На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Полный стиль произношения как средство восстановления нарушенной темпо-ритмической стороны речи у заикающихся подростков
Полный стиль произношения как средство восстановления нарушенной темпо-ритмической стороны речи у заикающихся подростков
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Дорошенко А.В. (Таганрог)

Подростковый возраст занимает особое место в проблеме заикания. Именно в этом возрасте, заикание встречается чаще всего. Нарушение темпа-ритма является одним из ведущих компонентов в структуре заикания, характеризуется стойкостью и вариабельностью проявления (М.И. Буянов, Н.А. Власова Б.З. Драпкин). Особенности темпо-ритмических характеристик речи у заикающихся подростков зависят от формы речи, степени выраженности нарушения, индивидуального психологического статуса и проявляются в изменении длительности структурных сегментов речевого сигнала и коэффициента их вариации.

В настоящее время остается потребность в поиске эффективных способов восстановления нарушений темпо-ритмической стороны речи, в этом и состоит актуальность нашего исследования. К таким средствам, по мнению Ю.Б. Некрасовой, можно отнести полный стиль произношения.
Данный термин был обозначен лингвистом Л.В. Щербой, который обозначал полный стиль произношения как отчетливое и тщательное произношение речи. Ю.Б. Некрасова предложила использовать полный стиль произношения в работе с заиканием, определив его как устную речь с нередуцированным произнесением ударных и безударных гласных звуков.
Целью нашего научно-практического исследования стало изучение полного стиля произношения как средства восстановления нарушенной темпо-ритмической стороны речи у заикающихся подростков и взрослых. Мы предположили, что введение полного стиля произношения как основного средства восстановления нарушенной речевой функции при заикании может способствовать выработке саморегуляции темпо-ритмической стороной речи у заикающихся подростков и взрослых. Для доказательства данной гипотезы нами было проведено следующее экспериментальное исследование.
Летом 2012 года мы принимали активное участие в исследовании темпо-ритмической стороны речи, которое проводилось в процессе подготовки и организации работы экспериментальных групп семейной логопсихотерапии на базе Психологического Института РАО (Москва) под руководством Н.Л. Карповой. Экспериментальную группу составили заикающиеся подростки и взрослые в возрасте от 13 до 35лет (10 человек); логопсихотерапевтического воздействия длилось две недели. В исследовании также принимали участие родители и родственники заикающихся, выпускники предыдущих логопсихотерапевтических групп.


В ходе нашей диагностики мы использовали следующие методы эмпирического исследования:
а) изучение анамнестических данных;
б) опросники «Речевой дневник» (Ю.Б.Некрасовой) и «Речевой дневник-2» (И.В.Янченко);
в) методику «Определение уровня овладения новым речевым навыком в процессе логопсихотерапии» (Н.Л.Карпова, А.Д.Яковистенко);
г) методику изучения саморегуляции навыка полного стиля произношения у заикающихся после логопсихотерапевтического воздействия в процессе публичного выступления и спонтанной речи (И.В.Янченко).


Остановимся поподробнее на нескольких методах нашего исследования.
Проанализировав дневники учащихся, можно сделать вывод о том, что после введения в речь полного стиля произношения у всех участников исчезли запинки в речи, речь стала более плавная, темп – замедленный.
На начальных этапах освоения полного стиля у участников возникали трудности, которые были связаны в невозможности удерживать полный стиль произношения в различных ситуациях общения с другими людьми, и в результате происходили затруднения в его удержании. Поэтому непроизвольно удерживать полный стиль произношения при общении удавалось только совместно с участниками группы, а при общении с незнакомыми людьми чаще всего приходится концентрировать свое внимание на речи.
К окончанию логопсихотерапевтической работы у большинства испытуемых формируется установка на положительный исход овладения нового речевого навыка («я хочу и могу говорить», «я скажу»), повышается речевая готовность. Они пишут в дневниках:
«Теперь я точно знаю с помощью каких упражнений, мне можно избавиться от заикания навсегда» (В.А., 21 год). «Чувство, что теперь ты можешь все» (В.Е., 27 лет).


Результаты исследования по окончании курса показали, что динамика положительных изменений речевой готовности участников логопсихотерапевтических групп напрямую связана:
• с динамикой психических состояний, в частности - с формированием состояний успеха коммуникации, творчества и сотворчества, настроенности на саморазвитие, что подтвердило проведенное ранее исследование Н.Н. Скуратовской (1993), где было доказано, что при частых повторах и закреплении эти состояния ведут к положительной динамике как речевых, так и личностных изменений, связанных с речевым общением, в частности, меняют речевую установку «я не скажу» на установку «я могу и буду говорить по-новому»;
• со снижением (снятием) логофобии и общей речевой тревожности; с формированием речевой саморегуляции. В процессе логопсихотерапевтической работы заикавшиеся овладевают новой речевой техникой, «выравнивающей» речь, и отрабатывают ее применение в различных коммуникативных ситуациях, что позволяет им сформировать новую речевую установку: «я могу говорить в любой ситуации, т.к. знаю, как с ней справиться», и сознательно управлять своей коммуникативно-речевой деятельностью. Они пишут: «Самое главное для меня – это, то, что я знаю теперь, как избавиться от напряжения в челюсти и говорить спокойно и плавно» (О.О.,24 года.). «Полный стиль произношения позволяет мне справиться с моими запинками, теперь они мне не страшны» (Г.А., 30 лет.).
Отдельно необходимо выделить состояние удовлетворенности от собственной «звучащей» речи, от собственного голоса: «По сравнению с той речью, которая была, моя новая речь – это сказка, чудо!» (К.Е., 16 лет). «Сегодня, когда я дома читала на первом запасе прочности, мне понравилось слушать свою речь и свой голос» (О.О.24 года).
В результате определения уровня овладения новым речевым навыком (полным стилем произношения) мы пришли к выводу о том, что в конце первой недели 80% участников имели низкий уровень его освоения. Это проявлялось в том, что у пациентов отмечалось частичное осознание в обучении новой речью, т.е. желание изменить свою речь присутствовало, но оно носило неустойчивый характер. В конце второй недели у 80 % участников наблюдался уже третий уровень овладения новым речевым навыком, у пациентов появилось осознание, для чего нужен новый речевой режим, но все-таки все правила речевого режима соблюдались только в пределах группы. И только у 20% отмечался высокий уровень – в процессе всей работы у них наблюдался устойчивый интерес и совершенствование полного стиля произношения не только в рамках группы, но и за ее пределами.


Анализируя данные о саморегуляции навыка полного стиля произношения у заикающихся после логопсихотерапевтического воздействия, мы пришли к выводу о том, что показатели его сформированности зависят от ситуации общения. В публичном выступлении большой контроль уделялся темпу речи, речевым паузам, четкому произношению, в результате этого речевых запинок становилось значительно меньше у всех участников. В спонтанной речи данный контроль был значительно ниже, в результате этого полный стиль произношения в общении не всегда удовалось соблюдать, темп речи становился более быстрым, ухудшался контроль за речевыми паузами, четкостью произношения, в следствии чего у учащихся вновь появлялись речевые запинки.


Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
• полный стиль произношения является одной из основных логопедических технологией в методике семейной групповой логопсихотерапии;
• полный стиль произношения формирует стабильность темпо-ритмической стороны речи у заикающихся подростков и взрослых благодаря последовательной и поэтапной работе по овладению новым речевым навыком;
• овладение полным стилем произношения предполагает взаимопроникновение логопедических и психологических технологий;
• благодаря освоению нового речевого навыка патологическое состояние страха речи при заикании замещается на саногенные состояния речевого успеха и коммуникативного удовольствия.

Источник: Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.