Формирование здорового образа жизни является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Замечено, что культура оказывает свое влияние не на собственно уровень развития познания личности, а скорее, на характер ее интеллектуальных предпочтений, отражающих требования культуры того общества, в котором живут его представители. В этих условиях особую важность приобретает сохранение и укрепление здоровья личности и общества в целом, общей и гигиенической культуры человека, формирование мотивации к сохранению здоровья, формированию здорового образа жизни. Воспитание здорового образа жизни личности - есть педагогический процесс, основанный на комплексе взаимосвязанных и взаимообусловленных ценностей, имеющих свою иерархию и направленных на ценностное отношение к здоровью.
Физическую культуру Н.В. Никифоров [171] трактует как фундаментальное основание здорового образа жизни, которое выступает системообразующим компонентом, интегрирующим его информационные, ценностноориентационные и поведенческие аспекты; как систему ценностей и соответствующих им видов деятельности, направленных на формирование и развитие человеческой телесности в единстве с духовным началом личности; как совокупность социально одобренных ценностей, норм и технологий, обеспечиваемых максимально полное развитие и самосовершенствование человека; как потребности и способности личности к максимальной самореализации на основе использования средств и ресурсов, отпущенных природой и преобразованных посредством специальных культурных практик. По мнению, Л.П. Лосева [141], эффективное формирование физической культуры детей и подростков в социокультурной среде возможно при условиях: выявления педагогического потенциала, специфических возможностей, разработки и совершенствования содержания, форм, методов работы школы, семьи, культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных учреждений, направленных на формирование физической культуры детей и подростков; специальной организации социально-культурной среды: объединения соответствующей деятельности социальных институтов, их взаимодействия и взаимосвязи в указанном направлении; формирования мотивации, интереса детей и подростков к физической активности, занятиям физической культурой. Социально-культурную концепцию физического воспитания студентов вузов, которая основана на использовании ресурсов физкультурно-образовательной и спортивно-оздоровительной деятельности в целостном развитии личности будущего специалиста, разрабатывает В.Г. Васильков [26]. Теоретической базой концепции является обоснование трех ведущих составляющих образовательного процесса: а) объекта педагогического воздействия, в качестве которого выступает ценностно-нормативная составляющая личности, а также процессуально-технологические, деятельностные аспекты физического воспитания. Если в ценностно-нормативном поле совершенствуется человеческая духовность, то в процессуально-технологическом плане объектом «культивирования» является человеческая телесность - как преобразованное, «очеловеченное» состояние человеческого тела в единстве природного, социального и культурного. Здесь меняется сам статус телесности, которая становится ценностью культуры. Если человек соматический является предметом интереса естественных наук, то человек телесный попадает в сферу гуманитарного знания и рассматривается в пространстве культурных и педагогических практик; б) целей физического воспитания, в качестве которых рассматривается формирование ценностей, способствующих культуросообразному, деятельно-практическому и сознательному совершенствованию своей телесной и духовной природы. Овладение физической культурой, так же как и художественной, духовно-нравственной, предполагает прежде всего гармонию интеллектуального, нравственного и телесно-физического развития человека, формирование системы ценностей, на основе которых может эффективно выстраиваться соответствующая физкультурная и спортивная деятельность; в) предмета образовательной деятельности, которым является не просто телесно-двигательные качества человека, но его внутренний мир, ценностно-нормативная система. При этом человеческая телесность рассматривается как важнейшая форма воплощения и выражения внутреннего мира человека, способ межличностной коммуникации и условие раскрытия индивидуально-личностного потенциала человека. Сущность формирования здорового образа жизни подростков на основе использования информационно-просветительских технологий И.В. Чу- винова [253] представляет совокупностью целенаправленных педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально принятые нормы поведения, способствующие сохранению здоровья, в процессе которых происходит формирование полезных качеств личности, реализуемых в поведении. Сущность формирования здорового образа жизни молодежи в учреждениях культурно-досугового типа, по мнению М.Д. Горностаева [54], представляет собой педагогически регулируемый и координируемый процесс включения молодых людей в различные виды культурно-досуговой деятельности, стимулирования их оптимальной социальной активности с целью достижения определенного уровня знаний и мотивационно-ценностной ориентации, позволяющего строить гармоничные взаимоотношения с окружающим миром. Проблеме формирования здорового образа жизни личности посвящены и другие диссертационные работы. Так, Д.Ю. Мемешкин [154] разрабатывает особенности социально-культурного взаимодействия культурнодосуговых и физкультурно-оздоровительных учреждений по формированию здорового образа жизни; М.