На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Физическая культура как фактор формирования личности
Физическая культура как фактор формирования личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

А.С. Федоров, М.Н. Федорова Университет при МПА ЕврАзЭС, Санкт-Петербург, Россия

Обычно, в общественном сознании существует стереотип, по которому под культурой понимают духовное производство - производство идеалов, целей, истин, формирующих те представления, которыми руководствуется человек в своей деятельности и жизни. В такой мировоззренческой установке органично представить, что, например, традиционная культура несёт в себе потенциал, который может способствовать преодолению кризисов перехода от общества модерна к информационному обществу. В такой научной традиции органично и естественно воспринимается сентенция, часто встречаемая в научных статьях и публицистике, что «культура в современном обществе присутствует постоянно и непрерывно». Но в таком научном подходе, где культура лишь «присутствует» в жизни человека, сущность человека - essentia — соотносится с чем-то другим, а культура дополняет собой это нечто эссенциальное. В таком представлении логично противопоставление материального воспроизводства, которое понимается тогда, как при-сущее (как сущность) всем живым существам (все живые существа обеспечивают своё материальное бытие, поглощая необходимые ресурсы извне), духовному производству, которое, действительно, при этом присутствует и то осуществляется лишь некоторыми индивидами, тогда как другие индивиды являются только потребителями духовных ценностей.


В таком научном подходе весьма сложно определить место физической культуры в системе человеческого бытия. На поверхности лежит то, что спортсмен занимается не интеллектуальным трудом, объект его деятельности - физическое тело, а, согласно древнеримской поговорке, которая послужила источником получившей известность, но совсем другую интерпретацию фразе древнеримского поэта Ювенала, «в здоровом теле здоровый дух - редко встречается». На поверхностный взгляд, и те, кто не является по роду деятельности спортсменом, а лишь стремятся поддерживать своё тело в отличном состоянии, сосредоточены на материальном бытии Человека, тем более, что поддержание тела в идеальном (в смысле - назначенном природой) состоянии требует времени, усилий и отвлекают от духовного. Не случайно, почти во всех религиозных традициях тело и забота о нём не считались богоугодным делом, и образ аскета, пренебрегающего телесными потребностями, был нравственным идеалом во многих культурах. Не только христианские мыслители считали тело темницей духа; в исламе дух символически отождествляется с птицей, а тело с клеткой; буддисты вообще считали, что привязанность к материальному - причина всех несчастий.
Но современная наука совсем иначе понимает феномен человеческого бытия. Ведущий отечественный философ, президент Российского философского общества, признанный авторитет в международном философском сообществе В.С. Стёпин обращает внимание, что понимание культуры уже в неклассической науке как оппозиция «культура - натура» было признано устаревшим. Но и понимание культуры как деятельности, считает он, тоже исчерпало себя. Сегодня «культура может быть определена как система исторически развивающихся надбиологиче- ских программ человеческой жизнедеятельности» [1]. Эволюция науки, в том числе, естествознания, привела в ХХ веке к феномену, который получил в отечественной литературе рефлексию как культуроцентристская парадигма. Смысл её заключается в том, что современное научное понимание культуры не позволяет рассматривать её как «присутствующую» в нашей жизни, как составляющую (составную часть) человеческого бытия. Культура понимается как целостный, эмерджентный феномен, свойства и качества которого не вытекают из свойств и качеств исходных и составляющих структур (природных и искусственных, как рассматривали культуру в классической научной парадигме).
Культура в современной науке рассматривается как сверх- суммативный феномен, то есть не складывающийся из отдельных «присутствий» в нашей жизни. Культура и есть essentia - сущность человеческого бытия, то есть атрибутивное свойство, а это значит, что присутствовать она не может, она сама суть человека, и так называемый «некультурный» человек может существовать только в обыденной речи как метафора человека невоспитанного. Именно как метафора, так как хорошо известно, что человек, не имеющий надбиологических программ поведения, то есть наследуемых не биологическими механизмами, а посредством внебиологических структур - традиции, ценностей, символов, не может существовать без внешней помощи. Многочисленные истории болезней и так называемые «феномены Маугли» являются эмпирическим подтверждением этой аксиоме. И как невозможно сказать, что телесность «присутствует» в нашей жизни, так и невозможно сказать, что духовное лишь «присутствует» в нашем бытии. Равно также невозможно сказать, что энергетический обмен «присутствует» в нашей жизни, ибо именно он и составляет суть живого. Форма существования неживого - лишь энтропическое рассеяние энергии.
