Психология конфликта
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психология конфликта
Практические задания
Все страницы

1. Понятие конфликта, его структура.
2. Стадии протекания конфликта.
3. Предпосылки возникновения конфликта.
4. Типология конфликта.
5. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
6. Общая схема и принципы интегративного разрешения конфликтов.

 

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов людей (межличностный конфликт) или групп (межгрупповой конфликт). Внутри личностный конфликт порожден, как правило, противоречивыми стремлениями человека. Основанием для типологии конфликта выступают: цели участников конфликта, конечный результат конфликта, влияние конфликта на развитие взаимодействия. Так, например, в зависимости от характера влияния выделяют:
• конструктивный (продуктивный) конфликт - позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов, может служить источником саморазвития личности, сплочением группы и т. д.;
• стабилизирующий конфликт - направлен на устранение отклонений от нормы и закрепление норм;
• деструктивный конфликт - ведет к расшатыванию взаимодействий, часто становится независимым от самой причины конфликта, приводит к необратимым процессам, порождает стрессы.
В структуру конфликта входят: 1) конфликтная ситуация; 2) позиции участников (оппонентов); 3) объект конфликта; 4) "инцидент” (пусковой механизм конфликта); 5) развитие конфликта; 6) разрешение конфликта.
В целом, конфликты имеют следующие стадии протекания: 1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
2) переход потенциального конфликта в реальный (осознание конфликта его участниками); 3) конфликтные действия (могут привести к необратимой фазе деструктивного конфликта); 4) снятие или разрешение конфликта.
Среди социально-психологических предпосылок конфликта выделяют: а) различие в потребностях, интересах, целях людей, вступающих во взаимодействия; б) отсутствие понимания между оппонентами, связанные с политическими, социальными, профессиональными, ролевыми и др. Различиями; в) индивидуальные особенности людей (несовместимость темпераментов, неадекватная самооценка, стремление доминировать, негативные установки и т. д.); г) неблагоприятные условия труда; д) нечеткое распределение прав и обязанностей; е) негативные приемы деловых контактов и т. д.


В психологии описаны шесть типов конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный и целенаправленно конфликтный.
1. Конкуренция (соперничество) - стремление к одностороннему выигрышу. Редко приносит долгосрочные результаты, т. к. проигравшая сторона может не поддержать решение, проигнорировать его, отказаться от дальнейшего сотрудничества.
2. Уклонение (избегание) - в случае, если одна из сторон не заинтересована в разрешении конфликта или не может его разрешить. Последствием отсрочки может стать спонтанное снятие конфликта или нарастание внутри личностной напряженности.
3. Приспособление - принесение в жертву собственных интересов в пользу другой стороны в целях сохранения хороших отношений, сотрудничества. Позволяет в дальнейшем вернуться к конфликтной ситуации и разрешить ее за счет уступок.
4. Компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки; поверхностное разрешение конфликта, не всегда приводящее к полному удовлетворению сторон.
5. Сотрудничество (интеграция) - поиск наиболее приемлемого, конструктивного решения, стремление к удовлетворению нужд всех участников конфликта. Наиболее эффективен: делает из оппонентов партнеров, большая вероятность исполнения решений, но требует высоких коммуникативных навыков, личностной зрелости.


Общая схема интегративного разрешения конфликта заключается в следующих последовательных шагах: 1) переформулирование предмета конфликта: переход от позиции участников к действительным интересам; 2) поиск условий совместимости интересов участников; 3) поиск совместимости выдвигаемых условий; 4) выработка согласованного решения, учитывающего интересы сторон и выдвигаемых условий реализации интереса противостоящей стороны.
Основными принципами успешного разрешения конфликта являются следующие: 1) осознание участниками конфликта необходимости решения возникшей проблемы; 2) заинтересованность в сохранении взаимодействия; 3) готовность к признанию позиций оппонента и принятию во внимание интересов друг друга; 4) предвидение потенциального конфликта и своевременная подготовка к нему.


Для разрешения конфликта можно использовать модели арбитража и посредничества.
Арбитраж (третейский суд) - это способ рассмотрения спорных дел, при которых стороны обращаются к арбитру или к третьему лицу, который выслушивает обе стороны, а затем принимает решение спорного вопроса. Эта модель позволяет принимать наиболее быстрые решения, но, как правило, не разрешает конфликтную ситуацию.
Посредник - и в этом его принципиальное отличие от арбитра - не решает конфликтную проблему, но организует процесс ее разрешения самими участниками конфликтной ситуации. Такой подход позитивно влияет на поведение участников, их отношение к принятому решению, а также восстанавливает отношения сторон. Но реализация этой модели требует затрат времени.
Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но оппоненты, зачастую, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
Под технологиями эффективного общения понимают способы, приемы и средства общения, которые в обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.
Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество. При этом важно помнить психологический закон общения, который в упрощенной форме гласит: «Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция - конкуренцию».


Основное же содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии в конечном итоге сводится к соблюдению правил и норм общения, наиболее существенными из них являются следующие:
• Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.
• Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.
• Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.
• В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.
• Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.
• Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.
• Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Когда оппонент находится в состоянии эмоционального возбуждения, ни в коем случае нельзя поддаваться действию психологического закона заражения и входить самому в такое же состояние. Весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он ведет себя так?», «Каковы его мотивы в данном конфликте?», «Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с какой-то другой причиной?» и т. п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, можно достичь целого ряда преимуществ:
1) в критической ситуации заставить активно работать свое сознание и тем самым дополнительно защитить себя от эмоционального взрыва;
2) своим поведением дать возможность оппоненту «выпустить пар»;
3) отвлечься от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть оппонент в возбужденном состоянии;
4) отвечая на вопросы, решить очень важную и сложную задачу - найти причину конфликта, попытаться понять мотивы своего оппонента.


Одним из необходимых условий конструктивного разрешения конфликта является управление эмоциями.
Технологии рационального поведения в конфликте - это совокупность способов психологической коррекции, направленных на обеспечение конструктивного взаимодействия оппонентов на основе самоконтроля эмоций.
Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт.
Визуализация (активное, управляемое воображение) заключается в ярком мысленном представлении, проигрывании, видении себя в определенной ситуации, поступающим, ощущающим себя определенным образом. Например, можно представлять себя говорящим с определенным человеком спокойно, уверенно, без агрессии и раздражения.
Заземление (вариант визуализации)- представление гнева, входящего в себя, а затем спокойно уходящего в землю.
Проецирование и уничтожение гнева - представление своего гнева в форме проекции на некий воображаемый экран. Затем - представление, что мы «стреляем» по этой проекции с помощью воображаемой лучевой пушки. (Это дает выход желанию насильственных действий; с каждым попаданием гнев, раздражение ослабевают и в конечном итоге исчезают вовсе).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.