В последнее время в России наблюдается тенденция обращения к православным традициям, которая распространяется на сферу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Непреходящее значение и особую актуальность православного воспитания рассматривают современные исследователи (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Е.И. Исаев, В.И. Косик, Н.Д. Никандров, Т.Н. Петракова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, И. Глик- ман, И.А. Галицкая, И.В. Метлик, А.В. Колодин, Е. Комарова, А.Е. Лихачев, А.В. Сидоренков. Религиозная мысль России представлена в трудах русских философов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Н.О. Лосский). Разработкой образовательной системы, отвечающей национальным православным традициям, занимались В.В. Зеньковский, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский, СВ. Рождественский и другие.
И.А. Корабельщикова [120] обосновывает процесс организации воспитания на основе православных традиций. Она определяет особый педагогический потенциал данного процесса, который заключен: - в развитии определенного мировоззрения, поведенческих норм, системы ценностей, являющихся исторически сложившимся фундаментом духовно-нравственного воспитания личности; - в изучении особенностей православного искусства, дошедших до нас в виде музыкальных, художественных и литературных образцов и составляющих наследие православной культуры; - идеях народной православной педагогики, направленных на сохранение традиционных семейных и общечеловеческих ценностей: воспитание патриотизма, гуманности, взаимопомощи, чести и достоинства подрастающего поколения.
Исследователь представляет авторскую периодизацию процесса воспитания подростков на основе православных традиций, которая включает пять исторических этапов: - первый этап (IX - первая половина XVII в.); - второй этап (начало XVIII-XIX вв.); - третий этап (конец XIX-нач. XX вв.); - четвертый этап (начало XX в. - вторая половина 80-х гг. XX в.); - пятый этап (начало 90-х гг. XX в. - XXI в.).
Е.Е. Дьяченко [68] разрабатывает организационно-методические основы социально-культурной деятельности в воинской части на основе православных традиций. А также выявляет авторскую периодизацию процесса взаимодействия армии и церкви в социально-культурном воспитании военнослужащего. Ретроспективный анализ выявил три этапа, первый из которых (от принятия христианства до середины XVII века) характеризовался внешним духовным воздействием православия на армию; утверждением идеи общинного соборного единения воинов и формированием социальнозначимых личностных качеств и мотивации к активному участию в жизни общества и государства. Второй этап (середина XVII - 1917 г.) - характеризуется активной культурно-просветительной работой православной церкви в армии и на флоте, включавшей организацию начального образования, создание православных библиотек, храмовых музеев воинской славы, проведение народных чтений, благотворительных акций и сбор материалов о ратных подвигах воинов. Третий этап (с конца 90-х годов XX века) - связан с активным участием церкви в воспитании военнослужащих, осуществлением психокоррекционной и реабилитационной работы среди молодого пополнения и военнослужащих, участвовавших в боевых операциях, оказанием помощи в проведении торжественных мероприятий и Дней воинской славы и т.п. Проблема духовно-нравственного воспитания относится к числу тех проблем, которые постоянно находятся в центре внимания отечественных ученых, обсуждаются на государственном уровне. В этике, философии, религии, искусстве, литературе, социологии, культурологии авторы осмысливают сложные коллизии развития и деградации нравственных отношений человека. В теории и практике эти вопросы представлены в трудах в области философии Н.А. Бердяева, А.В. Гулыги, П.С. Гуревича, И.А. Ильина, М.С. Кагана, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева, В.П. Тугаринова и других; педагогики Г.Н. Код- жаспировой, Т.Н. Мальковской, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлин- ского, К.Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой; этнопедагогики и этнопсихологии Т.И. Баклановой, Г.Н. Волкова, В.С. Кукушина, Л.Д. Столяренко; музыкальной педагогики Э.Б. Абдуллина, Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Г.Г. Нейгауза; психологии Б.Т. Ананьева, П.Н. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, A. Маслоу, В.Н. Мясищева, И.А. Сикорского; социологии Я.М. Бергер, И. Вита- ньи, И.Ф. Девятко, А.И. Кравченко, В.А. Ядова; культуры и культурологии B. А. Бабахо, Г.П. Выжлецова, П.С. Гуревича, Г.В. Драча, А.Г. Здравомыслова, C. Н. Иконниковой, Л.Н. Когана, А.И. Кравченко, Б.Т. Лихачева, В.М. Розина, В.