На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Педагогика: предмет, объект, задачи, методы и дидактические понятия
Педагогика: предмет, объект, задачи, методы и дидактические понятия
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Педагогика: предмет, объект, задачи, методы и дидактические понятия
Особенности дидактики как науки
Современные проблемы образования и пути их разрешения
Все страницы

План
1. Основы педагогики.
2. Основные категории педагогики. Образование как основная категория педагогики.
3. Особенности дидактики как науки.
4. Понятие педагогического процесса, его компоненты.
5. Современные проблемы образования и пути их разрешения.
6. Методология педагогики и методы педагогических исследований.

1. Основы педагогики

Существование общества, его функционирование и развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным опытом предков, обогащало, приумножало и передавало его в более развитом виде своим потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки, называемой педагогикой.
Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.
Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает «детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и вне их. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни — обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.
Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения.
Педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика).
Педагогика — прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, социологии) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.
Педагогика — это самостоятельная дисциплина, имеющая свои объект и предмет изучения. Эта точка зрения является наиболее признаваемой.
Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет — это способ видения объекта с позиции данной науки. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.
Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действительности, которую она изучает. Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретическую, прогностическую, практическую.
Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законом, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.
Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической деятельности (какой, например, будет школа будущего). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.
Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспитательных учреждений. Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности воспитания человека, разрабатывающей учебно-воспитательный процесс в воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагогика. Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела: общие основы педагогики; теория обучения (дидактика); теория воспитания; управление образовательными системами. Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.
Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Дошкольная педагогика — наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым наукам о воспитании. Педагогика взрослых и ан- дрогогика изучает особенности работы со взрослыми и пожилыми людьми.
Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, производственную педагогику. Каждая из этих педагогик имеет свой предмет. К педагогическим дисциплинам относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, педагогическая психология, социология образования.
Существует также специальная педагогика — дефектология. Она исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика — умственно отсталых; логопедия — наука о нарушениях речи и путях их преодоления и предупреждения. Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Такова внутренняя система педагогической науки, возникновение новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.

