Основные лекционные вопросы 1. Общая характеристика педагогического процесса. 2. Закономерности и принципы педагогического процесса. 3. Состав и структура педагогического процесса.
1. Общая характеристика педагогического процесса
Понимание сущности педагогического процесса отталкивается от значения понятия «процесс», которое трактуется как прохождение. продвижение, продвижение вперёд, изменение. Существует ряд определений педагогического процесса. Педагогический процесс -это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Педагогический процесс - это целенаправленная организация жизнедеятельности детей в соответствии с поставленными целями на основе знания законов воспитания и развития личности. Педагогический процесс существует как научно обоснованная и развивающаяся система «воспитатель - воспитанник», которая опирается на теорию возрастного развития личности и мастерство педагога. Педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников направлен на решение развивающих и образовательных задач. Главной характеристикой педагогического процесса является целостность. Целостный педагогический процесс характеризуется высшим уровнем развития, является результатом стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса. Целостность педагогического процесса обеспечивается единством образовательных, развивающих, воспитательных задач и наличием определенной учебно-воспитательной программы. Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития. Выделяют образовательную, воспитательную, развивающую функции педагогического процесса. Образовательная функция включает формирование мотивации к учебнопознавательной деятельности, опыт практической и творческой деятельности, освоение научных знаний, умений и навыков, освоение ценностных ориентаций, выстраивание взаимоотношений. Она реализуется, прежде всего, в процессе обучения, во внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования. Воспитательная функция включает формирование отдельных качеств, свойств и отношений личности реализуется в воспитательном пространстве, в котором происходит взаимодействие педагога и воспитанника и отражается в тех изменениях, которые происходят в личности учащегося. Воспитательную функцию реализуют учебные планы и программы, формы, методы и средства, используемые в учебном и воспитательном процессах. Развивающая функция определяет формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности в процессе обучения, воспитания, образования в целом. Например, развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений. Данная функция обеспечивает единство остальных функций и процессов, составляющих целостный педагогический процесс. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляют главную сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как объединяющая система включает процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. В тоже время педагогический процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Что подчеркнуто в определении педагогического процесса М.А. Данилова, который характеризует педагогический процесс как внутренне связанную совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Таким образом, главными характеристиками педагогического процесса, подчеркивающими подчинение всех составляющих его процессов единой цели, являются целостность, общность, единство. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: - в единстве и самостоятельности процессов, его образующих: - в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; - в наличии общего и сохранении специфического. Развитие педагогического процесса определяет разрешение противоречий, которые возникают внутри процесса и при его взаимодействии с другими процессами. Своевременное выявление и разрешение наметившегося противоречия есть главная движущая сила совершенствования педагогического процесса. Все педагогические противоречия могут быть поделены на две группы: социально-педагогические противоречия между педагогическим и ведущими социальными (экономическим, политическим, духовно-нравственными, бытовым, культурным) процессами, а также собственно педагогические, внутренние противоречия, отражающие диалектику самого педагогического процесса. Внутренние противоречия педагогического процесса являются движущей силой и источником совершенствования воспитательных отношений педагогов и детей. Они могут быть объективными и субъективными. Объективные противоречия возникают и существуют независимо от воли и сознания отдельных людей. Главным внутренним объективным противоречием педагогического процесса и развития личности в детском возрасте является постоянно возникающее несоответствие между активно-деятельной природной сущностью ребенка и преобразующими ее проявления жизненными условиями. Субъективные противоречия возникают в результате отставания педагогической науки, ее теорий, концепций, систем, представлений от меняющихся условий и требований общественной жизни к образованию, воспитанности человека.
2. Закономерности и принципы педагогического процесса
Закономерности отражают объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. В педагогическом процессе проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяют [40]: • закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе, что означает, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Например, тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты: • закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от: 1) наследственности: 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия: • закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых: • закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов: • закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного: • закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается: 1) качеством педагогической деятельности и 2) качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых: • закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены: 1) потребностями общества и личности; 2) возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества; 3) условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и др.). Изложенные закономерностями не исчерпывают всех связей, действующих в педагогическом процессе. Принцип - это руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающие из установленных наукой закономерностей. Принципами педагогического процесса называют определенную систему исходных, основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего и гармоничного развития личности. Если закономерности выражают существенную, необходимую связь между причиной и следствием, то вытекающие из закономерностей принципы являются основополагающими требованиями, которые определяют общее направление педагогического процесса, его цели, содержание и методику организации. Принципы педагогического отражают специфику составляющих его процессов - обучения и воспитания. Основными в педагогическом процессе являются принципы: - целенаправленности педагогического процесса: - связи педагогического процесса с жизнью: - научности содержания педагогического процесса: - доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; - систематичности и последовательности: - сознательности, активности, самодеятельности, творчества учащихся в сочетании с педагогическим руководство: - связи обучения и воспитания с трудом: - наглядности: - коллективного характера обучения и воспитания; уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему: - прочности, осознанности и действенности итогов образования, воспитания и развития: - выбора оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания: - комплексного подхода к воспитанию. Данные принципы дают направления для организации и осуществления педагогического процесса, решения педагогических задач в различных педагогических ситуациях.
3. Состав и структура педагогического процесса
Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Педагогический процесс включает такие компоненты, как педагоги, учащиеся, педагогическое взаимодействие, педагогическая цель и задачи, содержание, педагогические средства, педагогическая диагностика, педагогические условия, результат педагогического взаимодействия. Ю.К. Бабанский [2] выделял 4 компонента педагогического процесса: целевой компонент, содержательный компонент (смысл), деятельностный компонент (организационно-управленческий) (деятельность педагогов, сотрудничество), результативный. Данные компоненты характеризуют следующим образом: • целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от идеальной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов: • содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу: • деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в педагогической литературе называется еще организационным или организационно-управленческим'. • результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. В каждом из этих компонентов непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового личностного качества. Отсутствие одного из компонентов разрушает целостность педагогического процесса как системы. С.С. Кашлев [23] предложил следующую структуру педагогического процесса: педагогическая диагностика, целеполагание, отбор системы педагогических средств, организация непосредственного взаимодействия, результат и анализ результата. Педагогический процесс начинается с педагогической диагностики, с изучения педагогом уровня развития учащихся, состояния педагогического взаимодействия. По результатам педагогической диагностики определяются педагогические цели и задачи, т. е. осуществляется целеполагание (постановка, формулировка целей и задач развития учащихся). Для реализации поставленных педагогических целей и задач педагог отбирает систему педагогических средств (содержание, виды и формы деятельности, методы и приемы, педагогические технологии др.). Далее педагог непосредственно организует педагогическое взаимодействие с учащимися, создавая комплекс педагогических условий (условий оптимального развития учащихся). Заканчивается педагогический процесс получением определенных результатов состоявшегося педагогического взаимодействия, результатов развития учащихся и педагога. Эти результаты анализируются педагогом для корректировки, уточнения цели и задач на новом этапе педагогического процесса. Содержание педагогического процесса заключено в ряде документов, регламентирующих развитие системы образования, организацию учебного и воспитательного процессов, а также в специальных программах, отражающих основы человеческого опыта в области социальных отношений, идеологии, духовного и материального производства, труда, науки и культуры.
Источник: Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с. |