Страница 1 из 3 Ключевые понятия: индивидуальная педагогическая техника, методическая грамотность педагога, педагогическая активность, педагогическая техника, педагогические средства, педагогические функции, психическая релаксация и саморегуляция, психологическая устойчивость, психофизический аппарат, самовнушение и аффирмации.
Ведущие идеи:
• Педагогическая техника - это комплекс умений и навыков, которые используются педагогом для организации себя, своих действий и поведения. • Педагогическая техника- необходимый компонент профессионального мастерства, позволяющий педагогу видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, взаимодействовать с ними и оказывать на них воздействие. • Содержание педагогической техники - это умелое управление педагогом своим внутренним эмоциональным состоянием, его организация как педагогически целесообразная. • Методическая грамотность в овладении техникой взаимодействия и воздействия на учащихся позволяет педагогу получить максимальное удовлетворение от своей профессиональной деятельности и предотвратить профессиональное выгорание и деформацию.
Ожидаемые результаты:
1. Осознание сущности и значения использования наиболее эффективных приемов педагогического воздействия, владения арсеналом педагогических средств, обеспечивающих достижение запроектированных целей с оптимальными результатами. 2. Формирование собственной позиции и готовности к овладению педагогической техникой, стремлению к единству внутреннего содержания профессиональной деятельности и ее внешнего выражения. 3. Понимание значимости методической грамотности в овладении педагогической техникой как способа достижения максимального удовлетворения от профессиональной деятельности.
Вопросы для размышления
1. Какое развивающее воздействие на качества личности педагога оказывает педагогическая техника? 2. Каким образом педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности? 3. Чем обусловлен индивидуально-личностный характер педагогических техник? 4. Почему педагогическая техника является инструментом воспитательного влияния?
1. Понятие педагогической техники
Одним из показателей педагогического мастерства является педагогическая техника, которая представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для педагогического стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Педагог-мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные, обеспечивающие достижение запроектированных целей с оптимальными результатами. Педагогическая техника представляет собой тот комплекс умений и навыков, которые позволяют педагогу видеть, слышать, чувствовать и выбрать правильный стиль и тон в общении с учащимися, управлять их познавательными психическими процессами и активностью. Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие «педагогическая техника», и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан- Калик, Ю.И. Турчанинова. А.А. Крупеннн. И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, С.В. Кондратьева и др.). Выдающийся педагог А.С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин «педагогическая техника». В деле воспитания, как он замечал, сохраняется период, при котором успех зависит только от мастерства и энтузиазма педагога: «Воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое». Он считал, что «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым... себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало. Хороший воспитатель умеет разговаривать с воспитанником, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитывает каждое движение педагога. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом. Все это - вопросы воспитательной техники». Составная часть педагогической техники - чувство темпа в педагогических действиях. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соизмеряют темп действий, педагогических решений: они либо спешат, либо опаздывают, а это в любом случае снижает эффективность педагогического действия. Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа педагогом определенных чувств, своего субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых или проявления ими моральных качеств. Изучая секреты успеха выдающихся педагогов, мы обнаруживаем точность использования приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Вот, например, воспоминания С. Карабанова (отрывок из произведения «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко): «В 1920 году 20 декабря я впервые встретился с Антоном Семеновичем. В тюрьме. Привели меня в кабинет начальника тюрьмы. Раньше, когда надзиратель водил меня в этот кабинет, он всегда сильно толкал в спину, а я не обижался, считал, что это у него такая "толкательная" специальность. Хотя на этот раз он меня слабо толкнул, я, увидев в кабинете постороннего человека, протестующе оглянулся, и только из этого движения моего Макаренко заключил, что перед ним мальчик гордый, с самолюбием. Он подошел ко мне и несколько наивно спросил: - Правда, что тебя Семеном зовут? - Правда. - Так это чертовски здорово! Мы с тобой почти тезки - меня Антоном Семеновичем зовут. Это было сказано так хорошо, так по-человечески, подкупающе звучало! Антон Семенович продолжал: -Ты меня извини, голубчик, что из-за меня тебя сюда попросили. Слово "голубчик" я воспринял как иностранное слово, потому что до сих пор слышал только всякую ругань. Ко мне обращались в тюрьме только с такими словами: "бандюга", "ворюга", "негодяй" и г. д., тут вдруг такие речи: "голубчик", "извини". - Извини, что я тебя побеспокоил. - Ничего, говорю. Антон Семенович продолжает: - Видишь ли, я организую очень интересное дело и хочу, чтобы ты принял в этом участие. И я подумал: "Надо согласиться с просьбой такого приятного человека". Я сказал: - Согласен. Он говорит: - Вот хорошо, вот спасибо! Если есть у тебя веши, забирай их и пойдем. Я ответил, что у меня всего два чемодана, причем оба при мне и оба пустые! И я показал на свою голову и живот. - Очень удобно. Попрощайся с начальником и пойдем. Я сделал какое-то неопределенное движение ноги и сказал: "До свиданья". Я еще не верил тогда, что все так будет, что я навсегда ухожу из тюрьмы. Л Антон Семенович говорит: -Действительно, у тебя чемоданчик верхний пустой, что, думаешь еще сюда вернуться? - Нет, нет! И поспешил сказать: "Прощайте!". Так оно и получилось, и я на всю жизнь распростился с тюрьмой... Там, в тюрьме, в столе начальника лежало мое толстое дело, и Макаренко мог поступить совершенно по-иному. Каждый раз. когда начальник тюрьмы вызывал меня к себе, он, имея перед глазами это дело, все же громко и грубо кричал: "Как фамилия?!". А тут - ни звука о моем прошлом, ни намека на какие-то обязательства быть "хорошим мальчиком, исправиться" и т. д.». Следует отметить, что Семен Карабалин (в поэме он Семен Карабанов) пошел но стопам своею учителя - стал педагогом. И еще пять подростков, бывших беспризорников из коммуны, которую создал и которой отдал почти всю свою жизнь А.С. Макаренко, тоже стали педагогами. Данный пример подчеркивает значение не только личности воспитателя, но и значение специальных умений педагога, как основы педагогической техники, также очевидно. Это умение ставить вопросы, общаться с коллективом и личностью, вести наблюдения, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. «Воспитанник воспринимает Вашу душу и Ваши мысли не потому, что знает, что у Вас в душе, а потому, что видит Вас, слушает Вас». - говорил А.С. Макаренко [14]. Педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности педагога и внешнего его выражения. Овладение педагогической техникой раскрывает способность педагога к ясному мышлению и анализу в самых острых и неожиданных учебно- воспитательных ситуациях, позволяет ему быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест. Именно благодаря методической грамотности в овладении техникой взаимодействия и воздействия на учащихся педагог способен получать максимальное удовлетворение от своей профессиональной деятельности. Исследователи педагогической техники (С.Б. Елканов, Ю.Л. Львова, В. А. Сластеннн. Н.Н. Тарасевич и др.) видят предназначение выработанных в ее рамках умений и навыков в организации педагогом самого себя в педагогическом процессе и в воздействии на других. В соответствии с этим рассматривают в структуре педагогической техники два основных направления: - комплекс приемов, используемых педагогом для отработки умений управлять своим поведением и внутренним эмоциональным состоянием: - совокупность приемов, необходимых педагогу для отработки умений воздействовать на личность учащегося и весь ученический коллектив, раскрывающих технологическую сторону учебно-воспитательного процесса.
Н.Е. Щуркова выделяет четыре группы умений педагогической техники: • речевая (вербальная): голос, дикция, интонация, словарный запас, выразительность, правильность речи, эмоциональная окрашенность и г. д.; • невербальная: мимика, пластика, жестикуляция, движение педагога: • социально-перцептивная: восприятие, внимание, наблюдательность. воображение, понимание, профессионально-педагогическое мышление, этическая (эстетическая, правовая и т. д.) выразительность; • суггестивная: управление эмоциональным состоянием; снятие напряжения, саморегуляция, релаксация и аутотренинг, рефлексия, создание состояния катарсиса, творческого самочувствия.
