком уже сложившиеся в предшествующем опыте стереотипы и схемы считается непродуктивным? В чем их опасность для психолога и для клиента?
- Почему профессиональной деформации практически не подвержены расчетливые карьеристы или «случайные» в профессии люди?
Задание 3. Ознакомиться с методиками диагностики синдрома «сгорания»: «Синдром эмоционального выгорания» (В. Бойко), «Опросник на «выгорание» MBI» (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
Задание 4. Познакомьтесь с советами М. Беркли - Ален и дополните их своими рекомендациями.
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственником своими личными достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
Контрольные задания по разделу 2.
1. Профессионализация - это...
a) целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается при прекращении такой деятельности;
b) процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, продолжающийся в течение всей жизни;
c) все ответы верны;
d) все ответы неверны.
2. Основными этапами профессионального развития являются:
a) этап роста, этап исследования, этап упрочнения карьеры, этап сохранения достигнутого, этап спада;
b) формирование профессиональных намерений, профессиональная подготовка, профессионализация, мастерство;
c) допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, послепрофессионализм;
d) все ответы верны;
e) верны ответ а и с.
3. Основными составляющими модели специалиста являются:
a) модель деятельности специалиста, модель личности специалиста;
b) профессиограмма, профессионально-должностные требования, квалификационный профиль (знания и умения работника);
c) описание профессиональной деятельности, модель личности специалиста;
d) все ответы правильные;
e) правильного ответа нет.
4. Основными составляющими профессиональной компетентности являются:
a) специальная, социальная, личностная и индивидуальная компетентность;
b) профессиональные знания и умения, личностное развитие и саморазвитие, знание профессиональной этики, саморегуляция и самоорганизация, профессиональное мастерство;
c) управленческая и психолого-педагогическая компетентность;
d) правильного ответа нет.
5 Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает:
a) формирование сложной взаимосвязанной системы имеющихся и новых профессионально важных качеств;
b) опору на имеющиеся у психолога способности и умения;
c) возникновение на основе имеющихся качеств и умений новых, ранее отсутствовавших качеств;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
6. Выделяют следующие индивидуальные стили профессиональной деятельности:
а) стиль, формируемый с учетом требований деятельности, и стиль, сформированный исходя из удобств человека;
b) компромиссный, универсальный, компенсаторный, маскирующий, предопределяющий, корректирующий, творческий, избыточный;
c) все ответы верны;
d) все ответы неверны.
7. В каком из предложенных определений наиболее точно отражено содержание понятия «профессиональное самоопределение»:
a) это длительный процесс, который начинается с появления профессиональных намерений и завершается выходом из трудовой деятельности;
b) это основной выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей и их соответствия содержанию выбираемой профессии;
c) это вхождение и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
8. Профессиональная пригодность может рассматриваться как:
a) гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста;
b) совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им - при наличии специальных знаний - умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда;
c) верны оба определения;
d) все определения неверны.
9. Противопоказаниями к профессии психолог могут быть:
a) любовь к детям, вежливость, сострадательность, толерантность;
b) человеконенавистничество, психическое заболевание, лень, безинициативность, пассивные установки;
c) умение устанавливать контакты с людьми, активная жизненная позиция;
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
10. Профессиональные способности определяются как:
a) качества или навыки, позволяющие человеку заниматься той или иной деятельностью;
b) индивидуально-психологические свойства личности, которые отличают ее от других, отвечают требованиям данной
профессии, являются условием успешного выполнения профессиональной деятельности;
c) гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста;
d) правильного ответа нет.
11. Профессиограмма - это...
a) описанная технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме для решения определенных задач;
b) психологическое описание наиболее желательных психических свойств для успешного выполнения деятельности;
c) объективные и субъективные характеристики труда профессионала;
d) правильного ответа нет.
12. К необходимым личностным качествам специалиста- психолога можно отнести:
a) концентрация и устойчивость внимания, образная и словесно-логическая память, коммуникативные способности, способность к самоконтролю;
b) интерес и уважение к другому человеку, склонность к сопереживанию, любознательность и обучаемость;
c) инициативность, тактичность, терпимость, целеустремленность и настойчивость, оригинальность, находчивость, умение хранить тайну;
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
13. К профессионально значимым свойствам личности психолога не относятся:
a) коммуникативные свойства личности;
b) адекватная Я-концепция;
c) широкий общекультурный кругозор;
d) профессиональное самосознание.
14. В качестве свойств личности, способствующих успеху профессиональной психологической деятельности, не относится:
a) чуткость;
b) внимательность к людям;
c) зависимость от других людей;
d) отождествление себя с людьми.
15. Профессиональное сознание и профессиональная позиция психолога обеспечивают:
а) осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мо-
тивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования;
b) высокий уровень развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения;
c) установление и поддержку контактов с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.
16. Адекватная Я-концепция и система саморегуляции психолога обеспечивают:
a) осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования;
b) высокий уровень развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения;
c) установление и поддержку контактов с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.
17. Среди выделенных Е.Е. Сапоговой характеристик профессионального самосознания психологов отсутствует:
a) дивергентность (гибкость) и интуитивность;
b) диалогичность;
c) эмоциональная устойчивость;
d) воображение и креативность.
18. Профессиональное выгорание в работе с людьми проявляется как:
a) отказ от выполнения профессиональных обязанностей;
b) синдром хронической усталости;
c) состояние психического истощения;
d) неприязнь к людям.
19. Симптомы эмоционального сгорания:
a) активность, интерес к делу;
b) истощение, усталость;
c) отсутствие аппетита или переедание,
d) личностная тревожность;
e) все ответы верны;
f) ответ а, с и d;
g) ответ b и с.
20. Профессиональная деформация личности психолога не может выражаться в следующем явлении:
а) объяснении событий и проблем повседневной жизни преимущественно психологическими причинами;
b) постоянной избыточной, навязчивой самодиагностике, самонаблюдении и рефлексии;
c) ощущении повышенной ответственности за психологическое состояние окружающих в любых повседневных ситуациях;
d) безоценочном мышлении, учете общенаучных норм, базовых психологических законов и многозначности фактов и явлений.
Далее Практическая деятельность психолога
Начало Профессиональное мастерство психолога
Источник: Профессиональное мастерство психолога: Учебно-методический комплекс / Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. - 156 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |