На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолог как личность и профессионал - Проблема профессионального «сгорания» в работе психолога
Психолог как личность и профессионал - Проблема профессионального «сгорания» в работе психолога
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолог как личность и профессионал
Профессиональное самоопределение. Профессиональная пригодность и способности
Профессионально важные качества личности психолога
Профессиональная позиция и профессиональное сознание психолога
Проблема профессионального «сгорания» в работе психолога
Все страницы


Тема 5. Проблема профессионального «сгорания» в работе психолога


Понятие, признаки и стадии синдрома «сгорания».


Психолог часто переживает состояние напряжения, негативные эмоции по отношению к процессу и результатам своей профессиональной деятельности, которые приводят к так называемому профессиональному сгоранию (выгоранию). Термин «профессиональное сгорание (выгорание)», введенный американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом, означает состояние психического истощения профессионалов, интенсивно общающихся с клиентами в обстановке эмоциональной напряженности. Этот синдром включает в себя три основные составляющие:
• эмоциональную истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой);
• деперсонализацию (чувство потери себя, отчужденности, социальной безликости; циничное отношение к труду и объектам своего труда);
• недостаток чувства личного достижения (чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней).
Профессиональному сгоранию подвергаются работники социальной сферы: медики, учителя, политики, юристы, социальные работники, психологи и др.
Симптомами профессионального сгорания служат проявления депрессии, негативная Я-концепция, негативное профессиональное самосознание, нежелание работать с людьми, отрицательные психосоматические явления и другие показатели. В целом «сгорание» характеризуется состоянием хронической усталости, эмоционального истощения, опустошенности, появляются трудности концентрации, снижается продуктивность работы, нарушаются отношения с окружающими - отмечается чрезмерная обидчивость, чувствительность к критике, частые конфликты. Если вовремя не помочь себе, описанные симптомы могут усугубляться и проявиться уже на физическом уровне в форме снижения иммунитета к болезням, повышенного травматизма.
Проявления эмоционального выгорания среди консультантов:
- астенизация - чувство постоянной усталости, утомляемости, нервного истощения;
- сниженный фон настроения с легко возникающей тревожностью;
- чувство незавершенности контакта, виновности;
- нарушение режима сна и бодрствования;
- психосоматические реакции, чаще со стороны сердечнососудистой системы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, колебания артериального давления, реже - со стороны желудочно-кишечного тракта, неврологические расстройства, в частности описаны нарушения по типу поясничного радикулита, у консультантов-женщин могут возникнуть нарушения менструального цикла;
- кратковременные психогенные реакции в виде навязчивых представлений, мыслей, сомнений и даже фобий после сложных, эмоционально тяжелых случаев;
- изменение отношения к себе, к своей профессиональной деятельности. Во время работы у консультантов описываются: разочарование в себе как в специалисте; снижение профессиональной самооценки; переживания как профессиональной, так и личной несостоятельности. Изменения по отношению к своей профессиональной деятельности проявляются в форме сомнения в необходимости и полезности своей профессии для общества, ощущения бессмысленности своего труда. Возникают мысли типа: «Это никому не нужно», «Все усилия напрасны», «Работа больше берет, чем дает» и т.д.;
- изменение отношения к клиентам с позитивного на негативное, проявляющееся в том, что клиент начинает вызывать у консультанта раздражение, злость, гнев, брезгливость и др. отсутствовавшие ранее негативные чувства.
Основными факторами, вызывающими профессиональное сгорание, являются чрезмерная рабочая нагрузка и неадекватные межличностные отношения на рабочем месте, однако многочисленные зарубежные исследования данного феномена показывают, что на интенсивность сгорания также влияют многочисленные индивидуальные и более общие, организационные факторы (таблица 7).
Таблица 7 - Факторы, оказывающие влияние на профессиональное сгорание (по В.Е. Орел)

Индивидуальные факторы

Организационные факторы

социально демографические

личностные особенности

условия работы

содержание деятельности

Возраст

Выносливость

Рабочие перегрузки

Число клиентов

Пол

Локус-контроль

Дефицит времени

Острота их проблем

Уровень образования

Самооценка

Продолжительность рабочего дня

Глубина контакта с клиентом

Семейное положение

Нейротизм и экстраверсия

Устройство рабочего места

Участие в принятии решений

Стаж работы

 

 

