На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Воспитание физической культуры и здорового образа жизни у школьников
Воспитание физической культуры и здорового образа жизни у школьников
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Основные лекционные вопросы
1. Физическое воспитание школьников.
2. Формирование здорового образа жизни школьников.

1. Физическое воспитание школьников


Физическое воспитание - это процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Физическая культура - одна из ценностей общества, комплекс представлений об идеале, гармонически развитом человеке, знание о единстве тела и духа и система деятельности по сохранению здоровья, развитию духовных и физических сил.
Здоровье понимается не как отсутствие болезни, а как способность активно жить, как состояние благополучия, которое только изначально и отчасти дается природой, но в основном достигается правильным образом жизни. Таким образом, можно видеть связь физической культуры, развития организма, здоровья и образа жизни, поведения человека.


К задачам и содержанию физического воспитания в школе относятся:
• развитие основных двигательных качеств, умений и навыков:
• обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности:
• воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, спортом:
• формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни:
• формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.


Систему физического воспитания в школе составляют физические упражнения, а также знания, приобретаемые в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности. Исторически сложившиеся средства физического воспитания включают гимнастику, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы (солнце, воздух и вода), санитарно-гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений).
Основными методами физического воспитания являются физические упражнения, тренировки наряду с убеждением, инструкциями, положительным примером взрослых. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима дня в школе и дома. На уроках физической культуры целесообразно активное использование подвижных, народных и спортивных игр. Большие возможности для физического развития и просвещения детей в области физического самосовершенствования имеет внеучебная работа: ежемесячные дни здоровья для всей школы, кружки, секции, соревнования, туристические походы, прогулки, игры на воздухе и др.
Как результат физического воспитания выступает физическое развитие. Физическое развитие выражается в тех качественных изменениях, которые происходят в человеке при укреплении его физических сил и здоровья под влиянием благоприятной природной среды, собственной работы над собой и специально организованного воспитания.
К критериям физической воспитанности относятся соответствующие возрастным возможностям детей показатели физического развития: двигательные качества, умения и навыки, выносливость, ловкость, способность выдерживать нагрузки в беге, подтягивании, упражнениях, закаленность организма, здоровье, владение умениями и навыками, необходимыми для активного участия в спортивных играх.

2. Формирование здорового образа жизни школьников.

Физическое воспитание тесно связано с формированием здорового образа жизни школьников - предупреждении, профилактике вредных привычек и поведения, которые оказывают разрушительное воздействие на физическо-физиологическое здоровье и имеют серьезные морально-психологические и социальные последствия. К этим привычкам и поведению относятся: курение, употребление алкоголя, наркотиков, ранняя половая жизнь и неразборчивое сексуальное поведение, сексуальная распущенность. Следовательно, задача школы и общества по формированию здорового образа жизни - это привитие резко негативного отношения к такому поведению и образу жизни, его категорического неприятия и одновременно утверждение в сознании молодежи социально одобряемых ценностей и поведения, не вредящего здоровью.
Основой формирования здорового образа жизни в деятельности учителей должны бsnь глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой, гармонической и счастливой жизни каждого. Учителя должны использовать все средства просвещения и пропаганды: лекции, объяснения, наглядные пособия, аудиовизуальные материалы, дискуссии, игры, личное влияние, пример и др. Школьные психологи и учителя могут проводить тренинги по выработке поведения, сохраняющего здоровье и способствующего личностному росту.
Во внеурочной работе школы должны создаваться условия для альтернативного поведения, свободного от вредных увлечений, от зависимостей. Вовлечь в социально значимую деятельность, организовать интересную и содержательную жизнь детей и подростков, предоставить возможности для разнообразных занятий: познавательных, исследовательских, худо жест венных, технических, спортивных и др. Данное направление работы требует тесного сотрудничества с общественными организациями и государственными учреждениями, а также привлечение родителей.
В соответствии с Концепцией здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений; умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; сформированности навыков личной гигиены; наличии умений и навыков сохранения и укрепление здоровья.
Содержание воспитательной работы по формированию здорового образа жизни направлено на усвоение обучающимися многогранности понятия «здоровье», восприятие его как общечеловеческой и личностной ценности; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; приобщение к занятиям в спортивных кружках и секциях; формирование культуры питания, труда и отдыха; предупреждение вредных зависимостей.


Условия воспитания здорового образа жизни:
• сотрудничество учреждений образования с семьей, учреждениями, подведомственными Министерствам здравоохранения, спорта и туризма Республики Беларусь, другими заинтересованными:
• формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и его пропаганда; педагогический коллектив как эталон здорового образа жизни:
• внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, противодействие распространению вредных зависимостей:
• систематические занятия обучающихся физической культурой, спортом и туризмом;
• организация воспитания в процессе оздоровительного отдыха.


Учет возрастных особенностей в процессе формирования здорового образа жизни.
Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: формирование навыков личной гигиены, приобщение к занятиям физической культурой.
Обучающиеся на I ступени общего среднего образования: формирование представлений об основных способах и методах сохранения и укрепления здоровья; занятия в спортивных кружках и секциях; участие в спортивных соревнованиях и праздниках, формирование культуры здорового питания.
Обучающиеся на II ступени общего среднего образования: освоение основных способов и методов сохранения и укрепления здоровья; занятия в спортивных кружках и секциях с учетом особенностей растущего организма: неприятие табакокурения, употребления алкоголесодержащих веществ.
Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования: осознание здоровья как ценности; формирование положительных установок здорового образа жизни, неприятие табакокурения, употребления алкоголесодержащих, психоактивных веществ и т.п.; совершенствование физических умений и навыков; профессиональный выбор в сфере физической культуры и спорта; умение сохранять здоровье в процессе профессиональной деятельности; осознание важности сохранения физического и психического здоровья для полноценной и качественной жизни.
Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования: выбор и реализация приемлемых для личности здоровьесберегающих технологий; осознание важности сохранения репродуктивного здоровья для создания полноценной семьи.

Источник: Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.