Эстетическое воспитание
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

В современных реалиях российского общества на фоне духовно-ценностного кризиса и снижения творческой активности подрастающего поколения эстетическое воспитание посредством освоения разных видов искусства и художественно-творческой деятельности выступает важной социально значимой задачей в контексте всестороннего формирования личности, развития её духовно-нравственного потенциала и творческих способностей. При этом развитая художественно-эстетическая культура личности выступает действенным способом нравственного преобразования, как самого человека, так и общества в целом. Внутренняя красота души и особое чувство взаимосвязи с окружающим миром, творческая направленность разных видов деятельности молодого человека выступают необходимым условием гармоничного развития его индивидуальности.

Эстетическое воспитание личности является перманентной проблемой, уходящей своими корнями далеко вглубь времен. Представители философии Древнего Мира: Аристотель, Гераклит, Демокрит, Еврипид, Конфуций, Пифагор, Платон, Протагор, Сократ и другие уделяли большое внимание осмыслению гармонии мира, человеческой природы, постижению тайн красоты. Изучению основ эстетического воспитания посвятили свои труды философы эпохи Возрождения и Просвещения: Фома Аквинский, Р. Декарт, И. Кант, Б. Спиноза, Дж. Локк, Г.Ф. Гегель, Л. Фейербах, Ф.В. Шеллинг.
Разработкой эстетических воззрений в современном мире занимались:
В.Ф. Асмус, А.Н. Афанасьев, Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, В.В. Журавлев, В.М. Петров, А.А. Потебня, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, У.Ф. Суна, А.В. Терещенко,
Е.Г. Яковлев и другие. Большое влияние на формирование отечественной концепции эстетического воспитания оказали труды: П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, а также более современных ученых: В.А. Кан-Калика, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова, В.А. Разумного, А.Н. Семашко, В.К. Скатерщикова, Л.И. Новожиловой, Б.П. Юсова.
Эстетическое воспитание, по мнению К.И. Олешкевич [175], является важнейшие составляющей целостного духовного развития и становления личности младшего возраста, активно влияющего на её ценностные мировоззрения, нравственные, в том числе, и эстетические ориентации эстетического воспитания детей младшего возраста в условиях деятельности учреждений культуры. Это социокультурный процесс, в котором под воздействием социальных и художественно-педагогических факторов происходит перманентные изменения в познавательной, эмоциональной, волевой сферах детей, ведущих к формированию ценностно-эстетических ориентаций, способностей видеть и понимать в окружающем мире прекрасное, отличать его от безобразного, стремления жить и творить по законам красоты.
С.С. Семенов [213] выявляет и обосновывает педагогический базис эстетико-воспитательного процесса, содержание которого составляет совокупность векторов. К ним относится: всестороннее развитие эстетического интереса, вкуса как форм эстетической оценки окружающей действительности, эстетического переживания, эстетического познания, определяющих успешность воспитания всей эстетической природы личности: эстетического идеала, способного «мобилизовать», «организовать», «активизировать» и «повести» личность по пути освоения и преобразования окружающей эстетической действительности; развитие творческих способностей, создание новой, эстетически ценной художественной продукции; расширение эстетически направленной деятельности.
Разрабатывая и научно обосновывая комплексную программу и основанную на ней систему занятий по хореографии, направленную на эстетическое воспитание детей 9-12 лет в учреждениях дополнительного образования, О.А. Рындина [204] выявляет критерии оценки эффективности эстетического воспитания.

Критериями являются:
- формирование эстетической оценки (способность анализировать эстетические объекты - хореографические движения, художественные образы в музыке и танце, умение сопоставлять характер музыки и движений, способность обосновывать свой выбор;
- овладение техникой и грамотностью исполнения танцевальных движений и комбинаций, что дает детям свободу творческого выражения и вызывает чувство удовлетворения от красиво исполненного танца;
- творческие проявления (умение импровизировать на знакомую и вновь услышанную музыку, сочинять композиции; находить неординарные решения при создании сценического костюма, светового оформления и т.п.).


Н.И. Жукова [79] разрабатывает критериальный аппарат для оценки сформированности компонентов художественно-эстетического воспитания (когнитивно-художественного, мотивационно-ценностного, креативноличностного, активно-деятельностного) студенческой молодёжи в театре- студии, который включает в себя интегративные критерии (развитое художественно-эстетическое сознание; субъектная самоактуализация в системе нравственно-эстетических ценностей; становление индивидуальности на основе её творческой природы; творческая самореализация в театральной деятельности).
Проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения являются объектами исследования ряда диссертационных работ. Так, М.С. Гавдис [36] применяет деятельностный поход в организации процесса эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на спортивнобальных программах. Ценностно-ориентированный подход к изучению эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) использует С.С. Семенов [213]. В работе К.И. Олешкович, исследуя процесс эстетического воспитания детей младшего возраста в учреждениях культуры, применяет технологический подход. Социально-культурные условия эстетического воспитания подростков на занятиях хореографией в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности разрабатывает В.В. Сергиенко [215]. В своем исследовании Т.В. Исаева [94] описывает процесс эстетического воспитания участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника.
По мнению, О.О. Коваленко [113], в современных условиях развития образования особое значение приобретает интеллектуально-эстетическое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Важным фактором интеллектуально-эстетического обучения и воспитания детей 5-8 лет является создание условий, способствующих активному развитию ребенка. По мнению исследователя, необходимо включение его в систему обучения, позволяющую стимулировать творческую активность, организовать доверительную среду общения, свободу самовыражения, взаимодействие педагогов и родителей. В связи с чем, О.О. Коваленко систематизирует комплекс задач и определяющие условия педагогического процесса интеллектуально-эстетического развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с основными сферами влияния, к которым относит:
- субъективно-личностные свойства (возрастные и индивидуальные особенности детей);
- объективно-организационного характера (необходимые условия организации педагогического процесса и условий воспитательной среды);
- взаимодействие предпосылок по основным элементам формирования интеллектуальных процессов (сенсорное восприятие, познавательный опыт, система организованных ассоциации, элементы мышления и сознания);
- компонентов эстетических (эмоциональное восприятие, эстетический опыт, эстетические потребности) и творческих способностей (умения и навыки, формы творческого самовыражения).


Эстетическая культура личности определяется сегодня особым педагогическим потенциалом досуговой деятельности и представляет собой совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение личности через включение в культурно-ценностные формы творчества и эстетически организованную среду. Специфика формирования эстетической культуры определяется индивидуальными качествами отдельно взятой личности и заключается в приобщении ее к различным видам искусств, создании культурных ценностей, расширении эстетического кругозора, развитии творческого потенциала, духовно-нравственных качеств и эстетических чувств.
Эстетическая культура на сегодняшний день имеет свои особенности, которые связаны с высокими познавательными потребностями личности, потребностью в новых высоких эстетических впечатлениях, эстетических эмоциях, связанных со зрительными и слуховыми развитыми навыками, умением оперировать основными эстетическими категориями. Ю.Б. Владимирова [30] формирование эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды определяет как целенаправленный процесс, направленный на развитие эстетических чувств в процессе преобразовательной деятельности, а также удовлетворения материальных и духовно-эстетических потребностей, позволяющих подростку раскрыть свой индивидуальный потенциал в условиях предметно-практической среды и обеспечивающий развитие эстетического отношения личности к действительности и искусству, эстетического сознания и способности к творческой деятельности по законам красоты.
В диссертационных работах по заявленной научной специальности эстетическая культура подрастающего поколения формируется в условиях самодеятельного хореографического коллектива [152], деятельности досуговых объединений [35], средствами народной музыки в учреждениях дополнительного образования [136]. В исследованиях приводится структура эстетической культуры личности, которая содержит сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности; систему эстетических отношений к разнообразным объектам предметно-пространственной среды через механизмы восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения; адекватную ориентацию личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей; наличие творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности; чувственно-эмоциональное, рационально-интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству; направленность личности на удовлетворение эстетических потребностей.
Духовно-эстетическая культура студента, по мнению Т.В. Колодяжной [117], это развивающаяся духовно-ценностная система, определяющая становление его эстетических качеств и гармоничное включение в мир социальных отношений, активизирующая потребность в творческом созидании своей жизни, совершенствовании себя и окружающего мира в соответствии с идеалами Истины, Красоты и Добра. Модель педагогической системы развития духовно-эстетической культуры студентов и содержание ее компонентов включает целеполагание - гармонизация внутреннего мира студентов, направленная на реализацию эстетически оформленной межличностной коммуникации в пространстве иноязычной культуры, конкретизированная в задачах и реализующаяся в духовно-аксиологическом компоненте, результатом которого является культурная самоидентификация студентов на ценностно-смысловой личностной основе; в духовно-когнитивном компоненте, результатом которого становится достижение соответствия между содержанием и формой межкультурной коммуникации студентов, в духовно-индивидуально-развивающем компоненте, результатом которого является развитие новых (иноязычных) паттернов сознания студентов посредством их семантической гармонизации, а также в духовно-креативном компоненте, развивающий творческие способности посредством языкового погружения.
Со способностью человека откликаться на красоту, оценивать окружающее в тонких эстетических критериях, учёные закономерно связывают достижения во всех сферах, в том числе, учебной, профессиональной. Эстетическое начало характеризует способ собственно человеческого взаимодействия с миром, определяя неотчужденное, неравнодушное отношение к нему. Требования современной культуры ориентируют эстетическое образование на то, что человек в процессе «восхождения к всеобщности» должен становится не столько «живым произведением искусства», сколько «самопроизведением». Эстетическое воспитание, по мнению Ж.Н. Климон- товой [111], является необходимой составляющей музыкального образования студентов. Она размышляет об эстетическом самоопределении как особом виде личностного опыта, процессе и результате формирования субъектом самостоятельного и ответственного отношения к выбору личностных смыслов и ценностей с помощью искусства согласно эстетическим критериям. Содержанием эстетического самоопределения студента в процессе обучения музыке является смыслотворчество как своеобразный диалог личности с искусством на основе музыкального мышления и эстетического опыта.
Готовность студента к эстетическому самоопределению в процессе обучения музыке - интегральное личностное образование, которое обеспечивает смыслотворческую активность субъекта учебной деятельности и проявляется через личностный опыт ценностно-смыслового взаимодействия студента с произведением искусства на основе эмпатии, рефлексии, креативности, включающий индивидуальное преломление системы знаний о сущности прекрасного, умений применять их в собственной музыкальноэстетической деятельности. Структура готовности студентов к эстетическому самоопределению в процессе обучения музыке включает мотивационно-ценностный, содержательный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия прошлого. Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к самообразованию и самосовершенствованию. В процессе формирования духовности значительную роль играет музыкальная культура.
Процесс формирования музыкальной культуры личности представляет собой системный, целенаправленный, поэтапный, развивающий и обучающий процесс, направленный на повышение общей культуры личности, популяризацию и распространение традиций музыкальной культуры, развитие активности и целеустремленности подростков в процессе
самоактуализации. Изучению процесса формирования музыкальной культуры подрастающего поколения посвящены диссертационные работы В.Л. Власенко [31], В.В. Лоренц [140], Г.Р. Муртазиной [165], В.И. Строкова [228] и других.
Музыкальное искусство многофункционально, и одна из главных функций музыки есть ценностная информация об окружающей жизни. В целом формирование основ музыкальной культуры личности, несомненно, связано с музыкальным интересом, а развитие музыкальных способностей способствует повышению уровня музыкальной культуры личности. В силу огромного эмоционального воздействия, музыкальное искусство способно
порождать в человеке потребность в проявлении духовности, возвышенных чувств, интеллекта, творческих задатков.
В России музыкальное воспитание подрастающего поколения как образовательная система развивается и непрерывно совершенствуется с конца XIX века. Именно на рубеже XIX и XX веков целая плеяда прогрессивных ученых, педагогов и музыкантов поднимали актуальные для интеллектуального общества вопросы эстетического развития личности средствами музыкального искусства. В.М. Бехтерев, К.Н. Вентцель, Е.Н. Водовозова, А.Н. Карасев, А.П. Маслов, А.И. Пузыревский, К.Д. Ушинский, Иоганн Бернард Ложье, Фридрих Вик, Лиина Раман, Маргит Варро и многие другие ученые разрабатывали концепции развития у детей музыкальных способностей. Пропагандируя различные педагогические взгляды, иногда даже оппозиционного характера, первые музыкальные педагоги, ученые-теоретики и методисты прокладывали путь к развитию новой отрасли музыкальной педагогической науки.
Одной из центральных проблем музыкально-педагогического образования сегодня является формирование слушательской компетенции обучающегося, которая объединяет профессиональные и личностные качества и способствует развитию гармонически сочетающихся музыкальных способностей, потребностей, творческого воображения, вкуса, чувства целого, эмоционально-эстетического опыта через диалог с произведением искусства [40].
Музыкальное воспитание, являющиеся одной из центральных составляющих эстетического воспитания, играет особую роль в целостном развитии личности ребенка-дошкольника. Музыка оказывает влияние на развитие у него духовной сферы, творческого потенциала, многих психических процессов (восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.).
