Основные лекционные вопросы 1. Понятие «непрерывное образование». 2. Самообразование в системе непрерывного профессионального образования. 3. Самовоспитание в системе непрерывного профессионального образования. 4. Личностный рост как важная составляющая самообразования и самовоспитания.
1. Понятие «непрерывное образование»
Постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни человеку обеспечивает непрерывное образование. Непрерывное образование в отечественной педагогической культуре рассматривается в нескольких контекстах: 1) это концепция, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека: 2) образовательная практика, представляющая собой непрекращающееся целенаправленное освоение социального опыта с использованием всех имеющихся образовательных систем: 3) образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, переподготовка в процессе смены профессий. Существует ряд определений рассматриваемого понятия. Непрерывное образование - это стадийный и целостный в своих элементах процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Непрерывное образование - целенаправленная систематическая познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, получаемых в общих и специальных образовательных учреждениях, а также путем самообразования. Непрерывное образование - процесс образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организованно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В мировой педагогике синонимом непрерывного образования являются термины: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «учение на протяжении всей жизни» и др. (А.П. Владиславлев, И.К. Журавлев. С.И. Змеев, И.А. Колесникова, В.В. Краевский и др.). С понятием «непрерывное образование» тесно связано «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом, с работой. Непрерывное образование способствует решению трех основных задач: - подготовка человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений: - совершенствование, развитие человека, включенного в общественное производство, с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям: - разностороннее развитие личности, формирование ее мировоззрения, нравственных, эстетических и других качеств, способностей, интересов, потребностей, общей культуры. Основными этапами непрерывного образования являются: а) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь (детско-юношеское образование): б) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности (образование взрослых). Система непрерывного образования включает в себя различные типы учебно-воспитательных заведений (детский сад, общеобразовательную школу, профессионально-техническое училище, среднее специальное учебное заведение, вуз), учреждений повышения квалификации (академия последипломного образования, ИПК, ФПК, курсы повышения квалификации и др.), учреждения послевузовского образования (аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры), любительские общества и объединения по интересам, обеспечивающие профессиональный рост, содействующие овладению новыми профессиями, созданию условий для самообразования. Системообразующим фактором непрерывного образования является общественная потребность в постоянном развитии личности. Непрерывное образование становится процессом формирования и удовлетворения для каждого человека познавательных запросов, духовных потребностей, развития задатков и способностей в различных учебных заведениях, на основе разных видов и форм обучения, а также путем самообразования и самовоспитания.
2. Самообразование в системе непрерывного профессионального образования
Для непрерывного образования является характерной тенденция опоры на самообразование, формирование и развитие умений и навыков самостоятельной работы, развитие духовно-ценностных ориентаций, широкое использование современных активных форм и методов обучения, подход к обучению как процессу увеличения объема жизненного и профессионального опыта. Непрерывное образование включает в себя специально организованное обучение в учебных заведениях и самообразование. Специально организованное обучение осуществляется в учреждениях дополнительного образования взрослых и реализуется в следующих формах: повышение квалификации, переподготовка, стажировка. Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие; целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. Самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес, сочетающийся с самостоятельностью в изучении материала. М.М. Князева выделяет следующие функции самообразования '. - экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний): - ориентировочная (определение себя в образовательном пространстве вуза, культуры города, своего места в обществе): - компенсаторная (преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в общей культуре): - саморазвивающая (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей): - методологическая (формирование образа мира, своего места в мире, определение сути профессионального бытия педагога): - коммуникативная (установление связей между науками, специальностями): - сотворческая (доопределение, достраивание деятельностей до уровня творчества); - омолаживания (преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте): - психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни): - геронтологическая (поддерживание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма). A. С. Роботева функции самообразования определяет следующим образом: - самообразование выступает механизмом превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную: - самообразование приближает специалиста к творческому уровню его самореализации в профессиональной деятельности. B. Д. Диденко выделяет следующие функции самообразования'. - компенсация недостатков полученного образования: - постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, ее технологиям: - непрерывное развитие творческого потенциала личности. Самообразование рассматривается обычно в двух значениях: как «самообучение», «самонаучение» и как «самосозидание», «достраивание себя», «прак- тикование себя» (В.