Многие известные миру педагоги-новаторы определяют педагогическую технику как основу успеха всей своей деятельности. Гак Е.Н. Ильин широко использует прием «Пишем книгу», когда учащийся на время урока становится известным писателем или поэтом. При изучении работ драматургов на уроках Е.Н. Ильина разыгрываются фрагменты театрализованных представлений, проводятся дискуссии о творчестве автора, весь класс активно ищет истину в оценке произведения. Кроме этого, педагог-новатор дает учащимся навыки по использованию радио, кино, театра для получения знаний. Он определяет каждому свой темп и путь, учитывая возможности каждого в процессе обучения [14]. В.Ф. Шагалов, С.Н. Лысснкова, И.II. Волков в своей деятельности используют техники управления вниманием учащихся, методы и приемы развития познавательной активности и наблюдательности, элементы исследования и усложнения заданий. 10.11. Азаров, изучая сущность и значение педагогической техники в работе педагога, определил, что, во-первых, развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности: умело отбирать материал к занятию, определять его образовательные и воспитательные возможности, чувствовать возможности своего учебного предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности учащегося [2]. Во-вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности самого педагога. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т. е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Педагогическая техника - это умение использовать собственный психофизический аппарат как инструмент воспитательного влияния, это владение комплексом приемов, которые дают педагогу возможность глубже, ярче, талантливее обнаружить свою позицию и достичь успехов в учебной и воспитательной работе. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста. пола, темперамента, характера педагога, состояния его здоровья, анатомо-физиологических особенностей, при этом совершенствует его профессиональную компетентность, развивает профессионально важные свойства и качества личности, способствует становлению индивидуал ьно- го стиля деятельности, защищает педагога от профессиональной деформации и выгорания. Например, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью речи дисциплинирует и развивает профессиональное мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности. В-третьих, в процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением. Это такие умения, как: - владение своим лицом и телом (мимика, пантомимика); - управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия, артистизм); -актуализация социально-перцептивных способностей (внимание, набл юдател ьность, воображе н ие); - владение техникой речи (дыхание, постановка голоса, дикция, интонация, темп речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив. Она раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения учащихся. Ото следующие умения и технологические приемы педагога: - дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные; -технологические приемы предъявления требований, убеждения, внушения, управления педагогическим общением, применение методов стимулирования опыта поведения и деятельности учащихся. Составляющие первой и второй групп педагогической техники направлены либо на организацию внутреннего самочувствия педагога, либо на умение это самочувствие адекватно проявить внешне. Поэтому педагогическую технику условно можно разделить на «внешнюю» и «внутреннюю» относительно цели ее использования. Внешняя техника это воплощение внутреннего переживания педагога в его телесной природе: мимике, голосе, речи, движениях, пластике. Внутренняя техника это создание внутреннего переживания личности. психологическое настраивание педагога на деятельность через влияние на ум, волю и чувства. Таким образом, педагогическая техника является необходимым компонентом профессионального мастерства, представляя собой комплекс умений, навыков и знаний, приемов и способов, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, взаимодействовать с ними и оказывать на них воздействие. Рассмотрим составляющие педагогической техники более подробно.
2. Мастерство и техника речи педагога
Процесс восприятия и понимания речи педагога воспитанниками тесно связан со сложным процессом слушания. Поэтому очевидна прямая взаимосвязь процесса правильного восприятия учащимися информации, которая исходит от педагога, от совершенства его речи. Каковы же требования к речи педагога? Речь педагога - это речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, не допускающая использования жаргонизмов, сленга и диалекта: речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризуют логичность и убедительность, ее интонации и мелодический рисунок разнообразны и выразительны, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения. Требования к речи педагога обусловлены ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи педагога - обеспечение полноценной презентации знаний. Речь педагога может сделать восприятие информации доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости этой функции в речи педагога говорит и тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учащихся благодаря особенности педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска голоса педагога, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Педагог не только передает учащимся знания, но и формирует у них эмоционально-ценностное отношение