2. Основные категории педагогики. Образование как основная категория педагогики

Основными категориями педагогики являются развитие, воспитание, образование, обучение.
Воспитание — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них адекватного отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание осуществляется через обучение и организацию жизнедеятельности воспитуемых. Истинное воспитание лишь то, которое предполагает самовоспитание.
Педагогика зародилась в недрах философии. Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Однако как целенаправленный процесс воспитание берет начало с периода разделения труда. Именно с этого времени оно становится содержанием специально организованной деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни и труду. Появляются педагоги, воспитатели, учителя.
Развитие человека — это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.
Обучение — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и обучающихся по передаче и усвоению знаний.
Обычно обучение отождествляют с преподаванием. Обучение — это не только то, что преподаватель дает обучающемуся. Обучение — это то, что обучающийся получает от взаимодействия с учебным заведением в целом, с преподавателями, с обучающимися.
Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, ее умственного развития и общего образования.
Преподавание концентрирует внимание на ходе учебного процесса, т. е. на том, что дается студенту, — содержании учебного процесса (знаниях, умениях, навыках). В обучении внимание сосредоточено на выходе, т. е. на том, что получил студент, причем полученное оценивается обучающимся не столько с точки зрения его содержания или интереса, сколько с точки зрения полезности осуществленного обучения для его настоящей или будущей деятельности.
При преподавании знания приобретаются в ходе изучения учебных дисциплин (теоремы, отдельные теории), а при обучении — в ходе изучения проблем, реально протекающих процессов.
Преподавание отражает взгляд преподавателя на явления и процессы, обучение — взгляд обучаемого. Взгляд преподавателя всегда шире и глубже, это взгляд эксперта. Для взгляда обучаемого характерны прагматичность и фрагментарность. Преподавательский взгляд преимущественно дедуктивный (от общего к частному), студенческий, как правило, индуктивный.
Оба процесса — и преподавание, и обучение — находятся под воздействием групп влияния, отличающихся друг от друга по направленности интересов. Для преподавания это преподаватели и администрация, а для обучения это и студенты, и выпускники, и работодатели, и даже какие-то дополнительные группы, заинтересованные в результатах учебного процесса.
Вот почему в наше время передовые преподаватели вузов стремятся ориентировать учебный процесс преимущественно на обучение. Однако здесь нужен ряд организационных и методических мер: интегрированное обучение в контексте предмета вместо изучения и рассмотрения основных тем, задач, отдельных вопросов, а также перенос центра внимания с поиска правильных ответов на развитие умения решать проблемы. Наиболее комплексным и самым результативным методом обучения при этом является обучение действием, решение реальных задач в реальных либо максимально приближенных к ним условиях.
Образование как педагогическая категория обладает рядом свойств. Рассмотрим некоторые из них.
Целенаправленность. Образование служит цели передачи от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта; созданию условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе, в результате чего достигается определенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Основными целевыми компонентами образования являются усвоение и использование духовного наследия, развитие творческих возможностей личности, установка человека на позитивное созидание.
Функциональность. Образование как социальный институт решает ряд важных задач:
— генерирование, распределение и хранение культуры общества;
— социализация личности и ее интеграция в общество;
— определение статуса личности;
— социальная дифференциация членов общества, благодаря которой обеспечивается как воспроизводство и изменение социальной структуры общества, так и индивидуальная мобильность;
— обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;
— создание социокультурных инноваций, разработка новых идей и теорий, открытий и изобретений;
— осуществление социального контроля.
С педагогических позиций важно понимание двух основных функций образования: прагматической и культурно-гуманистической.
Прагматическая функция состоит в создании условий для реализации потребностей людей в знаниях, которые являются необходимыми для обеспечения жизнедеятельности. Культурно-гуманистическая функция состоит в развитии духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку достойно разрешать разнообразные по степени сложности жизненные проблемы; формировании характера и моральной ответственности человека за принимаемые им решения, совершаемые действия и их последствия в социальной и природной сферах; обеспечении возможностей для личностного роста, самореализации; овладении средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии, счастья.
Системность. Образование — сложная, выражаемая бесконечным разнообразием состояний, поведения и связей, педагогическая система (система — это упорядоченная совокупность компонентов, объединенных общей целью функционирования и образующих некоторое целостное единство). Образование как система имеет свою структуру (компонентный состав и связи между компонентами), которая может быть представлена по разным основаниям: по уровням управления, формам получения образования, типам процессов и т. д. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. В соответствии с этим выделяют формальное образование, получаемое в различных образовательных учреждениях и завершающееся выдачей документов об образовании (диплома, свидетельства, сертификата); неформальное образование, обычно не сопровождается выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или в общественных организациях, клубах, кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером; информальное образование, представляющее собой индивидуальную деятельность, сопровождающую нашу повседневную жизнь и необязательно имеющее целенаправленный характер. Идея непрерывного образования делает информальное и неформальное образование равноправными составляющими образовательного процесса. Важным условием реализации идеи непрерывного образования является активная самостоятельная образовательная деятельность людей всех возрастов.
Образованию присуща процессуальность, т. е. сменяемость одного состояния другим, движение от целей образования к его результатам посредством педагогического взаимодействия его непосредственных участников. Процессуальная сторона образования выражается через понятие «педагогический процесс», которое определяется как «целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменение ребенка в активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей». Образование понимается как более широкое понятие, чем педагогический процесс, так как оно достигается не только вследствие целенаправленного педагогического процесса, но и охватывает изменение личности, происходящее под воздействием других влияний, непреднамеренных воздействий природного социального окружения. Эти влияния воспринимаются и трансформируются воспитанниками без контроля со стороны воспитателей, и поскольку не являются целенаправленными, не могут считаться педагогическими.
Рассмотрим образование с процессуальной точки зрения как совокупность нижеследующих компонентов:
— целевой, представляющий собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования;
— содержательный, выражающийся в содержании образовательной деятельности, направленной на достижение целей образования;
— организационно-деятельностный, характеризующийся уровнями организации образовательной деятельности. На первом уровне — это управление профессиональной деятельностью педагогов. На втором уровне — организация непосредственного взаимодействия педагогов и их воспитанников;
— коммуникативный, определяющий характер эмоциональных отношений между педагогами и их воспитанниками, а также мотивами их деятельности. Кроме того, важен как характер отношений между родителями, между педагогами, так и стиль отношений в педагогическом коллективе, формируемый администрацией учебного заведения;
— контрольно-оценочный, включающий в себя, прежде всего, контроль и оценку педагогами процесса и результата образовательной деятельности. Важной составляющей этого компонента являются самоконтроль и самооценка педагогами своей деятельности и ее результатов;
