На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретико-методологические основы профессиональной этики педагога
Теоретико-методологические основы профессиональной этики педагога
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

2.1. Особенности педагогической деятельности и нравственные основы отношения к своему труду


Педагогическая профессия - профессия, отличающаяся своим самобытным смыслом, значимостью.
В зависимости от основного содержания педагогической специальности можно выделить следующие особенности (рисунок 2.1)

этика2

Рисунок 2.1. Основные особенности педагогической профессии


Гуманизм - образ особого отношения к человеку как высокой ценности жизни.
Гуманизм педагога выражается в готовности помочь другим людям, проявлении уважения, проявлении заботы и участия в каждом деле. Он взаимодействует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с учетом интересов и способностей, особенностей мышления.
Творчество - создание новых культурных и материальных ценностей. Основная характеристика творческой педагогической деятельности. Педагогическое творчество - это процесс решения творческих проблем в изменяющихся условиях.
Гуманистическая направленность в педагогической деятельности - требует совершенствования учителей с точки зрения нравственно-гуманного отношения к учащимся.
Особенностью педагогической деятельности является ее комплексность, во-первых, к ней относятся содержание профессионального образования, владение методикой преподавания, знание принципов его организации.
Во-вторых, он формирует профессиональное образование, осознанное правило-принцип.
В-третьих, теоретическая, технологическая, методическая. Его формируют каждый педагог в соответствии со своим опытом, на основе научных знаний.
Еще одной особенностью педагогической деятельности является склонность к педагогической деятельности. Можно назвать различные эмоции, проявляющие склонность к педагогической деятельности. Это:
- умение общаться с людьми;
- профессиональная дальновидность, наблюдательность;
- эмоциональная устойчивость, способность к самовоспитанию, регулировать свои склонности.
Оптимистическая предсказуемость - с надеждой смотреть вперед, воспитывать у учащихся надежду, веру в будущее.
Нравственные основы отношения педагога к своему труду развиваются параллельно с освоением особенностей профессиональной деятельности. В сочетании с такими качествами, как любовь к Родине, казахстанский патриотизм, общественная ответственность, раскрываются особенности деятельности педагога.
Творчество - обеспечивает его высокое качество, вступая во все виды трудовой деятельности. В науке определены следующие виды творчества:
- материально-техническое оснащение;
- духовно-теоретический;
- социально-организационная;
- художественно-творческая;
- педагогический.
Творческая деятельность учителя состоит из таких этапов, как умение видеть противоречие в конкретной педагогической ситуации, самостоятельный поиск ее решения, выработка идей, ее реализация, анализ результатов, повторная мысль, совершенствование. Во время такой деятельности питаются внутренние души учителя, повышается потенциал учителя. Это комплексное качество, а также сложная структура, состоящая из единиц внутренней психической, духовной, внешней практической деятельности.
Через творческое мышление учитель учитывает свою индивидуальность, профессиональный уровень и пути ее дальнейшего совершенствования. Это можно назвать другим рефлексивным мышлением. Учитель, который анализирует свой опыт, никогда не требует чего-то готового. Потому что в учительской деятельности нет единых стандартов, и быть не может [8].
Для учителя с развитым творческим потенциалом необходимо запомнить содержание образования, специфику каждого ученика, преимущества ученического коллектива, стратегию и тактику соответствующих форм и методов организации обучения.
Кроме того, он является одним из главных его ценностей, когда это необходимо.
Коллективная характеристика труда - если группы «человек- человек» других профессий имеют действия представителя профессии (продавец, врач, библиотекарь), а в педагогической профессии невозможно выделить труд каждого педагога, семьи и другого субъекта в правильном получении образования.
Чем больше юридически признают коллективную инициативу педагогической профессии, тем чаще используется понятие совместного субъекта педагогической деятельности. Объясняется, что совместным субъектом является педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения полностью, а в узком смысле - педагоги, имеющие отношение к группе учащихся или к индивидуальному ученику.


Вопросы и задания для закрепления:
1. Поместите в таблицу научно-педагогические представления об особенностях учительской профессии.
2. Напишите педагогическое сочинение на темы «Почему я выбрал(а) учительскую профессию?», «Особенности педагогической деятельности».
1- задание. Информационный проект: «Требования к учителю самопознания».
2- задание. Напишите диаманту к слову «гуманизм». Диаманта - форма стихотворения, состоящая из семи строк, первая и последняя строки должны быть противоположными. Значения полезны при работе с противоположными понятиями.