Такое понимание совершенно меняет и отношение к культуре как целостности. В структуре культуры, как целостности человеческого бытия, выделяют три основных сферы: материальная деятельность, социальные взаимодействия и духовное производство ценностей. Все три сферы взаимосвязаны, все в совокупности обеспечивают полноту человеческого бытия. Культурное бытие - есть форма существования живых организмов, овладевших способностью создавать искусственные средства взаимодействия с действительностью и перешедших к этому способу обеспечения своего бытия. Это в конкретике означает, что материальное производство, производство социальных ценностей и норм и производство духовных смыслов и символов, программирующих нашу жизнь - всё это сферы культуры, которые обладают неразрывностью.
Понимание культуры телесности как одного из видов материальной культуры справедливо лишь отчасти. Спортсмен продуктом своей деятельности, действительно, имеет вполне материальные объекты - физиологические системы организма, оптимально функционирующие физические структуры или даже усовершенствованные, относительно статистической нормы, организмы. К тому же продукты его деятельности имеют объективно верифицируемый результат, чего нельзя сказать, например, об эстетической деятельности и, уж тем более, о религиозной. Если результаты деятельности спортсмена могут быть оценены метрическими средствами, то никакими средствами измерения невозможно оценить продукцию художника, идеолога, религиозного лидера, мыслителя. Тем более, в традиционном представлении о культуре невозможно рассматривать как духовное производство деятельность человека, поддерживающего своё физическое тело в оптимальном состоянии, как медикаментозным путём, так и с помощью физических упражнений.
Тем не менее, с точки зрения производимых ценностей, физическую культуру следует рассматривать как один из видов духовной культуры, так как среди преследуемых в этом виде деятельности целей субъекта достижение физиологического результата занимает не самое важное место. Прежде всего, обратим внимание на то, что профессиональный спортсмен, как и носитель самой высокой духовности, чаще всего для достижения результата жертвует именно материальной составляющей его бытия - своим здоровьем. Редко кто из профессиональных спортсменов, достигших высоких результатов в своей деятельности не вынужден прибегать к помощи медицины для реабилитации утраченных функций наиболее нагруженных органов. Но главное заключается не в этом - ни один спортсмен не ставит себе задачи достижения оптимума. Это означало бы достижение среднестатистических значений. Спортсмен всегда ставит себе задачу выхода за пределы возможностей, создавая идеал - образец для подражания в социуме.
Этот идеал заключается не только и не столько в физическом, но эстетическом совершенстве. Если бы дело было в физическом эстетическом идеале, то можно было бы ожидать, что постепенно произошла бы абсорбция с тем или иным видом спорта, и выжили бы только те, которые формируют физиологическую норму тела. Однако, существование наряду с разнообразными видами спорта разнообразных стандартов тела свидетельствует о том, что дело, видимо, в другом. Дело в том, что средствами спорта, как вида профессиональной деятельности, приспособленной для людей с разными психофизиологическими личностными свойствами (не всем даны от рождения исключительный слух, развитое цветовосприятие, способность к формированию абстрактных категорий и т.д.), формируется чувственно воспринимаемый образ таких категорий, как целеустремлённость, выход за пределы возможностей, образ устойчивости и образ коллективности, толерантности, идеал гуманизма.
Существование спорта как сферы предельных достижений никак не объясняется материальной необходимостью. Это — сфера духовных достижений, так как только воля, понятая как ипостась духовности (а воля существует только как сфера духа, она никак не связана с потребностями тела, ибо потребности тела заканчиваются на среднестатистической норме) позволяет преодолеть свои материальные границы, возможности своего тела, обретённые рождением.
