Активность как качество личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Социальная активность является одним из существенных ресурсов жизни и развития общества, выступает в качестве реального фактора социальной динамики, условия формирования гражданского общества, способствует социальной интеграции и самореализации личности, ее полноценной социализации. Каждый социальный институт формирует и создает условия для проявления социальной активности различных групп населения, среди которых приоритетной является молодежь и подростки, чей уровень активности во многом определяет вектор и темпы прогресса каждого государства. Политические институты формируют социально-политическую, правовые - социально-правовую, образовательные - гражданскую, культурные - социально-культурную, социально-творческую и другие виды активности [221].

Рассмотрение феномена социальной активности применительно к подростковому возрасту объясняется наличием у данной категории большого потенциала и склонности к социально активному поведению в силу психофизиологических особенностей. В этой связи особенно важно уберечь подрастающее поколение от проявлений деструктивной активности, основные формы которой заключены в понятиях «асоциальное» или «девиантное» поведение, и направить естественную активность личности в социально одобряемое русло. В своем исследовании Т.А. Турбина [240] предлагает технологию развития социальной активности личности подростка, основанную на стимулировании мотивации участия в социальном творчестве и поэтапном включении подростков с различным уровнем активности в полезную для общества деятельность посредством формирования у подростков умений и навыков самостоятельного планирования своего досуга, вовлечения подростков в интеллектуально насыщенное по содержанию и эмоционально привлекательное по форме общение со сверстниками, использования возможностей культурно-досуговой деятельности в целях саморазвития, придания деятельности подростков социально значимого характера, создания благоприятных условий для экспонирования результатов культурно-досуговой деятельности подростков широкой общественности, оказания организационно-методической помощи подросткам в реализации социальных инициатив.
В новых условиях развития общество детерминирует возрастающую роль социальной активности личности, поскольку от этого зависит эффективное осуществление ее социально-профессиональных функций и ролей, что обеспечивает освоение и принятие индивидом общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов их реализации в поведении, в труде, образе жизни. В связи с этим, по мнению Е.И. Леоновой [135], проблема воспитания социально-профессиональной активности студенческой молодежи приобретает исключительно важное значение в деятельности вуза. Исследователь считает, что вопросы формирования социально-профессиональной активности личности студента в учебных заведениях средствами культурно-досуговой деятельности в условиях высшей профессиональной школы изучены недостаточно. Между тем, именно культурно-досуговая деятельность как целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, определяемой представленными возможностями и интересами, способствует формированию социальной активности, обуславливающей эффективность в профессиональной подготовке.
Е.М. Кяндалина [132] рассматривает проблему развития активности студентов в социокультурной деятельности системы дополнительного образования педагогического колледжа. Социальная активность студентов педагогического колледжа является устойчивым свойством личности и совокупностью социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития. Данное свойство, утверждает автор, успешно развивается в социокультурной деятельности системы дополнительного образования педагогического колледжа.
Социальная активность, по мнению Е.В. Курапиной [130], заключается во взаимосвязанных структурных компонентах (гражданской, учебно-познавательной, трудовой и культурно-досуговой активности), представляющих собой интегративную личностную характеристику молодого человека, направленную на осуществление индивидуально осознанной и продуктивной деятельности по преобразованию социума и самого себя на основе социально-проектной деятельности и в соответствии с задачами общественного развития. При этом характерной особенностью культурно-досуговой деятельности является ее четко выраженная социально-педагогическая и индивидуально-творческая направленность, которые реализуются в использовании социально-культурной среды как дополнительного воспитательного средства воздействия на личность молодого человека. В сложившейся ситуации особую значимость приобретает организационно-воспитательная работа в учреждениях культурно-досуговой сферы с использованием инновационных интерактивных технологий формирования социальной активности молодого поколения. 
Использование прогрессивных интерактивных технологий в условиях культурно-досуговой деятельности, считает исследователь, позволяет подготовить молодого человека к выполнению многообразных социальных функций в обществе, прививать культурные ценности и нормы поведения, активизировать интерес к социально-культурным проблемам общества, способствовать формированию таких социально значимых качеств личности, как: инициативность, ответственность, креативность, коммуникативность, а также воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Предметом диссертационного исследования И.Н. Григорьева [56] выступает волонтерская деятельность молодежи как средство формирования гражданской активности. Специфика формирования гражданской активности у молодежи в процессе волонтерской деятельности, по мнению автора, заключается в социальном и гражданском сотворчестве, при котором деятельность молодежи направлена на: создание условий для осмысления и действия по решению проблем, связанных с защитой гражданских прав, осознанием гражданского долга и ответственности; формирование навыков активного гражданского действия, социального и политического участия; развитие творческого, самостоятельного мышления, формирования умений и навыков оказания помощи другим людям.