С. Цукермана и других. Немаловажный вклад в решение проблем духовно-нравственного воспитания личности внесли результаты диссертационных работ по научной специальности 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности». Проблемное поле исследования большинства таких работ фиксируется противоречиями между объективной необходимостью развивающегося общества в духовно здоровой и нравственно воспитанной личности и расширением зоны асоциальной активности личности; ориентацией референтной для молодежи части российского общества на западные жизненные стили с индивидуализмом, прагматизмом, высоким уровнем материального благополучия и традиционным российским этосом, в котором особую значимость имеют духовные ценности. В этой связи основная исследовательская проблема диссертационных работ состоит в определении оптимальных условий и поиске эффективных способов и средств духовнонравственного воспитания и становления личности как сознательного и морально ответственного субъекта на основе востребованности традиционных ценностей отечественной культуры. Базовая оппозиция большинства исследований фиксируется категориями «духовность» и «нравственность», отражающими важнейшие, базисные характеристики личности. Между этими категориями существует не только семантическая, но и онтологическая связь. Духовность определяется как ценностная характеристика сознания, устремленность личности в мир идеального. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу, ее нормы и принципы получают идейное обоснование и выражение в контексте духовного мира, который является мировоззренческой основой нравственности и задает вектор саморазвития личности (самовоспитания, самообразования). Духовность как потенция имеет атрибутивный характер, она присуща всем без исключения человеческим индивидам, однако эта способность заложена в человеке потенциально и реализуется в творчестве, в межличностной коммуникации, духовном переживании человека. Глубинная сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности за пределы своей личности. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая и фундаментальная реальность, доступная лишь человеческой интуиции, которая обнаруживается в парапсихических явлениях и трансперсональных феноменах (З.В. Фомина). В своем пределе духовность является проявлением особого состояния сознания, способного проникать в суть вещей, постигать духовные истины (М.В. Лодыженский). Духовность - это то, что возвышает личность над сиюминутными потребностями, рациональной рефлексией, что заложено в основание личности, относится к высшей способности человеческой души. Нравственность фиксирует представления о должном, представляя собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, совокупность общих принципов и норм, регулирующих чувства, желания и поведение человека в соответствии с разделяемыми обществом моральными принципами, отношение людей друг с другом и с обществом. Нормы и принципы нравственности связаны с идеалами добра и зла, они выражают в нормативно-ценностной форме смысл человеческого бытия. Р.С. Гарифуллина [38], размышляя об аксиологическом потенциале социально-культурной деятельности как ресурсе духовно-нравственного воспитания молодежи, выделяет критерии духовно-нравственного воспитания, к которым относит: 1) выраженность духовных потребностей в структуре личности, фиксируемая характером ценностных ориентации, наличием интереса к морально-этическим проблемам, нравственной направленностью личности, способностью к этико-педагогической рефлексии; 2) соотношение форм креативной и воспроизводящей (потребляющей) активности; 3) социально ориентированный тип коммуникации, на личностно-психологическом уровне обеспеченный экстернальной направленностью сознания, эмпатией, эмоциональной отзывчивостью, «резонансностью» по отношению к нравственно отягощенным событиям; а на поведенческом уровне проявляющийся в форме деятельной включенности в решение проблем других; 4) личностная ответственность как определяющая нравственная детерминанта, готовность и способность к самостоятельному и морально вменяемому поведению. При этом, интегральным критерием духовно-нравственного развития на личностном уровне выступает социально-культурная и психологическая идентичность, понимаемая как способность личности осознанно отождествлять себя с базовыми для отечественной культуры ценностями, органично и конструктивно включаться в деятельность основных социально-культурных институтов, удерживать на разных жизненных этапах целостный образ своего «я», разрешая при этом возникающие личностные проблемы без утраты чувств достоинства, уверенности, оптимизма, справедливости, согласия и сотрудничества. Е.