На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Воспитание учащихся с отклонениями в поведении
Воспитание учащихся с отклонениями в поведении
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Воспитание учащихся с отклонениями в поведении
Особенности воспитания младших школьников, склонных ко лжи
Учет особенностей детей из неблагополучных семей в воспитательном процессе
Все страницы

Требования к знаниям и умениям

Магистранты должны знать:
• определение понятий «девиация», «непослушание», «агрессия», «ложь», «гиперактивность»;
• педагогические, психологические, социальные и психофизические причины отклонений в поведении детей;
• задачи воспитания младших школьников с разными отклонениями в поведении;
• методы предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения младших школьников.

 

Магистранты должны уметь:
• раскрывать причины отклонений в поведении;
• давать характеристику разным отклонениям в поведении, особенностям развития детей с отклоняющимся поведением;
• проектировать и конструировать воспитательную работу по предупреждению и коррекции отклонений в поведении младших школьников.

Вопросы для изучения

5.1 Общие подходы к предупреждению и коррекции отклонений в поведении младших школьников.
5.2 Причины агрессивного поведения, особенности воспитания учащихся, склонных к агрессии.
5.3 Причины непослушания, особенности воспитания учащихся, проявляющих сопротивление воспитательным воздействиям.
5.4 Причины лжи, особенности воспитания учащихся, склонных ко лжи.
5.5 Причины и коррекция гиперактивного поведения.
5.6 Учет особенностей детей из неблагополучных семей в воспитательном процессе.


Рекомендуемая литература
1. Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. - Москва : Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. - 92 с.
2. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Академия, 1999. - 280 с.
3. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками : конспект лекций / н. Ф. дивицына. - ростов н/д : Феникс, 2005. - 288 с.
4. Змановская, Е. в. девиантология : Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. - Москва : Академия, 2006. - 288 с.
5. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учеб. пособие / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова [и др.]; под ред. Г Ф. Кумари- ной. - Москва : Академия, 2001. - 320 с.
6. Николаева, Е. И. Как и почему лгут дети? : психология детской лжи / Е. И. Николаева. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 176 с.
7. Чумакова, С. П. Дифференцированный подход к воспитанию младших школьников / С. П. Чумакова. - Могилев : МГОИРО, 2017. - 56 с.


5.1 Общие подходы к предупреждению и коррекции отклонений в поведении младших школьников.

Поведение человека - это способ его проявления в повседневной жизни, совокупность поступков по отношению к природе, обществу, другому человеку. Поведение человека - явление сложное, что обусловлено сложностью как самого субъекта поведения, так и тех связей, отношений, обстоятельств, в которых он находится.
В научной литературе рассматриваются психофизические, социальные, педагогические и психологические причины отклонений в поведении личности (Е. В. Змановская, Г. Ф. Кумарина и др.).
Социальные причины - это обстоятельства жизни ребенка, его социальное окружение. Наиболее сильное негативное влияние на поведение младших школьников оказывает неблагополучная семья; друзья, склонные к асоциальному поведению; СМИ, демонстрирующие насилие, разврат, различные способы противоправного обогащения. Младшие школьники подражательны, их поступки зачастую являются копией поступков окружающих людей.
Педагогические причины - дефекты школьного, семейного воспитания. Наиболее распространенными ошибочными стилями семейного воспитания являются непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительско-снисходительный, педантично-подозрительный, жестко-авторитарный, увещевательный, гипер- или гипоопека.
Недостаточный профессионализм учителей проявляется в неоправданной строгости, неумении осуществить индивидуальный подход, учесть возрастные особенности, неспособности заинтересовать, увлечь своим предметом или «полезными» видами деятельности, неумении создать ситуацию успеха для каждого ученика. Бестактность, чрезмерная критичность педагога может привести к развитию у младших школьников негативных психических состояний, которые выражаются в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п.
важным критерием качества семейного и школьного воспитания выступает занятость ребенка, содержательное наполнение его жизни, посещение кружков, секций, студий, школ системы дополнительного образования.
Психологические причины - это кризисные ситуации в жизни ребенка и отсутствие у него навыков продуктивного решения проблем. Сложные жизненные ситуации, проблемы, неудачи вызывают психологическую напряженность, стресс и - отклоняющееся поведение, как неправильное, неадекватное реагирование на сложившуюся ситуацию. Актуальными для младших школьников являются проблемы во взаимоотношениях со взрослыми (например, насилие - физическое или моральное - над ребенком) и сверстниками (например, низкий социометрический статус в коллективе); неудовлетворенные биологические потребности (голод, холод, жажда и др.); неудовлетворенные личностные потребности в безопасности, любви, признании, самоактуализации. Младшим школьникам важно быть успешными учениками, реализуя притязание на признание со стороны значимых взрослых. А систематические неуспехи в учебе, отсутствие похвалы со стороны учителя, родителей могут стать причиной отклоняющегося поведения.
Психофизические причины - особенности организма ребенка, затрудняющие его социальную адаптацию: нарушения умственного развития, нервно-психические заболевания, дефекты слуха и зрения, дефекты речи, внешняя непривлекательность (вызывает, чаще всего, негативное отношение со стороны окружающих и искажение системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе).
Определяя причины поступка, следует учитывать и возрастные особенности личности. Младшие школьники достаточно хорошо знают нравственно-правовые нормы (нельзя брать без разрешения чужие вещи, драться, оскорблять человека и др.). Но следовать данным нормам в поведении часто мешает свойственная младшим школьникам импульсивность, недостаточно развитая произвольность и способность сдерживать свои желания и поступки.
Действие названных причин индивидуально. Как будет вести себя ребенок в сложившихся обстоятельствах, зависит от его особенностей: индивидных (тип нервной системы, темперамент) и личностных (самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации и др.).
В ситуации осложненного поведения учащихся целесообразно руководствоваться идеями личностно ориентированного подхода и следовать следующим правилам:
1. Акцентировать внимание на поведении, а не на личности ребенка: «ты хороший и можешь быть еще лучше, а вот твое поведение сейчас ужасно». оценивая поступок ребенка, важно подчеркнуть, что его считают хорошим, добрым, чутким человеком и такого поступка от него ну уж никак не ожидали. лучше отказаться от глобальных негативных оценок всей личности: хулиган, бессовестный и т.п. Кроме того, что такие оценки действуют внушающе (ребенок может и поверить в свою никчемность), они еще формируют негативное представление о себе («если все так думают, значит, я на самом деле ...» (хулиган, ябеда, лодырь и т.п.)), кладут начало цепи безнравственных поступков (это естественно, что «плохой» человек поступает плохо!).
2. Подходить к ребенку с оптимистическим прогнозом: «Любой человек способен стать лучше, осознать и исправить свои ошибки ...». Разбирая поведение ребенка, следует ограничиваться обсуждением того, что произошло сейчас, чтобы не провоцировать мысль о том, что сегодняшнее происшествие - что-то неизбежное и неисправимое. В. Леви рекомендует использовать положительные авансы. Даже если есть самые дурные побуждения - трусость, злоба, жестокость, зависть, жадность, неблагодарность - об этом не говорить, а говорить о хорошем.
3. Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. Не следует повышать голос, оставлять последнее слово за собой, оценивать характер ребенка, использовать физическую силу, втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему, делать обобщения: «ты всегда так», сравнивать одного ребенка с другим. Ослабить напряжение поможет шутка (но не насмешка!), веселая ирония.
4. Демонстрировать модели желательного поведения, предоставляя при этом ребенку право выбора. нормы, высказанные в форме указаний, распоряжений, приказов, могут встретить сопротивление или будут выполняться только в условиях внешнего контроля. Поэтому педагогу важно так показать ребенку возможные стратегии поведения, чтобы он понял преимущества «правильной» модели поведения и выбрал именно ее. А собственный выбор влечет за собой личную ответственность за совершенные поступки. Способность делать выбор и нести за него ответственность - важнейшие характеристики субъекта жизнедеятельности.
Для коррекции отклоняющегося поведения учащихся педагог может использовать следующие методы (Н. Е. Щуркова):
Подавление — жесткое пресечение и ограничение действий ребенка, которые могут нанести вред (например, при проявлении агрессии): «Сейчас же прекрати!»
Вытеснение - устранение отрицательных проявлений через включение ребенка в деятельность, переключение его внимания: «Помоги мне лучше подготовить к уроку необходимые материалы!»
Игнорирование — педагог умышленно не замечает, не принимает во внимание поведение, совершая привычные для данной ситуации действия. Например: дети пришли с урока физкультуры радостные и возбужденные. Педагог спокойно входит в класс и, понимая состояние учеников, открывает шкаф и как будто что-то ищет в нем или листает журнал. Это оказывает положительное действие.
Санкционирование (ограниченное временем) - метод, предполагающий разрешение на проявление данного негативного состояния (апатии, грусти, скуки) в течение определенного времени: «Пожалуйста, завершайте обмен впечатлениями в течение минуты». Использование санкционирования исключается, если ребенок находится в состоянии злости, гнева, ненависти.
Концентрация на положительном - сосредоточение на позитивном в самом ребенке и переориентация внимания на позитивное в объекте (другом человеке, животном, предмете и т.д.), против которого была направлена злость, агрессия, раздраженность или гнев. Можно сообщить ребенку информацию о средствах и способах удовлетворения его актуальных потребностей.