Качество воспитания социально-политической активности студентов, считает Н.Н. Филимонова [246], зависит от особенностей культурной и образовательной среды, уровня культурного развития властителей и подвластных, от всех тех факторов, которые в понятиях современной науки выражаются понятием «политическая культура». Исследователь ориентируется на социализацию и воспитание студентов в новых социально-культурных условиях, в которых необходимо одновременно решать актуальные задачи разных направлений воспитания, использовать виды деятельности, связанные с развитием креативности личности, ее познавательной активности, морально-волевых качеств. Необходимым условием решения задач данного направления воспитательной работы со студентами является подбор видов и форм социально-культурной деятельности, посредством которой студент сможет удовлетворить свои потребности в самовыражении, самоуправлении, общении, познании, выявлении себя как неповторимой индивидуальности.
Весьма эффективным методом, по мнению Н.Н. Филимоновой, является театральная педагогика в ее прикладном аспекте. Педагогические технологии, основанные на театральных приемах, позволят студентам осуществлять выбор разных социальных ролей, свободно переключаться от одной деятельности к другой, обеспечат действительную активность, самостоятельность, изменение отношения к окружающему миру, умение координировать собственную позицию с позицией других людей.
Несмотря на многие инновации в содержании образования, программы развивающего обучения, личностно-ориентированные подходы, очевидным фактом стало снижение учебной мотивации современных детей и подростков и угасание ее основного компонента - познавательной активности во внеурочное время, что и явилось актуализирующим фактором выбора темы диссертации И.М. Родионова [198]. Развитие познавательной активности детей и подростков, считает исследователь, является функцией не только системы образования, но и учреждений культуры, в том числе парков культуры и отдыха, которые располагают огромным социально-культурным, воспитательным потенциалом эффективных средств смыслового и эмоционально-образного воспитания. Уникальные возможности познавательного потенциала парков культуры и отдыха заключаются в том, что оперативность решаемых задач строится на основе событийности и динамики протекающих здесь социально-культурных процессов в открытой природно-ландшафтной среде, которая образует богатейшее познавательное культурно-игровое пространство детского и подросткового общения, творчества, воспитания экологической культуры, нравственного и эстетического развития.
Н.В. Шарковская [257] исследует процесс формирования социальнокультурной активности в учреждениях культуры и образования. Выступая ведущей категорией применительно к теории социокультурной деятельности, социально-культурная активность, наряду с такими понятиями, как «социокультурное взаимодействие», «индивидуальная и коллективная социально-культурная деятельность», «профессиональная и любительская социально-культурная деятельность», образует терминологическое ядро понятийного аппарата этой самостоятельной отрасли педагогической науки. Понятие «социально-культурная активность», считает автор, обладает способностью фиксировать сущность педагогических закономерностей социально-культурной деятельности, среди которых автором выделяются: непременное присвоение личностью жизненного опыта и достижение его открытости в различных сферах досуга на основе самоорганизации поведения, а также учета императивов социума; обусловленность содержания, форм и методов социально-культурной деятельности уровнем развития ее субъектов и соответствующих отношений, прежде всего в системе «специалист социально-культурной сферы - участники досуговых программ»; детерминированность воспитательных и развивающих эффектов социальных проектов особенностями взаимодействия личности с миром культуры; интеграция внутренних связей между компонентами образовательной, коммуникативной, информационно-просветительной и других функций.
Теоретическими основаниями постижения содержания социальнокультурной активности личности, для Н.В. Шарковской, выступают мировоззренческие и методологические принципы, обусловившие комплекс основных ее признаков: составных частей, соотносящихся между собой как общее («активность») и особенное («социальная», «культурная»); противоречий, отражающих объективность ее сущности как научного понятия теории, методики и организации социально-культурной деятельности; взаимных связей с понятиями «социокультурное взаимодействие», «индивидуальная и коллективная социально-культурная деятельность». С позиций структурно-функционального подхода выведено положение о том, что социально-культурная активность является системным качеством личности, формирующимся на основе внешних (общественных) и внутренних (психолого-педагогических) факторов и проявляющимся в разных сферах социально-культурной деятельности.
Возможности реализации социально-культурной активности подрастающего поколения, по мнению Ю.Н. Губина [58], нередко затруднены противоречиями между потребностями социума в формировании активной личности и индифферентностью современного молодого человека, его отчуждением от участия в деятельности институтов сфер культуры и образования. В силу психофизиологических особенностей и общения со сверстниками, как ведущего вида деятельности подростков, их готовности и желания совершать социально-значимые действия, интерес к изучению социальнокультурной активности данной категории является весьма обоснованным и актуальным. Дополнительное образование, считает исследователь, обладает высокими социально-педагогическими возможностями для развития социально-культурной активности молодого поколения, поскольку именно в среде дополнительного образования на основе ее многопрофильности, доступности и открытости, ориентированности на интересы ребенка, ориентированности на сотрудничество педагога и ребенка в познании и преобразовании мира возможно обеспечение широкого спектра социальных контактов молодого человека с учетом динамики их возрастного развития.
