Развитие личности зависит от меняющихся условий его взаимодействия с окружающим миром, с социумом. Данный процесс можно определить как процесс социализации - процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, процесс самоизменения и самореализации личности, обусловленный конкретными социальными условиями. А.В. Липовцева [138] в своем диссертационном исследовании ставит вопрос необходимости формирования организационно-педагогических условий социализации детей дошкольного возраста с использованием средств социально-культурной деятельности в сфере дошкольного образования, детского досуга. Актуальность данного проблемного поля обоснована потребностью поиска педагогических путей и современных способов использования средств социально-культурной деятельности для успешной социализации детей дошкольного возраста в процессе организованного досуга в учреждениях клубного типа (центрах раннего развития детей) и в дошкольных образовательных учреждениях, при активном включении в этот процесс семьи.
Ю.Н. Соловьева [226] видит поиск путей эффективности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности. По мнению исследователя, продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. К проблеме социализации детей из семей группы социального риска обращается Н.И. Яковлева [267]. Сущность социализации, по мнению диссертанта, заключается в развитии социальных качеств личности посредством социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Показателями эффективности социализации выступают следующие социальные качествами личности, которые характеризуются нижеизложенными признаками развития: - эмоциональная устойчивость проявляется у детей жизнерадостностью, активностью, самостоятельностью, выборочным интересом и адекватной оценкой своих действий, стремлению к самостоятельности; - коммуникативные качества (общительность) предполагают высокую речевую активность, сформированные коммуникативные умения, эмпатию; - социальная уверенность характеризуется высокой ориентированностью в правилах культуры социального поведения, уверенностью в общении, развитой саморегуляцией детей. В исследовании Н.И. Яковлев предлагает комплексную программу социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения по эффективности социализации детей из семей группы риска, включающую следующие направления: развитие социальных качеств детей, повышение профессиональной направленности педагогов на взаимодействие с семьями группы социального риска, повышение педагогической культуры родителей группы социального риска. В современных условиях образование личности рассматривается в качестве основного способа трансляции, воспроизводства и порождения культуры, где личность социализируется, благодаря, в том числе, и присвоению культуры. По мнению исследователя А.Н. Ларина [133], именно в период младшего школьного возраста, когда происходят качественные изменения личности, связанные с ее становлением, ростом самосознания, закладываются основы взаимодействия личности с окружающим социумом, реализуется творческии потенциал ребенка как активного субъекта общества, познающего мир и самого себя. В современных условиях образование перестает быть только внешне организованным процессом. Его роль, в значительной степени, сводится к социокультурному образованию личности. Нарушение процесса преемственности ценностных ориентаций в обществе, культуре приводит к системному кризису. Многообразные изменения в различных сферах жизнедеятельности социума обусловили широкий интерес и вскрыли социальную важность проблемы социализации личности, актуализировали задачу изучения механизмов социализации. Развитие процесса социализации младших школьников средствами педагогического обеспечения в социально-культурной среде хореографической студии исследует Р.Р. Лыкова [142]. Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии рассматривается автором как совокупность модели, авторских программ, средств, методов и приемов, направленных на успешное усвоение младшими школьниками социального опыта, на расширение возможности их самореализации посредством воспроизводства системы социальных отношений, присвоения ценностей культуры в социокультурной деятельности хореографической студии. Как показывают социально-психологические исследования, младший школьный возраст является сензетивным для процесса социализации. При поступлении ребёнка в школу, решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков, складывающиеся в школе межличностные отношения. Благодаря этому развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нём другие. В данном ключе очевидна практическая значимость диссертационного исследования Е.