Основные лекционные вопросы 1. Сущность содержания образования. 2. Теории и концепции формирования содержания образования. 3. Основные компоненты содержания образования. 4. Принципы и критерии отбора содержания образования. 5. Документы, определяющие содержание образования.
1. Сущность содержания образования
Отвечая на вопрос «чему учить», в педагогике переходят к определению содержания образования. Содержание образования - средство обучения и фактор воспитания и развития. Содержание образования - педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин). Содержание образования, подлежащее усвоению учащимися, определяет развитие личности и является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения. Культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в про- 120 цессе обучения, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности (Б.М. Бим-Бад и А.В. Петровский). Содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность. В этой связи оно выступает как содержание триединого целостного процесса образования личности через усвоение опыта, воспитания и развития (В.С. Леднев). Содержание образования - система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И.Ф. Харламов). В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате педагогического процесса. Такой подход к определению содержания образования называется знаниево- ориентированным. При таком подходе в центре внимания находятся знания как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества. Знаниево-ориентированное содержание образования способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения содержание образования является жизнеобеспечивающей системой. Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания выступают абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. В последнее десятилетие в контексте идеи гуманизации образования все более утверждается личностно ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. При личностно ориентированном подходе к содержанию образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности ее самореализации в культурно-образовательном пространстве. Личностно ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать): его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие природных, социальных и культурных начал осуществляется в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей. Детерминантами содержания образования называются факторы, определяющие его структурные компоненты и их взаимосвязи. Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности. Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Поэтому изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях - не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного. Следующую детерминанту определяют через рассмотрение динамики личности. Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта. И осуществляется оно в процессе деятельности. Таким образом, деятельность имеет одним из своих продуктов развитие самого субъекта, поэтому учение должно являться развивающим видом деятельности. Его влияние на развитие личности возрастает, если оно взаимосвязано с другими видами деятельности (трудовой, игровой, общественной). Исходя из этого, деятельность личности также является детерминантой содержания образования. При этом оно выступает как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин [34; 57] считают, что главная социальная функция образования - передача опыта, накопленного предшествующими поколениями. В связи с этим опыт тоже является детерминантой содержания образования.
2. Теории и концепции формирования содержания образования
В истории и теории педагогики существуют разнообразные теории содержания образования. Теория дидактического материализма. Сторонники теории (их называют «энциклопедистами». К ним относились чешский педагог Я. А. Коменский, английский поэт и историк Дж. Мильтон, немецкий педагог И.Б. Беседов) утверждали, что основная цель школы - в передаче обучаемым как можно большего объема знаний из различных областей науки. Они считали, что глубина понимания определенного фрагмента деятельности пропорциональна количеству изученного материала. Исходя из этого, стремились включить в программу изучения предметов как можно больше материала. В итоге образование оказывается малоэффективным, потому что большой поток информации может быть усвоен фрагментарно и поверхностно, прежде всего, за счет памяти. Теория дидактического формализма. Сторонники данной теории в противоположность представителям энциклопедизма образование и обучение рассматривали только как средство развития способностей и познавательных интересов обучаемых. Соответственно, в содержании образования, например в учебных программах, предлагалось отразить прежде всего инструментальные предметы (языки, математика), не используя богатый запас фактов, которыми располагают предметы обучения (И. Гербарт, Г. Спенсер), не учитывая тесной связи между содержанием и формой, между определенными фактами и обусловленными интеллектуальными операциями (Ж. Пиаже). Теория дидактического утилитаризма. Представители (Дж. Дьюи, Г. Кершентейнер) и сторонники (их называли прогрессивистами) считали, что основным критерием, которым следует руководствоваться при определении содержания образования, является реконструкция социального опыта, разнообразные же практические занятия должны играть роль фактора, активизирующего мышление и деятельность обучаемых. Построение программ образования, по их мнению, должно быть основано на следующих принципах: проблемного подхода, предлагающего представление содержания в виде междисциплинарных систем знаний; формирования практических умений в ходе решения определенных проблем; объединения работы с игрой; активизации деятельности обучаемых, подчеркивающей необходимость самостоятельности получения знаний и умений, когда это представляется возможным и целесообразным с педагогической точки зрения; вовлечения обучаемых в жизнь их социального окружения, частью которых они являются. Теория гуманистического образования. Основные задачи этой теории таковы: - воспитание свободной личности, имеющей твердую самоконцепцию и способной к самореализации: - воспитание человека, который может любить, глубоко чувствовать, творить и продолжать процесс самообразования: - создание необходимых условий для развития заложенного в человеке потенциала: - стремления к обучению и саморазвитию. Рассматривая обучение прежде всего как процесс становления личности, многие представители гуманистического образования (Ф. Блум, А. Комбс. Д. Снуг, С. Паттерсон и др.) считали необходимым более последовательно проводить и развивать принцип индивидуализации, под которым большинство из них понимает выявление индивидуальных возможностей. Исходя из этого принципа, учащийся должен быть вовлечен в деятельность, соответствующую его интересам и способностям. В основе обучения лежит информирование учащихся о целях обучения вообще, задачах того или иного курса, предоставление возможности разработать индивидуальную программу и заниматься по ней. активное участие студента в учебном процессе. Теория функционального анализа развивала положение об интегральной связи познания с деятельностью. Основным критерием, которым следует руко- водствоваться при отборе и построении содержания образования, должен быть мировоззренческий подход. Нужно предоставить учащимся возможность использовать приобретенные знания для решения задач практического характера, связанных с преобразованием доступных им фрагментов природной, общественной, культурной и технической действительности. Теория личиостио ориентированного образования направлена на обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Содержание и процесс образования максимально осмысленны и индивидуально значимы. За участниками образовательного процесса признается право