1,7-строчки           -           антоним
существительные

 

2 - два прилагательных к первому существительному

 

3-три       глагола       к       первому
существительному

 

4        -        два        словосочетания
существительного

 

5      - три глагола второго
существительного

 

6 - два прилагательных к второму существительному

 

3- задание. Каждый студент записывает в стикер хорошие дела, которые он сделал, или хорошие качества. Каждый из них раскрывает свои таланты,
свойства, которые он сделал другим, окружающим.
4- задание. Каждый участник готовит свое имя. Только от своего имени можно писать и вставить все другое. На выполнение задания отводится пять минут. Затем водитель собирает все имена и указывает на группу, а в группе- определить, кто принадлежит имени.
Основой для анализа являются ответы на следующие вопросы:
- Что помогло найти автора?
- Какой успех вы олицетворяли в своем имени?
- Я - подарок человечеству.
- Каждый из нас должен верить в свои возможности, особенно к руководителю.
На первом этапе каждому участнику он дает минуту времени, чтобы объяснить, почему он является подарком человечеству. На втором этапе они объединяются в группу из трех, четырех человек, каждая группа доказывает свои ответы и отвечает на вопросы участников. На это отводится пять, шесть минут.
По мере выполнения групп-участников отводится место в зависимости от глубокого ответа и значимости заключений экспертиз.


Основой для анализа являются ответы на следующие вопросы:
- Что вы чувствуете после выполнения упражнения?
- Вы почувствовали свои возможности?
- Насколько глубоко вы можете оценить свои способности и возможности?


2.2. Профессиональная этика педагога: сущность, содержание, функции


Профессиональная этика - область общей этической науки. Он рассматривает моральные особенности какой-либо профессии, нравственные принципы в трудовой деятельности людей, занимающихся этой профессией, особенности их осуществления [9]. Например:
- этика управленческой профессии - система этических понятий и воспитательных указаний, связанных с управленческой деятельностью;
- этика военной профессии - система понятий и указаний, направленных на обеспечение уровня управления армией в целях укрепления ее военной силы;
- медицинская этика - по этике врач должен быть справедливым, приятным, просторным человеком в каждом случае. Клятва Гиппократа.
Задачи профессиональной этики:
- установление в коллективе порядка, отвечающего общечеловеческим требованиям;
- внедрение понятий профессионального долга, профессиональной чести;
- повышение престижа коллектива;
- расширение, продвижение профессиональной деятельности, тем самым успешное увеличение доходов, улучшение условий жизни лиц, причастных к профессии. В конечном итоге служить укреплению политикосоциальной стабильности.
Наша и ваша профессиональная профессия (для вас в будущем) - педагогическая профессия. Теперь давайте остановимся на этике в этом направлении.
Педагогическая этика - своеобразная глава этической науки:
- изучает особенности педагогической морали;
-определяет особенности реализации нравственных принципов в педагогическом труде;
-раскрывает функции педагогической этики, особенности содержательных принципов;
-изучает поведение и поведение между людьми, профессионально занимающимися обучением и воспитанием, то есть в профессиональной среде, нравственных отношениях и сложившихся иной дисциплины.
Педагогическая этика рассматривает окончательное значение педагогической морали и моральных ценностей. Если основы этики составляют нравственность, то морали - это совокупность норм и принципов нравственности, сформированных среди людей в обществе.
Моральные ценности - система представлений о доброте и зле, верности и чести, самооценка нравственных качеств и поведения, действий людей, различных жизненных явлений. В педагогической деятельности встречаются все понятия морали, моральных ценностей. Среди них дается характеристика понятий педагогической справедливости, педагогического долга, педагогической чести, педагогического авторитета, педагогического поведения:
Справедливость - соответствие между правами и обязанностями человека. А педагогическая справедливость - особая характеристика учителя в процессе общения с учащимися, объективность и самооценка при определении и оценке нравственного воспитательного уровня, поступков, поведения учащихся, отношения к учебе, уровня нравственного воспитания (Таблица 2.1).


Таблица 2.1

Педагогический
долг

Творческий подход к своему труду, требовательность к себе, стремление к профессиональному образованию, повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного отношения к ученику, родителям, умение решать сложные конфликты в жизни школы.

Педагогическая
честь

Общественная оценка морального характера и заслуг педагога, определяемая в ходе выполнения им своего профессионального долга.

Педагогический
авторитет

Моральный статус учителя в коллективе учащихся и коллег. Его уровень определяется знаниями, умениями,

 

глубиной мастерства, особым отношением к своему труду и другими профессиональными педагогическими качествами.

