На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Воспитание учащихся с отклонениями в поведении
Воспитание учащихся с отклонениями в поведении
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Воспитание учащихся с отклонениями в поведении
Особенности воспитания младших школьников, склонных ко лжи
Учет особенностей детей из неблагополучных семей в воспитательном процессе
Все страницы

Требования к знаниям и умениям

Магистранты должны знать:
• определение понятий «девиация», «непослушание», «агрессия», «ложь», «гиперактивность»;
• педагогические, психологические, социальные и психофизические причины отклонений в поведении детей;
• задачи воспитания младших школьников с разными отклонениями в поведении;
• методы предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения младших школьников.

 

Магистранты должны уметь:
• раскрывать причины отклонений в поведении;
• давать характеристику разным отклонениям в поведении, особенностям развития детей с отклоняющимся поведением;
• проектировать и конструировать воспитательную работу по предупреждению и коррекции отклонений в поведении младших школьников.

Вопросы для изучения

5.1 Общие подходы к предупреждению и коррекции отклонений в поведении младших школьников.
5.2 Причины агрессивного поведения, особенности воспитания учащихся, склонных к агрессии.
5.3 Причины непослушания, особенности воспитания учащихся, проявляющих сопротивление воспитательным воздействиям.
5.4 Причины лжи, особенности воспитания учащихся, склонных ко лжи.
5.5 Причины и коррекция гиперактивного поведения.
5.6 Учет особенностей детей из неблагополучных семей в воспитательном процессе.


Рекомендуемая литература
1. Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. - Москва : Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. - 92 с.
2. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Академия, 1999. - 280 с.
3. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками : конспект лекций / н. Ф. дивицына. - ростов н/д : Феникс, 2005. - 288 с.
4. Змановская, Е. в. девиантология : Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. - Москва : Академия, 2006. - 288 с.
5. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учеб. пособие / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова [и др.]; под ред. Г Ф. Кумари- ной. - Москва : Академия, 2001. - 320 с.
6. Николаева, Е. И. Как и почему лгут дети? : психология детской лжи / Е. И. Николаева. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 176 с.
7. Чумакова, С. П. Дифференцированный подход к воспитанию младших школьников / С. П. Чумакова. - Могилев : МГОИРО, 2017. - 56 с.


5.1 Общие подходы к предупреждению и коррекции отклонений в поведении младших школьников.