на участие в определении направления образования, его содержания и форм организации. Главной действующей силой является учение, соответственно активности самих учеников. Главный способ познания - на собственном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверки гипотез. Знания появляются у ребенка как ответы на собственные вопросы - и потому знания индивидуальны и ценны для самого человека. Акцент делается не на объективном знании, а на человеческом измерении. Такое познание - познание самого себя, открытие мира в себе и через себя. Равноценность и равноправие взрослого и ребенка в учебном процессе. Основной стратегией выступает стратегия помощи, поддержки и уважения ребенка. Учитель и ученик сотрудничают, совместно осуществляют определенную активность, направленную на общую цель - развитие и личностный рост каждого. Для того чтобы эти отношения формировались, важны три базовые условия личностного роста - конгруэнтность, принятие ребенка и эмпатия. Соответственно готовность к профессиональной деятельности педагога определяется его личностной зрелостью. Смена подходов к сущности содержанию образования показывает, что оно имеет исторический характер. Определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания меняется и содержание образования.
3. Основные компоненты содержания образования
Основные компоненты содержания образования: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Когнитивный опыт личности. Этот компонент включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, учит диалектическому подходу к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие. Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт). Знания о способах осуществления деятельности содержатся уже в первом компоненте содержания общего образования и базовой культуры личности. Но одних знаний недостаточно. Нужно усвоить опыт их применения, то есть умения 124 и навыки, выработанные человечеством. Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) умения и навыки могут быть общими для всех учебных предметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т. п.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение физических или математических задач, постановка опытов по химии и т. и.). К общеинтеллектуальным умениям и навыкам (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, аналогия и др.) вплотную примыкают общеучебные: конспектирование, аннотирование, работа с учебником, словарями, справочниками и т.п. Таким образом, практический компонент содержания образования составляет система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности и обеспечивающих способность обучающихся к сохранению культуры. К этим видам деятельности относятся познавательная, трудовая, художественная, общественная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. Опыт творческой деятельности. Этот компонент содержания общего образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются в следующем: - самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию: - видение новой проблемы в знакомой ситуации: - видение структуры объекта и его новой функции: - самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый: - нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств: - построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных. Опыт отношений личности - владение системой мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. Культура чувств - особый феномен, являющийся следствием социального развития человека. Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями является условием формирования системы ценностей, идеалов, а в конечном итоге и мировоззрения личности. Все компоненты содержания образования и базовой культуры личности взаимосвязаны.
4. Принципы и критерии отбора содержания образования
Общие принципы отбора школьного образования давно служат предметом обсуждения в педагогике (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев. В.В. Краевский, В.С. Леднев). В содержание образования предлагалось включить: - основы всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира, т. е. совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий, базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой: - основные области применения, приложения теоретического знания: - методологические знания, обеспечивающие сознательность усвоения и развитие мышления, в т. ч. сведения об истории познания: - сведения, необходимые для обеспечения всех или многих сфер человеческой деятельности: - нерешенные, но важные научные и социальные проблемы: - обобщенные идеи и положения, дающие понятие о единстве и развитии мира. При отборе содержания образования признавалось необходимым: учитывать возрастные возможности обучающихся и логику их развития; обеспечить социальную и личностно ориентированную направленность изучаемого материала. Вся номенклатура принципов полностью отражается в трех основных принципах, определенных В.В. Краевским: - принципе соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества: - принципе учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения, который предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех предметах учебного плана: - принципе структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, который предполагает взаимную уравновешенность, пропорциональность, и гармоничность компонентов содержания образования. К названным трем принципам отбора содержания образования В.И. Заг- вязинский присоединяет четвертый принцип - принцип отражения в содержании образования всех ведущих элементов мировой и отечественной культуры, содержащих потенциал личностного развития обучаемых. Из указанных принципов следуют критерии отбора содержания образования, это критерии: - целостного отражения основных компонентов социального опыта, перспектив его развития, задач всестороннего развития личности: - выделения главного и существенного в содержании образования, высокой значимости изучаемого: - соответствия возрастным возможностям учащихся: - соответствия выделенному на изучение данного предмета времени: - учета отечественного и международного опыта формирования содержания учебных программ: - соответствия содержания учебно-материальному и методическому оснащению школы с учетом реальных перспектив ее развития. При формировании содержания образования указанные принципы и критерии могут иметь общий характер, а ведущим средством его создания выступят государственные образовательные стандарты. Образовательный стандарт - технический нормативный правовой акт. определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания [25]. Стандарт образования включает: - описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое должно быть предоставлено обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки: - требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания: - максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения. В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает: - владение базовыми понятиями и умениями: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержание понятия, его объем; г) давать практическую интерпретацию понятия: - знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов: - умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации: - сформированность собственных суждений в области теории и практики данной образовательной сферы: - знание основных проблем современного общества и понимание своей роли в их решении: - владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности. Согласно принятому стандарту содержание образования по каждому учебному предмету содержит две основные части: - неизменяемое инвариантное ядро: - вариативную часть, постоянно обновляющуюся и изменяющуюся. Государственный стандарт является базовым документом для создания учебных планов и программ, учебников и учебных пособий.
