Основные термины: Общие: законы педагогики, педагогические закономерности и принципы, метод, методический прием, учебная деятельность в воспитании. Воспитательный процесс: общие закономерности воспитательного процесса, принципы воспитания, педагогическая система воспитания, подходы к воспитанию (личностно ориентированный, системный, деятельностный), цель воспитания, воспитательная среда. Направления воспитания: гражданское (идеологическое), нравственное, правовое, трудовое, культурно-эстетическое, физическое, санитарно- гигиеническое. Обучение: принципы обучения (сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности), методы обучения: рассказ, беседа, дискуссия, игра, практическая работа, видеометод. Группы методов педагогического воздействия: методы формирования сознания, методы организации деятельности и формирования опыта, методы стимулирования, методы контроля и коррекции поведения.
Формы воспитательного взаимодействия: индивидуальные, групповые и массовые. Задачи для обучающихся:
- Систематизируйте теоретические сведения о воспитательном процессе и его месте в целостном педагогическом процессе.
- Сформулируйте свое понимание направлений воспитания.
- Уточните следующие методические категории: метод, методический прием, средства воспитания, технологии воспитания.
- Сформируйте общее представление о существующих в педагогике группах методов педагогического взаимодействия.
- Уточните, каким образом может быть использовано теоретическое знание о методах, приемах и формах педагогического / воспитательного воздействия в практической деятельности специалиста гражданско-правового профиля.
- Примените изученную информацию для решения практико-ориентированных педагогических задач.
Рекомендованная литература для изучения: Базовые учебники: 1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – 432с. Дополнительная литература:
- Новиков А. М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.
- Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 576 с.
- Педагогика: Учебное пособие / Сластенин В.А. и др. – М.: Школа Пресс, 2000.
- Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учебник: В 2 книгах. – Книга 1. – М.: Владос, 2001.
- Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учебник: В 2 книгах. – Книга 2. М.: Владос, 2001.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
Контрольные вопросы по изученной теме
- Какие педагогические законы вам знакомы? В чем их суть?
- Какие закономерности воспитательного процесса и принципы воспитания необходимо учитывать в процессе планирования и реализации воспитательных мероприятий?
- Какой из указанных в основных терминах подходов к воспитанию (личностно ориентированный, системный, деятельностный) на ваш взгляд наиболее соответствует специфике юридической практики? Обоснуйте свой ответ.
- Что такое «педагогическая система воспитания»? Какие системы вам известны и в чем их суть?
- Перечислите основные элементы структуры воспитательного процесса. Дайте общую характеристику выявленных элементов.
- Сформулируйте главную цель воспитания.
- Что является результатом воспитания?
- Дайте краткую характеристику сути гражданского воспитания.
- Дайте краткую характеристику сути нравственного воспитания.
- Дайте краткую характеристику сути правового воспитания.
- Дайте краткую характеристику сути трудового воспитания.
- Дайте краткую характеристику сути культурно-эстетического воспитания.
- Дайте краткую характеристику сути физического воспитания.
- Дайте краткую характеристику сути санитарно-гигиенического воспитания.
- Что понимают под методами воспитания?
- Как оценивают эффективность методов воспитания? От чего зависит их выбор?
- Как вы считаете, существуют ли универсальные методы и средства воспитания? Обоснуйте свой ответ.
- Что используют в качестве воспитательных средств?
- Что подразумевается под «формами воспитательной работы»?
- Что такое «методика» и «технология» воспитания, что между ними общего и в чем различие?
- Какие формы воспитательной работы вам известны? Какова цель их применения?
Практические задания по изученному тематическому разделу
Задание № 1. Прочитайте § 2 «Законы педагогики» (Новиков А. М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – С. 26-33.) учебного пособия Новикова А.М. «Основания педагогики» и составьте письменную аннотацию к прочитанному. Задание № 2. Составьте опорный конспект (тезисы), в которых раскрываются общие закономерности воспитательного процесса и принципы воспитания. Источник информации:
- Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 576 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
Задание № 3. На основании изученной вами информации из предложенного списка учебной литературы составьте словесную паутину, центральным понятием которой является «воспитательный процесс». Задание № 4. На основании изученного материала по теме «Методы воспитания» заполните таблицу (см. таб. 19), в которой необходимо записать известные в науке методы по группам.
Таблица 19 Группы методов воспитания
Методы
|
Методы
|
Методы
|
Методы
|
Методы
|
формирования
|
организации
|
стимулирования
|
контроля
|
коррекции
|
сознания
|
деятельности и формирования опыта
|
|
|
|
Задание № 5. Используя учебную информацию различных пособий, заполните системную таблицу характеристик методов формирования сознания (см. табл. 20). Таблица 20 Методы формирования сознания
Метод
|
Цель применения
|
Формы применения
|
Виды
|
Условия эффективности использования
|
Убеждение
|
|
|
-
|
|
Внушение
|
|
-
|
|
|
Пример
|
|
-
|
|
|
Педагогическое требование
|
|
-
|
|
|
Задание № 6. Заполните сопоставительную таблицу (см. табл. 21) по теме «Методы стимулирования». Ваша задача внимательно прочитать учебный материал по двум методам стимулирования (поощрение и наказание), который представлен в различных источниках рекомендованной для ознакомления литературы. В процессе заполнения таблицы вам понадобится как фактический материал, так и собственное рассуждение о границах применимости данных методов. Таблица 21 Методы стимулирования
Сравниваемые позиции
|
Поощрение
|
Наказание
|
Цель применения
|
|
|
Формы
|
|
|
Плюсы метода
|
|
|
Минусы метода
|
|
|
Условия, повышающие эффективность использования метода
|
|
|
Условия, снижающие эффективность использования метода
|
|
|
Задание № 7. Прочитайте предлагаемый ниже отрывок о методических приемах воспитания и ответьте на вопросы. Вопросы:
- Соотнесите каждый из предложенных приемов с методом педагогического воздействия / взаимодействия. Обоснуйте свой выбор.
- Какие из приведенных приемов могут быть использованы в профессиональной деятельности юриста? Каким образом?
Приемы воспитания
Приемы воспитания - это составная часть методов воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. В результате этих воздействий активизируются резервные возможности воспитанника, и он начинает действовать определенным образом. Существуют различные классификации приемов воспитания. В основу предлагаемого варианта положены способы, с помощью которых педагог добивается изменений в отношениях с учениками и окружающими. Сюда можно отнести следующие приемы.
- «Эстафета». Педагог организует деятельность так, чтобы в ее ходе взаимодействовали учащиеся из разных групп.
- «Взаимопомощь». Деятельность организуется таким образом, чтобы от помощи детей друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
- «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого из них. При этом его оценка должна быть объективной и опираться на конкретные факты.
- «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится довести до сознания детей, что мнение большинства не всегда правильно. Начать такой разговор можно с анализа того, как часто ошибается зал, подсказывая ответ игроку во время телеигры «Кто хочет стать миллионером?».
- «Истории о себе». Этот прием используется, когда педагог хочет, чтобы дети получили больше информации друг о друге и лучше понимали друг друга. Каждый может сочинить историю о себе и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.
- «Общаться по правилам». На период выполнения творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся и определяющие, в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение товарищей. Подобные предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
- «Общее мнение». Учащиеся высказываются на тему отношений с различными группами людей по цепочке: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие в обсуждении каждого ученика) переходят к аналитическим, а затем - к проблемным высказываниям через введение соответствующих ограничений (требований).
- «Коррекция позиции». Этот прием предполагает тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание об аналогичных ситуациях, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).
- «Справедливое распределение». Данный прием предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим к ситуации «задавленной» инициативы, когда агрессивные выступления и атаки одних детей гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь -добиться сбалансированного распределения инициативы между представителями всех групп учащихся.
- «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом на разных этапах выполнения задания педагога.
Вторая группа приемов связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме. В рамках проведения такого диалога могут быть использованы следующие приемы:
- «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.
- «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом косвенно ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
- «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.
- «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
- «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Задание № 8. Составьте словесную паутину для следующих направлений воспитания: а) гражданское; б) нравственное; в) правовое; г) трудовое; д) культурно-эстетическое
В ваших паутинках должно быть отражено:
- содержание воспитания;
- пути и средства воспитания.
Задание № 9. Изучив материал о средствах воспитания, продумайте и запишите идеи о том, какие воспитательные средства могут быть у юриста в работе со следующими категориями граждан: а) несовершеннолетние с девиантным поведением; б) подозреваемый в совершении административного правонарушения (можете уточнить, какого рода правонарушение вы рассматриваете); в) обвиняемый в совершении какого-либо противоправного действия (можете уточнить, статью Уголовного кодекса по своему усмотрению, по которому подозреваемому предъявлено обвинение). Помимо перечисления педагогических средств предоставьте краткое пояснение их действенности в данных ситуациях. Задание № 10. Прочитайте описание следующей педагогической ситуации и определите, какие методы и приемы педагогического воздействия использованы педагогами, помогут ли избранные ими методы разрешить создавшуюся проблему. Обоснуйте свой ответ. Ситуация. «Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.» Ответ педагога 1: «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий». Ответ педагога 2: «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию. Подчеркну, что любое несоблюдение правил и норм приводит к трудностям, что таким необдуманным шагом они испортили свои отношения с учителями и что об этом тоже надо думать. Обязательно предложу выработать совместное решение по разрешению сложившейся ситуации. В качестве одного из способов предложу выбрать делегатов, которые пойдут договариваться к учителю об отработке сорванного урока».
Задание № 11. Прочитайте следующие педагогические ситуации и постарайтесь самостоятельно найти способы их разрешения. Запишите свои мысли по этому поводу.
Для выполнения задания воспользуйтесь алгоритмом решения педагогических задач.
Алгоритм решения педагогической задачи 1. Выдвижение гипотезы:
- выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания;
- прогнозирование их результативности;
- рассмотрение различных вариантов действий педагога.
2. Выбор оптимального варианта действий педагога:
- выбор методов педагогического воздействия;
- определение соответствующих методических приемов;
- выбор организационных форм;
- подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.
3. Детализация: - продумывание оперативной структуры действий педагога (последовательности педагогических действий).
4. Анализ предполагаемых результатов: - характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.
Ситуация 1. В самом начале работы с клиентом или уже после того, как вы провели с ним беседу о сути его затруднений, он заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как юрист, сможете мне чем-то помочь». Каковы ваши дальнейшие действия для разрешения возникшей проблемы? Ситуация 2. Ваш клиент разочарован своими успехами по разрешению имеющегося у него конфликта с родственниками, которые претендуют на его жилплощадь. Клиент сомневается в возможностях добиться положительного результата для себя даже с помощью вас и говорит: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь доказать, что мои родственники не имеют никаких оснований претендовать на мою квартиру?» Что должны вы на это ему ответить как юрист и как педагог? Ситуация 3. Ваш клиент проявляет типичные признаки демонстративного психотипа. С одной стороны, он хочет выиграть иск о взыскании с бывшей супруги алиментов по причине его нетрудоспособности, с другой - каждый раз демонстрирует вам свое пренебрежение как к специалисту (он не воспринимает, отторгает ваши предложения, но и взамен ничего не предлагает). Каковы ваши действия? Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики: практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с.
|