Поведение человека - это способ его проявления в повседневной жизни, совокупность поступков по отношению к природе, обществу, другому человеку. Поведение человека - явление сложное, что обусловлено сложностью как самого субъекта поведения, так и тех связей, отношений, обстоятельств, в которых он находится.
В научной литературе рассматриваются психофизические, социальные, педагогические и психологические причины отклонений в поведении личности (Е. В. Змановская, Г. Ф. Кумарина и др.).
Социальные причины - это обстоятельства жизни ребенка, его социальное окружение. Наиболее сильное негативное влияние на поведение младших школьников оказывает неблагополучная семья; друзья, склонные к асоциальному поведению; СМИ, демонстрирующие насилие, разврат, различные способы противоправного обогащения. Младшие школьники подражательны, их поступки зачастую являются копией поступков окружающих людей.
Педагогические причины - дефекты школьного, семейного воспитания. Наиболее распространенными ошибочными стилями семейного воспитания являются непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительско-снисходительный, педантично-подозрительный, жестко-авторитарный, увещевательный, гипер- или гипоопека.
Недостаточный профессионализм учителей проявляется в неоправданной строгости, неумении осуществить индивидуальный подход, учесть возрастные особенности, неспособности заинтересовать, увлечь своим предметом или «полезными» видами деятельности, неумении создать ситуацию успеха для каждого ученика. Бестактность, чрезмерная критичность педагога может привести к развитию у младших школьников негативных психических состояний, которые выражаются в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п.
важным критерием качества семейного и школьного воспитания выступает занятость ребенка, содержательное наполнение его жизни, посещение кружков, секций, студий, школ системы дополнительного образования.
Психологические причины - это кризисные ситуации в жизни ребенка и отсутствие у него навыков продуктивного решения проблем. Сложные жизненные ситуации, проблемы, неудачи вызывают психологическую напряженность, стресс и - отклоняющееся поведение, как неправильное, неадекватное реагирование на сложившуюся ситуацию. Актуальными для младших школьников являются проблемы во взаимоотношениях со взрослыми (например, насилие - физическое или моральное - над ребенком) и сверстниками (например, низкий социометрический статус в коллективе); неудовлетворенные биологические потребности (голод, холод, жажда и др.); неудовлетворенные личностные потребности в безопасности, любви, признании, самоактуализации. Младшим школьникам важно быть успешными учениками, реализуя притязание на признание со стороны значимых взрослых. А систематические неуспехи в учебе, отсутствие похвалы со стороны учителя, родителей могут стать причиной отклоняющегося поведения.
Психофизические причины - особенности организма ребенка, затрудняющие его социальную адаптацию: нарушения умственного развития, нервно-психические заболевания, дефекты слуха и зрения, дефекты речи, внешняя непривлекательность (вызывает, чаще всего, негативное отношение со стороны окружающих и искажение системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе).
Определяя причины поступка, следует учитывать и возрастные особенности личности. Младшие школьники достаточно хорошо знают нравственно-правовые нормы (нельзя брать без разрешения чужие вещи, драться, оскорблять человека и др.). Но следовать данным нормам в поведении часто мешает свойственная младшим школьникам импульсивность, недостаточно развитая произвольность и способность сдерживать свои желания и поступки.
Действие названных причин индивидуально. Как будет вести себя ребенок в сложившихся обстоятельствах, зависит от его особенностей: индивидных (тип нервной системы, темперамент) и личностных (самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации и др.).
В ситуации осложненного поведения учащихся целесообразно руководствоваться идеями личностно ориентированного подхода и следовать следующим правилам:
1. Акцентировать внимание на поведении, а не на личности ребенка: «ты хороший и можешь быть еще лучше, а вот твое поведение сейчас ужасно». оценивая поступок ребенка, важно подчеркнуть, что его считают хорошим, добрым, чутким человеком и такого поступка от него ну уж никак не ожидали. лучше отказаться от глобальных негативных оценок всей личности: хулиган, бессовестный и т.п. Кроме того, что такие оценки действуют внушающе (ребенок может и поверить в свою никчемность), они еще формируют негативное представление о себе («если все так думают, значит, я на самом деле ...» (хулиган, ябеда, лодырь и т.п.)), кладут начало цепи безнравственных поступков (это естественно, что «плохой» человек поступает плохо!).
2. Подходить к ребенку с оптимистическим прогнозом: «Любой человек способен стать лучше, осознать и исправить свои ошибки ...». Разбирая поведение ребенка, следует ограничиваться обсуждением того, что произошло сейчас, чтобы не провоцировать мысль о том, что сегодняшнее происшествие - что-то неизбежное и неисправимое. В. Леви рекомендует использовать положительные авансы. Даже если есть самые дурные побуждения - трусость, злоба, жестокость, зависть, жадность, неблагодарность - об этом не говорить, а говорить о хорошем.
3. Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. Не следует повышать голос, оставлять последнее слово за собой, оценивать характер ребенка, использовать физическую силу, втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему, делать обобщения: «ты всегда так», сравнивать одного ребенка с другим. Ослабить напряжение поможет шутка (но не насмешка!), веселая ирония.
4. Демонстрировать модели желательного поведения, предоставляя при этом ребенку право выбора. нормы, высказанные в форме указаний, распоряжений, приказов, могут встретить сопротивление или будут выполняться только в условиях внешнего контроля. Поэтому педагогу важно так показать ребенку возможные стратегии поведения, чтобы он понял преимущества «правильной» модели поведения и выбрал именно ее. А собственный выбор влечет за собой личную ответственность за совершенные поступки. Способность делать выбор и нести за него ответственность - важнейшие характеристики субъекта жизнедеятельности.
Для коррекции отклоняющегося поведения учащихся педагог может использовать следующие методы (Н. Е. Щуркова):
Подавление — жесткое пресечение и ограничение действий ребенка, которые могут нанести вред (например, при проявлении агрессии): «Сейчас же прекрати!»
Вытеснение - устранение отрицательных проявлений через включение ребенка в деятельность, переключение его внимания: «Помоги мне лучше подготовить к уроку необходимые материалы!»
Игнорирование — педагог умышленно не замечает, не принимает во внимание поведение, совершая привычные для данной ситуации действия. Например: дети пришли с урока физкультуры радостные и возбужденные. Педагог спокойно входит в класс и, понимая состояние учеников, открывает шкаф и как будто что-то ищет в нем или листает журнал. Это оказывает положительное действие.
Санкционирование (ограниченное временем) - метод, предполагающий разрешение на проявление данного негативного состояния (апатии, грусти, скуки) в течение определенного времени: «Пожалуйста, завершайте обмен впечатлениями в течение минуты». Использование санкционирования исключается, если ребенок находится в состоянии злости, гнева, ненависти.
Концентрация на положительном - сосредоточение на позитивном в самом ребенке и переориентация внимания на позитивное в объекте (другом человеке, животном, предмете и т.д.), против которого была направлена злость, агрессия, раздраженность или гнев. Можно сообщить ребенку информацию о средствах и способах удовлетворения его актуальных потребностей.