Н. Маньковской [148], которая заключается в разработке социально-педагогических методик для реализации комплексной программы социально-культурной деятельности общеобразовательного учреждения по эффективности социализации младших школьников, позволяющие оптимизировать процесс развития личности младшего школьника. В процессе социализации как взаимодействия личности с социальной средой Г.А. Наседкина [168] видит необходимость учитывать социокультурную деятельность как механизм формирования специфических качеств личности, с помощью которых и происходит социализация. Автор предполагает, что решение такой многоаспектной проблемы может быть осуществлено на основе социокультурного подхода, который обладает значительным теоретико-методологическим потенциалом для отбора содержания и организации социокультурной деятельности как фактора социализации подростков в учреждении дополнительного образования. Понятие «социализация подростков» Г.А. Наседкина рассматривает как процесс, посредством которого происходит усвоение знаний, норм и социокультурных ценностей, позволяющих подросткам включиться в систему общественных отношений, влияющих на формирование качеств личности, с помощью которых происходит взаимодействие с социумом. Объектом исследования С.В. Невской [169] является процесс социализации подростков в детской общественной организации. По мнению автора, детские общественные организации и объединения являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый институт воспитания, а одним из эффективных средств, способных обеспечить формирование активной жизненной позиции и выявление инициативности подростков, является включение её в социальнокультурную деятельность, целенаправленно организуемую детскими общественными организациями. Сегодня важно определить пути развития самоуправления в детской общественной организации как основного фактора социализации подрастающего поколения. Использование возможностей социально-культурной деятельности детских общественных организаций, С.В. Невская считает одним из продуктивных путей развития самоуправления в этих организациях. Деятельность современных инновационных образовательно-воспитательных учреждений, по мнению Ж.С. Валеевой [23] настоятельно требует разработки адаптационных программ, где процесс социального становления подростка проходит в пространстве артпедагогики, где культурно-досуговая деятельность является субъективной реальностью существования подростка. Содержание понятия «артпедагогика» исследователь рассматривает как синтез двух областей деятельности (педагогики и искусства), обеспечивающих педагогический процесс социального становления и развития подростка. Структура артпедагогических встреч, предложенная Ж.С. Валеевой, обусловлена физиологическими и психологическими особенностями подростков, включает в себя следующие элементы: разминка (телесный компонент), драматизация жизненных сценариев, дискуссия (шеринг), заключительный этап (игра), домашнее задание (предложены современные подходы к анализу и решению проблемы социализации неадаптированной личности подростка). Традиционно основными институтами социализации являются семья и система образования, ведущее место в которой занимают средние общеобразовательные учебные заведения. Кроме того, активно используется система дополнительного образования школьников. Однако, считает Е.Н. Ханина [248], в сегодняшней ситуации данные институты не ориентированы на освоение основного репертуара социальных ролей, способствующих адаптации личности к меняющемуся социуму. Значительным педагогическим ресурсом социализации личности обладает целенаправленно организованная в рамках туристского клуба экскурсионная деятельность учащихся, которая является одним из наиболее действенных средств познания окружающего мира, условием творческого развития и формирования коммуникативной культуры личности, выступающей базовой предпосылкой освоения социальных ролей. Осуществляемая в форме общественного объединения и обеспечивающая переход от стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели коллективного творчества, она способна компенсировать дефициты социализации, характерные для институтов семьи и школы. В туристском объединении подросток оказывается в условиях, стимулирующих развитие творческого потенциала, формирующих те личностные качества, которые не раскрываются и не востребуются в социально-нормативных сферах жизнедеятельности. К актуальной проблеме совершенствования условий и выработки эффективных технологий социализации и социально-культурной интеграции детей-инвалидов в диссертационном исследовании обращается Г.