М. Зезека [84] дает такое определение духовно-нравственному воспитанию в деятельности учреждений культуры: «духовно-нравственное воспитание - это целостный, целенаправленный педагогический процесс творческо-воспитательный деятельности, создающий предпосылки для формирования у подрастающего поколения духовности, высших нравственных ценностей личности, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к созидательному, бескорыстному служению своему народу. Содержание процесса духовно-нравственного воспитания в учреждениях культуры определяется системой гуманистических ценностей, отраженных в произведениях культуры и искусства, что позволяет специалистам учреждений культуры напрямую и опосредовано воздействовать на когнитивную, эмоционально-мотивационную, творческо-деятельностную сферы личности, а также активизировать саморазвитие личности участника социально-культурных программ. Именно эта специфика позволяет учреждениям культуры эффективно участвовать в процессе формирования духовно-нравственных ценностей молодежи». Духовно-нравственное воспитание, по мнению Ю.В. Денисенко [61], выступает ключевым компонентом целостного воспитания личности и находит отражение в нравственном сознании, поведении и духовных потребностях студенческой молодежи. Социально-педагогический процесс духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи необходимо осуществлять не только в образовательной и трудовой, но и в досуговой деятельности, так как досуг расширяет границы пространства реализации личностных интересов, выбора траектории индивидуального личностного развития в различных видах и формах культурно-досуговой деятельности. И.Ю. Кожевникова [114] определяет педагогическую специфику духовно-нравственного становления личности средствами культуроохранной православно-просветительской деятельности. По ее словам, данная специфика является сочетанием православной и социально-культурной педагогики, культуроохранной и просветительской деятельности как части социально-культурной сферы. Она состоит в том, что эта сфера наиболее продуктивно реализует потребности в сохранении многовековых православных традиций, которые определяют современное состояние духовной культуры. Православно-просветительская деятельность способствует переходу от первоначального увлечения православной культурой в личностное одухотворение и духовно-просветительскую миссию, своеобразное духовно-культурное подвижничество. Нравственное воспитание подростков средствами искусства построено, по мнению Е.Н. Тарасовой [232], на включении учащихся в разнообразную художественно-творческую деятельность, основанную на идее передачи средствами высокохудожественных образцов культуры и искусства опыта эмоционально-чувственного отношения к миру, с целью формирования способностей к нравственно-эстетическому восприятию и переживанию, формированию нравственных ценностей, художественного вкуса личности, ее представлений о нравственно-эстетическом идеале, развития творческой активности воспринимающего субъекта. Критериями нравственной воспитанности подростков средствами искусства являются: когнитивный критерий, отражающий морально-этические знания, интерес к моральным проблемам; эмоциональный критерий, отражающий проявление эмпатической способности, развитость нравственных, мировоззренческих чувств; ценностно-мотивационный критерий, отражающий отношение к нравственным ценностям, к художественно-творческой деятельности, потребность высоконравственно поступать в ситуациях морального выбора; поведенческий критерий, отражающий устойчивость проявления в поведении и отношениях нравственных ценностей, чувств, качеств. Проблемы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры решает О.М. Боева [14], подростков средствами музыки в социально-культурной деятельности учреждений образования - С.А. Кролик [124], подростков средствами искусства в детских творческих объединениях - Е.Н. Тарасова, ребенка в условиях патронатной семьи - О.В. Шарапова [256], дошкольников средствами сказкотерапии - Ю.А. Голубова [48], детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия учреждений дополнительного образования с семьей - Н.И. Князева [112]. К обоснованию основных аспектов социально-нравственного воспитания в своей работе обращается А.А. Ермолин [72]. Предметом своего исследования он выбирает процесс воспитания социально-нравственных качеств личности в молодежном объединении «Новая цивилизация». По его предположению, молодежное объединение «Новая цивилизация» будет способствовать эффективному социально-нравственному формированию личности, если оно будет основываться на:& 1) специально разработанной программе действий объединения, включающей задачи: - формирование активной гражданской позиции; - воспитание чувства ответственности за свой выбор; - освоение участниками основных демократических процедур гражданского общества; - формирование культуры нравственных и деловых отношений; - изучение экономических законов жизни государства и общества. 