Укажем на ещё более важное обстоятельство. Каждая общественная система порождала свой тип физической культуры. В средневековье идеалом был образ аскета, формирующий отношение пренебрежения телом, в Новое время расцветает культ телесного изобилия, апеллирующий к естественным (биологическим) потребностям, отражающим новое видение места человека в бытии и формирующим соответствующее отношение ко всему, что не человек. Это отношение сконцентрировано в идео- логеме «человек - венец творения», в которой Природа - для него и его потребностей. В современности формируется идеал нового человека, за производственной деятельностью, за производством Славы, Власти, Истин не забывающего, что человека не бывает без оптимальной, физиологической телесности. Никакими словесными упражнениями, лозунгами, рациональным обоснованием ещё никому и никогда не удалось добиться не от конкретного человека, а от общественной системы отказа от сиюминутных удовлетворений потребностей в пользу долгосрочных целей. Только зримый, чувственно воспринимаемый образ спортсмена, может транслировать в массы идею здорового образа жизни, так как здоровый образ жизни не приносит немедленных и непосредственных результатов. Результат - продолжительная трудоспособность, даётся только путём преодоления множества препятствий. Тем самым формируется важное качество современного человека - способность работать на дальнесрочные перспективы. А это качество в современном мире становится все более важным, так как цель индустриального общества - немедленная польза — давно исчерпала себя и поставила человечество на грань гибели.
В обыденной и производственной деятельности трудно создавать идеалы и символы необходимых в современной жизни человеческих качеств. В обыденной жизни в современности, в отличие от ранних исторических эпох, сужено место для героизма. В производственной деятельности глубокое разделение труда не позволяет сравнивать результаты деятельности и сопоставлять эффективность жизненных стратегий. В этом отношении спорт представляет собой поле, на котором проявляют себя общезначимые и репрезентируемые в универсальных формах человеческие качества, такие как воля к победе, целеустремлённость, командность (возможно, светская версия соборности), способность преодолевать не только сопротивление среды, но преодоление себя.
Не стоит забывать и о ещё одном важном моменте. Спорт воспитывает соревновательный дух. Принцип агонистики, пронизывающий античную культуру, был одним из факторов, создавших «греческое чудо». Как кажется, дух конкуренции, лежащий в основании западной цивилизации, представляет собой латинский эквивалент духа агонистики. Но это не так. Эти понятия близки по происхождению, но не совпадают полностью по содержанию. Как зафиксировано в словаре Ушакова, - «Принцип конкуренции: поражение и смерть одних, победа и господство других» [2]. Тогда как в конфликтологии принято различать конкуренцию и соревнование: «партнёр по соревнованию рассматривается не в качестве потенциальной угрозы, а в качестве внешнего стимула, повышающего эффективность деятельности» [3]. Таким образом, именно спорт, а не конкуренция в бизнесе вырабатывает необходимые в современном мире человеческие качества, снимая конфликтность и переводя её в конструктивные формы.
И только как завершение обсуждения человекоформирующих функций спорта стоит указать на то, что обычно в первую очередь вспоминают психологи и физиологи: спорт является мощным средством сублимации, снятия психофизиологического напряжения и канализации аффектов на культурно конструируемые цели. В этом смысле на роль спорта указывали такие признанные авторитеты в философии культуры, как З. Фрейд [4] и Й. Хейзинга [5]. 
Подводя итог, мы определяем функции спорта как, в первую очередь, гуманистические - формирующие духовные человеческие качества, и лишь в какой-то степени, психофизиологические - гармонизирующие телесный и гормональный баланс.


Список использованной литературы
1. Стёпин В.С. Цивилизация и культура. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 408 с.
2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь. 1935-1940.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009.
4. Фрейд З. Неудобства культуры / Пер. с нем. Р. Додельцева. - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. - 192 с.
5. Хёйзинга Й. Homoludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с ни- дерл. / Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - 464 с.
Источник: Формирование гуманитарной культуры в условиях непрерывного образования: сборник научных статей из материалов международного круглого стола (Санкт-Петербург, 25 мая 2018 г.) — СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2018. - 311 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.