к этим знаниям, потребность сделать их руководством в своем поведении, деятельности. С презентацией знаний тесно связана и друтая функция речи педагога обеспечение эффективной учебной деятельности. Воспринимая на слух речь педагога, учащийся совершает множество различных операций: конкрет изирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения педагогом учебной информации, развитием его мысли. Это сложный процесс слушания, который надо учитывать, продумывая содержание и темп речи, ее интонацию и дикцию, логику и доступность. Следующая функция педагогической речи - обеспечение продуктивных взаимоотношении между педагогом и учащимися. Регулируя данные отношения. речь выступает как средство взаимопонимания. Здесь все значимо: как педагог обращается к учащимся, как предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает свои пожелания. Значимы и невербальные средства общения: выражение лица педагога, его взгляд, жесты, мимика. В плане внеурочного общения эти детали речи в коммуникативном взаимодействии еще более значимы. Гением мысли и слова считали выдающегося русского историка, академика В.О. Ключевского. Этого ученого и сегодня по праву считают блестящим и остроумнейшим лектором, который писал: «Самос трудное и самое важное в преподавании заставить себя слушать». Это был воистину самородок, вышедший из глухого пензенского села. Внешне невзрачный, маленький, седовласый человек в очках, с реденькой бородкой. Говорил негромко, слегка прищуриваясь, глядел на аудиторию поверх очков. Но как он умел думать вслух, завораживая своей речью, обращаясь к аудитории, советуясь с ней. «убеждая убеждениями». Он тщательно отрабатывал систему аргументации с помощью фактов, причем одни факты служили доказательствами его мыслей, а другие действовали на чувства [14]. Речь является чем-то большим, чем механически воспроизводимый ряд звуков. Каждое высказывание представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта, характера, намерений и чувств человека. Для педагога речь - важнейший элемент профессионального мастерства, который служит не только решению учебных задач. Выразительная речь помогает создать атмосферу коллективного эстетического переживания, ситуацию эстетической коммуникации, когда учебное общение подчиняется законам художественной логики. В.А. Сухомлннский говорил: «Я не имел бы права называться воспитателем, если бы на каждом шагу не раскрывал красоту, поэтическую силу, аромат, тончайшие оттенки, музыку слова, если бы воспитанникам не хотелось выразить в слове самое красивое и самое сокровенное» [15]. Речь педагога следует рассматривать не только как процесс общения, но и как форму мышления. Поэтому такие особенности или свойства речи, как логичность, ясность и последовательность выражения мысли, играют важную роль в понимании обмениваемой информацией. Как бы ни была интересна и познавательна речь педагога, считает И.Р. Калмыкова, она не будет воспринята учащимися, если педагог произнесет ее нечленораздельно. хриплым, слабым, невыразительным голосом. Если речь педагога суха, монотонна, невнятна, перегружена логическими ударениями, то в ней нет логики содержания, она неубедительная и непобудительная. О впечатлении, которое производит на слушателей плохая дикция, очень образно говорил К.С. Станиславский: «Слово с подмененными буквами представляется мне... человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа. Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Когда слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед...» [14]. Особую значимость речевого воздействия имеет грамотность и логическая стройность речи. Хорошая общая подготовка требует от педагога правильно, литературно выражать мысли. Если же в речи допускаются неправильные ударения, отсутствует стилистическое богатство, то это резко снижает авторитет педагога. Вот как высказывались великие мастера о правильности речи: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д М. Писарев) [14]. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но, прежде всего, - требованием смысла» (К. Федин) [14]. «Говори так. чтобы тебя нельзя было не понять» (Квинтилиан) [14]. «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь. Неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей» (Н.Г. Чернышевский) [14]. Важным условием выразительности речи являются ее темп и тон. Скорость речи также отражает чувства человека: быстрая речь взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости. Как медленный, так и быстрый темп утомляют аудиторию и гасят малейший стимул к непроизвольному восприятию. Большие паузы между словами и тональная однородность придаст лекции монотонность, что усыпляет аудиторию. Но и быстрая речь, хотя и воспринимается аудиторией лучше, также затрудняет восприятие и требует проявления напряженности из-за чрезмерно большого потока информации. Обычно мы говорим со скоростью 110-130 слов в минуту. Организуя процесс обучения, педагогу желательно произносить примерно 100-110 слов в минуту, но при этом следует ускорять или замедлять темп, в зависимости от значимости текста: выводы и определения даются в более медленном темпе, чем изложение фактов и раскрытие содержания известных понятий. Путем изменения темпа речи достигается интонационная выразительность, которая может усилить внимание слушателя к наиболее важным положениям выступления. В педагогической деятельности чрезвычайно важно говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируя стихи и прозу; владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, выделяя значимые слова и выражения, грамотно пользуясь ими в различных ситуациях. Особую значимость речи придаст голос. Он способен выражать мысли и чувства педагога и так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры педагога. Американец, преподаватель риторики в университете штата Теннеси, автор известных пособий «Основы искусства речи», Поль Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса, но ничем так не пренебрегают и ничто так не нуждается в постоянном нашем внимании, как голос» [14]. Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвис- тическим явлениям. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом; гнев, страх - довольно высоким; горе, печаль, усталость- мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали Вас визгливые или скрипучие голоса некоторых наставников, и Вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогическим делом. Ознакомьтесь с предлагаемыми упражнениями для педагогов, направленными на развитие голоса. Упражнения на развитие голоса Упражнение I. Попытайтесь произнести с разными опенками фразы: «Кто сегодня отсутствует?», «Здравствуйте»», «Прошу внимания». Упражнение 2. Произнесите фразы: «Посмотрите на доску», «Откройте учебники» - требовательно, сердито, мягко, торжественно. Упражнение 3. «Эмоциональная палитра». 11рочитайте скороговорку так, чтобы каждая строка вне зависимости от содержания выражала какое- либо чувство, которое предстоит угадать аудитории. Это восторг (1). ирония (2), сочувствие (3). усталость (4), угроза (5), удивление (6). Многие педагоги считают, что и голос, и его тембр только природный дар человека. Конечно, как в любом искусстве и в любой науке, наилучших успехов в овладении речью могут достичь те педагоги, кто щедро наделен природой соответствующим дарованием. Излагать учебный материал, свои мысли понятно, лаконично и грамотно - реально для многих преподавателей. Говорить красиво, убедительно, «журчать как ручеек», захватывая учащихся, - удел педагогов артистичных, которые словом делают то, что художник изображает кистью. Они «живописуют» е помощью богатства словаря и многообразия художественных приемов. Их речь всегда носит оттенок художественности. Она выразительная и эмоционально завораживающая. Но современная экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса и умение говорить можно коренным образом улучшить. Мы уже упоминали о Демосфене и о том, как он, преодолев физические, речевые и голосовые недостатки, стал выдающимся политическим оратором Древней Греции. Б.Т. Штоколов, советский оперный певец, народный артист СССР, Лауреат ряда Государственных премий СССР, при поступлении в юношеском возрасте в консерваторию на экзаменах получил высокий балл, но через три года обучения ему за пение выше тройки преподаватели не ставили. Голос не имел той силы и окраски, которая требовалась для колоритного оперного пения. И Б.Т. Штоколов понял: мало того, чему его учат, нужно учиться еще и самому. Он изучил сотни книг по мастерству вокала, но теория и методика великого итальянского оперного певца Карузо стали для Б.Т. Штоколова пособием в ежедневных и многочасовых упражнениях. Он экспериментальным путем доказал жизненность и эффективность методики Карузо, который считал, что «сохранить и развить голос можно лишь в том случае, если при пении постоянно изменять положение отдельных органов» глотки, гортани: «осадить» корень языка, чтобы не мешал прохождению звука, сделать так. чтобы полость рта вместе с гортанью составляла «единую трубу». Штоколов добился своего. Голосовые связки стали такими пластичными и мощными, что Штоколов через 10 лет многолетних упражнений и тренировок даже мог их увидеть в зеркале. Такого в истории еще не бывало. Можно привести еще ряд примеров, которые подтверждают роль желания, сильной воли человека и регулярность занятий по самосовершенствованию. Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая, опираясь главным образом на опыт театральной педагогики и представляя собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет педагогу донести до учащегося все богатство содержания своего слова. Возьмите себе на вооружение следующие упражнения.
Упражнения на развитие выразительности речи
Упражнение 1. Поздравьте учащихся (коллег) с началом учебного года. Упражнение 2. Подберите пословицу или крылатую фразу и объясните ее учащемуся, стараясь говорить эмоционально, образно, логично. Упражнение 3. Произнесите с различной интонацией скороговорки: • На дворе трава, на траве - дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова. • Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. • Осип охрип, Архип осип. • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. • Кукушка кукушонку сшила капюшон. Как в капюшоне он смешон. • Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак: сунул грека руку в реку - рак за руку грека цап.
Упражнения на развитие диапазона голоса
Упражнение 1. «Самолет». Изобразите звук взлетающего, летающего и приземляющегося самолета (при помощи регулирования громкости - тихо, громко; высоты звучания низко, высоко). Упражнение 2. «Стоп». Сядьте прямо и вообразите, что у вас болит горло, голова, зуб и т. д. Необходимо стонать с помощью различных звуковысотных тонов и громкости. Упражнение 3. «Эхо». Произнесите дважды: «Ау!». Первый раз - зовете. Второй - отдаленное эхо.