2) наличии у объединения четкой структуры самоуправления, программ деятельности подростков, отвечающих их интересам и потребностям. 3) выработанных педагогических условиях жизни и деятельности детских организаций в объединении «Новая цивилизация». 4) использовании как традиционных, так и новых форм внеклассной и внешкольной воспитательной работы с участниками движения, в том числе и компьютерные технологии (политико-экономические игры, моделирующие деятельность государства; конкурсы игровых и социальных проектов, молодежные фестивали). В современных условиях развития общества социальное воспитание становится востребованным на всех уровнях общественной жизни. Именно социальное воспитание может и должно оказывать свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков. Социальное воспитание, по мнению А.В. Фа- това [244], играет одну из ведущих ролей, в решении проблем формирования личности и предполагает согласованное участие в этом процессе всех институтов воспитания, на основе полноценного использования потенциала личности, воспитательных средств и возможностей социокультурного окружения. Социокультурная сфера и, в частности, воспитание в системе высшего образования, рассматривается как важная составляющая социального воспитания молодого поколения. Формированию духовной культуры подрастающего поколения посвящена кандидатская диссертация И.М. Вилковой [29]. По ее мнению, духовная культура на современном историческом этапе определяется объективными потребностями, связанными с сохранением единого культурного и духовного пространства, и является приоритетным направлением в общей системе воспитания граждан России. Сущность процесса формирования духовной культуры школьников в условиях партнерства музея и школы она представляет как целенаправленный педагогический процесс интеграции музея и школы с использованием культуросозидающего потенциала современного музея. Музей при взаимодействии со школой способен обеспечить относительную завершенность воспитательного воздействия посредством вовлечения детей в различные сферы социально-культурного творчества, преобразующего историко-культурные знания в нравственные убеждения, в нормы и принципы поведения, в гражданскую позицию. Духовно-нравственная культура, по определению А.В. Ивановой [88], это сложное полипараметральное образование личности, стремящейся к самосовершенствованию и социальному взаимодействию, основанному на принципе единства свободы и ответственности, связанному с формированием устойчивых навыков и привычек нравственного поведения, умением делать нравственный выбор, обеспечивающим усвоение духовных ценностей, ориентированных на гуманистическое отношение к другим и миру и выражающих сформированную ценностно-смысловую сферу личности. Ю.Ю. Усачев [243] в своем исследовании обращается к сущности социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка. Данный феномен он называет прямым или косвенным управлением процесса взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в нем посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества. Гипотеза исследования А.В. Нестеренко [170] состоит в предположении о том, деятельность образовательного учреждения нового типа «Начальная школа - детский сад» на основе традиционной русской культуры создает предпосылки для эффективного духовно-нравственного развития детей: формирования их экологической и художественно-эстетической культуры, коррекции их психофизического развития, способствующей оздоровлению ребенка и гармонизации его интеллектуального и эмоционального развития. По мнению исследователя, одним из факторов духовно-нравственного развития личности является обновленное содержание общего и специального образования на основе русской традиционной культуры. С.Ю. Сергин [216] разрабатывает социально-культурные условия, позволяющие повысить эффективность процесса духовного развития личности в процессе деятельности семейных туристических клубов. К условиям он относит: - осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включенности в туристическую деятельность; - учет специфики духовного развития личности в процессе деятельности семейных туристических клубов; - выявление и учет факторов, способствующих оптимизации процесса духовного развития членов клуба; - учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей членов клуба; - эмоционально насыщенное взаимодействие членов клуба, способствующее удовлетворению потребности личности в положительных эмоциях; - осуществление педагогического процесса на основе модели деятельности семейных туристических клубов по духовному развитию личности; - наличие программы по духовному развитию личности в процессе деятельности семейных туристических клубов. В ходе анализа теологического подхода и научного представления о духовности В.