На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Проблема взаимодействия подростков со сверстниками в психологии
Проблема взаимодействия подростков со сверстниками в психологии
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Бурцева Надежда Олеговна студентка Научный руководитель Куликова Татьяна Ивановна канд. психол. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область


Ключевые слова: подростковый возраст, личное развитие, взаимодействие со сверстниками, подростковый период.


Подростковые проблемы все чаще попадают в поле зрения общественности, но сейчас они приобретают особое значение.

В нашей стране значительно повысился уровень образования и материального благосостояния людей, что увеличивает возможности молодого поколения в удовлетворении своих духовных и материальных потребностей, но затрудняет формулирование своих желаний и стремлений. Несмотря на то, что в области психологии было проведено множество исследований, направленных на выявление особенностей взаимодействий подростков со сверстниками, ведутся поиски новых и эффективных средств для устранения нарушений во взаимодействии подростков со своим окружением.
Во-первых, необходимо уточнить границы подросткового возраста. Существует несколько теорий. Например, Ж. Пиаже определяет подростковый возраст как период с 12 до 15 лет. По классификации Д.Б. Бромлей этот возраст определяется как 11-15 лет. Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом до 15 лет у девочек и до 16 лет у мальчиков, а Д.Б. Эльконин устанавливает границы подросткового возраста начиная с 10 лет [6].
В подростковом возрасте, в 13-14 лет, начинает возрастать потребность в общении и взаимодействии со сверстниками, т.е. происходит сдвиг в ориентации на сверстников. Взаимодействие со сверстниками выходит на первый план в подростковом возрасте.
Под взаимоотношениями мы понимаем важную образную, интеллектуальную и эмоциональную похожесть друг на друга, которая отражает внутреннее состояние.
Взаимодействие подразумевает значительное метафорическое, интеллектуальное и эмоциональное сходство, которое отражает внутреннее состояние души.
По мере того, как общение со сверстниками все больше соответствует реальным потребностям и интересам подростка, он отдаляется от школы и семьи. Изменилось и содержание общения. Если в младшем школьном возрасте детей больше интересовали вопросы обучения и поведения, то в подростковом возрасте на первый план выходят вопросы личного общения и развития личности.
Подростковый возраст - это возраст активного развития социализации. Степень развития потребностей в социализации различна. Для одних это приводит к боли одиночества, желанию постоянного контакта с компанией или кем-то еще, в то время как другие хотят проводить время в одиночестве, быть свободными от постоянного общения и иметь меньше контактов с другими. Многие подростки находятся где-то между этими двумя крайностями, то есть сочетают в себе высокую потребность в эмоциональном контакте с желанием уединиться, чтобы обдумать свое место в мире.
Психологи, изучающие подростковый возраст, сходятся во мнении, что общение со сверстниками очень важно для подростков; именно отношения со сверстниками во многом определяют все аспекты поведения и деятельности подростка.
Ж.-Ж. Руссо был первым, кто обратил внимание на такое социальное явление, как подростковый период развития. Он описал его, как «второе рождения», когда человек сам «рождается в жизнь», и подчеркнул рост самосознания как важную особенность этого периода [6].
С точки зрения Л.С. Выготского, подростковый возраст характеризуется неустойчивым и изменчивым периодом, который при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, оставляя «слабую полоску» между окончанием полового созревания и началом окончательного созревания [4].
В подростковом возрасте появляются новые черты личности, такие как сознательный контроль собственного поведения, умение прислушиваться к чувствам других и учитывать интересы окружающих. Эти новые качества не возникают сами по себе, а являются результатом личного опыта ребенка, активно вовлеченного в различные формы социальной активности.
Важным аспектом развития личности подростка является высокая социальная активность, направленная на усвоение определенных ценностей и установление благоприятных отношений со сверстниками и самим собой.
По мнению С.А. Левашовой, у подростков формируется личностный смысл жизни, включающий в себя формирование нравственных ценностей и взгляда на жизнь, самосознание, признание своих способностей, желание расти и повышенное стремление к общению со сверстниками [2].
Теории Д. Г. Мид и Ж. Пиаже аналогичным образом подчеркивают необходимость для подростков иметь отношения со сверстниками. Пиаже отмечал, что отношения со сверстниками более демократичны, чем с родителями [5].
По мнению Л.И. Божович, причиной сбора детей вместе в начальной школе является совместная деятельность, но в подростковом возрасте все иначе, привлекательность деятельности определяется возможностью общения со сверстниками [1].
В процессе построения отношений со сверстниками подростки развивают такие навыки, как взаимопонимание, взаимодействие и взаимовлияние.
В психическом развитии подростков важную роль играет не только основная деятельность, но и система отношений с окружающими людьми, в которую они сами вступают в процессе своего развития.
Общение со сверстниками является важным каналом, через который подростки приобретают знания, и помогает им получить информацию, которую по каким-либо причинам не могут передать взрослые.
Для подростков сверстники являются так называемой школой жизненного опыта и не могут заменить семью или учебные заведения. Отношения со сверстниками позволяют им испытать «горизонтальную коммуникацию», то есть общение на равных.