5.2 Особенности воспитания младших школьников, проявляющих сопротивление воспитательным воздействиям.

Упрямство - одно из ранних проявлений нарушения поведения. В дошкольном возрасте следует отличать сопротивление от невосприятия. Маленький ребенок может просто не понимать обращенную к нему речь, у него может не хватить внимания, чтобы дослушать взрослого, может быть слишком хорошее настроение, чтобы понять серьезное требование.
Упрямство (антивнушаемость) начинает развиваться одновременно с внушаемостью, но с некоторым опозданием и неравномерно - периодами. Каждый ребенок проходит через несколько «возрастов упрямства» (А. Д. Гонеев).
Первый приходится на период между 2,5-3,5 годами. Ребенок становится капризным. Все, что запрещают, стремится делать как бы назло или желая проверить, действительно ли запрещается. Стремление воспитателей «переломить», наказать может принести непоправимый вред для развития личности ребенка. дело в том, что в этот период ребенок начинает неосознанно учиться утверждать свою волю и сознавать свое Я. Чтобы стать человеком, он должен научиться быть своевольным.
Второе обострение упрямства происходит в 6—7 лет, иногда в 8-9. Наиболее распространенные проявления упрямства в этом возрасте: скандалы при выполнении уроков, из-за одежды, отказ от выполнения требований и др. Ребенок жалуется на плохое настроение, усталость. В это время нарастает объем требований в связи с поступлением в школу. Перед ребенком встает бесконечное «надо». Но ему приходится доказывать и отстаивать свое право на «хочется». Если в это время «пережать» «надо», может не состояться ни учеба, ни настоящая личность, говорит В. Леви; если «не дожать» - то же самое. Упрямство и негативизм возникают всякий раз, когда ребенок чувствует себя ущемленным в своих маленьких правах, когда самооценка его ставится под угрозу, когда подавляются его активность и стремление к самостоятельности, когда ему скучно.
В этот период он следует не тому примеру, который перед ним ставят, а тому, который он сам выбирает. Он выбирает того, кто интереснее, приятнее, проникновеннее.
Третье обострение упрямства приходится на подростковый период, когда максимальными становятся и внушаемость, и антивнушаемость. Подросток бурно стремится узнать мир и себя, примерить новые роли, испытать невероятное, проверить известное. Ему нужны трудности и ошибки, он хочет сам делать свою судьбу. Становится настоятельной потребность в уважении, доверии, принятии, любви. Нарастает потребность защитить себя от внушающих воздействий ближайшего окружения. Многие дети воспринимают даже, казалось бы, безобидные, нейтральные вопросы, высказывания, замечания как попытку грубого вторжения в их внутренний мир и соответственно реагируют на это.
Для предупреждения и преодоления этой проблемы важно понять причину такого поведения.
Если учащийся отстаивает таким образом свою свободу и независимость, то запреты и ограничения следует свести к необходимому минимуму: ходить по лужам можно, но только в высоких сапогах; играть в мяч можно, но только не в помещении и т.п. Совет психотерапевта: примерно в 1/3 случаев уступать, в 1/3 настаивать на своем, а в 1/3 оставлять «вопрос открытым», т.е. отвлекать. Это соотношение, естественно, должно быть индивидуальным. Младшим школьникам важно создавать условия для движения, активной деятельности, свободного выражения своих возможностей. они подвижны, нуждаются в исследовании и познании окружающего мира. наиболее приемлемая тактика воспитательного взаимодействия: избегать гиперопеки, сверхконтроля, общения в форме указаний, распоряжений, приказов.
Если сопротивление воспитательным воздействиям обусловлено тем, что ребенку не хватает внимания или он не чувствует заботливого отношения к себе, то нужно уделять больше внимания ребенку, показывать свое положительное отношение к нему.
Если протест ребенка - следствие его проблем (непослушание как «смещение неблагополучия» ребенка из одной сферы в другую), необходимо укреплять веру ребенка в собственные силы, повышать самооценку. Например, у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, это негативно отражается на учебе, что может привести к вызывающему поведению (дома или в школе). Частые неудачи и критика со стороны приводят ребенка к выводу: «И пусть я буду плохой!».
непослушание младших школьников может выступать способом отомстить родителям за ссоры, за несправедливое наказание, за большее внимание к младшим детям и т.п. В этом случае необходима целенаправленная работа с семьей, направленная на гармонизацию отношений между членами семьи.


