На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Становление, развитие теории и практики воспитания 
Становление, развитие теории и практики воспитания 
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Основные термины:
Общие: педагогическая проблема, педагогическая задача, функциональная задача воспитателя, педагогическая ситуация.
Педагогические технологии: технология поощрения и наказания, режимных требований, технология коллективной символики и традиций, технология «взрыва», технология «сводных отрядов», технология подбора и расстановки актива, технология статусно-ролевой стратификации.


Теория коллектива: группы (номинальные, кооперативные, коллектив), первичный коллектив, постоянные и временные виды коллективов, динамика развития детского коллектива, этапы развития коллектива (конгломерат, ассоциация, кооперация, автономия, коллектив), коллективистские и межличностные отношения, закон параллельного действия.


Педагогическое мастерство воспитателя: профессиональные функции педагога / воспитателя, виды педагогической деятельности, тип (стили) общения, стили руководства воспитателя, педагогические умения, компетенции.

Задачи для обучающихся:

  • Сформируйте общее представление о педагогическом процессе, его структурных элементах, этапах анализа педагогических ситуаций и алгоритме решения педагогических задач.
  • Систематизируйте теоретические сведения о слагаемых профессиональной компетентности педагога.
  • Сформулируйте свое понимание роли стилей руководства коллективом воспитанников и типов педагогического общения педагога в построении эффективной педагогической системы работы.
  • Уточните основные характеристики и воспитательный потенциал коллектива.
  • Уясните для себя суть педагогических технологий работы с коллективом, предложенные А.С. Макаренко.
  • Уточните, каким образом может быть использовано теоретическое знание о педагогическом процессе и педагогических технологиях работы с коллективом в практической деятельности специалиста гражданско-правового профиля.
  • Примените     изученную     информацию     для     решения     практико-ориентированных педагогических задач.

Рекомендованная литература для изучения:
Базовые учебники:
1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – 432с.

Дополнительная литература:

  • Аникеева. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983.
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1992.
  • Ковалев. С.М. Воспитание и самовоспитание. – М., 1986.
  • Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 576 с.
  • Педагогика: Учебное пособие / Сластенин В.А. и др. – М.: Школа Пресс, 2000.
  • Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учебник: В 2 книгах. – Книга 1. – М.: Владос, 2001.
  • Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учебник: В 2 книгах. – Книга 2. М.: Владос, 2001.
  • Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под. ред. Парыгина. Б.Д. – Ленинград, 1986.
  • Рувинский. Л.И. Психология самовоспитания. – М., 1982.

Контрольные вопросы по изученной теме

  • Что такое педагогическая деятельность и каковы ее структурные элементы?
  • Дайте характеристику основным видам педагогической деятельности.
  • Чем отличается педагогическая задача от педагогической ситуации?
  • Что понимается под педагогическим общением?
  • Какова роль педагогического общения в развитии позитивной «Я-концепции»?
  • Как влияют различные стили руководства на эффективность педагогической деятельности?
  • Что такое «коллектив»? Какие виды коллективов выделяются?
  • Перечислите пути и способы формирования коллектива, предложенные А.С. Макаренко.
  • Какие субъективные и объективные факторы позволяют рассматривать коллектив в качестве средства воспитания?

10. Какие виды педагогической деятельности присущи воспитателю /педагогу?
11. Дайте краткую характеристику профессиональных функций педагога.
12. Что такое «педагогическая направленность»? Каким образом она может формироваться?
13. Какими профессионально значимыми качествами должен обладать педагог? Чем обоснован выбор предложенных вами качеств?
14. Перечислите типичные ролевые педагогические позиции. В чем их суть?
15. В чем проявляется мастерство педагога / воспитателя?
16. Раскройте суть следующих педагогических технологий: технология поощрения   и   наказания,   режимных   требований,   технология   коллективной символики и традиций, технология «взрыва», технология «сводных отрядов», технология подбора и расстановки актива, технология статусно-ролевой стратификации.


Практические задания по изученному тематическому разделу
Задание № 1. Составьте мини толковый словарь по теме «Педагогический процесс и его структурные компоненты» с опорой на прочитанные источники информации.
Задание № 2. Прочитайте главу 3 «Профессионально-педагогическая культура учителя»26 составьте к ней письменную аннотацию.
Задание № 3. Прочитайте § 5 «Стили педагогического общения и их технологическая характеристика» из учебника «Педагогика» авторского коллектива В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов 27 и составьте краткую характеристику существующих типов общения в науке на настоящий момент (табл. 22). Данная информация позволит выполнить практико-ориентированные задачи (см. задание № 7).
Таблица 22
Типы (стили) общения

Основания для выделения типов общения

Наименование типа общения

Краткая характеристика типа

Общепринятые

Авторитарный

 

Демократический

 

Попустительский

 

Воспитательные силы стиля общения

Эмоциональный

 

Деловой

 

Направляющий

 

Требовательный

 

Побуждающий

 

Принуждающий

 

Общение, основанное на
увлеченности совместной
творческой деятельностью
педагогов и учащихся

Дружеское расположение

 

Общение-дистанция

 

Общение-устрашение

 

Общение-заигрывание

 

Задание № 4. Прочитайте параграф 21.2. «Профессиональные педагогические умения “прикосновения к личности”»28  и  составьте перечень коммуникативных клише, которыми должен пользоваться для установления контакта с воспитанниками и эффективного управления коллективом. Запись клише можно оформить в виде таблицы (см. табл. 23). Отдельным списком выпишите, какие клише или обороты речи не следует использовать и почему.


26   См. Педагогика: Учебное пособие / Сластенин В.А. и др. – М.: Школа Пресс, 2000.
27   См. Педагогика: Учебное пособие / Сластенин В.А. и др. – М.: Школа Пресс, 2000. – Глава 20.
28     См.    Педагогика:    учебник    для    студентов    педагогических    вузов    и    педагогических    колледжей    /    Под    ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 576 с.

Таблица 23
Коммуникативные умения педагога

Коммуникативные клише

Ситуации использования

Педагогическая цель

Ты такой …, с тобою всем приятно …

Положительное подкрепление: признание особенности человека как
личности от имени всех присутствующих

Укрепление уверенности
воспитанника в своих силах, повышение авторитета человека в группе

 

Задание № 5. Составьте словесную паутину к понятию «коллектив» (с педагогической точки зрения).
Задание № 6. Прочитайте описания следующих педагогических ситуаций и сформулируйте, какая педагогическая проблема в них заключена и какая педагогическая задача стоит перед воспитателем.
Для выполнения задания воспользуйтесь алгоритмом анализа педагогических ситуаций.

Алгоритм анализа педагогической ситуации


1. Характеристика педагогической системы:

  • назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие;
  • дайте оценку уровня развития педагогической системы;
  • каковы особенности воспитательного (учебно-воспитательного) процесса в этой системе?

2. Выявление объектов и субъектов воспитания:

  • определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную);
  • дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.

3. Характеристика взаимоотношений субъектов:

  • определите стили отношений, руководства, типа общения педагога;
  • дайте характеристику особенностей межличностных отношений в коллективе;
  • оцените особенности взаимодействия педагога с коллективом.

4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач:
- сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе;

  • определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации;
  • конкретизируйте задачу, которую следует решить.

Ситуация 130. Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников (Сергей, 15лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности.
Ситуация 2. У ребенка в группе неадекватные жизненные установки: разговаривает с позиции силы, дерется, нецензурно выражается, хамит. На ваши вопросы «Почему?», «Зачем?», отвечает: «Мой папа всегда так поступает…».
Ситуация 3. В вашей практике появилась девочка-подросток, которая из-за своего отклоняющегося поведения попала на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних. Вот что она вам сказала: «Раньше я была очень слабой и доброй. Я не умела ни выразиться крепко, ни защитить себя. Сейчас я совсем другая, все меня побаиваются... Можно быть талантливым, даже трижды талантливым, но если при этом у тебя нет хоть чуть-чуть жестокости, если ты не сильная личность, то ты ломаного гроша не стоишь... Наше время - это время сильных людей, которые умеют отстоять свое место в жизни».
Задание № 7. Прочитайте описание следующих ситуаций взаимодействия педагога с воспитанниками. Ответьте на серию вопросов по каждой ситуации.
Вопросы:

  • Определите, какой тип (стиль) общения избрал педагог в каждом случае.
  • Является ли оправданным избранный стиль педагогического общения? Приведите 2-3 аргумента в пользу вашего ответа.
  • В случае неадекватного выбора стиля общения предложите вариант более подходящего типа общения. Почему вы считаете, что предложенный вами вид общения наиболее приемлем?

Ситуация 132. Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут. Происходит следующий диалог между опоздавшими и педагогом:

  • Почему вы опаздываете?
  • А мы в столовой были (дожевывая на ходу булочки).


- Мне не очень приятно, что вы опаздываете на мой урок. Давайте так. Вы дожуйте, пожалуйста, булочку в коридоре, а потом зайдете. Но пусть это будет первый и последний раз. Договорились?
Ситуация 233. Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!». Учитель отвечает: «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
Ситуация 3. Истец, увидев поверенного ответчика, когда тот вошел в кабинет, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным. Видно, что Ваш клиент и Вас замучил». В ответ истец услышал: «Вы — очень внимательный, спасибо за заботу!»
Задание № 8. Проведите самообследование на наличие у вас такого профессионально значимого личностного качества как эмпатия (см. приложение 1, самотест «Эмпатия»34).
После проведения самообследования ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с результатами теста?» Обоснуйте свой ответ.
33   Школа успешного учителя
34   См.  Занина  Л.В.,  Меньшикова  Н.П.  Основы  педагогического  мастерства.  /Серия  «Учебники,  учебные  пособия». – Ростов н/Д: Фе-никс, 2003. – С. 276-281.
Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики: практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.