План 1. Понятие социализации, нормы и отклонений. 2. Понятие дезадаптации. 3. Дети группы риска. 4. Эмоциональная и социальная деривация.
1. Понятие социализации, нормы и отклонений
Общество - сложный организм, в котором все ячейки непосредственно взаимосвязаны и от деятельности любой из их зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом. Процесс овладения индивидуумом общественных норм, культурных ценностей и стандартов поведения общества, какому он принадлежит, называется социализацией. В социологической науке принято выделять 2 вида социализации: 1) первичная - понимание общепринятых норм и ценностей в детстве; 2) вторичная - понимание новых общепринятых норм и ценностей взрослым человеком.
Процесс социализации заключается из некоторых этапов, стадий: 1. Стадия адаптации (рождение - отроческий период). В данном периоде проистекает некритическое усвоение общественного опыта, основным механизмом социализации представляется подражание. 2. Появление стремления особо отметить себе из числа прочих -этап идентификации. 3. Стадия интеграции, введения в жизнедеятельность общества. 4. Трудовая. В данной стадии совершается воспроизведение общественного опыта, влияние на окружение. 5. Послетрудовая стадия (зрелого возраста). Эта стадия характеризуется передачей общественного опыта последующим поколениям.
Социальная норма формируется равно как общепринятое правило, пример действия либо воздействия. С помощью общественных норм поддерживается организованность, систематичность, социального взаимодействия индивидов и групп. Окружению и любому его члену присуще отклоняться с оси собственного существования и становления. Основание данного развития находится в спецификах взаимосвязи и взаимодействия человека с находящимся вокруг его окружением, общественной сферой и самим собой. Социологические толкования «социальной нормы» разнообразны. Они базируются на потребности исследования настоящего действия людей, его изъяснения и оценки. Выделяются, к примеру, следующие виды общепринятых норм: – реальные, статистические, отображающие истинное поведение, как оно выражается в статистическом большинстве случаев; – должные, нормативные, т. е. шаблоны поведения, характеризующие, каким оно должно являться в реальности: – идеальные, т. е. порядок и стандарты прогнозируемого действия как эталона. Однако, социализация далеко не постоянно бывает успешной. Более того, итог фактически никогда не доходит совершенства как на социальном, так и на индивидуальном уровне, а само общество, его общественные институты и учреждения не реализуют полностью свои социализационные функции. Постоянно остается некоторый нереализованный резерв возможностей. Может происходить и четкий перекос в «наложении» социальности на личность, в результате в личности доминируют нежелательные для окружения Признаки. Помимо этого, непосредственно Индивид, показывая собой сложнейшее социальное, психическое и биологическое образование, в том числе и при положительных внешних для него обстоятельствах способен оказаться за чертой общественно одобряемого действия. Еще Э. Дюркгейм выдвинул положение о том, что отклонения – природная часть общественной жизни, в тоже время, отклонения не существуют без общепринятых норм. Социальная норма устанавливает исторически сформировавшийся в определенном обществе, социальной группе предел, промежуток разрешенного, т. е. позволенного либо обязательного действия людей. По теории А. П. Ковалевой, социализационная норма может быть определена равно как определенный и упорядоченный общественный механизм вхождения индивидуума в общественность, формирования индивидуума в полноправную Гуманную личность, владеющую как личными, так и общественно-типическими и социально-важными Качествами. Социализационная норма есть также общепринятый в данном окружении ориентир личностного формирования индивидуума с учетом его асоциального действия, которые в общем виде положено называть отклоняющимся (деви-антным) поведением. Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют действия, в котором твердо проявляются отклонения от общественных норм, как отклонения меркантильной, агрессивной ориентации, так и общественно-инертного типа. При этом широком понимании проблемы нужно говорить о формах и размерах отклонения. В тоже время они проявляются никак не лишь во внешней, поведенческой стороне; к патологии социальных норм и формированию асоциального действия проводит искажение ценностных ориентаций и ценностно-нормативных взглядов, т. е. искажение организации внутренней регуляции. Отклоняющееся поведение детерминировано неудавшейся социализацией. Отдельные формы отклонений имеют все шансы встречаться и в случае обычного хода социализации, представляя собою временное и беспорядочное проявление (заболевание индивида, одурманивание и т. д.) и даже длительные и крепкие состояния (физиологические повреждения, неврозы, психозы и т. д.). Отклоняющееся поведение различают от аномального, предопределенного мозговой патологией. При анализе отклоняющегося поведения различают, во-первых, действия непосредственно деви-антное и, во- вторых, делинквентное - криминальное, преступное. В социологии выделяется серия крайних форм девиантного поведения, в этом числе морфинизм, пьянство, проституция, суицида. Наряду с деликвентным (преступным) и крайними формами девиантного поведения существует огромное множество иных отклонений в действии людей. Разговор идет о подобных асоциальных действиях, когда Индивид не совершает преступлений и не переступает запрещенный нравственный барьер, когда он осуществляет разного рода предписания, однако его действие не