Д. Рудченко [200] выявляет категорию «духовные основы». Системообразующей и междисциплинарной ценностью этой категории определяется нравственность, посредством которой реализуется гармония биологических, социальных и идеальных потребностей человека, а также проявляется оптимальное сочетание интересов личности, общества и природы. Сущность нравственности обоснована исследователем с учетом критерия «добро-зло» в отношении другого человека, деятельности, общества и природы через понятия добра, красоты и истины. По мнению В.Д. Рудченко, процесс развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи включает формирование теоретического сознания, идеальных потребностей и ценностных ориентации, проявляющихся в активной социально-значимой и общественно-полезной деятельности, культуре общения, нравственном поведении и гуманистическом отношении к миру, физической активности, рациональной организации отдыха, питании, личной гигиене, и исключает вредные привычки и зависимости. Проблема формирования нравственных качеств молодежи, являясь актуальной для общества в целом, особо значима для образовательной практики. Возникает необходимость глубже исследовать процесс воспитания нравственности в высших образовательных учреждениях, чтобы сократить проявления бездуховности и безнравственности в студенческой среде. В этой среде присутствует отрицание патриотизма как общественной ценности, игнорирование социальных норм поведения, отрицание положительного опыта прошлых поколений, потребительский взгляд на образование, преувеличение роли материальных потребностей и путей легкого обогащения, аморальные и асоциальные виды деятельности и другое. Л.Ф. Козодаева [116] предлагает формировать нравственные качества студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности. По ее мнению, совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение молодого человека через включение его в культурно-ценностные социально значимые формы деятельности на основе свободного выбора с целью выработки единой системы альтруистических качеств личности, их перехода в убеждения и реализацию в поступках и действиях будет способствовать качественному формированию нравственных качеств студенческой молодежи. Процесс воспитания нравственных качеств впервые осужденных в пенитенциарных учреждениях изучает С.Н. Исаева [93]. В качестве решения данной проблемы она разрабатывает социально-культурные условия воспитания нравственных качеств впервые осужденных, к которым она относит: - учет индивидуально-личностных особенностей впервые осужденных при использовании методов социально-педагогического воздействия; - учет специфики проведения воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях; - осуществление целенаправленной подготовки персонала по вопросам воспитания нравственных качеств, впервые осужденных; - разработку и апробирование социально-культурной модели воспитания нравственных качеств впервые осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях; - в основу воспитания нравственных качеств осужденных, впервые находящихся в пенитенциарных учреждениях, будет положена авторская программа, способствующая формированию чувств, понятий, убеждений и привычек нравственного поведения; - осуществление взаимодействия воспитателей и осужденных, построенного на основе принципов социально-культурной деятельности. Ю.Г. Дерябина [62] предлагает формировать духовно-нравственные качеств молодежи в условиях социально-культурной деятельности музея, Н.Н. Калашникова [98] - на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности, С.Ю. Григоров [55] - с использованием технологий социально-культурной деятельности. По мнению Б.Б. Мануйлова [146], формирование и развитие нравственных и эстетических ценностей требует широкого использования системы взаимодополняющих мер социально-экономического, правового, организационного, психологического и иного характера, среди которых значительное место призвана занять педагогическая целесообразно инструментованная социально-культурная деятельность. Согласно гипотезе его исследования, развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе творческой деятельности может быть эффективным в условиях, когда осуществляется: - учет психолого-физиологических особенностей личности ребенка при занятиях хореографией; - включение личности в творческую деятельность в процессе занятий хореографическим искусством; - целостный технологический процесс развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в ходе занятий хореографией; - целенаправленная педагогическая деятельность руководителей хореографических коллективов по развитию нравственных и эстетических ценностей личности ребенка. Т.