Педагогическая
дисциплина

Форма реализации педагогической морали, сочетающей в себе мысль и деятельность учителя в профессиональной деятельности. Формы педагогической дисциплины- чувство уважения учителя к личности, высокие требования, умение слушать и понимать собеседника, выдержку,    умение, терпение,     внимательность,
чувствительность.

Поведение педагога нравственно регулирует его педагогическую деятельность. Его полноценное профессиональное этическое значение и целесообразность проявляются в следующих характеристиках:
- требовательность, неприкосновенность личности;
- в процессе общения проявлять естественность, скромность и не допускать грубости;
- настойчивость и упорство;
- сообразительность и эмоциональность;
- умение пользоваться шутками, не оскорбляющими личность;
-умение не притесняя и не унижая убеждать, предупреждать,
предлагать;
- способность обучать и воспитывать обучающихся, не подчеркивая преимущества своего уровня знаний и профессиональной подготовки;
- умение слушать обучающихся, внимательно относиться к ответам на вопросы.
Данные виды педагогической дисциплины видны при решении различных учебно-воспитательных задач педагога, способствуют повышению эффективности и качества их профессиональной деятельности.
Знание и соблюдение вышеуказанных норм профессиональной этики - отличает содержание педагогической деятельности и способствует формированию нравственных основ отношения к своему труду.


Вопросы и задания для закрепления:
1. Проанализируйте понимание профессиональной этики.
2.Остановитесь на проблемах педагогической этики и проанализируйте их в группе.
3. Нанесите схему структуры педагогической этики.
4. Остановитесь на задачах профессиональной этики, объясните в паре.
5. Сформулированы ли у вас этические понятия, возникающие в педагогической деятельности, каким образом вы формируете?
6. Каковы характерные черты поведения педагога? Приведите примеры из практики.
7. Каковы влияние проявления профессиональной этики на
обучающегося в педагогической деятельности? Составьте коллаж.


2.3. Современные проблемы педагогической этики


Особенности профессиональной этики учителя, его уникальность и эксклюзивность определяются, прежде всего, содержанию педагогической работы.
Если у инженера есть проблема своих трудовых механизмов и машин, агроном обладает растениями и землей, врач обладает человеческим организмом, проблема исследования учителя не материальна, душа живого человека. Его становление и развитие происходит с помощью учителя и перед его глазами.
Рассмотрение темы педагогической работы требует опираться на асимметрию взаимоотношений между учителем и обучающимися, которая отражена в зависимости от его особенностей - между учителем и наставником.
Эта зависимость - проявление субъективности многих профессиональных отношений, имеющих неравенство взаимодействующих сторон.
В условиях педагогической этики, от профессионализма, культуры, моральных ценностей и идеалов одного учителя (их наличия или отсутствия), достойности, доброты и многих других человеческих качеств зависит характер, судьбы, иногда жизнь сотен и тысяч людей. Поэтому объективность зависимости накладывает на учителя дополнительную ответственность за результативность их труда.
Основы формирования моральных взглядов учителя - знание принципов, требований и норм морали и их конкретное отражение в педагогической деятельности.
Педагогическая этика рассматривается как норма поведения учителя, как моральное образование, ставшее своей позицией в системе отношения к обществу, его профессии, работе, коллегам, учащимся и их родителям. Этические знания и моральные взгляды становятся убеждением личности в процессе социальной практики и под влиянием объективных условий работы человека. Требования профессиональной педагогической этики выполняются с уверенностью, объединяющей истинную лояльность, безупречность и самооценку. В профессиональной педагогической этике моральные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона духовной активности. Моральное чувство выступает как средство формирования личности и одной из задач нравственного воспитания [10].
Моральные чувства учителя могут быть разделены на несколько групп в зависимости от той формы, в которой они проявляются. В группе чувств, регулирующих отношение учителя к своей профессии, выделяется чувство профессионального долга и ответственности, определяет отношение учителя к себе как представителя педагогической профессии [11].


