На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Практическая деятельность психолога - Организация и деятельность психологической службы в сфере образования
Практическая деятельность психолога - Организация и деятельность психологической службы в сфере образования
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Практическая деятельность психолога
Организация и деятельность психологической службы в сфере образования
Нормативы профессиональной нагрузки и основные формы документации психологов
Квалификационные требования и критерии оценки деятельности психологов
Все страницы


Тема 2. Организация и деятельность психологической службы в сфере образования

Психологическая служба: определение, цели и задачи.


Анализ деятельности психологической службы за рубежом показал, что научное обоснование и способы практической организации психологической службы образования в каждой стране решаются по-своему. Развитие психологической службы определяется, с одной стороны, теми научными психологическими концепциями, которые существуют в данном обществе, с другой - потребностями и задачами образования, целями воспитания и формирования личности, которые зависят от политических, экономических и других особенностей той или иной страны.
Прежде всего, следует определить понятие психологической службы образования. Существует много разных определений, но единого, общепризнанного нет. Это свидетельствует о сложности самого явления психологической службы образования, которая представляет собой все еще молодую и интенсивно развивающуюся практическую ветвь психологической науки.
Психологическая служба образования - интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.
1. Научный аспект предполагает научное обоснование и разработку психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования.
2. Прикладной аспект предполагает использование работниками образования психологических данных при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построении и реализации программ обучения и воспитания.
3. Практический аспект предполагает психологическую работу непосредственно с детьми, группами и классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем.
4. Организационный аспект включает в себя создание структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех ее звеньев по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышением квалификации практических психологов.
Развитие прикладного, практического и организационного аспектов психологической службы образования целиком и полностью зависит от развития ее научного аспекта, который определяет основную теоретическую базу и формирует природу психологической службы.
Целью психологической службы является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в УО, семье и социальном окружении.


Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования.
♦ реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста;
♦ развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
♦ создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
♦ оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними. 
Таким образом, психологическая служба образования - один из компонентов целостной системы образования страны. Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством — создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.
Объект деятельности психолога учреждения образования.
Ведущее положение в профессиональной деятельности психолога образования занимает прямое взаимодействие с детьми, имеющее различные психологические цели. Основная цель психологической работы в УО — содействие полноценному и своевременному психическому развитию ребенка, обеспечение его психического здоровья и эмоционального благополучия.
Кроме того, психолог осуществляет опосредованное воздействие на детей через лиц, принимающих участие в их развитии, воспитании и образовании (родители и другие члены семьи, воспитатели и педагоги образовательного учреждения).
Таким образом, структура объекта психологической деятельности в условиях образовательного учреждения определяется следующим образом (рисунок 7):
ребенок — основной объект прямых психологических воздействий; семья (родители и все члены семьи в контексте их взаимоотношений) — объект опосредованных психологических воздействий на ребенка; педагогический коллектив (педагоги, специалисты, администрация в контексте педагогического процесса) и детский коллектив (сверстники в контексте детской субкультуры) как социальное окружение — объект опосредованных психологических воздействий на ребенка.

объект проф.деятельности

Рисунок 7 - Объект психологической деятельности


Рассмотрим объекты психологической деятельности в образовательном учреждении подробнее (таблица 8).


Таблица 8 - Объекты психологической деятельности в условиях образовательного учреждения

Объект

Направ
ленность
воздейст
вий

Задачи

Направления психол. работы

Оптимальные формы работы

Ребенок и детский коллектив

Прямые
психоло
гические
воздейст
вия

  1. социализация ребенка (адаптация к УО и группе сверстников, новым правилам, отношениям);
  2. амплификация психического развития ребенка в контексте содержания данного возрастного этапа;
  3. индивидуализация развития ребенка (определение индивидуального варианта развития, формирование индивидуального стиля деятельности и общения);
  4. самоактуализация и личностный рост ребенка;
  5. стабилизация            эмоционально-волевой сферы ребенка;
  6. активизация         познавательных, коммуникативных и рефлексивных способностей ребенка;
  7. оптимизация         межличностных отношений в группе сверстников;
  8. предотвращение психол. отклонений и нарушений у детей.