Современная динамичная жизнь требует от человека активных действий, а способность к этому формируется в основном в старшем школьном возрасте. Но развитие социально ответственной активной личности, считает М.А. Швецова [259], немыслимо без осознания и освоения ею культуры как коллективного интеллекта и условия самоорганизации и саморазвития. В связи с этим возникает необходимость изыскания эффективных средств для осуществления процесса стимулирования социально-культурной активности современных старшеклассников. И наиболее эффективным в этом смысле, по мнению исследователя, сегодня является самодеятельный туризм. В условиях самодеятельного путешествия молодой человек объективно оказывается в обстоятельствах, вынуждающих его к проявлению активности, реализации своего творческого потенциала, который он не имеет возможности раскрыть в других сферах жизнедеятельности.!Социально-пе- дагогический феномен самодеятельного туризма заключается в его способности создавать особые условия, невоспроизводимые другой формой социально-культурной деятельности, вынуждающие юного туриста самообеспе- чивать себя, проявлять инициативу, самостоятельность в принятии решений, когда социально-культурная активность не навязывается ему извне авторитетным взрослым наставником, а становится для старшеклассника естественной необходимостью и осознанной потребностью.
Проблема исследования Е.В. Ворониной [34] заключается в противоречии между: миссией гуманитарного вуза в развитии социально-культурной активности студентов как условия профессионального самоопределения и невысоким уровнем ее воплощения в системе социально-культурной деятельности учебно-образовательного учреждения; воспитательным потенциалом университетских традиций как средства развития социально-культурной активности студентов и недостаточной разработанностью организационно-педагогических механизмов его реализации.!Исследователь обосновывает культурно-образовательную среду вуза как коммуникативное пространство, структурируемое вузовскими традициями и эффективно обеспечивающее органичное усвоение ценностей студенческой субкультуры, формирование социальной активности за счет:
а) взаимодополнения различных видов деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательно-творческой и культурно-просветительной), в совокупности обеспечивающих целостное развитие, самореализацию и признание личности со стороны значимого окружения;
б) благоприятной социально-психологической атмосферы жизнедеятельности; в) расширения социального контекста университетских мероприятий, обеспечивающего успешную социально-культурную интеграцию личности.
В исследовании К.В. Матис [153] рассматривает процесс формирования готовности молодежи к активному участию в социально-культурной деятельности в условиях поликультурного общества. Социально-культурная деятельность молодежи в условиях поликультурного общества является специфическим этносоциокультурным и педагогическим феноменом, детерминированным социально-историческим типом общества, имеющим внутренние противоречия, обеспечивающим ее развитие и одновременно отражающим все проблемы системы российской духовной и политической жизни в целом, в том числе и необходимость формирования готовности молодежи к социально-культурной деятельности в условиях многонационального региона для социализации личности и сохранения социальной стабильности. Совместное проживание и взаимодействие представителей различных конфессиональных, национальных и этнических групп, считает К.В. Матис, обуславливает необходимость формирования системных знаний у молодежи и на их основе воспитания межкультурного, межнационального общения, благодаря которым удерживается самоидентификация и достигается гармония взаимоотношений в многонациональном регионе, обеспечивается эффективность социально-культурной деятельности.
Защита прав и законных интересов граждан старшего поколения, поддержание их социального статуса и обеспечение активного долголетия является одной из важнейших составляющих государственной социальной политики Российской Федерации. С целью облегчить жизнь данной категории населения, наше государство предпринимает меры по пенсионному обеспечению, медицинскому обслуживанию, оказанию социальных и культурнодосуговых услуг. В системе социального обслуживания отрабатываются и применяются на практике новые технологии социально-досуговой работы с пожилыми людьми в полустационарных учреждениях социальной защиты. В своей работе Г.С. Головлева [47] раскрывает педагогический потенциал социально-культурной деятельности по формированию активности людей пожилого возраста в полустационарных учреждениях социальной защиты, обеспечивающей духовную творческую самореализацию; общение любого уровня; социальную востребованность; связь поколений; обмен опытом решения проблем; добрососедство и взаимопомощь.
Е.С. Трифонов [239] конкретизирует педагогический потенциал туристической деятельности в развитии социально-культурной активности пожилых людей, обеспечивающий развивающее рекреационное, психокоррекционное, адаптационное, реабилитационное воздействие на личность, ее самоактуализацию и самореализацию в клубном объединении туристической направленности.