Вопросы и задания для закрепления:
1. Дополните информацию об основах формирования моральных взглядов учителя.
2. Обсудите в группе современные проблемы педагогической этики.
1- задание. Исследовательский проект: проведите анкетирование на данную тему среди учителей школ, в которых проходит педагогическая практика, социальных групп и сделайте выводы.
2- задание. При передаче мяча друг другу обучающиеся должны рассказать о нравственных качествах. В нем рассматриваются умение видеть преобладающие достоинства в себе.
3- задание. Из группы выбираются три человека - члены совета школы. Остальные претенденты на другие вакантные места. Каждый участник должен показать, что это он достоин этого места. Совет аккуратно слушает каждого специалиста. Всем участникам раздаются раздаточные листы, содержащие специальные задания. Варианты раздаточных листов: молодой натуралист, библиотекарь, спортсмен, скучный, умный, трудолюбивый, отличный, неуспевающий, отзывчивый, глупый, безжалостный, мелкий вор, слабохарактерный, мамин сын, ленивый, гордый парень, дармоед, фотомодель, вредный, модный.
Основанием для анализа являются ответы на следующие вопросы:
- Было ли вам легко играть роль?
- Какой метод вы использовали для того, чтобы быть достойным этого места?
- Основываясь на какие качества совет принимал кандидатов?


2.4. Нравственное сознание современного педагога


Нравственность - духовное богатство человека, новый шаг в эпоху духовности, который передает будущее поколение в колыбель добра. Результат нравственного воспитания - человеческое воспитание.
Он формируется в общении, ценностях и достоинствах личности. Нравственность является одним из главных признаков общественного сознания, характеризующихся поведением, действием, отношением, мировоззрением людей.
Развитие нравственных качеств у молодого поколения - главная задача родителей и педагогов. Выдающийся педагог В.Сухомлинский говорил: «если дать ребенку радость и счастье, то он будет таким». Следовательно, если ученику давать глубокие знания и в его сердце мы будем непрерывно прививать благородные качества нравственности, то завтрашний гражданин будет способствовать формированию собственного взгляда личности, сочувствующему вокруг.
Человек - прежде всего, он прекрасен человеческими, высотами интеллекта.
Человек вышего уровня культуры имеет элементарные отношения с окружающими.
Сегодня учитель должен не только рассказать ученику, но и воспитать его в мире знаний, информации, экономики, то есть жить в условиях жесткой конкуренции. Поэтому у будущих педагогов должно быть сформировано сознание, которое будет готово к непрерывному профессиональному развитию в условиях динамично меняющейся жизни. Кроме того, требуется наличие у учащихся навыков самообразования, саморегуляции, способности к эффективному диалогу с разными людьми, к успешной жизни в современном мире, к компетенциям в цифровых технологиях. В этой связи должно обновляться и профессионально-нравственное самосознание современного педагога. Поскольку сознание является высокой формой психики, нравственное сознание напрямую связано с развитием процессов психологического познания педагога.
Поэтому будущему педагогу необходимо постоянно совершенствовать себя, развивать нормы нравственного поведения, сохраняя профессиональную этику. В новом столетии учитель должен быть патриотом нации, способным связать свой предмет с жизнью, владеющим передовыми техническими, электронными средствами, компьютером, информативным и патриотическим духом, способствующим духовному росту, процветанию литературно-культурного развития.
В соответствии с этим теперь отметим требования, предъявляемыми к современному педагогу:
1) учитель должен быть энергичной личностью и учителем - специалистом, обладающим личными взглядами и умеющим отстаивать ее. Учитель, обладающий исследовательскими, умственными качествами, не может быть нерешительным. Только учитель, в совершенстве владеющий своим делом, может достичь конечных результатов. Такой учитель подотчетен за каждый день, может постоянно защищать гражданскую честь.
2) не только научиться совершенствовать педагогическое, психологическое образование, но и умело использовать эти знания в повседневной деятельности. По каким предметам учитель не преподавал бы, он должен быть готов ответить на любые вопросы, касающиеся каждой сферы жизни.
3) учитель, который не научил своего ученика самостоятельно учиться, сейчас не может достичь конечных результатов. Поэтому необходимо иметь компетентностный подход к самостоятельному поиску и творчеству.
4) все общечеловеческие ценности должны быть разносторонне развитыми и понимающими его значение, способными сочетать единство мысли, слова, дела и строить позитивные отношения на основе ценности правильного поведения, помогать человеку становиться настоящим человеком без злоупотребления во всем мире.
5) важно, чтобы учитель, прежде всего, проявлялся в нравственном, политическом идейном подходе, и он должен служить основой воспитания ребенка. В крации, ребенок должен стать не объектом воздействия, а сотрудничающим лицом [12].


Вопросы и задания для закрепления:

1. Соберите информацию о нравственных чувствах педагога (профессиональная ответственность, толерантность, милосердие, уважение к вере), предоставьте информацию в группе.
2. Ознакомьтесь с деятельностью педагога, способного самовыражать нравственные ценности.
1- задание. Создайте модель «современного педагога».
2- задание. Каждый игрок своим выступлением должен сформулировать свое мнение и убедить слушателей, что доверенный человек «самый достойный», к примеру, выберет человека из группы, участвующей в звании «Человек года», и никто из групп не должен знать, кого он хочет назвать.
- Было ли трудно подобрать кандидатов?
- Что Вам помогло оценить ценность претендента?
- Какой подход был выбран, чтобы убедить других в правильности своего мнения?