Дополнительные задачи (в школе):

  1. ранняя профориентация школьников и подростков;
  2. предотвращение психологических и химических зависимостей, психологического подчинения и манипулирования.

диагностика детей; коррекция развития детей;
профилактика нарушений у детей;
развивающая работа           с
детьми; консультирование детей (в школе); просвещение детей (в школе).

  1. индивидуальная работа с ребенком - обследования, игры, занятия, консультации (в школе);
  2. групповая и подгрупповая работа - психологические коррекционные       и
    развивающие занятия,              психологиче
    ские уроки/часы (в школе);
  3. совместная работа ребенка со сверстниками - проектная деятельность

Семья

Опосредованное
психологическое воздействие на ребенка через родителей, др. членов семьи (бабушки, братья и
др.)

 

  1. оптимизация детско-родительских отношений;
  2. определение         индивидуальной стратегии развития и обучения ребенка;
  3. обеспечение         эмоционального комфорта и благополучия ребенка;
  4. предотвращение психологических отклонений и нарушений у ребенка.

диагностика родителей; развивающая работа с родителями; консультирование родителей;
просвещение
родителей.

  1. индивидуальная работа с родителями (обследования, консультации);
  2. групповая работа — психологические тренинги, семинары (родительские клубы), родительские собрания;
  3. совместная работа с родителями и детьми — проектная деятельность.

Педагогический коллектив и администрация

 

Опосредованное воздействие на ребенка через педагогический коллектив и образовательно- развиви- вающую среду УО (воспитатели, специалисты, педагоги, администрация)

 

  • психологизация педагогического процесса УО (стратегии обучения и развития детей);
  • оптимизация педагогического стиля взаимоотношений педагога с детьми;
  • определение индивидуального подхода к детям, нахождение пространства их личностного роста;
  • психологизация стиля управления руководителя УО.

 

диагностика членов и руководителя педагогического коллектива;
развивающая работа с педагогическим коллективом; консультирование педагогического коллектива; просвещение педагогического коллектива.

 

  1. индивидуальная работа с педагогами
  2. обследование, консультации, посещение и анализ занятий (дет.сад), уроков (школа);
  3. групповая работа
  4. психол. тренинги, семинары;
  5. совместная работа с педагогами и администрацией (психологопедагогические консилиумы, педагогические советы);
  6. совместная работа с педагогами и администрацией, детьми и родителями - проектная деятельность

 

