Валентина Долгова, Юлия Рокицкая, Галина Голиева, Ольга Кондратьева, Валерия Шаяхметова Аннотация
Детско-родительские отношения претерпевают - в период, когда дети достигают возраста 14-15 лет - тенденцию в поведении детей к независимости и тенденцию в поведении родителей поддерживать межличностные отношения с подростками. Поэтому особое значение имеет специфика конфликтного поведения, закономерности его развития и формирования в подростковом возрасте, что закладывает основы общения растущей личности. Однако исследований о влиянии детско-родительских отношений на конфликтное поведение подростков все еще недостаточно. Целью данного исследования является теоретическое обоснование и выявление взаимосвязи между параметром "оценка детскородительских отношений" и уровнем конфликтного поведения подростков. Исследование влияния детско-родительских отношений на конфликтное поведение подростков проходило в три этапа: поисково-подготовительный, экспериментальный, контрольнообобщающий; использовались как теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, постановка целей, моделирование), так и эмпирические методы (тестирование, методы диагностического обследования, определение уровня значимости с использованием коэффициента Пирсона). В ходе исследования было обследовано 45 подростков и 72 родителя. Исследование подтверждает теоретические выводы о том, что в подростковом возрасте наблюдается проявление конфликта, в том числе во взаимоотношениях родителей и детей. Это связано с изменением психологического статуса подростка и недостаточной мобильностью со стороны родителей при взятии взрослого ребенка. Выявлена прямая зависимость между параметром "оценка детско-родительских отношений".
Ключевые слова: детско-родительские отношения, взаимодействие подростков, конфликт, корреляция конфликтного поведения.
Введение
Актуальность исследования обусловлена теми факторами, которые являются спецификой конфликтного поведения (Долгова и др., 2019; Маст и др., 2015; Тан и др., 2015), закономерностями его развития и формирования в подростковом возрасте (Анестис и др., 2014; Гарбер и др., 2016; Клейман и др., 2016), которые закладывают основы для общения растущей личности, имеют особое значение. На этом этапе жизни подросток освобождается от родительской опеки и выстраивает новую систему отношений для вхождения во взрослую среду (Chevalier, 2015; Harreveld et al., 2015). Успех выполнения этой задачи снижает уровень конфликта, а проблемы присоединения к обществу способствуют развитию конфликтного поведения в будущем (Hirsh & Kang, 2016; Wynn, 2016). В этот период отношения между родителями и детьми претерпевают тенденцию к независимости и тенденцию к поддержанию межличностных отношений между родителями и подростками (Долгова и др., 2018; Джонс и др., 2015). При психологическом принятии родителями старших подростков доминирует отсутствие склонности к лидерству, поскольку они стремятся добиться расположения и уважения к своему авторитету, не прибегая к силе. Дети, с другой стороны, проявляют позитивный интерес к случаям, когда родители стремятся добиться их благосклонности и уважения к родительской власти, не прибегая к декларациям и догмам. Автономия основана на деспотической "слепой" власти, которая не терпит снисхождения, однако матери замечают акцент на отсутствие требований запрета для подростков, а отцы - забор. Непоследовательность в линии воспитания в равной степени оценивается подростками как склонность к крайне противоречивым формам поведения с максимальной амплитудой выражения. Более того, для матерей противоположностью силе и недоверию являются уступчивость и гиперпроективность, а для отцов - доверчивость и конформизм. Все это влияет на увеличение конфликтов в подростковом возрасте между родителями и детьми. Гипотеза исследования: было высказано предположение, что будет выявлено значительное влияние детско-родительских отношений на конфликтное поведение подростков 14-15 лет. Корреляция между оценками детско-родительских отношений считается значимой, если она превышает критическое значение коэффициента корреляции Пирсона.
Постановка проблемы
Детско-родительские отношения претерпевают - в период, когда дети достигают возраста 14-15 лет - тенденцию в поведении детей к независимости и тенденцию в поведении родителей поддерживать межличностные отношения с подростками. Поэтому особое значение имеет специфика конфликтного поведения, закономерности его развития и формирования в подростковом возрасте, что закладывает основы общения растущей личности. Однако исследований о влиянии детско-родительских отношений на конфликтное поведение подростков все еще недостаточно.