5.2 Особенности воспитания младших школьников, проявляющих сопротивление воспитательным воздействиям.

Упрямство - одно из ранних проявлений нарушения поведения. В дошкольном возрасте следует отличать сопротивление от невосприятия. Маленький ребенок может просто не понимать обращенную к нему речь, у него может не хватить внимания, чтобы дослушать взрослого, может быть слишком хорошее настроение, чтобы понять серьезное требование.
Упрямство (антивнушаемость) начинает развиваться одновременно с внушаемостью, но с некоторым опозданием и неравномерно - периодами. Каждый ребенок проходит через несколько «возрастов упрямства» (А. Д. Гонеев).
Первый приходится на период между 2,5-3,5 годами. Ребенок становится капризным. Все, что запрещают, стремится делать как бы назло или желая проверить, действительно ли запрещается. Стремление воспитателей «переломить», наказать может принести непоправимый вред для развития личности ребенка. дело в том, что в этот период ребенок начинает неосознанно учиться утверждать свою волю и сознавать свое Я. Чтобы стать человеком, он должен научиться быть своевольным.
Второе обострение упрямства происходит в 6—7 лет, иногда в 8-9. Наиболее распространенные проявления упрямства в этом возрасте: скандалы при выполнении уроков, из-за одежды, отказ от выполнения требований и др. Ребенок жалуется на плохое настроение, усталость. В это время нарастает объем требований в связи с поступлением в школу. Перед ребенком встает бесконечное «надо». Но ему приходится доказывать и отстаивать свое право на «хочется». Если в это время «пережать» «надо», может не состояться ни учеба, ни настоящая личность, говорит В. Леви; если «не дожать» - то же самое. Упрямство и негативизм возникают всякий раз, когда ребенок чувствует себя ущемленным в своих маленьких правах, когда самооценка его ставится под угрозу, когда подавляются его активность и стремление к самостоятельности, когда ему скучно.
В этот период он следует не тому примеру, который перед ним ставят, а тому, который он сам выбирает. Он выбирает того, кто интереснее, приятнее, проникновеннее.
Третье обострение упрямства приходится на подростковый период, когда максимальными становятся и внушаемость, и антивнушаемость. Подросток бурно стремится узнать мир и себя, примерить новые роли, испытать невероятное, проверить известное. Ему нужны трудности и ошибки, он хочет сам делать свою судьбу. Становится настоятельной потребность в уважении, доверии, принятии, любви. Нарастает потребность защитить себя от внушающих воздействий ближайшего окружения. Многие дети воспринимают даже, казалось бы, безобидные, нейтральные вопросы, высказывания, замечания как попытку грубого вторжения в их внутренний мир и соответственно реагируют на это.
Для предупреждения и преодоления этой проблемы важно понять причину такого поведения.
Если учащийся отстаивает таким образом свою свободу и независимость, то запреты и ограничения следует свести к необходимому минимуму: ходить по лужам можно, но только в высоких сапогах; играть в мяч можно, но только не в помещении и т.п. Совет психотерапевта: примерно в 1/3 случаев уступать, в 1/3 настаивать на своем, а в 1/3 оставлять «вопрос открытым», т.е. отвлекать. Это соотношение, естественно, должно быть индивидуальным. Младшим школьникам важно создавать условия для движения, активной деятельности, свободного выражения своих возможностей. они подвижны, нуждаются в исследовании и познании окружающего мира. наиболее приемлемая тактика воспитательного взаимодействия: избегать гиперопеки, сверхконтроля, общения в форме указаний, распоряжений, приказов.
Если сопротивление воспитательным воздействиям обусловлено тем, что ребенку не хватает внимания или он не чувствует заботливого отношения к себе, то нужно уделять больше внимания ребенку, показывать свое положительное отношение к нему.
Если протест ребенка - следствие его проблем (непослушание как «смещение неблагополучия» ребенка из одной сферы в другую), необходимо укреплять веру ребенка в собственные силы, повышать самооценку. Например, у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, это негативно отражается на учебе, что может привести к вызывающему поведению (дома или в школе). Частые неудачи и критика со стороны приводят ребенка к выводу: «И пусть я буду плохой!».
непослушание младших школьников может выступать способом отомстить родителям за ссоры, за несправедливое наказание, за большее внимание к младшим детям и т.п. В этом случае необходима целенаправленная работа с семьей, направленная на гармонизацию отношений между членами семьи.