Предмет профессиональной деятельности психолога учреждения образования.
Предметом профессиональной деятельности психолога является психическое здоровье детей и школьников.
Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики — медицинскую и психологическую.
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина «психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Существенно, что этим термином обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.
В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности, отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. 
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основе так называемых школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли и т. п.).
Научные данные последних лет и анализ опыта практической работы психологов в учреждениях образования свидетельствуют, что основным фактором, предупреждающим различные психические нарушения в развитии ребенка, является полноценное психическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза. Реализация потенциальных возможностей развития детей зависит от создания условий, соответствующих сензитивности возрастного периода.
Почему же психическое развитие ребенка имеет такое значение для его психического здоровья?
Потому что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании и пр. Нарушения в развитии его психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, так как тормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцируют депривационную ситуацию.
Таким образом, основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Нарушения психического здоровья, а следовательно и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза. Поэтому создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службы образования, но не единственной.
Для современной психологии характерно разведение терминов психическое здоровье и психологическое здоровье
Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам и обеспечивается полноценным психическим развитием на всех этапах онтогенеза, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.
Занимаясь умственным, психическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о здоровье и гигиене его тела, подчас забывают о его духовном развитии.
Духовность можно понимать как особое эмоциональнонравственное состояние личности, как такое сознание человека, которое ориентировано на абсолютные ценности — Истину, Красоту, Добро — и пытается реализовать их в предметноцелесообразной деятельности и общении.
Поэтому весьма перспективным является подход к проблеме психологического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности.
Поэтому психологическая служба образования направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.
Психологическое здоровье заключается в том, что человек находит достойное с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени.
Так, для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям (не только в учебной деятельности).
Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры.
Оно предполагает:
- интерес человека к жизни,
- свободу мысли и инициативу,
- увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности,
- активность и самостоятельность,
- ответственность и способность к риску,
- веру в себя и уважение другого,
- разборчивость в средствах достижения цели,
- способность к сильным чувствам и переживаниям,
- осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей,
- творчество в самых разных сферах жизни и деятельности.
Духовность сама собой не рождается. Забота о психологическом здоровье включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
Оборудование кабинета и рабочего места психолога.
Кабинет психологической службы представляет собой специально оборудованное отдельное помещение. Он предназначен для осуществления психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической, организационно-методической, научноисследовательской работы и психологического консультирования. Кабинет психологической службы является основным рабочим местом педагога-психолога. В кабинете могут работать и другие специалисты, привлекаемые педагогом-психологом для решения задач психологической службы.
Кабинет психологической службы должен соответствовать определенным техническим и методическим требованиям (см. Положение о кабинете психологической службы УО).
Кабинет психологической службы должен иметь нетрадиционную форму, создавать уютную атмосферу и вызывать положительные эмоции. Для кабинета лучше всего подойдет реконструированная классная комната, которая делится на функциональные зоны подвижными перегородками.
Для занятий с детьми и подростками в кабинете необходимо мягкое покрытие пола. С учетом задач работы педагога- психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
1) зона ожидания приема представляет собой отдельное небольшое помещение, закрытое от посторонних. В его оформлении рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызвать нежелательных ассоциаций у посетителей;
2) зона первичного приема и беседы с посетителем оснащается: рабочим столом, картотекой с данными о посетителях (детях, учащихся, студентах, педагогах, родителях); закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования;
3) зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковым бра;
4) зона игровой терапии предназначена для детей и приобретает особое значение. Поэтому она должна быть по-особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности;
5) зона снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности.
При выборе помещения для кабинета следует руководствоваться тем, чтобы он был расположен за пределами видимости и пересечения с кабинетами администрации, учительской, чтобы рядом не было спортзала и кабинета музыки, был хорошо звукоизолирован (мягкая обшивка двери), доступен для посетителей.
Задания по теме 2.
Задание 1. В творческих группах (по 4-5 человек) разработать и организовать презентацию модели социальнопедагогической и психологической службы (СППС) следующих учреждений образования:
- учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования;
- учреждение, обеспечивающее получение общего среднего образования (школа, гимназия);
- учреждение, обеспечивающее получение профессиональнотехнического и среднего специального образования;
- учреждение, обеспечивающее получение высшего образования;
- интернатное учреждение;
- социально-педагогическое учреждение (социальнопедагогический центр, детский социальный приют).
Модель СППС должна включать следующие компоненты:
• цель и задачи;
• принципы деятельности службы;
• функции СППС;
• структура службы;
• кадровый состав;
• направления деятельности;
• взаимодействие СППС с другими учреждениями. Задание 2. Составить конспект тезисов по следующим вопросам:
- психологическое просвещение;
- психопрофилактика в работе психолога;
- психодиагностика;
- психокоррекция;
- психологическое консультирование.
В конспекте должны быть отражены основные понятия, цели и задачи каждого из видов деятельности психолога, а также специфика, содержание и формы работы.
Задание 3. Подготовить сообщение по особенностям деятельности психологов разных направлений (психолог- консультант, семейный терапевт, групповой тренер, психоаналитик, трансактный аналитик, арттерапевт, даматерапевт, гештальт- терапевт, бихевиорист, клиент-центрированный психолог, экзистенциальный психолог, кризисный терапевт).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.