Вопросы исследования Вопросы исследования связаны: — с анализом психолого-педагогической литературы по проблеме и выявлением особенностей влияния детско-родительских отношений на конфликтное поведение подростков 14-15 лет; — с определением этапов, методов и приемов исследования; — с проведением экспериментального исследования конфликтного поведения подростков 14-15 лет и влияния на него детско-родительских отношений.
Цель исследования Теоретически обосновать и выявить взаимосвязь между параметром "оценка детско-родительских отношений" и уровнем конфликтного поведения подростков 14-15 лет.
Методы исследования Исследование влияния детско-родительских отношений на конфликтное поведение подростков проходило в три этапа: поисково-подготовительный, экспериментальный, контрольнообобщающий. В исследовании влияния отношений между родителями и детьми на конфликтное поведение подростков 14-15 лет использовались как теоретические методы (анализ психологопедагогической литературы, синтез, обобщение, постановка целей, моделирование), так и эмпирические методы (тестирование, методы диагностического обследования, определение уровня значимости) с использованием Коэффициент Пирсона). Для анализа взаимодействий с детьми использовались четыре метода: "Поведение родителей и отношение подростков", опросник "Взаимодействие родителей и детей" (PCI). Чтобы определить влияние отношений между родителями и детьми на конфликтное поведение подростков 14-15 лет, мы выбрали Методику оценки уровня конфликтности. Эта методика позволяет оценить степень конфликтности или тактичности человека (тактичный и миролюбивый, конфликтный, спорящий и конфликтный). Для определения стратегии поведения в конфликте была разработана "Методика социально-психологической диагностики конфликтов» К.Томас. Выбранные методы являются валидными, стандартизированными и считаются классическими методами изучения конфликтного поведения, соответствуют возрастным нормам и целям исследования (Забродин и Пахалян, 2015). Было обследовано 45 подростков и 72 родителя. Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа", в нем приняли участие учащиеся 9 класса (25 человек) и их родители. Данные, полученные в ходе исследования, представлены в таблицах и диаграммах, обработанных с использованием качественного и количественного анализа. Анализ результатов диагностики по опросу "Поведение родителей и отношение подростков" выявил отношение родителей к подросткам и наоборот, отношение подростков к родителям. Характерные различия в отношениях между детьми и родителями были выявлены ранее (Dreisbach & Fischer, 2015; Heerey, 2015). Для сравнения отношений родителей и подростков представлен график, представленный на рисунке 1.
 |
Рисунок 1- Сравнительный график отношений по Э. Шаферу На рисунке 1 показано, что отношение родителей к подросткам и наоборот, практически совпадают, из этого можно сделать вывод, что в семьях существует влияние родителей на детей. Из рисунка мы видим, что в основном враждебность и непоследовательность в отношениях между детьми и родителями различаются, при этом у трети (30 %) детей время от времени возникают враждебные отношения, а у 30% родителей непоследовательность. У обоих не должно быть даже склонности к покровительству, хотя отцы могут, в виде исключения, отрываться от дел и прислушиваться к просьбам подростка. Мы рассмотрели оценку взаимодействия родителей с детьми, используя методологию опросника "Взаимодействие родителей и детей" (PCI). Он предназначен для анализа взаимодействия родителей и детей. Анализ результатов, полученных для определенных категорий опросника "Взаимодействие родителей и детей" (PCI), привел к следующим обобщениям: — преобладающий уровень конфликтности выше среднего наблюдается у 24% (6 человек), что свидетельствует о некоторой неустойчивости этих подростков в конфликтной ситуации с преобладанием конфликтности личности; — 36% подростков имеют средний уровень конфликтности, который считается расположением