Р. Заитдинова [85]. Автор подчеркивает, что процесс личностного формирования ребенка с ограниченными возможностями отягощен одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического и педагогического характера, которые усугубляют проблему социально-культурной дезадаптации ребенка, препятствуют освоению основного репертуара социальных ролей, являющихся важнейшим условием и базовым критерием социализации личности. Оптимизация условий социализации ребенка-инвалида, по мнению Г.Р. Заитдиновой, предполагает: а) включение личности в социально-коммуникативные и культурно-творческие виды деятельности; б) оптимизацию основных социально-психологических сфер жизнедеятельности ребенка-инвалида: семьи, учебной группы, субкультурного сообщества. В институциональном плане социализация ребенка-инвалида обеспечивается интеграцией ресурсов и возможностей различных учреждений и представляет собой систему мероприятий и акций, нацеленных на минимизацию или разрешение проблем, вызванных дефицитом условий развития личности и социально-культурной интеграции в семье, в деятельности образовательных учреждений и социальных служб. Занимаясь исследованием проблем социального сиротства Ю.М. Пашедко [186] проводит анализ опыта функционирования приютов при православных монастырях, который показывает, что эти учреждения не могут обеспечить полноценную социализацию воспитанников. Основная проблема состоит в том, что организационно-педагогические условия этих приютов не в полной мере соответствуют индивидуальным потребностям личности ребенка и современным требованиям психолого-педагогической науки. В итоге воспитанники приюта, в силу специфики учреждений интернатского типа и традиционной замкнутости монастырского уклада оказываются на периферии социального пространства, практически утрачивая актуальную связь с остальной частью общества, что существенно снижает социализационную составляющую воспитательного процесса. Решения данной проблемы автор видит в процессе интеграции духовно-ориентированных практик православия и социально-культурных технологий, включающий следующие этапы социализации: 1) адаптацию - аспект социализации личности как первичного освоения, приобщения к духовному опыту; 2) интериоризацию духовного содержания - аспект социализации обеспечиваемой за счет заимствования и «присвоения» основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений; 3) социальное творчество - аспект социализации, обеспечиваемой экстериоризацией, т.е. актуализацией ценностей духовной культуры, преобразованием сложившихся и созданием качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности; 4) освоение репертуара ведущих социальных ролей (гражданин, муж, жена, родитель и т.д.) в процессе тренингов, игровой деятельности и других видов социально-культурных технологий. В настоящее время проблема адаптации человека приобретает комплексный характер, являясь предметом изучения естественнонаучных и социальных наук, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных областей знания. Решением проблемы социальной адаптации в современной России занимается система учреждении социально-культурной деятельности, образовательные учреждения и специализированные социально-реабилитационные учреждения. Социальнокультурная деятельность обладает активным педагогическим потенциалом воздействия на личность, способствующим формированию мотивов, ценностей, установок, определяющих социальную адаптацию [119]. Современные исследователи социально-культурной деятельности рассматривают её как самостоятельную сферу общей системы социализации, социального воспитания различных категорий населения. Все основные психолого-педагогические аспекты формирования личности не могут быть эффективными без решения проблемы социальной адаптации личности. Исследователь О.В. Дутова [67] предлагает концепцию социальной адаптации детей-сирот в условиях специализированного центра, которая опирается на понимание социальной адаптации как процесса формирования системы социальных компетентностей в процессе активного вхождения личности в социальную среду путем освоения основного репертуара социальных ролей, норм, правил и ценностей в личностно значимых социальнопсихологических средах общения. Автор дает обоснование интеграционнопедагогического потенциала социально-культурной деятельности, который определяется: а) возможностями обеспечения взаимодополняющего характера социализации и самореализации личности ребенка; б) способностью воспитать толерантное отношение к конфликтогенным воздействиям социальной среды; в) технологическими ресурсами оптимизации ключевых составляющих социально-культурной и социально-психологической среды обитания ребенка, качество которой определяет социально-психологическое самочувствие ребенка, его готовность принять требования значимых для личности сред общения и жизнедеятельности и интегрироваться в них; г) личностно ориентированной направленностью социально-культурных мероприятий, организуемых с учетом особенностей ребенка, специфики его личностных проблем, обусловленных ситуацией сиротства; д) проблемноцелевой направленностью и комплексным характером интерактивных форм организации совместной деятельности, их ориентацией на решение актуальных проблем ребенка, создающей благоприятную социально-психологическую и культурно-образовательную среду личностного развития. Основной целью исследования З.В. Дорогонько [65] стала разработка социально-культурных условий, способствующих адаптации детей-сирот в условиях детского дома семейного типа. В диссертации определены пути повышения эффективности адаптационного процесса средствами социальнокультурной деятельности, цель которых - преобразование культурно-воспитательной среды, что предусматривает разнообразные формы деятельности, расширение круга общения, усвоение правил поведения, принятых в обществе, приобретение социально-бытовых усилий и навыков. Цель системы дошкольного образования и социальных институтов, по мнению И.В. Лимоновой [137], состоит в обеспечении достаточного уровня социально-культурной адаптации, который позволил бы детям раннего возраста без особых затруднений вступать в социальные контакты и взаимодействия, тем самым адаптироваться к изменяющимся условиям социума. Сущность социально-культурной адаптации детей двух-трех лет заключается в синтезе социальных отношений и культуры, степени владения культурным опытом и применение его на повседневном уровне. В рамках решения проблем социально-культурной адаптации детей с проблемами в развитии особое значение, по мнению Е.Н. Морозовой [161], могут иметь клубы по месту жительства, в которых существуют потенциальные возможности для развития личности. Ряд специфических особенностей клубной работы содержит уникальные возможности для социально-культурной адаптации и социализации детей с проблемами в развитии в общество здоровых сверстников: удобное расположение клубов по месту жительства; постоянная возможность социально-ориентированной работы; возможность осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку; направленность на решение проблем путем формирования у детей социально-коммуникативной компетентности; возможность формирования гуманистически ориентированной личности. Поступление ребенка в школу приводит к социально-культурной дезадаптации, характеризующейся культурным шоком, обусловленным новыми для школьника социальным статусом, обязанностями, социально-культурными условиями учебного заведения, существенным обновлением всех видов деятельности, в том числе и досуговой. Следствием этого являются нарушения поведения, общения, психосоматические заболевания, вызванные трудностями адаптации к новым социально-культурным условиям. В связи с чем, считает Ю.П. Куприна [129], возникает необходимость поиска и внедрения эффективных средств и технологий социально-культурной деятельности, развивающих адекватные адаптивные возможности, обеспечивающих успешное функционирование детей в условиях образовательного пространства школы, разнообразных учреждений культуры и дополнительного образования, досуговых общностей по месту жительства, а также в семье. Для решения этой проблемы особую важность приобретает реализация социально-защитных и культуротворческих технологий социально-культурной деятельности, в частности комплексное использование технологии изотерапии. Технология изотерапии основана на терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на ребенка и проявляется в нахождении выхода из психотравмируюшей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через рисование, а также создании новых позитивных переживаний, стимулировании креативных потребностей и способов их удовлетворения. Социально-культурная деятельность младших школьников, основанная на технологии изотерапии, по мнению Ю.П. Куприной, позволяет достичь ярко выраженного психотерапевтического, психологического, социально-педагогического эффекта, а также стимулировать самоактуализацию и самореализацию личности школьника на основе использования воспитательных возможностей изобразительного искусства и коллективной творческой деятельности. В своем диссертационном исследовании Ю.Д. Серегин [217] выдвигает гипотезу, что при условии разработки комплекса педагогических мероприятий и использования технологий социально-культурной реабилитации музыкальное искусство может способствовать стабилизации эмоциональноличностных состояний младших школьников и предупреждению выраженного дезадаптивного поведения детей в период поступления в школьный детский дом. Программа использования музыки в период социальной адаптации детей-сирот позволяет нормализовать эмоциональное состояние, поведение, социальную и познавательную активность детей-сирот в новых условиях воспитания, а также предупреждает дезадаптивное поведение детей. Возможности использования музыкальных средств воздействия на эмоциональное состояние детей с ЗПР исследует Т.