— аналитический, содержащий выявление педагогических успехов и допущенных ошибок, анализ результативности путем сравнения поставленных образовательных целей с полученными результатами.
Образование в целом становится ключевым фактором профессионального и личного успеха, что объясняется, прежде всего, усложнением социальных требований к человеку, а также универсализацией организационных основ осуществления профессиональной деятельности во всех сферах жизнедеятельности человека, развитием культуры социального взаимодействия, культуры коммуникаций.
Основной путь получения образования — обучение и воспитание. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности (Закон РФ «Об образовании»).
Воспитание — специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства (Закон РФ «Об образовании»). Воспитание — это деятельность, направленная на совершенствование прежде всего эмоционально-волевой сферы личности, на формирование отношений воспитанников к окружающим их людям, предметам и явлениям.
Обучение — целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей (Закон РФ «Об образовании»). Обучение направлено на развитие прежде всего интеллектуальной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Человек получает образование: а) под влиянием направленных воздействий и б) вследствие непреднамеренных, в том числе случайных, влияний (спонтанных, нецеленаправленных воздействий). Совокупность этих двух воздействий и дает в результате образованность как личностный уровень и показатель освоения и воспроизводства индивидуумом человеческой культуры. Воспитатели оказывают на воспитанников влияние, организуют их деятельность, создают условия для выполнения деятельности и проявления самостоятельности. Воспитанники под воздействием воспитателей в соответствии с собственными потребностями, интересами выполняют действия, участвуют в деятельности. На основе эмоционального восприятия окружающего мира, осмысления происходящего и участия в разнообразной деятельности они формируют свои представления о предметах, явлениях, своем месте в природе и обществе, развиваются физически и духовно, постепенно включаются в систему общественных отношений.
Таким образом, в XXI в. концепция образования на протяжении всей жизни приобретает ключевое значение. Оно выходит за рамки традиционного различия между первоначальным образованием и непрерывным образованием. Образование должно постоянно адаптироваться к изменениям в обществе, не пренебрегая при этом передачей достижений основных знаний, плодов человеческого опыта.
Педагогическая деятельность — это особый вид социальной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной общественно полезной деятельности, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическая профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которого является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами. Только для профессионального педагога педагогическая деятельность является основным видом профессиональной деятельности, другие же участники педагогического процесса занимаются педагогической деятельностью наряду с профессиональной и непрофессиональной работой и, следовательно, не всегда осознают свои действия как акты педагогической деятельности. Профессиональный педагог несет ответственность за процесс и результаты своей профессионально- педагогической деятельности не только как гражданин, родитель, но и как профессионал, т. е. человек компетентный. Отсюда целый ряд требований, предъявляемых к педагогу в нормативном порядке. Общество, доверив профессиональным педагогам важнейшее дело — обучение и воспитание детей, наделило их широким спектром прав и обязанностей, что влечет за собой ответственность за их соблюдение. Ответственность как свойство личности характеризуется высокоразвитым умением принимать обоснованные решения, наличием чувства долга, умением предвидеть последствия своих действий и готовность отвечать за них. Осознание личной ответственности за процесс и результат собственной профессиональной деятельности необходимо будущему педагогу уже на первых этапах профессионального становления. Оно создает предпосылки для профессионального саморазвития, для добросовестного и активного овладения профессиональными знаниями,умениями и навыками.
Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется ее субъектами с помощью совокупности педагогических методов, средств, форм обучения и воспитания, педагогической поддержки, создания образовательной среды, реализуемых как разнообразные педагогические технологии решения профессиональных педагогических задач.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие, понимаемое как единство целей и содержания. Деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней.
Профессиональная педагогическая деятельность конкретных педагогов не протекает как идеально правильная. Как и в любой деятельности, в ней наряду с правильным присутствует и ошибочное.
Профессионально-педагогическая ошибка — это непреднамеренное педагогическое действие, приводящее индивидуальную профессиональную деятельность в несоответствие с профессионально- педагогическими нормами и обуславливающее неудачу педагога в достижении ожидаемого педагогического результата. Для успешного осуществления профессиональной педагогической деятельности педагогам необходимо овладевать способностью использовать информацию о профессионально-педагогических ошибках как средство совершенствования педагогического профессионализма.
Основными видами профессионально-педагогической деятельности являются воспитательная работа и преподавание. Воспитательная работа — это вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития. Под преподаванием понимается вид профессиональной деятельности педагога, направленный на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников и являющийся одним из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения.
Содержание педагогической деятельности зафиксировано в стандартах высшего профессионального образования, в квалификационных характеристиках педагогических специальностей, в должностных инструкциях педагогов и составляет совокупность тех обязанностей, реализация которых предполагает осуществление субъектом педагогической деятельности следующих взаимосвязанных функций:
— диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением обучающихся воспитанников и установлением уровня их развития,воспитанности;
— ориентационно-прогностическая функция состоит в определении педагогом стратегических, тактических и оперативных задач на каждом этапе педагогической работы, в прогнозировании ее результатов;
— конструктивно-проектировочная функция предполагает отбор и организацию содержания необходимой информации, которая должна быть усвоена обучающимися, воспитанниками; проектирование деятельности обучающихся, в которой информация может быть усвоена; проектирование собственных будущих деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с детьми;
— организаторская деятельность связана с вовлечением обучающихся воспитанников в намеченное педагогическое взаимодействие и стимулирование их активности;
— информационно-объяснительная функция обусловлена тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Педагог выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как носитель, распространитель и популяризатор научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации;
— коммуникативно-стимулирующая функция связана с тем большим влиянием, которое оказывает на воспитанников личное обаяние педагога, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с детьми доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности. Эта функция реализуется как проявление любви к детям, душевное отношение, теплота и забота о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений педагога с детьми в самом широком смысле этого слова;
— аналитико-оценочная функция заключается в том, что педагог, осуществляя учебно-воспитательный процесс, анализируя ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег и на этой основе вносит необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, ведет поиски путей его совершенствования;
— исследовательско-творческая функция предполагает осмысление и творческое применение педагогической теории в конкретных условиях практики обучения, использование научных методов познания практической педагогической действительности, позволяющее педагогу-практику не только принимать обоснованные практические педагогические решения, но и продуцировать новые оригинальные идеи, в той или иной мере обогащающие педагогическую теорию.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.