Страница 2 из 3
5.4 Особенности воспитания младших школьников, склонных ко лжи.
Лживость - одно из нарушений поведения ребенка, которое негативно сказывается на становлении личности. В толковом словаре русского языка (С. И. Ожегов, 2003) ложь определяется как намеренное искажение истины, неправда, обман. лживым называют человека, склонного ко лжи, обману. Природа детской лжи профессионально исследовалась профессором Калифорнийского университета СшА Полом Экманом, по утверждению которого ложь не может быть определена однозначно. Подтверждением тому служат такие понятия, как «ложь во спасение», «белая ложь» (т.е. ложь, оправданная необходимостью, благой целью, например, необходимостью защиты других людей или личной жизни от чужого вмешательства). Существует много видов лжи: умолчание (скрытие правды), жульничество (например, списывание на контрольной работе или на экзамене), хвастовство с преувеличением (правда приукрашивается с целью повышения своего социального статуса), выдумка (в отличие от хвастовства, в выдумке нет и доли правды). для определения педагогической стратегии большое значение имеют мотивы лжи (почему ребенок обманывает) и последствия (на кого и как повлияла ложь). осознание мотива лжи помогает принять решение, как себя повести, чтобы ребенок не солгал снова. но есть и сложность: дети не лгут по какой-то одной причине, их бывает много. К основным мотивам детской лжи относятся: стремление избежать наказания; страх унижения, стыд (является одним из основных мотивов лжи); защита друзей от неприятностей; охрана личной жизни, защита своего внутреннего мира; проверка собственной силы, стремление доказать свое превосходство над теми, в чьих руках власть; самозащита или защита другого человека (мотив «белой лжи»); стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, повысить свой социальный статус (причина хвастовства, выдумки); мотив корысти; мотив злонамеренности (желание доставить проблемы, неудобства человеку, вызывающему неприятие); стремление не разочаровать родителей или других значимых людей. не все дети имеют одинаковую склонность ко лжи. По данным П. Экмана, большей склонностью ко лжи отличаются дети с интеллектом ниже среднего. например, дети с низкой успеваемостью чаще прибегают ко лжи в виде жульничества (списывания). вместе с тем, высокий интеллект не гарантирует абсолютной честности ребенка. одаренные дети менее склонны ко лжи, когда уверены в своем успехе. Следует также иметь в виду, что одаренный ребенок может оказаться более искусным лжецом и избегать разоблачения. лживость ребенка напрямую связана с трудностями социальной адаптации. Социально дезадаптированные дети (чаще подростки) систематически нарушают нормы и правила, и вынуждены лгать для избегания наказания. лживость может быть проявлением такой личностной характеристики, как склонность к манипулированию. Уже в дошкольном возрасте ребенок может успешно манипулировать взрослыми. Причина - в родителях, которые сами подают пример манипулирования людьми или, наоборот, очень доверчивы, чем провоцируют ребенка на хитрости и уловки. Как видим, среди детерминант детской лжи присутствуют социальные и педагогические факторы, т.е. честность значимых для ребенка взрослых и сверстников, условия жизни ребенка, особенности семейного воспитания. Если родители или друзья лгут, если ребенок ощущает недостаток родительского внимания, свою отверженность, недоволен своим положением в системе межличностных отношений, своими успехами, достижениями, то он, скорее всего, будет лгать. Влияние перечисленных факторов зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. По мнению П. Экмана, особого внимания заслуживают два возрастных этапа: 3-4 года, когда ребенок способен пойти на обман, и подростковый возраст, когда неискренность достигает своего пика. От правильности поведения взрослых во многом зависит, перейдет ли ложь ребенка в хроническую форму или нет. Данная категория детей требует от педагога, во-первых, правильной реакции на неискренность ребенка, а во-вторых, организации взаимодействия, не провоцирующего ложь. Как нужно реагировать на обман ребенка? Чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний нужно избегать. Разговаривать в любом случае нужно спокойно, ни в коем случае не рассерженно. Кроме того, реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка. Если на ложь ребенка до 6 лет можно не реагировать чересчур строго, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно, серьезно обсудив при этом причины обмана и возможные последствия. Важно, чтобы ребенок понял, что обман всегда плох, и что обман всегда разоблачается. Надежный способ выяснить правду - по-хорошему договориться. Если обещать ребенку в обмен на признание смягчение наказания, то это, скорее всего, подействует, особенно если он не очень рассчитывает добиться успеха с помощью лжи. Предупреждению детской лжи способствует соблюдение педагогом, родителем следующих правил: • взрослый должен сам быть правдивым, честным; • степень строгости, уровень требований и количество запретов должны быть умеренными; • необходимо удовлетворять возрастающее стремление ребенка к личной независимости; • использовать позитивные оценки достижений ребенка, его поступков. Это правило не запрещает «заслуженных» наказаний, но определяет психологический фон оценок: важна демонстрация взрослыми доброжелательности, безусловного принятия ребенка. только в этом случае учащийся будет принимать себя таким, какой есть, и не стремиться казаться таким, каким его хотят видеть; • «Доверяй - но проверяй!» Не следует слепо доверять всему, что говорит ребенок. Он должен знать, что достоверность его слов может быть проверена. для этого нужно интересоваться жизнью ребенка, быть в курсе его проблем, желаний, успехов, переживаний и т.п. Основные задачи воспитания младших школьников: • формирование нравственных понятий и убеждений (победа - не главное; лучше поступить честно и благородно проиграть, чем преуспеть с помощью обмана); • укрепление нравственных чувств, развитие эмпатии - способности понимать чувства обманутых людей; • формирование положительной Я-концепции, принятия себя таким, какой есть; формирование высокой самооценки, уверенности в себе; • развитие резистентности (устойчивости) эмоциональной сферы ребенка к воздействию негативных факторов, таких как неудачи, низкий социальный статус и др. Важно научить детей справляться с поражением. Решение указанных задач возможно при совместных согласованных действиях педагогов и родителей.