В. Гудина [59]. Музыкальное искусство обладает значительными педагогическими, реабилитационными, интеграционными возможностями компенсирующего развития детей с ЗПР. При этом применение средств, методов и форм музыкального воспитания создает по отношению к традиционным методикам дополнительные условия, способные оптимизировать процессы адаптации и социокультурной интеграции детей с ЗПР. В диссертационных исследованиях, посвященных проблемам дополнительного художественного образования, в подавляющем большинстве разрабатываются узко методические проблемы, касающиеся, прежде всего, технологических вопросов обучения художественным навыкам, частные методики, связанные с подготовкой учащихся к профессиональной деятельности вне контекста социокультурных связей. Менее рассматриваются вопросы формирования социально активной личности средствами художественной деятельности и создания в учреждениях художественного образования адаптивно-образовательной среды. С.М. Малакуцкая [149] считает, что вопросы социокультурной адаптации школьников, развивающихся в благополучной среде, в условиях художественной деятельности, возможности и роль этой среды в обозначенном процессе остаются за рамками основной массы научных исследований. В качестве гипотезы исследования автор выдвигает предположение о том, что дополнительное художественное образование детей обладает нереализованным педагогическим потенциалом в социокультурной адаптации личности. Реализация данного потенциала предполагает целенаправленное моделирование структуры и процесса социокультурной адаптации, выступает одной из приоритетных функций современного дополнительного художественного образования. Специфика условий социокультурной адаптации детей в процессе дополнительного художественного образования, по мнению С.М. Малакуцкой, состоит в следующем: осуществление процесса обучения и творчества на основе субъект-субъектных отношений, обеспечивающих успешность детей в учебной и в творческой деятельности; раскрытие и поддержка природных данных ребенка как стартовых возможностей, способствующих индивидуальному росту, развитию креативности личности, самосовершенствованию и самореализации; воздействующая роль искусства, как части культуры, закладывающая основы целостного охвата закономерностей мироздания, понимания нравственно-этических норм жизни (в соединении познавательных, воспитательных, рекреативных, и компенсаторных функций); дидактические средства и методы, связанные с ценностями православной культуры, народной педагогической традицией выступают как возможность обращения человека к человеку, усиление позиции терпимого отношения к самости личности; использование принципов оптимизации социокультурной адаптации - толерантность к темпам развития детей, латентный характер воспитательных действий, коллективность на принципах соборности. Актуальные аспекты адаптации подростков-мигрантов в социокультурное пространство школы уральского промышленного города, образуют исследовательское поле диссертации Г.А. Кадочниковой [97], в которой она предлагает систему социально-педагогической деятельности для обеспечения коррекции опыта и поведения мигрантов, выявления тех социально-педагогических условий, которые способствуют успешной адаптации личности подростка-мигранта к новой ситуации жизнедеятельности. Успешность адаптации подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы зависит от ряда внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относится степень актуализации потребности подростков-мигрантов в позитивных социальных связях, самоактуализации и самореализации в социально-значимой деятельности. К внешним - степень принятия проблем мигрантов со стороны принимающего общества и его способность оказывать необходимую поддержку и помощь в процессе адаптации личности под- ростка-мигранта к новым условиям жизнедеятельности. Теоретическая значимость исследования В.В. Рыбина [202] заключается в том, что процесс адаптации подростков в центрах временной изоляции рассмотрен с точки зрения социально-культурной деятельности. При этом раскрыта взаимосвязь социально-культурной деятельности и социальной адаптации как осознанного и педагогически направленного процесса, обеспечивающего социализацию и инкультурацию подростков, формирование социально-регулятивных механизмов поведения личности, развитие способностей к самоанализу и самоконтролю; формирование позитивной «Я-концепции». Высшая школа является одной из наиболее значимых сфер для молодежи и обладает мощным потенциалом в области формирования ценностного мира студенчества. Однако в настоящий период возможности культурно-досуговой деятельности в решении этих вопросов учитываются в недостаточной степени, мало обращается внимание на культурную составляющую досуга студентов, их включенность в социально-значимую деятельность. Данная проблема, по мнению Е.