И. Слободчиков), «самосовершенствование». Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и выбранных средств. Самообучение является частным случаем самообразования (самостоятельное обучение игре на гитаре, игре в шахматы и т. п.). Самосовершенствование является продолжительным сознательным процессом повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Компетентность - это личностная характеристика, важнейшими составляющими которой являются профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности. Конкурентоспособность - это личностная характеристика, определяющая четкость личных целей и ценностных ориентаций, высокоразвитые организаторские и коммуникативные умения, открытость новациям, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, готовность к непрерывному саморазвитию и самообразованию, стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда. Основным источником самообразования является вся человеческая культура, а также сгруппированные по целевым установкам следующие источники: книги (научная, популярная, учебная, художественная и др. литература); периодическая печать, СМИ, Интернет; просмотры спектаклей, кинофильмов; прослушивание лекций, профессиональные конференции, исследовательская деятельность, обобщенный инновационный опыт; обучение на разных курсах; работа (по основной или сопутствующим специальностям); хобби. К числу основных видов самообразования относятся общее и специальное (профессиональное) самообразование. Самообразование всегда имеет целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного, в том числе и профессионального, уровня. Самообразование в профессиональной деятельности человека, в его непрерывном образовании выполняет роль связующего звена между профессиональной подготовкой и последующим повышением квалификации. Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма включает: овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности: профессиональное просвещение, т. е. освоение новых идей, технологий; осмысление (рефлексию) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы. Важным результатом самообразования человека являются развитые рефлексивные способности, которые обеспечивают ему отчетливую рефлексию теоретических знаний, методов, используемых для решения профессиональных задач (интеллектуальную рефлексию); рефлексию коммуникативных программ, личностных установок (личностную рефлексию); методологическую смелость, позволяющую отказываться от выверенных, но исчерпывающих свои объяснительные и прогностические возможности средств, методов работы: потребность и способность ставить новые цели и разрабатывать новые программы их достижения. Педагогическое самообразование учителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогической деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования.
3. Самовоспитание в системе непрерывного профессионального образования
В системе непрерывного профессионального образования педагога важное место занимает самовоспитание, под которым понимают активнотворческое отношение индивида к себе, «достраивание» самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию «несовершенств» своей личности. Существует ряд определений понятия «самовоспитание». Самовоспитание - процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют его зрелость и являются предпосылками организации самовоспитания. Основой самовоспитания выступает самопознание. Исследователи проблемы самообразования и самовоспитания А.Я. Арет, А. А. Бодалев, А.И. Кочетов 22 и др. ввели понятие «самопознающая деятельность», которое подчеркивает сложность этого процесса, его глубинный психологический резонанс: человек должен выявить и вербализовать (проговорить) свои несовершенства и сильные стороны. Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. Направленность самовоспитания зависит от самоопределения личности, которое представляет собой сознательный выбор жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни. Самовоспитание может иметь следующую структуру: проявление потребности, стремление к совершенствованию - самоанализ - самооценка - составление плана действий - деятельность по осуществлению плана - применение методов, приемов, средств самоизменения: самовнушение, самопоощрение. самонаказание, самоприказ, самоконтроль и др. - снова деятельность. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование. Приемами самопознания являются самонаблюдение, самоанализ, самосравнение, самооценка и др. Приемами самообладания - самоубеждение, самовнушение, самоподкрепление, самоконтроль и др. Приемами самостимулирования - самоутверждение, самоограничение, самопоощрение, самонаказание и др. Культура самовоспитания проявляется в устойчивой потребности работать над собой и владении оптимальными для личности приемами самовоспитания. Эта потребность реализуется в умении разработать программу самовоспитания (выбрать те качества, совершенствование которых необходимо в первую очередь, сформулировать цели и способы их достижения, определить, по каким реальным признакам можно судить о динамике развиваемого качества). В профессиональной деятельности, важнейшим фактором, определяющим непрерывность пополнения, изменения знаний о себе, является динамизм самой профессиональной деятельности, изменение ее участников, характера взаимодействия с ними. Это постоянно побуждает профессионала обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе. Для решения различных профессиональных задач человек постоянно оценивает себя, свои возможности, соотносит их с конкретными поступками. Если при этом формируется неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, создается ситуация психологического напряжения и для самого профессионала, и для его коллег и близких. Завышенная самооценка сопровождается недооценкой реальных обстоятельств деятельности, что приводит его в стрессовое состояние, когда человеку трудно справиться с собой. Заниженная самооценка сопряжена с переоценкой внешних обстоятельств. Она порождает апатию, неуверенность человека в себе и также отрицательно влияет на него. Формирование адекватной самооценки является важной задачей профессионального самовоспитания. Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие. Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности. Процесс самопрограммирования развития личности трактуют как материализацию собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т. е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. Самовоспитание в контексте непрерывного образования также выступает как средство личностного роста, конструктивного преодоления различной сложности социальных и профессиональных ситуаций, определяет самоактуализацию ценностей и творческого потенциала личности в образовательном процессе.
4. Личностный рост как важная составляющая самообразования и самовоспитания
Важной составляющей самообразования и самовоспитания является личностный рост специалиста. Проблема личностного роста рассматривается в контексте акмеологического знания. Акмеология (от греч. acme - вершина) - наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности. В акмеологии выделились два основных направления: - профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.): познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения: - акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Ж. Пиаже и др.): достижение высшего уровня физического, интеллектуального и духовного развития человека. Акмеологические характеристики специалиста - это внутренние побудители, обусловливающие потребность человека в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала в труде и продвижении к 24 собственным вершинам профессионального совершенства. В профессиональной педагогической деятельности акмеологические характеристики педагога определяются уровнем его творческого развития и непрерывным самообразованием. Условием акмеологического развития в сфере профессионального труда является целенаправленное развитие такого интегрального качества, как интрогенная активность, когда человек за счет своей постоянной работы, своего внутреннего мира стремится к самостоятельно выношенным решениям, к их обязательному осуществлению. Н.Р. Битянова рассматривает эффективность личностного роста профессионала через саморазвитие, в процессе которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать продуктивные, открытые отношения с людьми, мужественно и последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем многообразии, противоречивости и красоте. Саморазвитие происходит с учетом ряда условий', формирования внутренней мотивации и поддержания ее положительной направленности, наличия способности к саморазвитию и мобилизации всех возможностей, стимулирующего влияния социальной ситуации развития, в виде сложившихся ценностей, норм поведения, примеров саморазвивающихся личностей и др. Выбор идеала - образца, на который хотелось бы равняться (конкретного человека или собирательного образа) считают отправной точкой личностного роста. На процесс саморазвития значимое влияние оказывает система идеологических, нравственных, эстетических и других требований общества к личности, характер общественных отношений, социального взаимодействия. Основу способности к саморазвитию составляют умения: видеть свои недостатки и ограничения, анализировать их причины в собственной деятельности, в необходимой мере критически оценивать результаты своей работы, анализировать успехи и неудачи. Отличительными признаками такой развитой личности являются: - способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия; - умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим; - достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения: - энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности: - открытость профессиональным переменам и новому жизненному опыту. Механизмами личностного роста являются: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация. Самопознание - осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Самопобуждение - использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к профессиональному и личностному саморазвитию. Программирование - формулирование целей, задач и возможностей своего развития, саморазвития в профессиональной деятельности, определение средств и методов этой деятельности для личностного роста. Самореализация - осуществление программы саморазвития, самореализации как способа жизни. Основные ресурсы: время для занятия саморазвитием, активность, информационное и методическое обеспечение программы саморазвития, благоприятная социальная ситуация развития. Источник: Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с. |