Наличие обратной связи


Выгорание психолога может быть связано с нездоровой мотивацией выбора профессии. Причинами подобной мотивации могут быть:
- эмоциональные расстройства (отдельные люди выбирают профессию психолога потому, что сами страдают от незаживающей душевной раны);
- подражание кому-либо;
- желание власти (попытка преодолеть чувство страха и беспомощности в собственной жизни через ощущение власти над другими);
- потребность в любви;
- замещение недовольства (неотреагированные агрессивные чувства удобно разряжать в работе с девиантными клиентами);
- одиночество и изолированность (стремление обрести друзей среди клиентов).
Профессиональное сгорание проявляется у психологов особенно явно в первые годы работы. В сочетании с неадекватной, неуспешной адаптацией на рабочем месте оно может привести к отказу от профессиональной деятельности, к разочарованию в ней.
Профилактика синдрома «сгорания».
Для преодоления и предотвращения явлений профессионального сгорания и профессиональной деформации психологам рекомендуется не замыкаться в рамках своих профессиональных интересов. Необходимо учиться смотреть на свои профессиональные и личные проблемы «со стороны», выходя за рамки непосредственной ситуации, стараться участвовать в различных формах общественной жизни, социальных и культурных мероприятиях. Следует читать не только специальную, но и художественную литературу, больше и интереснее отдыхать, найти себе хобби. Необходимо также при выполнении профессиональных обязанностей в большей степени опираться на профессиональные знания и умения, а не на личностные ресурсы. Особенно начинающему психологу полезно повышать свою квалификацию с помощью различных тренингов. Не стоит стремиться к результатам выше имеющихся на данный момент возможностей. Надо быть готовым к неизбежным неудачам. Важно соблюдать режим труда и отдыха, рационального питания, заниматься спортивными упражнениями, т.е. вести здоровый и активный образ жизни.
Задания по теме 5.
Задание 1. Подготовьте реферат на одну из тем:
- «Проблема профессиональной деформации личности психолога».
- «Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога».
- «Способы предотвращения синдрома «сгорания».
Задание 2. Поразмышляйте над следующими вопросами:
- Какие личные качества (и усилия) позволяют психологу избежать профессиональной деформации?
- Какой образ человека задает психологу ценностное отношение к клиенту? Какой объектное?
- Почему использовать во взаимодействии с новым человеком уже сложившиеся в предшествующем опыте стереотипы и схемы считается непродуктивным? В чем их опасность для психолога и для клиента?
- Почему профессиональной деформации практически не подвержены расчетливые карьеристы или «случайные» в профессии люди?
Задание 3. Ознакомиться с методиками диагностики синдрома «сгорания»: «Синдром эмоционального выгорания» (В. Бойко), «Опросник на «выгорание» MBI» (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
Задание 4. Познакомьтесь с советами М. Беркли - Ален и дополните их своими рекомендациями.
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственником своими личными достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.