отвечает общественным ожиданиям, дезорганизует людей. К подобного рода отклонениям можно отнести: обман, мошенничество, некультурность, бездеятельность, пассивность, злость, нервозность, конфликтность безответственность и многое другое. Слабые и беспорядочные проявления подобных отклонений легко и просто ликвидировать, однако устойчивые их формы преодолеваются с трудом и имеют все шансы привести к нарушениям правил и правопорядка. Отклонения имеют все шансы нести равно как отрицательный, так и позитивный характер. К примеру, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Подобные негативные отклонения в поведении, как преступность, пьянство, токсикомания и др., проявляют негативное воздействие и на процесс социального развития человека, и на формирование общества в целом. Позитивные же отличия в поведении, к которым можно причислить все формы общественного творчества: финансовую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат формированию общественной системы, смене прежних общепризнанных норм новейшими. Типы отклонений. Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее. Физические отклонения от нормы, первоначально только, сопряжены с самочувствием человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для любой возрастной и половой группы детей формируются собственные характеристики (масса, рост, объем груди и пр.), которые определяют состояние здоровья ребенка. Фактически это - образцовые характеристики, и едва ли можно найти подобного ребенка, который точно соответствовал бы им. Отклонения в состояние здоровья могут быть вызваны либо наследственными условиями, либо какими-либо внешними факторами: трудной экологической ситуацией, недостаточным качеством питьевой воды, понижением общего уровня жизни семьи и др. Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: – недуг –любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность; – ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека; - недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов. Психический недостаток - это принятый в установленном порядке кратковременный либо непрерывный недостаток в психическом развитии человека, в том числе нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а кроме того патологии умственного развития, задержку психического развития, создающие проблемы в обучении. Сложный недостаток сочетает в себе физические и (либо) психические недостатки, утвержденные в установленном режиме. К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений, прежде всего, относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos -малый и phren - ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой - дебильности до глубокой - идиотии. К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма. Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. aytos - сам) -состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид - попытки к самоубийству. Особенную категорию отклонений представляет одаренность детей. Это особое комбинирование способностей, обеспечивающее благополучие выполнения какой-либо деятельности. Способности - оценка личности, выражающая меру изучения определенной совокупности работы. Мера одаренности и таланта вводится не по данным самих способностей, а согласно характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, уникальностью и иными признаками. Педагогические отклонения – подобное понятие пока что редко применяется в педагогике и социальной педагогике. Между тем в педагогической деятельности с целью осуществлении педагогических целей, стимулирования формирования личности используются разные нормы, с помощью которых регулируется работа обучаемых посредством сравнения норм с показателями, описывающими процессы и результаты данной работы, создаются оценки ее успешности. Прежде всего, это затрагивает стандартов, обусловливающих степень образования; затея перспективы, к достижению каковой стремится ученик; могут являться и нормы персонального развития ребенка, обеспечивающие новые, наиболее высокие результаты в обучении. Следует отметить и большие трудности в получение образования детей с отклонениями в психическом или физическом развитии. Для таких детей, имеются школы, где их обучение проходит под руководством профессионально подготовленных специалистов. Но многое зависит от того, где живет ребенок: в городе или сельской местности, из какой он семьи - или это семья, заинтересованная в получении образования своего ребенка. Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма – это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности. Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект. В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др. Несмотря на некоторые тонкости в определении этих понятий, многие исследователи сходятся в одном - что в этом случае поведение ребенка не соответствует нормам правилам, принятым в данном обществе. Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью социального положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход, и др. Для оказания помощи таким детям создаются специализированные социальные службы. Дети, совершившие общественно опасные деяния и достигшие возраста одиннадцать лет, по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии могут направляться в специальные школы или в специальные профессиональные учебные заведения. Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Это дети-сироты и так называемые «социальные сироты» - дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и социальные учреждения. К ним относятся: дома-ребенка, детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и др.
