Основные лекционные вопросы: 1. Сущность понятия «образование». 2. Образование как социокультурный феномен и его социокультурные функции. 3. Тенденции развития образования в мире. 4. Создание образовательной среды.
1. Сущность понятия «образование»
Понятие «образование» происходит от слова «образ». В значении «формирование образа» понятие было введено в научный оборот швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци. В данном значении понятие «образование» использовалось в русской традиции и обозначало «бразовать, образовывать», создавать образ, просвещать. Соответственно, одним из педагогически значимых смыслов образования является его понимание как создание образа, некая завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Источники, раскрывающие смысловые значения категории «образование», могут быть различными. Например, словарная литература. В словарях английского языка словом education (от лат. educatio - воспитание, разведение, выращивание) характеризуется весь процесс приобщения человека к культуре общества. В толковых словарях белорусского языка словом адукацыя определяется процесс приобретения и усвоения знаний, объем знаний, приобретенный в процессе обучения; просвещение. В педагогическом словаре образование определено как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Сущностные характеристики и обоснования категории «образование» представлены в научных определениях, отражающих особенности методологических подходов, концептуальных положений, авторских позиций и др. Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей (Ю.К. Бабанский). Образование - воспитательной воздействие на человека через специально отработанное, особым образом систематизированное и организованное знание (о природе, обществе и человеческом мышлении), с одной стороны, и через организацию познавательных видов деятельности людей - с другой (Н.В. Кузьмина). Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие. (И.Ф. Харламов) Образование есть уникальный механизм передачи и усвоения научной информации, знаний и умений, социального и профессионального опыта от поколения к поколению, формирования личности, ее мировоззрения, различных качеств, культуры (Р.С. Пионова). В учебной литературе к настоящему времени сложились различные трактовки и многочисленные интерпретации понятия «образование». Под образованием понимается: - конкретно зафиксированная культурно-историческая форма общественной практики, обеспечивающая передачу человеку социального опыта в целях обретения им образа, адекватного данной культуре: - воспроизводство, трансляция и освоение в жизнедеятельности новых поколений особо устойчивых элементов культуры - традиций и опыта: - единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, гармонично развитая личность и др.): - процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений. По мнению Б.С. Гершунского, можно выделить четыре аспекта содержательной трактовки понятия «образование»: ценность, система, процесс, результат [9]. 1. Образование как ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом. Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная (приоритет образовательной сферы, ее финансовое, информационное, кадровое, правовое и научно-методическое обеспечение), образование как ценность общественная (решение неотложных для общества образовательных задач, обеспечение развития нравственного, интеллектуального, экономического и культур- 6 нош потенциала общества образовательной сферой), образование как ценность личностная (развитие собственной субъектности, активности, потенциала личности). 2. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа. В традиционном понимании образование - это система образовательных (государственных и негосударственных) учреждений, различающихся по уровню и профилю. Системные свойства придают образованию такие инвариантные качества, как гибкость и динамичность, вариативность и адаптивность, стабильность и прогностичность, преемственность и целостность. 3. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса: технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования. Образование по самой своей сущности - это процесс движения от цели к результату, процесс субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися. Учащиеся по мере активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития переходят из объекта деятельности педагога в субъект педагогической взаимодеятельности. Причем взаимодеятельности (общения, коммуникации) не только педагога с учащимися, но и учащихся друг с другом. 4. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта документом соответствующего образца. Результат в образовании - это фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью ценностей, формируемых в процессе образовательной деятельности. Результатами образования являются: - грамотность (подготовленность человека к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала): - образованность (грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума в объеме, широте и глубине соответствующих знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих характеристик; категория, характеризующая личностные образовательные приобретения, а также общий уровень образованности всего общества): - профессиональная компетентность (уровень собственного профессионального образования, опыта и индивидуальных способностей человека, его мотивированных стремлений к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческому и ответственному отношению к делу); - культура (высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности; глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений): - менталитет (квинтэссенция культуры; воплощение глубинных оснований мировосприятия, мировоззрения и поведения человека). В образовании важна оценка результатов педагогической деятельности на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного социума с учетом динамики общечеловеческих ценностей и идеалов и меняющихся критериев реального материально-духовного прогресса и человека, и общества.
2. Образование как социокультурный феномен и его социокультурные функции
Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка. Различают образование естественное (стихийное), происходящее в обществе постоянно в процессе межличностных отношений и общения, и специально организованное, которым занимаются специалисты - учителя, преподаватели, воспитатели. Организованное и приведенное в систему образование, функционирует в соответствии со сформулированными целями, на которые оно направлено, с прогнозированием результатов, которые должны быть получены в процессе достижения этих целей. Образование как социальное явление - это относительно самостоятельная система, основной функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества. Образование ориентировано на овладение определенными знаниями, умениями, навыками, нравственными ценностями, нормами поведения. Образование как социальное явление - это объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. В то же время образование обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе и динамично адаптируется к их изменениям. Наряду с этим образование сохраняет свою педагогическую суть, выражает складывающиеся и сменяющие друг друга образовательные концепции. Образование как социокультурный феномен выполняет следующие социокультурные функции (Н.В. Бордовская, А.А. Реан): - образование является одним из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры: - образование представляет собой практику социализации человека и преемственности поколений: - образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства: - образование обеспечивает трансляцию культурно-оформленных образцов человеческой деятельности: - образование развивает региональные системы и национальные традиции: - образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества; - образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
3. Тенденции развития образования в мире
Тенденции развития образования в мире: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, мно- гоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность. Гуманизация образования - это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Гуманитаризация - это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей: хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком. Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; составление индивидуальных планов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д. Диверсификация - это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. Стандартизация - это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов. Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.) и др. Многоуровневость - это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень - это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Завершение обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Фундаментализация - усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз. Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
4. Создание образовательной среды
Значимым фактором, влияющим на образованность личности, является образовательная среда, в которой осуществляется образовательный процесс. Образовательная среда - часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от республиканского, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. Если исходить из положения, что всякое знание личностно (М. Полани, С. Тулмин), то образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое - личностное - пространство познания и развития. Образовательная среда современных образовательных систем складывается во взаимодействии новых образовательных комплексов-систем, инновационных и традиционных моделей, систем стандартов образования, интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и, главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами. Еще одним качеством современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использования конкретных особенностей инновационных сред одной страны в образовательном пространстве других стран, что создает схожие образовательные ситуации во многих странах и способствует развитию сферы образования в целом. Это является проявлением тенденций интеграции образовательных процессов в разных странах и регионах в мировое образовательное пространство, которое сегодня развивается на основе идей гуманизации и демократизации. Позитивными проявлениями образовательной среды выступают гуманистические взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная эффективная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и интенсивного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддержка интереса к учению и др. В контексте развития образовательной среды вопрос определения требований, спроектированных на результат, также находит свое отражение. Обязательный перечень требований к подготовке выпускника школы или вуза определяют государственные образовательные стандарты. Образовательный стандарт - технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания. Образовательный стандарт характеризует качество соответствующего уровня образования, отражает социальный заказ, учитывает индивидуальные возможности, потребности личности и системы образования. Качество образования - соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы. Качество образования определяется: - степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения: - соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностных ориентаций): - степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и непрерывном их совершенствовании. Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности того образовательного учреждения, в котором человек получает образование, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно-управленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения. В оценке уровня образованности школьника выделяют уровень элементарной грамотности, функциональной грамотности, предметной и методологической компетентности. При изучении уровня образованности будущего специалиста с высшим образованием оценивается уровень образования в сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных дисциплин, блока дисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации. Образованный человек- это не только знающий и умеющий человек в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородную и возвышенную направленность. Основания для развития образования - это новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы. Развитие образования может быть предметом особых деятельностей, а именно: - проектирования и моделирования новых образовательных учреждений: - программирования управленческих действий в сфере образования: - прогнозирования культурно-исторических и социальных последствий новых образовательных реформ и инноваций в сфере образования: - сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуаций в содержании образования и воспитания молодого поколения. Источник: Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с. |