конфликта в пределах нормы, такие люди склонны разрешать возникающие конфликтные ситуации, но не провоцируют их возникновение самостоятельно, без какой-либо особой необходимости; — у 28% уровень конфликтности ниже среднего; представители этой группы стремятся избегать конфликтных ситуаций; при разрешении конфликтной ситуации выбирают наиболее быстрый способ ее разрешения; — 12% имеют низкий уровень конфликтности, что может свидетельствовать о нежелании вступать в конфликтные ситуации и желании избегать их. В группе преобладает средний уровень конфликтности, при этом подростки демонстрируют независимость, отдаленность от родителей, автономию, отчужденность. Анализ данных, полученных при оценке ответов родителей, выявил высокие баллы в оценке взаимодействия по шкалам "мягкость-строгость", "отвержение-принятие", "отсутствие сотрудничества-сотрудничества", "несогласие-согласие", "непоследовательность-последовательность". Уточнение результатов было дополнительно проведено с помощью "Методологии социально-психологической диагностики конфликтов К. Томас". Наиболее выраженными были две стратегии поведения в конфликте: соперничество (40 %) и адаптация (24 %). Таким образом, можно сделать вывод, что 64% подростков проявляют неустойчивое поведение, на них часто навешивают ярлыки, то есть поведение в подростковом возрасте неоднозначно. Используя коэффициент корреляции Пирсона, мы определили, что корреляция считается статистически значимой. В результате расчетов была обнаружена прямая зависимость между параметром "оценка детско-родительских отношений" и уровнем конфликтного поведения подростка, который составил 0,811. Это значение выше критерия Пирсона и находится на уровне значимости 0,01, т.е. P> 0,36. Таким образом, гипотеза исследования о том, что существует адекватное значимое влияние детско-родительских отношений на конфликтное поведение подростков 14-15 лет, была подтверждена.
Заключение
Исследование подтверждает теоретические выводы о том, что в подростковом возрасте наблюдается проявление конфликта, в том числе во взаимоотношениях родителей и детей. Это связано с изменением психологического статуса подростка и недостаточной мобильностью со стороны родителей при принятии взрослого ребенка. Выявлена прямая зависимость между параметром "оценка детско-родительских отношений" и уровнем конфликтного поведения подростка. Для улучшения взаимодействия необходимо знать методы воздействия на эмоциональное отношение родителя к ребенку, особенно воспитательную позицию родителя, последовательность и удовлетворенность участников.
Благодарности Исследование проводится в рамках проекта "Научнометодические основы психологии и технологии управления инновационными образовательными процессами в меняющемся мире", курируемого Южно-Уральским исследовательским центром Российской академии образования при Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете. Грант Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева (руководитель Долгова В.И.). Авторы хотели бы выразить благодарность аспирантке кафедры психологии ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета А. Ляховой за проведение констатирующего эксперимента под их руководством.
Список литературы Анестис, доктор медицинских наук, Соберай, К. А., Гутьеррес, П. М., Джойнер, Т. Е., & Эрнандес, Т. Д. (2014). Пересмотр связи между импульсивностью и суицидальным поведением. Личность и общество. Психол. Rev., 18(4), 366-386. Шевалье, Н. (2015). Развитие исполнительной функции: понимание окружающей среды для адаптивного поведения. Текущий прямой. в psychol. Sci., 24(5), 363-368. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., Саламатов А. А. (2018). Индивидуальные психологические предикторы адаптивного поведения у подростков. Булл. Новосибирского государственного педагогического университета. Универ., 8 (1), 45-59. Долгова В., Кондратьева О., Сенчева Л., Рокицкая Ю. (2019). Психокоррекция конфликтного поведения студентов колледжа. Advan. в экон., Бузин. и managem. Отв., 90, 17-20. Dreisbach, G., & Fischer, R. (2015). Конфликты как аверсивные сигналы для адаптации к контролю. Актуальные направления в психол. Sci., 24(4), 255-260. Гарбер Дж., Франкель С. А. и Херрингтон С. Г. (2016). Требования к развитию когнитивно-поведенческой терапии депрессии у детей и подростков: когнитивные, социальные и эмоциональные процессы. Ежегодное издание Clin. Психол., 12, 181-216. Харревельд Ф., Махлен Х. У. и Шнайдер И. К. (2015). Азбука амбивалентности: аффективные, поведенческие и когнитивные последствия поведенческого конфликта van. Advan. В экспериментальном соц. психол., 52, 285-324. Хирей, Э.А., (2015). Расшифровка диады: проблемы в изучении индивидуальных различий в социальном поведении. Актуальные направления в психол. Sci., 24(4), 285-291. Хирш, Дж. Б., & Кан, С. К. (2016). Механизмы конфликта идентичности: неуверенность, тревога и система поведенческого торможения. Личность и общество. Психол. Rev., 20(3), 223-244. Джонс, Д. Д., Кэссиди, Дж., & Шейвер, П. Р. (2015). Стили привязанности родителей, о которых они сами сообщают: обзор связей с поведением родителей, эмоциями и познаниями. Личность и общество. Психол. Rev., 19(1), 44-76. Клейман Т., Стерн С. и Троп Ю. (2016). Когда пространственное и идеологическое сталкиваются: метафорический конфликт формирует социальное восприятие. Психол. Sci., 27(3), 375-383. Маст М., Фрауендорфер Д., Гатика-Перес Д., Нгуен Л. и Чоудхури Т. (2015). Социальное зондирование для психологии: автоматизированные оценки межличностного поведения Schmid. Текущий прямой. в psychol. Sci., 24(2), 154-160. Тан Ю. Ю., Познер М. И., Ротбарт М. К. и Волков Н.Д. (2015). Схема самоконтроля и ее роль в снижении зависимости. Тенденции в познании. Sci., 19(8), 439-444. Винн К. (2016). Истоки ценностного конфликта: дети не соглашаются не соглашаться. Тенденции в познании. Sci., 20(1), 3-5. Zabrodin, Yu. M., & Pakhalyan, V. E. (2015). Psychodiagnosis. Tertiary Education. References Anestis, M. D., Soberay, K. A., Gutierrez, P. M., Joiner, T. E., & Hernandez, T. D. (2014). Reconsidering the Link Between Impulsivity and Suicidal Behavior. Personality and Soc. Psychol. Rev., 18(4), 366386. Chevalier, N. (2015). Executive Function Development: Making Sense of the Environment to Behave Adaptively. Current Direct. in Psychol. Sci., 24(5), 363-368. Dolgova, V. I., Rokitskaya, Yu. A., & Salamatov, A. A. (2018). Individual psychological predictors of adaptive behavior in adolescents. Bull. of the Novosibirsk State Pedag. Univer., 8(1), 45-59. Dolgova, V., Kondratieva, O., Sencheva, L., & Rokitskaya, Ju. (2019). Psychocorrection of conflictual behaviour of college students. Advan. in Econ., Busin. and Managem. Res., 90, 17-20. Dreisbach, G., & Fischer, R. (2015). Conflicts as Aversive Signals for Control Adaptation. Current Directions in Psychol. Sci., 24(4), 255260. Garber, J., Frankel, S. A., & Herrington, C. G. (2016). Developmental Demands of Cognitive Behavioral Therapy for Depression in Children and Adolescents: Cognitive, Social, and Emotional Processes. Annual Rev. of Clin. Psychol., 12, 181-216. Harreveld, F., Makhlen, H. U., & Schneider, I. K. (2015). The ABC of Ambivalence: Affective, Behavioral, and Cognitive Consequences of Attitudinal Conflictvan. Advan. in Experimental Soc. Psychol., 52, 285324. Heerey, E.A., (2015). Decoding the Dyad: Challenges in the Study of Individual Differences in Social Behavior. Current Directions in Psychol. Sci., 24(4), 285-291. Hirsh, J. B., & Kang, S. K. (2016). Mechanisms of Identity Conflict: Uncertainty, Anxiety, and the Behavioral Inhibition System. Personality and Soc. Psychol. Rev., 20(3), 223-244. Jones, J. D., Cassidy, J., & Shaver, P. R. (2015). Parents’ SelfReported Attachment Styles: A Review of Links with Parenting Behaviors, Emotions, and Cognitions. Personality and Soc. Psychol. Rev., 19(1), 44-76. Kleiman, T., Stern, C., & Trope, Y. (2016). When the Spatial and