5.5 Особенности воспитания гиперактивных детей.
С 80-х гг. XX в. состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание - синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ). Гиперактивные дети отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью, невнимательностью, расторможенностью, импульсивностью, как правило, имеют проблемы в обучении и общении с окружающими (И. П. Брязгу- нов, А. Л. Сиротюк). Для детей дошкольного и младшего школьного возраста высокая активность, подвижность являются возрастной нормой. но в случае наличия гиперактивности повышенная активность ребенка выходит за рамки здравого смысла и несет опасность, в том числе и ему самому (например, вопреки предупреждениям взрослых ребенок выбегает на проезжую часть). Симптомы гиперактивности (неспособность сосредоточиться на деятельности и довести дело до конца, рассеянность и забывчивость, отвлекаемость, импульсивность, несдержанность, суетливость, болтливость, неусидчивость, негативизм, агрессивность, бесцельные движения, изменчивость настроения и др.) проявляются стабильно, независимо от времени и места нахождения (в школе и дома). Самая большая проблема гиперактивного ребенка - отвлекаемость внимания, неспособность концентрировать и удерживать внимание: он может сосредоточиться на какой-либо деятельности лишь на несколько мгновений. Первые проявления проблемы иногда можно наблюдать уже на первом году жизни: дети чрезмерно чувствительны к различным раздражителям, имеют нарушения сна и др. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей группе детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие, как правило, запаздывает, что проявляется в неуравновешенности, вспыльчивости, заниженной самооценке. Данные признаки могут сочетаться с тиками, головными болями, страхами. Указанные особенности негативно сказываются на успеваемости детей, на их адаптивных способностях. Они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми. А в подростковом возрасте сочетание импульсивности с агрессивностью часто приводит к асоциальному поведению. Преодоление проблем гиперактивности возможно при правильной организации жизни ребенка в семье. Необходимо следить за соблюдением ребенком режима дня, предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках на свежем воздухе, беге. на поведение ребенка влияет его ближайшее окружение. Поэтому важен выбор партнеров для игр - желательно, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными. Особенности поведения, общения родителей также могут усиливать или нивелировать проявления гиперактивности у ребенка. Поэтому стиль жизни семьи должен характеризоваться размеренностью, спокойствием, стабильностью, организованностью. Для ребенка важна атмосфера семьи, психологический климат, неотъемлемой составляющей которого выступают поддержка, оптимистичный настрой родителей. отношение родителей к ребенку проявляется в особенностях общения, оценках поведения, поступков ребенка. Гиперактивные дети невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому ругать ребенка за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. отрицательную оценку можно давать только поступкам, а не личности в целом («ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно, надо вести себя так...»). Можно совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение, и расположить правила поведения в удобном для ребенка месте. требования и указания рекомендуется формулировать четко, ясно, кратко и наглядно. Задания лучше давать последовательно, по одному. В содержание совместной деятельности целесообразно включать занятия, требующие концентрации внимания, усидчивости (лепка, бисероплетение, раскрашивание рисунков и др.). вместе с тем следует предупреждать переутомление ребенка. Завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка, усиливают гиперактивность и формируют негативное отношение к учебе. При взаимодействии с гиперактивным младшим школьником целесообразно придерживаться следующей тактики воспитательных воздействий: • Эмоционально поддерживать ребенка во всех его попытках конструктивного, позитивного поведения. Поощрять ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение (работа с кубиками, раскрашивание, чтение, конструирование и др.). • Избегать жестких оценок, упреков, угроз, слов: «нет», «нельзя», «прекрати». Разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно, мягко. Спокойствие педагога и родителей - лучший пример для ребенка. • давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Инструкции должны быть конкретными и лаконичными (около 10 слов). • оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), ограничивать время пребывания ребенка в местах массового скопления людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка. • Предоставлять ребенку возможность адекватно расходовать избыточную энергию (ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, занятия спортом). двигательную активность ребенка нужно не сдерживать, а направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-то поручения. Главное - подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее. • Научить ребенка расслабляться. Здесь необходима помощь психолога, который подскажет наиболее подходящий способ релаксации и гармонизации психического состояния (арттерапия, сказкотерапия и др.).
|