В. Исмаиловой [95], актуализирует поиск путей преодоления социальной апатии студенческой молодежи в условиях вуза. В исследовании автор выявляет специфику преодоления социальной апатии студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности, которая заключается в том, что использование данных средств позволяет воздействовать на сознание и поведение молодых людей, расширять их духовные потребности, формировать осознанное отношение к окружающему миру и преодолевать состояние пассивности. Процесс формирования личности в вузе, ее социальной адаптации, по мнению Н.А. Осипенко [177], во многом определяется концепцией воспитательной работы, характером и организацией социально-культурной деятельности, степенью вовлеченности в нее студентов. Социально-культурная деятельность в вузе является необходимым звеном в интеграции личности и среды, так как именно в этой сфере формируется активная гражданская позиция человека, обусловливающая его выбор моделей и стратегий поведения. Автор выдвигает следующие условия социальной адаптации студентов в вузе: создание креативной, развивающей среды, стимулирующей учебную, научную и социально-культурную деятельность студентов; открытость социокультурного пространства университета обществу, его мобильность, быстрая реакция на внешние процессы, наличие связей с различными социальными структурами; вовлечение студентов в социально-культурную деятельность с момента их поступления в университет. Исследователь Ю.В. Жегульская [77] считает, что результативность обучения студентов в вузе, с одной стороны, отражает степень адаптирован- ности к соответствующим условиям, с другой стороны, сама адаптация служит предпосылкой успешного обучения в вузе и их дальнейшего личностного развития. Именно социально-педагогическая адаптация студентов отражает приобретение ими социального опыта и формирование их личности в процессе обучения в вузе. Высшая школа, в том числе вузы культуры и искусств, являясь значимой сферой жизнедеятельности для молодежи, обладают широкими возможностями формирования социально значимых компетенций студентов, создания условий для развития навыков адаптации в социуме, развитой практикой культурно-досуговой деятельности. Для организации социальнопедагогической адаптации студентов вуза культуры и искусств средствами культурно-досуговой деятельности, по мнению автора, являются достаточными следующие условия: а) использование в социокультурной среде вуза культуры и искусств средств культурно-досуговой деятельности с учетом ее особенностей: социально-психологических, полихудожественных и индивидуально-дифференцированных; б) разработка и внедрение программы педагогического содействия социально-педагогической адаптации студентов вуза культуры и искусств с использованием средств культурно-досуговой деятельности; в) включение студентов в культурно-досуговую деятельность, при выборе форм и содержания которой учитываются возрастные и индивидуально-личностные особенности обучающихся, а также специфика социокультурной среды вуза культуры и искусств. Для гармоничного развития, своевременной адаптации и успешной работы современного специалиста культуры, считает А.С. Чернов [251], необходимо разрабатывать и внедрять индивидуальные маркетинговые комплексы, включающие в себя такие классические компоненты практического маркетинга, как товар, цена, сбыт и продвижение (product, price, place, promotion). Назрела необходимость в маркетинговых исследованиях рынка труда, целенаправленной его сегментации адекватном позиционировании. Именно с помощью таких инструментов маркетинга определяются, по убеждению А.С. Чернова, в настоящее время перспективы трудоустройства выпускника вуза культуры, его продуктивной работы и карьерного роста. Исследователь А.А. Ермакова [71] делает детальное описание модели адаптации выпускников сельских школ к новым условиям городского социума, что позволяет ее широко использовать в практической работе социально-культурных институтов. Сущность адаптации первокурсников-вы- пускников сельских школ к условиям городского социума средствами социально-культурной деятельности представляет собой процесс целенаправленного педагогического воздействия на студентов и коррекции отношений молодого человека в коллективе, достижение социально-коммуникативной компетентности в процессе познания и деятельности, что способствует культурной интеграции студента в социальные нормы и ценности городской культуры. При этом социально-культурными средствами выступают: проектные, диалогические, эвристические, мультимедийные, коммуникации и PR, конструирования и инструктирования, а также технологии развивающего обучения, игровые и творческие. Комплекс педагогических условий социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов выявляет А.