На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Воспитание учащихся с отклонениями в поведении - Учет особенностей детей из неблагополучных семей в воспитательном процессе
Воспитание учащихся с отклонениями в поведении - Учет особенностей детей из неблагополучных семей в воспитательном процессе
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Воспитание учащихся с отклонениями в поведении
Особенности воспитания младших школьников, склонных ко лжи
Учет особенностей детей из неблагополучных семей в воспитательном процессе
Все страницы

 


5.6 Учет особенностей детей из неблагополучных семей в воспитательном процессе.

Семья является важнейшим фактором формирования личности. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств своих родителей. ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению.
Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушены отношения между ее членами (родителями, родителями и детьми); это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут в полной мере выполнять свои воспитательные функции [33].


Критерии и показатели неблагополучия семьи

Критерии

Показатели

Социально-
экономический

Длительная безработица одного родителя (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства. Длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток.
Расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению.
Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.
Необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.
Задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам.
Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

Критерии

Показатели

Медико-
санитарный

Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарногигиеническими нормами.
отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления.
Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер. неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм.
Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

Социально-
демографический

родители со статусом лиц без определенного места жительства. Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка).
выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей. Посещение родителями (одного из них) деструктивной секты. родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

Психолого-
педагогический

Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку.
непосещение родителями учреждения образования, несмотря на неоднократные приглашения.
Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия.
насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами.
Устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций. Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

Криминальный

Постановка родителей на учет в органах внутренних дел. нарушение родителями общественного порядка по месту жительства. организация притонов. Аморальный образ жизни родителей (употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.). вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртному, наркотикам, токсическим, психотропным веществам, принуждение к занятиям проституцией, попрошайничеству, азартным играм). Проявление жестокости в семье и вне семьи. наличие судимых членов, приверженных к субкультуре преступного мира. Попытки покончить жизнь самоубийством одного из членов семьи. отсутствие еды, пищи, тепла, крова.
Пропуски занятий, наличие вредных зависимостей, постановка на учет, уходы ребенка из семьи, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений (преступлений), суицидальные попытки.


Характеристика неблагополучной семьи.

Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо реальных действий и стремления к переменам, они предпочитают пребывать в состоянии ярости и неприятия окружающего мира. Состояние кризиса является для них нормой. Присущие неблагополучным семьям возбуждение, ярость приносят определенный комфорт как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.
Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. но для самой семьи череда этих трагедий может быть более комфортной, чем реальные перемены к лучшему.
Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения физического вреда. Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. такие взрослые остаются на той стадии развития, когда они сами пережили невосполнимую утрату или тяжелейшую травму. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности членов семьи. неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху (л. Я. олиференко и др.).
Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие.
дети из неблагополучных семей имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье.
нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Постоянные стрессовые ситуации, присущие неблагополучным семьям, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма.
в семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.
наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада. обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.
очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).
длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.
ребенок, живущий в сложных жизненных обстоятельствах, замечает враждебность жизни (родители не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях). Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности. Это обусловлено и отсутствием эмоциональной поддержки детей со стороны родителей. отсутствие материальных средств отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д.
Тяжело сказывается на психическом развитии детей жизнь в неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. изъятие ребенка из неблагополучной семьи является травмой, а нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.
Переживания травматических ситуаций или событий постоянно вспоминаются детьми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, преувеличенном реагировании.
Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого психического состояния - психической депривации (Й. Лангеймер и З. Матей- чик). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможности удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, т. е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований.
Попадая в интернаты, дети по-прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою семью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов, и трудности адаптации к жизни в этих учреждениях, и невосприимчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для социального опыта, и отсутствие доверия к людям, окружающим их и заботящимся о них.


Особенности воспитания детей из неблагополучных семей.


В основе воспитания данной категории младших школьников - как общепедагогические, так и специфические принципы [33]:
• принцип конфиденциальности, предусматривающий установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны, направленность на изучение семьи и поддержку дружеских, доверительных отношений с детьми, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;
• принцип превентивности, ориентированный на предупреждение социально-педагогических и психологических проблем в сфере семейного воспитания, сохранение и укрепление нормальных, благоприятных для развития и социализации ребенка условий семейного воспитания;
• принцип социального партнерства, предполагающий межведомственное взаимодействие, налаживание связей и координацию деятельности с социальными институтами, занимающимися вопросами воспитания и зашиты прав и законных интересов несовершеннолетних.


основные задачи воспитания:
• выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни детей;
• психолого-педагогическая коррекция отклонений в личностном развитии и поведении ребенка с помощью игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, библиотерапии, танцевально-двигательной терапии и др.;
• оказание психологической помощи ребенку (формирование чувства принадлежности к ближним, защищенность от хронического стресса);
• формирование нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;
• воспитание волевых качеств и чувства собственного достоинства; побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой;
• правовое просвещение детей, формирование законопослушного поведения, навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях;
• защита прав и законных интересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях;
• организация досуговой занятости детей;
• просвещение родителей, направленное на повышение их психолого-педагогической культуры, ответственности за воспитание детей.


Вопросы и задания для самоконтроля


1. Можно ли, на ваш взгляд, выделить наиболее значимую причину отклоняющегося поведения младших школьников? Свой ответ аргументируйте.
2. Как разграничить гиперактивность и природную активность ребенка, обусловленную его темпераментом?
3. Как должны вести себя педагоги и родители, чтобы не провоцировать агрессивное поведение ребенка? ложь ребенка?
4. Почему дети из неблагополучных семей часто проявляют отклоняющееся поведение?


Практикум


1. Метод «Консультант». Творческие группы выполняют роль опытного педагога, к которому родитель обратился за советом.


Алгоритм реализации метода:
• Участники объединяются в творческие группы по 3-4 человека.
• В течение 2-3 минут каждая творческая группа придумывает воспитательную проблему, актуальную для младшего школьного возраста: предупреждение агрессии, лжи, упрямства, поведение взрослого в ситуации осложненного поведения ребенка и др.
• Каждая творческая группа по очереди формулирует проблему воспитания. Остальные творческие группы консультируют «родителя», предлагая свой вариант решения проблемы.
• Взаимооценка предлагаемых «родителю» рекомендаций.


2. Метод «ППР» (причина - проблема - решение). Творческие группы обсуждают возможные причины отклонений в поведении и определяют соответствующие пути решения проблемы.
По истечении установленного времени (до 5 минут) осуществляется коллективное обсуждение проблемы.

проблема отклоняющегося поведения


3. Составление педагогических рекомендаций, отражающих особенности воспитания каждой категории учащихся. С помощью «Обзора мнений методом ротации» намечаются пути решения этих проблем.


Алгоритм реализации метода:
• Каждая творческая группа 3-4 минуты работает над одним вопросом, педагогические рекомендации фиксирует на листе.
• Затем группы обмениваются вопросами (листами) по сигналу педагога до тех пор, пока лист не вернется первому обладателю.
• Предлагаемые решения проблем критически осмысливаются, выделяется 4-5 наиболее значимых предложений, которые озвучиваются в группе.

Источник: Чумакова, С.П. Дифференцированный подход в обучении и воспитании младших школьников [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / С. П. Чумакова. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. - Загл. с экрана.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.