2. Понятие дезадаптации
В последнее время проблема социальной дезадаптации стала едва ли не наиболее популярной в мировой психологии. Разумеется, что это – никак не мода, а реакция психологов на повышение Количества случаев дезадаптации в цивилизованном XX веке. Проблема дезадаптации давным-давно беспокоит ученых и не прекращает быть актуальной сегодня, потому, в частности, что полностью никак не изучено явление самой адаптации с психолого-педагогической, социальной, общественно-политической, юридической и иных позиций. На ранних стадиях так же остаётся анализ способов устранения и помощи при дезадаптации. Дезадаптация – результат внутренней либо внешней (порой единой) дегармонизации взаимодействия личности с самим собой и окружением, проявляющийся в внутреннем дискомфорте, нарушениях работы, действия и взаимодействий личности. Причём определения «дезадаптация», «трудновоспитуемый», и «педагогическая запущенность» весьма аналогичны, а в основной массе случаев не только взаимозаменяемы, но и взаимодополняемы. Варианты дезадаптации разнообразны, уделяя внимание подросткам, следует отметить, что трудным ребёнком необходимо заниматься в этом случае, когда он еще не угодил в криминальную сферу, когда «заболевание не запущена, существуя, как школьная дезадаптация». Школьной она является не только лишь по той причине, что выявляется в школе, а поскольку она может быть у ребёнка либо подростка, имеющего статус школьника. Анализ дезадаптации, в связи от уровня распространения в областях существования и деятельности, представляет максимальный интерес, с точки зрения Молодцовой Т. Д. Она различает узкую, распространённую и широкую дезадаптации, а кроме того, в зависимости от того, в какой степени личность охвачена дезадаптацией, неглубокую, глубокую и углубленную. Ученик может быть дезадаптирован только лишь в какой-то одной области, к примеру, в учёбе, в всех других сферах не испытывая затруднений. В этом случае говорят об узко дезадаптации. В случае если он дезадаптирован еще и в взаимоотношениях с друзьями дезадаптация представляется распространённой. Однако случается и так, что дезадаптация захватывает многочисленные области жизнедеятельности личности, в этом случае разговор идёт о широкой дезадаптации. Следующий момент - охват личности дезадаптацией, проникновение в психику. В случае если учащийся проявил грубость, невнимательность, лень (и это временное состояние либо мотив), можно говорить о неглубокой дезадаптации. В случае если же грубость начинает выражаться всё Больше, переходя в черту характера, разговор идёт уже о дезадаптации либо углублённой, либо полной. Помимо этого дезадаптация может быть направлена как во внутрь, на себя, так и на находящихся вокруг, осознаваться и не осознаваться, самоосуждаться либо нет, пробуждать или не пробуждать стремление что-либо поменять либо поменяться - всё это порождает возникновение типов дезадаптации. «Саморазрушители» - у людей происходит самоистязание, для находящихся вокруг не приметное (это чаще свойственно для интровертов, меланхоликов, людей с заниженной самооценкой). В следствии формируется беспокойность, боязнь, отчуждение, которое приводит к депривации, аутизму, в том числе и порой к суициду. Для этих людей не свойственны инициативность, преодолева-ние, стремление что-либо поменять. «Неумеющие». Подобные персоны зачастую верно понимают собственные проблемы, однако никак не могут поменять ни себя, ни находящихся вокруг из-за утраты каких-либо ориентиров либо отсутствия навыков работы, умения сдерживаться, уверенности в себя, знаний и т. д. «Инертные». Не хотят ничего изменять, если это вызовет дискомфорт. Дезадаптация может осознаваться, однако не самоосуждаться. Стремление что-либо изменять не возникает из-за простой лени, пассивности, безразличия. «Комформисты». Согласно собственной природе как бы расположенные меняться легко, ко всему приспособиться. Это совершается бездумно или намеренно. Они могут не осознавать собственного недостатка и не пытаться его исправить. «Разрушители». Имея определённые негативные характеристики (фальшь, грубость и т. д.), направляют их находящихся вокруг и