Воспитание учащихся с отклонениями в поведении - Учет особенностей детей из неблагополучных семей в воспитательном процессе |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||||||||||||
Страница 3 из 3
|
Критерии |
Показатели |
Социально- |
Длительная безработица одного родителя (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства. Длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток. |
Критерии |
Показатели |
Медико- |
Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарногигиеническими нормами. |
Социально- |
родители со статусом лиц без определенного места жительства. Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка). |
Психолого- |
Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку. |
Криминальный |
Постановка родителей на учет в органах внутренних дел. нарушение родителями общественного порядка по месту жительства. организация притонов. Аморальный образ жизни родителей (употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.). вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртному, наркотикам, токсическим, психотропным веществам, принуждение к занятиям проституцией, попрошайничеству, азартным играм). Проявление жестокости в семье и вне семьи. наличие судимых членов, приверженных к субкультуре преступного мира. Попытки покончить жизнь самоубийством одного из членов семьи. отсутствие еды, пищи, тепла, крова. |
Характеристика неблагополучной семьи.
Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо реальных действий и стремления к переменам, они предпочитают пребывать в состоянии ярости и неприятия окружающего мира. Состояние кризиса является для них нормой. Присущие неблагополучным семьям возбуждение, ярость приносят определенный комфорт как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.
Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. но для самой семьи череда этих трагедий может быть более комфортной, чем реальные перемены к лучшему.
Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения физического вреда. Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. такие взрослые остаются на той стадии развития, когда они сами пережили невосполнимую утрату или тяжелейшую травму. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности членов семьи. неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху (л. Я. олиференко и др.).
Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие.
дети из неблагополучных семей имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье.
нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Постоянные стрессовые ситуации, присущие неблагополучным семьям, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма.
в семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.
наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада. обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.
очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).
длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.
ребенок, живущий в сложных жизненных обстоятельствах, замечает враждебность жизни (родители не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях). Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности. Это обусловлено и отсутствием эмоциональной поддержки детей со стороны родителей. отсутствие материальных средств отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д.
Тяжело сказывается на психическом развитии детей жизнь в неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. изъятие ребенка из неблагополучной семьи является травмой, а нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.
Переживания травматических ситуаций или событий постоянно вспоминаются детьми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, преувеличенном реагировании.
Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого психического состояния - психической депривации (Й. Лангеймер и З. Матей- чик). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможности удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, т. е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований.
Попадая в интернаты, дети по-прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою семью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов, и трудности адаптации к жизни в этих учреждениях, и невосприимчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для социального опыта, и отсутствие доверия к людям, окружающим их и заботящимся о них.
Особенности воспитания детей из неблагополучных семей.
В основе воспитания данной категории младших школьников - как общепедагогические, так и специфические принципы [33]:
• принцип конфиденциальности, предусматривающий установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны, направленность на изучение семьи и поддержку дружеских, доверительных отношений с детьми, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;
• принцип превентивности, ориентированный на предупреждение социально-педагогических и психологических проблем в сфере семейного воспитания, сохранение и укрепление нормальных, благоприятных для развития и социализации ребенка условий семейного воспитания;
• принцип социального партнерства, предполагающий межведомственное взаимодействие, налаживание связей и координацию деятельности с социальными институтами, занимающимися вопросами воспитания и зашиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
основные задачи воспитания:
• выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни детей;
• психолого-педагогическая коррекция отклонений в личностном развитии и поведении ребенка с помощью игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, библиотерапии, танцевально-двигательной терапии и др.;
• оказание психологической помощи ребенку (формирование чувства принадлежности к ближним, защищенность от хронического стресса);
• формирование нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;
• воспитание волевых качеств и чувства собственного достоинства; побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой;
• правовое просвещение детей, формирование законопослушного поведения, навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях;
• защита прав и законных интересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях;
• организация досуговой занятости детей;
• просвещение родителей, направленное на повышение их психолого-педагогической культуры, ответственности за воспитание детей.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Можно ли, на ваш взгляд, выделить наиболее значимую причину отклоняющегося поведения младших школьников? Свой ответ аргументируйте.
2. Как разграничить гиперактивность и природную активность ребенка, обусловленную его темпераментом?
3. Как должны вести себя педагоги и родители, чтобы не провоцировать агрессивное поведение ребенка? ложь ребенка?
4. Почему дети из неблагополучных семей часто проявляют отклоняющееся поведение?
Практикум
1. Метод «Консультант». Творческие группы выполняют роль опытного педагога, к которому родитель обратился за советом.
Алгоритм реализации метода:
• Участники объединяются в творческие группы по 3-4 человека.
• В течение 2-3 минут каждая творческая группа придумывает воспитательную проблему, актуальную для младшего школьного возраста: предупреждение агрессии, лжи, упрямства, поведение взрослого в ситуации осложненного поведения ребенка и др.
• Каждая творческая группа по очереди формулирует проблему воспитания. Остальные творческие группы консультируют «родителя», предлагая свой вариант решения проблемы.
• Взаимооценка предлагаемых «родителю» рекомендаций.
2. Метод «ППР» (причина - проблема - решение). Творческие группы обсуждают возможные причины отклонений в поведении и определяют соответствующие пути решения проблемы.
По истечении установленного времени (до 5 минут) осуществляется коллективное обсуждение проблемы.
![]() |
3. Составление педагогических рекомендаций, отражающих особенности воспитания каждой категории учащихся. С помощью «Обзора мнений методом ротации» намечаются пути решения этих проблем.
Алгоритм реализации метода:
• Каждая творческая группа 3-4 минуты работает над одним вопросом, педагогические рекомендации фиксирует на листе.
• Затем группы обмениваются вопросами (листами) по сигналу педагога до тех пор, пока лист не вернется первому обладателю.
• Предлагаемые решения проблем критически осмысливаются, выделяется 4-5 наиболее значимых предложений, которые озвучиваются в группе.
Источник: Чумакова, С.П. Дифференцированный подход в обучении и воспитании младших школьников [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / С. П. Чумакова. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. - Загл. с экрана.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |