Система образования Республики Беларусь
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Основные лекционные вопросы:
1. Понятие о системе и структуре образования.
2. Уровень общего среднего образования.

1. Понятие о системе и структуре образования

Основным документом, регламентирующим деятельность национальной системы образования является «Кодекс Республики Беларусь об образовании» (2011 г.) [25].
В Кодексе образование трактуется как обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.


В соответствии с Кодексом (ст. 2) государственная политика в сфере образования основывается на принципах.
- приоритета образования:
- приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования:
- гарантии конституционного права каждого на образование:
- обеспечения равного доступа к получению образования:
- обязательности общего базового образования:
- интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования:
- экологической направленности образования:
- поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
- государственно-общественного характера управления образованием:
- светского характера образования.


Субъектами образовательных отношений (ст. 5) являются обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, а также иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Объектами образовательных отношений являются знания, умения, навыки, свойства и качества личности обучающихся.
Система образования (ст. 11) представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.
Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.


Компонентами системы образования являются:
- участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
- образовательные программы:
- учреждения образования:
- организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования:
- иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность:
- индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность:
- государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования:
- учебно-методические объединения в сфере образования:
- организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися:
- организации - заказчики кадров:
- организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых:
- государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.


Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.
Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.
Основное образование (ст. 12) - обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования.


Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни:
- дошкольное образование:
- общее среднее образование:
- профессионально-техническое образование:
- среднее специальное образование:
- высшее образование:
- послевузовское образование.


Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования.
Дополнительное образование (ст. 13) - обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования.


Дополнительное образование подразделяется на следующие виды:
1) дополнительное образование детей и молодежи:
2) дополнительное образование взрослых.
Специальное образование (ст. 14) - обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Формы получения образования (ст. 17). Образование может быть получено в очной (дневная и вечерняя формы), заочной формах получения образования (в том числе дистанционная форма) и в форме соискательства.


Учреждения образования (ст. 19) подразделяются на следующие типы:
1) учреждения дошкольного образования:
2) учреждения общего среднего образования:
3) учреждения профессионально-технического образования:
4) учреждения среднего специального образования:
5) учреждения высшего образования:
6) учреждения специального образования:
7) учреждения дополнительного образования детей и молодежи:
8) учреждения дополнительного образования взрослых:
9) воспитательно-оздоровительные учреждения образования:
10) социально-педагогические учреждения:
11) специальные учебно-воспитательные учреждения:
12) специальные лечебно-воспитательные учреждения.


Учреждения образования могут иметь в своей структуре обособленные подразделения и структурные подразделения (ст. 23). К обособленным подразделениям учреждения образования относятся филиал, представительство, иное обособленное подразделение. К структурным подразделениям учреждения образования относятся библиотека, общежитие, учебно-опытный участок (хозяйство), производственная (учебно-производственная) мастерская, лаборатория, научно-исследовательская часть (сектор, отдел), институт без права юридического лица, факультет, факультет довузовской подготовки, подготовительное отделение, кафедра, центр, учебно-методическое управление (часть, отдел), отделение, учебное хозяйство, учебный полигон, автодром, ресурсный центр, пункт коррекционно-педагогической помощи, учебно-консультационный пункт, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации, центр допризывной подготовки, детский социальный приют, спе-
циалыюе отделение, центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития, иные структурные подразделения. Структурное подразделение может создаваться как обособленное подразделение. Учреждения образования формируют свою структуру в соответствии с законодательством, их уставами.


2. Уровень общего среднего образования (а. 152,155,156)

Общее среднее образование - уровень основного образования, направленный на духовнонравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.


Система общего среднего образования включает в себя:
1) участников образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования:
2) образовательные программы общего среднего образования:
3) учреждения общего среднего образования:
4) иные учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования:
5) государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы общего среднего образования:
6) республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере общего среднего образования.


Общее среднее образование включает в себя три ступени.
I ступень - начальное образование (I - IV классы):
II ступень - базовое образование (V- IX классы):
III ступень - среднее образование (X - XI классы, в вечерних школах - X - XII классы, вечерние классы - X - XII классы).
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.
На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования. В Республике Беларусь осуществляется подготовка детей к обучению на I ступени общего среднего образования. Такая подготовка осуществляется в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования в порядке, определяемом положением о соответствующем типе учреждения образования или его виде. Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.
На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования. Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования. Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным.
На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования. Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Срок получения: общего базового образования составляет девять лет; общего среднего образования составляет одиннадцать лет (в вечерних школах, вечерних классах - двенадцать лет).
Сроки обучения на ступенях общего среднего образования составляют: на I ступени - четыре года; на II ступени - пять лет; на III ступени - два года (в вечерних школах, вечерних классах - три года).
Учреждение общего среднего образования - учреждение образования, которое реализует образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.


Учреждения общего среднего образования могут быть следующих видов:
- начальная школа:
- базовая школа:
- средняя школа:
- вечерняя школа:
- гимназия:
- гимназия-интернат:
- лицей:
- специализированный лицей:
- суворовское училище:
- кадетское училище:
- школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- санаторная школа-интернат:
- учебно-педагогический комплекс:
- межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации:
- межшкольный центр допризывной подготовки.
Источник: Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.