5.3 Причины агрессивного поведения.

Особенности воспитания учащихся, склонных к агрессии. Агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. в норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ). В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк.
Если оценивать влияние другого - полового (гендерного) фактора, — то мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а девочки - косвенной и вербальной. В целом мужскому полу приписывается большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологическому варианту.
При всей важности возрастного, гендерного и индивидуального факторов, ведущее значение в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства исследователей, имеют социальные условия развития личности (Е. В. Змановская).
Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение ребенка. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. М. Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20 лет. Они обнаружили, что тяжесть совершенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует предпочтениям в телепередачах в возрасте 8 лет.
Семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения младшего школьника. Формы проявления агрессии в семье разнообразны: физическое насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка.
На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например, низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое насилие или явное моральное унижение).
В соответствии с «теорией асоциальной агрессии», агрессивное поведение ребенка вызывается, прежде всего, недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» и доступный объект.
в целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания.
Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. и здесь особенно опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. в случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, другие привилегии, у детей формируется поведение, основанное на культе силы. резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних. Тем не менее, именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению побуждает детей выбирать социально одобряемые формы поведения. Наиболее оправданная реакция педагога на агрессию - это демонстрация категорического неприятия такого поведения, краткое, но однозначное выражение своего недовольства. При разрушительных последствиях, ребенку следует предложить их «устранить», подчеркивая при этом его ответственность за свои дела («Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все разрушить, поэтому ты сможешь все это прибрать»). При вербальной агрессии в адрес учителя последний может игнорировать обидные слова ребенка: важно понять чувства и переживания ребенка, причины агрессии. Превращение оскорбления ребенка в комическую перепалку, если это возможно, позволяет снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной.
Важен тон общения педагога с агрессивно настроенным ребенком: повышенный тон провоцирует усиление агрессивных импульсов, поэтому необходимо использовать спокойную, плавную речь.
таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности - учебе, спорте, лидерстве и т.д.
Основные задачи воспитания учащихся, проявляющих агрессию:
• воспитывать терпимость, толерантность, милосердие, взаимовыручку посредством коллективных игр, поручений, совместных дел, социально-ориентированной деятельности; развивать эмпатию, способность понимать чувства другого человека;
• учить ребенка выражать свое недовольство, гнев в социально приемлемых формах; способствовать повышению культуры поведения, выражения эмоций;
• учить детей специальным приемам снятия агрессивных побуждений (совместно с педагогом-психологом). например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент агрессивного импульса на своих руках, нарочно сжимать кулаки с предельным усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется реакцией мышц. И если агрессия и не уходит вовсе, то становится управляемой;
• создавать условия для «расходования» энергии учащимися в социально приемлемых формах активности, включать в физкультурноспортивную деятельность (спортивные секции, танцевальные студии, кружки, подвижные игры и др.); заниматься с агрессивными детьми психофизической тренировкой;
• способствовать самореализации детей, достижению ими успеха в деятельности и социального благополучия. Показать детям: есть иные, гораздо более приемлемые, с точки зрения окружающих, способы проявления силы и привлечения к себе внимания;
• работать с семьей, формировать у родителей гуманную позицию по отношению к ребенку, готовность принимать его таким, какой он есть, и любить его со всеми недостатками.

