Психолог как личность и профессионал - Профессионально важные качества личности психолога |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |
Страница 3 из 5
|
Рисунок 5 - Профессионально значимые свойства личности психолога
Профессиональное сознание и профессиональная позиция психолога обеспечивают осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мотивационных установок профессионально - личностного самосовершенствования. Адекватная Я-концепция и система саморегуляции являются воплощением высокого уровня развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения. Коммуникативные свойства помогают психологу устанавливать и поддерживать контакты с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.
Профессионально важные качества личности психолога не являются раз и навсегда данными, застывшими образованиями. Они развиваются в процессе профессиональной подготовки психологов в вузе, в ходе последующей профессиональной деятельности, формируются в процессе самовоспитания, работы психолога над собой, повышения профессиональной квалификации, обретения новых форм профессионального опыта.
Задания по теме 3.
Задание. Подберите несколько примеров известных вам (по жизненному опыту, литературе, иным источникам) представителей вашей профессии, успешных в своем деле, хотя и разных по личным качествам (т.е. разных, но равноценных). Сделайте предположения о том, за счет каких личных качеств или приемов работы эти люди успешны на своих местах.
Задание. Рассмотреть психологические требования к личности специалиста, предъявляемые в основных группах профессий по предмету труда (см. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог». - М.: Гардарики, 2004. - с. 38).
Задание. Заполнить пропущенные столбцы в аналитической профессиограмме психолога (Е.М. Иванова).
Задание. Дайте описание психологических особенностей психолога (психолога-практика, психолога-исследователя и преподавателя психологии). В качестве примерной программы описания можно руководствоваться следующими пунктами (можете, если найдете нужным, усовершенствовать их).
1. Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности):
а) преобладающие представления, знания о мире;
б) направленность личности:
— побуждения, обращенные на общественную среду,
— побуждения, обращенные на трудовую деятельность в целом и на ее составляющие,
— побуждения, обращенные на другие, смежные предметные области;
в) отношения к внешнему миру, к людям, к деятельности;
г) отношения к себе, особенности саморегуляции;
д) творческие наклонности (креативность), их проявление, особенности;
е) особенности ума;
ж) оперативные черты индивидуальности (умелость, готовность к действиям, организаторские, исполнительские способности);
з) типичные чувства, их проявления, особенности;
и) особенности осознания родства своей профессии с другими;
к) представления, мнения о способностях, личных качествах, ценных в данной профессии
л) представления, мнения о том, какие личные качества (ценные и нежелательные) данная профессия развивает у людей, какие подавляет;
м) представления, мнения о своем месте в профессиональной общности.
2. Практически значимые особенности профессионала:
а) особенности движений;
б) умения, навыки, действия, обращенные на предметную область труда;
в) умения, навыки, действия, обращенные на область организации производства, взаимодействие с людьми (и воздействие на них);
г) умения, навыки, обращенные на преобразование информации;
д) умения, навыки, обращенные на саморегуляцию (поведения, внутренних состояний, переживаний).
3. Особенности познавательной деятельности:
а) процессы приема информации (внимание, восприятие);
б) процессы переработки текущей информации и принятия решений (представления памяти, воображения, типичные способы, схемы принятия решений);
в) познавательные действия (распознать, следить, отбраковывать, искать причины неполадок в чем-либо, разбираться в необычном и т.п.).
4. Особенности осведомленности, знаний, опыта, общей культуры:
а) области науки, в которых считает важным ориентироваться;
б) собственно профессиональные знания (о своей предметной области, о целях своей деятельности и жизни, о средствах труда и достижения успеха, об условиях своего профессионального развития).
5. Особенности силы переживаний, быстроты их смены.
6. Особенности переживания трудностей, нагрузок в работе.
7. Представления (и отношения), касающиеся телесных качеств, возрастно-половой принадлежности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области (в связи с требованиями профессии).
Задание. Запишите 10 качеств, которые, по вашему мнению, необходимы для успешной профессиональной деятельности психолога. Затем объединиться в подгруппы (3 - 4 человека) и написать общий список из 10 качеств, провести ранжирование этих качеств. Обсудить качества в группе. Работа индивидуально: отметить какие из качеств у вас есть, а над какими еще необходимо работать.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |