На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Цели, задачи и принципы оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ
Цели, задачи и принципы оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

План
1. Цели оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.
2. Задачи оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.
3. Принципы оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.
4. Условия оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.

 

1. Цели оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ

Как отмечает Д. А. Быков, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие психические и (или) физические нарушения, которые имеют ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
Современное развитие системы образования, выдвигает на первый план задачи для того, чтобы создать условия успешного становления личности всех детей в соответствии с их психическими, физическими особенностями развития.
В 90-е годы XX столетия, в России начала пропагандироваться идея интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Теоретические основы педагогической интеграции описаны в работах таких ученых, как В. В. Краевский, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызиноа, Г. Д. Глейзер, В. С. Леднёв, Л. И. Новикова, В. А. Ка-раковский, С. М. Гапеенков, Г. Ф. Федорец и т. д. Ученые раскрыли сущность интегративного подхода к явлениям педагогической действительности, интегративных процессов, которые определяются как одна из сторон процесса развития, показаны возможности реализации принципа интеграции к основным компонентам педагогического процесса это обеспечит целостность и системность. Авторы в своих исследованиях отмечают, что интегративный процесс является процессом качественного преобразования отдельных элементов или всей системы. Суть процесса интеграции состоит в качественном преобразовании внутри каждого элемента, входящего в систему.
Н. Л. Белопольской, Е. Е. Дмитриевой, М. В. Жигоревой, И. А. Коробейниковым, Т. Н. Князевой, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. А. Медведевой, К. Рейсвепкван, Е. А. Стребелевой, В. В. Ткачевой У. В. Ульенковой Н. Д. Шматко, Н. В. Шутовой и др. психологами в своих исследованиях подчеркивается, что интеграция должна обеспечивать «психологическую готовность» детей к совместному обучению. В процессе этого, нужно переосмыслить обществу отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, признать их равноправие таких людей на получение образования, разработать конкретные программы сопровождения детей с ограниченными возможностями для оптимальной реализации их возрастных возможностей. Следственно, включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся детей требует значительного изменения в ходе организации процесса обучения, а также требуется необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.
С. Н. Чистяковой, Н. Л. Коноваловой Г. Р. Битяновой, И. Рома-зан, Т. Чередниковой, Н. Осуховой Е. И. Казаковой, А. П. Тряпицы-ной, Л. М. Шипицыной отмечается, что понятие «помощь» в психолого-педагогической литературе определяется как:
– особая форма деятельности преподавателя, которая направлен на взаимодействие по оказанию помощи в процессе его личностного роста, выбор способов поведения, принятия решений;
– целостный процесс, при котором изучают, формируют, развивают и корректируют профессиональный рост личности педагога;
– процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, которое направленно на разрешение жизненных проблем сопровождаемого;
– система профессиональной деятельности, которая обеспечивает и создает условия для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности;
- системная интегративная «технология» социально-психологической помощи личности;
- деятельность, при которой обеспечивается создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора;
- комплексный метод, в котором главным считается единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.
Предмет психолого-педагогической помощи - процесс в ходе которого определяют интересы, цели, возможности и пути преодоления препятствий), которые могут мешать в достижении желаемых результатов в обучении, и самовоспитании, общении, образе жизни.
Цель психолого-педагогической помощи - создать комплексную систему психолого-педагогических условий, которые будут способствовать успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Психолого-педагогическая помощь проводится воспитателем, социальным педагогом, логопедом и другими специалистами. Например, целью сопровождение воспитателей, социального педагога, является корректировка индивидуальных адаптированных программ, подготовка к занятиям, организация совместной и самостоятельной деятельности воспитанников инклюзивной группы, организация игровой деятельности. Целью сопровождения со стороны логопеда является консультирование воспитателей и других специалистов сопровождения, в знакомстве с особенностями речевого развития детей, оказании консультативной помощи воспитателям по исправлению речевых недостатков у детей с ОВЗ, в рекомендациях по проведению настольно - дидактических и речевых игр, в рекомендациях по приобретению детской литературы для чтения и пересказа.
Специалист, который принимает участие в процессе индивидуальной помощи должен владеть знаниями не только в области специальной педагогики, а также в области возрастной и специальной психологии, логопедии, педагогики и т. п.
Конкретное образовательное учреждение вместе с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и профессионального высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Для детей-инвалидов в дошкольном возрасте предоставляют необходимые реабилитационные меры, а также создают условия, чтобы дети могли пребывать в детских дошкольных учреждениях общего типа. Детей-инвалидов в детских садах содержат за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законе РФ «Об образовании» гласит, что граждане Российской Федерации имеют возможность получить образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения; государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
В Законе говорится также о том, что лица, которые имеют специальные образовательные потребности, имеют возможность получить образование в форме обучения на дому, интегрированного обучения и обучения в стационарном лечебном учреждении.

 

2. Задачи оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ

Психолого-педагогическая работа с лицами имеющие какие-либо нарушения в психическом, физическом, сенсорном развитии направлена на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков их социальную адаптацию.
Основу работы, определяют 4 функции: диагностика проблем; информация о проблеме и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения; разработка планов решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.
Под психолого-педагогической помощью детей с ОВЗ в специальном образовательном учреждении понимается система профессиональной деятельности различных специалистов, которые создают условия для принятия субъектом оптимальных решений, направленные на развитие личности и успешное обучение в ситуациях школьного взаимодействия.
Процесс психолого-педагогической помощи может обеспечиваться классным руководителем, учителем, воспитателем и др. Психолого-педагогическая помощь может проводиться на базе центра в котором созданы условия психолого-педагогической помощи.
Процесс психолого-педагогической помощи детей с ОВЗ помогает:
- выбрать образовательный маршрут;
- преодолеть затруднения в учебе, личностных проблемах развития ребенка и проблемах здоровья;
- сформировать здоровый образ жизни.
Важнейшим является рассмотрение состояния здоровья ре
бенка как исходная позиция в решении всех проблем развития.
Каждый участник, образовательного процесса должен составить план работы по сопровождению учащихся, и конечно:
1. Провести индивидуальную работу с учащимися и их родителями;
2. Провести малые педагогические советы, административные советы;
3. Вести карту наблюдений динамики учебных навыков;
4. Посещать, взаимопосещать уроки, анализировать уроков с точки зрения здоровьесбережения;
5. Разработать методические рекомендации;
Организация групповых и индивидуальных занятий, которые
дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Основными задачами психолого-педагогической помощи являются следующие:
- оказать помощь детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
- создать эмоционально благоприятный климат в педагогическом составе и детском коллективе;
- своевременно продиагностировать и откорректировать нарушения в развитии;
Артеменко О. Н., Звездина Н. А.
– повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
– изучить индивидуальные особенности детей;
– предупредить возникновение проблем развития ребенка;
– помочь ребенку решить актуальные задачи развития, обучения.
Основным направлением психолого-педагогической помощи является сохранение и укрепление здоровья детей.
Психологическая составляющая помощи детям с ОВЗ включает в себя 2 компонента:
– создание благоприятного микроклимата в семье и образовательном учреждении в период кратковременного кризиса;
– коррекцию межличностных отношений.
В процессе посреднической составляющей, которая включает в себя 3компонента, нужно:
– оказать помощь родителям (законным представителям) и ребенку в выборе образовательного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка;
– изменить образовательный маршрут в процессе развития ребенка в связи с возникшими проблемами, трудностями, состоянием здоровья;
– помочь ребенку, который изменил свой образовательный маршрут, при адаптации в новых условиях.

 

3. Принципы оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ

Лица с «ограниченными возможностями» в психолого-педагогической литературе - это люди, у которых имеются какие либо ограничения в повседневной жизнедеятельности, из-за физических, психических или сенсорных дефектов.
Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – является системой профессиональной деятельности ряда специалистов из разных областей, которые принимают оптимальные решения, направленные на развитие личности и успешного обучения в общеобразовательном учреждении.
Выделяют принципы психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, такие как:

1. Принцип системности - осуществляется при оказании психолого-педагогической поддержки в разных направлениях: детям, учителям, родителям;
2. Принцип комплексности - характеризуется тем, что педагог, психолог, родитель оказывает ребенку комплексную помощь, которая охватывает все сферы его деятельности, помогающие следить за успешностью обучения и налаживании межличностных связей;
3. Принцип интегративности - характерен тем, что может предусматривать интеграцию многообразных методов, методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов;
4. Принцип приоритета особых потребностей ребенка характерен выявлением причин затруднений ребенка в учебе, а также знанием и учётом его особенных потребностей для того, чтобы использовать их в качестве обходных путей;
5. Принцип непрерывности, в котором отражается необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.
Л. М. Щипицына выделяет принципы психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ:
- рекомендательный. В основе этого принципа лежит идея о том, что необходимо развивать самостоятельность детей в процессе решения актуальных для его развития проблем, собственно, поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа, от «законодательных» решений, все решения центра в котором будет находиться ребенок, могут носить рекомендательный характер.
- принцип «на стороне ребенка», говорит о базовых противоречиях методов сопровождения. В проблемных ситуациях, дети бывают часто не правы. Бывают случаи, когда сторону ребенка защищает он сам, а специалист, который участвует в системе сопровождения, является помощником при решении каких-либо проблем с максимальной пользой для ребенка.
- непрерывность сопровождения. Ребенку гарантируется непрерывность сопровождения на всех этапах помощи в решении проблемы.
- мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, у которых единые ценности, включенные в единую организационную модель и владеющие единой системой методов.
– автономность. Автономность центра гарантирует защиту от административного давления со стороны руководства школ и т. д.
Также, особую роль играют службы сопровождения в образовательных учреждениях системы специального образования.
Ю. А. Афонькиной, И. И. Усановой, О. В. Филатовой выделяется пять этапов психолого-педагогической помощи:
Первый этап – диагностический. Этот этап характеризуется сбором всех нужных данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации эксперты комиссии определяют проблемы ребенка в виде заключения и назначают специализированные условия его обучения и воспитания.
При этом используется метод тестирования, наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.
Второй этап – поисковой. Этот этап характерен тем, что он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.
Третий этап – консультативно-проективный. Здесь совершается соглашение между родителями и тем центром который будет проводить психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию, родитель должен написать согласие с выбором формы специального образования. Специалисты предварительно изучают медицинскую карту развития ребенка. Все специалисты проводят углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы.
Каждый специалист определяет стратегию сопровождения: составляет комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.
Четвертый этап – деятельностный. Этот этап характерен целенаправленным психолого-педагогическим процессом, который осуществляет взаимодействие специалиста, родителя и учащегося. Реализовать и разработать комплексную коррекционно-разви-вающую программу индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка, является основой этого принципа.
Для того, чтобы построить и реализовать программу помощи необходимо учитывать следующие факторы:
1. Индивидуальные особенности ребенка:
2. Возраст ребенка;
3. Сформированность навыков и возможностей его адаптации;
4. Позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т. д.;
5. Возможность образовательного учреждения, который осуществляет сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие разных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.
Пятый этап - рефлекторный. Этот этап характеризуется проведением анализа возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Исследования многих авторов указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.
Таким образом, профессиональная деятельность психолого-педагогической помощи обращена на организацию таких условий, которые помогут ребенку в эмоциональном благополучие, успешном развитии, в хорошем воспитании и обучении ребенка с нарушениями в развитии в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, которые организуются в рамках образовательного учреждения.

 

4. Условия оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ

Процесс психолого-педагогической помощи осуществляют центры и службы в нескольких направлениях:
- разработка и реализация программы развития образовательной системы с учетом создания более благоприятных условий для развития детей;
- проектирование нового типа образовательного учреждения, в которых нуждаются дети;
- создание профилактико-коррекционной программы, которые направлены на то, чтобы преодолеть проблемы, характерные для многих детей.

 

Оказание психолого-педагогической помощи проводится в условиях общеобразовательного учреждения. Вводится расписание ставок педагогических работников (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог).

Учитель-дефектолог должен осуществлять следующие функции:
1. Обследовать, определить структуру и степень выраженности имеющегося у учащихся дефекта,
2. Скомплектовать группу для занятий с учётом психологического состояния детей,
3. Проводить групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии,
4. Восстанавливать нарушенные функции и максимально корректировать, а также работать в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещать занятия и уроки,
5. Консультировать педагогический коллектив и родителей по вопросу применения специальных методов и приёмов оказания помощи детям, которые имеют отклонения в развитии,
6. Способствовать пониманию развития и функционирования общества в целом и отдельных составляющих его социальных систем, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбору и освоению профессиональных программ,
7. Использовать ряд форм, приёмов, методов и средств обучения в рамках государственных стандартов,
8. Реализовать образовательные программы,
9. Обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию.

Учитель – логопед должен:
– всесторонне изучить речь учащихся;
– провести индивидуально-групповые и фронтальные занятия с обучающимися, которые имеют отклонения в речи;
– оказать методическую помощь учителям для того, чтобы они могли преодолеть трудности при освоении обучающихся родного языка.
Логопедические занятия для учебного плана, должны предусматривать часы в соответствии с базисными учебными планами специального (коррекционных) образовательного учреждения соответствующего вида.

В обязанности педагога-психолога входит:
1. Выявление особенностей интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций детей;
2. Проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на нормализацию эмоционально-волевой сферы;
3. Формировать продуктивный способ профилактики возможных отклонений межличностных отношений;
4. Оказать методическую помощь учителям;
5. Развивать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.
Учителя, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся, для того, чтобы выявить их индивидуальные образовательные особенности и определить направления развивающей работы.
Основным связующим звеном системы сопровождения являются родители. Родитель в этой системе является носителем и транслятором, определенных микрокультурных ценностей, такие как религиозные, этические и прочие, однако при всем этом воздействии носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родители не вмешиваются в выбор конкретных целей и задач обучения в школе, он старается отсечь, убрать те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций. Для этого нужно выстроить определенную систему работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, скорее, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком.
В целом, можно сказать о том, что психолого-педагогическое помощь детям с ограниченными возможностями здоровья направлено на обеспечение двух согласованных процессов:
- Первый из них - это процесс, при котором имеется помощь в развитии детей и сопровождение всего процесса его обучения, воспитания, коррекции нарушений в его развитии;
- Второй процесс, характеризуется комплексной технологией, особым путем поддержки ребенка, помощью ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения дает право считать его неотъемлемым
звеном системы образования. Расширение представлений о целях образования, в которые относят цели развития, воспитания, обучения, а также и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогической помощи.

 

Вывод по лекции

Психолого-педагогическая помощь - это неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в которые относят цели развития, воспитания, обучения, а также и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогической помощи.
Процесс решения задач психолого-педагогической помощи ребенка не ограничивается областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком и требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогическая помощь содержит 3 важные составляющие: образовательная, психологическая и посредническая.
В образовательной составляющей педагог должен обучать родителей; помогать в воспитании детей; проводить просветительскую деятельность.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите и охарактеризуйте цели оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.
2. Каковы задачи и принципы оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ?
3. Какие существуют условия оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ?
Литература и Интернет-ресурсы

Источник: Артеменко О. Н., Звездина Н. А. А Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям: учебное пособие (курс лекций). – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 141 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.