В подростковом возрасте отдельные группы сверстников становятся более устойчивыми, а отношения между сверстниками подчиняются более строгим правилам. В отличие от взрослого общества, подростки находятся в равных условиях со своими сверстниками, могут обсуждать любые темы и не боятся быть осмеянными, поэтому атмосфера в таких группах, скорее всего, будет более привлекательной.
Для подростков очень важна репутация их сверстников. Тот факт, что они принадлежат к определенной группе, придает им уверенность в себе. На поведение подростков сильно влияет их положение в группе.
Отношения подростков со сверстниками более сложные и значимые, чем у младших школьников. Именно в подростковом возрасте общение в семье становится второстепенным, а отношения со сверстниками играют важную социализирующую роль. Подростки делают акцент на общении со сверстниками, поскольку часто боятся отвержения. Положение, которое подростки занимают в коллективе, определяется отношением к ним сверстников, и от этого во многом зависит эмоциональное благополучие личности подростка [3].
Постепенно потребность в общении возрастает, и подросткам приходится искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками. Также растет потребность в содержании. Когда дети вступают в группу сверстников, их личностное развитие рассматривается исключительно с точки зрения их взаимоотношений с другими членами этой группы.
Важно отметить, что в групповой обстановке подростки могут сравнивать себя с другими и добиваться признания и уважения со стороны сверстников, но это не обязательно связано с социально позитивным поведением. Однако в общении со сверстниками, например, подростки могут заметить положительные тенденции, такие как развитие способности анализировать собственные успехи и неудачи.
Попытка завоевать авторитет у сверстников является характерной чертой подросткового возраста, на которую влияет сильное желание удовлетворить их требования. Следовательно, требования сверстников и общественное мнение становятся главной особенностью психического развития.
Для подростков оценки сверстников более важны, чем оценки учителей и взрослых. Подростки испытывают сильное влияние группы и боятся потерять популярность среди сверстников. Важно отметить, что положение подростков в группе определяется различиями в их эмоциональном состоянии, а их моральные качества определяют их положение в системе отношений со сверстниками.
В отношениях молодые люди учатся индивидуальным правам на самостоятельность и уважение и осознают, что они - личность. Однако для того, чтобы сверстники уважали их, необходимо обладать определенными качествами. Тогда подросток начинает постоянно задавать себе вопросы. «Что я за человек?» и «Что такое хорошо и что такое плохо?» - с этого начинается процесс самопознания. Как вы знаете, самооценка подростков строится на определенном поведении. Многие подростки имеют завышенную самооценку и часто имеют более высокий уровень амбиций, чем их реальный потенциал.
Важно, что самооценка формируется в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Ориентация на сверстников связана с желанием быть принятым и признанным в обществе и восприятием сверстников как образцов для подражания. В этом случае стоит серьезно отнестись к образцу, выбранному подростком.
Следует обратить внимание на то, что необходимость общения со сверстниками подчеркивает проблему уверенного поведения. Сегодня подростки часто теряются в провокационных, угрожающих или обидных ситуациях и выбирают покорную или ответную агрессию. Бывают также ситуации, в которых у подростков преобладает неконструктивный стиль поведения, то есть они сами нуждаются в помощи.
По словам Е.В. Зубаренко, подростки, у которых отношения со сверстниками складываются не лучшим образом, пытаются измениться, но часто не в лучшую сторону. Некоторые из них намеренно нарушают дисциплину и требования. Другие пытаются развлечь сверстников, «работая на публику» ради одобрения. В основном «клоуны» не заслуживают уважения сверстников и не приобретают статус, они просто становятся более заметными. Чаще всего сверстники таких товарищей от себя прогоняют. Другой тип - «хвастун». Одноклассники называют их «болтливыми детьми». Такие подростки, как правило, часто нарушают свои отношения со сверстниками [3].
При отсутствии поддерживающих отношений личность формируется негативно. Нередко у подростков возникают серьезные проблемы из-за плохих отношений со сверстниками. Неблагоприятные отношения также приводят к внутреннему дискомфорту, который не могут компенсировать даже самые высокие показатели в других областях. На психологическое развитие подростка сильно влияет общественное мнение. Часто он подражает своим авторитетным сверстникам. Подросток подражает его стилю поведения, который часто является нежелательным по человеческим меркам (курение, жаргон).
Система взаимоотношений с социальной средой определяет направление психологического развития подростка. Особенность развития заключается в том, что подросток вступает в новую систему отношений и общения со сверстниками, занимает среди них новое положение, выполняет новые функции.
Изучение особенностей взаимодействия - задача не из легких. Особенно сложно это сделать для подростковых групп. В данной работе сделана попытка рассмотреть важный вопрос выявления препятствий во взаимодействиях подростков со сверстниками в контексте психолого-педагогических проблем, влияющих на уровень самооценки и формирование уровня самосознания школьников.

Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 164 с.
2. Левашова С.А. Психология и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг / С. А. Левашова / Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 378 с.
3. Маринина Е. Подросток в «стае» / Е. Маринина, Ю. Воронов // Воспитание школьников. - 1994. - №6. - С. 42-43.
4. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: 1996. 374 с.
5. Салтыкова М.В. Социализация подростков в сфере неформального общения / М.В. Салтыкова. - ГрГУ, 2003. - 127 с.
6. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.