На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Духовная безопасность ученика как важная часть создания безопасной образовательной среды
Духовная безопасность ученика как важная часть создания безопасной образовательной среды
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Скубрий Дарья Владимировна студентка
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Ключевые слова: духовная безопасность, безопасная образовательная среда, процесс обучения, семья, зрелые отношения в семье, ученик, дети, неблагополучная семья, психологическая безопасность.

Жесткость, психологическое насилие, навязывание своего способа мышления, дезинформация - это составляющие опасной для человека духовной культуры.
Духовная безопасность - это система условий, позволяющая общественному субъекту (культуре, обществу) сохранять свои жизненно важные параметры в пределах исторически сложившейся нормы.
Учащийся чувствует себя в безопасности в семье. Семья играет важную роль в передаче духовных ценностей из поколений в поколения. Для каждого человека семья - это место, где он переживает процесс социализации, обучается самостоятельности.
В ходе воспитания ребенок перенимает от родителей модели поведения в социуме и в дальнейшем транслирует их во внешней среде: в учебной деятельности и в кругу друзей. Соответственно, если в семье главенствуют аморальные или искаженные способы взаимодействия, ребенок, будучи не в состоянии объективно оценить реальность, принимает данные модели поведения за норму и несёт девиацию в детский коллектив.

 

Проблемы в семье приводят к плачевным ситуациями, таким как:
1. Инфантильность.
2. Девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение.
3. Отрицательная адаптация к социуму.
4. Нарушение формирования положительной самооценки.
5. Нарушение процесса социализации.


Семья будет иметь статус неблагоприятной, если она не справляется с воспитательной и эмоциональной функциями. Такая семья склонна к жестокому обращению с детьми, чем будет разрушать психику учеников.


Семья будет считаться неблагополучной, если пройдет по следующим критериям:
1. Родители несовершеннолетних детей не справляются со своими обязанностями, а именно не могут удовлетворить первичные потребности учащихся.
2. Родители не отговаривают, а наоборот привлекают детей к различным правонарушениям.
3. Использование неправильных методов воспитания, которые отрицательно влияют на человека, формируют у ребенка неверные представления и наносят психологический вред на всю жизнь.
4. Родители не контролируют поведение своих детей, с безразличием относятся к их воспитанию.
5. Родители безразлично относятся к проблемам их детей с законом, которые возникли вследствие правонарушений.


Семья является местом, где ребенок впервые получает первично необходимые знания. Происходит процесс социализации, в течение которого ребенок формирует самооценку.
Из-за неадекватной самооценки возникают проблемы в сфере взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителям, с коллективом. 
Важно вовремя выявить таких школьников и предоставить помощь, особую группу составляют подростки из неблагополучных семей, у них в большинстве случаев наблюдаются данная проблема.

неблагополучная семья

Рис. 1. Признаки негативного влияния неблагополучной семьи на здоровье ребенка


Ребенок ждет поощрения именно от родителей, ведь для него одобрение родителей стоит на первом месте. При процессе социализации родители находятся на первом месте в качестве наставника и предмета подражания.
Низкая самооценка не позволит реализовать потенциал в полной мере, а завышенная будет мешать в достижение реальных целей. Похвала и критика требует адекватного применения в зависимости от сложившейся ситуации. Но даже при выражении недовольства поведением ребенка, можно найти положительные моменты. При этом важно понимать, что оценивается не сам подросток, а его поступок.
На самооценку ученика также огромное влияние оказывает педагог. Именно учитель дает оценки ученикам, их работе, трудовой и внеурочной деятельности. Каждый ребенок индивидуален, имеет свои ценности и психофизическую подготовку. Хороший педагог должен знать, какой подход применить в каждом конкретном случае.
Важно видеть потенциал в каждой личности и уметь развить его в нужном направлении. Тогда самооценка ребенка возрастет, он почувствует поддержку со стороны семьи и педагога. Это всё поспособствует созданию благоприятной образовательной среды и хорошей успеваемости учащихся.

схема самооценка

Рис. 2. Схема влияющих факторов на самооценку школьника


Для успешного формирования адекватной самооценки у детей из неблагополучных семей важно учитывать основные принципы формирование уверенной в себе личности: принцип меры и системы. Данная работа предполагает эффективное взаимодействие семьи и школы, направленных на трансляцию культурных ценностей, идеалов и норм. Как педагогам, так и родителям необходимо сформировать положительное мнение подростка о себе, чтобы он чувствовал защищенность, значимость и важность.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что духовная безопасность ученика играет большую роль в его развитии, становлении его личности, формировании самооценки. Духовная безопасность формируется под влиянием поведения родителей, педагогов и условий жизнедеятельности школьника.


Список литературы
1. Дубровина И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. - М.: ТЦ «Сфера», 2017. - 528 с.
2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоц- кий. - М.: Наука, 2002. - 456 с.
3. Захарова А.В. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонента самооценки в младшем подростковом возрасте / А.В. Захарова, Е.Ю. Худобина. - М., 2017. - 278 с.
4. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. - М.: Изд-во МГУ, 2016. - 215 с.

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.