 


 


5.4 Особенности воспитания младших школьников, склонных ко лжи.

Лживость - одно из нарушений поведения ребенка, которое негативно сказывается на становлении личности. В толковом словаре русского языка (С. И. Ожегов, 2003) ложь определяется как намеренное искажение истины, неправда, обман. лживым называют человека, склонного ко лжи, обману. Природа детской лжи профессионально исследовалась профессором Калифорнийского университета СшА Полом Экманом, по утверждению которого ложь не может быть определена однозначно. Подтверждением тому служат такие понятия, как «ложь во спасение», «белая ложь» (т.е. ложь, оправданная необходимостью, благой целью, например, необходимостью защиты других людей или личной жизни от чужого вмешательства). Существует много видов лжи: умолчание (скрытие правды), жульничество (например, списывание на контрольной работе или на экзамене), хвастовство с преувеличением (правда приукрашивается с целью повышения своего социального статуса), выдумка (в отличие от хвастовства, в выдумке нет и доли правды).
для определения педагогической стратегии большое значение имеют мотивы лжи (почему ребенок обманывает) и последствия (на кого и как повлияла ложь). осознание мотива лжи помогает принять решение, как себя повести, чтобы ребенок не солгал снова. но есть и сложность: дети не лгут по какой-то одной причине, их бывает много. К основным мотивам детской лжи относятся:
стремление избежать наказания;
страх унижения, стыд (является одним из основных мотивов лжи); защита друзей от неприятностей;
охрана личной жизни, защита своего внутреннего мира; проверка собственной силы, стремление доказать свое превосходство над теми, в чьих руках власть;
самозащита или защита другого человека (мотив «белой лжи»); стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, повысить свой социальный статус (причина хвастовства, выдумки); мотив корысти;
мотив злонамеренности (желание доставить проблемы, неудобства человеку, вызывающему неприятие);
стремление не разочаровать родителей или других значимых людей. не все дети имеют одинаковую склонность ко лжи. По данным П. Экмана, большей склонностью ко лжи отличаются дети с интеллектом ниже среднего. например, дети с низкой успеваемостью чаще прибегают ко лжи в виде жульничества (списывания). вместе с тем, высокий интеллект не гарантирует абсолютной честности ребенка. одаренные дети менее склонны ко лжи, когда уверены в своем успехе. Следует также иметь в виду, что одаренный ребенок может оказаться более искусным лжецом и избегать разоблачения.
лживость ребенка напрямую связана с трудностями социальной адаптации. Социально дезадаптированные дети (чаще подростки) систематически нарушают нормы и правила, и вынуждены лгать для избегания наказания.
лживость может быть проявлением такой личностной характеристики, как склонность к манипулированию. Уже в дошкольном возрасте ребенок может успешно манипулировать взрослыми. Причина - в родителях, которые сами подают пример манипулирования людьми или, наоборот, очень доверчивы, чем провоцируют ребенка на хитрости и уловки.
Как видим, среди детерминант детской лжи присутствуют социальные и педагогические факторы, т.е. честность значимых для ребенка взрослых и сверстников, условия жизни ребенка, особенности семейного воспитания. Если родители или друзья лгут, если ребенок ощущает недостаток родительского внимания, свою отверженность, недоволен своим положением в системе межличностных отношений, своими успехами, достижениями, то он, скорее всего, будет лгать.
Влияние перечисленных факторов зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. По мнению П. Экмана, особого внимания заслуживают два возрастных этапа: 3-4 года, когда ребенок способен пойти на обман, и подростковый возраст, когда неискренность достигает своего пика. От правильности поведения взрослых во многом зависит, перейдет ли ложь ребенка в хроническую форму или нет.
Данная категория детей требует от педагога, во-первых, правильной реакции на неискренность ребенка, а во-вторых, организации взаимодействия, не провоцирующего ложь.
Как нужно реагировать на обман ребенка? Чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний нужно избегать. Разговаривать в любом случае нужно спокойно, ни в коем случае не рассерженно. Кроме того, реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка. Если на ложь ребенка до 6 лет можно не реагировать чересчур строго, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно, серьезно обсудив при этом причины обмана и возможные последствия. Важно, чтобы ребенок понял, что обман всегда плох, и что обман всегда разоблачается.
Надежный способ выяснить правду - по-хорошему договориться. Если обещать ребенку в обмен на признание смягчение наказания, то это, скорее всего, подействует, особенно если он не очень рассчитывает добиться успеха с помощью лжи.
Предупреждению детской лжи способствует соблюдение педагогом, родителем следующих правил:
• взрослый должен сам быть правдивым, честным;
• степень строгости, уровень требований и количество запретов должны быть умеренными;
• необходимо удовлетворять возрастающее стремление ребенка к личной независимости;
• использовать позитивные оценки достижений ребенка, его поступков. Это правило не запрещает «заслуженных» наказаний, но определяет психологический фон оценок: важна демонстрация взрослыми доброжелательности, безусловного принятия ребенка. только в этом случае учащийся будет принимать себя таким, какой есть, и не стремиться казаться таким, каким его хотят видеть;
• «Доверяй - но проверяй!» Не следует слепо доверять всему, что говорит ребенок. Он должен знать, что достоверность его слов может быть проверена. для этого нужно интересоваться жизнью ребенка, быть в курсе его проблем, желаний, успехов, переживаний и т.п.
Основные задачи воспитания младших школьников:
• формирование нравственных понятий и убеждений (победа - не главное; лучше поступить честно и благородно проиграть, чем преуспеть с помощью обмана);
• укрепление нравственных чувств, развитие эмпатии - способности понимать чувства обманутых людей;
• формирование положительной Я-концепции, принятия себя таким, какой есть; формирование высокой самооценки, уверенности в себе;
• развитие резистентности (устойчивости) эмоциональной сферы ребенка к воздействию негативных факторов, таких как неудачи, низкий социальный статус и др. Важно научить детей справляться с поражением.
Решение указанных задач возможно при совместных согласованных действиях педагогов и родителей.