Ideological Collide: Metaphorical Conflict Shapes Social Perception. Psychol. Sci., 27(3), 375-383. Mast, M., Frauendorfer, D., Gatica-Perez, D., Nguyen, L., & Choudhury, T. (2015). Social Sensing for Psychology: Automated Interpersonal Behavior AssessmentSchmid. Current Direct. in Psychol. Sci., 24(2), 154-160. Tang, Y. Y., Posner, M. I., Rothbart, M. K., & Volkow, N. D. (2015). Circuitry of self-control and its role in reducing addiction. Trends in Cognit. Sci., 19(8), 439-444. Wynn, K. (2016). Origins of Value Conflict: Babies Do t Agree to Disagree. Trends in Cognit. Sci., 20(1), 3-5. Zabrodin, Yu. M., & Pakhalyan, V. E. (2015). Psychodiagnosis. Tertiary Education. Список литературы Анестис, Соберай, К. А., Гутьеррес, П. М., Джойнер, Т. Е., & Эрнандес, Т. Д. (2014). Пересмотр связи между импульсивностью и суицидальным поведением. Личность и общество. Психол. Rev., 18(4), 366-386. Шевалье, Н. (2015). Развитие исполнительной функции: понимание окружающей среды для адаптивного поведения. Текущий прямой. в psychol. Sci., 24(5), 363-368. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., Саламатов А. А. (2018). Индивидуальные психологические предикторы адаптивного поведения у подростков. Булл. Новосибирского государственного педагогического университета. Универ., 8 (1), 45-59. Долгова В., Кондратьева О., Сенчева Л., Рокицкая Ю. (2019). Психокоррекция конфликтного поведения студентов колледжа. Advan. в экон., Бузин. и managem. Отв., 90, 17-20. Dreisbach, G., & Fischer, R. (2015). Конфликты как аверсивные сигналы для адаптации к контролю. Актуальные направления в психол. Sci., 24(4), 255-260. Гарбер Дж., Франкель С. А. и Херрингтон С. Г. (2016). Требования к развитию когнитивно-поведенческой терапии депрессии у детей и подростков: когнитивные, социальные и эмоциональные процессы. Ежегодное издание Clin. Психол., 12, 181216. Харревельд Ф., Махлен Х. У. и Шнайдер И. К. (2015). Азбука амбивалентности: аффективные, поведенческие и когнитивные последствия поведенческого конфликтаvan. Advan. В экспериментальном соц. Психол., 52, 285-324. Хирей, Э.А., (2015). Расшифровка диады: проблемы в изучении индивидуальных различий в социальном поведении. Актуальные направления в психол. Sci., 24(4), 285-291. Хирш, Дж. Б., & Кан, С. К. (2016). Механизмы конфликта идентичности: неуверенность, тревога и система поведенческого торможения. Личность и общество. Психол. Rev., 20(3), 223-244. Джонс, Д. Д., Кэссиди, Дж., & Шейвер, П. Р. (2015). Стили привязанности родителей, о которых они сами сообщают: обзор связей с поведением родителей, эмоциями и познаниями. Личность и общество. Психол. Rev., 19(1), 44-76. Клейман Т., Стерн С. и Троп Ю. (2016). Когда пространственное и идеологическое сталкиваются: метафорический конфликт формирует социальное восприятие. Психол. Sci., 27(3), 375-383. Маст М., Фрауендорфер Д., Гатика-Перес Д., Нгуен Л. и Чоудхури Т. (2015). Социальное зондирование для психологии: автоматизированные оценки межличностного поведения Schmid. Текущий прямой. в psychol. Sci., 24(2), 154-160. Тан Ю. Ю., Познер М. И., Ротбарт М. К. и Волков Н.Д. (2015). Схема самоконтроля и ее роль в снижении зависимости. Тенденции в познании. Sci., 19(8), 439-444. Винн К. (2016). Истоки ценностного конфликта: дети не соглашаются не соглашаться. Тенденции в познании. Sci., 20(1), 3-5. Забродин Ю. М., Пахалян В. Е. (2015). Психодиагностика. Высшее образование. Цитируйте эту статью как: Долгова В., Рокицкая Ю., Гольева Г., Кондратьева О., Шаяхметова В. (2020). Влияние детско-родительских отношений на конфликтное поведение подростков 14-15 лет. В и Д. К. Батаев (ред.), Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма», посвященный 80-летию Туркаева Хасана Вахитовича, том 92. Европейские труды по социальным и поведенческим наукам (стр. 1638-1644). Европейское издательство. Источник: Подростковый оптимизм / В.И. Долгова, А.А. Нуртдинова, М.А. Соломатина. — М.: ПЕРО, 2022. — 211 с. — 500 экз. ISBN 978-5-00204-771-0 |