А. Велиахметова [24] в качестве фактора формирования нравственных отношений учащихся школ искусств предлагает использовать социокультурные ценности нагайбаков как этноса. Для более успешной реализации данного процесса он разрабатывает комплекс необходимых педагогических условий, к которым относятся: - организация этнохудожественного образовательного процесса учащихся на материале традиционной культуры нагайбаков, с выделением социокультурных ценностей и их нравственной значимости; - повышение квалификации учителей детских школ искусств, связанного с использованием этнокультурных ценностей нагайбаков при формировании нравственных отношений учащихся; - включение учащихся нагайбаков в активную учебно-познавательную и художественно-исполнительскую этнокультурную деятельность. По мнению ученых, основополагающей базовой категорией нравственного развития является понятие нравственных чувств, переживаемых детьми в повседневной жизни при восприятии явлений действительности и сравнении их с нормами, выработанными социумом. Однако анализ социокультурной действительности показывает, что уровень сформированности основных нравственных чувств любви, сострадания, стыда, ответственности, бережного отношения к окружающему миру у детей 5-7 лет невысокий, что связано с изменением уровня развития нравственности людей в целом. В связи с чем, Е.Л. Иванова [89] обосновывает компоненты и критерии сформированности нравственных чувств у детей 5-7 лет в условиях культурно-игровой среды дошкольной образовательной организации. Они включают в себя: эмоционально-мотивационный (возникающие эмоциональные переживания дошкольников в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми), оценочно-когнитивный (информированность о правилах поведения и общения в обществе), рефлексивно-поведенческий (ответные действия ребенка на происходящие события и межличностные отношения с окружающими). К педагогическим условиям создания культурно-игровой среды как фактора развития нравственных чувств у детей 5-7 лет в дошкольной образовательной организации Е.Л. Иванова относит: - подбор методических материалов (картотеки, фонотеки, художественной литературы, дидактических, подвижных, театрализованных, хороводных, пальчиковых игр), предполагающих системное ознакомление и приучение детей к проявлению нравственных чувств в социуме; - создание театрализованного уголка группы, театральной мастерской, которые включают элементы разной степени сложности, образности, управляемости, символичности, эмоциональности и способствуют актуализации практической направленности культурно-игровой среды на развитие нравственных чувств у детей 5-7 лет, активному вовлечению в ее создание семей дошкольников; - взаимодействие взрослых с детьми строится на основе положительного доброжелательного отношения друг к другу во время проведения совместных мероприятий с применением элементов театрализованной деятельности и театрализованных игр. Массовый эгоизм и прагматичность сознания в подростковой среде на сегодняшний день свидетельствуют о потере нравственных ориентиров, обесценивании таких категорий, как Совесть, Честь, Долг, обеднении эмоциональных чувств, нравственного сознания. Данная ситуация усугубляется процессами реформирования отечественного образования и введения новых образовательных стандартов, неоднозначностью подходов в решении проблем организации дополнительного образования, что актуализирует поиск педагогических технологий воспитания нравственно-эмоциональной иерархии ценностей среди подростков. Решение данной проблемы С.В. Рябов [205] видит в выявлении и теоретическом обосновании процесса развития нравственно-эмоционального потенциала подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Исследователь уточняет понятие «социально-культурная деятельность в условиях системы учреждений дополнительного образования детей», которое рассматривается как специально организованный процесс, обеспечивающий социокультурное развитие подростков, направленный на процесс социализации, развития нравственно-эмоционального потенциала подростков в процессе освоения дополнительных знаний, умений и навыков. Вместе с тем, им научно обосновано понятие «развитие нравственно-эмоционального потенциала подростков в учреждениях дополнительного образования детей», основывающееся на разрешении диалектического противоречия между актуальным и потенциальным, которое характеризуется появлением новых актуальных нравственно-эмоциональных свойств и характеристик личности подростка. Как считает А.