Практическая деятельность психолога - Организация и деятельность психологической службы в сфере образования |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||||||||||||||||||
Страница 2 из 4
|
Рисунок 7 - Объект психологической деятельности
Рассмотрим объекты психологической деятельности в образовательном учреждении подробнее (таблица 8).
Таблица 8 - Объекты психологической деятельности в условиях образовательного учреждения
Объект |
Направ |
Задачи |
Направления психол. работы |
Оптимальные формы работы |
Ребенок и детский коллектив |
Прямые |
Дополнительные задачи (в школе):
|
диагностика детей; коррекция развития детей; |
|
Семья |
Опосредованное
|
|
диагностика родителей; развивающая работа с родителями; консультирование родителей; |
|
Педагогический коллектив и администрация
|
Опосредованное воздействие на ребенка через педагогический коллектив и образовательно- развиви- вающую среду УО (воспитатели, специалисты, педагоги, администрация)
|
|
диагностика членов и руководителя педагогического коллектива;
|
|
Предмет профессиональной деятельности психолога учреждения образования.
Предметом профессиональной деятельности психолога является психическое здоровье детей и школьников.
Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики — медицинскую и психологическую.
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина «психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Существенно, что этим термином обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.
В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности, отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основе так называемых школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли и т. п.).
Научные данные последних лет и анализ опыта практической работы психологов в учреждениях образования свидетельствуют, что основным фактором, предупреждающим различные психические нарушения в развитии ребенка, является полноценное психическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза. Реализация потенциальных возможностей развития детей зависит от создания условий, соответствующих сензитивности возрастного периода.
Почему же психическое развитие ребенка имеет такое значение для его психического здоровья?
Потому что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании и пр. Нарушения в развитии его психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, так как тормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцируют депривационную ситуацию.
Таким образом, основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Нарушения психического здоровья, а следовательно и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза. Поэтому создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службы образования, но не единственной.
Для современной психологии характерно разведение терминов психическое здоровье и психологическое здоровье
Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам и обеспечивается полноценным психическим развитием на всех этапах онтогенеза, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.
Занимаясь умственным, психическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о здоровье и гигиене его тела, подчас забывают о его духовном развитии.
Духовность можно понимать как особое эмоциональнонравственное состояние личности, как такое сознание человека, которое ориентировано на абсолютные ценности — Истину, Красоту, Добро — и пытается реализовать их в предметноцелесообразной деятельности и общении.
Поэтому весьма перспективным является подход к проблеме психологического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности.
Поэтому психологическая служба образования направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.
Психологическое здоровье заключается в том, что человек находит достойное с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени.
Так, для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям (не только в учебной деятельности).
Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры.
Оно предполагает:
- интерес человека к жизни,
- свободу мысли и инициативу,
- увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности,
- активность и самостоятельность,
- ответственность и способность к риску,
- веру в себя и уважение другого,
- разборчивость в средствах достижения цели,
- способность к сильным чувствам и переживаниям,
- осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей,
- творчество в самых разных сферах жизни и деятельности.
Духовность сама собой не рождается. Забота о психологическом здоровье включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
Оборудование кабинета и рабочего места психолога.
Кабинет психологической службы представляет собой специально оборудованное отдельное помещение. Он предназначен для осуществления психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической, организационно-методической, научноисследовательской работы и психологического консультирования. Кабинет психологической службы является основным рабочим местом педагога-психолога. В кабинете могут работать и другие специалисты, привлекаемые педагогом-психологом для решения задач психологической службы.
Кабинет психологической службы должен соответствовать определенным техническим и методическим требованиям (см. Положение о кабинете психологической службы УО).
Кабинет психологической службы должен иметь нетрадиционную форму, создавать уютную атмосферу и вызывать положительные эмоции. Для кабинета лучше всего подойдет реконструированная классная комната, которая делится на функциональные зоны подвижными перегородками.
Для занятий с детьми и подростками в кабинете необходимо мягкое покрытие пола. С учетом задач работы педагога- психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
1) зона ожидания приема представляет собой отдельное небольшое помещение, закрытое от посторонних. В его оформлении рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызвать нежелательных ассоциаций у посетителей;
2) зона первичного приема и беседы с посетителем оснащается: рабочим столом, картотекой с данными о посетителях (детях, учащихся, студентах, педагогах, родителях); закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования;
3) зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковым бра;
4) зона игровой терапии предназначена для детей и приобретает особое значение. Поэтому она должна быть по-особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности;
5) зона снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности.
При выборе помещения для кабинета следует руководствоваться тем, чтобы он был расположен за пределами видимости и пересечения с кабинетами администрации, учительской, чтобы рядом не было спортзала и кабинета музыки, был хорошо звукоизолирован (мягкая обшивка двери), доступен для посетителей.
Задания по теме 2.
Задание 1. В творческих группах (по 4-5 человек) разработать и организовать презентацию модели социальнопедагогической и психологической службы (СППС) следующих учреждений образования:
- учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования;
- учреждение, обеспечивающее получение общего среднего образования (школа, гимназия);
- учреждение, обеспечивающее получение профессиональнотехнического и среднего специального образования;
- учреждение, обеспечивающее получение высшего образования;
- интернатное учреждение;
- социально-педагогическое учреждение (социальнопедагогический центр, детский социальный приют).
Модель СППС должна включать следующие компоненты:
• цель и задачи;
• принципы деятельности службы;
• функции СППС;
• структура службы;
• кадровый состав;
• направления деятельности;
• взаимодействие СППС с другими учреждениями. Задание 2. Составить конспект тезисов по следующим вопросам:
- психологическое просвещение;
- психопрофилактика в работе психолога;
- психодиагностика;
- психокоррекция;
- психологическое консультирование.
В конспекте должны быть отражены основные понятия, цели и задачи каждого из видов деятельности психолога, а также специфика, содержание и формы работы.
Задание 3. Подготовить сообщение по особенностям деятельности психологов разных направлений (психолог- консультант, семейный терапевт, групповой тренер, психоаналитик, трансактный аналитик, арттерапевт, даматерапевт, гештальт- терапевт, бихевиорист, клиент-центрированный психолог, экзистенциальный психолог, кризисный терапевт).
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |