План 1. Цели, задачи и основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе дошкольного образования. 2. Цели, задачи и основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе начального образования. 3. Цели, задачи и основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе образования (на средней и старшей ступени обучения). 4. Цели, задачи и основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе профессионального образования. 5. Методические и дидактические принципы коррекционного процесса для детей.
1. Цели, задачи и основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе дошкольного образования
И. И. Мамайчук сформулировал следующее определение индивидуальной психолого-педагогической помощи - это система комплексного педагогического и психореабилитационного воздействия, направленного, в первую очередь, на повышение социальной активности дошкольника, развитие интеллекта, самостоятельности, закрепление социальной позиции личности, становление системы ценностных установок и ориентаций, которые оказывают положительное влияние на физические и психические возможности ребенка. Среди специалистов, оказывающих индивидуальную психолого-педагогическую помощь детям дошкольного возраста, могут быть, как психологи, так и врачи-психиатры, неврологи, педагогики, социальные работники.
В соответствии с этим выделяют несколько моделей индивидуальной психолого-педагогической помощи дошкольникам. - Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании и обучении дошкольников. Специалист проводит анализ сложившейся ситуации и вместе с родителями ребенка разрабатывают программу мер, направленных на ее изменение. - Психологическая модель основывается на закономерностях психического развития ребенка, несет в себе анализ особенностей познавательных процессов и личности в целом, а также разрабатывает адекватные методы воздействия, то есть оказание всесторонней индивидуальной помощи. - Диагностическая модель предполагает проведение комплексной диагностики подростков с трудностями в воспитании и обучении, с проблемами в поведении. Диагностическая модель широко используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о последующем обучении ребенка. - Социальная модель в основном используется в семейной консультации, когда родителям необходима консультация по поводу каких-либо вопросов, касающихся воспитания дошкольника. - Медицинская модель предполагает усилие специалистов, направленных на помощь в лечении, адаптации и реабилитации ребенка или здоровых членов семьи.
Цель индивидуальной психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста заключается в обеспечении психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Цель обуславливает необходимость решения задач индивидуальной психолого-педагогической помощи дошкольникам: - охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; - развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основными принципами организации индивидуальной психолого-педагогической помощи дошкольникам являются: - принцип личностного подхода к ребенку - в процессе оказания психолого-педагогической помощи ребёнку учитывается не специфика отдельной психической функции, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями; - принцип комплексности - психолого-педагогическую помощь можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педа-гогическими воздействиями, то есть в единстве всего коррекцион-ного процесса обучения и воспитания; - принцип деятельностного подхода - психолого-педагогическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка.
Рассмотрим основные направления и технологии психолого-педагогической деятельности в рамках организации индивидуальной помощи детям дошкольного возраста. - Организация игровой деятельности. Игра оказывает качественное изменение в психике ребенка. С помощью нее закладываются основы учебной деятельности, которые в дальнейшем становятся ведущими во время школьного обучения. В игре развивается положительная эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка своих возможностей, что создает благоприятные условия для умения соотносить желания с реальными возможностями. - Помощь семьи в организации полноценного общения. Общение - это феномен не только социально-психологический, но и нравственный. Наличие старших членов семьи способствует смягчению остроты конфликтов; добавляет в отношения доброту, ласку, эмоциональный комфорт, предупреждает так называемую скрытую безнадзорность, когда дети предоставлены занятыми родителями самим себе. - Формирование разумных материальных потребностей - это один из важных фундаментов духовной структуры личности, ее сторон и качеств. Известно, что, чем выше духовные потребности, тем более разумны и благородны материальные. Если материальные потребности постоянно доминируют над духовными, то либо уровень последних недостаточно материален, либо материальные потребности недостаточно духовны. - Формирование гуманных отношений в коллективе дошкольников. В дошкольном коллективе существует единство целей, норм и правил поведения, определяются лидеры коллектива, которые поведут за собой остальных. К сожалению, имеются и дети, занимающие не благоприятное положение, своего рода «отверженные». Специфика этого коллектива в том, что выразителем, носителем руководящих функций актива выступают воспитатели. Огромную роль в формировании и регулировании детских взаимоотношений играют родители.
2. Цели, задачи и основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе начального образования.
Младший школьник приходит в новые для него условия обучения – школу, полностью погружается в нее, стремится к решению определенных задач, реализации индивидуальных целей личностного и психического развития, в том числе и социализации в ходе индивидуальной психолого-педагогической помощи со стороны учителя или других специалистов. Такого вида поддержка должна быть направлена, в первую очередь, на создание положительных социально-психологических условий для дальнейшего успешного развития, воспитания и обучения младшего школьника.
При оказании индивидуальной психолого-педагогической помощи младшим школьникам можно определить три основных этапа: - поддержка как воспитание, выражается в создании специальных условий, способствующих полноценному развития и успешному обучению детей; - поддержка как защита, характеризуется обеспечением безопасности интересов и прав в ходе личностного самоопределения и роста; - поддержка как индивидуализация, предполагает готовность взрослого дать адекватную реакцию на запрос ребенка о взаимодействии, утверждении собственной самостоятельности и состоятельности.
Цель индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе начального образования заключается создании и организации специальных условий для адекватного психического и физического развития школьников.
Задачи индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе начального образования: - предупреждение возникновения трудностей в развитии ребенка (нарушений эмоционально-волевой сферы, ухудшение соматического состояния ребенка); - оказание помощи школьнику в решении важных для него вопросов: обучении, социализации, учебных трудностях, проблем взаимоотношений; - мониторинг психологического статуса школьника, то есть, отслеживание постепенного развития; - развитие психологической культуры, компетентности детей, педагогов, родителей; - поддержка педагогов в решении сложных ситуаций; - изучение личностных качеств учащихся; - создание положительно климата в коллективе детей; - создание условий для реализации творческих способностей через вовлечение в различные виды деятельности.
Индивидуальная психолого-педагогическая помощь детям на начальных этапах обучения осуществляется по следующим направлениям: - диагностическое, просветительское, консультирование по ряду вопросов, профилактическая работа. На данных этапах работы первостепенной задачей выступает создание специальных условий для личностного развития учащихся (самостоятельности, видение перспектив, целеполагание); - организационно-педагогическое сопровождение: основное внимание уделяется развитию умений и навыков самостоятельной работы учеников и их стремлению к самосовершенствованию; - информационное сопровождение процесса самоопределения, обеспечиваемое техническими средствами и современными методиками.
Процесс индивидуальной психолого-педагогической помощи делится на несколько этапов: - Диагностика психического и социального здоровья ученика. - Анализ полученной информации. - Разработка рекомендаций для ученика. - Консультирование всех участников индивидуальной помощи учащимися. - Решение проблем, то есть, выполнение рекомендаций. - Анализ выполнения рекомендаций всеми участниками. - Составление дальнейшего плана действий.
В качестве основных условий сопровождения оптимального общего развития учеников в школе являются: – совместная деятельность всего педагогического сообщества (психолога, преподавателей) по оказанию индивидуальной психолого-педагогической помощи; – сохранение максимума свободы и ответственности субъекта обучения и развития за выбор варианта решения актуальных проблем; – обеспечение прав для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Таким образом, оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе начального образования – это движение вместе с ребенком, иногда чуть впереди, если необходимо объяснить возможные пути. Взрослому всегда нужно прислушиваться к учащемуся, знать его желания и потребности, фиксировать достижения и трудности, помогать советами ориентирования в окружающем мире, но при этом не контролировать, не навязывать собственные ориентиры. Выбор жизненного пути – это обязанность и право каждой личности, но как только ребенок сталкивается с новыми для него сложностями, тут сразу же необходима помощь специалиста. Именно в таком процессе поддержки младшего школьника на всех периодах его развития в ходе воспитания и обучения и видится цель индивидуальной психолого-педагогической помощи детям начальной школы.
3. Цели, задачи и основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе образования (на средней и старшей ступени обучения)
Задачи индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе образования (на средней и старшей ступени обучения): - развитие психологической культуры, компетентности детей, педагогов, родителей; - оказание помощи школьнику в решении важных для него вопросов: обучении, социализации, учебных трудностях, проблем взаимоотношений; - поддержка педагогов в решении сложных ситуаций; - предупреждение возникновения трудностей в развитии ребенка (нарушений эмоционально-волевой сферы, ухудшение соматического состояния ребенка); - изучение личностных качеств учащихся; - создание условий для реализации творческих способностей через вовлечение в различные виды деятельности; - мониторинг психологического статуса школьника, то есть, отслеживание постепенного развития. Индивидуальная психолого-педагогическая помощь обучающихся 5-х классов направлена на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для проведения успешной индивидуальной психолого-педагогической помощи в новых социальных ситуациях. По своим задачам данное направление работы разнообразными обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное - создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
В рамках данного направления предлагается: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, которая направлена на то, чтобы изучить уровень психологической адаптации школьника к учебному процессу. 2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, которая направлена на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода. 3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами. Это направление дает возможность направлять работу специалистов на построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учеников. 4. Коррекционно-развивающая работа проводится с детьми, испытывающими длительные сложности адаптационного этапа. 5. Аналитическая работа, направлена на осмысление и осознание итогов проведенной деятельности, а также, дальнейшее планирование работы на следующий год. Работа по сопровождению 6–8 классов определяется запросом со стороны родителей учеников. В рамках этого направления предполагается: 1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута. 2. Проведение профильных элективных курсов. 3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе. 4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей. 5. Организация и проведение педагогического консилиума по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.
4. Цели, задачи и основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе профессионального образования
Важность вопроса индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе профессионального образования находит практическое решение вопроса в системе общего образования, ставит выпускника перед необходимостью совершения важного для него выбора - предварительного определения, касающегося профессиональной деятельности подростка. Значимость подготовленности школьников к такому ответственному выбору определяется большим значением предпрофильной подготовленности учащихся восьмых и девятых классов. Для того чтобы восполнить знания о разнообразном мире профессий и помочь подросткам не только определиться со своей будущей профессиональной деятельностью, но и понять, каким образом можно в сложных современных условиях добиться успеха на базе межшкольного учебного комбината активно осуществляется индивидуальная психолого-педагогическая помощь и поддержка, через организацию изучения программного материала в виде проектной деятельности.
Задачи индивидуальной психолого-педагогической помощи подросткам в определении будущей профессии: - выявление интересов и склонностей, способностей учащихся формировать практический опыт в разнообразных сферах профессиональной и познавательной деятельности, сориентированного на выбор профессии; - оказание психолого-педагогической помощи в формирование у школьников представлений о ценностях жизни, в том числе связанных с профессиональным будущим подростка; - развитие широкого спектра профессиональных и познавательных интересов, компетенций, обеспечивающих успешность в обучении и в будущей профессии; - обучение навыкам исследования, рефлексии, самоанализа качеств личности; - формирование способности принять для себя сознательное решение в выборе профиля в образовании, профессии.
Индивидуальная психолого-педагогическая помощь детям в системе профессионального образования включает следующие этапы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся: - Диагностический этап - педагог фиксирует факт, сигнал о проблеме, стремится к установлению контакта с учеником, проектирует условия диагностики предполагаемой работы, осуществляет оценку вопроса с точки зрения важности его для школьника. - Деятельностный этап: педагог самостоятельно осуществляет все действия, координирует работу других специалистов, осуществляет безотлагательную и прямую помощь учащемуся. - Поисковый этап – педагог организует поиск причин, которые повлекли за собой возникшие проблемы, осуществляет взгляд на ситуацию со стороны. - Рефлексивный этап – педагог вместе с учениками обсуждает успехи и неудачи предыдущих пунктов работы; - Договорный этап – педагог осуществляет дальнейшее проектирование собственных действий и действий ученика.
Организация индивидуальной психолого-педагогической помощи профессионального самоопределения учащихся в рамках предпрофильной подготовке включает следующие направления работы: - аналитико-диагностическое направление – данное направление подразумевает под собой проведение психологической диагностики школьников, подготовку заключения и рекомендаций для классного руководителя. Оно осуществляется с помощью таких методов: мониторинг профессионального самоопределения учеников по отношению выбора профиля будущей профессии; выявление профессиональных предрасположенностей и интересов детей; изучение индивидуально-личностных особенностей каждого; исследование склонностей, интеллектуальных способностей, с целью осуществления индивидуального подхода, выработки индивидуальной образовательной траектории учащегося. - Просветительское направление – содержит в себе огромный комплекс разнообразных мероприятий, направленных на обеспечение школьников знаниями, необходимых для точного выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования. - Консультативное направление – предполагает взаимодействие психолога с разнообразными группами школьников. Оно включает в себя консультирование учеников предпрофильной подготовки по вопросам развития, обучения, профессионального самоопределения с целью реализации индивидуального подхода в системе предпрофильной подготовки; консультирование по личностным проблемам, возникающим в процессе профессионального самоопределения в рамках предпрофильной подготовки с целью повышения её эффективности. Ожидаемый результат после проведения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе профессионального образования: - у школьников значительно повысится уровень знаний о мире профессии; - подростки познакомятся с многих особенностями разнообразных профессий; - ученики лучше узнаю свои интересы, склонности, о существовании которых ранее и не задумывались, что даст им возможность оценить собственные профессиональные умения и правильно построить траекторию обучения, лучше познакомиться с путями получения интересующей профессиональной деятельности.
5. Методические и дидактические принципы коррекционного процесса для детей
Принципы коррекционного процесса - это общие исходные положения, которые полностью определяют деятельность специалиста в процессе длительной коррекционной работы. Принципы коррекционного процесса делятся на две большие группы:
1. Методические принципы: - принцип развивающего обучения, данный вид принципа основывается на положении о ведущей роли ребенка в процессе обучения и развития, а также учет и формирование зоны ближайшего и актуального развития; - принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; - принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка, то есть соотношение первично и вторичного дефекттов, из этого построение правильной коррекционной работы; - принцип генетический, предполагает учитывание общие закономерности развития применяемые к обучению и воспитанию детей; - принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности; - деятельностный принцип, позволяет определять подходы к построению и содержанию обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой вызревают психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка; - принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия, дает возможность своевременно и сильных усилий устранить нарушение.
2. Дидактические принципы: - принцип наглядности предполагает использование как можно большей наглядности в процессе коррекционной работы, чем меньше ребенок, тем реальнее должны быть предметы; - принцип доступности основывается на том, что тот материал, который предлагается ребенку, должен подходить ему по возрасту, по уровню умственного развития; - принцип сознательности, свидетельствует о том, что весь учебный материал, предлагаемый ребенку в ходе коррекционной работы должен быть осознаваемым ребенком; - принцип индивидуального подхода говорит о том, что к каждому ребенку должен быть применен индивидуальный подход, особенно на ранних этапах коррекционного воздействия. Таким образом, построение коррекционно-развивающей работы, в соответствии с указанными принципами позволяет обеспечить социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка, так как важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы должно быть преодоление социальной недостаточности ребенка.
Вывод по лекции
Проблема организации индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе дошкольного образования затрагивается в многочисленных исследованиях таких авторов: И. И. Мамайчук, А. В. Мудрик, О. С. Газман, Ш. А. Амонашвили. Общим положением, выделяемым исследователями является подход к определению индивидуальной психолого-педагогической помощи как особого вида профессионально деятельности взрослого, направленного на решение определенных специфических проблем личности ребенка. Технология индивидуальной психолого-педагогической помощи детей дошкольного возраста имеет структурный и содержательный аспекты, характеризуется единством целей и задач, ориентированностью на личностное развитие ребенка и взаимодействием всех участников образовательного процесса на каждом из этапов ее реализации. На современном этапе обучения начальная школа определяет уровень готовности и адаптации ребенка к обучению в новых условиях, способствует развитию познавательной и учебной мотивации, самоорганизации, самостоятельности, умения и желания учиться, творческих способностей. Исходя из этих соображений, необходимо стремиться к оптимизации учебного процесса, в котором учитель и ученик сотрудничают как равноправные партнеры общения. За последние несколько десятилетий в системе образования успела сформироваться особая культура помощи детям в системе начального образования – это индивидуальная психолого-педагогическая помощь. Индивидуальная психолого-педагогическая помощь младших школьников заключается в психолого-педагогическом воздействие направленном на адаптацию, гармонизацию развития личности, его социальной активности, на установление межличностных отношений, а также, социализацию. Цель индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе образования (на средней и старшей ступени обучения) обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте. Целью индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе профессионального образования выступает формирование у подростков основы профессионального самоопределения и создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия решения при выборе профиля дальнейшего обучения и сферы профессиональной деятельности.
Вопросы для самопроверки 1. Каковы основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе дошкольного образования? 2. Перечислите цели и задачи индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе начального образования? 3. В чем сущность индивидуальной психолого-педагогической помощи детям обучающимся на средней и старшей ступени обучения? 4. Перечислите и охарактеризуйте основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе профессионального образования. Литература и Интернет-ресурсы Источник: Артеменко О. Н., Звездина Н. А. А Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям: учебное пособие (курс лекций). – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 141 с.
|