2.5. Нравственная деятельность педагога


Нравственная деятельность педагога состоит из нравственных принципов.
Нравственные принципы - это позиция социального работника, основанная на профессиональной морали и опыте. Нравственные принципы высокий уровень личностного развития специалиста и его сознания. Это глубокая и всесторонняя оценка личности известных моральных норм, которая проверена в социальной практике, на жизненном и профессиональном опыте. Нравственные принципы требуют от специалиста взглянуть на свой труд со стороны интересов дела, выяснять, какие действия он обязан делать и делать позитивные для общества и клиента. Нравственные принципы отражают теоретическую и практическую подготовку специалиста к профессиональной деятельности, являются основой разумного отношения к поведению и действиям в практике педагогической деятельности. Участвует в формировании волевых качеств личности и форм устойчивой моральной ответственности за окружающий мир. К содержанию нравственной позиции можно отнести профессионально-педагогическую задачу.
Профессиональная педагогическая задача - одна из самых важных категорий педагогической этики. Эта концепция концентрирует идеи о совокупности требований и моральных правил общества к личности учителя, о выполнении своих профессиональных обязанностей: правильно
формировать отношения со студентами, их родителями, коллегами и глубоко знать их отношение к людям и обществу в целом.
Профессиональная совесть в педагогике - это формулировка, выражающая не только осведомленность учителя о его значимости, но и уважение к признанию общества, его моральных качеств. Уважение учителя - это общественная оценка реального профессионального труда, проявленного в процессе выполнения его профессионального долга.

Педагогический авторитет учителя - в группе студентов и коллег его моральный статус, который регулирует поведение престижных и уважаемых учителей, влияет на их убеждения. Педагогическая власть зависит от предшествующей морально-этической и психологопедагогической подготовки учителей [13].
Этика педагогического общения, следовательно, педагогическая этика во многом зависит от выбранного стиля поведения.
Вопросы и задания для закрепления:
1. Дайте понятие нравственности, определите связь с педагогической этикеткой.
2. Соберите информацию из исследований о педагогической репутации и профессиональной чести учителя.
1-задание. Дайте мысленно про себя ответ на следующие вопросы:
- Качества, которые мне нужны, следующие:
- Некоторые из этих качеств я нашел у себя. Такие как:
- Еще недостающие, качества требующие корректировки, являются:
Я бы хотел, чтобы рядом со мной были такие люди, потому что
Рефлексия: скажите, какие ощущения вы чувствовали после
выполнения этого упражнения.


2.6. Принципы педагогической этики


Так как педагогическая деятельность имеет свой профессиональный «закон», мы можем говорить об особых этических принципах поведения этих субъектов деятельности. В этом случае педагогика зависит от того, является ли нравственным средством. Принципы педагогической этики являются наиболее распространенными основными рекомендациями для поведения специалиста в целом. Они не только определяют направления профессиональной деятельности учителей, но и могут служить методологической основой профессионального и морального поведения учителя.
Эти принципы связаны во всех случаях педагогической практики, со всеми действиями учителя, а также с относящимися к нему профессиональными и доброжелательными отношениями (таблица 2.2).