5.5 Особенности воспитания гиперактивных детей.

С 80-х гг. XX в. состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание - синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ). Гиперактивные дети отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью, невнимательностью, расторможенностью, импульсивностью, как правило, имеют проблемы в обучении и общении с окружающими (И. П. Брязгу- нов, А. Л. Сиротюк).
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста высокая активность, подвижность являются возрастной нормой. но в случае наличия гиперактивности повышенная активность ребенка выходит за рамки здравого смысла и несет опасность, в том числе и ему самому (например, вопреки предупреждениям взрослых ребенок выбегает на проезжую часть). Симптомы гиперактивности (неспособность сосредоточиться на деятельности и довести дело до конца, рассеянность и забывчивость, отвлекаемость, импульсивность, несдержанность, суетливость, болтливость, неусидчивость, негативизм, агрессивность, бесцельные движения, изменчивость настроения и др.) проявляются стабильно, независимо от времени и места нахождения (в школе и дома). Самая большая проблема гиперактивного ребенка - отвлекаемость внимания, неспособность концентрировать и удерживать внимание: он может сосредоточиться на какой-либо деятельности лишь на несколько мгновений.
Первые проявления проблемы иногда можно наблюдать уже на первом году жизни: дети чрезмерно чувствительны к различным раздражителям, имеют нарушения сна и др. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей группе детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие, как правило, запаздывает, что проявляется в неуравновешенности, вспыльчивости, заниженной самооценке. Данные признаки могут сочетаться с тиками, головными болями, страхами. Указанные особенности негативно сказываются на успеваемости детей, на их адаптивных способностях. Они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми. А в подростковом возрасте сочетание импульсивности с агрессивностью часто приводит к асоциальному поведению.
Преодоление проблем гиперактивности возможно при правильной организации жизни ребенка в семье. Необходимо следить за соблюдением ребенком режима дня, предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках на свежем воздухе, беге.
на поведение ребенка влияет его ближайшее окружение. Поэтому важен выбор партнеров для игр - желательно, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными. Особенности поведения, общения родителей также могут усиливать или нивелировать проявления гиперактивности у ребенка. Поэтому стиль жизни семьи должен характеризоваться размеренностью, спокойствием, стабильностью, организованностью.
Для ребенка важна атмосфера семьи, психологический климат, неотъемлемой составляющей которого выступают поддержка, оптимистичный настрой родителей. отношение родителей к ребенку проявляется в особенностях общения, оценках поведения, поступков ребенка. Гиперактивные дети невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому ругать ребенка за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. отрицательную оценку можно давать только поступкам, а не личности в целом («ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно, надо вести себя так...»). Можно совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение, и расположить правила поведения в удобном для ребенка месте.
требования и указания рекомендуется формулировать четко, ясно, кратко и наглядно. Задания лучше давать последовательно, по одному. В содержание совместной деятельности целесообразно включать занятия, требующие концентрации внимания, усидчивости (лепка, бисероплетение, раскрашивание рисунков и др.). вместе с тем следует предупреждать переутомление ребенка. Завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка, усиливают гиперактивность и формируют негативное отношение к учебе.
При взаимодействии с гиперактивным младшим школьником целесообразно придерживаться следующей тактики воспитательных воздействий:
• Эмоционально поддерживать ребенка во всех его попытках конструктивного, позитивного поведения. Поощрять ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение (работа с кубиками, раскрашивание, чтение, конструирование и др.).
• Избегать жестких оценок, упреков, угроз, слов: «нет», «нельзя», «прекрати». Разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно, мягко. Спокойствие педагога и родителей - лучший пример для ребенка.
• давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Инструкции должны быть конкретными и лаконичными (около 10 слов).
• оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), ограничивать время пребывания ребенка в местах массового скопления людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка.
• Предоставлять ребенку возможность адекватно расходовать избыточную энергию (ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, занятия спортом). двигательную активность ребенка нужно не сдерживать, а направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-то поручения. Главное - подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее.
• Научить ребенка расслабляться. Здесь необходима помощь психолога, который подскажет наиболее подходящий способ релаксации и гармонизации психического состояния (арттерапия, сказкотерапия и др.).