С. Ильина [92]. В процессе исследования автор выделяет следующие необходимые условия: интеграция студентов-мигрантов в социокультурное пространство вуза; использование технологий социально-культурной деятельности в формировании социально-личностных качеств студентов-мигрантов с целью успешной их адаптации в вузе; формирование готовности педагогов, работающих со студентами-мигрантами, к проведению индивидуальных, малогрупповых работ. Проблему профессиональной подготовки специалиста, умеющего осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (жизненного, личностного и профессионального) в процессе социальной адаптации изучает А.В. Шамсутдинова [254]. Целью исследования автора стала разработка и обоснование модели педагогического сопровождения процесса социальной адаптации студентов при планировании профессиональной карьеры и ее экспериментальное исследование. Включение нашей страны в процесс кросс-культурных коммуникаций привело к заимствованию и развитию реабилитационных технологий. Объектно-ориентированный подход к человеку с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день сменяется субъектно-ориентированным, рассматривающим человека как источник социального развития вне зависимости от его физического состояния. В тоже время современное состояние профессиональной адаптации молодых инвалидов в России, по мнению И.П. Удовенко [242], определяется слабо разработанным концептуальным и методическим обоснованием непосредственно социально-культурной и культурно-досуговой деятельности в рамках этой системы. Исследователь считает, что специфические формы культурного досуга, определяемые существующими социокультурными условиями, оптимизируют процесс профессиональной адаптации молодых инвалидов. Противоречие между объективными возможностями социально-культурной деятельности активно стимулировать процесс адаптации молодежи в воинском коллективе и сложившейся системой воспитания солдат и матросов, которая крайне мало использует культуросозидающий потенциал этой области духовной жизни, обусловило необходимость А.И. Капитонову [103] осуществить теоретико-эмпирическое исследование, цель которого - раскрыть сущность и механизм реализации преобразовательно-созидаю- щих функций социально-культурной деятельности как средства адаптации молодежи в воинском коллективе. В процессе исследования автор раскрывает механизм социальной адаптации молодых военнослужащих к новым условиям бытия средствами культурно-досуговой деятельности, основанной на методике сотворчества, когда офицеры, старожилы подразделения и вновь призванные в армию и на флот выступают субъектами рациональной организации и духовного наполнения своего свободного времени. Современная ситуация в России характеризуется существенными структурными изменениями, связанными с глобальными и имеющими долгосрочный характер процессами модернизации устройства общества. В период, когда многие из прежних механизмов социальной организации перестают действовать, а формирование новых еще не завершено, обостряются проблемы наименее защищенных групп населения. Среди них пожилые люди занимают одно из основных мест. Пожилым людям значительно труднее адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социокультурных условиях, чем молодым людям. Для этого им требуется квалифицированная помощь, базирующаяся на государственной поддержке лиц пожилого возраста, учитывающей многообразие и неоднородность их проблем и запросов. Проблема социальнокультурной адаптации пожилых людей в настоящее время, считает исследователь И.Н. Бондаренко [15] - одна из самых актуальных во взаимосвязи с более широким процессом их социализации. По мнению автора, только совместная работа органов государственной власти, общественных объединений, негосударственных (коммерческих и некоммерческих) структур и частных лиц, действующих на добровольной основе, представляющая единую систему, может обеспечить формирование в обществе позитивных установок по отношению к людям пожилого возраста, повышение их социальнокультурной активности, устойчивую адаптацию к существующим условиям социально-культурной среды и создание оптимальных условий для включенности в жизнь общества.
Источник: Тараторин Е.В. Педагогические технологии воспитания личности в современной России: Монография. Минкультуры России, ОГИК. Тамбов: Издательство Юконф, 2022. 120 с. |