На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Обучение как способ организации педагогического процесса
Обучение как способ организации педагогического процесса
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Основные лекционные вопросы
1. Сущность и движущие силы процесса обучения.
2. Функции и структура процесса обучения.
3. Закономерности процесса обучения.
4. Дидактические принципы и их характеристика.


1. Сущность и движущие силы процесса обучения.

Для понимания сущности процесса обучения важно разобраться в основных понятиях теории обучения: обучение, процесс обучения, учение, преподавание. Данные категории имеют ряд определений.
Обучение - это процесс целенаправленный, управляемый, в котором учитель излагает знания, дает задания, учит методам и приемам сознательного приобретения, закрепления и применения знаний, проверяет качество знаний, умений и навыков. При этом он постоянно заботится о развитии познавательных способностей школьников (Б.П. Есипов).
Обучение - планомерная и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности. Обучение являет-
ся целенаправленной деятельностью, это подразумевает намерение учителя стимулировать учение как субъективную деятельность самих учащихся (В. Оконь).
Обучение - целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений (Е.С. Рапацевич).
Несмотря на различия в формулировках понятия «обучение», в них есть общие признаки. Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.
Наряду с понятием «обучение» используется понятие «процесс обучения».
Процесс обучения - это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями (Н.В. Савин).
Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели - вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию (Г.И. Щукина).
Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников (Ю.К. Бабанский).
Различное понимание процесса обучения свидетельствует, что это достаточно сложное явление. Если обобщить приведенные понятия, то процесс обучения можно определить как взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями.
Для процесса обучения характерны следующие признаки: а) целенаправленность; б) целостность; в) двусторонность; в) совместная деятельность учителя и учащихся; г) управление развитием и воспитанием учащихся; д) организация и управление этим процессом.
Таким образом, педагогические категории «обучение» и «процесс обучения» - не тождественные понятия. Категория «обучение» определяет явление, тогда как понятие «процесс обучения» (или «учебный процесс») - это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.
Процесс обучения включает деятельность ученика (учение) и деятельность учителя (преподавание). Учение - это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприя- 134
тии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей. Преподавание - это целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организации восприятия, осмыслению излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.
Таким образом, задачами процесса обучения являются:
• стимулирование учебно-познавательной активности учащихся:
• формирование познавательных потребностей:
• организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками:
• развитие познавательных и творческих способностей обучающихся:
• формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности:
• формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры.
Движущими силами процесса обучения являются внешние и внутренние противоречия.
Внешние противоречия - это противоречия, возникающие между постоянно возрастающими требованиями общества к процессу обучения и актуальным, текущим состоянием этого процесса.
Внутренние противоречия - это противоречия, возникающие внутри самого процесса обучения. К ним относятся:
- противоречия между выдвигаемыми ходом обучения теоретическими и практическими задачами и достигнутым уровнем обученности, воспитанности и развитости учащихся:
- противоречия между требованиями педагога и возможностями учащихся:
- противоречия между содержанием сформировавшегося до начала обучения личного опыта учащихся и его недостаточностью для решения теоретических и практических познавательных задач:
- противоречия, возникающие между отдельными аспектами содержания учебного предмета и соответствующей научной дисциплины и др.
Не любое противоречие становится движущей силой, а лишь то, которое на данный момент актуализировано задачами процесса обучения и сформированным уровнем готовности личности к их решению.