 


 


5.6 Учет особенностей детей из неблагополучных семей в воспитательном процессе.

Семья является важнейшим фактором формирования личности. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств своих родителей. ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению.
Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушены отношения между ее членами (родителями, родителями и детьми); это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут в полной мере выполнять свои воспитательные функции [33].


Критерии и показатели неблагополучия семьи

Критерии

Показатели

Социально-
экономический

Длительная безработица одного родителя (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства. Длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток.
Расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению.
Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.
Необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.
Задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам.
Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

Критерии

Показатели

Медико-
санитарный

Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарногигиеническими нормами.
отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления.
Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер. неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм.
Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

Социально-
демографический

родители со статусом лиц без определенного места жительства. Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка).
выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей. Посещение родителями (одного из них) деструктивной секты. родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

Психолого-
педагогический

Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку.
непосещение родителями учреждения образования, несмотря на неоднократные приглашения.
Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия.
насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами.
Устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций. Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

Криминальный

Постановка родителей на учет в органах внутренних дел. нарушение родителями общественного порядка по месту жительства. организация притонов. Аморальный образ жизни родителей (употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.). вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртному, наркотикам, токсическим, психотропным веществам, принуждение к занятиям проституцией, попрошайничеству, азартным играм). Проявление жестокости в семье и вне семьи. наличие судимых членов, приверженных к субкультуре преступного мира. Попытки покончить жизнь самоубийством одного из членов семьи. отсутствие еды, пищи, тепла, крова.
Пропуски занятий, наличие вредных зависимостей, постановка на учет, уходы ребенка из семьи, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений (преступлений), суицидальные попытки.


Характеристика неблагополучной семьи.

Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо реальных действий и стремления к переменам, они предпочитают пребывать в состоянии ярости и неприятия окружающего мира. Состояние кризиса является для них нормой. Присущие неблагополучным семьям возбуждение, ярость приносят определенный комфорт как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.
Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. но для самой семьи череда этих трагедий может быть более комфортной, чем реальные перемены к лучшему.
Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения физического вреда. Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. такие взрослые остаются на той стадии развития, когда они сами пережили невосполнимую утрату или тяжелейшую травму. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности членов семьи. неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху (л. Я. олиференко и др.).
Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие.
дети из неблагополучных семей имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье.
нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Постоянные стрессовые ситуации, присущие неблагополучным семьям, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма.
в семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.
наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада. обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.
очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).
длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.
ребенок, живущий в сложных жизненных обстоятельствах, замечает враждебность жизни (родители не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях). Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности. Это обусловлено и отсутствием эмоциональной поддержки детей со стороны родителей. отсутствие материальных средств отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д.
Тяжело сказывается на психическом развитии детей жизнь в неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. изъятие ребенка из неблагополучной семьи является травмой, а нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.
Переживания травматических ситуаций или событий постоянно вспоминаются детьми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, преувеличенном реагировании.
Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого психического состояния - психической депривации (Й. Лангеймер и З. Матей- чик). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможности удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, т. е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований.
Попадая в интернаты, дети по-прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою семью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов, и трудности адаптации к жизни в этих учреждениях, и невосприимчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для социального опыта, и отсутствие доверия к людям, окружающим их и заботящимся о них.