Таблица 2.2
Принципы педагогической этики

Доброта

Принцип доброго действия или принцип любви

Ответственность

Принцип ответственности

Справедливость

Принцип справедливости

Честь

Принцип уважения прав и достоинства

Компетенция

Принцип компетентности

Такт

Принцип справедливости


Что касается выше указанных принципов: принцип милосердия или принцип любви не только глубокое чувство, но и особое отношение к объекту любви. Они заботятся о глубоких знаниях другого человека, уважения, ответственности. Они основаны на ценностях личности. (E. Фромм).
В деятельности учителя доброта и любовь являются заботой о ребенке, создание благоприятных условий для его жизни, обучение ребенку необходимым навыкам. Кроме того, учитель должен научить ребенка противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, нести ответственность за свою судьбу и судьбу близких людей.
Принцип ответственности: проявляется в осуществлении
официального и неофициального мониторинга действий с целью своевременной корректирующей деятельности. Является важной
педагогической позицией будущего учителя самопознания, выражающейся в ответственности и компетентности к своей профессиональной деятельности.
Принцип справедливости: объективная оценка деятельности учащихся, общения в школе, социально-полезной деятельности учителя. Он может видеть результаты его деятельности путем объективной оценки способностей и возможностей ребенка.
Принцип уважения прав и достоинства: право на достойные условия жизни для реализации способностей студента. На основе принципа уважительного отношения к личности личности осуществляется процесс уважения прав и достоинства ребенка. На его основе принцип чести применяется в учебно-воспитательном процессе.
Принцип компетентности: Честь учителя, сложившееся в силу специфики профессии и своей профессии. Специалист с сформированной компетентностью постоянно работает в своих профессиональных и моральных качествах..
Принцип справедливости: в общении со всеми субъектами
педагогического взаимодействия он направлен на чувство уважения, тактики, пропорции, честности, искренности. При работе с различными городами учитель должен обратить внимание на их индивидуальные особенности и наладить объективные отношения..
А. Белухин доказывает, что в процессе изучения этических принципов в качестве инструктажа о поведении учителя:
- принцип партнерства в совместной деятельности и равноправия в отношениях;
- феноменологический (индивидуальный) характер педагогической деятельности технологической службы принцип приоритета;
- принцип множества целей и задач педагогического взаимодействия;
- принцип творчества (творческий);
- принцип обновления;
- принцип идентификации;
- психотерапевтический характер педагогического взаимодействия;
- позитивная эмоциональная основа педагогического взаимодействия;
- принцип личностного организма в выборе методов организации педагогического взаимодействия [14].


Вопросы и задания для закрепления:
1. Опишите принципы педагогической этики и приведите в таблицу.
2. Защита информационного проекта о путях формирования принципов педагогической этики.
1- задание. Прежде всего, представьте любимого человека перед глазами и пожелайте ему одного или нескольких добрых пожеланий. Затем пожелание следует рассказать другим в паре или группе.
2- задание. Выражайте свое мнение по содержанию темы:

Какие       новые       знания
получили?

Можете ли вы использовать свои полученные знания?

Понятия вызвавшие для вас затруднения.

 

 

 


3- задание. Каждый участник записывает свой девиз в своей жизни на бумаге и смешивает бумагу. Затем читается поочередно. Другие должны найти, чъе является жизненным кредо прочитанного девиза.
- Какова цель этого упражнения?


2.7. Категории педагогической этики


Категории этики - общие понятия, отражающие наиболее значимые стороны и стороны морали, составляющие теоретический аппарат этики как науки. Этические категории-живут на теоретическом уровне нравственного сознания. Они-совокупность систематизированных, научно обоснованных, теоретических знаний о структуре духовного, идеального поведения, субъективном проявлении нравственных сторон бытия, морали как социального явления.
Говоря об этических категориях, следует отметить, что они выполняют некоторые функции науки. Во-первых, они неиссякаемые ступени морального познания как сферы общественных отношений. Во-вторых, они являются самостоятельным инструментом познания. В-третьих, категории этики имеют значение морального познания во втором порядке от первого порядка.
Хотя, обладая признаками, свойствами, характерными для других категорий наук, этические категории имеют ряд особенностей, присущих только самому.
Во-первых, они отражают стороны общественных отношений, связанные с поведением людей, их отношением друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу в соответствии с их взглядами о добре и зле, долге, чести, справедливости.
Во-вторых, этические категории оценка носит аксиологический характер. Другими словами, все они можно оценить с точки зрения хорошего и плохого, милосердия и зла, а сами они могут выступать как форма этой оценки: честный, дисциплинированный, справедливый, ответственный человек и т. д.
В-третьих, они являются инструментом регулирования поведения и отношений людей, отражают нравственные требования общества.
В-четвертых, авторитет и значимость других нравственных структур: авторитет и значимость таких категорий этики, как принципы, нормы, требования и правила основываются на силе общественного мнения или самосознания личности.
В-пятых, в категории этики, по сравнению с категориями и понятиями других наук, эмоциональная сторона общественных отношений проявляется достаточно широко.
Этических категорий очень много, поэтому имеет место разделение их на группы в научных и практических целях. Совокупность всех категорий распределяет в большинстве случаев на основе структуры морали. Это моральное сознание, нравственные отношения, моральный опыт.
Категории этики неразрывно связаны друг с другом и они раскрывают содержание друг друга. То есть, содержание определенной этической категории можно раскрыть с использованием другой этической категории. Например, категорию чести можно понять только с использованием категорий ответственности, дисциплинированности, мужества, отваги. Содержание категории храбрости раскрывается с помощью категорий храбрости, терпимости, милосердия, терпимости. Без категории справедливости невозможно понять категорию человеческого достоинства, правдивости, широты, трудолюбия. Давайте разберем категории трех вышеназванных групп по отдельности (таблица 2.3).


