Основные лекционные вопросы 1. Сущность и особенности педагогической профессии. 2. Требования к педагогической профессии. 3. Профессиональные и личностные качества педагога. 4. Педагогические способности.
1. Сущность и особенности педагогической профессии
Осмысление проблематики профессиональной принадлежности отталкивается от понимания термина «профессия», который употребляется в следующих значениях [24]: - общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями: - область приложения сил человека: - реальность, творчески формируемая субъектом.
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к типу профессий «человек - человек», предметом интереса, распознания, преобразования являются специальные системы, сообщества, группы, люди разного возраста. Из ряда других профессий данной группы педагогическую профессию выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Носителем педагогической профессии является педагог - учитель - воспитатель. Педагог - лицо, ведущее преподавательскую или воспитательную работу: школьный учитель, воспитатель дошкольного учреждения, преподаватель вуза и др. Педагог обеспечивает развитие различных сфер педагогической деятельности. Учитель - организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником. Учитель наставляет, обучает своих учеников. Воспитатель - должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном или ином детском учреждении. Воспитатель организует воспитанников и помогает им в различных видах деятельности. Главное отличие педагогической профессии от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира [20]. Деятельность других представителей профессий типа «человек - человек» также требует взаимодействия с людьми (библиотекарь, врач, продавец и др.), которое связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. В связи с этим педагогическая профессия выделяется в отдельную группу. Педагогическая профессия имеет двойной предмет труда [22]. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми. Педагог организует учебную и воспитательную деятельность, в условиях которой взаимодействует с учащимися, участвует в их социальном управлении через сформированные детско-юношеские коллективы. С другой стороны, педагогическая профессия требуют от педагога специальных знаний, умений и навыков в какой-либо научной области, в зависимости от того, какой предмет он преподает, какие функции, в зависимости от специальности, выполняет в образовательной деятельности. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной. Человековедческая подготовка связана с освоением знаний о духовной культуре человека, его предназначении, связи с окружающим миром, социальным окружением, включении в коллективное взаимодействие, формировании личности, удовлетворении ее потребностей в самореализации и самосовершенствовании, развитии творческой индивидуальности и др. Специальная подготовка связана с освоением специфических особенностей обучения конкретным дисциплинам (истории, языку, математике и др.), накоплением технологического инструментария, позволяющего при помощи оптимальных методов и средств обучения усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, контрольно-рефлексирующими и оценочными отношениями и др. Педагог должен хорошо знать учебную и воспитательную деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит.
По Е.А. Климову педагогу свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей: 2) умение слушать и выслушивать: 3) широкий кругозор: 4) речевая (коммуникативная) культура: 5) душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту: 6) способность и наблюдательность: 7) глубокая убежденность идеи служения народу: 8) высокая степень саморегуляции.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. За педагогической профессией исторически закрепились две основные социальные функции - адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества, но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор, имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, педагог работает на будущее. Если в других профессиях типа «человек - человек» результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т. и.), то в педагогической профессии не всегда можно выделить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника. Большое значение в педагогической профессии играет коллектив. Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его представителей, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива. А.С. Макаренко выявил закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.
2. Требования к педагогической профессии
Профессионально обусловленные требования к педагогической профессии определяют его профессиональную готовность. Содержание профессиональной готовности - совокупность психологопедагогических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии. Научно-теоретическая и практическая подготовка педагога как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме - характеристике профессии с требованиями, которые она предъявляет к личности работающего. Профессиограмма педагога отражает инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности педагога. В профессиограмме педагога ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная. Социально-нравственная направленность выражается через социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Профессионально-педагогическая направленность личности педагога включает интерес к педагогической профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой профессиональной педагогической направленности является интерес к педагогической профессии, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления педагогом теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя. Среди таких качеств важнейшее место занимают педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, педагог всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции. Педагог требователен к себе, неукоснительно следует своеобразному кодексу педагогической морали. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность педагога. Взаимоотношения педагога с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта. Тактика поведения педагога состоит в том, чтобы выбрать соответствующие стиль и тон. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразную меру объективности педа- гога, уровня его нравственной воспитанности. Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Современный учитель должен хороню ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач, он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога является культура научнопедагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет педагогу воспринимать ее как процесс, где «новое» вытесняет, заменяет «старое», что обеспечивает непрерывное развитие, и влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в деятельности педагога вопросы и задачи. Педагогическая профессия обеспечивает как трансляцию знаний, так и выполняет миссию создания личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие педагога нового типа, которого характеризуют высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность эмоционального контакта; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Профессиональное становление и совершенствование педа- гога-профессионала обеспечивается непрерывным педагогическим самообразованием.