Особенности воспитания детей из неблагополучных семей.


В основе воспитания данной категории младших школьников - как общепедагогические, так и специфические принципы [33]:
• принцип конфиденциальности, предусматривающий установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны, направленность на изучение семьи и поддержку дружеских, доверительных отношений с детьми, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;
• принцип превентивности, ориентированный на предупреждение социально-педагогических и психологических проблем в сфере семейного воспитания, сохранение и укрепление нормальных, благоприятных для развития и социализации ребенка условий семейного воспитания;
• принцип социального партнерства, предполагающий межведомственное взаимодействие, налаживание связей и координацию деятельности с социальными институтами, занимающимися вопросами воспитания и зашиты прав и законных интересов несовершеннолетних.


основные задачи воспитания:
• выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни детей;
• психолого-педагогическая коррекция отклонений в личностном развитии и поведении ребенка с помощью игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, библиотерапии, танцевально-двигательной терапии и др.;
• оказание психологической помощи ребенку (формирование чувства принадлежности к ближним, защищенность от хронического стресса);
• формирование нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;
• воспитание волевых качеств и чувства собственного достоинства; побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой;
• правовое просвещение детей, формирование законопослушного поведения, навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях;
• защита прав и законных интересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях;
• организация досуговой занятости детей;
• просвещение родителей, направленное на повышение их психолого-педагогической культуры, ответственности за воспитание детей.


Вопросы и задания для самоконтроля


1. Можно ли, на ваш взгляд, выделить наиболее значимую причину отклоняющегося поведения младших школьников? Свой ответ аргументируйте.
2. Как разграничить гиперактивность и природную активность ребенка, обусловленную его темпераментом?
3. Как должны вести себя педагоги и родители, чтобы не провоцировать агрессивное поведение ребенка? ложь ребенка?
4. Почему дети из неблагополучных семей часто проявляют отклоняющееся поведение?


Практикум


1. Метод «Консультант». Творческие группы выполняют роль опытного педагога, к которому родитель обратился за советом.


Алгоритм реализации метода:
• Участники объединяются в творческие группы по 3-4 человека.
• В течение 2-3 минут каждая творческая группа придумывает воспитательную проблему, актуальную для младшего школьного возраста: предупреждение агрессии, лжи, упрямства, поведение взрослого в ситуации осложненного поведения ребенка и др.
• Каждая творческая группа по очереди формулирует проблему воспитания. Остальные творческие группы консультируют «родителя», предлагая свой вариант решения проблемы.
• Взаимооценка предлагаемых «родителю» рекомендаций.


2. Метод «ППР» (причина - проблема - решение). Творческие группы обсуждают возможные причины отклонений в поведении и определяют соответствующие пути решения проблемы.
По истечении установленного времени (до 5 минут) осуществляется коллективное обсуждение проблемы.

проблема отклоняющегося поведения


3. Составление педагогических рекомендаций, отражающих особенности воспитания каждой категории учащихся. С помощью «Обзора мнений методом ротации» намечаются пути решения этих проблем.


Алгоритм реализации метода:
• Каждая творческая группа 3-4 минуты работает над одним вопросом, педагогические рекомендации фиксирует на листе.
• Затем группы обмениваются вопросами (листами) по сигналу педагога до тех пор, пока лист не вернется первому обладателю.
• Предлагаемые решения проблем критически осмысливаются, выделяется 4-5 наиболее значимых предложений, которые озвучиваются в группе.

Источник: Чумакова, С.П. Дифференцированный подход в обучении и воспитании младших школьников [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / С. П. Чумакова. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.