К основным психолого-педагогическим составляющим процесса музыкального воспитания личности Е.А. Касмицкая [107] относит: развитие творческого восприятия музыки; активное развитие музыкально-творческих способностей; развитие высших чувств; формирование культуры музыкальных предпочтений; обеспечение необходимой широты музыкального кругозора; развитие навыков самостоятельной музыкальной деятельности. Также исследователь выявляет уровни музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей. Первый - уровень музыкального воспитания музыкально-творческих способностей, который характеризуется эмоциональной отзывчивостью; хорошим знанием музыкальной терминологии; умением выявлять контрастные темы; овладевать исполнительскими качествами; определять звуки по высоте, тембру, длительности; способностью создавать музыкально- двигательные, ритмические и инструментальные импровизации; свободно владеть популярным исполнительским репертуаром. Другой - это уровень восприятия музыкального искусства, то есть проявление устойчивого интереса к музыке, хорошее знание пройденных музыкальных произведений и их автора. Третий уровень - это уровень музыкального воспитания характеризуется культурным проведением досуга: систематичное посещение концертов, детских спектаклей, просмотр музыкальных передач и т.д. Четвертый уровень музыкального воспитания - это уровень психоэмоционального состояния - положительный настрой на выполнение предлагаемых педагогом заданий; яркая и положительная тематика выполняемых участником студий рисунков; отсутствие сильного и сверхсильного нажима карандаша; преобладание теплых тонов цветовой палитры.
Диссертационные работы по развитию музыкально-творческих способностей в основном обращены к детям дошкольного возраста и детям младшего школьного возраста [1]. К примеру, данный педагогический процесс выстраивается с помощью культуротворческих технологий [167] и в условиях культурно-досуговой деятельности [78]. Исследователи определяют музыкально-творческие способности как универсальные качества личности, проявляющиеся во взаимодействии различных видов деятельностей. Они формируются более успешно при использовании интеграции музыкальной и театрализованной деятельности в условиях досуга. В процессе досуга реализуется потребность содержательного наполнения свободного времени в соответствии с интересами субъекта, в частности детей 4-7 лет.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская музыкальная одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней обусловлен общественными потребностями в неординарной творческой личности. Одну из главных проблем совершенствования работы с музыкально одаренными детьми составляет раннее выявление, обучение и воспитание наиболее талантливых детей. В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. О.М. Молодых [160] определяет сущность развития музыкальной одаренности детей в учреждениях дополнительного образования, которая представляет собой целенаправленный педагогический процесс качественного развития способностей ребенка, включающих специальные музыкальные способности: развитие музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, а также комплекс психолого-педагогических особенностей: интеллектуальных способностей, творческого подхода и настойчивости с целью достижения наиболее высоких результатов музыкальной деятельности.
Развитием музыкального чувства ритма детей в учреждениях дополнительного образования С.В. Кис [110] называет совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на развитие музыкального чувства ритма детей, в процессе которых происходит развитие и закрепление музыкально-ритмических способностей, формирование исполнительских навыков, постановка пианистического аппарата. Сущность музыкально-ритмического воспитания состоит в целенаправленном и сознательно осуществляемом педагогическом процессе формирования чувства ритма, представляющего в музыке первичную музыкальную способность, образующуюся при диалектическом соединении трех главных структурных элементов: темпа (скорости музыкальной речи), акцента (метрической характеризующей), соотношения длительностей во времени (собственно ритма) [105].
Музыкально-поэтический компонент творческого развития ребенка чрезвычайно важен в развитии мышления, чувств и способов их выражения, особенно в дошкольном возрасте, когда механизмы восприятия и воспроизведения только формируются. Являясь по существу процессом обучения, музыкально-поэтическое развитие дошкольников актуализирует способности к самовыражению и самореализации в важнейших видах художественной деятельности [178].
В ряду многочисленных форм и видов досуговой самореализации молодежи особое место занимают музыкально-развлекательные программы. Будучи наиболее распространенными и востребованными молодежной аудиторией, они концентрируют в себе самые сильные стороны молодежной культуры - её энергичность, зажигательность, насыщенность эмоциями, а с другой - имеют мощный потенциал для введения молодого человека в мир музыкального искусства, облеченного в форму яркого и активного зрелища.
И.И. Воронин [33] выявляет воспитательный потенциал музыкальноразвлекательных программ. По его мнению, такой потенциал определяется способностью музыкально-развлекательных программ на основе художественно-образных средств музыкального искусства, сценарно-режиссерского решения, форм включения аудитории в социально-культурную деятельность целенаправленно влиять на позитивное изменение и рост общей культуры молодежи. При этом общая культура понимается как совокупность качественных характеристик деятельности молодого человека, отражающих его ценностные ориентации в сфере свободного времяпрепровождения (коммуникации, рекреации, развлечения и саморазвития), которые определяют развитие творческого потенциала личности, формирование духовно-нравственных и эмоционально-волевых качеств человека, его чувств, убеждений и привычек, реализацию воспитательного потенциала культурных развлекательных программ.

Источник: Тараторин Е.В. Педагогические технологии воспитания личности в современной России: Монография. Минкультуры России, ОГИК. Тамбов: Издательство Юконф, 2022. 120 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.