Контрольные задания по разделу 2.
1. Профессионализация - это...
a) целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается при прекращении такой деятельности;
b) процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, продолжающийся в течение всей жизни;
c) все ответы верны;
d) все ответы неверны.
2. Основными этапами профессионального развития являются:
a) этап роста, этап исследования, этап упрочнения карьеры, этап сохранения достигнутого, этап спада;
b) формирование профессиональных намерений, профессиональная подготовка, профессионализация, мастерство;
c) допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, послепрофессионализм;
d) все ответы верны;
e) верны ответ а и с.
3. Основными составляющими модели специалиста являются:
a) модель деятельности специалиста, модель личности специалиста;
b) профессиограмма, профессионально-должностные требования, квалификационный профиль (знания и умения работника);
c) описание профессиональной деятельности, модель личности специалиста;
d) все ответы правильные;
e) правильного ответа нет.
4. Основными составляющими профессиональной компетентности являются:
a) специальная, социальная, личностная и индивидуальная компетентность;
b) профессиональные знания и умения, личностное развитие и саморазвитие, знание профессиональной этики, саморегуляция и самоорганизация, профессиональное мастерство;
c) управленческая и психолого-педагогическая компетентность;
d) правильного ответа нет.
5 Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает:
a) формирование сложной взаимосвязанной системы имеющихся и новых профессионально важных качеств;
b) опору на имеющиеся у психолога способности и умения;
c) возникновение на основе имеющихся качеств и умений новых, ранее отсутствовавших качеств;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
6. Выделяют следующие индивидуальные стили профессиональной деятельности:
а) стиль, формируемый с учетом требований деятельности, и стиль, сформированный исходя из удобств человека;
b) компромиссный, универсальный, компенсаторный, маскирующий, предопределяющий, корректирующий, творческий, избыточный;
c) все ответы верны;
d) все ответы неверны.
7. В каком из предложенных определений наиболее точно отражено содержание понятия «профессиональное самоопределение»:
a) это длительный процесс, который начинается с появления профессиональных намерений и завершается выходом из трудовой деятельности;
b) это основной выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей и их соответствия содержанию выбираемой профессии;
c) это вхождение и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
8. Профессиональная пригодность может рассматриваться как:
a) гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста;
b) совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им - при наличии специальных знаний - умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда;
c) верны оба определения;
d) все определения неверны.
9. Противопоказаниями к профессии психолог могут быть:
a) любовь к детям, вежливость, сострадательность, толерантность;
b) человеконенавистничество, психическое заболевание, лень, безинициативность, пассивные установки;
c) умение устанавливать контакты с людьми, активная жизненная позиция;
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
10. Профессиональные способности определяются как:
a) качества или навыки, позволяющие человеку заниматься той или иной деятельностью;
b) индивидуально-психологические свойства личности, которые отличают ее от других, отвечают требованиям данной
профессии, являются условием успешного выполнения профессиональной деятельности;
c) гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста;
d) правильного ответа нет.
11. Профессиограмма - это...
a) описанная технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме для решения определенных задач;
b) психологическое описание наиболее желательных психических свойств для успешного выполнения деятельности;
c) объективные и субъективные характеристики труда профессионала;
d) правильного ответа нет.
12. К необходимым личностным качествам специалиста- психолога можно отнести:
a) концентрация и устойчивость внимания, образная и словесно-логическая память, коммуникативные способности, способность к самоконтролю;
b) интерес и уважение к другому человеку, склонность к сопереживанию, любознательность и обучаемость;
c) инициативность, тактичность, терпимость, целеустремленность и настойчивость, оригинальность, находчивость, умение хранить тайну;
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
13. К профессионально значимым свойствам личности психолога не относятся:
a) коммуникативные свойства личности;
b) адекватная Я-концепция;
c) широкий общекультурный кругозор;
d) профессиональное самосознание.
14. В качестве свойств личности, способствующих успеху профессиональной психологической деятельности, не относится:
a) чуткость;
b) внимательность к людям;
c) зависимость от других людей;
d) отождествление себя с людьми.
15. Профессиональное сознание и профессиональная позиция психолога обеспечивают:
а) осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мо-
тивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования;
b) высокий уровень развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения;
c) установление и поддержку контактов с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.
16. Адекватная Я-концепция и система саморегуляции психолога обеспечивают:
a) осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования;
b) высокий уровень развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения;
c) установление и поддержку контактов с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.
17. Среди выделенных Е.Е. Сапоговой характеристик профессионального самосознания психологов отсутствует:
a) дивергентность (гибкость) и интуитивность;
b) диалогичность;
c) эмоциональная устойчивость;
d) воображение и креативность.
18. Профессиональное выгорание в работе с людьми проявляется как:
a) отказ от выполнения профессиональных обязанностей;
b) синдром хронической усталости;
c) состояние психического истощения;
d) неприязнь к людям.
19. Симптомы эмоционального сгорания:
a) активность, интерес к делу;
b) истощение, усталость;
c) отсутствие аппетита или переедание,
d) личностная тревожность;
e) все ответы верны;
f) ответ а, с и d;
g) ответ b и с.
20. Профессиональная деформация личности психолога не может выражаться в следующем явлении:
а) объяснении событий и проблем повседневной жизни преимущественно психологическими причинами;
b) постоянной избыточной, навязчивой самодиагностике, самонаблюдении и рефлексии;
c) ощущении повышенной ответственности за психологическое состояние окружающих в любых повседневных ситуациях;
d) безоценочном мышлении, учете общенаучных норм, базовых психологических законов и многозначности фактов и явлений.

Далее Практическая деятельность психолога

Начало Профессиональное мастерство психолога

 

Источник: Профессиональное мастерство психолога: Учебно-методический комплекс / Ю.Л. Довгая, В.А. Каратерзи. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. - 156 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.