не ощущают угрызений совести, не желают ничего в себе изменять. «Демонстративные» проявляют себя негативно в силу вынужденных факторов (желание самоутвердиться, привлечь интерес). Подобные ученики не меняются, пока не наступают перемены в провоцирующих факторах. Они понимают собственные недостатки, однако намеренно их не исправляют. «Заблуждающиеся» – группа подростков, которые попросту не осознают, что своим поведением, нравом и поступками наносят ущерб и неудобства находящимся вокруг. «Стремящиеся» – это дезадаптированные личности, которые, угодив в данный разряд, пытаются этому противостоять, находя в себя силы, энергию, стремление. Дезадаптация – нарушение приспособительного поведения человека в силу воздействия тех либо других внутренних или внешних факторов – непосильных или несправедливых требований, Излишних нагрузок, трудностей и появляющегося в ответ разногласия, противодействия, самозащиты и т. д. Основу дезадаптации, как правило, является конфликт, а под его влиянием неадекватное реагирование на условия или требования среды в форме тех или других отклонений в поведении. У детей дезадаптация развивается по-разному, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей, психического состояния, состояния здоровья и уровня социально-педагогической запущенности. Резко выраженные, спонтанные проявления дезадаптации бывают достаточно редко. Чаще всего дезадаптив-ное поведение формируется со временем как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок собственными силами не способен. К сожалению, ответственность за дезадаптивное поведение и его результаты несут, как правило, дети, хотя виновны чаще взрослые. Эта несправедливость усугубляет конфликт и как его результат – отклонения в поведении детей и школьников. Такое положение может привести к деструктивным формам поведения, вызывающим необратимые перемены в личности (преступления, правонарушения, алкоголизм, токсикомания и т. д.).
3. Дети группы риска
В наше время категория «детей группы риска» представляется объектом изучения разных сфер научного познания, вследствие чего содержит междисциплинарный вид изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью данного явления. Дети группы риска - это та группа детей, что в силу определенных факторов своей жизни наиболее других категорий подвергается отрицательным внешним влияниям со стороны окружения и его преступных элементов, ставшим фактором дезадаптации не достигших совершеннолетия. Понятие «детей группы риска» предполагает следующие категории детей: - дети с трудностями в формировании, не имеющими ярко выраженной клинико-патологической характеристики; - дети, оставшиеся без попечения отца с матерью в силу различных факторов; - дети из неблагополучных, асоциальных семей; - дети из семей, бедствующих в социально-финансовой и социально-психологической поддержки и помощи; - дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией. Особенностью «детей группы риска» представляется то, что они пребывают под влиянием объективных нежелательных условий, которые могут повлиять или нет. В силу этого данной группы детей необходимо специальное внимание специалистов, единый подход с целью нивелирования негативных факторов и формирования условия с целью оптимального формирования детей. Причины попадания детей в «группу риска». Для решения проблем оказания психологической и социально-педагогической помощи и помощи детям и школьникам не обходимо Точно представлять себя контингент подобных детей и их психическую характеристику. Основными факторами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни данных детей: - алкоголизм 1-го либо двух опекунов; - асоциальное действие 1-го либо двух родителей (дармоедство, выпрашивание, воровство, проституция и пр.); - устройство на жилплощади родителями притонов с целью уголовных и асоциальных элементов; - сексуальное развращение отца с матерью своих детей, торговля ими; – избиение 1-го из опекунов на глазах детей собутыльниками либо иным родителем; – отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение 1-го из родителей от пьянства, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (по бои, избиения с нанесением тяжких травм, голодание и т. д.); – оставление малолетних детей одних без еды и вода; – неимение кровли над головой, скитание одновременно с родителями без денег к существованию и неимение стабильного места жительства; – побеги из дома, инциденты с ровесниками и т. д. Анализ условий существования таких детей и школьников демонстрирует, что нельзя выделить одну основную первопричину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего регистрируют комбинирование многочисленных негативных обстоятельств, которые делают невозможным последующее пребывание детей в семьях, где формируется непосредственная угроза здоровью ребенка, и его существования. Воздействие негативных, а нередко нечеловеческих обстоятельств существования детей в семьях довольно долгое время провоцирует негативные психические, физиологические и прочие перемены в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим следствиям. У детей появляются существенные отклонения, как в поведении, так и в личностном формировании. Им присуща одна отличительная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: неимение навыков гигиены, неспособность вести себя за столом, неумение приспособиться к неизвестной среде, к новым условиям, эротизм, патологии половой ориентации, кража, лицемерие, утрата ценности человеческой жизни, безжалостность, враждебность, потеря заинтересованности к труду, праздность, неимение ценностных ориентаций, неимение норм этики и нравственности, общепринятых в обществе, бездуховность, потеря заинтересованности к познаниям, плохие привычки (употребление спиртного, наркотиков, табакокурение, алкоголизм, матерщинная ругань и т. д.). Ребенок с задержкой речевого развития так же имеет возможность попасть в группу риска. Диагноз «задержка речевого развития» ставят детям вплоть до трёх лет. И эти 3 буквы - ЗРР - можно заметить фактически в любой мед карте воспитанника дома ребёнка. Помимо явных социальных факторов такого рода задержки (с детьми просто ни один человек не общается столько, сколько это нужно для полноценного формирования), причины имеют все шансы являться и соматические. В совершенстве к 2 годам у детей уже хороший лексический запас (от 100 вплоть до 300 слов), он активно строит предложения с двух-четырёх слов, применяет прилагательные, наречия, рассказывает стихотворение, задаёт вопросы. С двух, а тем более с трёхлетним ребёнком уже есть о чём побеседовать. Однако порой ребёнок в два года фактически не говорит предложениями, речевая инициативность его снижена, лексический запас ограничен звукоподражательными, лепетными словами. Порой разговор отсутствует вообще, или лексический запас весьма мал. Ребёнок имеет возможность какое-то время отставать в речевом развитии, в случае если у матери было неблагоприятное течение беременности либо родов (к примеру, гипоксия либо удушье плода, быстрые либо затянутые роды). В случае если в первые годы жизни малыш нередко болел, имеет пониженный иммунитет либо хроническое заболевание, существенно отстаёт от ровесников по росту, весу, признакам моторного развития - он также попадает в группу риска по ЗРР. Черепно-мозговые травмы и серьёзные интоксикации в свою очередь оказывают большое влияние на развитие речи. В группе риска - и дети с ослабленным здоровьем, наличием хронических заболеваний, со сниженным слухом, с неврологическим расстройствами. Если беременность матери была осложнена инфекциями, хронической гипоксией, роды протекали неблагоприятно - тоже есть предпосылки для речевого недоразвития. Очень часто дети с общим недоразвитием речи (ОНР) начинают позже говорить - к трём, четырём, а в особо тяжёлых случаях и только к пяти годам. В целом, ОНР представляет собой нарушение всех компонентов речи - фонетики, грамматики, лексики: нарушена слоговая структура слов (ребёнок переставляет слоги, сокращает их - «коломо» вместо «молоко», «титики» вместо «часики», «тика» вместо «бабушка»), неправильно произносятся звуки. Дети с ОНР с трудом усваивают грамматические нормы языка, в старшем возрасте медленно осваивают чтение, письмо, находятся в группе риска по дисграфии и дислексии. Психологические