В Белькова [9] обосновывает условия взаимодействия учреждений культуры и фитнес-клубов в процессе воспитания здорового образа жизни молодежи; А.Н. Малышева [150] выявляет педагогический потенциал рекреативных технологий в формировании культуры здоровья студенческой молодежи; Е.Б. Родионова [198] предлагает социально-культурные условия формирования основ здорового образа жизни дошкольников средствами игровых технологий; И.Р. Касимов [106] формирует ориентации подростков на здоровый образ жизни средствами культурно-досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, содействуя формированию мотивов, ценностей, установок, определяющих здоровый образ жизни. Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, которые осуществляются в формах культурно-досуговой деятельности, направленных на решение культурно-воспитательных задач. Одна из них - стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, умение рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья. В частности, гипотеза диссертационного исследования А.Ю. Шерпаевой [260] состоит в предположении, что использование технологии культурно-досуговой деятельности и более активное внедрение специфических методов культурно-досуговой деятельности в санаторно-курортные и общеобразовательные учреждения будет способствовать повышению эффективности здоровьесбережения детей. При этом, по мнению исследователя, процесс здоровьесбережения детей будет более эффективным, если будут определены теоретико-методологические основы применения технологии культурно-досуговой деятельности в здоровьесбережении детей в условиях учреждений санаторно-курортного типа, уточнена сущность и расширено значение использования методов культурно-досуговой деятельности в здоровьесбережении детей и определен педагогический процесс их реализации, а также разработана организационно-педагогическая модель и внедрена технология культурно-досуговой деятельности в здоровьесбережении детей. Объектом кандидатской диссертации С.Л. Гончаровой [52] является формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности. В работе представлено определение понятия «здоровьесберегающее поведение». Такое поведение - есть активная деятельность личности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, включающая отношение к здоровью как к ценности, мотивацию здорового образа жизни, формирование умений, навыков и поведенческих стратегий, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, воспитания культуры здоровьесбережения. Как считает С.Л. Гончарова, работа по формированию здоровьесберегающего поведения должна начинаться с детского возраста, так как именно в этот период формируются основы двигательной и умственной деятельности, рациональной организации режима дня, питания, закаливания, отношение к вредным привычкам и прочему. В качестве инструмента формирования здоровьесберегаюшего поведения дошкольников она предлагает использовать театрализованную деятельность, которая стимулирует развитие психических процессов, создает условия для познания окружающего мира, усвоения способов укрепления и сохранения здоровья, предупреждения заболеваний. Театрализованная деятельность обогащает значимыми впечатлениями, способствует самопознанию, ориентации детей в различных ситуациях физического и психологического благополучия, реализует творческую активность формирующейся личности ребенка, позволяет формировать опыт ценностного поведения, создавая среду для формирования ценности здоровьесбережения благодаря оформлению в различных знаковых системах (в речи, пантомимике). Важным этапом на пути формирования культуры здоровья подрастающего поколения стала разработка Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где в статье 30 отмечается, что формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом. Под культурой здоровья А.Н. Малышева [150] понимает опыт, накопленный человечеством в области здоровья, а также грамотное применение его в повседневной жизни с целью оздоровления. Культура здоровья, выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых материальных и духовных ценностях. Понятие «культура здоровья студенческой молодежи» обосновывается как сложное, многомерное социально-педагогическое явление, характеризующее степень развития системы формирования позитивных ценностей студентов в создании, сохранении и развитии личного и общественного здоровья. Многоплановости и разносторонности проблемы обеспечения безопасности здоровья человека сегодня соответствуют способы ее решения, характеризующиеся всеохватывающим и универсальным значением. Одним из таких решений может явиться, по мнению К.В. Планкина [189], понятие культуры безопасности, выступающей элементом общей культуры человека и способствующей предотвращению угроз здоровью. Именно культура безопасности, включающая в себя всю совокупность имеющихся у человечества достижений в области предотвращения и противостояния различных угроз и опасностей здоровью, может сегодня выступать как главная цель подготовки человека к дальнейшей безопасной жизнедеятельности. Вопросы становления и развития культуры безопасности человека были поставлены в науке сравнительно недавно и изначально были связаны с Чернобыльской трагедией, убедительно показавшей ее жизненно необходимую значимость. Дальнейшая научная разработка этих вопросов, их изучение в рамках педагогического знания привели к возникновению учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаемой сегодня в учреждениях общего и среднего профессионального образования. Достаточное научное и методическое обеспечение по этой учебной дисциплине в определенной мере позволяет сформировать культуру безопасности молодежи в рамках учебно-воспитательного процесса. Культуру безопасности личности К.В. Планкин определяет как общественно признаваемые процесс и результаты творческой деятельности человека по защите от угроз причинения вреда значимым для него объектам или явлениям. Основными структурными компонентами культуры безопасности личности являются знания, нормы и символы, объективно существующие в едином виде в реальной жизни, носящие статичный характер и не обладающие какой-либо собственной активностью. В настоящее время культура безопасности студенческой молодежи формируется преимущественно в ходе учебных занятий, являющихся логическим продолжением школьного курса ОБЖ. При этом во многих высших профессиональных учебных заведениях сегодня осуществляются попытки формирования культуры безопасности студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности, однако, большая их часть носит сугубо эпизодический характер, в то время как систематическая работа в этой сфере практически отсутствует по причине недостатка необходимых методических разработок. Вследствие чего, исследователь разрабатывает педагогическую модель, дающую общее представление формирования культуры безопасности студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности. Такую модель он представляет в виде целевого, содержательного и результативного компонентов, интегрирующих в своей структуре различные аспекты культуры безопасности, воспитательной работы и досуга. Вместе с тем, педагогическими условиями формирования культуры безопасности студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности, по его заключению, являются: активизация игрового метода культурно-досуговой деятельности в целях формирования культуры безопасности студентов; организация клубной деятельности студентов, направленной на распространение культуры безопасности в вузе; включение различных аспектов культуры безопасности в программу работы самодеятельных студенческих объединений. Как известно, проблемы социально-культурного развития личности и формирования ее культуры безопасности проявились в конце XX века. Основными причинами обращения педагогов, исследователей, общественности к этим процессам стали: снижение внимания со стороны государства и социума к правовому регулированию процессов жизнедеятельности общества; усиление асоциальных проявлений среди молодежи и подрастающего поколения; повышение угрозы возникновения опасностей социального характера; значительное снижение культурного уровня населения и отсутствие, особенно у детей, навыков правильного поведения в опасных ситуациях, в том числе в улично-дорожной сети. Данные процессы актуализировали исследование С.А. Прохоровой [192], направленного на выявление особенностей процесса формирования культуры дорожно-транспортной безопасности молодежи. Исследователь выделяет понятие «культура дорожно-транспортной безопасности молодежи» как интегративное качество личности, которое обеспечивает непрерывное усвоение социокультурного опыта соблюдение норм и правил в знаковой дорожно-транспортной среде, сложившихся на основе традиций устойчивого безопасного поведения на дорогах; эффективное коммуникативное взаимодействие с другими участниками дорожного движения, предполагающее психофизиологическую адаптацию к экстремальной среде, самоконтроль и саморегуляцию на основе ценностных ориентаций. В качестве критерий сформированности культуры дорожно-транспортной безопасности молодежи она выделяет: нормативно-правовой, включающий знания норм и правил дорожно-транспортной среды; коммуникативный, предполагающий умение конструктивного взаимодействия в дорожно-транспортной среде; поведенческий, выявляющий индивидуальный адаптационный потенциал в сложной дорожно-транспортной среде; деятельностный, предполагающий включение молодежи в социально-культурную деятельность с целью формирования культуры дорожно-транспортной безопасности. Целью исследования Т.Б. Соколовой [224] является изучение теоретических основ социально-культурного развития детей, разработка на аксиологической основе, апробация и повышение эффективности использования технологической модели процесса формирования у дошкольников культуры безопасности участников дорожного движения в дошкольных образовательных учреждениях. По ее мнению, изменения современных условии дорожного движения в России, требующие от граждан законопослушного поведения для сохранения жизни, особенно в отношении детеи, их своевре- меннои подготовки к самостоятельному выходу в улично-дорожную сеть, масштабы детского дорожно-транспортного травматизма, низкии уровень культуры населения выдвигают проблему социально-культурного развития детеи при формировании культуры безопасности с дошкольного возраста в число приоритетных направлении отечественнои государственнои политики. Аксиологическии подход к социально-культурному развитию детеи позволяет формировать у дошкольников культуру безопасности участников дорожного движения наряду с организациеи мероприятии по профилактике различного рода правонарушении среди несовершеннолетних, организации их досуга, развитию склонностеи, способностеи и интересов для сохранения жизни, здоровья, компетентного взаимодеиствия с социально-культурными институтами в соответствии с современными требованиями государства в области обеспечения безопасности дорожного движения. Источник: Тараторин Е.В. Педагогические технологии воспитания личности в современной России: Монография. Минкультуры России, ОГИК. Тамбов: Издательство Юконф, 2022. 120 с. |