Таблица 2.3
Категории педагогической этики

Первая
группа

Категории морального сознания. К ним относятся: моральные принципы, моральные нормы, моральные или этические категории,  моральные         убеждения, нравственные цели, моральный выбор и другое.

Вторая
группа

Категории нравственных отношений. К ним можно отнести: нравственное взаимодействие, нравственность, моральная репутация и другое. Причина расценки этих отношений как нравственных заключается в том, что они характеризуются такими моральными оценками как дружба, партнерство, доверие, уважение и другое.

Третья
группа

Категории морального опыта или функционального поведения. В них отражается процесс реализации личности определенных моральных качеств на практике, в повседневной жизни.

 

Категория педагогического долга - одна из важных категорий этики. А в педагогической профессиональной этике место даже особенное. Человек долга - не только знать его сущность, требования, но и соблюдать эти требования на практике.
К числу важнейших категорий этики можно отнести категорию педагогической чести. Профессиональная честь - это понимание высокой социальной ценности исполнения своего долга и его общественное признание. Чувство педагогического достоинства - это мощная движущая сила профессиональных дел и действий работников образования.
Современная педагогическая этика подразделяется на следующие категори:
- педагогическая справедливость;
- профессиональный педагогический долг;
- профессиональная совесть и честь;
- достоинства;
- педагогическая репутация;
- самодисциплина.


Вопросы и задания для закрепления:
1. Дополните информацию о состоянии изучения категорий педагогической этики.
2. Напишите свое размышление на тему «Мой педагогический долг».
3. Выразить свое мнение по вопросам «Факторы, влияющие на имидж педагога», «Причины снижения авторитета педагога».
1-задание. Заполните схему, опираясь на свои достоинства и недостатки, кроме того, возможности, возникающие благодаря своим достоинствам, а также недостатки вызывающие ограничения:

Мои достоинства:

Мои недостатки:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Мои возможности:

