Гуманистическое воспитание
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Возрастание важности индивидуально-личностного начала во всех проявлениях жизнедеятельности человека - одна из характерных особенностей современного общества, приковывающая внимание педагогической науки к проблеме формирования личности нового типа - гуманистической личности. В мировой истории человечества идеи гуманизма выполняли особую роль. Они помогали человеку в борьбе за достойную жизнь, вселяли надежду на будущее, влекли к новым вершинам развития. В последние годы внимание к гуманизму, гуманности, гуманитаризации как к неисчерпаемым источникам воспитания и развития человека проявляется особенно ярко в обществе в целом, и в социально-культурной сфере в частности. Одним из способов спасения человечества от неминуемой нравственной, духовной катастрофы, по мнению А.В. Баталова [8], был и есть гуманизм, то, что объединяет всех людей, что помогало и помогает человечеству на протяжении существования жизни на земле. Так подтверждается предсказание Д.С. Лихачева о приоритетном значении нравственности для дальнейшего социального прогресса.

Терроризм, экстремизм, экологическая ситуация являются современными проблемами общества, которые выражают глобальные проблемы в материальной и духовной культуре, пронизывающей все сферы человеческого бытия, и человечество посредством обращения к теме гуманизма пытается найти способы их решения, нивелирования общечеловеческих конфликтов на основе универсальности, уникальности гуманистических ценностей.

А.В. Баталова рассматривает гуманистическое мировоззрение как феномен образовательного процесса вуза культуры и искусств, который реализуется в самой сущности социально-культурной деятельности и является основой для самоактуализации инкультурации личности в условиях современного гражданского общества. В свою очередь, содержательная сторона социально-культурной деятельности включает в себя различные проявления гуманизма, актуализированные в целостном социально-культурном процессе вуза. Таким образом, вуз культуры и искусств обладает воспитательным потенциалом, который реализуется в содержании образования, в формировании знаний, умений, навыков будущего специалиста культуры, в его общественной деятельности.
Гуманистическое воспитание участников в детском любительском театральном коллективе как поэтапный процесс формирования гуманистических представлений и чувств, гуманистических ценностей и отношений, гуманистических принципов и позиций в творческом процессе и жизнедеятельности в своем исследовании рассматривает З.А. Ибятова [86]. Она обосновывает педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели гуманистического воспитания участников любительского театрального коллектива. Эти условия содержат социально-пропагандистскую направленность деятельности любительского театрального коллектива, этнокультурную специфику гуманистических ценностей как фактор воспитания участников в национальных любительских театральных коллективах, полисубъектный диалог руководителей, участников, родителей и зрителей в детском любительском театральном творчестве.
Разработка социально-педагогических основ формирования гуманистических ценностей молодежи в современном российском обществе приобретает особое значение в контексте фундаментальных изменений ведущих сфер социально-культурной жизни общества, повлекших за собой неоднозначные последствия в духовно-нравственной сфере [194]. С одной стороны, коренные преобразования создают предпосылки для формирования у молодежи новых черт культуры и стандартов мышления, повышения ее самостоятельности и ответственности за свое будущее. С другой стороны, осуществляемые реформы породили серьезные проблемы в аксиологической сфере, ведущие к девальвации гуманистических ценностей и повышению рефе- рентности в молодежной среде жизненных стилей западного образца с индивидуализмом, прагматизмом и т.д.
Процесс формирования гуманных отношений И.Н. Вишняков понимает как специально организуемый, целенаправленный процесс разнонаправленного взаимодействия личности в художественно-творческой деятельности и как результат в виде таких проявлений гуманных качеств как доброта, уважение, долг, солидарность, сострадание к сверстникам, членам своей семьи и другим людям.
Огромный вклад в раскрытие и реализацию гуманистического потенциала культуры внес Д.С. Лихачев, который инициировал разработку «Декларации прав культуры» и возглавил творческий коллектив ее создателей, куда наряду с ведущими учеными и деятелями культуры России вошли такие специалисты в области теории, методики и организации социальнокультурной деятельности, как В.Е. Триодин, А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. Рассматривая культуру как главный источник гуманизации человеческой истории, Декларация подчеркивала, что «культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации. Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла». Вместе с тем, «культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культурное сотрудничество, диалог, взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения конфликтов, насилия и воин».
Ф.М. Козлов [115] разрабатывает интегративную концепцию реализации гуманистического потенциала культуры. Данная концепция основана на создании условий, максимально благоприятствующих гармонизации отношений человека с природой, обществом и государством.
Эти условия включают:
а) формирование глобальной экономической, политической, правовой, нравственно-психологической, социально-культурной, этнотолерант- ной и экологически здоровой социальной среды, способствующей комфортной и успешной жизнедеятельности человека, поддержанию его здоровья и стимулированию реализации творческих потенций;
б) обеспечение социально-правовых норм, способствующих всемерному развитию и всеобщей доступности культуры и социально-культурной деятельности, насыщению ее личностно и социально значимым содержанием, которое несет в себе высокие нравственные идеалы и во всей полноте отражает достижения мировой цивилизации;
в) развитие инфраструктуры социально-культурной деятельности и соответствующей ее потребностям сети организационно-методических коммуникаций, способствующих формированию эффективных механизмов рыночного взаимодействия учреждений культуры, образования и досуга, квалифицированной экспертизы качества отечественной и зарубежной культурной продукции, обеспечению культурных услуг, гарантирующих удовлетворение всего спектра и творческого разнообразия интересов и запросов населения;
г) формирование высокогуманного и педагогически эффективного информационного фона социума, пропагандирующего лучшие общечеловеческие традиции, демонстрирующего образцы поведения, языка, культуры, содержащие высокий воспитательный потенциал в деятельности средств массовой информации и сети образовательно-просветительных учреждений, во всех звеньях общественной структуры;
д) насыщение всех направлений социально-культурной деятельности высокогуманным содержанием, пропагандирующим идеи гражданского согласия и основополагающие общечеловеческие ценности Мира и Дружбы, Любви и Семьи, Справедливости и Милосердия, Труда и Взаимопомощи, Добра и Сострадания;
е) эстетизацию всего многообразия содержания и форм социальнокультурной деятельности, направленных на всемерное развитие творческих потенций людей, социально-интегрирующим фоном чего должен стать мировой опыт подлинного классического искусства и народного творчества, продуктивного взаимодействия традиций и новаций.
Источник: Тараторин Е.В. Педагогические технологии воспитания личности в современной России: Монография. Минкультуры России, ОГИК. Тамбов: Издательство Юконф, 2022. 120 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.