3. Профессиональные и личностные качества педагога
При построении профессиограммы определяют ряд профессиональных и личностных качеств педагога. Профессиональными качествами считают качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. К важным профессиональным качествам, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия (А.К. Маркова). Данные качества, используя различные педагогические источники (словари, учебные материалы и др.), можно охарактеризовать следующим образом. Педагогическая эрудиция - проявление широты ума, опирающееся на большой объем педагогических знаний и обеспечиваемое хорошо развитыми познавательными способностями и богатым педагогическим опытом; запас современных знаний, гибко применяемых при решении педагогических задач. Педагогическое целеполагание - многоуровневый мыслительный процесс постановки целей и задач, включающий в себя сложнейшие аналитические операции и происходящий на каждом этапе образовательного процесса; потребность педагога в планировании своего труда, готовность к изменению педагогических задач в зависимости от педагогической ситуации, способность объединять общественные и профессиональные цели и предлагать их для обсуждения и принятия учащимися. Педагогическое (практическое и диагностическое) мышление - определенное видение и понимание педагогом закономерностей образовательного процесса, аналитическое осмысление состояния развития учащихся, самого себя, выступающее основанием для постановки разнообразных задач (в первую очередь практических) в педагогическом взаимодействии. Педагогическая интуиция - способность педагога быстро принимать педагогическое решение с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого в сознании анализа; творческая способность педагога постижения истин, эвристический процесс поиска нового знания, возможности преобразования педагогической действительности. Педагогическая импровизация - способность находить неожиданное решение и его мгновенно воплощать, при этом процесс создания и применения решения практически совпадает при минимальном разрыве; деятельность педагога, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания, быстрое, гибкое и адекватное реагирование на возникновение педагогической задачи с целью нахождения нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Педагогическая наблюдательность - способность подмечать характерные, иногда малозаметные особенности педагогических предметов и явлений, которая приобретается в процессе профессиональной деятельности и связана с развитием профессиональных интересов педагога. Педагогический оптимизм - подход педагога к ученику с оптимистической концепцией, с верой в его возможности, резервы его личности, способность увидеть в ученике положительные стороны, которые и станут опорой в отношении к ученику. Педагогическая находчивость - умение гибко перестраивать трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность. Педагогическое предвидение - умение предвосхищать поведение и реакцию учащихся до начала или до завершения педагогической ситуации, предусматривать затруднения. Педагогическая рефлексия - обращенность сознания педагога на самого себя, учет представлений учащихся о его деятельности и представлений учениками того, как педагог понимает их деятельность. Группы профессиональных и личностных качеств в различных классификациях взаимодополняют друг друга, включают одни и те же качества, что только усиливает их значение как в профессиональном, так и личностном плане. Определение личностных качеств многовариантно. По одному из возможных вариантов, личностные качества педагога, разделяют на три основные группы. К первой относятся его индивидуальные качества. Другая группа личностных качеств педагога основывается на психологических механизмах межличностного понимания, а третья - на рефлексивном уровне педагогических способностей. К первой группе индивидуальных личностных качеств педагога относят следующие: душевная чуткость, чувство деликатности, чувство юмора, проявление интуиции. Душевная чуткость предполагает не только доброту, гуманность, умение проникать в настроение своего воспитанника, в его перцептивные способности, видеть его трудности в учении, но и своевременно прийти ему на помощь. Душевная чуткость педагога проявляется также в его умении поддерживать эмоциональный фон в процессе общения с учащимися, в умении сопереживать и с этой целью прогнозировать соответствующие ситуации. Чувство деликатности педагога проявляется не только в его доброжелательном отношении кучащимся, но и в его требовательности. Чувство юмора педагога основывается на его умении (способности) поддерживать эмоциональное состояние личности, на умении вдохновлять личность на самосовершенствование. Чувство интуиции проявляется в умении педагога экстраполировать (предвидеть, прогнозировать) поведение учащегося не только в сложившейся либо прогнозируемой ситуации, но и в непредвиденной. Ко второй группе личностных качеств педагога, основанных на психологических механизмах межличностного понимания, относят следующие: рефлексию, идентификацию, эмпатию, децентрацию. Рефлексия - самоанализ, самооценка своей деятельности, взаимодействия, способность видеть себя глазами учащегося, т.е. понимание того, каким учащиеся воспринимают педагога. Идентификация - способность педагога мысленно поставить себя на место учащегося и на основе осознания его проблем объяснять его поведение. Эмпатия - способность постигать эмоциональное состояние каждого учащегося. Децентрация - способность педагога отказаться от своих эгоцентрических оценок ученика и умение оценить ситуацию «его же глазами». Основой третьей группы личностных качеств педагога является рефлексивный уровень педагогических способностей (индивидуальных психических свойств личности, которые являются условиями успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности). В рефлексивном уровне педагогических способностей выделяются следующие личностные качества: чувство объекта, чувство такта, чувство меры, чувство причастности, чувство ориентира. Чувство объекта проявляется в умении педагога отбирать такую информацию (к примеру, на урок), которая вызывает у учащихся наибольший эмоциональный отклик. Чувство такта определяет образ поведения педагога в осуществлении педагогического воздействия на учащихся, как правило, проявляется в тесной связи с чувством деликатности. Чувство меры помогает педагогу видеть изменения, которые происходят в личности под влиянием различных воздействий. Педагог способен прогнозировать и диагностировать личностные изменения ученика. Чувство причастности проявляется в том, что педагог предвидит реакцию учащихся на свои действия. Эго чувство органически связано с чувством эмпатии. Чувство ориентира позволяет педагогу постоянно опираться на возможности учащихся, учитывать их и владеть способами перевода школьников на более высокий уровень развития.
При обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутец- ким, который и дал им соответствующие определения. Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в области соответствующей науки, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему интерес, ведет возможную исследовательскую работу. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся. Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности, его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта. Прогностические способности (педагогическое воображение) - это специальные способности, выражающиеся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанном с представлением о том, кем ученик станет в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы педагога. Способный, опытный педагог внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимания, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (мимикой и пантомимикой, походкой и пр.). Названные способности связаны с владением педагогом педагогической техникой. В понятие педагогической техники принято включать две группы компонентов. Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и пр. Источник: Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с. |