5.3 Причины агрессивного поведения.

Особенности воспитания учащихся, склонных к агрессии. Агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. в норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ). В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк.
Если оценивать влияние другого - полового (гендерного) фактора, — то мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а девочки - косвенной и вербальной. В целом мужскому полу приписывается большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологическому варианту.
При всей важности возрастного, гендерного и индивидуального факторов, ведущее значение в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства исследователей, имеют социальные условия развития личности (Е. В. Змановская).
Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение ребенка. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. М. Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20 лет. Они обнаружили, что тяжесть совершенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует предпочтениям в телепередачах в возрасте 8 лет.
Семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения младшего школьника. Формы проявления агрессии в семье разнообразны: физическое насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка.
На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например, низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое насилие или явное моральное унижение).
В соответствии с «теорией асоциальной агрессии», агрессивное поведение ребенка вызывается, прежде всего, недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» и доступный объект.
в целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания.
Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. и здесь особенно опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. в случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, другие привилегии, у детей формируется поведение, основанное на культе силы. резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних. Тем не менее, именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению побуждает детей выбирать социально одобряемые формы поведения. Наиболее оправданная реакция педагога на агрессию - это демонстрация категорического неприятия такого поведения, краткое, но однозначное выражение своего недовольства. При разрушительных последствиях, ребенку следует предложить их «устранить», подчеркивая при этом его ответственность за свои дела («Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все разрушить, поэтому ты сможешь все это прибрать»). При вербальной агрессии в адрес учителя последний может игнорировать обидные слова ребенка: важно понять чувства и переживания ребенка, причины агрессии. Превращение оскорбления ребенка в комическую перепалку, если это возможно, позволяет снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной.
Важен тон общения педагога с агрессивно настроенным ребенком: повышенный тон провоцирует усиление агрессивных импульсов, поэтому необходимо использовать спокойную, плавную речь.
таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности - учебе, спорте, лидерстве и т.д.
Основные задачи воспитания учащихся, проявляющих агрессию:
• воспитывать терпимость, толерантность, милосердие, взаимовыручку посредством коллективных игр, поручений, совместных дел, социально-ориентированной деятельности; развивать эмпатию, способность понимать чувства другого человека;
• учить ребенка выражать свое недовольство, гнев в социально приемлемых формах; способствовать повышению культуры поведения, выражения эмоций;
• учить детей специальным приемам снятия агрессивных побуждений (совместно с педагогом-психологом). например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент агрессивного импульса на своих руках, нарочно сжимать кулаки с предельным усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется реакцией мышц. И если агрессия и не уходит вовсе, то становится управляемой;
• создавать условия для «расходования» энергии учащимися в социально приемлемых формах активности, включать в физкультурноспортивную деятельность (спортивные секции, танцевальные студии, кружки, подвижные игры и др.); заниматься с агрессивными детьми психофизической тренировкой;
• способствовать самореализации детей, достижению ими успеха в деятельности и социального благополучия. Показать детям: есть иные, гораздо более приемлемые, с точки зрения окружающих, способы проявления силы и привлечения к себе внимания;
• работать с семьей, формировать у родителей гуманную позицию по отношению к ребенку, готовность принимать его таким, какой он есть, и любить его со всеми недостатками.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.