Ограничения:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

2.8. Личностно-творческий компонент профессиональной педагогической этики


Воспитанник-студент - будущий педагог, изучающий мировую культуру, должен быть образованным, начитанным, воспитанным, обладающим богатым духовным миром, обладающим высоким интеллектуальным уровнем.
Все личностные качества учителя имеют профессиональное значение. Как отметил великий педагог А.В. Луначарский, любой недостаток в педагогической морали и любой недостаток в поведении, непосредственно передается подрастающему поколению. Хороший учитель - это, прежде всего, мудрый и добросовестный, знающий и хороший человек, способный разделить боль и радость, который умеет уважать детей и бережно относиться к ним.
Личностно-творческие компоненты педагогической этики, которые должны формировать у будущих педагогов, таковы:
1. Любить детей - это важное качество учителя.
2. Уважение к ребенку, ученику, умение видеть личность у каждого человека - это необходимое для учителя качество.
3. Вера в ребенка - залог успеха в учебном процессе, то есть соблюдение оптимистического направления гуманизма.
4. Знать ребенка - воспитание слепых, не владеющих душевным миром ребенка; быть гуманным - значит распознавать человека.
5. Понимание ребенка - умение ставить себя на его место и видеть окружающий мир его глазами.
6. Осознанное отношение к ученику - каждый ребенок имеет свой неповторимый духовный мир, жизненный опыт, привычки и взгляды как личность.
7. Сохранение и развитие чувства собственного достоинства - без этого невозможно ни воспитание, ни самовоспитание.
8. Стать другом ребенка, помогать и поддерживать его в качестве участия в учебном воспитании.
9. Умение думать в целом. Современный учитель должен уметь превратить обратные проблемы и настроение в позитивные вещи. Такой учитель практически становится психологом.
10. Ориентация на культуру педагогического труда - ориентация на формирование целостного мировоззрения учителя.
11. Не наносить вред здоровью, психике, творчеству личности.
12. Помощь личности в восприятии мира в целом.
13. Помочь ученику правильно выбрать в каждой важной деятельности.
14. Методика обучения и работа с новыми технологиями обучения.
Основы профессиональной педагогической этики, если говорить о
нравственности, она выражается в том, чтобы помочь людям постоянно приносить пользу, способствовать духовному и физическому росту воспитанников.
Однако нельзя представить образ учителя как стандартную, неизменную модель, состоящую из общепризнанных гуманизмов. Все, что характерно для человеческого ребенка, не относится к учителю. Однако для будущих молодых педагогов необходимо знать профессиональнопедагогические самоконтрольные черты самовоспитания. Необходимое условие успешного пребывания в педагогической деятельности - любить ученика. Прежде чем любить детей, воспитание их нравственности и лояльности невозможно. Конечно, любить ученика, уважать его личность, наполнять его другими интересными качествами учителя, быстро сочетать и дополнять его. В то же время это - является личностно-творческим компонентом профессиональной педагогической этики.
В организации учебно-воспитательного процесса, способствуя эмоциональному настроению воспитанника:
- педагог должен быть политически грамотным, всесторонне образованным, глубоко владеть профессионально-нравственными ценностями;
- при проведении учебно-воспитательного процесса необходимо всесторонне содействовать гармоничному развитию природы, не нанося вреда здоровью, физическому здоровью, отслеживая степень развития и рост психологической мысли учащихся;
- учитель должен обладать такими навыками, чтобы он смог донести свои знания до сердца каждого учащегося.
Школа, учитель и учащиеся - друг от друга неразрывно, тесно связаны. Одним из основных требований профессиональной этики педагогов является забота о благополучии каждого ученика. В каждом конкретном случае учитель должен самостоятельно решать, из чего происходит это благоденствие, для чего необходимо проанализировать личность ученика, знать его положение в классе, конкретизировать взаимоотношения семьи и окружающих его детей и взрослых. Способствовать личностному развитию своих учеников. Мораль требует от педагогов постоянного порядка педагогической работы. Важнейшим критерием педагогической деятельности является забота о школьнике. Забота о благополучии учащихся педагогов зависит от четырех аспектов. Это совершенствование физического, интеллектуального, нравственного, духовного развития. В области совершенствования физического развития учащихся должно быть сосредоточено внимание на состоянии здоровья учащихся, способствовать физическому и психическому воспитанию каждого учащегося в процессе занятий в школе и выполнения домашних заданий.
Развитие у учащихся интеллекта - одна из важных функций перед учителями. Это требование начинается с полного раскрытия педагогам основных действий и дополнительных работ. Большая часть учебного времени должна быть направлена на решение этих задач. Из этих действий следует, что перед каждым учеником должно быть учтено строгое требование к учебным задачам и наличие уровня обязанностей в одном количестве с умственным уровнем ребенка. Эти задачи не должны быть как особо легкими, так и особо сложными. Чрезмерное расслабление требований снижает уровень развития учащихся, при чрезмерном повышении может быть нервная нагрузка. Поэтому лучше придерживаться измерения в соответствии с возрастными особенностями конкретного ребенка.
Вопросы духовно-нравственного воспитания детей также возлагают на учителей большие обязанности. В этом случае, если в деятельность должен входить только педагог, то мы ошибаемся, дополнительную ответственность
несут родители. Руководя этой деятельностью, следует подумать о том, чтобы учитель не причинял морального вреда ученику. Учителя, обладающие особыми достижениями в привитии качества человеческих качеств своим ученикам, в своей повседневной деятельности превратили этот процесс в навык. Это качества педагогов: аккуратность, вежливость, умение оценивать достижения человека, ответственность, готовность к оказанию помощи, терпение, патриотизм, честность. В качестве личностно-творческого компонента профессиональной педагогической этики будущий педагог должен уметь формировать его как в себе, так и в качестве нравственных ценностей.


Вопросы и задания для закрепления:
1. Дайте понятие, относящееся к личностно-творческим компонентам педагогической этики.
2. Подготовьте и укажите в группе виды упражнений для формирования духовно-нравственных ценностей.
1-задание. Заполните программу «Мой личностный рост»:

Цель

Для меня эта цель важна, потому что...
Эта цель может быть достигнута, и она очевидна...
Я готов к достижению цели, потому что...
Я достигну этой цели .. .в срок.
Эта цель вдохновляет меня, потому что после того, как она достигнет...

Мои
достигнутые
успехи

В своей жизни я...добился

Мои ресурсы

Для достижения поставленной цели у меня есть. Для достижения поставленной цели у меня нет. Но я могу сформулировать следующие качества.

Возможные
препятствия

Я буду сталкиваться с., когда я буду идти к цели.
Я смогу справиться с этими .препятствии. Попробуйте составить поэтапный план достижения цели.

Источник: «Основы педагогической этики» /Алканова З.С., Комаева М.С., Сарсекова Г.К., Тусупова М.А. Учебное пособие/ - Нур-Султан: Некоммерческое акционерное общество «Холдинг «Кэсшцор», 2019 г.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.