2. Функции и структура процесса обучения


Целостный процесс обучения выполняет ряд важных функций.
Образовательная функция состоит в обеспечении учащихся системой научных знаний, умений и навыков. В соответствии с ней главное назначение процесса обучения заключается в том, чтобы:
• обеспечить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования:
• научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности:
• научить самостоятельно приобретать знания:
• расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения.
Развивающая функция обеспечивает развитие духовных и психологических качеств учащихся, а именно:
• логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление и др.):
• воображения:
• различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной, эмоциональной и т. п.):
• качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность):
• речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения мысли):
• познавательного интереса и познавательных потребностей:
• сенсорной и двигательной сфер.
Воспитывающая функция обучения заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей развития личностного потенциала учащихся, проявляется в обеспечении:
• осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой:
• формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками:
• воспитания нравственных качеств личности:
• формирования положительных мотивов учения:
• формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе:
• воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.
Кроме образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям обучаемых, организовывал их на познание нового.
Названные функции учебного процесса говорят о его многоаспектности и целостности.
Вместе с тем при всей целостности процесса обучения, он состоит из составных частей, то есть имеет собственную структуру. Существуют различные подходы в определении структуры учебного процесса. Одним из таких подходов является соотнесение звеньев учебного процесса с этапами научного 136
познания. При этом выделяются специфичные для учебного процесса звенья: подготовка к восприятию знаний, восприятие новых знаний, формирование научных понятий, закрепление знаний и выработка на их основе умений и навыков, использование полученных знаний в новой ситуации, контроль за качеством усвоения содержания образования (М.А. Данилов, Б.П. Есипов. Н. А. Сорокин, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов и др.)
Процесс обучения начинается с подготовки к восприятию новых знаний. Эго звено предполагает актуализацию имеющихся знаний и умений для успешного решения учащимися новой познавательной задачи; развитие учителем интереса к предлагаемому на данном уроке материалу на основе проблемной ситуации, истории вопроса и т. п. и к предмету в целом. В этом же звене идет проверка и корректировка знаний и умений, необходимых для успешного овладения новым материалом.
После создания потребности в знаниях учитель организует процесс восприятия новых знаний. Восприятие предполагает целостное отражение всего материала в сознании учащихся, однако уже в процессе восприятия учитель выделяет главное, существенное. Этому способствует план изложения материала; вопросы, написанные на доске, на которые нужно будет ответить после знакомства с новой информацией. Выделение главного, существенного в восприятии создает условия для перехода к следующему звену учебного процесса.
На основе умело организованного восприятия учебного материала учитель формирует научные понятия. Понятие - это форма абстрактного мышления, отражающая самые существенные признаки предмета или явления, а также устойчивые объективные внутренние связи между явлениями или предметами, выраженными в законах, закономерностях. Выделение главного облегчает формирование научных понятий. Процесс формирования научного понятия начинается с операции сравнения известного с неизвестным. Учащиеся находят сходные признаки, различия, потом дается определение понятия.
Новое знание пока не стало орудием мышления ученика. Его следует закрепить, поэтому учитель использует первичное закрепление, а затем различные виды повторения: текущее и обобщающее. Важным условием эффективности повторения являются элементы новизны, позволяющие сделать процесс обучения творческим, осознанным. На основе многократных повторений одних и тех же действий с элементами новизны у учащихся формируются умен ия и навыки. Умения - это знания в действии. Умения можно сформировать только при условии полного понимания изучаемого материала. Скорость формирования умений отражает степень осознанности и понимания учеником изучаемого материала. На основе умений (например, писать или читать) формируются навыки, под которыми часто понимают «автоматизированное» умение. Основным содержанием данного звена является система разнообразных упражнений, так как именно они и позволяют сформировать устойчивый динамический стереотип, который называют умениями и навыками.
Обеспечив усвоение материала по изучаемой теме, учитель включает эти новые знания в систему уже имеющихся знаний, умений и навыков. Эго звено учебного процесса предполагает использование изученного в новых ситуациях, чтобы добиваться гибкости знаний, их критичности и креативности.
Последним звеном учебного процесса является контроль как звено обратной связи. В процессе контроля учитель выявляет пробелы в знаниях ученика и оказывает ему помощь в преодолении и предупреждении отставания. Кроме того, учитель контролирует и качество своей работы. С помощью различных форм и видов контроля обеспечивается мотивация и дальнейшая успешная познавательная деятельность обучаемых и деятельность учителя.
Процесс обучения - целостный, поэтому в каждом звене учебного процесса отражаются и все другие звенья. Уже на этапе подготовки к восприятию знаний есть и восприятие, и оперирование понятиями, и закрепление, и контроль. Но, несмотря на это, каждое звено выполняет свою специфичную задачу при всей условности разделения учебного процесса на этапы.
Существуют и другие подходы в характеристике структуры учебного процесса. Одним из них является характеристика процесса обучения с точки зрения управляемой системы (П.И. Пидкасистый и др.). В структуру учебного процесса включают содержательный, процессуальный и мотивационный компоненты.
Содержательный компонент отражает систематизированную совокупность научных знаний, умений и навыков, отобранных в соответствии с государственными образовательными стандартами. В систему научных знаний включаются научные понятия, законы, принципы, правила, теории. Научное знание описывает, объясняет, помогает прогнозировать и преобразовывать окружающую действительность и самого человека. Основы научных знаний составляют учебные предметы, содержание которых адаптировано к познавательным возможностям учащихся на каждой ступени обучения, их возрастным особенностям.
Процессуальный компонент включает методы, приемы и средства, позволяющие освоить предлагаемое содержание, а также сформировать умения и навыки у учащихся, которыми они будут пользоваться всю жизнь. К таким умениям относятся обобщенные интеллектуальные умения, общетрудовые умения и навыки, двигательные умения и навыки, умения создавать прекрасное и использовать его в повседневной жизни и досуговой деятельности. Характерным для умений является их обобщенность, они могут переноситься из одной области деятельности в другую.
Мотивационный компонент включает формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая побуждала бы их к упорной систематической работе. Мотивы придают учебной деятельности значимый смысл и определяют восприятие учения как жизненно важную цель, а не только средство достижения других целей. Положительные мо- 138
тивы формируются педагогом в ходе целенаправленного развития мотивационной сферы обучаемых.
Результативность участия обучающегося в учебном процессе характеризуется его обучаемостью и обученностью. Обучаемость - это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность - это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).