5. Документы, определяющие содержание образования
Содержание образования регламентируется следующими документами: учебными планами, учебными программами по предметам, фиксируется в учебниках, учебных пособиях и электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах) и др. Данные документы обеспечивают три основных уровня формирования содержания образования: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала. Учебный план - нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения: недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года. Учебные планы подразделяются на: • типовой учебный план общего среднего образования: • учебные планы учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования: • экспериментальные учебные планы учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования: • индивидуальные учебные планы. Типовой учебный план общего среднего образования является техническим нормативным правовым актом и состоит из типовых учебных планов учреждений общего среднего образования каждого вида. Типовой учебный план учреждения общего среднего образования соответствующего вида включает в себя перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам, устанавливает количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий и консультаций, обязательную и максимальную допустимую учебную нагрузку в неделю на одного учащегося в каждом классе и общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий. Типовой учебный план общего среднего образования разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Учебный план учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, разрабатывается учреждением образования ежегодно на основе типового учебного плана учреждения общего среднего образования соответствующего вида и утверждается его руководителем по согласованию с учредителем. Экспериментальный учебный план учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, апробируется в учреждении образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность. Данный план разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или вре- менно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию. Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями образования на основе учебного плана учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, и утверждаются их руководителями. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах). Учебный предмет - это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства. На уровне учебного предмета проектирование содержания образования предполагает работу над отдельными его элементами, определение их целей и функций в целостном контексте стандарта. На этом же уровне формируется и конкретизируется представление об основных формах реализации содержания учебного предмета в педагогическом процессе, последовательно фиксируемого в соответствующих нормативных документах - учебных программах. Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и определением общего времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. В типовой учебной программе аккумулируется историко-педагогический опыт, отражаются требования достижений педагогической и психологической наук. По мере социального, научно-технического прогресса и развития педагогической науки и практики периодически возникает необходимость пересмотра учебных программ. Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования Республики Беларусь и имеют рекомендательный характер. Рабочие учебные программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы на основе типовой программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся. Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных) . Исторически сложились два структурных способа изложения учебного материала в программах: концентрический и линейный. В последнее время получает распространение спиральный способ изложения. Существует также смешанная структура изложения учебного материала. Линейный способ изложения состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы. При концентрическом способе изложения материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях. Концент- ризм обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся. Характерной особенностью спирального способа изложения материала является то, что постоянно расширяется и углубляется круг знаний по исходной проблеме. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре таких перерывов нет. Существует также смешанный способ изложения материала, представляющий собой комбинацию вышеуказанных подходов. Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый - объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй - собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий - некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков. Специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике, по видам деятельности обусловливает вариативность программных структур. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования Республики Беларусь для всех школ страны. Учебник - это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету. Д.Д. Зуев [18], исследовавший проблемы школьного учебника, выделил и описал его функции: • информационная функция - обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира: • трансформационная функция заключается в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблем- ности и возможности его творческого освоения: • систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета; • функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов: • интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук: • координирующая функция способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов и т.д.): • развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству: • обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования. Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. Также выделяют основные, дополнительные и пояснительные тексты. Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: теоретико-познавательный и инструментально-практический. К теоретико-познавательному компоненту относятся: базовые термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п. К инструментально-практическому компоненту относятся характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал. Дополнительный текст включает документы; хрестоматийный материал: обращение к читателям; биографические, народоведческие, статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы. Пояснительный текст включает предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели. Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. К учебнику предъявляются требования: - дидактические - учебник должен в единстве отражать логику науки, логику учебной программы и логику учебного предмета; содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями; формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью; представлять собой изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов; развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности: - психологические - учитывать особенности восприятия, мышления, памяти учеников: - эстетические - учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий и др.: - гигиенические - учебник должен быть напечатан на качественной бумаге, оформление должно быть обеспечено экологически чистыми материалами, прочно нанесенными и т.д. Содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях, расширяющих некоторые стороны учебника и имеющих своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.). Учебные пособия - специально изготовленные материалы, использующиеся в качестве источника знаний. Учебные пособия принято классифицировать на печатные, объемные, экранные и звукотехнические. Учебные пособия бывают различных питое', хрестоматии, справочники, задачники, книги для дополнительного чтения, практикумы, сборники текстов, словари, карты, атласы, учебные пособия для учащихся и учителей, учебнометодические комплексы, рабочие тетради и пр. Фиксируется также содержание учебного материала на электронных накопителях: видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах и др. Источник: Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с. |