С. Краснов [123], нравственно-эстетическая направленность формирования личности человека играет важнейшую роль как в системе традиционной культуры России и Японии, так и в условиях новых реалий перехода к мышлению, основанному на индивидуализме. По его мнению, на нравственно-эстетическое формирование личности непосредственно влияют молодежные субкультуры, которые являются частичной, относительно когерентной системой внутри общей системы культуры. Феномен молодежной субкультуры характерен для динамических обществ в период становления так называемой «техногенной цивилизации». В ходе решения назревшей проблемы А.С. Краснов выявляет возможности нравственно-эстетического формирования личности как в системе традиционной культуры, так и в условиях перехода от традиционализма к новому мышлению, основанному на индивидуализме в России и Японии; рассматривает феномен молодежных субкультур как характерную черту постиндустриального времени, глобальный характер современных субкультур как следствие влияния массовой культуры на молодежь, а также возможные направления развития молодежных субкультур в глобальном масштабе; оценивает возможности диалога молодежных субкультур России и Японии как основу дальнейших взаимоотношений. В основе процесса формирования нравственно-правовых представлений младших школьников заложено овладение определенными ценностнонормативными знаниями, которые младший школьник может усваивать в виде представлений, обеспечивающих становление гуманной личности, развитие. С.Я. Ермолич [73] считает, что сущностные характеристики нравственно-правовых представлений младших школьников (нравственноправовые категории, нормы и правила, права и обязанности ребенка) определяют гуманистическую направленность процесса их формирования в системе дополнительного образования, функции нравственно-правовых представлений (аксиологическая, гносеологическая, нормативно-регулирую- щая, актуализирующая, адаптивная), позволяют реализовать содержательную основу процесса формирования нравственно-правовых представлений младших школьников. Критериями сформированности нравственно-правовых представлений младших школьников он называет нравственно-правовые представления о нормах поведения, правах ребенка, нравственно-правовых категориях, обязанностях, правилах общения, нравственных качествах личности, эмоционально-ценностное отношение к нравственно-правовому знанию. К исследованию понятия «нравственно-эстетическая культура» в своих работах обращались В.Д. Гатальский [39] и О.Н. Романюк [199]. Первый исследователь работал с военнослужащими, второй - курсантами вузов МВД России. Нравственно-эстетическую культуру курсантов вузов МВД О.Н. Романюк представляет как комплексное, интегративное личностное качество, отражающее систему личностных нравственных и эстетических ценностей, обуславливающее специфику правоохранительной деятельности и реализацию функциональных обязанностей сотрудника полиции. К специфическим особенностям развития нравственно-эстетической культуры курсантов вузов МВД в условиях досуговой деятельности она относит: влияние коллектива курсантов на развитие творческой активности личности; наличие в образовательных учреждениях МВД РФ развитой культурно-досуговой инфраструктуры; влияние на досуг распорядка дня и регламента служебного времени. Основными направлениями развития нравственно-эстетической культуры курсантов вузов МВД в условиях досуговой деятельности выступают информационно-просветительное, художественно-публицистическое и рекреационное. По мнению В.Д. Гатальского, формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности в армейской, флотской и другой военной среде может быть эффективно решено, при условии системного подхода, предполагающего: - взаимосвязь и взаимодействие военных учреждений культуры с обучением и воспитанием военнослужащих основам воинского мастерства; - включение молодого военнослужащего с первых дней службы в процесс занятий самодеятельным художественным творчеством; - поэтапное включение военнослужащих в мир культуры, соответствующего основным этапам их служебно-профессиональной адаптации; - целенаправленную педагогическую деятельность руководителей воинских коллективов по перестройке сложившихся форм общественной организации досуга; - возрастание роли педагогики свободного времени как объекта научного знания, культуросозидающего потенциала досуга.
Источник: Тараторин Е.В. Педагогические технологии воспитания личности в современной России: Монография. Минкультуры России, ОГИК. Тамбов: Издательство Юконф, 2022. 120 с. |