3. Закономерности процесса обучения

Понятия «закон» и «закономерность» употребляются в педагогике как философские категории. Закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Педагогический закон - это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования. Если же такой характер связи наблюдается при определенных условиях, то эти связи выражают закономерности.
Закономерности обучения - это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения; связи, при которых изменения одних частей, компонентов вызывают определенные изменения других.
Различают общие и частные (конкретные) закономерности. Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают своим действием всю систему обучения. Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения. Современной науке известно большое количество частных закономерностей процесса обучения.
К общим закономерностям относятся:
закономерности цели обучения: цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики и др.:
закономерности содержания обучения: содержание обучения зависит от возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения и др.:
закономерности качества обучения: эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала и др.:
закономерности методов обучения: эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, возраста учащихся и др.:
закономерности управления обучением: продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения, обоснованности корректирующих воздействий и др.:
закономерности стимулирования обучения: продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения, внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
К частным закономерностям процесса обучения относятся закономерности [48]:
• собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т. д.):
• гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.):
• психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т. д.):
• социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, стиля общения учителя с учащимися ит. д.):
• организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т. д.).
Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.


4. Дидактические принципы и их характеристика

Принципы обучения (дидактические принципы) - это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности. Поэтому принципы являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Они охватывают все стороны процесса обучения.
В то же время принципы носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.
Соблюдение принципов обучения - важнейшее условие эффективности процесса обучения, показатель педагогической культуры преподавателя.
Отдельные стороны применения того или иного принципа обучения раскрывают дидактические правила. Правила вытекают из принципов обучения.  
Правила обучения - это конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Впервые в истории педагогики дидактические принципы сформулировал Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» (1632), это следующие принципы: наглядности, сознательности, систематичности и последовательности, по- сильности, прочности. В настоящее время этот перечень принципов, при их сохранении, дополняется другими принципами.
Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.
Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.
Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении - это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний.
Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.
Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся.
Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами.
Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.

Источник: Общая педагогика : курс лекций : в 2 ч. - Ч. 1 : Введение в педагогическую деятельность. Педагогика современной школы / Е. А. Башаркина. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова». 2013.-224 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.