Объектом исследования О.Н. Бухариновой [21] является развитие социально-культурной активности у участников современных православных общин. Процесс развития социально-культурной активности, утверждает автор, характеризуется глубокой личностной мотивацией участников православной общины к осуществлению сознательно ориентированной коллективной деятельности, проявляющейся в культуротворческих и общественных инициативах в условиях досуга, направленных на решение социальных, благотворительных, культуроохранных и просветительских задач. Данный подход позволяет четко различать ролевые характеристики активного участника и прихожанина, посещающего храм, но не участвующего в деятельности общины. Уровень проявления социально-культурной активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний ценностно-смыслового, эмоционального и мотивационного компонентов вне богослужебной деятельности.
В своем диссертационном исследовании Л.С. Кудинова [125] изучает проблему формирования творческой активности дошкольников как целостного феномена и возможностей его формирования в условиях празднично-игрового досуга. Специфика формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга, считает автор, определяется особым педагогическим потенциалом празднично-игрового досуга, включающего дошкольника в активную творчески-преобразующую деятельность, позволяющей максимально влиять на творческое развитие дошкольников, формировать эмоциональную отзывчивость и мотивы творческой деятельности личности, овладевать творчески-преобразующими навыками, мышлением, воображением.
Содержание модернизации образования и воспитания определяется изменением целей обучения и воспитания - не только научить младшего школьника, но и развить его познавательные и созидательные способности. С научно-педагогическои точки зрения, на данном этапе модернизации образования серьезное внимание уделяется формированию творческои активности младших школьников, так как никакая материальная или духовная деятельность людеи невозможна без активного творчества.
Формирование новых общественных отношений, по мнению С.А. Патрикеевой [183], актуализирует исследование проблемы творческой активности младших школьников в самодеятельных хореографических коллективах. Диссертант утверждает, что специфика формирования творческой активности младших школьников в самодеятельных хореографических коллективах определяется особым развивающим потенциалом самодеятельного хореографического коллектива, базирующегося на формах, средствах и методах работы, направленных на развитие художественно-творческих способностей, повышение уровня самооценки, стабилизацию эмоциональных переживаний, проявление познавательной активности, эффективное овладение знаниями и способами художественно-творческои деятельности, выработку навыков самоопределения и самоорганизации.
Целью исследования Л.В. Горевой [50] является определение социально-культурных условий развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности. Диссертант дает анализ педагогического потенциала, а также определяет условия и возможности использования различных элементов народной культуры в процессе самоактуализации ребенка и развития компонентов художественно-творческой деятельности. На основе проведенного анализа выявляет особенности элементов народной художественной культуры, способных оказать непосредственное воздействие на формирование духовности, нравственных, патриотических и других социально-значимых личностных качеств детей, а также на формирование художественного вкуса ребенка и, в то же время, на развитие компонентов творческих способностей детей.
Е.Г. Томилина [238] изучает организационно-педагогические условия развития творческой активности участников детских и подростковых арт- студий учреждений культуры. Педагогическая модель развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий учреждений культуры, разработанная исследователем, основана на принципах многостороннего педагогического диалога, широкого использования синтеза и интеграции искусств, соответствующим современным духовным запросам и интересам детей и подростков, предполагающим повышенное внимание к вопросам художественно-эстетического воспитания, в процессе которого закладываются ценностные ориентации личности, моральные и нравственные основы, формируется индивидуальность.
Организационно-педагогическими условиями реализации данной модели являются использование в деятельности арт-студий практикоориентированных педагогических технологий преподавания искусства; подготовка педагогов арт-студий на основе развития творческой индивидуальности педагога; формирование у педагога потребности самореализации и самоопределения себя как базовой ценности профессиональной деятельности, которая выражается в синкретическом единении различных видов искусства с широким набором средств выразительности, т.е. непосредственной связанности с телесными ощущениями и жизнедеятельностью личности.
Предметом диссертационного исследования Е.В. Ивченко [90] является процесс развития художественно-творческой активности студенческой молодежи в социально-культурной деятельности вуза. Развертывание художественно-творческой активности студенческой молодежи находит себя как в сфере материально-предметной, так и духовно-интеллектуальной деятельности и сопровождается качественными изменениями личности. В рамках студенческого досуга создаются оптимальные условия для умножения духовной культуры, создания культурной среды, реализации интеллектуального и творческого потенциала, приобретения опыта активной адаптации в социуме и успешной социализации личности. Значимым аспектом досуга в молодежных объединениях является активизация студентов на художественно-творческую деятельность.
Источник: Тараторин Е.В. Педагогические технологии воспитания личности в современной России: Монография. Минкультуры России, ОГИК. Тамбов: Издательство Юконф, 2022. 120 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.