На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Закономерности, принципы, направления, методы, формы воспитания 
Закономерности, принципы, направления, методы, формы воспитания 
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Основные термины:
Общие: законы педагогики, педагогические закономерности и принципы, метод, методический прием, учебная деятельность в воспитании.
Воспитательный процесс: общие закономерности воспитательного процесса, принципы воспитания, педагогическая система воспитания, подходы к воспитанию (личностно ориентированный, системный, деятельностный), цель воспитания, воспитательная среда.
Направления воспитания: гражданское (идеологическое), нравственное, правовое,     трудовое,    культурно-эстетическое,     физическое,     санитарно- гигиеническое.
Обучение: принципы обучения (сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности), методы обучения: рассказ, беседа, дискуссия, игра, практическая работа, видеометод.
Группы методов педагогического воздействия: методы формирования сознания, методы организации деятельности и формирования опыта, методы стимулирования, методы контроля и коррекции поведения.

Формы воспитательного взаимодействия: индивидуальные, групповые и массовые.
Задачи для обучающихся:

  1. Систематизируйте теоретические сведения  о воспитательном процессе  и его месте в целостном педагогическом процессе.
  2. Сформулируйте свое понимание направлений воспитания.
  3. Уточните следующие методические категории: метод, методический прием, средства воспитания, технологии воспитания.
  4. Сформируйте общее  представление о  существующих  в педагогике группах методов педагогического взаимодействия.
  5. Уточните, каким образом может быть использовано теоретическое знание о методах, приемах и формах педагогического / воспитательного воздействия в практической деятельности специалиста гражданско-правового профиля.
  6. Примените     изученную     информацию     для     решения     практико-ориентированных педагогических задач.

Рекомендованная литература для изучения:
Базовые учебники:
1.  Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – 432с.

Дополнительная литература:

  1. Новиков А. М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.
  2. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 576 с.
  3. Педагогика: Учебное пособие / Сластенин В.А. и др. – М.: Школа Пресс, 2000.
  4. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учебник: В 2 книгах. – Книга 1. – М.: Владос, 2001.
  5. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учебник: В 2 книгах. – Книга 2. М.: Владос, 2001.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Контрольные вопросы по изученной теме

  1. Какие педагогические законы вам знакомы? В чем их суть?
  2. Какие закономерности воспитательного процесса и принципы воспитания необходимо учитывать в процессе планирования и реализации воспитательных мероприятий?
  3. Какой из указанных в основных терминах подходов к воспитанию (личностно ориентированный, системный, деятельностный) на ваш взгляд наиболее соответствует специфике юридической практики? Обоснуйте свой ответ.
  4. Что такое «педагогическая система воспитания»? Какие системы вам известны и в чем их суть?
  5. Перечислите основные элементы структуры воспитательного процесса. Дайте общую характеристику выявленных элементов.
  6. Сформулируйте главную цель воспитания.
  7. Что является результатом воспитания?
  8. Дайте краткую характеристику сути гражданского воспитания.
  9. Дайте краткую характеристику сути нравственного воспитания.
  10. Дайте краткую характеристику сути правового воспитания.
  11. Дайте краткую характеристику сути трудового воспитания.
  12. Дайте   краткую   характеристику   сути   культурно-эстетического   воспитания.
  13. Дайте краткую характеристику сути физического воспитания.
  14. Дайте краткую характеристику сути санитарно-гигиенического воспитания.
  15. Что понимают под методами воспитания?
  16. Как  оценивают  эффективность  методов  воспитания?  От  чего  зависит их выбор?
  17. Как   вы   считаете,   существуют   ли   универсальные   методы   и   средства воспитания? Обоснуйте свой ответ.
  18. Что используют в качестве воспитательных средств?
  19. Что подразумевается под «формами воспитательной работы»?
  20. Что   такое   «методика»   и   «технология»   воспитания,   что   между   ними общего и в чем различие?
  21. Какие  формы  воспитательной  работы  вам  известны?  Какова  цель  их применения?