черты «детей группы риска». В исследованиях отечественных и западных психологов предоставляется относительная оценка «детей группы риска». И. В. Дубровина, Э. А. Минкова, М. К. Бардышевская и прочие ученые выявили, что общее физиологическое, психологическое формирование детей, воспитывающихся без попечения отца с матерью, различается от развития ровесников, растущих в семьях. У их помечаются медленный ритм психического развития, ряд отрицательных качеств: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и фантазия, позднее развитие умений саморегуляции и правильного поведения. Дети, воспитывающиеся в организациях социальной и психолого-педагогической помощи раннего возраста, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая увеличивается подобными психотравмирующими условиями, равно как изъятие ребенка из семьи и размещение его в разного рода учреждения (госпиталь, тюнер-дистрибьютер, дом временного пребывания, спецсанаторий и т. д.). Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, злости, неестественным реагированием на действия и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием инцендентов с ровесниками, неумением контактировать с ними. Организация обучения и воспитания «детей группы риска» обязана реализовываться всецело, только лишь тогда она достаточно эффективна. Доктор психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Данным детям необходимо лекарственная терапия, которую осуществляет врач – психолог. Главными направлениями работы врача психолога являются оптимизация общения «детей группы риска» с ровесниками и взрослыми, развитие у их чувства собственного достоинства и уверенности в себе, формирование мастерства ставить пред собою цели и владеть собой. Так как у «детей группы риска» отмечаются патологии в познавательной деятельности, в таком случае работа дефектолога будет состоять в формировании у этих детей таких действий, как интерес, память, образного и логического мышления, формирования восприятия и ориентировки в пространстве. В задачу логопеда станут входить последующие направления работы: проверка состояния речи данных детей, деятельность согласно исправлению звукопроизношения, формирование лексикографического запаса (как правило, у данных детей отличается общее недоразвитие речи), предотвращение оптической дисграфии и дислексии, компенсация недостатков согласно русскому языку. Огромная роль в работе с детьми «группы риска» отводится социальному педагогу. Он обязан исследовать совместно с практическим специалистом по психологии медико-психологические, возрастные, индивидуальные характерные черты детей, их способности, круг интересов, позиция к школе, учебе, действия, область общения, выявлять положительные и отрицательные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу принципиально знать о материальных и квартирных условиях подопечных, ему следует регулярно подвергать анализу те или иные актуальные коллизии, с целью этого чтобы помочь ему и педагогам отыскать верные пути решения и выхода из негативных ситуаций. Он обязан взаимодействовать с разными социальными службами, проявляя нужную помощь детям. Существенным компонентом работы социального педагога является своевременное развитие у детей общественно важных межполовых взаимоотношений, так же социальный учитель организует правовое просвещение среди педагогов, учеников, объясняя им их полномочия и прямые обязанности.
4. Эмоциональная и социальная депривация
Эмоции являются важной составляющей, обеспечивающей успешность человека, и его самовыживание. Кроме того чувства имеют большое эволюционное значение, так как собственно они обеспечивают другой вид мотивации, бихевиористический направленности, наибольшую вариативность действия. Общеизвестно, что данные качества дают возможность индивидууму благополучно взаимодействовать с находящейся вокруг средой, и нормально адаптироваться. Ученые обращают особенное внимание в роль эмоций, равно как в формировании, так и в развитии человека.
Что собою представляет экспансивная жизнедеятельность? Прежде всего, это чувства, отображающие реальность, хоть это совершается весьма специфично.