Упражнения на развитие эмоциональности и образности речи
Упражнение 1. «Рассказ». Расскажите жителю пустыни о русской зиме, расскажите чукче о цивилизации. расскажите ребенку о море. Упраж нение 2. «Рисование словами». Для развития умения ярко «рисовать словами», завораживать своей речью полезно такое упражнение: подробно расскажите о каком-нибудь важном событии вашей жизни, точно опишите течение дня, передайте содержание фильма, спектакля и т. д., постарайтесь при этом находить красивые, образные выражения, использовать метафоры, афоризмы. Овладеть техникой речи - значит обладать речевым дыханием, голосом. иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Педагогу нужно постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом. Владение голосом связано непосредственно с развитием фонационного (звукового), так называемого, речевого дыхания. Дикция - это отчетливость и правильность произнесения отдельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе. Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические (их исправлением занимаются логопеды) и неорганические (поддаются исправлению путем упражнений), связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), нечетким произнесением согласных («каша во рту»). Тренировать дикцию педагогу помогут скороговорки и упражнения, цель которых отработка четкости и правильности произнесения звуков, активизация артикуляционного аппарата. Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono - звук). В чем отличие фонационного дыхания от обычного? В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Отличие фонационного дыхания от физиологического заключается в том. что вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного возобновления. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза, а затем - длинный звуковой выдох. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию - не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным. Вот примеры некоторых упражнений, разработанных специально для педагогов и направленных на развитие фонационного дыхания.
Упражнения па развитие фонационного дыхания [14].
Упражнение 1. «Егорки». Данное упражнение позволит определить индивидуальные особенности речевого выдоха. После произнесения детской считалочки «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки» - глубокий вдох и на выдохе считать: «Раз Егорка, два Егорка...» и т. д. до полного использования воздуха. Последний результат - показатель распределения и емкости дыхания.
Упражнение 2. «Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2-3 см. длиной 7-10 см) и, представив, что это свеча, дуйте на нес. Она отклоняется от Вас, - это «отклонилось "пламя"». Такая свеча позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха; выдох ровный - бумажка находится в одном положении - отклонившись. Обратите внимание на небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц.
Упражнение 3. Лежа на спине, сделать глубокий вдох через нос. Вы почувствуете, как воздух заполняет нижние доли легких, как шевельнулись мышцы брюшного пресса, раздвинулись нижние ребра. Надо попробовать сделать то же, только стоя. При этом необходимо следить, чтобы воздух в нижней части легких не поднимался в верхний отдел грудной клетки. Воздух надо все время направлять книзу. Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук - голос.
Упражнение 4. «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь- выдох. Теперь делайте то же самое, но со звуком: с силой выдыхая воздух «Фффуу!».
Упражнение 5. «Вежливый поклон». Позиция первая - поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Позиция вторая медленно наклоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. Наклонившись, произнесите растянутое на звуке «с» слово «здрассссте». Следите за тем, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо, для чего сохраните для него полновесную порцию воздуха.
Упражнение 6. «Звукоподражание». Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, тонкий звон комара, жужжание пчелы, карканье вороны. рокот мотора и т. п.
Упражнение 7. «На одном дыхании». Произнесите на одном дыхании глухие согласные [п], [и’], [г], [Г], [к], [к'], активно взрывая их.
Поскольку голос педагога - основное выразительное средство устной речи, нельзя забывать о его гигиене. Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессии» очень высокая. Перенапряжение голосового аппарата, вызывающее нарушение голоса, обусловлено тем, что около 50 % рабочего времени педагог говорит, причем во время занятия громче обычного.
Педагогу, говоря о профилактике и гигиене голоса, важно знать следующие моменты: • вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть влажной; • следить за тем. чтобы в помещении, где вам приходится длительно говорить, была нормальная влажность воздуха; • нельзя быстро ходить в холодные дни после голосовой работы, так как при интенсивных движениях дыхание учащается, становится более глубоким и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути; • избегать крика. Стараться нс говорить слишком быстро и нс в тональности своего голоса; • для нормального функционирования голосового аппарата важна хорошая гидратация организма, т. е. нужно всегда пить достаточное количество жидкости, а во время голосовых перегрузок - даже больше вашей обычной дневной нормы: • избегать употребления алкоголя и напитков, содержащих кофеин, так как они подсушивают слизистую оболочку; • нс курить и не находиться в помещении, где курят. Дым раздражает слизистую оболочку дыхательных путей; • следить за своей диетой - избегать продуктов, вызывающих изжогу. Качество голоса обязательно будет страдать, если есть изжога.
|