Практические задания по изученному тематическому разделу

Задание № 1. Прочитайте § 2 «Законы педагогики» (Новиков А. М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – С. 26-33.) учебного пособия Новикова А.М. «Основания педагогики» и составьте письменную аннотацию к прочитанному.
Задание № 2. Составьте опорный конспект (тезисы), в которых раскрываются общие закономерности воспитательного процесса и принципы воспитания.

Источник информации:

  1. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 576 с.
  2. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Задание № 3. На основании изученной вами информации из предложенного списка учебной литературы составьте словесную паутину, центральным понятием которой является «воспитательный процесс».
Задание № 4. На основании изученного материала по теме «Методы воспитания» заполните таблицу (см. таб. 19), в которой необходимо записать известные в науке методы по группам.

Таблица 19
Группы методов воспитания

Методы

Методы

Методы

Методы

Методы

формирования

организации

стимулирования

контроля

коррекции

сознания

деятельности и
формирования
опыта

 

 

 

Задание № 5. Используя учебную информацию различных пособий, заполните системную таблицу характеристик методов формирования сознания (см. табл. 20).

Таблица 20
Методы формирования сознания

Метод

Цель применения

Формы применения

Виды

Условия эффективности использования

Убеждение

 

 

-

 

Внушение

 

-

 

 

Пример

 

-

 

 

Педагогическое требование

 

-

 

 

Задание № 6. Заполните сопоставительную таблицу (см. табл. 21) по теме «Методы стимулирования». Ваша задача внимательно прочитать учебный материал по двум методам стимулирования (поощрение и наказание), который представлен в различных источниках рекомендованной для ознакомления литературы. В процессе заполнения таблицы вам понадобится как фактический материал, так и собственное рассуждение о границах применимости данных методов.

Таблица 21
Методы стимулирования

Сравниваемые позиции

Поощрение

Наказание

Цель применения

 

 

Формы

 

 

Плюсы метода

 

 

Минусы метода

 

 

Условия, повышающие эффективность использования метода

 

 

Условия, снижающие эффективность использования метода

 

 

Задание № 7. Прочитайте предлагаемый ниже отрывок о методических приемах воспитания и ответьте на вопросы.
Вопросы:

  1. Соотнесите каждый из предложенных приемов с методом педагогического воздействия / взаимодействия. Обоснуйте свой выбор.
  2. Какие из приведенных приемов могут быть использованы в профессиональной деятельности юриста? Каким образом?

Приемы воспитания

Приемы воспитания - это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом.
Существуют различные классификации приемов воспитания. В основу предлагаемого варианта положены способы, с помощью которых педагог добивается изменений в отношениях с учениками и окружающими.
Сюда можно отнести следующие приемы.

  1. «Эстафета». Педагог организует деятельность так, чтобы в ее ходе взаимодействовали учащиеся из разных групп.
  2. «Взаимопомощь». Деятельность организуется таким образом, чтобы от помощи детей друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
  3. «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого из них. При этом его оценка должна быть объективной и опираться на конкретные факты.
  4. «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится довести до сознания детей, что мнение большинства не всегда правильно. Начать такой разговор можно с анализа того, как часто ошибается зал, подсказывая ответ игроку во время телеигры «Кто хочет стать миллионером?».
  5. «Истории о себе». Этот прием используется, когда педагог хочет, чтобы дети получили больше информации друг о друге и лучше понимали друг друга. Каждый может сочинить историю о себе и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.
  6. «Общаться по правилам». На период выполнения творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся и определяющие, в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение товарищей. Подобные предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
  7. «Общее мнение». Учащиеся высказываются на тему отношений с различными группами людей по цепочке: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие в обсуждении каждого ученика) переходят к аналитическим, а затем - к проблемным высказываниям через введение соответствующих ограничений (требований).
  8. «Коррекция позиции». Этот прием предполагает тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание об аналогичных ситуациях, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).
  9. «Справедливое распределение». Данный прием предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим к ситуации «задавленной» инициативы, когда агрессивные выступления и атаки одних детей гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь -добиться сбалансированного распределения инициативы между представителями всех групп учащихся.
  10. «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом на разных этапах выполнения задания педагога.

Вторая группа приемов связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме. В рамках проведения такого диалога могут быть использованы следующие приемы:

  1. «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.
  2. «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом косвенно ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
  3. «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.
  4. «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
  5. «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Задание № 8. Составьте словесную паутину для следующих направлений
воспитания:
а) гражданское;                б) нравственное;               в) правовое;
г) трудовое;                       д) культурно-эстетическое


В ваших паутинках должно быть отражено:

  1. содержание воспитания;
  2. пути и средства воспитания.

Задание № 9. Изучив материал о средствах воспитания, продумайте и запишите идеи о том, какие воспитательные средства могут быть у юриста в работе со следующими категориями граждан:
а) несовершеннолетние с девиантным поведением;
б)  подозреваемый в совершении административного правонарушения (можете уточнить, какого рода правонарушение вы рассматриваете);
в)  обвиняемый в совершении какого-либо противоправного действия (можете уточнить, статью Уголовного кодекса по своему усмотрению, по которому подозреваемому предъявлено обвинение).
Помимо перечисления педагогических средств предоставьте краткое пояснение их действенности в данных ситуациях.

Задание № 10. Прочитайте описание следующей педагогической ситуации и определите, какие методы и приемы педагогического воздействия использованы педагогами, помогут ли избранные ими методы разрешить создавшуюся проблему. Обоснуйте свой ответ.
Ситуация. «Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи,
в ответ – молчание.»
Ответ педагога 1: «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий».
Ответ педагога 2: «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию. Подчеркну, что любое несоблюдение правил и норм приводит к трудностям, что таким необдуманным шагом они испортили свои отношения с учителями и что об этом тоже надо думать. Обязательно предложу выработать совместное решение по разрешению сложившейся ситуации. В качестве одного из способов предложу выбрать делегатов, которые пойдут договариваться к учителю об отработке сорванного урока».



Задание № 11. Прочитайте следующие педагогические ситуации и постарайтесь самостоятельно найти способы их разрешения. Запишите свои мысли по этому поводу.

Для выполнения задания воспользуйтесь алгоритмом решения педагогических задач.


Алгоритм решения педагогической задачи 
1. Выдвижение гипотезы:

  1. выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания;
  2. прогнозирование их результативности;
  3. рассмотрение различных вариантов действий педагога.

2. Выбор оптимального варианта действий педагога:

  1. выбор методов педагогического воздействия;
  2. определение соответствующих методических приемов;
  3. выбор организационных форм;
  4. подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.

3. Детализация:
-   продумывание оперативной структуры действий педагога (последовательности педагогических действий).


4. Анализ предполагаемых результатов:
-   характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.


Ситуация 1. В самом начале работы с клиентом или уже после того, как вы провели с ним беседу о сути его затруднений, он заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как юрист, сможете мне чем-то помочь». Каковы ваши дальнейшие действия для разрешения возникшей проблемы?
Ситуация 2. Ваш клиент разочарован своими успехами по разрешению имеющегося у него конфликта с родственниками, которые претендуют на его жилплощадь. Клиент сомневается в возможностях добиться положительного результата для себя даже с помощью вас и говорит: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь доказать, что мои родственники не имеют никаких оснований претендовать на мою квартиру?» Что должны вы на это ему ответить как юрист и как педагог?
Ситуация 3. Ваш клиент проявляет типичные признаки демонстративного психотипа. С одной стороны, он хочет выиграть иск о взыскании с бывшей супруги алиментов по причине его нетрудоспособности, с другой - каждый раз демонстрирует вам свое пренебрежение как к специалисту (он не воспринимает, отторгает ваши предложения, но и взамен ничего не предлагает). Каковы ваши действия?
Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики: практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.