Человек развивается, и совместно с этим в экспансивном плане изменяется его отношение к окружению, оно принимает максимальную дифференцируемость, начинает все более соответствовать назначенной роли, отображает его стремления и требования, чувства проявляют прямое влияние практически в любой компонент сознания. В том числе, на воспоминания, предположение, восприятие, мышление. Как отличительная закономерность, появляется рост познания реальности, так как формируются чувства и Эмоции, в особенности в младенческом возрасте. Происходит изучение личности с общественной сферой, познавательные процессы становятся наиболее глубокими. При эмоциональной депривации почти все из упомянутого отсутствует, лишая человека стандартного развития. Один из значительных факторов, предопределяющим в будущем детское формирование, является стремление отца с матерью заиметь малыша, к тому же, данное стремление осмысленное. Оно представляется основным фактором в создании структуры психо-эмоционального плана детской личности. Уже в предродовой период у него начинает складываться положительный взгляд на жизнедеятельность, находящихся вокруг, в этом числе и на самого себя. В его подсознании заложено, что он обожаем собственными родителями, его ожидают. И данное представляется обусловливающим в будущем формировании малыша. Особенности эмоциональной депривации. Эмоциональная депривация представляет собой особенную, персональную переработку стимульного обеднения, которого ребенок либо взрослый человечек достиг в обусловленной ситуации. Данное психическое состояние требует устранения, и в случае если существует недостаток проявления эмоций в окружении человека, в таком случае появляются свойственные особенности, предоставляющие вероятность определения эмоциональной депривации. Установление эмоциональных взаимосвязей представляется главным условием, которое является гарантом эффективности воспитательских компонентов, если речь идет о ребенке. В практике психиатрии существует много прецедентов, в основе каковых допускается утверждать, что успешное формирование малыша может быть только в том случае, если между ним и взрослым человеком поставлены верные психические взаимоотношения. Известно, что же экспансивная депривация в максимальной степени характерна детям, и если они пребывают в чрезмерно изменяющейся среде, в таком случае формирование совершается таким способом, что малыш становится социально-гиперактивным. Его притягивают всегда новые контакты, причем, что не имеет значения, от кого они исходят. Активность детей, испытывающих эмоциональную депривацию, имеет социально-психологическую окраску. В таком случае принимать, они влезают на колени даже к неизвестным людям, стремятся привлечь к себе внимание. При аналогичных контактах постоянно вводится взаимопонимание, что характерно высокий изменчивостью, хоть и является положительным. При нехватке эмоциональных переживаний считается, что индивид ощущает эмоциональную депривацию, и такой своеобразный недостаток общения становится основанием зарождения обычных для подобного типа депривации последствий. Тем не менее, в типичной жизни патологические состояния нервной системы малыша можно отметить не всегда, и подобная несвоевременность в будущем формирует дополнительные осложнения. Малыш начинает испытывать Ощущение тоски и одиночества, могут время от времени появляться проблемы социального плана, формируются сложные комплексы, которые обусловлены эмоциональной депривацией любого типа. Социальная депривация. Развитие ребенка во многом находится в зависимости от общения со старшими, что оказывает большое влияние не только лишь на психическое, но и, на ранних стадиях, на физиологическое развитие ребенка. Сразу после появления на свет у малыша отсутствует общение со старшими: он не дает ответ на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Однако уже по прошествии 2-го месяца жизни он вступает в связь, что допускается считать общением: он начинает совершенствовать особенную активность, объектом которой представляется взрослый. Данная инициативность выражается в форме интереса и заинтересованности малыша к взрослому, эмоциональных проявлений у малыша к взрослому, активных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Можно допустить, что чем младше ребенок, тем труднее для него будет социальная изоляция. В фолианте чехословацких ученых И. Лангмейера и 3. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте» приводится масса выразительных примеров того, к чему сможет привести общественная изоляция ребенка. Это и так называемые «волчьи дети», и по существу трагические эпизоды из жизни нынешних детей, какие с раннего раннего возраста никого не видели и ни с кем не разговаривали. Всегда эти дети не умели разговаривать, слабо либо абсолютно никак не ходили, постоянно плакали, всего опасались. Наиболее ужасающее то, что, за единичными исключениями, даже при самом самоотверженном, долготерпеливом и умелом ухаживании и воспитании подобные дети на целую жизнь оставались неполноценными. Даже в тех вариантах, когда вследствие подвижнической работе воспитателей совершалось формирование умственные способности, сохранялись тяжелые патологии личности и общения с другими людьми. В основных стадиях «перевоспитания» дети ощущали явный страх пред людьми, в дальнейшем страх людей заменялась переменчивыми и плохо дифференцированными взаимоотношениями с ними. В общении подобных детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутолимая потребность любви и внимания. Проявления Эмоций характеризуются, с одной стороны, бедностью, а с иной стороны, резкой, эмоциональной окрашенностью. Данным детям характерны взрывы чувств - бурной радости, бешенства и дефицит глубоких, стабильных чувств. Необходимо заметить также, что они в эмоциональном отношении весьма ранимы, в том числе и незначительное высказывание сможет спровоцировать резкую психологическую реакцию. Чем старше дети, тем в более мягких формах выявляется социальная депривация и тем скорее и эффективнее совершается компенсация в случае особой педагогической либо психологической деятельность. Однако фактически никогда в жизни не получается устранить результаты социальной депривации на уровне отдельных глубоких индивидуальных структур. Люди, перенесшие в раннем возрасте социальную изоляцию, продолжают переживать сомнение к абсолютно всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чересчур критичными к другим, непризнательными, все время как бы ожидают подвоха со стороны других людей. Многие схожие cвойства можно увидеть у учеников школы-интерната. Однако вероятно, наиболее показателен характер их общественных контактов в последствии завершения учебы в интернате, когда они вступили в обычную взрослую жизнь. Прежние ученики ощущают явные проблемы при установлении разных социальных контактов. К примеру, невзирая на весьма сильное стремление создать нормальную семью, вступить в родительскую семью близкого избранника либо избранницы, они нередко терпят провалы на этом пути. В следствии всегда приходит к тому, что формируются семейные либо сексуальные взаимосвязи с бывшими однокашниками, с членами той самой категории, с которой они терпели общественную изоляцию. К абсолютно всем другим они испытывают сомнение, чувство незащищённости.
Вывод по лекции
Процесс социализации человека не прекращается всю его жизнь, однако особенно усиленно он проходит в юные года. Именно в этом случае формируется основание внутреннего формирования личности, что повышает значимость качества обучения, увеличивает ответственность общества, задающего некоторую концепцию координат воспитательского процесса, который содержит в себе развитие миропонимания, опирающегося на общечеловеческие и внутренние ценности; формирование креативного мышления; формирование высокой общественной активности, целеустремленности, необходимости и способность действовать в коллективе, влечение к новому и умение определять оптимальное разрешение жизненных задач в необычных ситуациях; необходимость в беспрерывном самообразовании и создании профессиональных достоинств; умение лично принимать решения; почтение к законам, нравственным ценностям; общественную ответственность, партикулярное мужество, формирует cознание внутренней независимости и своего достоинства; развитие государственного самосознания российского гражданина. Проблема дезадаптации у молодых подростков выражается в основном в учебной деятельности, т.е. в неуспеваемости, тогда как проблема школьной дезадаптации у школьников может являться наиболее обширной и полной. В следствии этого, анализ данной проблемы направлено больше на школьников, нежели на младших школьников. Дезадаптация – результат внутренней либо внешней (порой единой) дегармонизации взаимодействия личности с самим собой и окружением, проявляющийся в внутреннем дискомфорте, нарушениях работы, действия и взаимодействий личности. В зависимости от области исследования выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной группы детей относят тех, кто испытывает проблемы в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, отношениях со старшими и ровесниками, социализации в целом. Дети группы риска – это та группа детей, что в силу определенных факторов своей жизни наиболее других категорий подвергается отрицательным внешним влияниям со стороны окружения и его преступных элементов, ставшим фактором дезадаптации не достигших совершеннолетия. Эмоции являются важной составляющей, обеспечивающей успешность человека, и его самовыживание. Кроме того чувства имеют большое эволюционное значение.
Вопросы для самопроверки 1. Какова содержательная характеристика понятия социализации? 2. Что в современной психолого-педагогической науке понимаются под нормой и отклонением? 3. Какова содержательная характеристика понятия дезадаптации? 4. Каковы основные характерологические параметры детей группы риска? 5. Что такое депривация и в чем сущность эмоциональной и социальной депривации? Литература и Интернет-ресурсы [8, 10, 1].
Источник: Артеменко О. Н., Звездина Н. А. А Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям: учебное пособие (курс лекций). – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 141 с. |